Как сделать меньше задержку в reaper

Обновлено: 06.07.2024

Первое видео цикла «Создаем музыку в Reaper для начинающих«. В этом цикле видеокурсов мы постараемся детально изучить работу в программе Reaper, создав в ней полноценную композицию в домашних условиях, включая все этапы создания песни, в т.ч. запись и сведение. Более того, мы будем делать трек не по шаблону (унцы-унцы): мы постараемся сделать его оригинальным, будем экспериментировать со звуком, искать интересные сочетания ритмов и ритм-секций, по ходу знакомиться с некоторыми плагинами и инструментами, попробуем записывать живые инструменты – все это в домашних условиях. Посему, я постараюсь рассказывать очень подробно, чтобы было понятно всем начинающим (и чтобы бесить всех тех, кто это уже знает).

В этом видеоуроке:

1. ASIO и драйвер ASIO4ALL
2. Подключение звуковой карты к Reaper
3. Задержка звука (латенция)
4. VST плагины
5. Частота дискретизации и настройки проекта
6. Подключение микрофона к компьютеру, предусиление
7. Создание дорожки и настройка дорожки для записи
8. Нормализация громкости объекта
9. Сохранение проекта

Текст урока

Первые настройки

Если у вас пока обычная встроенная звуковая карта (встроенная в материнку, к примеру), вам понадобится драйвер ASIO4ALL для того, чтобы работать со звуком в режиме реального времени. Эти дрова позволят вам работать с минимальными задержками звука. Про технологию ASIO можете почитать в Википедии .

Драйвер ASIO

Драйвер эмуляции ASIO можно бесплатно скачать тут. Так как в моем случае, моя звуковуха, хоть и дешевая M-AUDIO, но все же поддерживает протокол ASIO, драйвер ASIO4ALL, являющийся эмуляцией, мне, как вы понимаете, не нужен. Кому захотелось узнать по ценам — список карт поддерживающих ASIO можно найти на Яндекс-маркете .

Значок Asio4All в панели пуск

Итак, драйвер ASIO4ALL установлен, в панели пуска появился соответствующий значок, где можно будет настраивать задержку звука (правда лучше оставить латенцию по-умолчанию).

Итак, бросаем все и идем в магазин и выкладываем 150 баксов за Reaper и готовим еще пару лямов на VST плагины. Устанавливаем, запускаем. Прежде чем начать что-то делать, сперва надо подключить к программе нашу звуковую карту.

Окно базовых настроек программы reaper

Заходим в меню Options – Preferences. Здесь находятся все базовые настройки программы. Это окно можно также вызвать комбинацией клавиш Ctrl P. Выбираем слева Device т.е. оборудование и аудио систему выбираем ASIO, которая после установки драйвера должна там появиться.

В списке ASIO driver — выбираем драйвер ASIO4ALL, который мы только что установили, ну или, собственно говоря, родной ASIO драйвер вашей звуковухи. Здесь же можно вызвать панель конфигурации звуковой карты. По поводу задержки: установка маленькой задержки будет нагружать проц и винт и поэтому вы скорее всего будете наслаждаться треском при некотором количестве эффектов.

Соответственно, большая задержка, больший размер буфера, даст возможность программе просчитать большое количество эффектов. Это нам пригодится, когда мы будем сводить наше творение и у нас будет большое количество эффектов и обработок.

VST плагины

Итак с настройками звуковой карты мы разобрались. И теперь нам надо указать директорию VST плагинов.

Для тех, кто еще не знает что это. VST (Virtual Studio Technology) – это подключаемые модули виртуальных эффектов и инструментов, которые работают в режиме реального времени. Это и всевозможные эмуляторы гитарных комбиков, и ревербераторы, и эквалайзеры… это виртуальные инструменты: синтезаторы, барабаны и т.д. короче говоря – это основные наши с вами инструменты, с которыми мы будем постоянно работать и над которыми мы проведем остаток нашей жизни.

Их существует великое множество и, о некоторых из них я вкратце постараюсь, конечно, рассказать. Так вот, каждый VST-модуль (плагин), представляет собой, как правило, библиотеку dll, которая при установке размещается к нам на винт в соответствующую директорию VST. Программа же (в нашем случае Reaper) при запуске – сканирует эту директорию, сама находит и определяет эти библиотеки и подключает их к себе автоматически. И, собсно говоря, вы их можете сразу же использовать, выбирая из соответствующего списка. Вот эту папку и надо нам сейчас указать программе. Если у вас пока нет директории VST – можете не указывать пока эту директорию или создать пустую.

Ну, а если она у вас есть, то вы можете ее автоматически определить, нажав на кнопку Auto-Detect и в любой момент времени просканировать ее на наличие новых плагинов, нажав кнопку Rescan.

Direct-x плагины

Помимо VST, существуют также Direct-x плагины (которые разрабатывали Microsoft совместно с CakeWalk), и которыми я пока не пользуюсь на данном этапе, хотя считается, что они быстрые (правда в них невозможно использовать автоматизацию). Вот, а поэтому я стараюсь отключать их в разделе ReWire/DX (в разделе Direct-X убираю галочки Enable DX plug-ins и Scan DX plug-ins on startup, ставлю на Disable DX-plugins scanning), чтобы они у меня не сканировались при запуске программы.

Конечно, приходится долго рассказывать про эти базовые вещи и мне, как и вам, хочется уже перейти непосредственно к написанию трека. Я сам стараюсь быстро пройти все эти моменты, потому что, как ни верти, они очень важны на начальном этапе. Просто потратим сейчас не 10 минут, а 15 — и вы будете уже знать это.

Свойства проекта — Project Settings

Давайте далее. Главные настройки программы мы с вами произвели, теперь давайте посмотрим свойства нашего с вами проекта, т.е. нашей новой песни. Доступ к свойствам находится в меню File – Project Settings, или давить кнопки — Alt Enter, либо нажать на значок гаечного ключа в верхней левой панели. Не буду особо загружать вас подробностями. Но для начинающих хотел бы отметить еще несколько терминов.

Sample Rate – это частота дискретизации (такое умное слово). Эта как количество видео кадров в секунду, только — в звуке. Вы должны знать просто, что эта частота у обычного Audio CD составляет 44100 Гц 16 бит и в конце нашей работы мы получить именно такой файл. Но для процесса записи и сведения рекомендовано иметь небольшой запас, если конечно это вам позволит ваша звуковая карта. Я поставлю 48000 Гц, 24 бита. Это конечно значительно увеличит размер записываемых фалов, но и, в свою очередь, наши обработки будут работать в более качественном режиме. Вот, надеюсь с этим мы разобрались и едем далее.

Сразу хочу сказать, что я совершенно не знаю? что у нас получится и в этом для меня есть некая, так сказать, интрига и? я думаю, это еще более наглядно покажет процесс создания трека. Сразу бы хотелось перейти к нестандартным решениям и экспериментам, которые я постоянно на свою голову выдумываю, а после — все это разгребаю неделями. Вот как намедни я, от нечего делать, отобрал у своего ребенка музыкальную книжку и натыкал на ней забавные ритмы. Собсно, отсюда и появилась моя, так сказать, тема, идея, если хотите. Ваша идея, конечно же будет другая и какая угодно. Чем безумнее она будет — тем круче. Это может быть не только гитарная партия или вокальная. Это могут быть звук удара мокрыми трусами о забор, водопад из алюминиевых тазов — экспериментируйте! И вообще … Хватит становиться со всеми в ряд и делать то же, что и все, вы не достигнете в этом ничего, кроме раздражения!
Вот такой я революционер. 🙂

О подключении микрофона к компьютеру

В линии, как правило, предусиления нет. Линия – это обычная стереопара: левый и правый канал без предусиления, которые можно использовать как совместно, так и раздельно.

У меня, в моей дешёвой карте, 2 линейных моно входа — 2 моно канала, которые я могу записывать как отдельно, так и параллельно сразу оба (к примеру, гитару и голос одновременно – будет записываться сразу на две раздельных, но синхронизированных, дорожки, т.е. создадутся сразу 2 wav файла).

А вот когда, к примеру, записывается барабанная установка — требуется одновременная запись, например, 10 различных микрофонов одновременно – для этого используют многоканальные звуковые карты . В том же Reaper’e создаются 10 моно дорожек, на вход каждой из которых выставляются определенные микрофоны: бас-бочка, рабочий, тарелки, томы и т.п. И когда включают запись, то все эти дорожки записываются одновременно.

Мой микрофон, в который я сейчас говорю — Shure PG58 (жалкая попытка наших китайских братьев сделать легендарный SM58). Так как у меня в карте нет отдельного гнезда для микрофона (а соответственно и не предусмотрено его предусиление), а есть только линейный вход, то входной сигнал с моего микрофона записывается очень тихо. Это очень плохо и неправильно, так как в последствии мне приходится значительно увеличивать громкость дорожки, а это усиливает также аппаратный фон и шумы микрофона. В итоге мы слышим шипящий фон (лил, типа, белый шум). Как вы должны понимать, фонит все, начиная от звуковой карты, заканчивая проводами.

Преобразование сигнала

Еще вижу необходимым вам рассказать, что происходит с сигналом после микрофона. Звук, который мы записываем микрофоном, является акустическим. В микрофоне он лихо преобразуется в колебания электрического тока, т.е. в аналоговый. А вот далее, наш сигнал, проходя через вход звуковой карты, попадает в АЦП – аналогово-цифровой преобразователь, устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал), т.е. преобразует его, что называется, в цифру.

Все, завязываем с терминами и давайте перейдем к созданию и подготовке нашей первой дорожки для записи.

Создаем первую дорожку для записи.

Дорожка создается очень просто, самый быстрый и удобный способ – использовать комбинацию клавиш Ctrl T. Также можно нажать правой кнопкой на пустом месте и — Insert New Track, либо меню — Track – Insert New Track. Удалить дорожки также просто – выделяем их (можно также с Shift и Ctrl) и Delete. Итак, мы создали нашу первую дорожку. Теперь — лезем в аську, смотрим, что обсудить это великое событие совершенно не с кем и возвращаемся к чтению. 🙂

Теперь нам надо указать программе, что на эту дорожку мы сейчас будем записывать наш микрофон. Для этого, на треке мы включаем кнопку record. Когда она красная — это говорит о том, что мы будем писать звук именно на эту дорожку.

Настройка микрофона

Давайте теперь выставим наш микрофон для записи. Это делается там же. В Mono input находятся все моно входы нашей карты, у меня их 2 и поэтому я должен выбрать из них тот, к которому сейчас подключен мой микрофон. Это можно легко проверить. Я выбираю первый, например, и стучу в микрофон — и вижу по фейдерам, что сигнала нет, значит – выбираем другой. Выбираю второй, стучим по микрофону – фейдеры прыгают, значит сигнал есть. Т.е. микрофон у меня подключен ко второму входу. Вот такой метод постукиваний. Отлично. Теперь мы выставили микрофон и можно, начинать нашу запись.

Запись — Record

Начать запись можно, либо нажав на круглую кнопку Record, либо, что еще проще – нажать Ctrl R (от слова Record). Я очень настоятельно рекомендую запоминать эти сочетания клавиш, так как это очень ускорит и упростит вам жизнь. Писать придется часто, дублей может быть очень много и постоянно хвататься за мышку и целиться в кнопку, держа при этом гитару или микрофон, у вас попросту не будет времени. Итак, привыкаем жать Ctrl R. После нажатия автоматически начнется запись.

Чтобы остановить запись надо нажать опять же на эту кнопку, либо пробел. Программа сразу спросит, что ей делать с этим записанным файлом — сохранить его или удалить его. Давайте пока удалим. Теперь подготовим все для записи, положим книжку на пол и возьмем микрофон в руки, отрепетируем чуток и запишем звуки нашей веселой книжки.

Нажимаем кнопку запись и запись у нас пошла… изгаляемся, пишем разные варианты.. если ошибаемся — не паримся, в последствии нарежем.

Вот у нас получилась наша запись и так как я и говорил, входной сигнал с моего микрофона очень тихий, т.к. у меня нету предусиления и микшера, поэтому мне надо сейчас выровнять или нормализовать громкость. Для этого нажимаем F2 и попадаем в свойства нашего объекта (записанного звука). Здесь есть кнопка Normalize, которую смело жмем и видим, что наша запись стала громкой. Давайте послушаем что получилось.

Неплохо. А теперь давайте сохраним наш проект.

Сохранение проекта

Для сохранения проекта зайдем в меню File — Save Project As (ass??) и создадим где-ниудь нашу папку, где будет храниться наш новый проект со всеми записанными в него файлами.

Итак, на этом наш первый, очень вводный и подробный, курс окончен. Как я и говорил, эти видеоуроки будут рассчитаны на начинающих, но впредь я, скорее всего, не буду так подробно разжевывать теорию и будет шпарить уже практика. 🙂 А пока, спасибо за внимание и до встречи в следующем уроке по Reaper.

В этом первом постике (надеюсь, не в последнем) решил охватить сразу три темы, потому что они связаны между собой. Заодно расскажу, как у нас, у группы Ha▼en, устроена система playback-ов, ушного мониторинга и управления всем этим делом удалённо, с телефона. Вообще, playback-и — это очень удобно. Особенно тогда, когда нет возможности возить с собой всю кучу инструментов, либо когда некоторые из музыкантов не могут присутствовать на мероприятии. Один раз заморочился, записал партии нужные, а потом спокойно пользуешься безо всяких заморочек 🙂 Для удобства небольшое ОГЛАВЛЕНИЕ:

Итак! Что у нас имеется:

  • ноутбук (не важно, какой) с установленным REAPER-ом и sws-extension (нужно для работы action-маркеров).
  • ушной мониторинг Takstar WPM 200 (опять же, можно любой другой)
  • миниатюрный, но мощный wi-fi роутер с хардварной доработкой — внешней антенной Nexx WT3020h, который легко можно заказать на… сами знаете, где 🙂 (и да, подойдёт любой другой роутер, как ни странно)
  • мобильный телефон с iOS или Android на борту и программой TouchOSC (программа платная, но денег своих стоит! Не жалко было приобрести её. А если жалко, то можно найти и на 4pda)

Как уже написал, систему ушного мониторинга можно использовать любую доступную. А роутер не обязательно должен быть именно таким, подойдёт любой другой, нам главное, чтоб была связь между ноутбуком и телефоном (можно даже с телефона раздать Wi-Fi или с ноутбука настроить раздачу, как угодно). И, как узнаем дальше, можно будет обойтись даже без приложения на телефоне, а управлять с любого устройства, где есть браузер, но в использовании приложения есть свои плюсы!

Выглядит это всё примерно вот так:

1. Темпо-метка для правильного клика метронома и маркер с названием текущего трека.

1. Темпо-метка для правильного клика метронома и маркер с названием текущего трека.

REAPER крут тем, что в нём можно делать маршрутизацию звука как угодно, и оно будет работать. Также можно пустить метроном лишь на выбранные устройства или выходы одного устройства! А это значит, что пустить чистые плейбэки мы можем в одну аудиокарту, выход с которой идёт уже в общий микс, а выход на мониторинг через другую карту (встроенную, например), послав туда же ещё и метроном. Можно использовать два разных выхода одной аудиокарты тоже, никто не запрещает этого делать! Таким образом, в левый канал можно пустить плейбэки, а в правый канал клик метронома, а уже через пульт это дело разрулить, послав на мониторинг клик, а в общий микс плейбэки. Но так плейбэки будут в моно, да. Так что вариант не очень, иногда ) Чтобы работать одновременно сразу с несколькими аудиоустройствами, можно установить Asio4All — удобную и полезную программу, которая взаимодействует с аудиоустройствами на низком уровне, минуя уровни обработки звука операционной системой, что даёт ещё и маленькую задержку при работе со звуком, вплоть до возможности практически в реальном времени играть и мониторить что-то, но в данном случае она нужна просто для возможности использования сразу нескольких аудиоуйстройств. Для этого, конечно же, нужно будет выбрать в Рипере в настройках аудиоустройств систему ASIO в качестве аудиосистемы, а затем выбрать драйвер ASIO4ALL v2 (на текущий момент).

После этого можно выбрать нужные входы и выходы, а потом использовать их для записи или для посыла на них звука. Очень удобно! Конечно, разные крутые аудиокарты, как правило, имеют свой аудиодрайвер ASIO, но он позволяет работать только с одной лишь этой картой звуковой. Asio4All позволяет работать одновременно с каким угодно количеством аудиоустройств, задержку для которых можно ещё и отдельно настроить!

Настройки метронома выглядят вот так:

4. Настройки метронома. Обратный отсчёт -- это важно!

4. Настройки метронома. Обратный отсчёт — это важно!

5. Маршрутизация вывода метронома. Можно выбрать один или несколько выходов.

5. Маршрутизация вывода метронома. Можно выбрать один или несколько выходов.

Но, кстати! Когда мы ставим tempo-метку, там можно менять не только темп метронома, но ещё и размер (это я к тому, что Beat pattern тоже можно менять на ходу, а то вдруг там 3/4 будет).

Также для удобства я отключил посыл с трека с плейбэками в мастер-шину, но при этом создал два отдельных трека, куда уже перенаправляю звук с основного трека с плейбэками. А вот выходы с этих треков уже идут на разные физические выходы разных аудиоустройств. Удобство тут в том, что можно легко навесить какой-нибудь корректирующий эквалайзер на линию мониторинга или главный выход (например, мониторинг Takstar WPM 200 захлёбывается, когда присутствуют частоты ниже 80-90 герц, а это не круто), чтоб можно было легко и просто подредактировать звук, учитывая текущую среду, в которой будет воспроизводиться всё это дело. Также удобство в управлении, но об этом поговорим позже, когда речь пойдёт уже непосредственно про удалённое управление рипером с телефона.

REAPER крут тем, что можно использовать обычные маркеры, а можно делать action-маркеры, ставя их в нужное место и вызывая ЛЮБОЕ действие, которое есть в REAPER, включая всякие встроенные скрипты, дополнительные скрипты и даже собственные скрипты тоже! А это именно то, что нужно! Для наших нужд нужен был скрипт, который останавливает воспроизведение, когда заканчивается очередной трек, и сразу же переходит к началу следующего трека, чтоб потом осталось просто его запустить. Делается это просто! Создаём свой скрипт (как это делать, это другая тема, но ничего сложного, тут расписывать не буду), в котором указываем просто три действия, как на скриншоте:

Уже не помню, почему нужно было два раза повторить Action для перехода к следующему маркеру. Возможно, там свои особенности обработки позиции, что воспроизведение останавливалось, но следующим маркером был именно тот, на котором это действие было вызвано, поэтому пришлось ещё на один вперёд переключиться ) В любом случае, оно работает! Теперь нужно скопировать или запомнить Command ID этого созданного custom-action, и чтобы сделать action-маркер, нужно просто создать обычный маркер, а потом написать восклицательный знак, а дальше вставить Command ID этого созданного custom-action-а.

Когда позиция воспроизведения доходит до Action-маркера, то воспроизведение тут же останавливается, а курсор переходит уже к следующему треку, ожидая следующей команды. Конечно, можно написать какие угодно действия и вызывать их в нужный момент в заданной позиции. Можно делать всё, что доступно. Даже писать свои скрипты, взаимодействующие с операционной системой на внешних языках (Lua, python поддерживаются) или сетью или чем угодно, а это значит, что можно сделать вообще ВСЁ, что угодно, но сейчас не об этом речь 🙂

Для тех, кто не хочет заморачиваться, закидывать куда-то какие-то файлы, устанавливать какие-то приложения, настраивать IP адреса и всякое такое, предлагаю сразу перейти к более простому способу управления — УПРАВЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВЕБ-ИНТЕРФЕЙС.

Ну, а для тех, кому позволяет время и есть интерес, будем дальше настраивать управление по OSC. Чтоб всё это работало, нужно сначала убедиться, что телефон (или планшет или что-то ещё) и компьютер находятся в одной сети и что никакие там брандмауэры не блокируют нужные порты (9000, 8000 по-умолчанию). А затем нужно сделать небольшую настроечку OSC в Reaper. Делается это тоже просто! Переходим в Настройки (Ctrl+P), ищем раздел Control/OSC/Web (обычно, внизу)

У меня там уже есть что-то в списочке, можно добавлять сразу несколько разных устройств с разными шаблонами! Далее нужно нажать на кнопочку Add, откроется окошко добавления нового способа управления! Замечательно! Нас сейчас интересует именно OSC, но Reaper поддерживает и другие режимы управления.

Пройдёмся по параметрам:

  • Control surface mode (режим управления): OSC (Open Sound Control)
  • Device name: karamush-phone (можно назвать как угодно, это просто для отображения в списочке)
  • Pattern config (шаблон): LogicTouch+ (на самом деле, такого нет. С плюсиком — это моя доработка, о ней позже, и файлы тоже выложу 🙂 )
  • Device port: 9000 (это порт на устройстве, на который Reaper будет слать данные. Нужен для обратной связи)
  • Local listen port: 8000 (порт, который будет слушать Reaper для приёма данных от устройства)
  • Device IP: (тут нужно указать IP адрес вашего телефона или другого устройства управления. IP адрес будет выдан роутером, поэтому нужно заранее подключить компьютер с Reaper-ом и телефон в общую сеть, чтоб они могли общаться друг с другом)
  • Local IP: (тут написан IP адрес компьютера с Reaper-ом, и этот адрес нужно будет ввести в телефоне)

В моём случай IP адрес компьютера с REAPER-ом, то есть, локальный IP — 192.168.93.1 А адрес телефона (Device IP) — 192.168.93.4 (адрес можно посмотреть в программе TouchOSC). Теперь нужно настроить мобильное устройство! Запускаем программу TouchOSC, сразу открываются настройки, больше всего интересует первый пункт — OSC. Там вписать нужно IP адрес компьютера с REAPER-ом. И порты должны тоже соответствовать )

9. Окно настроек TouchOSC при запуске 10. Вписываем адрес компьютера с запущенным REAPER-ом и проверяем порты

Тут же, кстати, можно увидеть локальный IP адрес телефона, в данном случае это и есть 192.168.93.4. Но он может меняться, конечно же. Также стоит обратить внимание на то, что нужно в пункте настроек Layout выбрать тоже LogicTouch+. Изначально там этого шаблона нет, это доработанный мною шаблон разметки. Взять его можно вот тут: LogicTouch+.zip В этом архиве есть шаблон для REPAER, шаблон для приложения TouchOSC, а также инструкции, что куда класть. Но вообще, не смотря на инструкцию, для REAPER лучше всего будет сделать так:

Таким образом откроется реально используемая директория, а то она может меняться на разных компьютерах, а так можно быть точно уверенным, что откроется нужная папка!

Теперь в окне настроек рипера можно нажать на кнопочку Listen и проверить связь — приходят ли данные с телефона из приложения. И можно поставить галочку «Allow binding messages to REAPER actions and FX learn«, это позволит выполнять не только заранее заданные в шаблоне действия, но и привязывать любые крутилки, кнопки и регуляторы в приложении к любым элементам управления в REAPER, в том числе к параметрам плагинов, а это очень круто!

Теперь самое интересное, ради чего и была создана эта статья! 🙂 Из приложения теперь можно переключаться между дорожками (название отображается тоже, в данном случае это Playbacks!), а также отображается текущий маркер и его номер, а также есть кнопки для переключения между маркерами (при условии, что включена кнопка By Marker). Таким образом можно прокручивать влево-вправо по маркерам, выбирая нужный плейбэк. В этом и заключается моя доработка — отображение номера и названия текущего маркера, а значит, и минусовки нужной. А ещё можно увидеть кружочек под крутилкой для настройки баланса — это индикатор сигнала на текущем выбранном треке. Естественно, что всё это будет работать только при правильных настройках адресов. Если не вписать в настройках рипера IP адрес телефона, то можно остататься без обратной связи. Так что управлять можно будет, но ни названия треков, ни названия маркеров, ни индикаторы, ни состояния кнопок — всё это работать не будет!

Между треками можно переключаться с помощью двух этих кнопок Вверх и Вниз. Это нам даёт возможность управлять балансом и громкостью каждого трека. И вот, как раз ещё одно из преимуществ не использовать мастер-канал, а делать разные выходы на разные аудиоустройства, посылая на эти дорожки сигнал с трека с плейбэками — можно удобно управлять громкостью как и главного выхода, так и выхода на мониторную линию, и всё это прям с телефона! )

С управлением через приложение TouchOSC, вроде, разобрались! Но как редактировать шаблоны и настраивать их — это ещё одна большая тема, в эту статью, пожалуй, оно уже не вместится. Если кому будет интересно, пишите в комментариях, запилю статью и на эту тему тоже, потому что тут как-то уж слишком много всего получается. А пока что дальше поехали ) REAPER крут тем, что из коробки поддерживает управление также и через веб-интерфейс. Для этого нужно меньше заморачиваться, приложений никаких не нужно ставить, потому что используется веб-браузер, который есть почти везде ) Там же, в настройках Control/OSC/web добавляем новый тип управления, но в этот раз в Control surface mode выбираем уже Web browser interface. После выбора этого пункта, окошко изменится, где будут, само собой, настройки именно этого типа управления.

Получилось довольно много текста, некоторые части пришлось даже не расписывать, но если нужно, запилю отдельные статейки про то. Надеюсь, материал был интересен и полезен. В общем, REAPER крут! И это лишь малая часть возможностей и причин, почему я могу это сказать! Что ж, можно вернуться в начало. Или можно вернуться к месту, где есть ссылка на закачку шаблона LogicTouch+. Спасибо за внимание! 🙂

REAPER - относительно молодая (по меркам консервативной аудио-индустрии 10 лет уже не детство, но ещё не зрелость) DAW(цифровая аудио станция), то есть программа для комплексной обработки звука.


В своё время меня в ней привлекли две вещи:
Во-первых - цена. Заинтересовался я рипером ещё когда он был бесплатным официально (до версии 1.0), но и сейчас, несмотря на сравнимую с Cubase ценой в 60 американских президентов, им можно пользоваться бесплатно.Он, как WinRar, "умеет ждать": несмотря на официальный тестовый период в 60 дней даже через год просьба покормить разработчика("Buy me") за 5 секунд сменяется милостивым "Still evaluating"(если таймер не тикает - пощёлкайте закладками).

Во-вторых - наглядность. Или, даже можно сказать, интуитивность. По крайней мере для меня.
Абсолютное большинство вещей лежат там, где их ожидаешь найти. При этом ненужные вотпрямщас вещи легко прячутся за парой кнопок, а будучи нужны - легко вытаскиваются.

Благодаря "вечному пробному режиму", мы можем совершенно спокойно скачать программу с официального сайта http://www.reaper.fm/download.php Для 64-битной windows вполне можно брать 64-битную версию, прослойки для совместимсости со старыми плагинами в комплекте. Установка не задумываясь прощёлкивается методом "Далее"-"Далее"-"Готово".


При первом запуске, даже до окна-попрошайки программа предложит настроить звуковую карту.


Не стоит с ней спорить

Сначала выбирается режим работы (Audio system): если звуковая карта поддерживает режим ASIO лучше воспользоваться им (не забываем указать с какого по какой каналы использовать); если нет - начиная с Висты сделали довольно приличную подсистему WASAPI, которую можно переключить в ASIO-подобный Exclusive mode.

Можно заметить что настройка звуковой карты - часть общего меню настроек, тем не менее большинство остальных опций настроено вполне разумно и не стоят беспокойства при первом запуске. Сюда можно вернутся при необходимости через меню Options - Preferences.

Создать новый проект можно прямо из меню "Пуск"(там есть соответствующий ярлычок), можно просто через File - New Project. Да и просто если все проекты позакрывать - новый будет создан автоматически, программа не может быть запущена без проекта(то же касается и самого первого запуска).

Слева у нас список дорожек. Щелчком правой клавиши мышки можно вызвать меню добавления дорожки. Первый пункт - самый востребованный: просто создать дорожку. Например чтобы туда писать.



Нажав на маленький красный кружочек на свежесозданной дорожке можно назначить её на запись. При этом справа появится индикатор уровня(громкости) входного сигнала. Внизу можно выбрать вход звуковой карты (на картинке выбран Input 1), если выбора входа не видно можно увеличить вертикальный размер дорожки, "потянув" за нижнюю грань. Справа от красной кнопки можно впечатать название дорожки.


Сразу после первых настроек проект лучше сохранить. Не столько ради ценности пустой дорожки, сколько чтобы обозначить где будут сохраняться файлы записи. Ради порядка же можно сразу всё сложить в отдельную папочку (Create subdirectory for project).

ToDo:
Часть 3: Уиу-уиу и жж-жж. Обработка.
Часть 4: Бум-туц, та-та-та. Виртуальные инструменты.
Часть 5: Отрендери меня полностью. Получаем результат.

В данном топике выложены все самые основные вопросы и ответы по работе Cockos Reaper. Дополняется.

Настройка Reaper, вопросы и ответы!

Итак, начнем с самой программы, которую можно скачать на нашем сайте (старая версия 4.72), программа с таблеткой внутри, либо качаем на официальном сайте самую свежую версию программы. Можете пользоваться официальной версией, ограничений на использование этой daw никаких нет, единственное, при запуске программы у вас будет висеть окно с лицензионным соглашением и приглашением приобрести программу, в течении 5 секунд, ну а по юридическим правилам, согласно этого соглашения, вы просто обязаны приобрести ее через 60 дней использования . Надеюсь совесть у вас есть-)
Ну а теперь собственно и сами ответы:

1. Имеется ли встроенный Bridge в хосте?

Корректный, но переведено не все, точнее даже меньшая часть программы, в основном меню. Лучше посмотреть этот русификатор или скачать инструкцию

Смотря какие плагины вам нужны. В пакете JS их огромное количество (но в оформлении они "никакие"). Советую скачать некоторые бесплатные, которые по качеству не уступают коммерческим, либо установить те, которые вы больше любите.

4. Возможно ли сохранить все необходимые настройки программы для быстрого вызова, либо сделать их по умолчанию?

Конечно можно сохранить/загрузить нужные вам настройки. Options->Preferences->General Export configuration.

Все делается в меню Freeze. См предыдущий пункт. Либо правой кнопкой на дорожку или объект и выбрать Render с нужными настройками

Здесь группируется не в папку, немного иначе.
Создаете новую дорожку, выделяете нужные дорожки(с крутилками), которые нужно кинуть в папку, и наводите на созданную, чтобы синяя линия была не на всю ширину трека(обрезанная слева)

Тыкаешь по треку, якобы хочешь присвоить ему иконку, откроется папка для выбора, берешь и перетаскиваешь туда все что тебе надо. оп, теперь иконки доступны для юзанья

12. Как избавится от воспроизведения хвостов midi нот, а так же плавно останавливать воспроизведение без рывка?? см. видео

14. Как добавить регионы - те которые сверху? Они вроде отвечают за рендер. Еще вопрос: можно ли в рипере управлять порядком воспроизведения item'ов - как это сделано в кубейсе через трек- аранжировку?

Регионы создаются сочетанием клавиш shift+R, можете проверить в меню Insert -> Region (from time selection). в рипере нет трека аранжировки, поэтому порядок айтемов проще всего менять как раз с помощью регионов, меняя их местами, захватите регион и потяните в нужную сторону, все что внутри региона так же переместится.

Посмотрите это видео

На момент публикации ответа версия была 4.731 - НЕТ не поддерживает.
Версии 5.х уже имеют поддержку VST3

17. Как сделать клипы цветными? А то цвет получается изменить только у нот в клипе, а сам клип постоянно серый((

18. Как убрать привязку к темпу WAV файла? Т.е. например темп проекта стоит 120, я закидываю WAV файл на дорожку и когда меняю темп проекта меняется темп этого WAV файла, вот где это отключить можно?

В project settings переключите просто параметр "timebase for items/envelopes/markers" на "Beats (position only)".

Конечно можно. В меню выбрать Actions->Show action list. Найти необходимый параметр и добавить нажатие миди кнопки путем нажатия самой кнопки.

25. Как сделать привязку курсора к разрезам, началу, концу файла, маркеров? т.е чтобы он прилипал и сразу вставал в такие места. И как сделать чтобы разрезанные фрагменты при соединении прилипали друг к другу?

Нужно открыть snap\grid settings, это открывается пкм по кнопке сетки или кнопке снэпа в главном тулбаре, в появившемся меню есть раздел snap settings, выставить там необходимые галки

26. Подскажите, есть ли в Reaper аналог функции Кубейса "track delay in milliseconds" ? Эта функция позволяет воспроизводить отдельную дорожку с небольшим запозданием, либо, наоборот, с опережением. Зачем это нужно? Ну, например, дорожка vsti ударных - атака быстрая, дорожка vsti скрипок - атака медленная. Чтобы все было в ритм и качало, нужно, либо двигать вперед скрипки, либо - назад ударные. Конечно можно сдвинуть сами midi треки, но тогда их неудобно будет редактировать - ибо всё будет мимо сетки(

Нет, изначально она задумывалась для компенсации задержки vst, в reaper это функция реализована автоматически. Но есть JS: Delay/time_adjustment. Он хорошо с этим справляется.

29. Возможно ли миди клипы реверсом производить? или их обязательно в аудио переводить и переворачивать?

30. Записан midi item длиной в один такт. Допустим, если взять за край и растянуть то вместо дополнительного места для продолжения партии, дублируется тот первый такт. Как это можно отключить?

Прав клав. на итеме->Item Properties и убрать галку Loop source. Либо отключить в настройках по умолчанию: меню -> options -> preferences.. -> project -> media item defaults - и там убрать галочки напротив всех loop.

Примеры сайдейна средствами рипера:

37. Какой режим записи использовать для того чтобы когда записываешь миди,можно было повторно дозаписать что-либо.например прописал бочку, снейр и хет, а тома добавил следующим разом на ту же миди дорожку.

Сделать шину, повешать на неё JS транспозиции (JS Midi transpose) и направлять все треки на эту шину. Это самый оптимальный вариант

40. Как ограничить количество сохраняемых копий проекта? Поставил автосохранение через каждые 3 минуты, через некоторое время открыл папку с проектами, а там штук 50 копий

44. Как сделать чтобы при переключении между дорожками, открытые окна плагинов других дорожек прятались (вот как в ableton) чтобы не путатся в окнах плагинов других дорожек. в маус модифаерс не могу найти

2. Можно сделать отдельную шину с необходимыми плагинами, а затем просто направлять необходимые дорожки на эту шину.
3. Ну и объединить в подгруппу, сделать все дорожки вложенными в одну, на которую и будет повешен необходимый эффект(ы).

Правкой клавишей мыши на дорожке, выбрать Track Manager и активировать функцию FIPM напротив нужной дорожки. После этого можете перетаскивать на эту дорожку тейки.

50. Играю на миди клавиатуре но одновременно звучат все каналы с vsti,где снять или поставить галочку?

Где скачать русификатор для Reaper?

Как удалить дорожку автоматизации?

1 пункт - Скрыть дорожку
2 пункт - Перенести на трек
3 пункт - Удалить дорожку автоматизации полностью

После сдвига локаторов зацикливания переключается курсор проигрывания

Отключить привязку курсора к локатору зацикливания:

seeking->seek on loop point change

Как изменить цвет темы?

В новой версии REAPER 5 можно изменить цвет абсолютно любой части программы (если не ошибаюсь, то в предыдущих версиях данная возможность отсутствовала).

Как создать кнопку для быстрого добавления инструмента?

Если у вас есть желание немного модифицировать экшн, то можно добавить такие команды:

Первая - добавляет дорожку
Вторая - активирует запись, только когда выделена дорожка
Третья - добавляет на дорожку сам инструмент
Четвертая - активирует и открывает инструмент
Пятая - делает возможным объединять запись (НЕ перезаписывать)
Шестая - активирует входы со всех миди каналов (пока не работает)

Последняя команда, которая активирует MIDI вход к сожалению не работает по неизвестным причинам, вероятно это ошибка разработчика, надеюсь в последующих версиях она будет работать.

Читайте также: