Как сделать мемориальную доску

Обновлено: 02.07.2024

КОММЕМОРАЦИЯ / COMMEMORATION / МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА / MEMORIAL PLAQUE / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / "МЕСТА ПАМЯТИ" / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / CITY SPACE / MEMORY SPOT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беседина Елена Анатольевна, Буркова Татьяна Вадимовна

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беседина Елена Анатольевна, Буркова Татьяна Вадимовна

Маркирование социальной памяти в городском пространстве: мемориальные доски в формировании культурного ландшафта города

“The City should Speak. ”: Memorial Plaque as a Sign of Commemoration and Communication in Sociocultural Space

Theory and practice of commemoration present a topical direction in the development of social sciences and humanities. The cultural-historical phenomenon of memorial plaques is researched within the framework of memory studies. A memorial plaque , being a sign of historical memory , functions as a distinctive means of communication for the city to pass “messages” from the past to the present and future generations. Marking the city sociocultural space, memorial plaques form “memory spots”, endowing the city environment with specific cultural and semantic meanings.

Е.А. Беседина, Т.В. Буркова

Актуальными проблемами развития общественных и гуманитарных наук последних десятилетий стали вопросы теории и практики коммеморации. В рамках направления memory studies находит свое место и изучение феномена мемориальных досок1. Историческая память общества охраняется и транслируется при помощи различ-

1 См.: Беседина Е.А., Буркова Т.В. 2013б, 45-67.

Зерубавель Я. 2011.

3 Савельева И.М., Полетаев А.М. 2005, 10.

4 Савельева И.М., Полетаев А.М. 2005, 10.

5 Святославский А.В. 2013, 5.

ствами пользовались при этом) аспектов может стать одним из наиболее адекватных показателей мировоззренческих особенностей той или иной культуры6. Следовательно, коммеморация, которая никогда не оставалась вне сферы внимания государства и общества, особое значение приобретает в условиях меняющегося политического и социально-экономического пространства, когда идеологические концепции и мировоззренческие установки приобретают огромное значение для поддержания стабильности социума.

6 Святославский А.В. 2011, 4.

7 Нора П. 1999, 17.

тивной активности, точки ее концентрации, оценить коммеморативную плотность8.

8 Дахин А.В. 2009.

9 Джадт Т. 2004, 54.

10 Мегилл А. 2007, 124.

11 Аникин Д.А. 2012, 123.

В 2009 г. Международным историко-просветительским и правозащитным обще-

12 Уроки истории. XX век.

13 Черникова Ю. 2012.

14 Черникова Ю. 2012.

15 Цит. по: Обращение интеллигенции Санкт-Петербурга по поводу установки доски Г.В. Романову. 2010.

16 Вишневский Б. 2011.

но с полным основанием поставить адмирала А.В. Колчака - достаточно вспомнить, что вопросы установки ему памятников в Иркутске в 2004 г. и в Омске в 2012 г. бурно обсуждались горожанами и на страницах СМИ, и в ходе проводившихся соцопросов и общественных слушаний.

Город - это организованное социокультурное пространство, имеющее свои каналы коммуникации для пере-

17 В Москве вандалы осквернили памятную доску А.В. Колчаку. 2008.

18 Быкова Е.В. 2012, 28.

Мемориальные доски как культурно-исторический феномен и весь комплекс проблем, связанный с их существованием в социокультурном пространстве городов, становятся в последние годы актуальным объектом исследований культурологов, историков, филологов.

Художественно-эстетическая функция мемориальных досок как знаков коммеморации не просто подкрепляет или усиливает их историко-мемориальную функцию. Недаром исследователи отмечают, что, несмотря на сходство с текстом СМИ, мемориальный текст существенно отличается от него. Обладая способностью преодолевать актуальный исторический контекст, он становится фактом искусства20. По мнению

19 Богуславский Г.А. 1982, 34.

20 Быкова Е.В. 2012, 28.

архитектора Т.Н. Милорадович, автора более чем 100 мемориальных досок Петербурга, правилом поиска и использования в текстах досок шрифтов является следующее: шрифт должен передавать дух времени, о котором идет речь в тексте21. Мемориальные доски, самая

массовая на сегодняшний день форма монументального

При этом стоит отметить, что на осуществление художественно-эстетической функции конкретной памятной доски может оказать серьезное влияние присутствие на фасаде того же дома другой, отличающейся по стилистике, доски, и уж тем более - коммерческой рекламы. Несомненно, при размещении на довольно ограниченном пространстве фасада здания мемориальной доски необходимо учитывать особенности не только архитектуры самого дома, но и стилистики тех памятных знаков, что уже находятся на его фасаде. В ином случае городское пространство может получить образец эклектики в худшем смысле этого понятия.

Так, представляется не очень удачным соседство на фасаде д.13/8 по Малой Морской улице Санкт-Петербурга трех мемориальных досок, каждая из которых по отдельности служит ярким образцом стилистики своего исторического периода. Первой - в 1894 г. -на фасаде дома появилась доска, посвященная П.И. Чайковскому и созданная Н.Л. Бенуа в стилистике, характерной для первых именных мемориальных досок Петербурга - текст на мраморной плите прямоугольной формы. Вполне сочетается с нею по лаконичности

21 Милорадович Т.Н. 2009.

22 Ефремова Н.Н. 1999, 15.

Диаметрально противоположным примером могут служить мемориальные доски, размещенные на здании бывшего народного художественного училища,

23 Мемориальные доски.

зрителем «живую связь, прямо. безошибочно и зарази" 25

Социокультурное пространство города может хранить примеры аутентичного текста, которые, в со-

24 Быкова Е.В. 2011, 38.

25 Успенский Б.А. 2007, 293.

При создании этого текста в годы блокады его коммуникативная функция заключалась в предупреждении горожан о возможной опасности: в настоящее время во время обстрела передвигаться по этой стороне улицы опасно для жизни.

26 Подробнее: Быкова Е.В. 2011а, 135.

27 Быкова Е.В. 2011а, 135.

В конце 1980-х гг., после обращения, поступившего в ЦК КПСС на имя генерального секретаря партии М.С. Горбачева и написанного Д.С. Купцовым, возглавлявшим Тюменский горком ВКП(б) в 1940 - 1943 гг. (стоит отметить, что письмо Д.С. Купцова было не единственным и не первым обращением руководителей Тюменской области в ЦК партии с просьбой об установлении такого памятного знака), на главном фасаде здания Тюменской сельскохозяйственной академии была установлена мемориальная доска - очень скромная по сравнению с другими мемориальными досками, украшающими здание и рассказывающими о том, что в нем в разные годы учились знаменитый советский дипломат Л.Б. Красин, известный всем с детства автор рассказов о природе М.М. Пришвин, легендарный Пауль Зиберт -Н.И. Кузнецов, преподавал сибирский исследователь и педагог И.Я. Словцов. Лаконичный текст на сером граните гласит:

В этом здании с июля 1941 г. по март 1945 г. сохранялось тело В.И. Ленина

28 Беседина Е.А., Буркова Т.В. 2013б, 62.

Первый слой - самый простой, поверхностный, передает информацию о значительном событии в истории одного из красивейших исторических зданий Тюмени - сохранении здесь тела В.И. Ленина.

Третий слой говорит человеку начала XXI века о значимости для отечественной истории как самой личности В.И. Ленина, так, в силу этого, и сохранения, несмотря на все опасности военного времени, его тела. Вот почему саркофаг был вывезен из Москвы уже в начале июля 1941

года30, а возвращен в столицу лишь в самом конце войны -в марте 1945-го. Наконец, о том же самом мы можем сделать вывод и исходя из более крупного шрифта, каким выделено имя вождя мирового пролетариата.

Доска лишена каких-либо иконических знаков (портретного изображения В.И. Ленина, государственной советской или мемориальной символики), на первый взгляд она выполняет свою коммуникативную функцию лишь с помощью вербальных элементов, слов, однако это не так. Четвертый информационный слой, представленный в описываемой доске, - это ее общий вид и тип шрифта. Небольшой объем доски, ее простая гранитная поверхность, шрифт, соответствующий графическому стилю конструктивизма, - все эти невербальные элемен-

29 ИваненкоА.С. 2008, 302.

ты относят нас к эпохе 1920 - 1940-х гг., создают визуальный образ тех суровых лет.

В Санкт-Петербурге в декабре 2005 г. на ул. Маяковского (бывшая Надеждинская), дом 11 , была открыта мемориальная доска (арх. В. Бухаев), посвященная писателю Даниилу Хармсу (Ювачеву). Таким образом город отметил 100-летний юбилей знаменитого писателя, интерес к творчеству которого с годами только усиливается. А Хармс-фестивали были приметными событиями культурной жизни Петербурга в 1990-е гг. Один из самых парадоксальных и загадочных российских писателей ХХ века, Д. Хармс обрел мемориальный адрес в городе, где прошла его короткая и яркая жизнь. По данному адресу поэт постоянно проживал почти пятнадцать лет - с конца 1925 г. и до ареста 23 августа 1941 г.

31 Быкова Е.В. 2011 [5], 38.

32Мемориальная доска на домеХармса. 2005.

Проспект Академика Сахарова

назван в 1990 году в честь Лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича САХАРОВА 1921 - 1989 В годы Великой Отечественной войны внёс значительный вклад в создание новых видов вооружения

Содержание доски, появившейся в 2010 г., призвано объяснить, в честь кого и за какие заслуги в 1990 г., через год после смерти выдающегося ученого и правозащитника, Новокировский проспект столицы был переименован в проспект Академика Сахарова.

Фоновые исторические знания, присущие людям старшего и среднего поколений, позволяют ответить на эти вопросы, даже не задумываясь над текстовым блоком мемориальной доски. Другое дело - представители молодых поколений, не помнящие и не знающие перипетии исторических реалий второй половины прошлого века, и, тем более, наши потомки. Скорее всего, комме-моративная функция описываемой доски сыграет с ними злую шутку, поскольку представленная информация создает больше вопросов, нежели отвечает на них, или же не совсем достоверна.

Так, в качестве заслуг Андрея Дмитриевича Сахарова отмечается то, что он был лауреатом Нобелевской премии, однако при этом нет указания на номинацию той премии, а это последнее обстоятельство чрезвычайно важно для понимания роли А.Д. Сахарова в жизни нашего общества. Вызывает некоторое недоумение и еще один факт, выбранный создателями доски для представления личности ученого. О его научных достижениях сообщается лишь

В результате человек, взаимодействующий с текстовым блоком данной аннотационной доски и не имеющий достаточных фоновых знаний, не сможет получить информацию, адекватно отражающую вклад академика А.Д. Сахарова как в науку, так и в правозащитное движение в СССР.

В этомъ зданш находилась первая электрическая лабораторiя основанная М.В. Ломоносовымъ по указу Императора Петра I

мальски знакомого с историей России и Петербурга. Ошибки и фальшивка видны здесь слишком явственно.

Остается только гадать, каким образом эта доска оказалась на фасаде дома 11А по Каменноостровскому проспекту и как происходило согласование по ее установке в соответствующих властных структурах Петербурга.

Таким образом, присутствие мемориальных досок в социокультурном пространстве выражает сложную структуру исторической памяти. Однако подчас наслоение множества смыслов и информационных фонов вольно или невольно формирует искаженное представление об историческом прошлом, задают неверную кодировку различных знаковых систем.

Современный этап развития исследуемой формы коммеморации отличается достаточно высокой степенью активности. Это связано с расширением поля исторической памяти, что подразумевает появление огромного количества новых (точнее, хорошо забытых старых!) событий и имен, справедливо ждущих своего увековечивания, и с возрождающейся традицией инициативы общественных организаций, фондов, наконец, просто активистов и энтузиастов.

Изменения в политике памяти последних десятилетий в нашей стране, введение в официальный дискурс фигур, прежде отвергавшихся по идеологическим и политическим причинам, нашло отражение и в практике коммеморации, в том числе в установке мемориальных досок. В качестве такого примера можно привести серию памятных знаков, посвященных П.А. Столыпину.

Кроме того, в последнее время коммеморативная практика дает примеры увековечивания имен героев, отношение к которым в обществе еще не является устоявшимся и определенным. Так, в январе 2014 г. в Ростове-на-Дону состоялось торжественное открытие мемориальной доски, размещенной на здании Ростовского государственного медицинского университета, посвященной генералу М.Г. Дроздовскому (скульптор Д.В. Лындин). Участник Первой мировой войны, один из лидеров Белого движения в Гражданскую войну он скончался от ран в январе 1919 г. в военном госпитале, прежде располагавшемся в этом здании33. Открытие доски сопровождалось

33 В Ростове-на-Дону окрыли мемориальную доску генералу М.Г. Дроздовскому. 2014.

церемонией, в проведении которой участвовали представители и органов власти, и общественных организаций, позиционирующих себя как наследники императорской России, получившие возможность заявить о себе в социокультурном пространстве города.

Практику активного использования мемориальных досок как знаков исторической памяти необходимо продолжать. Прежде всего, эта форма коммеморации и коммуникации зачастую является первой и простейшей формой закрепления исторической памяти, за которой следуют другие. Например, сначала в городе появляются мемориальные доски, затем открываются музеи. Так было с последней квартирой А.С. Пушкина: мемориальная доска появилась в 1880 г., создание мемориального музея-квартиры началось в 1924-м. Подобный ход событий наблюдался и в других случаях.

Во-вторых, установка мемориальных досок помогает снять напряженность в социальных или национальных отношениях, способствует воспитанию толерантности, что очень актуально в современной городской культуре, и не только России. В 1990-х гг. в Петербурге были открыты доски в память о пребывании на берегах Невы Дени Дидро (1991 г.), Отто фон Бисмарка (1998 г.). В 2000-х гг. эта практика была продолжена: появились доски, посвященные первому постоянному посланнику Кореи в России принцу Ли Бом Джину и знаменитому литовскому музыканту и художнику М.К. Чюрлёнису (обе -2002 г.), первому посланнику США в России, а затем 6-му президенту Соединенных Штатов Дж. К. Адамсу (2004 г.), князю П.И. Багратиону (2008 г.) и др.

Бурятия, Мордовия, Дагестан, Осетия, Карелия, Чечня), стран СНГ (Украина, Узбекистан, Казахстан), стран ближнего зарубежья (Польша).

Наконец, историей становится каждый прожитый день. Наше время в не меньшей степени, чем прошлые периоды российской истории, дает возможность маркировать социокультурное пространство города памятными знаками в честь многих исторических событий и выдающихся соотечественников. Несомненно, мемориальные доски, появляющиеся в российских городах сегодня, позволяют современными вербальными и визуальными средствами определить и сохранить для потомков новые места памяти, служат одним из важнейших средств коммуникации между нынешним российским обществом и нашими наследниками - будущими поколениями граждан России.

Список сокращений ВВАГС - Волго-Вятская академия государственной службы РГПУ - Российский государственный педагогический университет

Аникин Д.А. 2012: Стратегии трансформации политики памяти в современной России: региональный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия, 3 (18), 121-126.

Богуславский Г.А. 1982: Город должен говорить // Ленинградская панорама. 11, 34-35.

Быкова Е.В. 2011а: Модульный мемориальный текст как монументальная пропаганда // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. Вып. 131. 131-137.

Быкова Е.В. 20116: Фреймовый подход к интерпретации смысла модульных текстов в массовой коммуникации // Известия Финансово-экономического университета. 5, 37-41. Быкова Е.В. 2012: Модульный текст в массовой коммуникации: закономерности речевой организации. Автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб.

Савельева И.М., Полетаев А.В. 2005: Социальные представления о прошлом: источники и репрезентации. М. Святославский А.В. 2011: Среда обитания как среда памяти: к истории отечественной мемориальной культуры. Автореф. дис. д-ра культурологии. М.

Святославский А.В. 2013: История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М. Успенский Б.А. 2007: Ego Loquens: Язык и коммуникативное пространство. М.

У настоящего без прошлого нет будущего. История создается деятельностью многих людей. Каждый человек – личность, наделенная способностью думать не столько о себе, сколько о благе своего Отечества, а в трудную минуту испытаний идущая на подвиг, на исторические свершения. Быть истинным патриотом Родины – значит знать свои корни, историю своего края. Не зная побед и достижений предков, не сможет человек по-настоящему любить и уважать свое Отечество, гордиться им. Не помня былых поражений, не может он добиваться новых побед, достигать новых результатов. Чтобы сохранить историю своей жизни и передавать потомкам знания, люди открывают разнообразные музеи, восстанавливают и сохраняют памятники архитектуры, устанавливают скульптурные композиции в честь своих героев или памятные знаки на местах знаменательных событий.


В Мурманске, как и в других городах России, на жилых домах устанавливают памятные таблички с именами героев войны, спортивных или культурных деятелей.


Оказывается, в соответствии со ст. 36, 44 Жилищного кодекса РФ, чтобы установить памятную доску на многоквартирном доме, необходимо получить согласие собственников, ведь стена дома – это их общее имущество.

Инициатору необходимо внести соответствующее предложение об установке памятной таблички, в котором должны быть указаны: вид памятного объекта, событие или личность, помять которых предлагается увековечить, возможное место расположения, пояснительная надпись, обоснование предложения, указание заказчика и возможного источника финансирования.

Инфографика. Документы

Предложение вместе с приложениями (историческая справка, архивные документы, план-схема, эскизный проект и пр.) направляются в комитет градостроительства и территориального развития для рассмотрения в комиссии. Решение о создании памятного объекта, согласно п. 6 ст. 5 Порядка создания памятных (мемориальных) объектов городской скульптуры, утверждённого решением городского Совета депутатов от 23.12.2011 № 44-588, принимает горсовет, а решение об установке принимается по результатам конкурса на архитектурный проект или без него. Конкурсная комиссия определяет лучший проект с учётом результатов общественного обсуждения и представляет его администрации города.

Комитет градостроительства и территориального развития администрации Мурманска находится по адресу: пр. Ленина, д. 77, каб. 14. Обратиться за консультацией можно по вторникам и четвергам с 14:00 до 17:00 или по телефону (815 2) 45-16-07.

В комитете готовы оказать консультационную и методическую помощь в оформлении предложения о создании памятного (мемориального объекта).

ПРОЕКТ 49. Архитектор МЕЛЬЧАКОВ, И. Д. Мемориальная доска выполняется из бронзы и крепится к стене здания болтами. Изображение героя выполняется в виде барельефа.

Публикуем заключительный третий раздел альбома 1947 года с типовыми проектами мемориальных досок, одобренных Комитетом по Делам Архитектуры при Совете Министров СССР для увековечивания памяти воинов Советской Армии, Военно-Морского Флота и партизан Великой Отечественной войны. Проекты были отобраны из числа исполненных Институтом общественных и промышленных сооружений Академии Архитектуры СССР и из числа представленных на конкурс, проведённый Главным управлением по проектированию гражданских зданий Комитета по Делам Архитектуры при Совете Министров СССР. Проекты снабжены основными рабочими чертежами.

Читайте также: