Как сделать мат королем и ладьей

Обновлено: 03.07.2024

Освоить навык ставить мат королем и ладьей за 20 ходов. Для этого сформировать навык оттеснения короля на край доски.

-Развитие внимания, памяти, логического мышления, волевых качеств личности, умения делать выводы;

-Развитие умения просчитывать варианты;

-Развитие техники матования одинокого короля.

Воспитание усидчивости, внимательности, самостоятельности, терпеливости, изобретательности, чувств личной ответственности при работе в команде при решении задач, уверенности в своих силах.

  1. Словесный (объяснение, беседа).
  2. Наглядный (показ на демонстрационной доске).
  3. Практический (разыгрывание предложенной позиции в парах).

Методическое и дидактическое обеспечение занятия

Шахматный интернет-сервер lichess, шахматная программа Stockfish.

Литература для подготовки

Оборудование и материалы

Обучающиеся будут способны ставить мат ладьей и королем одинокому королю.

Роль шахмат в развитии личности ребенка переоценить невозможно. Эта игра способствует формированию основных видов интеллектуальной деятельности, поэтому начинать необходимо с раннего возраста. Знания и опыт, которые приобретает юный шахматист, являются необходимыми как в обучении, так и в дальнейшей жизни. Анализировать ситуацию, тщательно и скрупулезно просчитывать ходы, находить максимально целесообразные варианты решений, предугадывать последствия и исход действий, принимать волевое решение и, подчас, принимать его в крайне ограниченное время - это лишь некоторые навыки, которые развиваются шахматами в детях.

Шахматы - это спорт, спорт - специфическая деятельность, имеющая определенную логику организации и основанная на сравнении способностей человека. Важнейшее значение имеет не только предметное освоение игры, но и метапредметные и личностные результаты, связанные с освоением социальных ролей, процессами социальной адаптации и социализации, а также коммуникативными и социальными навыками.

Представленная на занятии тема является одной из базовых тем освоения шахматной программы. На занятии обучающиеся выполнят не только поставленную образовательную задачу, но и разовьют важные личностные качества, такие как внимательность, самостоятельность, усидчивость, изобретательность и другие.

1.Вступительная часть (10 мин).

Педагог приветствует обучающихся.

- Ребята, конечно, вы знаете, что у каждой игры есть цель? Какая цель у шахматистов?

- Верно, и каждый шахматист должен уметь ставить мат своему сопернику. А что такое мат?

- Правильно, а что такое шах?

Педагог на демонстрационной доске выставляет простую позицию с небольшим количеством фигур и наглядно на ней показывает примеры шаха и мата. Так же объясняет, что такое пат.

Педагог расставляет позицию король и ферзь против короля на демонстрационной доске.

  • Давайте вспомним, какие шаги надо сделать, чтобы в результате заматовать короля. Кто знает ответ, поднимите руку.

- Верно! В первую очередь нам нужно выбрать край доски, куда мы будем оттеснять вражеского короля. Его можно оттеснять одним ферзем, но лучше и проще это делать вместе с нашим королем, потому что ферзь в одиночку все равно не сможет поставить мат. Затем необходимо сделать так, чтобы король не смог выйти с края доски, это называется отрезать короля. И все, что останется сделать, это приблизиться нашим королем и поставить мат. А теперь давайте посмотрим, как это будет выглядеть наглядно.

Педагог по выше озвученному алгоритму матует короля на демонстрационной доске, еще раз объясняя каждый ход.

- Напоминаю, что для постановки мата у нас имеется 50 ходов, если мы не уложимся, то по правилам шахмат партия заканчивается вничью.

2.Основная часть (15 мин).

- А теперь давайте перейдем к теме нашего сегодняшнего занятия, а именно мат ладьей и королем.

Педагог расставляет позицию король и ладья против короля на демонстрационной доске. Педагог рассказывает о сходствах и различиях в принципах матования короля ферзем и ладьей.

- Мат королем и ладьей ставится по тому же плану, что и королем и ферзем. Отличие заключается в том, что если ферзь мог бы в одиночку зажать вражеского короля на край доски, то у ладьи такое точно не получится. Поэтому король и ладья обязательно должны работать вместе.

На демонстрационной доске педагог наглядно демонстрирует как ставится мат, объясняя и считая каждый ход.

- Итак ребята, мы смогли поставить мат королю за (педагог называет сколько ходов ему потребовалось для постановки мата). Вообще, чтобы поставить мат королем и ладьей достаточно 16 ходов, в независимости от положения фигур на доске. Повторюсь, шахматные правила дают нам 50 ходов, чтобы заматовать короля, в противном случае в партии засчитывается ничья. У нас есть большой запас, и даже если вы собьетесь с верной дороги, то у вас еще будет время и возможность найти правильный путь, чтобы поставить мат. Сегодня я вам предлагаю попробовать поставить мат королем и ладьей сильнейшей шахматной программе Stockfish и сделать это за 20 ходов.

3.Практическая часть (15 мин).

Дети садятся за компьютеры. Педагог заранее зашел на игровой шахматный интернет-сервер lichess и выставил нужную позицию на каждом компьютере. Далее еще раз озвучивает задание практической части, а именно постановка мата королем и ладьей шахматной программе с дополнительным пожеланием уложиться в 20 ходов. Для этого необходимо при помощи сплоченных действий ладьи и короля вытеснить вражеского короля в угол доски. Далее наш король должен прийти на расстояние хода коня от углового поля. Когда же король соперника оказывается в самом углу, объявляется мат по крайней горизонтали или вертикали. По готовности всех обучающихся педагог дает команду на старт игры. Педагог наблюдает за происходящими играми, при возникновении затруднений у обучающихся, направляет их в нужную сторону.

4. Итогово-обобщающая часть (5 мин).

Педагог подводит итог практической части занятия, озвучивает лучшие результаты.

- Итак ребята, наше занятие подходит к концу. Скажите, что мы сегодня научились делать?

- Верно, у всех ли получилось поставить мат?

- Замечательно, скажите у кого возникали затруднения?

Дети рассказывают о возникавших сложностях, при необходимости педагог разбирает затруднительные моменты на демонстрационной доске.

- Сегодня мы получили очень важный навык для каждого шахматиста – уметь ставить мат королем и ладьей. Обязательно потренируйтесь дома с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами ставить мат королем и ладьей. Теперь нам остается научиться как ставить мат одинокому королю двумя слонами, но это уже на одном из следующих занятий. На сегодня это все, всем спасибо и до следующего занятия!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Описание занятия по хору для детей 7-8 лет

Описание занятия по хору для детей 7-8 лет с применением некоторых приёмов методики Д.Е.Огородного. ("Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека").


содержит материал, который поможет подготовиться к уроку русского языка во 2 классе по теме "Вопросы Кто? и Что? к словам".

Методическое описание краткосрочной досуговой программы гражданско-патриотической направленности


Статья и описание занятия по развитию устной речи

Описание занятия по развитию устной речи школьников (прием - спонтанное рассказывание).

Правила, стратегия и тактика в шахматах, дебюты, эндшпиль. Всё для обучения и совершенствования в игре.

2013/05/22

Мат королём и ладьёй одинокому королю

сложность: ★

Существует два основных плана победы с королём и ладьёй против короля.

Первый способ более длинный. Оттесняем короля соперника строго по горизонталям или вертикалям ко краю доски. Наш король отнимает у неприятельского 3 поля, ладья даёт шах, заставляя отступать. Иногда делаем выжидательные ходы. Смотрите, как это выглядит:



1. Лh3 Kрc4 2. Kрd2 Kрb4 3. Kрc2 Kрa4 4. Kрb2 Kрb4 5. Лh4+ Kрc5 6. Kрc3 Kрd5 7. Лa4 Kрe5 8. Kрd3 Kрf5 9. Kрe3 Kрg5 10. Kрf3 Kрh5 11. Kрg3 Kрg5






Второй метод следующий. Выбираем угол, куда будем загонять короля. Маневрируем своими королём и ладьёй так, чтобы король соперника оставался внутри прямоугольника, образованным полями, которые бьёт ладья и краями доски. Мы будем уменьшать его площадь, пока король не окажется в углу, где и объявим мат. В итоге получается гораздо быстрее, да и проще.




Мат королём и ладьёй ставится не позднее 16-го хода из любой стартовой позиции при сильнейшей игре обеих сторон.

Нужно стремиться к одному из следующих положений, чтобы поставить мат одной ладьей. Обратите внимание также на то, как дружественный король контролирует отступные поля.

Данный вид мата сложнее, чем мат ферзем, так как у вражеского короля больше возможностей по атаке ладьи, чем по атаке ферзя. Ладье нужно подвести короля к краю доски, и затем дружественному королю нужно помочь поставить мат.

Давайте посмотрим этот метод в действии, начав с положения, показанного ниже.

1. Лc7
(Выжидающий ход, вынуждающий черного короля передвинуться ближе к углу, потому что если 1. Крe8 2.Лc8, будет шах.)
1. Крg8
2. Крf6
(Белый король вынуждает врага отступить в угол, иначе 2. Крf8 3.Лc8х.)
2. Крh8
3. Крg6
(Белый король приближается.)
3. Крg8
(Единственный возможный ход.)
4. Лc8х

Когда король находится в центре доски, он должен быть подведен к краю, прежде, чем ему может быть поставлен мат.

В ситуации, показанной ниже, белые должны вынудить черного короля отступить к краю доски. Это достигается путем отсечения некоторых отходных путей для черного короля с помощью ладьи.

1. Лh5
(Черный король теперь не может пересечь пятый ряд.)
1. Крe6
2. Крe3
(Белый король приближается, чтобы поддержать ладью.)
2. Крd6
3. Крd4 Крe6
4. Лd5
(Ладья еще больше ограничивает передвижение черного короля. Король теперь заключен в прямоугольник, показанный на диаграмме.)
4. Крf6
5. Лe5
(Прямоугольник уменьшается.)
5. Крf7
6. Крd5 Крf6
7. Крd6
(Черный король вынужден передвинуться ближе к краю доски.)
7. Крf7
8. Лe6
(Ладья ограничивает короля.)
8. Крg7
9. Крe7 Крg8
10. Лg6+ Крh7
11. Крf7 Крh8
12. Лh6х

Поставить мат одной ладьей сложнее, чем поставить мат ферзем или двумя ладьями. Необходимые шаги отмечены ниже:

1. Используйте ладью, чтобы ограничить передвижение вражеского короля.

2. Поддерживайте ладью королем.

3. Заключите короля в квадрат или прямоугольник, и уменьшайте его по мере возможности.

4. Если уменьшить прямоугольник или квадрат невозможно, передвиньте короля (выжидающий ход, вынуждающий вражеского короля отступить дальше к краю доски).

5. Когда вражеский король находится у края доски, соотнесите сложившееся положение с одним из положений, приведенных в первой диаграмме, и поставьте мат.

Как правило, поставить мат ладьей можно за 15-20 ходов. Одна из опасностей этого мата заключается в том, что для достижения мата может потребоваться более 50 ходов, что приведет к ничьей (смотрите раздел ничья).

Первая шахматная доска с чередующимися темными и светлыми клетками (как в современной шахматной доске) появилась в Европе в 1090 году

Каждый уважающий себя начинающий шахматист должен после изучения ходов фигур научиться ставить маты. Один из самых распространённых матов в шахматах — мат королем и ладьей. Этот мат ставится из любой позиции, где у нас осталась лишняя ладья при отсутствии других фигур.

На практике, мат королем и ладьей можно разделить на несколько этапов:

Для наглядного понимания ситуации, посмотрите видео как поставить мат королем и ладьей

Читайте также: