Как сделать мастерскую художника

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Московские творческие союзы, которым передаются индивидуальные творческие студии, представляют интересы профессиональных художников, архитекторов и дизайнеров, защищают их права и имеют право на предоставление индивидуальных творческих студий на основании договоров аренды.

Право на предоставление творческих мастерских имеют следующие организации :

  • При условии выполнения договорных отношений после расторжения ранее заключенных договоров аренды
  • На правах безвозмездного временного пользования, при условии надлежащего использования после расторжения договоров на право безвозмездного пользования, срок действия которых истек

Изучите устав выбранной организации

Творческая мастерская предоставляется на основании решения Правления Союза или Комиссии по творческим мастерским в следующих случаях:

  • Если художник внес большой административный и организационный вклад в оформление помещения для его использования Союзом
  • Если претендент на творческую мастерскую является членом Союза или ТСХР и прямым наследником (родственником) умершего художника - предыдущего пользователя творческой мастерской (претендент имеет приоритетное право на предоставление мастерской)
  • Если претендент на творческую мастерскую является членом Союза или ТСХР и долгое время осуществлял совместную творческую деятельность с умершим художником - предыдущим пользователем творческой мастерской (претендент имеет приоритетное право на предоставление мастерской)
  • Если художник претендует на мастерскую в результате переуступки права пользования по взаимной договоренности с предыдущим пользователем
  • Если художник внес большой административный вклад в развитие Союза или ТСХР или финансовый вклад (пожертвование) на Уставную деятельность Союза

Ознакомьтесь с правами владельца творческой мастерской

В соответствии с договором, арендатор творческой мастерской имеет право:

  • Осуществлять все виды деятельности, связанные с созданием и использованием художественных произведений
  • Устраивать выставки художественных произведений
  • Организовывать и вести художественное обучение
  • Привлекать для выполнения художественных работ помощников и исполнителей
  • Хранить в помещении студии оборудование, инвентарь, инструменты и материалы, необходимые для творческой работы, художественные произведения
  • Создавать нормальные бытовые условия для работы, отдыха, питания и находиться в индивидуальной творческой студии в любое время суток
  • Вести при создании художественных произведений любые необходимые профессионально - технические работы (обрабатывать металл, камень, дерево, стекло и т.д.)
  • Соблюдать правила противопожарной безопасности и инструкции органов Госпожнадзора
  • Выполнять установленные действующим законодательством санитарные нормы и правила
  • Соблюдать нормы и правила общежития (для творческих студий расположенных в жилых домах)
  • Содержать помещение студии в надлежащем состоянии
  • Не перепрофилировать творческую студию

Напишите заявление и оформите договор

Для получения творческой мастерской вам будет необходимо обратиться в выбранный Союз и написать заявление "на предоставление творческой мастерской".

При наличии свободных помещений с вами подпишут договор на предоставление услуги, в котором будут указаны все необходимые данные, в том числе адрес и площадь предоставляемого помещения.

Важно : договор между художником и Союзом заключается сроком на 1 год с последующим продлением в случае выполнения художником обязанностей пользователя помещения.

Оплатите разовый целевой взнос

При оформлении договора художник должен уплатить разовый целевой взнос в размере 0,6 минимальной годовой ставки арендной платы, установленной правительством Москвы за 1 кв. метр площади. Его необходимо оплатить до подписания Договора с Союзом. В исключительных случаях по решению Президента Союза художнику может быть предоставлена рассрочка.

От указанного взноса полностью или частично могут быть освобождены :

  • Действующие Вице-Президенты и Председатели творческих секций Союза и ТСХР по решению Президента Союза
  • Художники, осуществляющие погашение значительных сумм задолженностей предыдущего пользователя творческой мастерской по решению Президента Союза на основании ходатайства Комиссии по творческим мастерским

Ознакомьтесь с видами обязательных платежей

Художник обязан полностью оплачивать следующие обязательные платежи, возмещающие расходы Союза на содержание мастерских:

  • Коммунальные платежи, эксплуатационные расходы, арендную плату (пени и штрафы за просрочку платежа возмещаются художником)
  • Плату за землю или земельный налог (уплачивается поквартально не позднее 2-й декады 1-го месяца квартала, штрафы за несвоевременную оплату распределяются между художниками, вносившими оплату за соответствующий период несвоевременно)
  • Оплату страхового взноса (вносится 1 раз в год в соответствии с полисом страхования творческой мастерской)
  • Сборы за оформление документов (штрафы за нарушения и разовые платежи вносятся в сроки, указанные в требовании на оплату, союз имеет право взимать плату за повторное оформление документов)

Ознакомьтесь со списком обязательств арендатора помещения

Художник, которому предоставлена творческая мастерская, обязан осуществлять деятельность по реализации социальных проектов, такую как:

  • Проведение в творческой мастерской или в других помещениях общедоступных выставок, дней открытых дверей
  • Проведение мастер-классов
  • Организация творческих кружков для детей или ветеранов
  • Ведение лекционной деятельности и. т.п.
  • Проведение перепланировок без согласования с соответствующими органами
  • Передача в любой форме помещений мастерской лицу, не имеющему отношения к Союзу
  • Привлечение для работы в мастерской других членов Союза без письменного согласования с Союзом и т.п.

Как открыть художественную студию? Это относительно свежая бизнес-идея, которая пока что только открывает новую нишу для предпринимателей. Почему художественные студии редко рассматривают в качестве источника стабильного дохода? В нашей стране студии и школы для рисования долгое время оставались бесплатными.

Даже сейчас практически в любом небольшом городке есть центры досуга, где уроки рисования преподают бесплатно или за символическую плату. Ориентированы такие курсы на детей школьного возраста. Если у детей есть экономная альтернатива, то взрослым, желающим рисовать, деваться некуда.

Ниша коммерческих занятий живописи для взрослых почти не занята, так почему бы не приступить к поиску своего места в ней?

Студия живописи: зачем людям рисовать

Рисовать действительно могут все. Если у вас проблемы с анатомическими пропорциями, то рисуйте в стилях авангард, кубизм, абстракционизм, примитивизм, сюрреализм, конструктивизм. Если вы плохо чувствуете цвета, то почему бы не попробовать себя в направлении гризайль? Если у вас ничего кроме моря не получается, то станьте маринистом.

Любителям монотонной работы подойдут гиперреализм или точечная роспись. В живописи каждый может найти направление для себя, с которым он действительно справится. В этом и проявляется многогранность искусства: талантлив каждый, но не все могут правильно определить талант. Ваша задача, как создателя студии живописи, донести эти знания до начинающих художников.

Информация Помимо обретения новых навыков человек, который учится рисовать, избавляется от депрессии и стресса, улучшает работу головного мозга, учится сосредотачиваться и развивает в себе чувство прекрасного.

Известный американский психолог Михаем Чиксентмихайи выдвинул концепцию так называемого потока. Процесс рисования, как один из наиболее ярких примеров творчества, стал предметом его изучения.

Чиксентмихайи установил, что во время работы над рисунком человек достигает особого психического состояния полной сосредоточенности, которая затмевает конечную цель. Это помогает человеку стать более терпеливым, собранным и научиться выкладываться по полной, чтобы достичь успехов во всех своих начинаниях.

Студия живописи

Формат студии

Студии живописи можно разделить на два типа:

  • Студии, где учат академической живописи. Они ничем не отличаются от учебных заведений, где ученики получают среднее специальное или даже высшее образование. Занятия делятся на теоретические и практические. Мастерству здесь учат долго и методично. Ученикам придется потратить много времени на то, чтобы довести свое мастерство до совершенства.
  • Креативные студии, здесь процесс обучения проводится нестандартно. Главная цель преподавателей — не оттачивание навыков учащихся, а демонстрация того, что рисование — это увлекательное, веселое занятие. Они практикуют экспресс-курсы для быстрого обучения.

Каждый из этих двух форматов имеет свои недостатки и преимущества. К студиям где учат академическому рисунку, не будут выстраиваться длинные очереди из желающих. Больше половины новичков отсеются по истечении одного-двух месяцев, когда поймут, что занятия живописью — это утомительный, тяжелый труд, который требует терпения и самоотдачи. Зато ученики, которые пройдут этот отбор, станут постоянными клиентами на длительное время.

Креативные студии не ставят перед собой цели взращивать великих художников. Здесь значение имеет только увлекательность процесса. Они часто практикуют нестандартные способы обучения, превращая его в игру. Здесь нет такого жесткого отбора, как в студиях, обучающих академической живописи.

Однако, клиенты после нескольких месяцев посещений обычно прекращают свои уроки. Программа надоедает, теряется эффект новизны. Креативные студии находятся в постоянном поиске новых клиентов, но недостатка в желающих они не испытывают. Именно этот формат мы и будет рассматривать в качестве основной идеи для открытия студии живописи.

бизнес-план художественной студии

Готовый бизнес-план художественной студии

Креативные студии в основном встречаются только в крупных городах, где у людей достаток выше. Для периферии подобное — редкость. Основное преимущество этого формата — учащиеся видят плоды своих усилий. К примеру, в студиях, где учат академической живописи, новички могут прикладывать массу усилий, но результат появится спустя долгое время. Многие люди из-за этого бросают курсы.

В креативных студиях все иначе. Стандартный урок представляет собой копирование какой-либо известной картины.

Ученики просто собираются в аудитории и начинают рисовать то, что видят, под руководством учителя. Он подсказывает и направляет каждого из них, дает ценные советы.

Урок закончен, картина готова, ученик доволен. Вот он, результат вложенных усилий. Что нужно для открытия студии? Этот процесс можно разделить на четыре этапа.

Конкуренты и целевая аудитория

Перед открытием необходимо провести анализ рынка и определить свою целевую аудиторию. Вы можете частично предугадать, насколько успешным будет ваша студия, узнав мнение потенциальных учеников. Для этого нужно провести опрос или социологическое исследование, чтобы точно узнать, какой именно жанр рисования заинтересует вашу ЦА, какая цена за урок будет для них приемлемой.

Совет Когда вы определитесь с этим вопросом, нужно разузнать про конкурентов. Есть ли они в этом городе, где расположены их студии, сколько стоят их уроки, какие акции они предлагают клиентам.

С регистрацией предпринимателю придется повозиться. Если вы планируете выдавать своим ученикам официальные сертификаты, которые будут свидетельствовать о том, что они прошли обучение под чутким руководством преподавателей-профессионалов, то придется регистрировать негосударственное учебное заведение. Это займет много времени, и связано в большими денежными затратами. Такие расходы при открытии креативной художественной студии не всегда оправданы.

Вспомните о своей целевой аудитории. Это люди, которые рассматривают занятия живописью в качестве развлечения. Большинство из них не планирует становиться профессионалами или идти дальше по тернистому пути художника. Сертификаты им нужны исключительно для украшения стен дома. Стоит ли тратить столько средств в самом начале, если это не имеет смысла? Зарегистрируйте обычное ИП. Если ваша студия будет развиваться, то форму всегда можно изменить.

студия

Поиск помещения и покупка мебели

Помещение должно быть просторным и хорошо освещенным. Если вы хоть немного разбираетесь в живописи, то должны понимать, что искусственный свет никогда не заменит художнику естественный. Необходима хорошая вентиляция. Краски и разбавители источают сильные специфические запахи, которые нужно выветривать из комнаты.

Для студии нужно правильно рассчитать площадь помещения. За основу нужно брать примерно 1-1,5 кв.м на каждого ученика. Этого достаточно для размещения стула и мольберта. Если вы открываете студию академической живописи, в которой помимо практических занятий будут проводиться еще и теоретические, то необходимо рассчитывать еще и на размещение парт.

Внимание Еще один важный нюанс — наличие умывальника. Ученики будут регулярно пачкать руки во время уроков. Умывальник — это необходимость, а не роскошь в школе живописи.

Теперь можно приступить к закупке мебели. Скажем сразу, если бюджет ограничен, то можно приобрести подержанные мольберты и стулья. На некоторое время этого хватит, а спустя год-два после открытия можно будет закупить новые. Стоимость одного мольберта составляет от 2 000 до 5 000 руб.

Сотрудники

Это один из самых важных аспектов успешного бизнеса. Ваш преподавательский состав должен не только обладать багажом знаний, но и уметь доносить их до учеников и быть креативными.

Совет Оптимальными считаются группы в 6-9 человек. Тогда учитель сможет каждому из них уделить достаточно внимания.

Художественная студия

Художественная студия для детей

Креативная студия рисования для детей — формат, который оптимально сочетается со школой для взрослых. Дело в том, что уроки для взрослых лучше проводить либо в выходные дни, либо во второй половине дня. Здесь нужно учитывать занятость учеников на работе.

Чтобы в будни до вечера студия не простаивала, можно набрать группы детей. Оптимальным временем для их занятий станет период с обеда и до вечерних курсов. Работу школа должна начинать ближе к 11-12 часам дня. Длительность одного занятия должна составлять 1,5-2 часа. Давать короткие уроки смысла нет, так как этого недостаточно при занятиях, которые необходимо посещать всего один-два раза в неделю.

Заключение

Для открытия креативной студии понадобится стартовый капитал в 400 000-500 000 руб. Из них 40 000 руб уйдет в зарплатный фонд для сотрудников, 5 000 будет потрачено на регистрацию бизнеса, около 200 000-300 000 придется отдать за ремонт помещения и аренду, еще порядка 100 000 руб нужно отложить на закупку инвентаря и мебели. Рекламная кампания с раздачей флаеров и расклеиванием объявлений обойдется в скромные 4 000-5 000 руб.

Ежемесячные расходы (оплата аренды, коммунальных платежей, зарплата преподавателям, закупка расходников) составят около 70 000-100 000 руб. Прибыль за этот же период может превысить 150 000-170 000 руб. Достаточно 10-12 месяцев, чтобы полностью окупить свои вложения в открытие художественной студии.

Для художников огромную роль играет окружающее их пространство. Этих творческих людей любой резонанс атмосферы вокруг них может лишить вдохновения, желания работать. Именно поэтому они должны писать картины и заниматься другим прикладным творчеством исключительно в удобном и вдохновенном для себя месте. Для создания такой мастерской в городской квартире потребуется продумать каждый объект в помещении.


Мастерская дома

Если в наличии есть отдельно стоящее помещение – это идеальный вариант. Но как быть тем, кто не может или не хочет снимать отдельную студию, и в собственности нет гаража или сарая? Выход – сделать художественную мастерскую прямо у себя в городской квартире. Более того, если город крупный, то ездить от дома до студии может быть накладно как по времени, так и по средствам.


Оборудовать мастерскую дома можно при соблюдении следующих правил:

  • комната должна быть сухой, хорошо освещенной;
  • в приоритете – спальни и гостиные, где много места для хранения работ;
  • атмосфера в комнате должна быть светлой, для стен и потолка лучше выбирать белые или иные неяркие, светлые тона;
  • на пол лучше постелить плитку, ламинат или линолеум как наиболее крепкие материалы. А также с ними достаточно просто и быстро сделать уборку;
  • мебели не должно быть много, главное, чтобы было больше полок и пару журнальных столиков;
  • освещение должно быть таким, которое в течение суток не сильно меняется. Вариантом может стать дополнительные светильники, торшеры.


Многие художники при создании своей рабочей мастерской у себя дома при выборе интерьера делают выбор в пользу стиля ретро. Как правило, атмосфера чего-то старинного дает волю фантазии, мечтательности и помогает настроиться на рабочее время. Отлично будет смотреться винтажная мебель, старинные часы, светильники. Мебели в берлоге художника немного, но ту, которая присутствует, можно украсить декупажем. Еще к такому интерьеру идеально подойдет кирпичная кладка, только кирпичи лучше выкрасить в светлый цвет, например, бежевый.


Важно! Если площадь помещения небольшая, разместиться поможет мобильный мольберт. Он сэкономит достаточно пространства, а также приходится при выезде в город.

Креативность по отношению к старой мебели дает ей вторую жизнь, а также тренирует талант и умения художника. Он может так ее расписать или покрасить, что она станет настоящим шедевром в городской квартире.


Я работаю дома в нашей маленькой квартирке, между кроватью и батареей. После этого я усилено проветриваю квартиру, устраивая сквозняки и вытирая следы краски с различных поверхностей.

Но я считаю, что у каждого художника должна быть мастерская, ведь это не просто помещение, мастерская - это маленький храм, где художник, взаимодействуя с холстом и красками, прислушивается к вечности.



Вот некоторые рекомендации, которые могут быть полезными для обустройства мастерской.

Но если вы художник, особенно живописец, так как графику иногда достаточно стола, для больших холстов нужно пространство значительное, большое, для экспрессии и отхода. А также место для мольберта и хранения холстов.

Если вы пишете, вам непременно понадобится мастерская – ваша территория творчества и свободы. Где никто вам не помещает, где можно прислушаться к своим мыслям.

Мастерская - это маленький храм, где художник, взаимодействуя с холстом и красками, прислушивается к вечности.


Поговорим о мастерской вне дома. Мне кажется это идеальный вариант! Ведь для того чтобы заставить себя работать, там где живешь требуется приложить намного больше усилий. А вот по дороге в мастерскую можно настроить себя на работу, помечтать как сегодня ваш замысел выльется на холст.

Тем более если мастерская отдельно, то запах краски и растворителя не преследует тебя, вещи и полы не заляпаны и раковина остается чистой.

Под студию можно переделать гараж или пристройку к дому, но желательно чтобы это помещение было теплым и с хорошим освещением, поэтому такой популярностью пользуются чердаки и верхние этажи зданий.

Еще важным условием, но уже для монументальной живописи- высота помещения.

Задуматься лучше заранее, чтобы в последствии себя не ограничивать.



Помещение должно быть светлым или с хорошим освещением.

Самым удобным считается место у северного или северо-восточного окна. Тогда на протяжении дня освещение натуры и холста не будут резко меняться. Окна выходящие на юг или юго-запад придется завешивать калькой. Яркие лучи солнца не должны падать на холст.

Рассеянное освещение очень удобно для работы. Для работы лучше всего выбирать естественное освещение , но в силу различных причин, это не всегда получается. Поэтому, если вы пишите при искусственном свете, выбирайте лампы дневного света.

Мольбер т должен быть хорошо освещен.

Располагайтесь у окна так, чтобы свет падал слева и тень от руки не пересекала холст или планшет с рисунком.

Натуру или модель ставьте левее своего рабочего места и на таком расстоянии, с которого ее можно охватить взглядом в целом. И чем крупнее предметы, тем больше должно быть отход.



Доступ детей в помещение должен быть ограничен - многие компоненты красок вредны или даже ядовиты при попадении в организм человека.

В помещении должно быть спокойно и уютно . Не следует размещать в мастерской зеркало или другие отражающие предметы, отраженный свет может помещать.

Наиболее важную роль играет качество и удобство мольберта. Мольберт должен хорошо держать холст (Про выбор мольберта поговорим в одной из следующих статей).

Использование при работе стулья или табуреты, я рекомендую, лишь на этапе когда хотите наполнить картину деталями, в остальное время, они лишь ограничивают вашу свободу и доступ к картине.

Место удобных кресел и диванов на значительном расстоянии позади картины, где можно удобно устроиться и рассмотреть дело своих рук и головы. Там же в зоне отдыха, можно расположить чайник или микроволновую печь, чтобы приготовить любимый напиток (например из предложенных здесь, здесь и здесь) и разогреть принесенный их дома обед. В наше время, я не считаю, что художник должен быть голоден, да и неправильное голодание может вызвать мигрени, тогда о творчестве можно забыть на некоторый срок.

В мастерской желательно иметь всевозможные стеллажи , как для холстов (очень неудобно их хранить на полу или стенах), так и для книг (полезно иногда прерваться, посмотреть репродукции или просто красивые виды для вдохновения), для инструментов и для предметов, которые можно рисовать.

Для инструментов и материалов, в наше время очень удобно использовать пластиковые короба, они слегка прозрачны, поэтому легко видеть их содержимое и прекрасно располагаются на стеллажах.

Я как живописец, считаю, что данное место необходимо оборудовать, раковиной или душем. Это необходимо и не просто для поддержания чистоты, а для практической части, натягивания холста и бумаги и т.п.

Цвет стен , надо делать нейтральным, белым или серым, всевозможные оттенки зеленых, красных, синих цветов, будут давать неестественные рефлексы на натуру и вашу работу.


Что необходимо иметь в мастерской.

Кисти разнообразные, как по материалу, так и по форме

Краски разнообразные (разных фирм и цветов)

Растворители, масла, лаки

Палитры разнообразные, масленка

Столик под палитру с выдвижными ящиками

Железная линейка 1м

Карандаши, ластик, пеналы коробки с карандашами и прочими материалами

Мольберт, Этюдник, тринога

Щипцы для натягивания холста

Холст грунтованный или холст обычный, тогда грунт

Стусло и ножовка

Остальное можно подобрать индивидуально.



Все это лишь некоторые рекомендации, которые помогут вам понять, что взять за основу или какие пункты для вас лишние. Наверное это описание моей, идеальной, несуществующей мастерской. По многим материалам впоследствии еще будет дана расшифровка.

И напоследок. Пусть ваши мечты осуществляются и вдохновение никогда не покидает.

Читайте также: