Как сделать масштаб по географии 5 класс

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Подробный конспект урока по теме: " Масштаб" с презентацией для хорошего усвоения и закрепления темы урока с применением практической работы. У детей возникает сложности из-за несоответствия программ по географии и математики.

Оценить 588 0

Урок географии в 5 классе . Масштаб.

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Вступление

К уроку все готовы? Проверим!

Линейка, циркуль, карандаш

Дневник , учебник, атлас?

Проверьте, все ли на столах,

Чтоб не искать под партой!

Итак, карта-это уменьшенное обобщенное изображение земной поверхности на плоскости при помощи условных знаков.

Вызов (ключевое слово МАСШТАБ)

О чем это стихотворение?

Кого бы вы на свете не спросили,

Любой вам скажет - есть страна Россия

А если к карте мира подойти,

Легко ли будет вам её найти.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,

Вершины гор, хрустальные озера,

Величие широких русских рек,

Места, где еще не был человек.

Здесь много разных городов: больших и малых,

Разбросанных по карте вверх и вниз

И город свой ты можешь здесь найти

Лишь стоит чуть указкой провести

И посмотрев на карту, вы поймете

В какой великой и большой стране живете! (высказывания детей)

О том, с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте, мы и поговорим на сегодняшнем уроке.

Давайте вспомним адрес, где мы с вами живем?

РФ, Тверская область, Торжокский район, д. Большое Вишенье

Итак, мы живем в Тверской области. Посмотрите на карту – раньше она называлась Калининской. Ее площадь 84кв.км.

Как же такая большая территория поместилась на карте?( ее уменьшили)

А как узнать во сколько раз ее уменьшили? ( при помощи масштаба)

( при необходимости можно использовать ребус, если ключевое слово не прозвучит)

Итак, тему урока определили, осталось поставит цели- чему и как мы будем учиться?

Вы знаете что такое МАСШТАБ?

Хотите узнать? А коль мы эти знания получим, значит их нужно будет где-то применять (слайд2)

научимсяприменять полученные знания на практике.

Как мы это будем делать?

При помощи всего оборудования , которое мы имеем!

Тему определили, цели поставили – в путь , за знаниями!

Что же такое масштаб? Есть соображения? (высказывания детей)

Отношение длины отрезка к действительной длине на местности

А теперь давайте разберемся, какие существуют виды записи масштаба

см. рис. 2.4. стр. 34 учебника ( работа с учебником). Предлагаю вам самостоятельно разобраться в различиях видов масштаба и определить какой из них удобнее использовать стр.34-35 учебника. После прочтения работа в виде беседы:

Как записывается численный масштаб?( как отношение двух чисел)

Что означает первое число? ( расстояние на карте)

Второе число?(реальное расстояние на местности в тех же единицах измерения)(слайд4)

Читаем масштаб на карте полушарий, карте России, карте Тверской области (практика)

Работа в тетради – тренажере стр.32, зад 4

Далее вид записи – именованный.

Как он записывается? ( в виде слов) в 1 см 1 км. Откуда взялись эти км? (слайд5,6,7)

Открываем атласы на стр.3. Читаем масштаб топографической карты, что он означает? ( 1 см карты соответствует 250 м реальной местности)

Определите расстояние от точки B до точки C , используя масштаб.

Сначала дети высказывают свои предположения и разрабатываем совместно алгоритм работы..

Действуем по алгоритму:

Линейкой измеряем расстояние от B до C .

Определяем величину масштаба.

Полученный результат умножаем на величину именованного масштаба.

3.Тетрадь- тренажер стр.32,зад.5

И последний вид масштаба – ЛИНЕЙНЫЙ Беседа вопрос- ответ.

-Что представляет собой линейный масштаб? (Ответы учеников) (Слайд 8)

Линия, разделенная на см отрезки справа и слева от 0.

-Что показывают отрезки справа от нуля?

( какое расстояние на местности соответствует 1 см на плане)

-Что показывают деления от нуля слева?

( то же, но оно разделено на более мелкие части)

-Каким прибором пользуются при работе с линейным масштабом?

Как с ним работать? См. рис.2.5. в учебнике.Разрабатываем совместно алгоритм работы..

1.Берем циркуль-измеритель и приставляем к карте – замеряем интересующее нас расстояние

2.Затем ставим левую ножку на нуль в линейном масштабе, а правая оказывается между делениями (300-400)

3. Сдвигаем циркуль влево, пока правая ножка не окажется на ближайшем делении масштаба.

4. Можем посчитать расстояние 300+40 =340м

Вопрос? Когда незаменим линейный масштаб? Где он используется? (при измерении кривых линий на карте- дорог, рек…) тетрадь –тренажер стр. 21 зад 1

Физкультминутка

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз присесть, достать до пятки.

И плечами покачать.

А затем, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте пошагать

На носок, потом на пятку.

Физкультминутка, как зарядка.

Итак, со всеми видами масштаба мы с вами познакомились, потренировались в чтении и применении, пришло время практической работы. Работу выполняем в парах как сидим за партами. Задание на листочках.

Практическая работа:

Начертите план своей парты в мас­штабе в 1 сантиметре 10 сантиметров. Для этого:

Измерьте парту линейкой и запишите длину и ширину

Длина парты _________, Ширина парты_____________

Самостоятельно разделите полученные числа на 10

Запи­шите ответы: длина парты на плане ________________

ширина парты на плане ________________

положите линейку горизонтально на лист тетради;

от 0 вправо отложите отрезок, равный длине стола на плане;

от начала первого отрезка вниз отложи­те второй отрезок, равный ширине сто­ла на плане;

достройте по линейке прямоугольник,

Каким видом записи масштаба вы пользовались? ( именованным) Переведите его в численный. Молодцы!

Ну что же давайте вернемся к нашим целям и посмотрим всех ли мы достигли?(слайд 2)

А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке методом светофора ( раздаю оценочные листы) Подводим итог и записываем домашнее задание (слайд 11) Всем спасибо! Успехов!

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спортивное развлечение мне понравилось. Задания с родителями обязательно будем применять в нашем пра. Подробнее.

Публикацию скачала. Очень благодарна за размещение автору. В данный момент, исполняя обязанности инс. Подробнее.

А вот эта тема очень актуальна сейчас.Рада, что случайно зашла сегодня на сайт. Праздники, в ом числ. Подробнее.

Сценарий мне понравился. Обязательно примем на заметку при подготовке праздника День Победы в нашем . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Масштаб. Виды масштаба. (5 класс). Презентация на заданную тему содержит 11 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Перевести: Численный масштаб в именованный: 1 : 1000 1 : 75000000 Именованный масштаб в численный: в 1 см – 50 км в 1 см – 200 м

Отношения Что называют отношением двух чисел? Что показывает отношение двух чисел? Как можно записать отношение 1 : 100 и что оно показывает? Что показывает отношение 1000 : 1? Как найти отношение 200м к 4см? Выразить в см: 450м, 5км.

Решим задачи На карте атлас стр.3 с масштабом 1 : 25 000 расстояние между деревней Барсуки и станцией 341-й км равно 2,8 см. найти это расстояние на местности. Расстояние между двумя городами равно 280 км. Найти длину отрезка, соединяющего эти города на карте, выполненной в масштабе 1 : 4000000.

Домашнее задание Параграф 11, записи в тетради. Построить план своей комнаты вместе с имеющейся там мебелью в масштабе 1 : 20. Все вычисления произвести в рабочей тетради .


Работа состоит из 2 вариантов, каждый содержит 7 заданий. Позволит проверить уровень знаний учащихся по теме.

Пучкова Людмила Владиславовна, учитель географии МБОУ МО Плавский район "Плавская средняя общеобразовательная школа № 1 им. дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова"

Описание разработки

1. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу в 1 см -5 м, а затем по масштабу в 1 см - 10 м.

2. Длина р. Волги составляет 3700 км, р. Обь - 4000 км, р. Енисей- 3800 км, р. Лена - 4300 км. Изобразите размеры этих рек прямыми линиями в масштабе 1 см - 1000 км.

3. Перевести численный масштаб в именованный в метры

4. Переведите именованный масштаб в численный

Масштаб (проверочная работа)

5. Определите расстояние на плане от точки А до башни. Измерение проводите между центрами условных знаков.

Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ ________м

6. Определите по плану, в каком направлении от башни находится родник.

7. Какой участок №1, №2 или №3 дальше всего находится от шоссе и ближе всего к церкви. Выберите только один участок, подходящий к этим условиям.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу в 1 см -5 м, а затем по масштабу в 1 см - 10 м.

Длина р. Волги составляет 3700 км, р. Обь - 4000 км, р. Енисей- 3800 км, р. Лена - 4300 км. Изобразите размеры этих рек прямыми линиями в масштабе 1 см - 1000 км.

Перевести численный масштаб в именованный в метры а) 1: 1000 б) 1:25000

Переведите именованный масштаб в численный а) в 1см – 1 км б) в 1 см- 50 м

Определите расстояние на плане от точки А до башни. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ ________м

Определите по плану, в каком направлении от башни находится родник.

Какой участок №1, №2 или №3 дальше всего находится от шоссе и ближе всего к церкви. Выберите только один участок, подходящий к этим условиям.


Изобразите прямой линией расстояние в 15 метров по масштабу в 1 см -5 м, а затем по масштабу в 1 см - 10 м.

Длина р. Волги составляет 3700 км, р. Обь - 4000 км, р. Енисей- 3800 км, р. Лена - 4300 км. Изобразите размеры этих рек прямыми линиями в масштабе 1 см - 1000 км.

Перевести численный масштаб в именованный в метры а) 1: 150000 б) 1:20000

Переведите именованный масштаб в численный а) в 1см – 10 км б) в 1 см- 500 м

Определите расстояние на плане от родника до башни. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ ________м

Определите по плану, в каком направлении от родника находится церковь

Какой участок №1, №2 или №3 дальше всего находится от шоссе и ближе всего к роднику. Выберите только один участок, подходящий к этим условиям.

Презентация: Масштаб

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Масштаб" по географии. Презентация состоит из 17 слайдов. Для учеников 5 класса. Материал добавлен в 2021 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 2.02 Мб.

Содержание

Презентация: Масштаб

Проверка д/з

Виды изображений земной поверхности. Наука о создании и использовании карт. модель Земли. План. Карта. Сборник карт.


Слайд 2

Какой способ изображения земной поверхности позволяет узнать название поселений, рек ? а) план; б) рисунок; в) аэрофотоснимок; г) снимок из космоса.


Слайд 3

Масштаб и его виды


Слайд 4

Чем будем заниматься на уроке ?


Слайд 5

План местности - уменьшенное изображение небольшого участка местности на плоскости с помощью условных знаков.


Слайд 6


Слайд 7

Именованный масштаб

Масштаб, выраженный в виде слов: в 1 сантиметре 1 километр 1 : 100000 расстояние на изображении реальное расстояние на местности


Слайд 8

Численный масштаб.

Отношение показывает, во сколько раз одно число больше другого. 1:100Изображение меньше изображаемого объекта в сто раз 1:1000 Изображение меньше в тысячу раз


Слайд 9

Линейный масштаб

Мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.


Слайд 10

Чем меньше число, показывающее уменьшение, тем крупнее масштаб, и наоборот. 1:100 крупнее масштаба 1:1000 и мельче 1:50


Слайд 11

1:20 000 000 1:60 000 000 1:2 000 000


Слайд 12

Способ перевода численного масштаба в именованный масштаб

Нужно посчитать, на сколько нулей кончается второе число. Например, в масштабе 1 : 300 000 после цифры 3 находится пять нулей. Если после цифры пять и более нулей, то, закрыв пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Получаем: в 1 см на карте 5 километров на местности.


Слайд 13

Если после цифры во втором числе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте. Например, во втором числе масштаба 1 : 10 000 закроем два нуля, получим: в 1 см — 100 м.


Слайд 14

Способ перевода именованного масштаба в численный масштаб

Нужно перевести расстояние на местности, указанное в именованном масштабе, в сантиметры. Если расстояние на местности выражено в метрах нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей. Например, для именованного масштаба в 1 см — 100м расстояние на местности выражено в метрах, поэтому для численного масштаба приписываем два нуля и получаем: 1 : 10 000. Для масштаба в 1 см — 5 км приписываем к пятерке пять нулей и получаем: 1 : 500 000.


Слайд 15

Практическая работа.

Запишите в тетради три примера численного масштаба. Во сколько раз расстояние на плане уменьшено, если масштаб: а) 1: 100 б)1:500 3. Переведите численный масштаб карты в именованный:а) 1 : 200 000б) 1 : 25 000


Слайд 16

4. Переведите именованный масштаб в численный:а) в 1 см — 500 м5. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу в 1 см -5 см и затем по масштабу в 1 см- 10 м.6. Длина Волги составляет 3700 км, Оби - 4000 км, Енисея- 3800 км, Лены - 4300 км. Изобразите размеры этих рек прямыми линиями В масштабе 1 мм = 100 км.


Слайд 17

Домашнее задание:

Параграф № 15. 1.Переведите численные масштабы 1:500, 1:15 000 и 1:1500 000 в линейные и именованные. 2. На плане расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1: 100 000? 3. Сколько времени потребуется на переход из одного селения в другое, если расстояние между этими селениями на план масштаба 1:50 000 составляет 15 см, а скорость передвижения равна 5 км/час?

Читайте также: