Как сделать масляную пастель мягче

Обновлено: 07.07.2024

Метод можно использовать в течение всего процесса создания изображения, но при этом приносится в жертву линейный аспект, который собственно и отличает технику рисунка от методики работы с красками. Таким образом, обычно более эффективно объединять увлажнение с различными точечными штрихами.

Хотя пастелью обычно работают на цветной бумаге, в некоторых случаях лучшим выбором может стать белая основа, поскольку она будет просвечивать через уровни цвета, создавая эффект свечения, к которому так стремятся художники-акварелисты. Вы можете работать на белом грунтованном картоне, но если требуется фактура, лучшими поверхностями являются или холст для живописи, или бумага для рисования эскизов. Все эти виды бумаги позволяют делать исправления, вытирая цвет тряпкой со спиртом.

Консистенция, которую вы хотите получить, производя смешивание, естественно, зависит от ваших целей и предмета, который должен быть изображен. Можно использовать метод частично для смягчения линий в некоторых местах или легкого их слияния (если они раз- личного цвета), все еще оставляя видимые следы. Данные приемы помогут создать эффект работы акварельным карандашом. В этом случае кисть для акварели – лучшее средство; однако для получения более живописного эффекта, где работа кистью играет главную роль, идеальна щетинная кисть для масляной живописи.

Совет. Для этой техники можно использовать обычную пастельную бумагу, но если вы пользуетесь уайт-спиртом, то существует небольшой риск ухудшения ее состояния стечением времени, поэтому скипидар – более безопасный выбор .

Смешивание двух цветов с помощью кисти и спирта на бумаге для акварели:

Смешивание двух цветов

Синий и желтый цвета смешаны для получения зеленого:

Смешивание синего и желтого

Линия штриховки смягчена и размыта с помощью кисти и спирта:

Кисть и спирт

Пейзаж масляной пастелью

Работая на сине-серой бумаге Ingres, художница наметила основные формы, используя штрихи боковой поверхностью и свободное затенение.

Затенение пастелью

Затем она опускает кусок ваты в скипидар и размывает цвет в области неба. Далее, используя боковую поверхность пастельной палочки, она добавляет к небу белый цвет.

Пастельная палочка

Затем она работает со средним планом, добавляя зеленый среднего гона и почти черный. Маленькие деревья рисует непосредственно кончиком кисти поверх слоя масляной пастели, распределяя цвета по плоскости.

Слой масляной пастели

Художница считает этот метод идеальным для схватывания мимолетных погодных состояний, подобных этому, поскольку бумага может быть заполнена очень быстро, и, если потребуется, легко внести изменения.

Рисовать масляной пастелью, в принципе, можно на чём угодно - материал был так задуман. Пабло Пикассо формулировал свои пожелания к ней для производителя буквально: нужен материал, который без подготовки рисовал бы по любой поверхности бумаге, стеклу, холсту, керамике.

Тогда зачем вообще готовить бумагу?

Масляная пастель сама по себе - невероятно гибкая, адаптивная, индивидуальная техника: она у каждого своя, разная. Грунты могут разнообразить её возможности до безграничных.

Поверьте, стоит попробовать. Уверена – после бумаги, подготовленной собственными руками, вы уже, возможно, не вернётесь к готовой – просто скучно и неинтересно станет на ней работать.

Давайте для начала определимся - что такое грунт, имприматура, и для чего они нужны.

Грунт – это подготовительное покрытие, которое мы наносим на основу (бумагу, картон, холст, оргалит) с целью изменить её свойства: фактуру, текстуру, плотность, впитываемость.

Имприматура – цветная, иногда прозрачная подкладка, которая создаёт фон для будущего рисунка, подготавливая его тональность к работе. Она не изменяет физические качества поверхности (фактуру, текстуру, сцепляемость) , меняет только её цвет-тон.

Понятия эти - из масляной живописи, с которой масляная пастель очень похожа пластически. В классической масляной живописи грунт и имприматура технологически поэтапно следуют друг за другом. Подготавливая поверхность для масляной пастели, их вполне можно совместить в одном слое - или обойтись чем-то одним.

Купить или намешать? Готовые и авторские грунты

Грунты бывают разные. Они отличаются по фактуре, прозрачности, цвету, конечно. Есть специальные профессиональные художественные грунты, продающиеся в художественных салонах

Во-первых – специальные грунты для сухой пастели, они отлично подходят. Прозрачные праймеры разной текстуры и зернистости – не меняют цвет бумаги, добавляют ей фактуры и зернистости.

Есть акриловый грунт для живописи. Немного слишком гладкий, "скользкий", но для определённых целей вполне может подойти.

В качестве имприматуры самый простой и очевидный вариант - водорастворимые краски: акрил, гуашь, даже акварель

Но сейчас речь не о них, о них написано достаточно - поговорим об авторских , самодельных грунтах.

Давайте для начала расскажу, а для чего я вообще так заморачиваюсь-то, и почему стоит обязательно попробовать грунтовать самому.

Вот как минимум 20 причин сделать это (хотя, подозреваю, что в итоге их окажется больше)):

Проблема это не только эстетическая. Любой живописец знает - масло злейший враг бумаги, делает её хрупкой и постепенно разрушает. Поэтому бумагу и для масляных красок, и для жирной пастели нужно проклеивать или грунтовать, чтобы защитить, изолировать их от масла.

И масляной, и сухой пастелью принято рисовать на специальной бумаге - цветной и текстурной.

Моё решение – создавать фактуру самой. Эти "дырочки" всё равно появятся, поэтому пусть они будут живописными, эстетичными, случайными.

001 Рисуем пастелью

Пастель — это примечательный графический материал, дающий цвету особое звучание. Но пастель бывает разная. Разным получается и красочный слой пастели — от бархатисто-матового, до масляно-глянцевого. Поэтому попробуем разобраться какой бывает пастель и какие существуют технические приемы работы с ней.

Разновидности пастели и бумаги для нее

002 Рисуем пастелью

Пастель бывает сухой, масляной и восковой. Сухая пастель представляет собой прессованный пигмент с добавлением связующего (клеющего) вещества. Чем больше связующего, тем тверже пастель. Чем меньше связующего — тем пастель мягче. Сухая мягкая пастель позволяет легко пользоваться растушевкой в работе. Масляная пастель состоит из красящего пигмента и масла. Восковая пастель — соответственно из пигмента и воска.

Для работы пастельными мелками художники используют специальную бумагу. Обычная здесь плохо подходит. Главной особенностью бумаги для пастели является ее шероховатая фактура. Такая повышенная шероховатость или зернистость позволяет микроскопическим частичкам пигмента лучше зацепляться за волокна бумаги. Кроме этого, бумагу для пастели тонируют. То есть бумага может быть не белой, а цветной. Это объясняется тем, что пастель уступает по насыщенности краскам. А компенсировать этот недостаток может цвет бумаги. Между штрихами пастели остаются промежутки, через которые может просвечивать тонированная бумага. А поскольку в изображении часто присутствует преобладающий цвет, то художники подбирают бумагу соответствующего цвета. Это делает графическое произведение более насыщенным. Кроме фактурной, тонированной бумаги для пастели, также, можно ещё использовать мелкозернистую наждачную бумагу или бархатистую бумагу.

Растушёвка

003 Рисуем пастелью

004 Рисуем пастелью

Растушёвка — это приём, которым пользуются художники для растирания графических материалов. Поэтому также назвали и специальный инструмент для растушевки. Он представляет собой палочку из плотно скрученной бумаги. Кончик этой палочки заострен, наподобие карандаша. Им удобно растирать мягкие графические материалы, к которым относится и пастель. Эти палочки имеют цилиндрическую форму и различаются по толщине. Толщина палочки обозначается номером. Например, большая растушёвка производится под номером №6, а самая маленькая под номером №1.

Фиксаж

Пастель имеет свойство осыпаться. Она не крепко держится на бумаге. Поэтому, чтобы она не стиралась, пастель покрывают специальным фиксирующим лаком. Также для этой цели можно использовать лак для волос. Лак равномерно распыляют по всей плоскости листа и наносят его в два-три слоя. Однако, следует помнить, что после нанесения такого фиксатива цвет немного изменится.

О тонкостях работы и технике исполнения

В реальной работе четкого разделения на два вышеуказанных способа может и не быть. Например, втерев один цвет в другой, художник решает поверх пропустить штриховку третьим цветом. В результате используется и механическое и оптическое смешение трех цветов.

Ещё смешивать разные цвета пастели можно с помощью растушёвки. Допустим, художник заштриховал поверхность двумя цветами. После этого, можно растушевать это место. Цвета смешаются механически. Но штрихи можно растереть не полностью. В этом случае, помимо механического смешения, останется ещё и оптическое смешение штрихов разного цвета. В итоге, пастель зазвучит своим многоцветием по-особенному лирично и мягко.

Упомянув о растушёвке, как о способе смешивать разные цвета, нельзя не сказать о её главном предназначении. Растушёвка придаёт пастельной живописи и графике особую мягкость. Размытие четких контуров и резких переходов цвета позволяет погружать второстепенные детали на второй план. Также при помощи растушёвки можно обобщить ненужные подробности. Но, что самое главное — при обобщении растушёвкой второстепенных деталей, композиционный центр становится более выразительным. А значит, центральное место будет звучать четче, контрастнее и станет более заметным. Такое выделение главного и обобщение второстепенного очень сильно оживляет произведение. Работа может преобразиться на глазах. Но преимущество растушёвки имеет только сухая пастель. Масляную, а тем более восковую, расушёвывать не получится.

Работая пастелью, можно использовать самые разные техники. Кто-то предпочитает рисовать без растушёвки. В этом случае в работе будет отчетливо заметен штрих. Также он будет заметен и в восковой пастели, потому что её растирать нельзя. Кто-то любит сочетать штрих и растушёвку. В этом тоже есть своя прелесть. Поэтому в заключении скажу, что работая пастелью, автор может придумывать свою манеру, не похожую на другие. А это и есть тот прекрасный момент, который называется творчеством!


Начало работы с пастельным искусством может вызывать массу вопросов. Если только вы не ребёнок: дети пастельными мелками (обычно детям дают восковые/масляные) рисуют легко и охотно. А вот если вы решили рисовать пастелью как художник, вы можете даже не знать, какую же из видов пастели выбрать. Эта статья вам поможет.

Итак, всё, что нужно знать о работе с пастелью.


Искусство пастели

Пастельное искусство — отличный способ создавать яркие работы с лёгкостью и контролем, который вы получаете от ваших лучших обычных карандашей. Пастель — портативное средство для рисования, позволяющее создавать яркое цветное искусство без необходимости воды, кистей или палитр. Её удобно брать с собой.

Но сначала, что такое пастель?

Определение не совсем ясно, и в художественных сообществах были некоторые дебаты относительно того, что именно квалифицируется как пастель. Пастельное общество в Великобритании, однако, гласит, что: "пастель — это в том числе и масляная пастель, уголь, карандаш, конте*, сангина, или любое сухое средство для творчества".

*Карандаш Конте — группа художественных материалов на основе искусственного графита, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей. По плотности уступает графиту, но твёрже пастели.


Сами пастели чаще всего выпускают в виде палочек, состоящих из чистого порошкообразного пигмента и связующего вещества (хотя вы можете найти и пастельные карандаши).

Пигменты, используемые в пастели, — такие же, как и для производства всех цветных художественных средств, включая масляные краски; связующее вещество имеет нейтральный оттенок и низкую насыщенность, не мешает пигменту.

Советы по рисованию пастелью

Мягкие пастельные палочки становятся пыльными или грязными при транспортировке, поэтому носите с собой ткань, чтобы вытереть их перед рисованием.

Как правило, пастелью легче работать на тонированной поверхности, а не на чистом белом листе. Вы можете купить тонированную бумагу или тонировать её самостоятельно, используя акрил или акварель. Подходит акварельная бумага.

Для предотвращения нежелательного смешивания вы можете использовать фиксатив-распылитель на той области, которую нужно защитить. Осторожно: если фиксатор распыляется слишком сильно, он резко притупляет и затемняет оттенки.

Существует огромное разнообразие пастели.
Как выбрать правильную?

1. Пастели: не все равны

Мягкие пастели имеют богатый, маслянистый вид и легко смешиваются. Твёрдые (сухие) пастели, в том числе пастельные карандаши, отлично подходят для добавления деталей.

Масляные пастели имеют масляное связующее, менее прозрачны, чем мягкие пастели, и не размазываются так же легко, как мягкие. Новейшие водорастворимые пастели создают полупрозрачные смывы, если вы размываете их водой.


2. Наслоение и растушёвка

Пастели смешиваются на поверхности бумаги, а не на палитре. Различные цвета можно получить путём наложения и растушёвки. В пастели мы начинаем с более тёмных цветов, работая от тени до света. Растушёвывать можно различными инструментами, от салфетки или ватного диска до кистей и просто пальцев.


3. Правильная поверхность

Ключ к выбору бумаги для пастели — вам нужно выбрать то, что имеет текстуру. Если бумага слишком гладкая, пастель к ней не прилипнет. Убедитесь, что бумага pH-нейтральна. Если она не бескислотная, она может изменить цвет и вызвать хрупкость работы. Хороший выбор — холст, акварельная бумага, пастельная бумага.


4. Мягкая и твёрдая/сухая пастель

Мягкие пастели богаты, буквально светятся цветом, имеют рыхлую зернистую текстуру и легко смешиваются с разнообразным эффектом поверхности, но немного хрупки.

Твёрдые (сухие) пастели немного менее яркие по цвету, но более устойчивые, чем мягкие. Они отлично подходят для добавления деталей.



Твёрдые пастели (справа) немного менее яркие по цвету, но более устойчивые, чем мягкие (лучше держатся на бумаге).

5. Пастельные карандаши (мягкие/твёрдые) и масляная пастель

Пастельные карандаши бывают карандашной формы и просты в работе, идеально подходят для мелких деталей и рендеринга, являются более твёрдыми, чем мягкие пастели.



Масляные пастели (справа) содержат масляное вяжущее и имеют густой, интенсивный цвет.


Масляная пастель содержит масляное вяжущее вещество. Эти мелки имеют густой интенсивный цвет, но не размазываются и не смешиваются, как мягкие/твёрдые пастели.

Масляная пастель производится из растительного пигмента с льняным маслом путём прессовки. Очень яркие, насыщенные цвета, полная передача цвета. Прекрасно ложатся на бумагу. Более прозрачные тона получают добавлением терментина (пинена) или нефтяного масла.


С помощью масляной пастели, как и с помощью других типов пастельных мелков и карандашей, вы сможете создать иллюзию цвета, используя штриховку, перекрестную штриховку, наложение штрихов разного цвета друг на друга.

6. Водорастворимые пастели

Водорастворимые пастели можно использовать так же, как обычную мягкую пастель, за исключением того, что вы также можете создавать акварельные эффекты с помощью кисти и воды, обеспечивая большое разнообразие художественных эффектов.

Идеально подойдут для смешанных работ с акварелью, акварельными карандашами. Отличаются насыщенными цветами, исключительной способностью к растворению в воде.

Читайте также: