Как сделать масло вмгз

Обновлено: 17.07.2024

Лубрикант ВМГЗ изготавливается путем гидрокрекинговой переработки сернистых пород нефти. Технология исключает попадание посторонних примесей, что повышает рабочие характеристики основы. Фактические показатели смеси повышены благодаря содержанию антифрикционных, антиокислительных присадок.

Технические характеристики

Основное эксплуатационное качество гидравлических масел – минимальная зависимость их вязкости от параметров рабочего давления и возможность стабильного действия при различных температурах окружающей среды. Для регионов Севера нашей страны гидравлическое масло ВМГЗ считается внесезонным, для остальных — рекомендуется к применению в холодное время года. Согласно ГОСТ 17479.3-85 имеет обозначение МГ-15-В (масло гидравлическое с вязкостью при нормальной температуре не более 15 мм2/с).

Ближайшим зарубежным аналогом считается масло гидравлическое МГЕ-46В (или HLP-15), которое производится торговой маркой Mobil. Однако имеется и ряд других схожих по своему назначению марок от других компаний. Все они должны соответствовать международным нормам стандарта DIN 51524-85.

масло гидравлическое ВМГЗ

Основные показатели гидравлического масла ВМГЗ:

  1. Кинематическая вязкость при температуре 50 °С, не менее: 10.
  2. Кинематическая вязкость при температуре -40 °С, не более: 1500.
  3. Температура вспышки, °С, не менее: 135.
  4. Температура загустевания, °С, не ниже: – 80.
  5. Номинальная плотность при комнатной температуре, кг/м³: 860±5.
  6. Кислотное число в пересчёте на КОН, не более: 0,05.
  7. Допускаемая зольность, %: 0,15.

Низкие параметры застывания масла обеспечиваются в результате гидрокаталитической обработки нефтяной основы, куда затем добавляются специальные присадки.

вмгз-45

Особенности состава и свойств

Присадки, имеющиеся в базовом масле, подразделяются на три вида:

  • Противоокислительные.
  • Для снижения износа рабочих деталей техники.
  • Противокоагулирующие.

Последнюю группу присадок потребитель может использовать самостоятельно, регулируя предельное значение температуры загустевания. Соответственно, можно получить гидравлические масла ВМГЗ-45, ВМГЗ-55 или ВМГЗ-60, способные выполнять свои функции при разных отрицательных температурах (нормированный объём присадки определяется производителем в технической инструкции). При очистке масла гарантируется отсутствие вредных компонентов в сточных водах.

вмгз-60

С целью обеспечения стабильности основных производственных характеристик гидравлическое масло ВМГЗ:

  • не содержит соединений кремния и цинка, снижающих противоизносные показатели;
  • предварительно очищается от примесей эффективными органическими растворителями;
  • при работе, даже в условиях повышенных рабочих температур, не образует зольных соединений, откладывающихся на контактных поверхностях;
  • не содержит химически агрессивных компонентов, которые снижают долговечность уплотнений;
  • обладает пониженным пенообразованием, что повышает удобства при регламентном обслуживании техники и снижает вероятность появления воздушных пузырьков.

Комплекс присадок подбирается таким образом, чтобы (при повышенной влажности окружающего воздуха) обеспечивать хорошее разделение воды и масла с помощью соответствующих фильтров.

гидравлический погрузчик

Область применения

LUKOIL ВМГЗ применяется для заправки систем гидравлики специальной техники, а также оборудования промышленного назначения. Гидропривод с данным средством может сохранять работоспособность в условиях экстремального холода. Применяется в высоконагруженном оборудовании для широкого диапазона рабочих температур.

При соблюдении требований безопасности пары масла не вредят здоровью человека, а также окружающей среде. Производитель рекомендует при окончании срока службы утилизировать в пунктах приема отработки.

ВМГЗ технические характеристики гидравлического масла

Преимущества использования

От других гидравлических масел выгодно отличается низкой температурой застывания, что позволяет применять его не только в холодное время года, но и в условиях Крайнего Севера.

Гидроприводы, использующие ВМГЗ, можно запускать без предварительного прогрева масла, это очень важный фактор при работе в зимних условиях.

Еще один плюс масла ВМГЗ – его повышенная устойчивость к образованию осадков. Именно это свойство позволяет применять его в механизмах, предназначенных для работ под открытым небом.

Антикоррозийные составляющие максимально защищают гидравлические узлы от негативных воздействий окружающей среды.

ВМГЗ технические характеристики гидравлического масла

Следующий немаловажный момент – стоимость. ВМГЗ – полностью российская разработка, производится из местного сырья отечественными производителями. Благодаря этому, цена масла ВМГЗ примерно в 2-2,5 раза ниже зарубежных аналогов, разница довольно существенная. На цену зарубежных масел оказывает большое влияние стоимость оборудования, на котором они производятся, в конечный ценник также закладывается и перевозка.

Завершающий плюс – всесезонность масла, что позволяет обойтись без сезонной замены жидкости.

Стоит отметить, что всесезонность данного масла применительна только для северных регионов с холодным летом, в умеренном или теплом климате оно все же используется, как зимнее.

Помимо вышеперечисленных качеств, масло ВМГЗ обладает хорошими смазывающими свойствами. Оно также сохраняет свои свойства при давлении до 25 Мпа, что делает его максимально подходящим для высоко нагруженных гидравлических систем. Существуют и другие марки масел со схожими температурными характеристиками. Однако в условиях повышенных нагрузок эти масла изменяют свои свойства, что, конечно же, отрицательно сказывается на работе оборудования.

Есть у ВМГЗ и минус – специалисты настоятельно не рекомендуют использовать его в гидравлических системах, оснащенных сервоуправлением.

Замена ВМГЗ

К плановой замене масла в гидравлической системе следует подходить ответственно, поскольку процедура замены масла в гидравлике отличается от замены, к примеру, в коробке передач.

В системы гидравлики масло не заливается, а закачивается специальным насосом. При этом желательно использовать фильтр, чтобы максимально обезопасить рабочие узлы от попадания в систему нежелательных частиц.

Также стоит помнить о том, что срок хранения после вскрытия емкости – не более 2-х лет, это обусловлено контактом с воздухом, после чего масло медленно, но верно теряет свои свойства.

Рабочие емкости, в которые заливается свежее масло, будет нелишним промыть, за время использования старого масла там вполне могут появиться ненужные отложения.

При выборе гидравлического масла следует обращать внимание на рекомендации производителя оборудования.

Почему пользователи тяжелых агрегатов выбирают ВМГЗ?

Предложений с заявленной низкой температурой застывания, на рынке нефтепродуктов более чем достаточно.

Чаще всего, это обычная гидравлика либо индустриальное масло с добавлением небольшого количества присадок, обеспечивающих расширение нижней границы температур.

Вторая крайность – качественное импортное масло с отличными характеристиками, но с завышенной стоимостью. К тому же, на крупных предприятиях или автохозяйствах потребление гидравлического масла измеряется десятками тонн, и закупка дорогостоящей жидкости нерентабельна.

канистра с маслом ВМГЗ

  1. Рабочие свойства этой жидкости действительно не меняются в указанном диапазоне температур, поскольку стабильность работы обеспечена не добавлением присадок, а качественной основой. Благодаря этому ресурс использования продлевается, снижая затраты.
  2. Обеспечивается контроль входного качества при получении партии жидкости.
  3. Согласно ГОСТ 17479.3-85, масло ВМГЗ не может быть изготовлено из восстановленной отработки. Используется только сырое первичное нефтяное сырье.

Производители декларируют, а ресурсные испытания подтверждают отличные потребительские свойства масла:

Производители масла ВМГЗ

Большинство потребителей данного масла отдают свой выбор в пользу компаний Лукойл и Газпром. Среди работников и водителей спецтехники есть устойчивое мнение, что гидравлические масла данных фирм производятся на одном и том же оборудовании из одинаковых фракций нефти.

Также часто можно услышать негативные отклики по поводу цен на импортные гидравлические масла, например самое просто масло Mobil будеть стоить в 2-3 раза дороже, чем ВМГЗ от отечественных производителей.

Гидравлическое масла ВМГЗ

Важным аспектом при подборе гидравлического масло являются допуски, также как и при подборе моторного масла для автомобиля.

При выборе гидравлического масла важно выбирать качественный продукт, в противном случае вместе с некачественным маслом ВМГЗ приобретается еще и ряд проблем:

  • Увеличенное загрязнение гидравлики
  • Засорение фильтров
  • Ускоренный износ и коррозия деталей

Как следствие, возникают простои в ремонтных или производственных работах, которые влекут за собой гораздо большие траты, нежели разница в цене между качественным маслом и дешевой подделкой.

Основной трудностью при выборе производителя ВМГЗ является практически одинаковый состав масел различных производителей. Связано это с относительно небольшим базовым набором присадок, который используют все компании. При этом, пытаясь выиграть в конкуренции, каждая из компаний-производителей будет делать акцент на тех или иных свойства масла, даже если оно не отличается от конкурента.

ВМГЗ или HVLP?

Масло Gazpromneft ВМГЗ


Сегодня на рынке представлено больше количество зарубежных гидравлических масел. Их выпускаю такие компании, как Shell, Mobil, Fuchs, Castrol, Bechem и другие. Они идут под индексом HVLP или HLP. Если их сравнивать с отечественными жидкостями от компаний ЛУКОЙЛ, Газпромнефть-СМ, Роснефть, ТНК, то существенных различий вы не обнаружите.

Пакеты присадок, используемых в маслах, у всех компаний одинаковы. Производителей базовых масел во всем мире не так уж и много. Тем не менее разница в составе присутствует. Все дело в том, что каждая компания стремится выделить определенные характеристики своей продукции. Одни улучшают температурные свойства, другие – антикоррозионные, третьи – увеличивают эксплуатационный срок жидкости и так далее.

Отечественным аналогам, которые поставляются на рынок не под торговой маркой, доверять не следует. Поэтому, если выбор пал на масла ВМГЗ, то лучше всего приобретать продукцию известных компаний: ЛУКОЙЛ, ТНК, Газпромнефть-СМ, Роснефть.

Выбор импортного масла обусловлен стоимостью самого оборудования. Порой разница в стоимости двух одинаковых материалов от разных производителей может составлять до 20 %. Как правило, на маслах не экономят владельцы нового оборудования и техники, на которые действует гарантийный срок. Поэтому они вынуждены использовать те жидкости, которые им предлагает сервисный центр официального дилера. Владельцы подержаной техники предпочитают отечественные фирменные масла и зарубежные составы средней стоимости.

Так или иначе при выборе гидравлического масла в первую очередь нужно руководствоваться инструкциями от производителей оборудования, а также доверять проверенным брендам и надежным поставщикам.

Аналоги

Как и у любого другого масла, у ВМГЗ имеются аналоги, схожие по составу.

Соответственно, это масла с большим индексом вязкости, предназначенные для гидравлических систем с высоким давлением.

Зарубежные производители зачастую делают упор на лучшую износоустойчивость, или, к примеру, на повышенные антиокислительные качества своих масел.

Следует понимать, что основной состав все тот же, а перечисленные плюсы достигнуты только за счет увеличения доли тех или иных присадок в общем объеме масла.

Зарубежные аналоги ВМГЗ:

  • Shell Tellus 15;
  • Mobil DTE 11M;
  • Teboil Hydraulic Oil 15;
  • Castrol Hyspin AWS 15;
  • Excel 15;
  • Esso Univitij 43.

Цифра 15 в большинстве этих названий указывает на класс вязкости по ISO.

Советы эксперта по выбору и эксплуатации

Эксперт по маслу ВГМЗ

Не следует использовать, ВМГЗ побывавшее в эксплуатации или жидкость низкого качества и уж тем более неизвестного происхождения.

Последствия эксплуатации не качественного ВМГЗ:

  1. Высокий уровень загрязнения, внутренних деталей гидросистем.
  2. Засорение и выход из строя фильтров.
  3. Высокий уровень износа и коррозии внутренних составных частей.
  4. Поломка, из-за совокупности вышеперечисленных факторов.

Мнение эксперта: Простой некоторых машин стоит очень дорого, поэтому следите за состоянием гидравлической жидкости и своевременно ее меняйте.

При выборе всегда берите от проверенных производителей. Основные свойства ВМГЗ у всех производителей почти одинаковые. Производители меняют набор антиокислительных и антикоррозийных присадок. Внимательно изучите состав и сделайте выбор именно того масла, которое поможет вам максимально на долго продлить жизнь гидросистем. Ни в коем случае не отталкивайтесь от цены.
Два основных фактора которые следует учитывать при выборе :

Масло гидравлическое ВМГЗ

В гидравлических системах современных тракторов, строительной, дорожной и иной техники используется специальная жидкость — гидравлическое масло ВМГЗ. Все об этой жидкости, ее существующих видах, составе и характеристиках, а также о правильном выборе и замене масел типа ВМГЗ рассказано в этой статье.

Что такое гидравлическое масло ВМГЗ

Гидравлическое масло ВМГЗ (всесезонное масло гидравлическое загущенное) — рабочая жидкость для систем гидравлического привода и управления агрегатами автомобилей, тракторов, строительной, специальной и иной техники, соответствующее требованиям отечественного стандарта ГОСТ 17479.3-85.

В автотракторной, строительной и специальной технике широко используются разнообразные системы с гидравлическим приводом — гидроусилители, приводы навесного и прицепного оборудования, и другие. В данных системах реализован принцип передачи усилий от нагнетательного насоса на исполнительные механизмы (гидроцилиндры) с помощью жидкого рабочего тела. Сегодня в качестве рабочего тела гидросистем используются специальные жидкости — гидравлические масла.

Масло ВМГЗ - рабочая жидкость в гидросистемах строительной и специальной техники

Специально для применения в системах гидравлического привода и управления наземных машин различного назначения (дорожных, строительных, подъемно-транспортных, лесозаготовительных и других), тяжелой автомобильной техники, а также передвижных и стационарных промышленных установок, эксплуатируемых на открытом воздухе, используется гидравлическое масло марки ВМГЗ – всесезонное гидравлическое загущенное масло. На данную гидравлическую жидкость возложено несколько функций:

  • Функции рабочего тела, обеспечивающего передачу усилий от нагнетателя к исполнительным механизмам;
  • Смазка трущихся деталей гидросистемы;
  • Защита металлических деталей системы от коррозии;
  • Снижение интенсивности износа трущихся металлических деталей системы;
  • Обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик гидросистемы в определенном диапазоне температур воздуха;
  • Обеспечение нормальных эксплуатационных характеристик системы на всех режимах и во всем диапазоне давлений за счет предотвращения вспенивания и стабильности химического состава.

Гидравлическое масло ВМГЗ, как и любые другие масла, со временем теряют свои качества и нуждаются в замене. Но прежде, чем приобретать новое масло, необходимо разобраться в его свойствах, особенностях и применяемости.

Масло гидравлическое ВМГЗ 20л OIL RIGHT

Масло гидравлическое ВМГЗ 20л (17.70кг) GAZPROMNEFT

Масло гидравлическое ВМГЗ 10л OIL RIGHT

Масло гидравлическое ВМГЗ 30л OIL RIGHT

Масло гидравлическое ВМГЗ 200л OIL RIGHT

Масло гидравлическое ВМГЗ 20л UNIX

Масло гидравлическое ВМГЗ 20л ВОЛГА-ОЙЛ

Масло гидравлическое ВМГЗ 5л OIL RIGHT

Масло гидравлическое ВМГЗ 9.37кг/10л GAZPROMNEFT

Масло гидравлическое ВМГЗ 3л OIL RIGHT

Типы, состав и характеристики гидравлических жидкостей ВМГЗ

Любое представленное на рынке идравлическое масло ВМГЗ состоит из нескольких основных компонентов:

  • Минеральная основа с низкой температурой замерзания и малой вязкостью (обычно используются нефтепродукты с определенным составом, полученные в ходе гидрокаталитических процессов нефтепереработки);
  • Загущающая присадка;
  • Пакет присадок для повышения ресурса и эксплуатационных качества — антикоррозионные, антиокислительные и противоизносные.

Кинематическая вязкость основы масла ВМГЗ лежит в пределах 13,5-16,5 кв.мм/с (сСт) при температуре 40°С.

Такие характеристики обеспечивают сохранение эксплуатационных характеристик масла при давлениях до 25 МПа, температуре жидкости в объеме до +90°С, и температурах окружающего воздуха от -40°С до +50°С.

Указанным выше стандартом установлено, что конкретные характеристики и состав масла ВМГЗ регламентируются отдельным документом ТУ 38.101479. Многие производители используют собственные ТУ и ОСТ, однако в их основе лежат все тот же ГОСТ 17479.3-85 и ТУ 38.101479. В этих документах предусматривается, что жидкости ВМГЗ делятся на несколько типов и классов в соответствии с их вязкостью и температурой замерзания.

Гидравлическое масло ВМГЗ

По вязкости масла ВМГЗ бывают двух классов:

  • Класс I — вязкое, имеет повышенную вязкость при низких температурах и плотность (около 895 кг/куб.м);
  • Класс II — менее вязкое, имеет пониженную кинематическую вязкость при низких температурах и меньшую плотность (около 865 кг/куб.м).

Фактически, масла обоих классов начинают застывать примерно при одинаковой температуре (не выше -50°С), однако масло класса II остается более жидким при температуре -40°С, чем масло класса I при температуре -35°С. Соответственно, масла ВМГЗ различных классов могут использовать в разных климатических условиях.

По температуре замерзания масла ВМГЗ делятся на три группы:

  • ВМГЗ-45 — температура замерзания не выше -45°С;
  • ВМГЗ-55 — температура замерзания не выше -55°С;
  • ВМГЗ-60 — температура замерзания не выше -60°С.

При этом многие производители соотносят тип и класс масла — ВМГЗ-55 (класс I) и ВМГЗ-60 (класс II).

Независимо от характеристик, все типы масел ВМГЗ рекомендуется использовать в качестве зимних на технике, эксплуатируемой в зонах с умеренным климатом, и в качестве всесезонных в технике, эксплуатируемой в северных регионах России.

Правильный подбор и замена гидравлического масла

При подборе масла ВМГЗ следует учитывать тип используемого в гидравлической системе насоса и климатические условия, в которых преимущественно эксплуатируется техника. Обычно рекомендации по выбору гидравлической жидкости даются производителем гидросистемы, однако всегда следует учитывать и местные условия.

Как уже указывалось, для техники, работающей в зонах умеренного климата, масла ВМГЗ лучше использовать в качестве зимних. Дело в том, что в теплое время года такое масло может перегреваться (нагреваться в объеме до температур свыше 90°С), что приводит к его порче и может стать причиной поломок системы. В северных регионах нашей страны в теплое время года температура воздуха остается достаточно низкой, поэтому здесь масла ВМГЗ могут использоваться в качестве всесезонных. В соответствии с местными условиями можно прибегать к применению масел ВМГЗ-45/55/60 в зависимости от минимальных температур в холодное время года.

Производители гидросистем указывают для насосов пределы вязкости масел — минимальную, оптимальную и максимальную. Соответственно, жидкости ВМГЗ можно использовать только в тех системах, для которых рабочая вязкость масел соответствует классу 15. Как правило, для поршневых насосов требуется масло с меньшей вязкостью, чем для лопастных, особенно при низких температурах окружающей среды. Однако здесь всегда существуют исключения, и перед покупкой масла следует изучить рекомендации производителя техники.

Замена масла в ГУР и ГОРУ выполняется раз в 1-2 года в зависимости от интенсивности эксплуатации транспортного средства или машины. Замена масла в системах гидравлического привода оборудования производится каждые 1500-2500 моточасов (в среднем, от 6 до 12 месяцев эксплуатации) в зависимости от типа системы и ее характеристик. Замена масла должна выполняться в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию и ремонту данной конкретной машины. Обычно процедура сводится к сливу старого масла, промывке системы, замене фильтров, заливке нового масла и прокачке системы для удаления из нее воздуха. В ряде случаев эти операции требуют применения специального оборудования и средств (например, для очистки от смолистых отложений), поэтому их выполнение лучше доверить специалистам.

При верном подборе масла ВМГЗ и его замене техника будет надежно работать в любых климатических условиях.

Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

12 Ноября 2021 Отвертка ударная с набором бит: любой крепеж - по плечу

Тугой или закисший крепеж становится проблемой, которую можно решить с помощью специального инструмента — ударной отвертки. О том, что такое ударная отвертка, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном выборе и применении ударных отверток — читайте в статье.

Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

5 Октября 2021 Отвердитель: основа прочного лакокрасочного покрытия

Определенные типы лакокрасочных материалов и клеев приобретают необходимые эксплуатационные характеристики при добавлении специальных компонентов — отвердителей. Все об отвердителях, их существующих типах, составе, принципе действия, а также применяемости и особенностях выбора — рассказано в статье.

Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

29 Июля 2021 Пена монтажная: надежный помощник отделочника, строителя и монтажника

В сфере ремонта и строительства самое широкое применение находит простой в применении и универсальный материал — монтажная пена. Все, что вы хотели узнать о монтажной пене, ее существующих типах, составе и характеристиках, а также о подборе и применении этого материала — рассказано в данной статье.

Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей

22 Июля 2021 Насос бочковый: простая перекачка технических жидкостей

В авторемонтной практике и на различных предприятиях часто возникает необходимость розлива топлив, масел и других технических жидкостей из бочек и еврокубов в малые емкости — для этого используются бочковые насосы, о существующих типах которых, их устройстве, выборе и применении рассказано в статье.

Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы

15 Июля 2021 Пассатижи и плоскогубцы: стальные универсалы

Монтажные, слесарные, электромонтажные и другие работы сложно представить без простого, но функционального инструмента — пассатижей и плоскогубцев. О том, что такое пассатижи и плоскогубцы, какими они бывают и как устроены, а также о правильном выборе и использовании инструмента — читайте в статье.

Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля

20 Мая 2021 Очиститель битума и следов насекомых: чистота и блеск автомобиля

Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.

Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста

11 Декабря 2020 Подушка на подголовник: комфорт и здоровье автомобилиста

Длительная езда на автомобиле приводит к утомляемости мышц шеи и наносит вред здоровью позвоночника. Решить эти проблемы помогают подушки на подголовники. О том, что такое подушки на подголовники и зачем они нужны, а также об ассортименте, подборе и применении данных аксессуаров — узнайте из статьи.

Наш журнал уже публиковал рекомендации специалиста по эксплуатации гидропривода при низких температурах воздуха. По просьбе читателей в преддверии зимнего сезона мы размещаем новый вариант этого материала.

Только два сорта

Низкая температура окружающей среды оказывает существенное негативное влияние на работоспособность и надежность гидропривода мобильных машин. При охлаждении возрастает вязкость рабочей жидкости (РЖ), вследствие чего увеличиваются потери давления в гидросистеме, возрастают гидравлическое сопротивление потоку и силы трения в подвижных соединениях; возникают затруднения с пуском гидропривода и увеличивается продолжительность нагрева РЖ до рабочей температуры. Уже при –15…–25 ºС резиновые уплотнения теряют упругие свойства, а при –40. –45 °С контактное давление полностью исчезает, появляются утечки масла.

Опыт эксплуатации в условиях Крайнего Севера показал, что 60% отказов гидропривода связано с состоянием резинотехнических изделий: часто разрываются резинометаллические и резинотканевые рукава, особенно в местах соединения с металлическими наконечниками, появляются наружные утечки масла.


Как результат всесезонное низкозастывающее гидравлическое масло ВМГЗ рекомендовали для промышленной выработки на Ново-Уфимском НМЗ, а с 1998 г. – на Волгоградском НПЗ.

В связи с изменением классификации гидравлических масел по ГОСТ 17479.3–85 масло ВМГЗ получило обозначение МГ-15В (вырабатывается по ТУ 38.101479-00 с 2000 г.), а МГ-30 – обозначение МГЕ-46В и вырабатываются по ТУ 38.001347-83.


Работоспособность гидропривода

Больше всего на работоспособность гидронасоса влияет величина гидравлического сопротивления (потерь давления) во всасывающей линии насоса. При большом сопротивлении в ней рабочий объем насоса в процессе всасывания недостаточно заполняется. Величина сопротивления зависит от вязкости и скорости потока масла, от внутреннего диаметра и длины всасывающей гидролинии.

Важный комплексный критерий, определяющий характеристику насоса, эксплуатационные свойства применяемого гидравлического масла и работоспособность гидропривода, – прокачиваемость, которая определяется как наименьшая температура масла, за пределами которой наступает разрыв сплошности потока и начинает нарушаться или прекращается подача гидравлического масла.

Как известно, в гидроприводах используются насосы трех типов: шестеренные, пластинчатые и аксиально-поршневые. У шестеренных насосов прокачиваемость лучше, однако они наиболее чувствительны к изменению вязкости масла, у них меньший температурный диапазон высокого и стабильного к.п.д., особенно при положительных температурах. У аксиально-поршневых насосов прокачиваемость хуже по сравнению с шестеренными насосами при низких температурах в период пуска, зато они менее чувствительны к изменению вязкости масла, а диапазон стабильного и высокого значения к.п.д. у них наиболее широкий. Они устойчиво работают при изменении вязкости РЖ от 8 до 1200 сСт, что соответствует температуре гидравлического масла от +60 до –40 °С. По данным заводов-изготовителей, у аксиально-поршневых насосов на гидравлическом масле МГ-15В объемный к.п.д. равен 0,95, а общий 0,91.


Результаты экспериментальных исследований гидравлического оборудования при низких температурах в лаборатории климатических испытаний ЦНИП ВНИИстройдормаша показали:

  • потери давления в гидросистеме возрастают в три-четыре раза при температуре – 30 °С и в 10. 15 раз при температуре от –50 до –58 °С по сравнению с потерями давления при +40. +50 °С;
  • объемный и гидромеханический к.п.д. насосов особенно понижается в период запуска гидрооборудования в работу;
  • гидромеханические потери мощности увеличиваются на 15. 37% относительно номинальных значений при температуре масла МГ-15В ниже –40 °С;
  • в зоне наиболее низких температур (–55. –40 °С) резко снижается объемный к.п.д. По причине того, что рабочий объем насоса не заполнен маслом даже при уровне масла в баке выше оси насоса на 0,5 м;
  • ориентировочные значения вязкости гидравлических масел, обеспечивающие минимально необходимую прокачиваемость, не должны превышать 4500…5000 сСт для шестеренных насосов (при частоте вращения 1500 мин –1 ), 3500…4500 сСт для пластинчатых насосов (при частоте вращения 1450 мин –1 ), 1800…2000 сСт для аксиально-поршневых насосов (при частоте вращения 1000 мин –1 ).
  • ориентировочные значения вязкости гидравлических масел, обеспечивающие удовлетворительные значения объемного к.п.д. (не менее 80%) и гидродинамическую смазку сопряженных поверхностей трения, должны быть не ниже 18…16 сСт для шестеренных насосов, 14…12 сСт для пластинчатых насосов, 10…8 сСт для аксиально-поршневых насосов.

Экспериментальными исследованиями установлены пределы работоспособности насосов в зависимости от температуры масла (см. таблицу).

Если кинематическая вязкость гидравлического масла превышает определенные значения, то рабочий объем насоса заполняется маслом лишь частично, в потоке возникают разрывы и, как следствие, кавитация, вибрация, интенсивный износ и повреждение сопряженных деталей. Если же кинематическая вязкость гидравлических масел будет меньше определенного минимально допустимого значения, объемный и гидромеханический к.п.д. насосов также значительно снизится и могут возникнуть повреждения поверхностей сопряженных деталей вследствие недостаточной гидродинамической смазки. На всасывающем участке в период пуска в температурных пределах масла –43. –35 °С работа некоторых насосов сопровождается шумом, характерным для явлений кавитации, и пульсацией потока, несмотря на приемлемое максимальное значение объемного к.п.д. (≥90%). Благодаря интенсивному нагреву масла за короткое время работа насосов быстро стабилизируется, поэтому в таблице приведены температурные пределы применения масел для кратковременной (в период пуска) и длительной (не ограниченной временем) работы. Длительный рабочий режим допускается только по достижении вязкости РЖ, при которой весь рабочий объем насоса заполнен.


Потребляемую насосами мощность в период пуска следует выбирать с запасом в пределах 1,15…1,4 от номинального значения в зависимости от конструктивного исполнения насоса. Для увеличения предела прокачиваемости РЖ при низких температурах операторам машин рекомендуется снижать частоту вращения ДВС для привода насосов, особенно в период пуска.

Экспериментально определено, что при снижении частоты вращения пластинчатого насоса на 40% диапазон его устойчивой работы по уровню вязкости РЖ увеличивается от 600…700 сСт до 2000…2100 сСт, т. е. примерно в три раза.

При снижении частоты вращения аксиально-поршневого насоса на 40% диапазон устойчивой работы по уровню вязкости РЖ увеличился в 2,5 раза (от 400 до 1000 сСт), а предел прокачиваемости увеличился вдвое.
Аксиально-поршневые насосы меньшего рабочего объема могут работать при большей частоте вращения, однако характерное для всех насосов снижение подачи наступает примерно при одинаковом значении кинематической вязкости РЖ: 2500…2600 сСт. При вязкости РЖ свыше 2600 сСт все насосы работают с незаполненными рабочими камерами, что сопряжено с кавитацией.

Для надежной эксплуатации объемного гидропривода в условиях холодного климата рекомендуется применять аксиально-поршневые регулируемые насосы с наклонным диском и встроенным подпиточным насосом типа М4РV21…M5PV115 (12 типоразмеров) рабочим объемом 21…115 см 3 , рассчитанным на номинальное давление 25…38 Мпа. Благодаря подпиточному насосу шестеренного типа они обеспечивают прокачивание гидравлического масла без статического напора во всасывающей гидролинии.

Применение двух основных сортов гидравлических масел МГ-15В и МГЕ-46В обеспечивает надежную эксплуатацию мобильных машин и стационарного нефтепромыслового и горного оборудования, позволяет снизить загрязнение гидросистем при замене сезонных гидравлических масел.


Гидравлическое масло МГ-15В для аксиально-поршневых насосов можно применять как всесезонное, в широком диапазоне температур без предварительного подогрева, а другие марки масел – только после официального подтверждения их пригодности изготовителем или поставщиком, гарантирующим работоспособность и технический ресурс гидравлического оборудования. Требуйте от поставщика гидравлических масел сертификат, удостоверяющий качество.

Заправлять гидравлические масла в гидросистему необходимо с помощью фильтрующих устройств с тонкостью очистки 10 мкм. В гидросистемах мобильных машин, длительно эксплуатируемых в условиях холодного климата, не рекомендуется устанавливать фильтры во всасывающей гидролинии: они создают дополнительное сопротивление потоку и при температуре масла МГ-15В ниже –25. –30 °С в фильтрах с тонкостью фильтрации 25…40 мкм открываются переливные клапаны, и масло поступает на слив в бак гидросистемы без фильтрации.

При необходимости применять всасывающие фильтры с переливным клапаном следует увеличить пропускную способность фильтров до значения, не менее чем в три раза превышающего номинальную подачу насоса. Это позволит также увеличить грязеемкость фильтроэлементов и периодичность их замены.

Для гарантированной очистки рабочих жидкостей в гидросистемах машин, постоянно эксплуатируемых при низких температурах, рекомендуется применять сливные фильтры на разрушающее давление 1 МПа из проволочной сетки на 5; 25; 60; 125 мкм или из неорганического волокна на 3; 6; 12; 25 мкм и напорные фильтры на разрушающее давление от 8 до 21 МПа из проволочной сетки на 10; 25; 30; 60 мкм или из неорганического волокна на 3; 6; 12; 25 мкм.


В процессе эксплуатации машин с гидроприводом не надо забывать, что при нагретом масле в баке и низкой температуре окружающей среды происходит конденсация влаги из воздуха. Вода может попасть в масло, затем в гидросистему и скапливаться на дне бака. Наличие воды в гидравлическом масле не только вызывает коррозию, но резко повышает температуру застывания. Кроме того, вода впитывается бумажными фильтроэлементами. При охлаждении масла в гидросистеме до отрицательной температуры вода замерзает, переходит в твердую фазу и разрушает бумажные фильтроэлементы, поэтому недопустимо применение бумажных фильтроэлементов при эксплуатации машин в условиях низких температур. При выполнении технического обслуживания необходимо сливать из бака накопившуюся воду.


Некоторые производители тяжелой техники решают проблему защиты гидросистемы от конденсата иным способом. Так, компания Caterpillar выпускает специальное гидравлическое масло Cat HYDO 10W (а сейчас и новое поколение – Cat HYDO Advanced 10) для использования в технике Caterpillar. Благодаря свой формуле гидравлическое масло Caterpillar HYDO Advanced способно связывать и поддерживать воду в мелкодисперсном состоянии таким образом, что она не происходит повреждения подвижных деталей гидравлических систем. Промышленные гидравлические жидкости, часто называемые противоизносными, не содержат эмульгаторов и специально разработаны для отделения воды. Отделенная вода, проходя через систему, способна привести к повреждению насосов, заеданию клапанов, повышенному износу других узлов и деталей гидравлической системы. Если вода замерзнет, повреждения могут быть значительно более серьезными.

В масле Caterpillar HYDO Advanced небольшие количества воды рассеиваются в объеме масла, при этом обеспечивается соответствующее смазывание.

Для работы гидравлических механизмов (системы управления, силовые приводы, сервисные системы, усилители) требуется специальная жидкость. Она должна иметь следующие базовые параметры:

  • малая сжимаемость;
  • антифрикционные свойства;
  • сохранение характеристик в требуемом диапазоне температур.

гидравлическая система

Всем этим требованиям удовлетворяет масло ВМГЗ, специально разработанное для гидромеханизмов.

Эта техническая жидкость приобрела особую популярность в средней полосе России, и в северных широтах. Несмотря на то, что ВМГЗ, это всесезонное гидравлическое масло, особенно ярко рабочие качества проявляются при низких температурах.

Описание и технология производства

Гидравлическое масло ВМГЗ представляет собой 100% минеральный продукт. Основа технической жидкости – продукт переработки сырой нефти.

С помощью гидрокаталитического процесса получается сырье малой вязкости, которое уверенно противостоит застыванию при низких температурах.

Такая основа обычно пенится при переменных нагрузках, поэтому добавляется антипенная присадка. Благодаря этому малая вязкость ВМГЗ не приводит к ухудшению остальных параметров.

Разумеется, производство не обходится без добавления противоизносных и антиокислительных компонентов. Для обеспечения хорошей адгезии на стенках цилиндров гидроприводов, в состав добавляется небольшое количество загустителя на основе полиметакрилата.

Старое обозначение этого типа жидкостей: МГ-15В.

Аналогичная маркировка по ISO 6074.4-82:

  1. группа HV содержит загущающую присадку;
  2. группа HM без присадочная категория.

Расшифровка аббревиатуры ВМГЗ соответствует ГОСТ 17479.3-85.

У символов следующее значение:

Параметры по ГОСТ изображены в таблице:

ПараметрыПоказатели
ЦветЯнтарный (темный)
СостояниеЖидкость
Механические примесиОтсутствуют
ВодаОтсутствует
Класс вязкости по ISO15
Температура застывания- 60 °С
Температура возгорания (открытый тигель)+135°С
Плотность (t ≤ 20°С)865 кг/мЗ
Коэффициент вязкости≥160
Максимальная зольность0,15%
Кинематическая вязкость (t = + 50°С)10 м2/с
Кинематическая вязкость (t = - 40°С)1500 м2/с

Применение масла ВМГЗ

Согласно температурному стандарту, эта техническая жидкость применяется в средней полосе России, как зимний сорт масла. Используется в строительной, сельскохозяйственной, дорожной, лесозаготовительной технике и транспортных механизмах.

Разумеется, не в двигателях, а в системах гидропривода. Ограничений по использованию гидронасосов нет, не теряет свойства при рабочем давлении более 25 МПа.

При работе на открытом воздухе температура масла может колебаться в пределах от -50°C до +80°C. Пиковые значения этого диапазона скорее тестовые, нежели рабочие.

Нормальными считаются условия (при которых технические характеристики ВМГЗ сохраняются длительное время) в диапазоне -35°C до +50°C.

Видео о свойствах масла ВМГЗ Лукойл

При этом, перед запуском механизмов предварительный разогрев жидкости не требуется. Это конкурентное преимущество: далеко не все аналоги ВМГЗ могут работать в таком режиме.

Почему пользователи тяжелых агрегатов выбирают ВМГЗ?

Предложений с заявленной низкой температурой застывания, на рынке нефтепродуктов более чем достаточно.

Чаще всего, это обычная гидравлика либо индустриальное масло с добавлением небольшого количества присадок, обеспечивающих расширение нижней границы температур.

Вторая крайность – качественное импортное масло с отличными характеристиками, но с завышенной стоимостью. К тому же, на крупных предприятиях или автохозяйствах потребление гидравлического масла измеряется десятками тонн, и закупка дорогостоящей жидкости нерентабельна.

канистра с маслом ВМГЗ

  1. Рабочие свойства этой жидкости действительно не меняются в указанном диапазоне температур, поскольку стабильность работы обеспечена не добавлением присадок, а качественной основой. Благодаря этому ресурс использования продлевается, снижая затраты.
  2. Обеспечивается контроль входного качества при получении партии жидкости.
  3. Согласно ГОСТ 17479.3-85, масло ВМГЗ не может быть изготовлено из восстановленной отработки. Используется только сырое первичное нефтяное сырье.

Производители декларируют, а ресурсные испытания подтверждают отличные потребительские свойства масла:

Предлагается практически в любой фасовке: от 18 литровых канистр, до 200 литровых бочек и поставки в тару покупателя (ж/д или автоцистерны). Полный цикл производства (от добычи до поставок покупателю) размещен на территории России. Зависимость от экономических санкций нулевая.

Читайте также: