Как сделать маркировку парт

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 04.10.2024

Здравствуйте! Сегодня говорим о цветных кружочках/квадратиках/полосках, которые надо обязательно приклеивать к партам и стульям учеников.

Вопрос в тематическом паблике

Тему подсказала учительница, обратившаяся к коллегам с вопросом:

У кого в школах маркируют мебель разоцветными кружочками? Для чего? Для кого? Очередная проверка грядет, и у нас снова все, как ошпаренные, носятся с этой маркировкой. Маразм какой-то.

Отвечают коллеги

И табличку показывают:

Мое мнение

Требование хорошее. Делается это для здоровья ребят, чтобы осанка и зрение не страдали. У нас с начала года уже выравнивается мебель под рост учащихся. Соответственно, приклеиваются кружочки. Дети знают, за парту с каким кружочком они должны садиться.

В началке все получается. Ребята постоянно сидят на своих местах, раз в полгода мебель подкручивается под их рост. А что происходит в старшем звене, где кабинетная система? Расскажу на своем примере.

В моем кабинете (английский язык) как-то занимались ученики 2 класса, 6-го, 9-го и выпускного 11-го. У меня была мебель разных размеров, но нужным количеством парт и стульев нас не смогли бы обеспечить даже при большом желании. Они бы не поместились в кабинет.

Я тоже приклеивала эти самые кружочки – для проверки))). На самом деле, многим ребятам не удавалось занять места, которые им подходят. Хорошо, что проверка ни разу не приходила в мой кабинет. Вот и получается, что опять благое дело оборачивается ненужными хлопотами.

А как эту проблему решить? Можно, если все ученики будут сидеть в своих классах, а учителя к ним приходить. Но это нереально сделать. Кабинетная система для того и придумана, что каждый из классов оборудован специально. Без вытяжки, например, нельзя проводить опыты по химии. У кого-то интерактивная доска определенной марки (не все умеют пользоваться) и т.д.

Вот и снова встает вопрос: как сохранить здоровье учащихся, угодить проверяющим и организовать учебный процесс? Столько подводных камней в стране под названием Школа.

Дома, кстати, за этим тоже надо следить. Писала о рабочем месте школьника в другой статье .

А как в ваших школах решают вопрос подбора мебели под рост ученика?

Отвечайте в комментариях под статьей и подписывайтесь на канал, если вы еще не с нами))).


Учебные парты, стулья, доски, оборудование для лабораторий и мастерских изготавливают с учетом последних производственных технологий, применяют безопасные и долговечные материалы. Мебель для школы соответствует нормативам ГОСТ 22046 – 2002, где прописаны технические условия. Размеры, типы учебных гарнитуров, требования к ним содержатся в тексте ГОСТ 5694 – 1993.

  • Виды школьной мебели
  • Общие требования
  • Выбор ученических парт
  • Разновидности
  • Таблица соответствия парты росту ребенка
  • Требования к стульям
  • Требования к классной доске
  • Требования к мебели и комплектации других школьных помещений
  • Столовая
  • Библиотека
  • Актовый зал
  • Гардеробы/раздевалки
  • Спецкабинеты
  • Маркировка школьной мебели

Виды школьной мебели


Мебель, используемую для организации учебно-воспитательного процесса, различают по размеру, функциональности, конструкции, материалу изготовления.

Основная школьная мебель:

  • Доска. На поверхности школьники и учителя рисуют или пишут, чтобы пояснить изучаемую информацию.
  • Парта. Конструкция объединяет стол и скамью для одного или двух учеников. Комплект чаще применяют в дошкольных или среднеобразовательных учреждениях.
  • Стул. Отличие от табурета — присутствие спинки, от кресла — пониженная комфортабельность. Стулья выпускают с подлокотниками или без них.
  • Стол учителя. Встречаются стандартные письменные или специализированные конструкции. Есть варианты на металлическом или деревянном каркасе, с надстройками, нишами, ящиками и тумбами.

Различают группы лабораторной, гардеробной, столовой мебели. Приобретают гарнитуры для библиотек, актовых залов. Наглядные пособия и учебные экспонаты размещают на стеллажах, открытых и закрытых полках, в шкафах.

В мастерских устанавливают верстаки, в компьютерных кабинетах — специальные столы, в классах химии — парты соединяют с сантехническими приборами. Применяют и универсальные мебельные варианты, например, диваны для учительской, зоны отдыха.

Общие требования


По нормированным правилам эксплуатации ученические столы должны служить не меньше 10 лет, а стулья — не меньше 5 лет. Стеллажи шкафы, полки рассчитаны на работу в течение 20 лет.

В тексте ГОСТ и СанПиН содержатся общие требования, которым должна соответствовать мебель для кабинета школы или другого учебного пространства:

  • Педагогические. Комплекты обеспечивают проведение урока, например, в кабинете химии нужны особые столы, в классе рисования их совмещают с мольбертами.
  • Санитарно-гигиенические. Комплекс нормативов направлен на сохранение приемлемых условий для обучения. Уделяют внимание безопасности, надежности, долговечности. Покрытие должно легко мыться, материалы — не выделять в воздух вредных для здоровья компонентов.
  • Эргономические. Нормы учитывают физиологические и анатомические особенности детского организма с учетом возраста школьника и его роста. Парты, стулья должны быть удобными. Уделяют внимание расстоянию между соседними столами, ширине проходов между рядами, удаленности доски от первого ряда.
  • Производственно-экономические. Нужно выбирать качественную мебель и грамотно ее собирать, чтобы не покупать каждые 2-3 года.
  • Архитектурно-художественные. Цвет мебели в школе подбирают в соответствии с дизайном. Есть специальные гарнитуры для школьников, обучающихся по особой программе — для таких случаев в материалах ГОСТ есть рекомендации.

На первом месте стоит безопасность предметов: отсутствие острых углов, применение округлого металлического профиля, регулировка ножек, устойчивость парт, стульев и столов.

Выбор ученических парт

Конструкцию определяют так, чтобы осанка ученика была правильной, поза — наименее утомительной, удобной для чтения, рисования и письма.

Особенности хорошей парты:

  • Позволяет сидеть во время обучения в удобной позе, которая не препятствует нормальному росту и развитию.
  • Конструкция — простая, не вызывает трудностей при эксплуатации школьником и при уборке.
  • Размер подбирают так, чтобы ученик не мешал заниматься соседу.

Конструктивные элементы надежно скрепляют, чтобы не было люфта, применяют качественные материалы.

Разновидности

Классической считают двухместную парту, но последние обучающие технологии предполагают рассаживать школьников за одноместными столами со скамьями. Второй вариант удобнее для ученика. Его приобретают, если в классе достаточно пространства для расстановки.

Виды школьных парт:


Регулируемые используют много лет. Когда дети подрастают, с помощью механизма поднимают крышку, сиденье стула.

Ортопедические предназначены для школьников, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Они также предупреждают развитие сколиоза.

С откидной крышкой используют в классах, где мало места. Эта модель позволяет отвечать стоя.

Моноблочные модели, где стол неразрывно соединен с лавкой, чаще используют для начальных классов, когда школьник привыкает к правильной осанке.

Таблица соответствия парты росту ребенка

Конструкция школьной парты должна соответствовать принятым стандартам — учитывать высоту сиденья и столешницы, угол наклона крышки, промежуток между краем стола и спинкой. Эти характеристики пропорционально соответствуют и зависят от роста ученика.

Таблица параметров по росту ребенка:


Сиденье находится на высоте длины голени от ямки под коленом до подошвы с учетом двухсантиметрового каблука, при этом нога в колене согнута под углом 90°. Ширина лавки обеспечивает опору бедра на 2/3 или 3/4. Вертикальную линию от края столешницы до поверхности сиденья (дифференцию) принимают на уровне 1/7 или 1/8 части от роста.


Требования к стульям

Чаще производители предлагают модели из клееной фанеры на стальном каркасе. Фанеру для сиденья и спинки в процессе изготовления формируют так, что она удобно повторяет изгиб тела. Есть варианты с прямыми плоскостями для преподавателей в учительской или в кабинете.

Виды опорных конструкций:

Школьные стулья должны быть:

  • устойчивыми, надежными;
  • долговечными;
  • прочными, выдерживающими вес сидящего.

Спинка должна быть широкой, профилированной, составленной из нескольких элементов для дополнительной опоры.

Требования к классной доске

Стандартно в школе применяют деревянные, металлические или пластиковые поверхности, на которых пишут мелом. Покрытием служит матовая краска коричневого, черного, темно-зеленого цвета. Есть модели с поверхностным слоем из фарфора — стойкая к истиранию шероховатая поверхность служит до 10 – 20 лет.




Требования к различным вариантам современных досок:


Флипчарт. Листы бумаги на поверхности должны легко отрываться и меняться новыми. На таких пишут не только маркерами, но и карандашами, ручками.

Магнитная доска. На поверхности с содержанием в составе магнитного порошка и полимеров должны надежно крепиться таблички, рисунки, буквы. Прочность конструкции увеличивают рамкой из алюминиевой полосы.

Доска из пробки. На такой поверхности не пишут, а только размещают иллюстрации на кнопках, поэтому плоскость должна выдерживать многочисленные проколы.

Классические доски бывают плоскими или с закрывающимися створками. Под ними располагают полку для сбора осыпающегося мела. Поверхность делают из моющегося материала.

Требования к мебели и комплектации других школьных помещений

С развитием новых обучающих направлений меняется комплектация школьной мебели. Остаются актуальными требования по экологической чистоте применяемых материалов. Они должны обеспечивать прочность конструкции и эксплуатационную безопасность.

Предметы школьной мебели должны быть адаптированы к новым методам обучения и средствам передачи информации.

Столовая


Обязательным требованием является легкость влажной чистки мебели. Поверхности должны стойко выдерживать действие бытовой химии для мытья.

Требования к гарнитуру в школьной столовой (СанПиН 24.2.28.21 – 2010):

  • Нижние горизонтальные поверхности мебели (подножки, сиденья, перемычки, полки стеллажей) располагают от пола на высоте не меньше 15 см, чтобы делать влажную уборку.
  • Гарнитуры должны создавать уют, быть легкими, красивыми, эстетически привлекательными.
  • Высоту стульев и столов выбирают по стандарту, который разработан для удобства принятия пищи школьниками разного возраста.

Разрешается обивка искусственной кожей, на ножках устанавливают заглушки из пластика для уменьшения звука при передвижении.

Библиотека


Читальный зал и рабочее место библиотекаря также должны быть обустроены из экологически чистых маериалов. Используют природную древесину или прессованные плиты на безвредной клеевой основе.

Стандартные требования к библиотечным гарнитурам:

  • Уделяют внимание эргономике мебели.
  • Читальным залом пользуются взрослые, маленькие школьники и подростки, поэтому для разных групп выделяют зоны с соответствующей высотой стульев и столов.
  • Столы и стулья должны быть удобными, чтобы ничего не отвлекало ребенка от занятий или чтения.

Руководители образовательных школ иногда выбирают для библиотеки гарнитуры эконом класса. Это не запрещено, но обязательно нужен сертификат соответствия санитарным нормам, сертификат качества. Производители дешевой продукции могут нарушать нормы экологической чистоты и безопасности.

Актовый зал


В состав мебели входят кресла, трибуны, сценические конструкции. Сиденья иногда объединяют в одну группу по 3 — 4 элемента.

Их приобретают и собирают с учетом требований:

  • Опорные элементы должны выдерживать требуемые нагрузки, ножки — не гнуться и не ломаться.
  • Для удобства передвижения по пустому ряду сиденья и подлокотники должны переворачиваться, становиться в вертикальное положение.
  • Фурнитура мебели высококачественная (петли не просаживаются, не заедают).
  • Сиденья, спинки и ножки не портятся от веществ, применяемых для санобработки.

Поверхность делают их дерева или клееной фанеры без участия формальдегидов. Допускается мягкая обивка из моющихся износостойких материалов, например, дерматина, винилискожи. В качестве каркаса используют металл или дерево.

Гардеробы/раздевалки

Такие помещения оснащают вешалками, шкафчиками, крючками для навешивания одежды, обувными ячейками. В спортивных раздевалках предусматривают скамьи для удобного переобувания сидя. Вешалки бывают настенными, напольными и передвижными на колесах.

Требования к мебели в школьном гардеробе:

  • Высота крючков соответствует каждой возрастной группе, для этого выделяют секции для старшеклассников и младших учеников.
  • Вешалки устойчивые, не шатаются, хорошо закреплены, не падают.
  • Крючки делают из прочной стали, обломанные детали меняют новыми.
  • Скамейки для переобувания должны быть разной высоты.

На дверках шкафов обязательно есть ручки, врезные замки. Некоторые раздевалки в школе не имеют обувных ячеек. Это является нарушением.

Спецкабинеты


К такой категории относят помещения для лабораторных работ по физике, химии, мастерские, художественные классы. Поверхность столов различается в зависимости от назначения — есть обычное покрытие, химически стойкое.

В лаборатории должны быть:

  • специализированные столы с гигиеническим сертификатом качества и сертификатом соответствия техническим требованиям;
  • шкафы или стеллажи для хранения обучающих материалов и средств;
  • шкафы для размещения аппаратуры;
  • мебель для работы учителя и демонстрации опытов;
  • столы (с бортиком) и стулья для учащихся;
  • вытяжные каналы (навесные или встроенные).

Верстаки в школьной мастерской не должны иметь деформированных плоскостей, рабочая поверхность — не наклонена, чтобы тяжелые инструменты не скатывались под ноги. Конструкция рабочего стола прочно закреплена к полу, отрегулирована по высоте.


Маркировка школьной мебели

Обозначение на столах, стульях и партах ставят начиная с 1972 года. Шкала для маркировки мебели в школе составлена с промежутком в 15 см. Для обозначения применяют числовые и цветовые отметки.

В числовом индикаторе присутствует:

  • номер предмета по виду, классу, типу, производственным характеристикам;
  • ростовой диапазон школьника, допустимый для использования этой мебели.


Цветовая маркировка описывает показатели парт, столов более информативно, поэтому применяется чаще. Ее ставят в форме круга (диаметр 10 мм) на двух сторонах изделия. Цвет обозначает размер мебели в сантиметрах:

  • белый — стол высотой 40, сиденье стула —22;
  • оранжевый — соответственно, 46 и 26;
  • фиолетовый — 52 и 30;
  • желтый — 58 и 34;
  • красный — 64 и 38;
  • зеленый — 70 и 42;
  • голубой — 76 и 46.

При выборе обозначения строго придерживаются норм. Цвет может наноситься в виде полосы шириной 10 – 15 мм так, чтобы она хорошо просматривалась в проходе между рядами.

В первых рядах размещают меньшие номера, которые увеличиваются по мере отдаления от доски. Если нужно поставить в первом ряду высокие столы, то для них предусмотрены крайние ряды.

Измеряют в обуви рейкой в медицинском кабинете или ростомером. На одной стороне элемента есть деления с промежутком 15 см, в интервалах проставляют номерные группы мебели. Если сведения о росте берут из карточки, то к показателю прибавляют 2 см на высоту обувной подошвы.

Маркировка парт по СанПиНу в школе – обязательная процедура, которая призвана обеспечить комфортные условия ученикам и предотвратить нарушение осанки. Последнее может перерасти в серьезные заболевания, например, сколиоз. В статье будет подробно рассказано о нюансах процесса идентификации столов согласно действующим по состоянию на 2020 год нормам и правилам.

размер парты по санпин

Маркировка парт по СанПиНу в школе – обязательная процедура, которая призвана обеспечить комфортные условия ученикам и предотвратить нарушение осанки. Последнее может перерасти в серьезные заболевания, например, сколиоз. В статье будет подробно рассказано о нюансах процесса идентификации столов согласно действующим по состоянию на 2020 год нормам и правилам.

Проблема оборудования школ мебелью.

Учебные парты и столы используются несовершеннолетними большую часть времени, проводимого ими в образовательной организации.

Процесс обучения в таком режиме длится с первого по 11 классы. Поэтому подобранная администрацией мебель не должна негативно влиять на работоспособность ребенка, его успеваемость и здоровья.

Так, парта, не соответствующая росту ученика приводит к быстрому утомлению во время уроков, а поза, принимаемая школьником, может спровоцировать хронические заболевания, связанные с нарушением осанки.

Помимо высоты мебели от пола, важно соблюсти иные размерные параметры.

Узкие сиденья не дают должную опору туловищу, а широкие приводят к зажиманию сосуды и нервы в подколенных впадинах.

Таким образом, длительное использование некачественной партой утомляет ребенка и провоцирует развитие серьезных болезней.

Однако поставщики и производители нередко отступают от правил и предлагают ассортимент, которым нельзя оборудовать классы.

Именно поэтому родителям и администрации учреждения так важно знать конкретные нормы и правила. Соблюдать график проветривания в классах.


Принятые на законодательном уровне ГОСТы и СанПиН призваны обеспечить каждое учебное заведение качественными изделиями.

Требования к партам в учебных заведениях и школах.

Данному вопросу посвящен раздел 5 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением ГГСВ РФ от 29.12.10 №189.

В соответствии с п. 5.1 требований каждый ученик, посещающий общеобразовательную организацию, обеспечивается соответствующей мебелью.

Рабочее место оборудуется партой, столом и иными предметами в соответствии с ростом ребенка.

Тип мебели, которая обеспечивает комфортный образовательный процесс для школьника подбирается в зависимости от помещения, где проходят те или иные занятия.

Стоит заметить, что табурет или скамейка не может заменять стулья. Изделия должны соответствовать требованиям экологичности и эргономики.

Пунктом 5.3 СанПиН определено, что основным видом мебели в начальной школе являются парты, оснащенные регулятором наклона рабочей поверхности.

Последний предназначен для регулирования столешницы вовремя занятий по письму и чтению (рекомендованное значение 7-15°).

Размерные параметры и цвет парт в школе по СанПиН прямо зависит от роста учеников.

Сводная таблица представлена ниже:

Номер мебели (ГОСТ 11015-93) Рост обучающихся, см Высота столешницы (ГОСТ 11015-93), см Как маркируется
I 100-115 46 Оранжевый
II 115-130 52 Фиолетовый
III 130-145 58 Желтый
IV 145-160 64 Красный
V 160-175 70 Зеленый
VI > 175 76 Голубой

Передняя часть сиденья должна заходить за край столешницы на 40 мм у парт за 1-м номером, 5-6 см – II-III номеров, 70-80 мм у мебели за IV номером.

В зависимости от ростовых параметров высота стола от пола устанавливается на уровне 750 мм – при росте от 115-130 см; 850 мм — 130-145 см; 950 мм — 145-160 см.

Согласно п. 5.4 цветовая маркировка групп мебели осуществляется на видимой наружной поверхности в виде полос либо круга.

Столы расставляются в классах по номерам от меньшего к большему по отношению к доске.

Если ребенок имеет проблемы со слухом и (или) зрением, то его размещают в первых рядах.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Также учитывается предрасположенность ребенка к заболеваниям, вызванным сезонными вспышками ОРВИ, гриппа и т. д. Их рассаживают в центре помещения.

Во избежание различных нарушений осанки и проблем со зрением крайние ряды не менее 2-х раз в год меняются местами.

Расстояние между партами по СанПиНу в школе.

Вопрос рассматривается в п. 5.6 СанПиН.

Согласно документу оборудование учебных классов сопряжено с необходимостью соблюдения следующих расстояний:

Проход Минимальное расстояние, мм
Ряды из столов на двух детей 600
Проход между наружной стеной и партами 500
Проход от крайних столов до шкафов и внутренней стены 500
Расстояние от мебели, расположенной позади до стены 700 (1000, если стена внешняя)
От первых парт до доски 2400
От последних столов до доски 8600

Новые здания школ должны проектироваться с учетом прямоугольной конфигурации классов и кабинетов.

При этом ученические места должны располагаться вдоль окон по левой стороне (естественное освещение).

Требования к кабинетам труда и зонам отдыха.

В соответствии с п. 5.10 СанПиН мастерские должны соответствовать площади из расчета шести метров на рабочее место.

Размещение оборудования и рабочих поверхностей осуществляется в соответствии с требованиями к созданию благоприятных условий для обучения.

Минимальное расстояние между верстаками составляет 0,8 м.

При этом ряды одноместной рабочей мебели должны располагаться друг от друга на расстоянии метра, двухместной – полутора метров.

Столярные, слесарные верстаки устанавливаются с учетом роста школьников и оборудуются подставками, на которые ученик ставит ноги.

Зоны отдыха для учеников начальных классов оборудуются с учетом необходимого для игры пространства.

Вся мебель расставляется по периметру помещения. Спальные комнаты первоклашек, посещающих группу продленного дня, оборудуются одноярусными кроватями (160 x 70 см).

Расстояние спальных мест должно соблюдаться как от наружных стен и отопительных приборов — 60 см и 20 см соответственно, так и между кроватями — 1,1 м, 30 см (между изголовьями).

Заключение.

Таким образом, СанПиН и ГОСТы устанавливают требования к партам и иной мебели, используемой школьниками в процессе обучения.

Выбор правильных изделий и расстояний между ними обеспечивает комфортный учебный процесс и предотвращает негативные последствия для несовершеннолетних в виде нарушения осанки, зрения, слуха и т. п.

❺ Наша начальная школа/подготовка к школе ❺ запись закреплена

Галина Журова

Юлия Григорьева


Юлия Григорьева

Ольга Романенкова

Юлия Мищенко


Юлия Мищенко

Ольга Романенкова

Наталья Кивилева


Наталья Кивилева

Елена Фокина


Елена Фокина

Я использую цветную изоленту, пару оборотов вокруг ножки стола и на спинке стула. Её легко поменять при регулировке высоты мебели. Следов не оставляет.

Анна Федулова

Татьяна Фофанова


Татьяна Фофанова

Анна, сразу понятно, что вы не учитель
Маркировка - это одна из навязанных учителю обязанностей.

Вера Дыбина

Татьяна Фофанова


Татьяна Фофанова ответила Вере

Вера, маркировать парты и стулья в соответствии с ростом детей.
Рост ребёнка до 129 см - фиолетовая
До 139 см - жёлтая..
И т. д.
Дети должны сидеть за партой своего роста. Иначе испортят осанку

Ольга Когут

🤔

Татьяна, впервые слышу
В нашей школе никто никогда ничего не маркирует. Что за идиотизм?

Вероника Тимофеева

Светлана Бредникова

Ольга, в санпине прописано о маркировке детской мебели в соответствии с ростом ребенка и для школы и для сада

Ольга Когут

Светлана Бредникова

Ольга, согласна у нас роспотребнадзор при проверке может спросить где место ребенка и измерить рост ребенка и высоту его стула и стола наказать за несоответствие

Татьяна Маслова

Татьяна, смешная шутка. у нас стоят парты для старшеклассников и стулья и дети на них корячатся. А школе пофиг глубоко, они отказались закупать мебель, открыто сказав: мы, конечно, можем сделать заявку, но деньги вряд ли выделят. В итоге парты неплохие еще, купили новые стулья, но все это размером под рост взрослого человека, а сидят дети с 1 по 4 класс.

Ольга Когут

Светлана, чем ходить с рулеткой, роспотребнадзор лучше бы сходил в те школы, где детям запрещено выходить в коридор на переменах. Вот где вопиющее нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности

Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш.


Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.


консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Организация проектной деятельности с детьми и с родителями дошкольного учреждения"

Основные требования к использованию метода проектов.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению

Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу".



Читайте также: