Как сделать марину

Обновлено: 05.07.2024

КАК ИЗ КРЕСТЬЯНКИ ГАЙДИНОЙ СДЕЛАТЬ МАРИНУ РАСКОВУ, ИЛИ О ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ВОСПИТАНИЯ СОВЕТСКИХ ПАТРИОТОК

Загорится на небе заря,

И пойдут, подвинтив штыки,

Домохозяйки и слесаря —

М. Алигер ( 1934 г .)

ВОЙНА КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕНДЕРНОГО ПОРЯДКА

«Мы сидели с подругой на подоконнике, и я откровенно делилась с нею со-кровенными мыслями.

— Вот окончила пилотское отделение, а что толку? На Хасан не попала. К Халхин-Голу не успела…

— Ты что же думаешь, — с иронией ответила подруга, — что в тридцать девятом все боевые дела закончились.

— Не думаю, но обидно… Другие воюют, совершают перелеты… А ты учись, учись и учись… И нет этому конца.

— Конец будет. Нужно только быть настойчивой и целеустремленной.

— Знаешь, когда я в тридцать восьмом поступала в аэроклуб, то обратила внимание — сколько заявлений от девчат!

РАМКИ ДОЗВОЛЕННОГО И ПРЕДЕЛЫ ВОЗМОЖНОГО

В программах всех женских кружков и курсов обязательно присутст-вовали элементы общевойсковой подготовки. Некоторые из них в начале 1930-х гг. превратились в серьезные учреждения. Так, в Свердловске конкурс на вечерние курсы связисток оказался столь велик, что количество учащих-ся удвоилось и пришлось открывать вторую группу, а затем еще четыре 53 . В числе женщин, пожелавших получить эту профессию, оказались не только работницы заводов города и женщины-служащие, но также домработницы и домохозяйки 54 . Срок обучения на курсах составлял одиннадцать месяцев, в течение которых женщины занимались четыре часа каждую неделю. Наи-более успешных курсанток поощряли выдвижением на младшие командные должности осоавиахимовской системы 55 .

ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕАЛЫ, КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

— Полная машина баб!

— Что ты, Валерий Павлович, нас бабами называешь?

Между тем опыт участия женщин в Осоавиахиме ставил под сомнение и последний бастион мужчин — уверенность в том, что женщины физически неспособны хорошо выполнять функции комбатанта. Среди мероприятий, проводившихся в праздничные дни, были и спортивные. На них женщины нередко демонстрировали относительность гендерных стереотипов. Так, при подведении итогов стрелковых состязаний часто оказывалось, что женщины выступали не только не хуже, но и гораздо лучше мужчин. В 1929 г . Ураль-ский облсовет сообщал в центр, что в Соликамске на стрелковых соревнова-ниях первенствовали именно женщины, а в Лысьвенском заводе женский стрелковый кружок значительно лучше мужского. Работницы завода стре-ляли точнее и быстрее, чем стрелки военизированной охраны завода, а ком-состав запаса даже отказался соревноваться с ними 78 . В 1932 г . делегат III пле-нума Уральского Осоавиахима из Шадринска похвалился, что 8 марта на стрелковые соревнования прибыло шестнадцать женских команд против че-тырех в 1930 г . Женщины колхозной ячейки Сергеевской показали лучшие результаты, выбив из 50 возможных 47 очков 79 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Stegmann N. Die osteuropaeische Frau im Korsett europaeischer Denkmuster. Zum Ver- haeltnis von Osteuropaeischen Geschichte und Geschlechtergeschichte//Osteuropa. 2002. № 7. S . 939.

3) См.: Иванова Ю.Н. Храбрейшие из прекраснейших: Женщины России в войнах. М.: РОССПЭН, 2002; Щербинин П. Повседневная жизнь российской провинци-алки в период Первой мировой войны (1914—1918 гг.). URL : www . el — history . ru / node /420. Дата доступа: 25 марта 2011 г .; Heimat — Front . Militaer und Geschlechter- verhaeltnisse im Zeitalter der Weltkriege / K. Hagemann, S. Schueler-Springorum (Hg.). Frankfurt am Main : Campus Verlag, 2002; Grayzel S.R. Women and the First World War, и др .

4) Пусть читатель простит мне некоторую генерализацию. В Пруссии всеобщая воин-ская обязанность, например, была введена еще до образования национального не-мецкого государства. В Российской империи, которую также нельзя отнести к ка-тегории национальных государств (на сегодняшний день весьма спорной), всеобщая воинская обязанность также была введена в 1874 г . приказом императора Александра II.

5) Stegmann N. Die osteuropaeische Frau… S. 943.

7) Рябов О.В. Нация и гендер в визуальных репрезентациях военной пропаганды. URL : cens . ivanovo . ac . ru / olegria / warposters . htm . Дата доступа: 6 апреля 2011 г .

8) BrandenbergerD. National Bolshevism: Stalinist mass culture and the formation of mo-dern Russian national identity, 1931 — 1956. Cambridge ; London : Harvard University Press, 2002. Р . 6—7.

9) Seifert R. Identitaet, Militaer und Geschlecht. Zur identitaetspolitischen Bedeutung einer kulturellen Konstruktion // Heimat-Front. S. 62—63.

10) Sanborn J. Drafting the Russian Nation. Military Conscription, Total War, and Mass Politics, 1905—1925. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2003. Р . 3—6.

11) Jahn H.F. Patriotic Culture in Russia during World War I. Ithaca : Cornell University Press, 1995. Р. 173—177.

14) См., например: Хан-Пира Эр. Лукавая синонимика // Знамя . 2001. № 1. С . 167— 170.

15) Geyer M. The Militarization of Europe , 1914—1945 // The Militarization of the Western World / J.R. Gillis (Ed.). New Brunswick : Rutgers University Press , 1989. P . 65—102.

16) К организациям парамилитаристского профиля можно отнести вооруженные фор-мирования различных политических партий и движений и отряды самообороны, такие как австрийский шуцбунд и хаймвер, финский шюцкор, прибалтийские ор-ганизации Кайтселит, Айзсарг, Союз польских харцеров и др. Нельзя не упомянуть и молодежную национал-социалистическую организацию гитлерюгенд.

18) Союз обществ Осоавиахим появился в 1927 г . в результате слияния нескольких организаций-предшественников того же профиля.

21) Как нам готовиться к будущей войне. М.: Госиздат, 1927. С. 8—9.

22) Бюллетень Осоавиахима. 1927. № 17. С. 9.

23) Богат А.П. Работница и крестьянка на страже СССР. М.: Московский рабочий, 1927. С. 9.

25) Эйдеман Р., Урицкий С. Создать на Урале мощную организацию Осоавиахима. Свердловск, 1934. С. 29.

27) См., например: Оборона страны и трудящиеся женщины: Материалы для доклад-чиков и групповых агитаторов // Бюллетень Осоавиахима. 1927. № 8. С. 3—6; Бо-гат А.П. Работница и крестьянка на страже СССР.

28) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 328. Л . 52—52 об.

30) См., например, о приравнивании женщин к деревенскому пролетариату: Фицпат- рик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 1930-е го-ды: деревня. М.: РОССПЭН, 2001. С. 140—141.

32) Добренко Е. Политэкономия соцреализма. М.: НЛО, 2007. С. 27.

34) См.: Рябов О.В. Русская философия женственности. С. 257—274.

35) Имеются в виду в первую очередь такие атрибуты традиционного понимания жен-ственности и женской телесности, как слабость и хрупкость.

36) Американки Амелия Эрхарт и Жаклин Кохрейн, француженка Мари Хильц.

40) В целом состав поднявшихся в воздух выглядел следующим образом: 41% рабочих, 30% служащих, 10% учащихся, 9% красноармейцев, 6% крестьян, 4% пионеров. См.: Информационно-методический бюллетень президиумов союза Осоавиахим СССР и Осоавиахим РСФСР. 1927. № 2. С. 10.

41) Челябинский рабочий. 1928. 24, 25, 26 февраля.

42) Чечнева М.П. Ласточки над фронтом. М.: ДОСААФ, 1984. С. 7.

43) ГАРФ. Ф. Р-8355. Оп. 1. Д. 3. Л . 148—164.

44) Женщина и оборона. Резолюция, принятая на заседании президиумов Союза Осоавиахим СССР и Осоавиахим РСФСР от 9/ VI — 1927 г . См.: Бюллетень Осо-авиахима. 1927. № 7.

47) Бюллетень Осоавиахима. 1927. № 17. С. 9.

48) См. об этом подробнее: Никонова О.Ю. Воспитание патриотов: Осоавиахим и во-енная подготовка населения в уральской провинции (1927—1941 гг.). М.: Новый Хронограф, 2010. С. 314—335.

50) Энциклопедия Третьего рейха. М.: ЛОКИД-МИФ, 1996. С. 184, 429.

51) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 26. Л . 62—62 об.

52) Информационный отчет Уральского Осоавиахима за период с 1 декабря 1927 г . по 1 октября 1928 г . См.: ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 2. Л . 15—23.

53) Там же. Л. 55—55 об.

54) Там же. Д. 153. Л . 29—31.

56) Так в тексте.

57) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 161. Л . 16—17.

58) Раскова М. Записки штурмана. М.: ДОСААФ, 1976. С. 154.

59) Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток, Запад, Россия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Наука, 1993. С. 205—225.

60) ЦГАОО РБ. Ф. 341. Оп. 1. Д. 232. Л . 68 об.

61) Бюллетень Осоавиахима. 1927. № 10. С. 10.

63) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 162. Л . 96—134.

64) Там же. Л. 217—227.

66) Информационный отчет Уральского облсовета Осоавиахима за зимний период 1928—1929 гг.: ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 2. Л . 89—99.

67) Там же. Л. 55—55 об.

68) Никонова О.Ю. Воспитание патриотов. С. 320—323.

70) Бюллетень Осоавиахима. 1927. № 11. С. 14.

71) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 26. Л . 55—55 об.

72) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 3. Л . 31.

73) Там же. Д. 328. Л . 9, 9а, 10, 13, 18.

74) Там же. Л. 19, 46.

75) Раскова М. Записки штурмана. С. 61—63.

76) ЦДООСО. Ф. 61. Оп. 2. Д. 629. Л . 83.

77) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 242. Л . 59.

78) ГАСО. Ф. Р-2516. Оп. 1. Д. 2. Л . 89—99.

79) Там же. Д. 278. Л . 103—104.

80) Там же. Д. 495. Л . 1.

81) Там же. Д. 496. Л . 1—2.

83) См.: Алексиевич С. У войны не женское лицо. Минск: Мастац. ли., 1985.

Первая дочь Марины Цветаевой, Ариадна (дома ее звали просто Аля), родилась 5 сентября 1912 года, рано утром под звон колоколов. Поэтессе очень не хотелось называть дочь простым русским именем, как предлагал её муж Сергей Эфрон.

Другие дети Цветаеву скорее раздражают — по ее мнению, они мешают Але и сбивают ее с пути

Марина Ивановна не особо принимала детские шалости и проделки, будто ревнуя Ариадну к беззаботности, возможно, потому, что её детство было иным, не таким светлым и радостным.


Подростком Марина много размышляла о роли поэта и поэзии в целом, начала писать стихи. Ее словно не привлекал мир вне книг, вне историй о прошлом: в 16 лет она погрузилась в труды о Наполеоне и, когда отец уходил на работу, спускалась с чердака, где пряталась, в свою комнату и зачитывалась. Не самый привычный досуг для подростка, не самое обычное детство.

Марина Цветаева сама учила Ариадну писать и читать, с шести лет девочка начала вести дневники — так учила мама: не механически переписывать слова из азбуки, а самой размышлять о том, что происходит вокруг, и наблюдать.


Ариадна восхищалась матерью и её необычным характером, и это было взаимно. Она будто принимала правила игры Цветаевой, и, судя по записным книжкам поэта, глупых вопросов ей не задавала и обсуждала с ней устройство мира и жизни, творчество:

«Марина! Что такое — бездна?

С Ариадной Цветаева была близка, но не как мать, а скорее как подруга


Сергей Эфрон, муж Марины, при этом не отказывался от участия в воспитании Али. Но в 1914-м началась Первая мировая, он отправился на войну медбратом, а в 1917-м уже сражался на фронте Гражданской войны за белогвардейцев.

Страна переживала не лучшие времена: Николай II отрекся от престола, Временное правительство пыталось установить власть, революция была уже близко. Первая мировая в разгаре, общество бурлит, быт не отпускает, Цветаевой даже не пишется — а это для поэта было знаком ужасной усталости и вымотанности.

Она хочет поехать в Крым, где познакомилась с Сергеем Эфроном, где жили их родные, где счастливо и беззаботно росла Аля, где было тепло и было море, где еще можно было найти хлеб не по карточкам (а сахар и керосин уже выдавали по талонам), но уехать ей долго не удается. Наконец в октябре 1917-го Цветаева начинает ездить из Москвы в Феодосию — ей хочется забрать из города Сережу и девочек и поселиться на юге, рядом с семьей, подальше от преследования большевиков. Но случилось так, что белогвардейца Эфрона из Москвы увезти удалось, а вот Цветаевой с детьми переехать — нет. Она оказалась в Москве с Ириной и Алей, отрезанная от мужа, от родных и друзей.

В Москве после Октябрьской революции был голод, население беднело, привычная жизнь разрушалась. Двадцатипятилетняя Марина с девочками поселилась в небольшой квартирке в Борисоглебском переулке — там не топили, дверь не запиралась, Цветаеву окружила нищета и разруха.

Для выживания в голодной Москве Цветаева продавала мебель, ценные вещи, книги и свои рукописи

Ира часто болела, росла слабой, плохо говорила — словариков, как с Алей, Цветаева больше не вела, но, может, это тоже особенность времени: нужно было думать о выживании, о приближающейся зиме 1919–1920 годов. С Ирой Марине было не так интересно, она не так её очаровала, как Ариадна, которая быстро полюбила стихи матери, начала рано говорить, читать и писать. В записных книжках Цветаевой нет отдельной главы об Ирине.

Нужно было срочно спасать Алю. На то, чтобы вернуть Ирину, еще, казалось, было время, а старшая дочь могла без помощи врачей умереть, поэтому Цветаева забирает Ариадну и устраивает её в больницу. Друзья советовали как можно скорее забирать и Иру, а сестры Сергея Эфрона — Лиля и Вера — предлагали устроить младшую дочку к себе, но с условием, что это навсегда.

Цветаева терялась и не понимала, что делать дальше: в их квартире, в ужасном холоде, Ира вряд ли долго сможет прожить, а доверить опеку над дочкой сестрам мужа Марина не решалась: отношения между ними были напряженными.

В своих воспоминаниях Ариадна Эфрон рассказывает, как они с родителями устраивали вечера импровизаций, придумывали приключенческие истории, отмечали чешские праздники. Как пишет Виктория Швейцер, Аля теперь была просто дочерью, которая может пообщаться и повеселиться с родителями, а не подругой души Цветаевой.

Долгие школьные годы Алю не ждали: после возвращения из интерната у нее обнаружили затемнения в легких, Марина боялась за ее здоровье после зимы 1920-го, когда дочь чуть не погибла от болезни в приюте, и опасалась, что это может быть туберкулез, поэтому оставила Ариадну снова учиться дома и помогать с бытом.


Георгия она воспитывала так же, как и Алю: вселяла любовь к искусству, к любимой и далекой России. Он был хорошо образован, знал русский и французский, читал и писал на этих языках, но поведением своим — из-за того, что для матери он был центром мира и она ему поклонялась — Мур был труден, иногда невыносим, казался невоспитанным. Но Цветаева все списывала на необычный, поэтический характер сына и души в нем не чаяла.

В середине 1930-х в сообществе эмигрантов начали обсуждать возвращение на родину. Сергей и Ариадна Эфрон хотели приехать в СССР, оба вступили в Союз возвращения.

Ариадна вернулась первой в 1937-м, она была счастлива, жила первое время у Лили Эфрон и сотрудничала с журналом Revue de Moscou, переводила статьи и рисовала иллюстрации. Чуть позже, осенью того же года, Сергея Эфрона ложно обвинили в убийстве советского разведчика, который отказался возвращаться в Союз, разгорелся скандал, после которого у семьи не оставалось никакого выхода, кроме возвращения в СССР в 1939 году.

Эфрон и Цветаева с Муром поселились на государственной даче под Москвой, Ариадна к ним иногда приезжала, так как сама она работала и жила в городе, но беззаботная жизнь в Союзе оборвалась слишком быстро.

27 августа 1939 года Алю обвинили в шпионаже и арестовали, а 10 октября забрали Сергея Эфрона

Ни дочери, ни мужа Цветаева после арестов так больше и не увидела. Алю приговорили к восьми годам лагерей, но в итоге она пробыла в ссылке 16 лет, Эфрона расстреляли в 1941-м по решению Военного трибунала.

Цветаева все это терпела и старалась принять — она знала, что сыну сложно приспособиться, что он так же отличается от толпы, как и она. Ей хотелось уберечь Георгия, а когда началась Великая Отечественная, Марина страшно нервничала и переживала, она чувствовала, что должна как можно быстрее добиться эвакуации и спасти от гибели хотя бы сына. Цветаева в истерике приходила на собрания в Дом писателей и никак не могла сосредоточиться на творчестве, потому что знала — сын в это время дежурит на крышах на случай воздушных тревог, чтобы сбрасывать с домов снаряды.


Наркотики оказались ни при чем. В Санкт-Петербурге завершено расследование жуткой и загадочной смерти рэпера Энди Картрайта. Следствие пришло к выводу, что его вдова Марина Кохал вводила мужу инсулиновый препарат, который в итоге и убил музыканта. Зачем женщина это делала и чего в итоге хотела добиться? На эти вопросы, вероятнее всего, ответит уже суд. А пока сторона защиты знакомится с материалами дела.

У астролога из Санкт-Петербурга Марины Кохал звезды скоро наконец сойдутся. Обвиняемая в жестоком убийстве мужа, рэпера Энди Картрайта, вероятно, в скором времени предстанет перед судом. Предварительное следствие по этому резонансному делу завершено. Сейчас представитель прокуратуры и адвокаты Кохал знакомятся с материалами.

Останки рэпера Энди Картрайта, по паспорту Юшко, обнаружили летом 2020 года в квартире в центре Петербурга. Обстоятельства происшествия потрясли своей жестокостью. По версии следствия, жена нанесла музыканту смертельные раны, а потом, пытаясь избавиться от улик, разрезала тело на части. К преступлению она, по всей вероятности, подготовилась и заранее запаслась разделочными материалами и ножами. На снимках, сделанных в той самой квартире, запечатлена страшная картина: часть пакетов астролог хранила в холодильнике рядом с продуктами.

Полицию вызвала сама Кохал, а вот потом начала путаться в показаниях. Сначала заявила, что Картрайт якобы умер от передозировки наркотиков. А она пыталась скрыть вредную привычку мужа, поэтому и расчленила его. Эту версию сразу же отвергли эксперты – в крови убитого следов запрещенных веществ не нашли. По версии следствия, Кохал сначала ввела мужу смертельную дозу аналога инсулина. Это привело к необратимому нарушению функции мозга. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, рэпер, возможно, еще оставался жив, но уже не мог оказать сопротивление.

"Возбуждено уголовное дело по статье 105 Уголовного кодекса РФ "Убийство" по факту обнаружения вечером 29 июля 2020 года в квартире одного из домов, расположенных на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, фрагментов тела", – сообщила помощник руководителя управления по взаимодействию со СМИ ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Снежана Шабельник.

На убийство Кохал могла толкнуть ревность. Рэпер Картрайт якобы был неверен супруге. По некоторым данным, астролог знала о возлюбленной мужа. Адвокат родных убитого Картрайта признался, что обвиняемая в расправе даже делилась своими коварными планами с близкими.

"Я его грохну. Так, что он не проснется и не почувствует ничего. Это дословно были ее слова", – утверждает адвокат семьи Юшко Антон Кобит.

Обвиняемая в убийстве мужа Марина Кохал родом с Алтая. В культурную столицу перебралась десять лет назад и практически сразу открыла в себе эзотерический дар – занималась составлением гороскопов Майя. В одном из видеостримов, например, Кохал "с высоты опыта", это цитата, давала советы как себя вести, если у мужа появилась любовь на стороне.

Очевидно, самой Кохал звезды подсказали неверную дорожку. Не исключено, что она могла просто заиграться с гороскопами и звездами. По мнению психологов, эта часть наследия Майя не самое безобидное увлечение.

А вот рэпер Энди Картрайт уже успел обрести поклонников и фирменный стиль. В Петербург переехал с Украины, участвовал в так называемых рэп-баттлах, выпустил несколько студийных альбомов.

Следствие по этому делу, замечают эксперты, затянулось – полтора года обвиняемая провела в СИЗО. В минувшем октябре Санкт-Петербургский городской суд перевел ее под домашний арест. Марина Кохал покидала суд в окружении адвокатов.

Согласно законодательству, сейчас с материалами уголовного дела знакомится представитель прокуратуры Санкт-Петербурга. После этого будет составлено обвинительное заключение, и дело направят прокурору для утверждения. А после оно поступит в суд.

Не известно, какое будущее разглядывала по звездам астролог Кохал, находясь несколько месяцев под домашним арестом. В Уголовном кодексе все четче: если вина будет доказана – до 15 лет лишения свободы. Эксперты и адвокаты не исключают, что уже к концу этого года Кохал может услышать приговор.








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: