Как сделать мануал на велосипеде

Обновлено: 03.07.2024

В процессе эксплуатации велосипед подвергается износу практически всех составляющих узлов, поэтому требует периодического обслуживания специалистами. Но далеко не всегда есть необходимость в том, чтобы сделать то для велосипеда в специализированной мастерской. Как показывает практика, в 80% случаев можно обойтись самостоятельным ремонтом тех или иных частей велосипеда.

Но на самом деле, несвоевременность проведения сервисного обслуживания приводит к тому, что масло или смазка выполняют роль абразивной пасты. Соответственно, опасная смесь приводит к ускоренному износу за счет увеличения коэффициента трения. Возрастать данный коэффициент может в несколько раз; все зависит от того, когда в последний раз выполнились плановые работы по сервисному обслуживанию.

Велосипедисты содержать должны свое транспортное средство в надлежащем состоянии. Только так велосипед продолжит работать надежно, а значит, можно не беспокоиться за безопасность. Придется прибегать к помощи профессионалов, но мелкие неисправности рекомендуется устранять своими руками. Чтобы ремонт проходил гладко, а байк после него работал только лучше, стоит воспользоваться советами, о которых пойдет речь.

Инструменты, без которых невозможно провести ремонт велосипеда

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Для ремонта велосипеда дома, придется приобрести минимум инструментов:

  • различного размера гаечные ключи;
  • шестигранник;
  • набор пассатижей;
  • киянку и пинцет;
  • шлицевые отвертки и крестовые;
  • хомуты и ножницы;
  • насадки торцевые.

У владельцев байков должны быть эти наборы инструментов. Но, со временем, их арсенал обязательно пополнится: втулочным ключом и выжимкой для снятия цепи, ключом трещоточным и спицевым, машинкой для чистки цепи, щеткой и другими.

Для ремонта велосипеда дома своими руками понадобится запастись материалами расходными, которые сделают легче уход за транспортом и помогут его содержать практически в идеальном состоянии. Пополняют базу постепенно: всевозможные масла (для разных деталей), растворители и тормозная жидкость, очиститель от грязи и гидравлическое масло.

Материалы смазочные

Байк – механизм сложный, поэтому смазывать его нужно регулярно и аккуратно, чтобы быть уверенным в адекватной работе деталей. Владелец такого средства передвижения обязан знать, какой смазкой смазывают ту или иную деталь.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Используют следующие смазочные материалы:

  • аэрозольные. Они понадобятся, если смазать нужно тросики, цепи, сочленения шарнирные;
  • жидкие смазки типа И5А, применяют точечно. Предназначаются они для смазывания барабанов, цепей, втулок задних. Но ездить в холодное время года на этой смазке нельзя, потому что из-за затвердевания при низких температурах, она ухудшает работу велосипеда;
  • для обработки резьбы и подшипников используют исключительно густые смазочные материалы.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Главное условие ухода за ней — содержание в чистоте. Очищать раму нужно после каждого катания, тем более, если оно проходило в непогоду: снег, дождь. На это следует обращать внимание, если проводится ремонт велосипеда дома своими руками. Ее обязательно очищают от пыли и грязи до того, как начинают переборку. Такая предосторожность оправдана тем, что грязь не попадет в рабочие механизмы.

Идеальным решением перед переборкой станет мытье рамы в мыльном растворе под водой проточной с использованием губки. Когда рама вымыта, осматривают ее на отсутствие сколов и трещин, которые могут в будущем обернуться проблемой. Если трещины или потертости найдены, их требуется закрасить. Использовать можно краску в баллончиках, которая с такой задачей справляется легко.

С особой тщательностью проверяют: кареточную трубу, а также рулевой стакан, перья верхние треугольника заднего и подвеску заднюю.

Перебираем колонку рулевую своими руками

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Чтобы ремонт проводить дома своими руками, важно знать, что переборка этого узла имеет нюансы, зависящие напрямую от типа колонки. Для колонок интегрированных своевременно проведенная смазка служит залогом надежного функционирования. Сложнее с колонкой шарикоподшипниковой интегрированной, где требуется заменить вовремя пришедшие в негодность шарики, о чем предупреждают скрип, появляющийся в рулевом стакане, и трудности при повороте колеса.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Ремонт велосипеда дома не обойдется без настройки вилки. Она требует замены старого масла, изношенной пружин, поршней, сальников. Помимо профилактического или планового ремонта необходимо пыльники и ноги очищать от загрязнения регулярно. Приступая к ремонту в домашних условиях, нужно внимание сосредоточить на том, чтобы не сломать кольцевые пружины, служащие своеобразной защитой от проникновения частиц пыли и грязи в вилку.

Специалисты не советуют приступать к ремонту своими руками этой детали байка, зная, что механизм нежный. Переборку картриджей правильнее поручить опытному мастеру. А вот текущий ремонт дома желательно проводить самому.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Под трансмиссией понимают совокупность узлов и деталей: кассету, цепь, трещотку, переключатель скоростей. Цепь велосипеда – деталь вторая по очереди, требующая регулярного ухода. Если имеется специальный замок, то снять цепь не представляет труда. Если нет, придется использовать выжимку, помогающую цепь легко снять. Правила ухода за этой деталью предусматривают очистку от грязи цепи, контроль натяжения и смазывание роликов.

Как и очистка цепи, системы чистят специальными растворителями. Главное – не нарушить во время сборки установку звездочек: пин средней должен смотреть на каретку.

Набор задних звездочек, называемый кассетой, также очищается от грязи и пыли с помощью растворителей. Используют для этого съемник – специальное устройство, с которым кассеты снять и установить проще даже велосипедисту без опыта.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Метод используют похожий: промывают промышленные подшипники, затем, смазывают и возвращают на прежнее место. Шарики подшипников шариковых осматривают на наличие деформации, заменяют (если повреждения обнаружены), промывают, устанавливают на прежнее место, смазав предварительно. Механизм велосипеда, если работа сделана грамотно, работать станет лучше.

Поскольку комфорт при езде зависит от правильного функционирования переключателей, то к ним отнестись следует с повышенным вниманием:

  • правильно настроить лапки;
  • ограничивающие ход винты;
  • звездочки.

Кроме минимума действий, необходимого для переборки, нужна своевременная смазка пружины кручения и растяжения роликов. К этому добавляется контроль натяжения троса.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Несмотря на то, что каретки интегрированные, как картриджные, относятся к конструкциям неразборным, для текущего обслуживания каретки разбирают. Важно, выполняя это дома своими руками, запомнить расположение элементов.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Поскольку манетки – механизм, испытывающий незначительные нагрузки, для него достаточно обслуживание проводить в сезон раз. Состоит оно в проведении чистки и замене отработанных смазочных материалов. При этом, внимание уделять нужно тросикам: протирать маслом, чтобы получить внутри механизма плавное скольжение.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Тормоза гарантируют сохранение жизни хозяину байка. Поэтому, не стоит убеждать, что они должны быть в порядке. Без регулярного ухода это невозможно, поэтому за системой тормозов нужен уход в трех направлениях: перебирают калиперы, устройство ручек тормоза, в гидролинии прокачивают тормозную жидкость.

На первом этапе проверяется состояние поршней. Новыми заменяют детали, если необходимо. Заметить неполадки в работе калиперов просто: о них свидетельствует долгое и слабое торможение, а также проваливание ручки. Решением проблемы в ликвидации появившихся неисправностей.

Тормозная ручка устроена примитивно: корпус, поршень, ручка. Вызвать сложность может уплотнительное кольцо. Если дома отремонтировать не получается, обратитесь к мастерам, которые проведут замену поршней и колец.

При ремонте велосипеда дома, придется прокачать тормозную жидкость. Для переборки это явление нормальное. Тормозная жидкость быть должна однородной. Если это свойство утрачено, может нарушаться работа тормозов, что опасно для велосипедиста. Проведенная вовремя замена, гарантирует надежность торможения и безопасность гонщика.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Несмотря на простоту, педали считаются нежным механизмом. А, поскольку нагрузка ни них приходится значительная, износ происходит скоро. Проверяется работа педалей легко, поэтому рекомендуют проводить ее дома своими руками. Прокрутив педали, следим за тем, насколько они крутятся и останавливаются быстро. Если останавливаются скоро, а крутятся медленно – нужна смазка. Разбираются педали с торца, а перебирают по стандартной схеме для промышленных и шариковых подшипников.

Чтобы туго не защелкивать обувь в педалях контактных, что при езде создает неудобства, для них смазка пружин обязательна.

Что нужно знать о ремонте велосипеда в домашних условиях?

Колеса – самая нагруженная деталь байка. Значит, и внимания она требует наибольшего. Перебирая велосипед и проводя ремонт своими руками, не забывайте о колесах, исправное состояние которых гарантирует комфорт при езде и продолжительный срок службы механизмам.

Перебирать втулки с подшипниками промышленными часто не нужно – достаточно делать это в два сезона один раз. Чаще требуют переборки шарикоподшипники – раз в сезон с переборкой шариков, т.е. отбраковывают потертых и с вмятинами.

Важно: проводя такой ремонт велосипеда дома спицы нужно с одной стороны ослабить, с другой — подтянуть, чтобы колесам сохранить нормальную жесткость.

Какие детали первыми выходят из строя

Наряду с плановым обслуживанием, случаются незапланированные поломки, именуемые износом естественным. Детали, пришедшие в негодность, подлежат замене.

Обращать внимание нужно на такие детали:

  • Раму. Потеря жесткости приводит к деформирмации рамы, которая из-за избыточного накопившегося напряжения даже может треснуть. Во время катания агрессивного, появление трещин неизбежно, поэтому за состоянием этой детали следить обязательно.
  • Подшипники. Это еще одна деталь, быстро изнашиваемая и замены требующая в первую очередь. Износ подшипников касается трещотки, заднего переключателя, педалей. Дольше срок службы у подшипников, подвески задней и колонки рулевой. Обнаружить проблему помогает появляющийся посторонний звук и изменения в работе механизма.
  • Колеса. Поскольку нагрузка на них максимальная, износ происходит быстрее прочих деталей. Распространенной проблемой считается растяжение спиц, приводящая к деформированию втулки байка и оси велосипедной втулки, что приводит к проблемам при движении.
  • Трансмиссия. Насколько легко движется велосипед, зависит от состояния цепи. Если она грязная, сточенная или растянутая, адекватно работать транспортное средство не сможет. Цепь должна быть чистой и смазанной всегда, поэтому настраивается она по мере надобности или заменяется своими руками или с помощью мастера.
  • Подвесы. При появлении признаках износа – масляных следов из-за течи колец уплотнительных или сальников, потере во время езды упругости, изменения цвета напыления на ногах, внимание должно быть обращено на пневмокар и пружины. Необходимо проверить на целостность башинги и пыльники.
  • Тормоза. Нередко неисправные тормоза, точнее – вышедшие из строя колодки становятся причиной аварий, как и воздух, попавший в гидравлику и загрязненные поршни калипера.

Ремонт велосипеда дома своими руками продлит срок службы средства передвижения и сделает безопасной и комфортной езду. Ремонт велосипеда дома своими руками для многих является способом, который помогает почувствовать свою состоятельность и самостоятельность, становится интересным хобби и полезным.

устройство велосипеда

Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.

Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.

Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.

Общие правила по уходу за велосипедом

Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:

  • своевременная и тщательная мойка;
  • очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
  • удаление отработанной смазки и пятен;
  • обработка специальными смазывающими составами;
  • своевременное удаление очагов коррозии;
  • обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.

Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.

Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.

Инструменты для ремонта и расходные материалы

Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.

Базовые инструменты для обслуживания:

ремкомплект велосипедиста


Ремонтный чемоданчик велосипедиста

Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.

В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:

  • съемники шатунной пары и каретки;
  • кассетный съемник с хлыстом;
  • кривошипный съемник;
  • выжимной ключ для цепи;
  • ключ для регулировки натяжения спиц;
  • ножницы для обрезки тросов;
  • ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
  • цепомойка;
  • дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.

инструмент для снятия кассеты


Так выглядит приспособление для снятия кассеты

Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:

  • различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
  • чистящие средства;
  • тормозная жидкость (для гидравлики);
  • герметики;
  • петух;
  • тормозные колодки;
  • тросики и пружинки.

Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.

Обслуживание рамы, колес и подвески

Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.

Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.

Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.

Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.

Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.

Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.

Лопатки для разбортировки


Лопатки для разбортировки колеса

Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:

  • не мыть под сильным напором воды;
  • периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
  • при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.

Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.

Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.

Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии

Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.

Рулевая колонка

На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.

Подшипниковый узел рулевой колонки


Подшипниковый узел рулевой полуинтегрированной колонки

В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.

Тормозная система

Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:

  • изношенность колодок;
  • состояние тормозной поверхности;
  • целостность и натяжение тросиков;
  • смазку подвижных узлов калипера и ручки;
  • линию на воздух (для тормозов с гидравликой).

Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.

зазор на заднем дисковом тормозе


Отрегулированный зазор на заднем дисковом тормозе

От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.

Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.

  • проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
  • осмотр целостности шатунов;
  • чистка и смазка велосипедной цепи;
  • проверка и замена звезд на кассете;
  • настройка переключателей.

Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.

Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.

Выжимной ключ для цепи


Выжимной ключ для цепи с винтом

Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.

Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.

Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.


Ремонт

В последние годы двухколесный транспорт все чаще приобретают не в специализированных магазинах, а онлайн. Популярность данного способа обусловлена приемлемой стоимостью, отличным качеством сервиса, широким ассортиментом моделей. Порой сборка велосипеда из коробки вызывает трудности, поскольку работа требует наличия определенного опыта. Для решения задачи потребуются специальные инструменты, пошаговое описание каждого этапа.

Необходимые инструменты

Крутой велик, доставленный в коробке, представляет собой набор деталей и запчастей. Для сборки конструкции потребуются следующие инструменты:

  1. Нож, кусачки. Необходимы для снятия упаковки, разрезания пластиковых стяжек, скотча, капроновых шнурков.
  2. Шестигранные ключи. Служат для фиксации болтов выноса, тормозов, подседельного штыря, а также системы переключения передач.
  3. Гаечные ключи. Используют при установке педалей, дополнительных колесиков на детский велосипед.
  4. Отвертки. С их помощью регулируют переключатели, устанавливают световозвращатели.
  5. Пассатижи. Применяют для установки колпачка на тормозном тросе.
  6. Насос. Давление в заводских колесах составляет примерно 1-1,5 Атм. Это позволяет предотвратить появление трещин на поверхности при длительном хранении. После сборки необходимо подкачать камеры, соблюдая показатели, рекомендуемые производителем.

При выборе подходящего набора инструментов стоит отдавать предпочтение комплектам с большим количеством разных ключей. С их помощью можно с легкостью установить либо отремонтировать любой элемент велосипеда.


Этапы сборки

Для начала необходимо вытащить велосипед из коробки. Удобнее всего это делать при помощи канцелярского ножа. Все действия осуществляют аккуратно, без спешки, чтобы не повредить детали байка и не получить травм. Кусачками разрезают пластиковые хомуты, которыми соединяются некоторые компоненты. После этого достают комплектующие: светоотражатели, звонок, педали, эксцентрики. Комплектация зависит от уровня выбранной модели. Перед тем как собрать велосипед, стоит обзавестись стойкой-кронштейном, которая обеспечит удобство работы.

Установка седла и подседельного штыря

Сборка велосипеда начитается с установки подседельного штыря и седла. Действия выполняют поэтапно:

  • штырь монтируют в раму так, чтобы он располагался параллельно поверхности, на которой стоит конструкция;
  • седло регулируют, пока оно не встанет посередине крепления на штыре, фиксируют элемент при помощи ключа на 14 мм;
  • подседельный штырь закрепляют на раме эксцентриком.

Оптимальную высоту сиденья можно установить после первой же поездки: опустить либо поднять, все зависит от индивидуальных параметров. Инструкция гласит, что в раму штырь должен уходить не менее чем на 10 см.

Достать велосипед из коробки
Для монтажа седла на подседельном штыре шестигранником на 6mm нужно раскрутить крепление, установить в пазы рамки седла, закрыть сверху скобой и закрутить обратно
Максимально близко к седлу закрепить светоотражатель
Седло опустить в подседельную трубу и закрепить эксцентриковым зажимом

Монтаж выноса и руля

Часто вынос устанавливают на шток вилки, а руль представлен отдельным элементом. В этом случае помогут следующие рекомендации по сборке:

  1. Вынос необходимо ослабить, снять крышку, оценить затяжку многоразового якоря.
  2. После монтажа якоря вынос устанавливают на нужную высоту, сверху прижимают крышку. Винты, находящиеся сбоку выноса, закручивают.
  3. Руль фиксируют на выносе параллельно поверхности, на которой стоит конструкция. Затяжку производят поочередно, равномерно.
  4. Обмотку производят с концов руля, делают небольшие нахлесты на отверстиях.
  5. По завершении работы обмотку фиксируют клейкой лентой либо изолентой. В отверстия вставляют заглушки.

Руль на детском велосипеде оснащен специальными метками, за пределы которых запрещено выходить при установке.

Вертикальные отметки на выносе руля — максимально возможная высота подъема
Шестигранником на 5 или 6 закрепить вынос в рулевой колонке, а сам руль отрегулировать по высоте
Закрепить руль

Крепление колес и тормозов

В первую очередь необходимо уточнить направление вращения переднего колеса. Многие производители дополняют свою продукцию специальными маркировками. Если никаких меток нет, можно собрать конструкцию по собственному желанию. Далее работу выполняют по инструкции:

После того как колеса и тормоза велосипеда собраны, необходимо проверить тормозные рычаги. В случае несимметричного расположения следует проверить правильность установки, переставить эксцентрик.

Правильно установить эксцентрик
Вставить ось во втулку переднего колеса
Сняв резинку с переднего тормоза, вставить колесо в вилку
Прокручивая левое колесико по часовой стрелке, затянуть эксцентрик
Начало установки переднего тормоза
Резинку нужно надеть до начала фиксации троса
Ослабить болт и завести тросик
Зафиксировать тормоз
Обрезать лишнюю часть троса кусачками, а его конец зажать наконечником
Завести тросик за рычаг
Чтобы отрегулировать тормоз, нужно ослабить болты и поставить колодки параллельно ободу, после этого нажать на тормозную ручку — рычаги должны сходиться одновременно

Установка педалей

Сборка велосипеда завершается закручиванием педалей. Делают это против хода движения байка. У каждой детали — левой и правой — разносторонняя резьба, поэтому перепутать их невозможно. Крепления затягивают рожковыми ключами 15 мм либо шестигранником на 6, 8 мм. Фиксация должна быть крепкой, в противном случае детали могут раскрутиться.

Обратить внимание на подписи на педалях, у каждой из них разная резьба
Закрутить педали по движению велосипеда. Сначала сделать это вручную, затем ключом на 15
Надеть цепь на звезды, если она не на месте

Настройки переключателя

Скоростной велосипед комплектуют переключателями. Настройку этих элементов производят поэтапно:

  • лапку переключателя устанавливают на высоте 2–3 мм от цепи;
  • удаляют наклейку с подсказками;
  • натяжение троса регулируют на манетке;
  • для настройки заднего переключателя необходимо установить цепь на большую звездочку, отрегулировать болт L;
  • цепь спускают вниз, при необходимости ослабляют трос, настраивают болт Н.

После настройки можно самому проверить скорости, накидывая цепь вверх. Если полотно перемещается с помехами, нужно открутить барабан натяжения троса по направлению против часовой стрелки.

При правильной настройке переключателей цепь быстро и мягко перебрасывается с одной звездочки на другую. При этом рамки устройств не должны задевать одна другую.

Сначала отрегулировать натяжение пружины в самом заднем переключателе
Лапку переключателя нужно выставить строго напротив первой звезды
Отрегулировав положение переключателя винтом L, выставить задний и передний переключатель на последние звезды и повторить процедуру с винтом H
Выполнить натяжение цепи
Отрегулировать передний переключатель: маленькая звезда — винт L, большая — H

Обслуживание нового велосипеда

После того как велосипед полностью собран с нуля, необходимо отрегулировать механизмы, проверить цепь, подкачать колеса. Перед первой поездкой стоит уточнить, удобно ли доставать до тормозных ручек. При необходимости расположение деталей меняют при помощи специальных винтов.

Тормоза должны находиться на равном расстоянии от обода. Если это не так, следует откорректировать положение, используя болты на креплении тросика. Обязательно стоит испытать рычаги в действии, затем настроить до идеального состояния.

Завершающим этапом обслуживания станет регулировка переключателей. Процедура проводится, если на этапе тестирования наблюдались перебои в движении цепи по звездочкам. Если настойки выполнены правильно, полотно перемещается равномерно, без перекосов и задержек.

При самостоятельной сборке велосипеда по запчастям необходимо руководствоваться инструкцией от производителя. В ней изложены основные моменты, которые требуют внимания. Если этого недостаточно, стоит воспользоваться подробным поэтапным описанием работы.

Отрегулировать механизмы
Проверить цепь
Подкачать колеса

Видео

Как правильно ухаживать за велосипедом – инструкция

Если вы хотите, чтобы ваш железный конь радовал вас долгие годы, необходимо обеспечить правильный уход за ним. Важно вовремя мыть разные узлы велосипеда, особенно цепь, на которой часто могут скапливаться сильные загрязнения. Уход за велосипедом предотвратит изнашивание звеньев цепи и истирание звездочек. Чтобы на них не скапливалась пыль, важно убирать излишки смазки. Чтобы цепь не изнашивалась слишком быстро, важно мыть ее один раз в 2 месяца и после дождя. Из статьи вы узнаете, как ухаживать за велосипедом правильно и грамотно.

Обслуживание привода

обслуживание велосипеда

Привод по-другому называется трансмиссией. Он необходим для передачи усилия от ног велосипедиста заднему колесу. К приводу относится цепь и звездочки, шатуны с педалями, кареточный узел, переключатели скоростей. Привод – износоустойчивая система. Она требует более частого ухода. Чтобы предупредить ее изнашивание и возникновение коррозии, важно тщательно ухаживать за ней, мыть, смазывать.

Знаете ли вы, как ухаживать за горным велосипедом? Привод очищают щеткой и мыльным раствором. Намыленной тряпкой обхватывают задний переключатель и крутят педали назад. Затем щеткой моют переднюю звездочку, протирают ее сухой тряпкой. Чистят педали и шатуны. Промывают зубчатую передачу, доставая каждую даже самую мельчайшую деталь.

Особенности ухода за велосипедной цепью

уход за велоцепью

Чтобы узнать, как правильно ухаживать за велосипедом, необходимо определить, какие его узлы требуют более тщательной заботы.

Цепь — важная часть велосипеда. Чтобы не допустить износа цепи, важно вечером после прогулки на велосипеде протирать ее сухой тряпкой, а затем смазывать. Хорошо для защиты цепи использовать металлический или пластиковый кожух. Инструкция, как ухаживать за велосипедом поможет вам поддерживать его в чистоте.

Очистка цепи происходит в определенной последовательности:

  1. Велосипед устанавливают таким образом, чтобы заднее колесо было приподнято.
  2. Смачивают тряпку в растворителе или спирте.
  3. Обхватывают тряпкой цепь, чтобы она скользила в руке.
  4. Педаль крутят назад, цепь протирается через тряпку. Процедура занимает 10 минут.
  5. Если цепь сильно загрязнена, то ее перед чисткой обрабатывают очистителем WD40 или подобным ему средством.

Смазка велоцепи

Смазывать велосипедную цепь нужно через 50-100 км пути. Остальные части велосипеда требуют ежегодного осмотра и смазывания при необходимости. Опытный велосипедист знает, когда его байк требует смазки. О необходимости смазки цепи сигнализируют посторонние звуки в виде шуршания. Чтобы этого не произошло, байк смазывают один раз в неделю и каждый раз после дождя.

Смазка при уходе за велосипедом проводится различными способами.

  1. Смазку капают на звенья. Педали вращают. Она распределяется по всем звеньям, проникая в каждую их часть. Через некоторое время лишнее масло снимают сухой ветошью.
  2. Шприцем капают на цепь перевернутого велосипеда. Движущаяся цепь разносит смазку по всем звеньям. Остатки смазки удаляют.

  1. жидкие. Они упакованы в пузырьках со специальным дозатором. Смазку капают на звенья дозатором, масленкой или шприцем;
  2. кальциевые. Они предупреждают образование ржавчины, не боятся высоких и низких температур. Защищают велосипед длительное время;
  3. силиконовые. Они не разрушают резиновые детали, бережно относятся к ним. Бывают жидкие, густые и в виде спрея. Это кислородсодержащие органические соединения с кремнием и растворителем, которые увеличивают сопротивляемость к налипанию пыли;
  4. консистентные (густые). Они применяются для консервации цепи. Ими обрабатывают все узлы звеньев, втулки, резьбу. Велосипеды, обработанные густыми смазками, долго хранятся, возникновение ржавчины и потертостей цепи исключено. Продают их в банках и тюбиках;
  5. тефлоновые. Кроме растворителя в их состав входят антистатические элементы, удерживающие пыль. Тефлоновое масло — лучшее средство против истирания. Выдерживает высокое давление;
  6. аэрозоли. Эти средства удобны, универсальны. Применяются для любых видов велосипедов. Средство легко наносится — достаточно набрызгать на отдельные звенья цепи смазку, а через 5-10 минут убрать излишки ветошью.

Уход за звездочками

уход за звездочками

Звездочки часто покрываются пылью или грязью, поэтому их нужно тщательно очищать, чтобы исключить их износ. Чистка бывает поверхностная и полная. Полная чистка звездочек проводится 2-4 раза в год. Она состоит в тщательной обработке их поверхности и смазывании этих деталей. Во время полной чистки звездочек обязательно проводится разбор системы и кассеты.

Поверхностная чистка исключает разбор звездочек и заключается в протирании их тряпкой или чистке щеткой. Поверхностная чистка проводится за звездочками системы.

За звездочками кассеты ухаживать труднее, потому что на них часто наматывается трава. Краткая инструкция, как ухаживать за велосипедом позволит быстро вытащить траву и сор из звездочек.

  1. Снимают колесо.
  2. Подцепив траву спицей, небольшой веревочкой или шнуром извлекают ее из цепи.
  3. Можно для очистки использовать узкую щетку с длинной ручкой.

Для звездочек кассеты лучше подойдет полная чистка, потому что звездочек в кассете большее количество, чем в системе, и в ней часто скапливаются грязевые отложения.

Уход за переключателями скоростей

Важной деталью в механизме привода являются переключатели скоростей. На велосипеде их 2 — передний и задний. Передний менее прихотлив. Его важно очищать от скоплений грязи, а иногда обрабатывать средством по типу WD-40. На заднем переключателе стоят ролики, которые часто забиваются грязью. Грязевые отложения на заднем переключателе скоростей негативно влияют на зубья (новые зубья плоские вверху, а изношенные—заостренные). Поэтому важно предупредить их износ тщательным уходом за переключателями скоростей. Чтобы избежать сбоя в работе заднего переключателя скоростей, его следует периодически очищать от пыли и грязи и смазывать подвижные части специальным средством WD-40 или его аналогом. Своевременный уход и обслуживание переключателей скоростей обеспечит комфортное передвижение на велосипеде.

Уход за тросиками и переключателями

Расскажем кратко, как правильно ухаживать за велосипедом, в частности за тросиками и переключателями.

Уход за тросиками и переключателями заключается в периодической их замене. Такая процедура проводится два-три раза в год.

  1. Чтобы заменить трос, ставят задний переключатель строго напротив звездочки меньшего размера.
  2. Обрезают зажатый конец троса.
  3. Раскручивают винт.
  4. Ослабляют фиксатор крышки защиты, поворачивая против часовой стрелки.
  5. Демонтируют защиту.
  6. На конце троса располагается головка. Сдвигают пружину, вытаскивая старый трос.
  7. В канал вводят новый трос, фиксируют его и возвращают пружину на место.
  8. Собирают детали в обратном порядке.

Уход за тормозами велика

Исправные тормоза обеспечивают безопасность велосипедиста во время его передвижения по дорогам. Поэтому важно следить за состоянием элементов тормозной системы. Все реже стали использоваться ножные тормоза, в основном на односкоростных велосипедах. Более надежными считаются ручная дисковая тормозная система. Колодки тормозов со временем стираются, поэтому торможение становится малоэффективным даже на малых скоростях. Поэтому за колодками важно постоянно следить, смывать грязь с них, заменять, когда это потребуется. Важно регулярно чистить обод бензином или растворителем.

Инструкция по уходу за амортизационной вилкой

амортизационная вилка

Уход за спортивным велосипедом и другими видами байков невозможен без чистки амортизационных вилок.

Вилки на велосипеде бывают жесткие и амортизационные. Жесткие не требуют тщательного ухода, потому что они защищены корпусом. А об амортизационной вилке следует позаботиться.

Существуют несколько видов амортизационных вилок.

  1. Пружинно-эластомерные вилки неприхотливы в уходе — достаточно протереть загрязненные места тряпочкой, обработать антикоррозийным средством.
  2. Пружинно- и воздушно-масляные вилки важно не только вычищать от грязи, но и поддерживать уровень масла, периодически меняя его.

Инструкция по уходу за велосипедом позволит правильно заменить масло в соответствие с его моделью.

Как часто нужно мыть байк

мойка велосипеда

От того, аккуратно ли вы катаетесь, не используете ли велосипед в дождь, зависит частота мойки байка. Если вы катаетесь на нем только в выходные или иногда после работы, то достаточно мыть его 2-3 раза в сезон или 2-3 раза в месяц.

Лучше всего обрабатывать велосипед вне дома где-то на берегу реки.

При мытье вашего двухколесного коня придерживайтесь инструкции по пунктам — она вам поможет правильно ухаживать за велосипедом:

  1. В емкость наливают воду и моют одну сторону велосипеда тряпкой.
  2. Для чистки байка можно использовать цепемойку.
  3. Затем моют другую сторону.
  4. Раму после дождя чистят, ставят байк на седло или руль.
  5. Въевшуюся грязь в труднодоступных местах поливают водой, чтобы она размокла и быстро смылась.
  6. Чтобы не было видно разводов, велосипед вытирается сухой ветошью.
  7. Выжидают какое-то время, чтобы байк высох естественным образом. После его высыхания велосипед смазывают.

Уход за велосипедом в домашних условиях несколько сложнее. Для мытья байка следует снять колеса и поместить велосипед под душ. Больше внимания уделяют цепи и звездам. Сначала смывают первую грязь, а затем чистят его с помощью щетки или мочалки, губки, предварительно смочив ее в теплой воде с разведенным средством для посуды или в мыльной воде. Труднодоступные места обрабатывают ершиком для бутылок или зубной щеткой. Пену смывают и ждут, когда он полностью высохнет. Только после этого наносят смазку.

Если вы не хотите снимать колеса с байка и мыть его под душем, то можно постелить клеенку в коридоре или на кухне, а на нее положить велосипед. Действовать нужно аккуратно, не разбрызгивая воду, а затем сухой хлопчатобумажной тряпкой протереть всю конструкцию после мытья.

Во дворе частного дома велосипед моют так же, как на речке — на земле это делать гораздо удобнее, чем на полу квартиры.

  1. Втулки колес с находящимися в них подшипниками не поливают водой, а протирают влажной тряпочкой, чтобы вода не попала внутрь. Для того, чтобы рама не проржавела, следует оберегать ее от затекания воды.
  2. По мере необходимости велосипед можно протирать слегка увлажненной тряпочкой от пыли.
  3. Цепь очищают от пыли и грязи, чтобы предупредить истирание звезд и поломку цепи.
  4. После очищения цепь смазывают.

Как ухаживать за скоростным велосипедом? Часто такой вопрос задают его владельцы. Уход за ним схож с уходом за другими моделями.

Если вы попали на байке в дождь, то вымойте грязь сразу же, пока она не высохла. Своего железного коня нужно тщательно беречь и правильно ухаживать за ним. Цепь следует обязательно промыть под потоком воды с мылом и щеткой, а пену сполоснуть холодной водой. Затем на цепь наносят смазку.

Если вы не хотите разводить грязь, то можно счистить ее всухую. Грязь высыхает, а затем ее счищают щеткой. Крупные фракции грязи желательно снять до ее засыхания. Потом ершиком счищают оставшуюся засохшую грязь, сверху вниз проходя все детали. Если грязь сильно засохла, то не отковыривайте ее отверткой. Вы можете повредить краску и привести к коррозии металлических частей. Приложите мокрую тряпку к велосипеду, чтобы грязь отмокла и лучше счистилась. Зубной щеткой очищают мелкие детали, цепь — крупной щеткой. Если на велосипеде только пыль, то стряхните ее малярной кисточкой.

Иногда велосипедисты в зимнее время задаются вопросом: как ухаживать за велосипедом после катания по снегу. Зайдя в дом, снег стряхивают, чтобы он не растаял, и вода не попала внутрь подшипников. В холодное время года при мытье следует избегать больших перепадов температуры, что вредно воздействует на вашего железного коня. Поэтому сразу же после улицы можно вымыть байк холодной водой или же подождать, когда он нагреется, и вымыть теплой водой.

Дополнительные рекомендации по правильному хранению байка

хранение велосипеда в шкафу

Краткие рекомендации по уходу за велосипедом включают в себя и рекомендации по его хранению.

Хранить велосипед можно в собранном и разобранном виде. В собранном виде байк вешают на стену таким образом, чтобы он не касался пола. Это необходимо для того, чтобы избежать деформации колес из-за снижения давления в шинах. Велосипед важно хранить в помещении с отоплением. Если отопление отсутствует, то на резине могут образоваться трещины.

Велик можно хранить в разобранном виде. Для этого с него снимается седло, колеса. Детали убираются в тканевые или полиэтиленовые мешочки. Так они лучше сохранят свой внешний вид, препятствуя появлению пыли и грязи на деталях. Лучше хранить велосипед в кладовке, на застекленном балконе, в гараже. Перед уборкой на хранение велосипед следует тщательно вымыть, просушить и смазать ходовую часть. Смазка перед хранением должна хорошо впитаться.

Заключение

Мы рассказали вам о том, как ухаживать за велосипедом правильно. Важно периодически мыть велосипед от грязевых отложений, чистить его после дождя и смазывать. На зиму байк убирают на хранение в теплое место. Уверены, что наши советы по уходу за велосипедом помогут вам продлить жизнь вашего железного коня.

Автор статей. Интересуюсь велосипедами и всем, что с ними связано. Начинающий велолюбитель, ценю активный образ жизни.

Читайте также: