Как сделать мандат для голосования

Обновлено: 07.07.2024

Общие результаты пропорциональных выборов предопределят сами избиратели по простой схеме: списку условной партии Г, получившему наибольшее число их голосов, достанется первое место. Последним местом удовлетворится, допустим, список партии Д, которому досталось наименьшее число голосов. Списки остальных партий, например – А, Б и В расставятся голосованием избирателей между А и Г. Спрашивается, как определить, сколько в точности мандатов (мест в парламенте) достанется каждому из списков в соответствии с принципом пропорциональности?

Количество методов пропорционального распределения мандатов между партиями весьма значительно [14]. Поскольку их осмысление часто наталкивается на недостаток профессионального владения математическим аппаратом, проиллюстрируем существо проблемы лишь на двух методах распределения мандатов: а) по наибольшему остатку и б) по наибольшей средней.

Данные методы предполагают распределение мандатов по итогам голосования в два этапа. На первом этапе определяется избирательная квота, то есть число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий. Частное от этого деления даёт число мандатов, полагающихся каждой партии. Определяется квота разными способами.

Простейшая из них названа по имени её создателя – английского адвоката Хэйра. Квота Хэйра (естественная квота)определяется путём деления общего числа поданных голосов на число подлежащих распределению мандатов. Проиллюстрируем это на условном примере.

Предположим, в избирательном округе, от которого подлежат избранию 7 депутатов, баллотируются списки 5 партий – А, Б, В, Г и Д. Соотношение полученных ими голосов следующее:

А – 65; Б – 75; В – 95; Г – 110; Д – 30.

Всего, таким образом, подано 375 голосов (на практике это могло бы быть и 375 тыс. и 375 млн. голосов).

Уместное сравнение

В рассматриваемом условном примере при мажоритарной системе относительного большинства (хотя его применение в данном примере не совсем корректно, но зато показательно для сравнения с пропорциональной системой) мандат за 110 голосов получит одна партия – Г; партии А, Б, В и Д не получат ничего, а отданные за них 265 голосов избирателей пропадут. При мажоритарной системе абсолютного большинства предстоял бы второй тур выборов, в котором соревновались бы только две партии – Г и В. Остальным 3 партиям пришлось бы остаться не у дел или же примкнуть во втором туре к партиям-лидерам первого тура выборов, поплатившись своей самостоятельностью.

Квота Хэйра будет выглядеть так: Q = 375 : 7 = 53,6. Делим результаты каждой партии на квоту и получаем:

А – 65 : 53, 6 = 1 мандат и в остатке 11,4 голоса;

Б – 75 : 53, 6 = 1 мандат и в остатке 21,4 голоса;

В – 95 : 53, 6 = 1 мандат и в остатке 41,4 голоса;

Г – 110: 53, 6 = 2 мандата и в остатке 2,8 голоса;

Д – 30 : 53, 6 = 0 мандатов и в остатке 30 голосов.

Распределились 5 мандатов из 7. Что делать с оставшимися? Оставшиеся мандаты можно распределить разными методами. Один из них (применяемый, в частности, на выборах в российскую Государственную Думу) – метод наибольшего остатка, при котором нераспределённые мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем примере оставшиеся 2 мандата перейдут к партиям В и Д, имеющих наибольшие остатки за счёт партий А, Б и Г, остатки у которых меньшие. Итог будет следующим: А – 1 мандат, Б – 2, В – 2 (1+1), Д – 1 (0 + 1) мандат. Таким образом, партия Б получила 1 мандат на 75 голосов, в то время как партия Д – всего на 30. Не собрав даже одной квоты на выборах, Д получает место в парламенте.

Как видно, об идеальной математической пропорциональности между полученными партиями голосами и местами в парламенте говорить не приходится. Более того, две партии получили по одному мандату за счёт голосов избирателей, отданных ими трём другим партиям.

Метод наибольшей средней заключается в том, что число собранных партией голосов делится на число полученных ею при первом распределении мандатов плюс 1, а нераспределённые мандаты передаются партиям с наибольшими средними. В нашем примере наибольшие средние выглядели бы следующим образом:

А – 65 : (1 + 1) = 32,5;

Б – 75 : (1 + 1) = 37,5;

В – 95 : (1 + 1) = 47,5;

Г – 110 : (2 + 1) = 36,7;

Д – 30 : (0 + 1) = 30.

Таким образом, два нераспределённых мандата получат партии Б и В, а партия Д останется без представительства в парламенте. Изменится общий итог: А – 1 мандат, Б – 2, В –2 , Д – 0 мандатов. Однако и здесь получается не совсем справедливо: у партии А один мандат на 65 голосов, а у партии Б – на 37,5 голосов.

Квота, т.е. число голосов, необходимое для избрания одного депутата, может рассчитываться и другими способами.

Например, по квоте Друпа: Q = х : (у + 1) + 1, где х – общее число поданных голосов, а у – число мандатов, в нашем примере значение квоты составило бы не 53,6 как по формуле Хэйра, а 42,1. Но результат распределения мандатов был тот же, что и при естественной квоте Хэйра, т.е. как в нашем предыдущем случае.

В некоторых странах применяются так называемые улучшенные квоты. Улучшение достигается путём увеличения знаменателя дроби прибавлением к ней двух единиц. Например, в Италии применяется следующая формула для расчёта квоты: Q = х : (у + 2). В нашем примере квота составила бы всего 41,7 (Q = 375 : (7+2) = 41,7)), благодаря чему удалось бы сразу распределить уже не 5, а 6 из 7 мандатов.

А – 65 : 41,7 = 1 (остаток 23,6);

Б – 75 : 41,7 = 1 (остаток 33,3);

В – 95 : 41,7 = 2 (остаток 11,6);

Г – 110 : 41,7 = 2 (остаток 22,6);

Д – 30 : 41,7 = 0 (остаток 30).

Один, оставшийся нераспределённым мандат (как и при методах наибольшего остатка и наибольшей средней) перешёл бы к партии Б, а заведомо слабая партия Д осталась бы без мандата. Математическая пропорциональность распределения мандатов стала, таким образом, точнее. Однако более точный результат исчисления сработал против наиболее слабой партии Д, которая не прошла бы в парламент.

Существует и другие методы распределения мандатов по результатам голосования. Это метод делителей, метод д , Ондта, метод Сент-Лагю и различные модификации, основанные на сложных математических процедурах. При желании с ними можно ознакомиться в имеющейся литературе. Одни из них, приближая распределение мандатов к более или менее строгой пропорциональности, считаются более выгодными для средних по влиянию партий, другие – для крупных партий или партийных блоков. При этом математические погрешности во всех случаях не столь значительны, как их политический вес. Ведь в зависимости от того, прибавится или не прибавится 1-2 мандата, одна партия может стать или не стать правящей; другая – может получить хотя бы одно или не получить ни одного места в парламенте. Не исключено, что из-за 1-2 дополнительных мандатов некая партия смогла бы претендовать на место партии большинства и т.д. Да и в самом парламенте 1 голос депутата, тождественный десяткам и сотням тысяч голосов избирателей, порой может решить судьбу обсуждаемого проекта закона и даже государства.

О проекте

Он-лайн сервис для любого кандидата, созданный на основе 30-летнего опыта проведения избирательных кампаний.

Первый в России и в мире проект, позволяющий сделать уникальный продукт индивидуально для каждого кандидата.

Как работает сервис МАНДАТ?

На первом этапе кандидат вводит необходимое количество параметров для составления индивидуального плана-графика кандидата. Алгоритмы платформы автоматически определяют и вырабатывают уникальный продукт – еженедельный план-график избирательной кампании.

Готовы все преодолеть?

Совет №1: учтите требования к кандидатам

Однако стать депутатом может не каждый. Выставляя свою кандидатуру на выборы, кандидат должен:

  • быть старше 21 года;
  • иметь российское гражданство и проживать на территории РФ;
  • являться дееспособным; и психических расстройств.

Наличие высшего образования необязательно. Однако оно играет важную роль при формировании имиджа. Изучая биографию кандидата, избиратели обращают внимание на образование, семейное положение, опыт работы на управляющих должностях, внешний вид, личные качества.

Чем выше уровень доверия избирателей, тем больше шанс занять должность.

Совет №2: определитесь, как будете баллотироваться

Кандидат в депутаты может выдвигаться двумя способами:

  • от определенной политической партии;
  • самостоятельно (как самовыдвиженец).

В первом случае нужно выбрать партию, вступить в нее и зарекомендовать себя активным, ответственным и инициативным членом.

Обычно партийным выдвиженцам доверяют больше, потому что у любой политической партии уже есть свой круг сторонников в народе.

Самовыдвиженцев не знают, поэтому заслужить доверие сложнее. Также самовыдвиженцы могут баллотироваться только на выборы по одномандатному округу – определенному городскому участку.

Когда кандидат принадлежит к политической партии, то голосовать будут за нее в целом. И чем выше положение члена в партийном списке, тем больше шансы, что именно он окажется в числе депутатов.

Совет №3: изучите законы

Перед тем как баллотироваться в депутаты в своем городе, кандидату нужно внимательно изучить действующее законодательство, в том числе:

Далее процесс выдвижения будет зависеть от того, является ли кандидат представителем партии или самовыдвиженцем. В первом случае будет проще. Во втором все проблемы и вопросы придется решать самостоятельно.

В любом случае действовать придется в несколько этапов.

Совет №4: выберите округ

Чаще всего его выбирают по месту жительства кандидата. Полный список городских округов можно получить в Территориальной избирательной комиссии.

Выдвинуть свою кандидатуру можно в течение 30 дней после того, как районное муниципальное собрание объявит о проведении выборов.

Совет №5: соберите документы

В обязательный пакет входят:

    , удостоверяющий личность кандидата;
  • заявление о намерении баллотироваться (в нем обязательно нужно указать принадлежность к определенной партии, если таковая имеется); ;
  • сведения о месте службы или работы в настоящий момент;
  • данные о размере и источниках доходов, имуществе кандидата.

Представителям политических партий дополнительно потребуется предоставить протокол, составленный во время очередного партийного заседания. В документе должно быть указано, что партия действительно назначила конкретное лицо в качестве своего кандидата.

Совет №6: откройте избирательный счет

К этому пункту можно приступать после того, как все документы приняты избиркомом, а взамен выдана справка, необходимая для открытия счета. Вместе со справкой и паспортом кандидат должен прийти в банк и открыть счет.

Совет №7: соберите подписи

Если депутат является самовыдвиженцем, ему потребуется заручиться подписями от граждан, готовых поддержать его на выборах. Чтобы понять, сколько подписей нужно собрать, необходимо разделить 0,5% от числа избирателей на количество мандатов. Например, в округе с 30 000 жителей и пятью мандатами нужно собрать подписи всего лишь от 30 человек.

Совет №8: агитируйте

После завершения всех подготовительных этапов кандидат может приступать к предвыборной кампании и агитации избирателей.

Агитировать можно несколькими способами – в печатных, радио- и телевизионных СМИ, в интернете, на уличных баннерах, с помощью личных встреч с людьми.

Любые расходы на агитацию должны быть оплачены из избирательного счета кандидата, а печать материалов разрешается только в аккредитованных типографиях.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫБОРОВ

В каком порядке происходит распределение мандатов между списками политических партий по итогам выборов

Следует отметить, что на региональном уровне сохранилась смешанная избирательная система голосования в представительные органы власти. Не менее 50 процентов мандатов законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации распределяется по пропорциональной системе. На выборах в органы местного самоуправления региональный законодатель вправе самостоятельно выбирать применяемую избирательную систему.

Порядок распределения мандатов в нижней палате парламента России осуществляется по пропорциональной системе единого частного (метод наибольших остатков).

Порядок распределения мандатов можно разделить на три этапа[134].

Общее число голосов, отданных за все партии (2000), делим на 50 мандатов и получаем первое избирательное частное, равное 40.

Второй этап. Число голосов избирателей, полученных каждой политической партией, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая партия в результате первичного распределения мандатов.

Аналогичным образом на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществляться распределение той части мандатов, которая распределяется по пропорциональной системе выборов. Остальные мандаты (распределяемые по мажоритарной системе) передаются кандидатам, победившим в своих избирательных округах.

Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены дополнительные гарантии обеспечения мандатами списков кандидатов, преодолевших заградительный барьер или по иным основаниям допущенных к распределению депутатских мандатов.

Допустимо, например, устанавливать следующий механизм распределения мандатов по пропорциональной системе: если при первичном распределении депутатских мандатов остались списки, допущенные к распределению депутатских мандатов, не получившие мандатов, то при вторичном распределении они получают мандаты в первую очередь.

Каков правовой механизм распределения мандатов внутри списка политической партии

Законодатель (как федеральный, так и региональный) может предусмотреть различные варианты распределения депутатских мандатов внутри списка.

Так, в соответствии с обновленным законодательством, регламентирующим выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрена следующая схема распределения мандатов внутри списка политической партии, допущенной к распределению депутатских мандатов (преодолевшей заградительный барьер в 7 процентов от числа проголосовавших избирателей[136]).

Аля распределения оставшихся 6 мандатов следует разделить сумму голосов, поданных за региональные группы, на число нераспределенных мандатов. Второе избирательное частное для данного списка равно 400 (2400:6 = 400).

Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов. Первая группа – 2 мандата (1100:400 = 2,75), вторая группа – 1 мандат (600:400 = 1,5), третья группа – 1 мандат (550:400 = 1,375), четвертая группа – 0 мандатов (150:400 = 0,375). Таким образом, распределены 4 из 6 оставшихся мандатов (2 не распределены).

Третий этап. Нераспределенные депутатские мандаты, полученные данным федеральным списком кандидатов, передаются по одному тем региональным группам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления числа голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, на второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов. При равенстве дробных частей преимущество отдается той региональной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.

Пример. В нашем примере нераспределенным остался один мандат, который передается четвертой группе (см. табл. 2).

Коэффициент дополнительного распределения для каждой региональной группы депутатов равен соответственно: для первой – 0,01 (4:400), для второй – 0,008 6956 (3:345), для третьей – 0,008 333 (1:120). Мандаты получают вторая и третья региональные группы кандидатов как имеющие наименьший коэффициент дополнительного распределения.

Плюсом такой детальной регламентации порядка распределения депутатских мандатов внутри федерального списка при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ является ограничение свободы усмотрения партии в предоставлении мандатов конкретным кандидатам.

Как уже подчеркивалось выше, региональному законодателю предоставлена свобода выбора при регулировании распределения депутатских мандатов.

На выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации порядок распределения депутатских мандатов, полученных списком кандидатов, между кандидатами из списка зависит в первую очередь от того, какой вид списка кандидатов применяется.

Если список кандидатов закрытый, то полученные списком мандаты распределяются между кандидатами в том порядке, в каком они были расположены в списке кандидатов, представленном в избирательную комиссию (за исключением выбывших кандидатов).

При этом из распределения мандатов по пропорциональной системе (независимо от того, какой вид списка применяется) исключаются кандидаты, избранные по мажоритарной системе (по одномандатным или многомандатным округам), а также кандидаты, отказавшиеся от получения мандатов либо не представившие документ об освобождении от должности или от обязанностей, несовместимых с депутатским мандатом.

При применении системы закрытых списков с разбиением на общую часть и территориальные (региональные) группы мандаты, полученные списком кандидатов, в первую очередь передаются кандидатам из общей части списка, затем определяется число голосов, полученное списком на каждой территории. Аля каждой территориальной группы вычисляется процентная доля числа голосов, полученных данным списком на соответствующей территории, после чего территориальным группам передается по одному мандату в порядке убывания соответствующей процентной доли, а если после этого остались нераспределенные мандаты, они в той же последовательности передаются тем группам, в которых остались кандидаты.

При применении системы открытых списков для распределения депутатских мандатов между кандидатами из списка могут применяться различные методы распределения мандатов внутри партийных списков. Простейшая система распределения, реализованная в Магаданской области, предполагает распределение депутатских мандатов между кандидатами из списка, набравшими наибольшее количество голосов по отношению к другим кандидатам из того же списка, а порядок расположения кандидатов в партийном списке учитывается только при равенстве или отсутствии голосов, поданных за кандидатов.

Другие системы распределения предполагают учет в той или иной степени не только волеизъявления избирателей, но и партийных предпочтений. В большинстве субъектов Российской Федерации, установивших систему открытых списков, установлен метод с применением индивидуальных рейтингов кандидатов, этот метод предложен Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и воспроизведен в законах Липецкой и Орловской областей, Коми-Пермяцкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов. Рейтинги кандидатов, в соответствии с которыми они будут получать депутатские мандаты, вычисляются умножением избирательных и партийных рейтингов. Избирательный рейтинг соответствует числу голосов, поданных избирателями за кандидата из списка. Партийный рейтинг устанавливается следующим образом: у последнего кандидата устанавливается на одну единицу меньше, чем число кандидатов в списке, рейтинг каждого предыдущего кандидата на 4 единицы (в Чукотском АО – на одну единицу) выше. Методика позволяет учитывать как предпочтения избирателей, так и предпочтения партии.

Анализ регионального законодательства и первые выборы законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, проведенные по смешанной избирательной системе, позволяют сделать вывод о большом многообразии методик и их вариаций распределения мандатов внутри партийного списка кандидатов. Каждая методика имеет свои плюсы и минусы. Грамотное использование при составлении списка кандидатов особенностей того или иного метода распределения мандатов, установленного соответствующим законом, и продуманная разбивка списка на региональные (территориальные) группы позволят партии получить ощутимые преимущества перед своими оппонентами в ходе предстоящих выборов.

Если кто-либо из избранных кандидатов откажется принять депутатский мандат, что будет с этим мандатом

ИЗ АНАЛИЗА СТАТЕЙ 71-73 Конституции Российской Федерации следует, что данный вопрос (о регулировании отношений, связанных с переходом вакантного депутатского мандата на разных уровнях публичной власти) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и может регулироваться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в рамках федерального законодательства.

Отказ кандидата от мандата не является основанием для утраты списком права на данный мандат. Мандат подлежит распределению в порядке очередности внутри данного списка.

Необходимо заметить, что в соответствии с поправками, внесенными в федеральное законодательство в 2005 году[142], в случае если депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вошел или перешел во фракцию, иную, чем была образована политической партией, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы, его депутатские полномочия прекращаются, а депутатский мандат распределяется внутри федерального списка кандидатов партии в соответствии с описанной выше методикой.

Вакантные депутатские мандаты распределяются между кандидатами из списка кандидатов, набравшими наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам из этого списка. Порядок очередности получения депутатских мандатов определяется в порядке убывания голосов избирателей, набранных кандидатами из списка кандидатов. В случае равенства числа набранных кандидатами голосов избирателей или их отсутствия оставшиеся вакантные депутатские мандаты распределяются между кандидатами из списка кандидатов в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке, установленным при регистрации из этого списка. Если в областном списке кандидатов не осталось кандидатов, депутатский мандат остается вакантным до следующих основных выборов депутатов областной Думы.

Зачем нужен заградительный барьерКаков он на выборах в субъектах Российской Федерации

ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРИЗВАН предотвратить фрагментацию партийной системы, раздробленность политических сил в парламенте, а также искусственное дробление политических сил в обществе. В зависимости от региональной специфики варьируется и величина заградительного барьера в различных субъектах Российской Федерации.

В ряде субъектов Российской Федерации величина заградительного пункта определена в 3% (в Республике Северная Осетия – Алания, Иркутской области, Коми-Пермяцком АО), 4% (в Ивановской, Московской, Орловской, Самарской областях). В части регионов заградительный барьер установлен на уровне 5%, более высокий заградительный барьер определен в Республике Башкортостан[144], Республике Татарстан, Волгоградской области, Омской области[145] – 7%, в Пермской области – 7,5%, в Вологодской области, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе – 8%, в городе Москве, в республиках Дагестан и Калмыкия – 10%.

Правда ли, что заградительный барьер на выборах в Государственную Думу самый высокий в мировой практике

НЕТ, ПОДОБНОЕ МНЕНИЕ ОШИБОЧНО. Практика проведения пропорциональных выборов в парламенты зарубежных стран знает и более высокие заградительные барьеры на выборах по спискам политических партий на уровне 8% (Лихтенштейн) и 10% (Великое национальное собрание Турции). В ряде государств Восточной Европы, где наряду с партиями в выборах участвуют и избирательные блоки, для последних установлен более высокий заградительный барьер, возрастающий по мере увеличения числа блокообразуюших партий до 10% (в Словакии для блоков из четырех партий) и даже 15% (в Венгрии для блока из трех партий). В Греции, где выборы по пропорциональной системе проводятся в два тура, к участию во втором туре за оставшиеся нераспределенными по итогам первого тура мандаты допускаются партии, набравшие в первом туре 17% и более голосов избирателей.

В любом случае нельзя делать выводы о допустимости или чрезмерности величины заградительного барьера, опираясь только на формальное сравнение. Следует учитывать специфику развития политической системы, форму государственного устройства, особенности становления демократического общества и многие другие факторы.

Читайте также: