Как сделать макет бомбы

Обновлено: 08.07.2024

Я Вас приветствую мои дорогие друзья! В этом видео я расскажу вам, что такое пиротехнический электрический .

Вашему вниманию на первый взгляд простая но очень эффективная снасть для ловли Окуня зимой. Проста в изготовлении .

10 лет уже этой разработке, а до сих пор эти устройства одни из самых популярных в страйкбольных сценариях.

(ВАЖНО! Танк Т2LT, неделя премиум-аккаунта и 400 тыс. кредитов выдается при регистрации нового аккаунта. А если ты .

В этом видео мы сделаем настольные часы-динамит. Такие часы я недавно увидел в магазине за несколько тысяч рублей, .

Хочу рассказать как я сделал взрыв на своей диарамке.
Начну с "прототипа". Хотел сделать вот это:

Шаг 1.
Заготовка каркаса.
Кусок ваты замачиваю в растворе черной гуаши.

Шаг 2.
Одеваю вату на каркас снизу.

Шаг 3.
Ножницами делаю "цветочик"

Шаг 4.
Мажу ПВА вату вокруг стержня и "заворачиваю лепестки".

Шаг 5.
Результат.

Шаг 6.
Обрезанные края надо распушить.

Шаг 7.
Прикрываю плёнкой верх и крашу краской из баллончика.

Шаг 8.
Гуашью делаю низ более тёмным.

Шаг 9.
Делаю "чупа-чупсы" из лески и шпаклёвки - будут комья земли.

Шаг 10.
Втыкаем их в "туловище" взрыва".

На 10-м фото очень натуралистично, на виньетке - центральная часть замялась слишком высоко, поэтому не очень. Автору респект!

Края ещё распушить попробуй. С вкраплениями грунта.И в разные стороны ,ваты ещё повытягивать можно. Вообще ,по разреженнее надо бы.Слишком плотная завеса ,как будто покрышка горит.

Почти. Но стоит по моему всетаки распушить чудок.
Вот как бы на разных стадиях


Инда взопрели озимые.Рассупонилось солнышко,расталдыкнуло свои лучи по белу светушку.Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку и аж заколдобился.

главное показан процесс. мне понравилось. взрыв конечно можно и еще доработать. но повторюсь технология на пять.

Можно ли сделать дома атомную бомбу.

Как сделать атомную бомбу - не секрет. Это многократно описано в разных книжках, и студенты-физики уже первых курсов теоретически подкованы в этом вопросе. Но одно дело знать, совсем другое - суметь.

По законам ядерной физики для того, чтобы сделать атомную бомбу, необходимы либо радиоактивный изотоп урана-235 с обогащением 90%, либо радиоактивный изотоп плутония-239 с обогащением 94%. Уран-235 применяется на АЭС в качестве реакторного топлива, но плутоний-239 в энергетике не используется. Степень обогащения реакторного урана составляет всего 5%. На АЭС можно найти плутоний-240 с обогащением 30%. Этот плутоний обладает очень высокой радиоактивностью, защититься от которой в походных условиях похитителю невозможно. В топливе много опасных изотопов стронция, цезия, иридия. Но пригодность материала для атомной бомбы и собственно радиоактивность не имеют друг с другом ничего общего. Более того, высокая радиоактивность плутония в принципе мешает конструкторам.

Особенностью плутония-240 является огромное тепловыделение. Он нагревается до 130 градусов, возникают зоны проплавления, что требует тепловыделяющих съемных мостов, без которых невозможно решить задачу синхронности подрыва заряда. Физика этих процессов нетривиальна, и даже для высокотехнологичной лаборатории это стало бы очень сложной задачей. Таким образом, кража реакторного плутония с АЭС не представляет для ядерного террориста особой ценности.

Уран-235 используется и в мирной энергетике, и в атомном оружии. А также в исследовательских реакторах. Даже в МИФИ на Каширском шоссе стоит реактор с ураном-235 с обогащением 90%. В России есть еще несколько подобных реакторов, их построили также в Киеве, в Алма-Ате. Из урана несложно сделать примитивную, но боеспособную бомбу. Самый элементарный способ - пушечная, или стволовая, схема, которая была использована в Хиросиме.

Для плутония эта схема не пройдет: ядерная реакция начнется преждевременно, и взрывной эквивалент окажется мизерным. Кроме того, эта схема требует большого количества плутония. Оружейный плутоний используют в принятых на вооружение так называемых имплазионных бомбах. Мощность и коэффициент использования материала в них выше, чем в урановых бомбах, на два порядка. Но эта схема очень сложна, требует точнейшей схемы обжима заряда.
Более примитивные урановые бомбы пытаются сделать лишь страны, которые мечтают вступить в "ядерный" клуб. Для создания атомной бомбы требуется не менее 45--50 кг оружейного урана. О попытках приобретения именно такого количества обогащенного урана для арабских террористов говорилось на слушаниях в конгрессе США. Но о фактах удавшегося похищения оружейного урана (и плутония) неизвестно. По мнению экспертов, в мире нелегально продано всего около 50 кг обогащенного урана. По непроверенным сведениям, 30 из них пропало на территории бывшего СССР.

Итак, принципиальным является вопрос о том, могут ли террористы, разжившись необогащенным ураном, довести его до необходимого в атомной бомбе уровня обогащения? Эксперты единодушно сходятся на мнении, что самостоятельно обогатить уран ни одна террористическая группа не в состоянии. Даже первую, самую простую американскую бомбу делали около 2 тысяч компаний. Технология обогащения "на коленке" неизвестна. Радиоактивные материалы проходят обработку на огромных заводах, которые занимают территории размером с небольшой город. Даже Ираку со всей мощью государства оказались недоступны технологии обогащения с помощью электромагнитов, которые были использованы при производстве первой советской атомной бомбы.

Кроме того, террористы могут искать подходы к урану с обогащением 20%, который применяется в некоторых исследовательских реакторах и в энергетических установках старых атомных подводных лодок, многие из которых стоят на списании. Однако Александр Колдобский утверждает, что ядерная физика не знает, как сделать атомную бомбу даже из такого материала.

Но напомним безусловный закон всех технических систем: полной гарантии не бывает.

Существует рассекреченный доклад американской разведки об уникальном эксперименте, проведенном около сорока лет назад. Эксперимент доказал, что еще в начале 60-х годов ядерное оружие могло быть создано любыми сколько-нибудь квалифицированными физиками с помощью данных, опубликованных исключительно в открытой печати. Ядерную бомбу всего за три года смогли изготовить три молодых выпускника американских вузов - Дэвид Добсон, Дэвид Пипкорн и Роберт Селден, никогда ранее не занимавшиеся проблемами создания ядерного оружия.

Иначе говоря, еще сорок лет назад высшее руководство Соединенных Штатов Америки имело доказательство того, что ядерная бомба может быть создана самостоятельно практически любым государством планеты. А главное, как утверждают в своем отчете сами ученые, - то же самое могут сделать современные террористические группы, например, "Аль-Каида". Причем без особых усилий.

1964 год. Ядерным оружием уже обладают Соединенные Штаты, Советский Союз, Великобритания и Франция. По данным разведок этих стран, пятой ядерной державой в скором времени должен стать Китай. Общественность США о дальнейшем распространении ядерных технологий еще ничего не знает. Простые американцы, напуганные недавним карибским кризисом, уверены, что для создания атомной бомбы нужно знать какой-то особенный секрет, доступный лишь великим державам и великим ученым. Правительство США, несмотря на то, что активно пропагандирует этот тезис, в нем уже не уверено. Чтобы выяснить, могут ли другие страны создать ядерное оружие, Пентагон решил провести в военной радиационной лаборатории Лоуренса в Ливерморе (Калифорния) необычный эксперимент. Его назвали символично "Страна N". Под N подразумевался порядковый номер страны, которая могла в обозримом будущем стать ядерной державой.

"Цель работы - создание проекта небольшой атомной бомбы, которую можно выпускать в промышленных масштабах", - говорилось в установочных правилах эксперимента. - Обладание таким оружием может дать любой малой нации преимущества во внешней политике. Участники эксперимента не знакомы с технологией создания ядерного оружия и не имеют доступа к засекреченной информации. Они могут пользоваться только открытыми источниками и предлагать специалистам лаборатории проекты испытаний на секретном оборудовании, о результатах которых им будет сообщаться в письменной форме".

К участию в эксперименте, начавшемся в мае 1964 года, привлекли двух молодых ученых-физиков Дэвида Добсона и Дэвида Пипкорна, которые проходили стажировку в лаборатории Лоуренса в Калифорнии. В течение года они изучали доступную любому простому смертному научную литературу, чтобы получить необходимые знания о радиоактивных делящихся веществах.

"До участия в эксперименте я никогда не посещал никаких лекций или курсов по радиоактивным веществам. Разве что видел на выставке модель процесса цепной реакции, сделанную из мышеловок и шариков для пинг-понга", - писал в окончательном отчете Дэвид Добсон, рассказывая о чистоте эксперимента.

Пипкорн через год сошел с дистанции, а к Добсону присоединился Роберт Селден, тоже молодой ученый-физик, которого после окончания университета призвали в американскую армию.
"В университете Висконсина я прослушал полугодичный курс экспериментальной ядерной физики, - писал Селден в отчете о знаниях, которыми обладал до начала участия в эксперименте. - Лишь малая часть курса была посвящена делению атомного ядра и ядерным реакторам. Но я знал о том, что уран-235 и плутоний-239 являются расщепляющимися материалами, а также был в курсе "пушечного" метода создания критической массы для взрыва".

Селден стал участником эксперимента в то время, когда Добсон и Пипкорн уже договорились работать над проектом бомбы, аналогичной той, которую американцы в 1945 году сбросили на японский город Нагасаки. Чтобы вызвать цепную реакцию, в ней применялся так называемый принцип имплозии, "взрыва вовнутрь". С помощью системы специальных линз расходящиеся взрывные волны преобразовывались в сходящуюся сферически симметричную ударную волну, резко сжимающую шарик из делящегося материала. Создать такую бомбу было куда сложнее, чем взорвавшуюся над Хиросимой, в которой два куска делящегося вещества просто сближаются друг с другом, создавая критическую массу. Более трудный вариант ученые выбрали сознательно, понимая, что проект бомбы, о теоретическом принципе действия которой знали многие коллеги, лавров им не принесет.

Под контролем со стороны военных Добсон и Селден с весны 1965 года стали заказывать находившуюся в открытом доступе литературу, которая помогла им приступить собственно к созданию проекта атомной бомбы. Ученые прочитали сотни научных статей, посвященных практическому использованию расщепляющихся веществ. Все блокноты, в которые они делали выписки, а также наброски возможных испытаний брошюровались, им присваивались номера. Большинство из этих записей и расшифровок бесед Добсона и Селдена, в которых они делятся друг с другом своими мыслями о продвижении работы, до сих пор несут гриф "Совершенно секретно".
"Мы посещали открытые мероприятия и лекции в лаборатории Лоуренса, - рассказывал Добсон в отчете. - Но различные эксперименты и увиденное оборудование - лабораторный реактор, лазер в здании 154 и ядерные лаборатории в здании 174B - не дали даже намека на то, как можно создать бомбу".

"Я тоже побывал в здании вычислительного центра лаборатории и в химическом корпусе, но к тому времени наши знания по проблеме были уже настолько глубоки, что эти визиты не были важны для нашего проекта", - утверждал после окончания проекта Селден.
К маю 1965 года двое ученых сконструировали систему линз, в результате чего и получается имплозия. В июне уже предложили сотрудникам лаборатории провести первый эксперимент с инициирующим взрывчатым веществом для бомбы. К декабрю была определена четкая схема имплозии, в которой использовалось оборудование, созданное Добсоном и Селденом.

Военная цензура не дает возможности узнать, чем занимались ученые в течение четырех месяцев после этого - эти части их отчета до сих пор секретны. Но известно, что в апреле 1966 года появился первый полный чертеж конструкции атомной бомбы. Из-за больших размеров это устройство нельзя было установить на существовавших тогда баллистических ракетах, но его легко брал на борт бомбардировщик.
В декабре 1966 года участники эксперимента сдали своему куратору от Пентагона физику-ядерщику Арту Хаджинсу окончательный отчет. К нему прилагались все чертежи, а также длинный список открытых научных работ, которые оказались полезными при создании проекта атомной бомбы. Пентагон до сих пор не рассекретил этот список. Все эти материалы разослали ведущим американским специалистам в области ядерного оружия. Они должны были определить, взорвется ли созданная Добсоном и Селденом бомба или нет. В апреле 1967 года специалисты вынесли окончательный вердикт: если бы предложенная Добсоном и Селденом атомная бомба была построена, она бы обязательно взорвалась и могла бы уничтожить город с населением в сто тысяч человек. Эксперты тогда сделали вывод, что практически любая страна, если ей удастся получить чертежи этой бомбы, сможет наладить производство такого оружия.

"В конструкции бомбы, предложенной участниками эксперимента, используются уран и плутоний, производство которых, как принято сейчас думать, требует специальных знаний и опыта, - писал в 1967 году Ричард Джеймс - один из американских физиков-ядерщиков, который исследовал отчет Добсона и Селдена. - Но при поддержке государства группа из 10-20 инженеров-химиков не будет испытывать трудностей в создании реального производства этих веществ в промышленных объемах".

Роберт Селден после окончания эксперимента продолжил работу в секретных лабораториях Пентагона. Он уверен, что современные террористические группы тоже могут создать ядерное оружие.
"Конечно, им потребуется доступ к современному производству, а также знания в области физики, химии, взрывчатых веществ и электроники, - писал Селден в конце 90-х годов в своей научной работе, в которой рассматривал возможности современных террористических организаций. - Но чтобы построить бомбу, в самом начале процесса террористам не нужно обладать никакими знаниями в области ядерной физики".

Дэвид Добсон решил после успешной разработки проекта атомной бомбы заняться преподаванием физики, а также проблемами нераспространения ядерного оружия.

"Если бы члены "Аль-Каиды" сейчас не скрывались по всему миру, они бы могли получить самое опасное оружие террора, - пишет он в одном из исследований. - Мне кажется, для создания ядерного оружия у них есть и деньги, и образованные люди. Доставить бомбу к берегам США они могут в любом морском контейнере".

Добсон уверен, что у Северной Кореи, ядерная программа которой вызывает озабоченность США, уже есть ядерное оружие.
- Всем ясно, что корейцы точно знают, как сделать бомбу, и скорее всего уже создали несколько образцов. Применять они это оружие не будут, но им нужны деньги для развития страны. Поэтому Северная Корея вполне может продать технологию производства или сами изделия другим странам, - заявил недавно Добсон.

Биографическая справка
Дэвид Добсон родился в 1937 году в Калифорнии. В 1959 году в Университете Беркли получил степень бакалавра в области химии. Через пять лет там же защитил диссертацию по физике. С 1968 года читал курс лекций по физике в колледже Бенуа, штат Висконсин. В 2002 году вышел на пенсию.

Роберт Селден родился в 1936 году в Аризоне. В 1958 году получил степень бакалавра в области физики, а в 1960-м защитил кандидатскую диссертацию по физике в Университет штата Висконсин. Более 30 лет проработал в лаборатории имени Лоуренса, где занимал ключевые управленческие должности. В настоящее время является активным членом научного совета военно-воздушных сил армии США.

Дэвид Пипкорн родился в 1936 году в штате Висконсин. В 1958 году получил в Принстонском университете степень бакалавра наук. Его основная специальность - инженер-энергетик. В 1964 году защитил диссертацию по физике в Университете Иллинойса. После выхода из эксперимента работал на различных промышленных предприятиях.

А теперь давайте обратимся к следующему поколению оружия - водородной бомбе.

Принцип действия первой водородной бомбы ( предложенный академиком Сахаровым), напоминает "слойку". Это просто усиленная атомная бомба, в которой дополнительно используется синтез легких элементов. Это обычная атомная бомба вокруг которой находятся слои урана и лития / дейтерия. При взрыве уран испаряется и давление увеличивается. Слой дейтерия и дейтерида лития сжимается и начинается термоядерная реакция. Однако мощность такой системы ограничена. Поэтому в "настоящей" водородной бомбе используется другая реакция - слияния дейтерия с тритием , которая дает в несколько раз больший выход энергии. Но трития нет в природе - он радиоактивен и живет около 18 лет. Так что необходимо было его заменить. Выход предложил академик Гинзбург. Дело в том что при облучении нейтронами изотопа Лития (Li6) как раз и получается тритий ( плюс еще некоторая энергия). Однако в обычном литии ( в основном Li7) его содержится всего около 6-7%, так что без завода по разделению изотопов и здесь не обойтись.


В середине прошлого века устройство атомной бомбы было строжайшей тайной. Только крайне ограниченный круг учёных, приближённых к правительствам великих держав, был посвящён в этот секрет. Прочим же смертным полагалось лишь знать, что к делу имеет какое-то отношение формула E=mc², что нужен уран и что всё это очень сильное колдунство.

Сейчас всё изменилось. Ныне устройство атомной бомбы можно узнать из открытых источников, но по-прежнему мало кто представляет, как работает самое страшное оружие человечества. А разобраться стоит. Например, чтобы определять, где в книгах и фильмах фантастические допущения, где антинаучная чушь, а где автор справочник прочёл, но ничего не понял.

Атомное оружие основано на эффекте цепной реакции. Ядра некоторых изотопов тяжёлых металлов нестабильны и, захватив пролетающий мимо нейтрон, немедленно распадаются. При этом возникают как крупные осколки, так и ещё несколько свободных нейтронов. Они могут спровоцировать распад других ядер — и в результате выделится ещё больше нейтронов. Этот лавинообразный процесс приводит к стремительному выделению энергии — ядерному взрыву, мощность которого эквивалентна 25 тоннам тротила на каждый грамм распавшегося изотопа.

Разумеется, цепная реакция не начнётся, если слиток металла недостаточно велик и большая часть освободившихся нейтронов просто улетает за его пределы. Чтобы произошёл взрыв, количество расщепляющегося материала должно превысить некую критическую массу. Минимальное взрывоопасное количество вещества — 47 килограммов для урана-235 и 10 килограммов для плутония-239: на практике только эти два металла используются для создания ядерных взрывных устройств.

Как сделать атомную бомбу 4

Если хотя бы один детонатор не сработает вовремя, сжатие будет ассиметричным и приведёт лишь к разрушению боеприпаса. И это служит надёжной защитой. Бомба может выпасть с самолёта, упасть вместе с самолётом, сгореть в вагоне в результате железнодорожной катастрофы, в неё даже может попасть артиллерийский снаряд (правда, последнее испытывалось только на макетах). В худшем случае это приведёт к подрыву обычной, химической взрывчатки, но незапланированной детонации ядерного заряда не произойдёт.

Следом за взрывчаткой в шаровом заряде располагается слой алюминия. Лёгкий металл нужен, чтобы увеличить радиус заряда, а значит, и итоговое давление в центре сферы. Внутрь полой алюминиевой сферы вкладывается тампер — полая сфера из обеднённого урана, которая служит массивным поршнем

Как сделать атомную бомбу

Шаровой заряд первой советской атомной бомбы РДС-1 (Фото: Музей ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ)

Повысить мощность боеприпаса можно и без такой траты дефицитных материалов. В активированном шаровом заряде цепной распад продолжается не до исчерпания горючего, как в обычной бомбе, а до разрушения устройства. Испарившийся урановый шар уже не обладает достаточной плотностью, чтобы поддерживать цепную реакцию. У первых имплозивных бомб до распыления заряда успевало выгореть лишь 10% ядерной взрывчатки, а у современных этот показатель колеблется от 30 до 60%. Увеличить степень выгорания можно, обеспечив дополнительное сжатие. Для этого используется большой — до четверти тонны — заряд химической взрывчатки. Хорошо помогает и увеличение толщины тампера. Конечно, дополнительная инертная масса лишь краткий миг способна противостоять рвущемуся из зоны реакции ядерному пламени. Но когда интенсивность реакции нарастает по экспоненте, даже этот миг имеет огромное значение.

Как сделать атомную бомбу 16

На этапе горения лития и урана термоядерная бомба по устройству напоминает звезду. Она полностью состоит из плазмы — раскалённого ионизированного газа, но при этом плотнее свинца

Ещё сильнее разрушительную силу современных ядерных боеприпасов можно повысить капсулой с термоядерным горючим. Рядом с первым шаровым зарядом, играющим роль детонатора, размещается второй, устроенный несколько иначе. Вместо слоя химической взрывчатки он покрыт инертным пластиком. Сразу под ним располагается тампер из обеднённого урана. А между тампером и центральной полой сферой, изготовленной из плутония, размещается слой дейтерида лития-6 — соединения лёгкого изотопа лития с тяжёлым водородом. Этот белый порошок не радиоактивен и совершенно безопасен, если не поливать его водой.

Подрыв первого шарового заряда превращает пластиковый слой в перегретую плазму, давление которой приводит к имплозии термоядерной капсулы. Её плутониевая сердцевина достигает критической плотности и тоже взрывается. Литий, поглощая образовавшиеся нейтроны, разлагается на гелий и сверхтяжёлый водород — тритий. Температура на фронте столкновения ударных волн в этот момент оказывается достаточной, чтобы началась реакция термоядерного синтеза с участием дейтерия и трития. А это означает третий взрыв — примерно в сто раз сильнее двух первых.

Как сделать атомную бомбу 3

Но и детонация термоядерного горючего — только вторая фаза термоядерного взрыва. Если ядерный взрыв прекращается после разрушения взрывного устройства, то механизм водородной бомбы продолжает работать и после перехода в плазменное агрегатное состояние. При синтезе ядер тяжёлого и сверхтяжёлого водорода рождаются ядра гелия и нейтроны. Энергия нейтронов настолько велика, что они не захватываются тяжёлыми ядрами, а разбивают их, как бильярдный шар пирамиду.

Под градом нейтронов в реакцию вступает уран-238, в обычных условиях вполне безопасный. Это третья фаза взрыва, увеличивающая его мощность ещё впятеро. Вклад энергии от распада ядер урана не так уж велик, но этот процесс порождает новые тучи нейтронов. А чем плотнее нейтронный поток, тем больше лития перейдёт в тритий, тем выше будет КПД взрывного устройства. Водородную бомбу можно собрать таким образом, что выгорание каждого из трёх компонентов — плутония, дейтрида лития и обеднённого урана — превысит 90%. А это чудовищная энергия.

Как сделать атомную бомбу 5

Ядерные боеприпасы ценятся в первую очередь за мощь, но иногда компактность оказывается важнее. Как следствие, некоторое распространение (практически только в США) получили так называемые пушечные заряды. Они состоят из плутониевого цилиндра с отверстием в центре, стержня из того же металла, небольшого количества пороха, который вколачивает стержень в отверстие, единственного детонатора для инициации процессов и… всё. Очевидными преимуществами пушечной схемы были предельная простота, безукоризненная надёжность срабатывания и крошечные размеры.

Но заряд пушечного типа не просто надёжен, а слишком надёжен. Это его главный недостаток. Тепловое или механическое повреждение боеприпаса не выведет его из строя, а напротив — может заставить сработать. В СССР посчитали, что янки — crazy, и копировать этот ужас не стали.

Как сделать атомную бомбу 8

Примитивное устройство пушечного заряда породило миф, что ядерную бомбу можно собрать в гараже. Но частному лицу достать несколько десятков килограммов почти чистого урана-235 невозможно. А плутоний вдобавок стремительно окисляется на воздухе, очень ядовит и практически не поддаётся механической обработке. Попытавшись изготовить кустарным способом из небольших плутониевых слитков детали взрывного устройства, самоделкин умрёт от лучевой болезни, от отравления или в результате вспыхнувшего в гараже пожара, но ничего не достигнет.

Как сделать атомную бомбу 6

Как сделать атомную бомбу 7

Уран или плутоний?

На первый взгляд преимущества плутония над ураном, критическая масса которого впятеро выше, очевидны. Заряд получается миниатюрным. При распаде плутоний выделяет больше свободных нейтронов, чем уран, что крайне важно, например, при изготовлении термоядерных боеприпасов. К тому же обогащённый уран очень дорог в производстве, плутоний же добывается из отработанного топлива для атомных электростанций.

Как сделать атомную бомбу 10

Большая часть обогащённого урана производится в России

Чтобы увеличить радиационное воздействие ядерного боеприпаса (особенно в глобальном масштабе и долгосрочной перспективе), в 1950 году американский физик Лео Сциллард предложил заменить в шаровом заряде урановый и алюминиевый тамперы на оболочку из кобальта. Взрыв, конечно, будет слабее, но, захватывая нейтроны, безвредный кобальт-59 превращается в очень опасный радиоактивный изотоп кобальт-60, широко применяющийся при производстве промышленных источников гамма-излучения. Если таких бомб сделать достаточно много и разом взорвать даже на своей территории, полагал учёный, то кобальт рассеется по всей планете с потоками воздуха… и вот тогда точно конец!

Как сделать атомную бомбу 11

Одна из особенностей ядерных зарядов пушечного типа — непредсказуемые колебания мощности взрыва в пределах 2–2.5 раз. Она зависит от того, на каком именно этапе вхождения плутониевого стержня в цилиндр вспыхивала цепная реакция (фото: (National Nuclear Security Administration, 1953)

Калифорниевая бомба

Как сделать атомную бомбу 9

Калифорний часто называют самым дорогим веществом в мире. Это не совсем так, но среди изотопов, которые производят промышленно, он чемпион

Фантасты уже много лет обдумывают идеи ядерной взрывчатки на основе экзотических веществ. Во вселенной Великорасы Александра Зорича, например, применяются сверхмощные калифорниевые боеприпасы. Почему калифорниевые? Вероятно, автор заглянул в справочник и узнал, что данный металл обладает критической массой впятеро меньшей, чем у плутония… Но из этого же не следует, что взрыв калифорниевой бомбы будет впятеро сильнее при том же весе! Напротив, безопасный — подкритический — шаровой заряд из калифорния окажется не только в 3000 раз дороже и в 30 раз радиоактивнее, но и впятеро слабее плутониевого.

Как сделать атомную бомбу 13

Приближая источник радиации к бериллиевой мишени, нейтроны можно испускать направленно. На марсоходе Curiosity установлена нейтронная пушка российского производства. Поговаривают, что мощность этого устройства слишком высока для исследовательских целей (фото: NASA)

Как и в случае кобальтовой бомбы, все утверждения о свойствах нейтронных боеприпасов оказались вымыслом. Устройство представляло собой обычный шаровой заряд, в котором слои алюминия и урана заменены слоем бериллия. Такое решение снижало КПД, зато бериллий, поглощая ядра гелия, появляющиеся в результате распада плутония, испускал нейтроны — слишком быстрые, чтобы поддерживать цепную реакцию, но не обладающие достаточной энергией для раскалывания ядер. Как следствие, взрыв (формально термоядерный!) выходил совсем слабым — 5 килотонн или около того. Причём нейтроны уносили до 80% выделившейся энергии.

Как сделать атомную бомбу 15

Применение ядерных зарядов в мирных целях, несомненно, возобновится, когда этого позволит политическая ситуация. По сравнению с энергетическим атомным реактором бомба представляет небольшую радиационную опасность, а выгода может быть значительной (на фото — Седанский кратер, созданный мирным ядерным взрывом)

Читайте также: