Как сделать майора грома

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Как появился Майор Гром и что общего у главного злодея комикса и Павла Дурова

— Я окончил факультет журналистики [МГУ в 2009 году], и у меня появилась острая необходимость заняться кино. Попробовал поступить на курсы режиссуры во ВГИКе, но меня не взяли. Я решил, что это меня не остановит, и я всё равно расскажу свои истории.

— Как появился майор Игорь Гром и кто его придумал?

Когда мы закончили выпускать юмористический журнал и решили делать что-то серьезное, идея о полицейском-супергерое всё еще сидела в голове. Вместе с Женей Федотовым, [сценаристом Bubble], мы начали раскручивать тему простого честного полицейского, который борется с преступностью и раскрывает дела. Но не про то, как у бабки в деревне украли корову, а более серьезные и даже полумистические — чтобы это было интересно читать.

Потом [художник] Костя Тарасов нарисовал первый образ майора Грома, а [художница и сценаристка] Настя Ким добавила шарма его злодеям. С тех пор мы не можем остановиться, в марте вышел уже сотый номер.

— То есть это не какое-то [общественно-политическое] заявление с вашей стороны?

— У нас просто в голове был образ классного парня, который хорошо делает свою работу. А у кого работа ловить преступников и наказывать зло? У полиции.

Капитан Америка — тоже по профессии не бухгалтер и не в булочной работает. [Железный человек] Тони Старк — не продавал скрипки, он продавал оружие. Милитаристская тема так или иначе [присутствует в комиксах].

Говорят, добро должно быть с кулаками. И эта история есть в майоре Громе: когда он маленький, его обижают. И ему объясняют: хорошим быть классно, но нужно иметь кулаки, чтобы давать отпор тем, кто не очень добрый. Но мы не в коем случае не намекаем на то, что все вопросы нужно решать физическим насилием.

— Кажется, у некоторых может возникнуть диссонанс — из-за того, что у сотрудников силовых структур не слишком положительный образ.

— Но он же был таким и в начале 2010-х, когда создавался комикс?

— Я не согласен, тогда была проведена реформа МВД. У всех у нас — по крайней мере, у меня — была надежда. Хотелось поддержать это безусловно классное начинание: избавиться от коррумпированных полицейских, от тех, кто не может сдать нормативы, кто пришел туда, чтобы иметь полицейскую ксиву и пистолет.

Мы не работаем по заказу МВД. Хотелось, чтобы майор Гром просто был эталоном классного [российского] полицейского, который любит свое дело, но при этом не садист и защищает простых граждан. Такого, на которого мог бы равняться реальный полицейский, чтобы подстегнуло его быть лучшей версией себя. Была даже фантазия: вот бежит реальный пухленький полицейский за преступником, уже устал, но вспоминает майора Грома — и бежит дальше.

Я больше скажу: приключения майора Грома абсолютно не похожи на то, что обычно происходит в полиции. В реальности после первых пяти минут фильма майор бы только писал объяснительные и сдавал рапорты. У нас выдуманная вселенная, выдуманный Санкт-Петербург.

Некоторые рецензии стараются привязать происходящее к политической ситуации в стране, текущей повестке — но я бы посоветовал абстрагироваться от этого. Мы не снимаем кино про нашу реальность. Мы общаемся со зрителем на нашем киноязыке. Это своего рода эскапизм: мы хотим жить в таком Петербурге, в такой стране, где есть майор Гром и другие классные полицейские.

— Давайте поговорим про главного злодея. Как так вышло, что он списан с Павла Дурова?

— Я бы не говорил, что он списан. Ты же не можешь сказать, что Тони Старк списан с [американского миллиардера] Говарда Хьюза? А тем не менее они основывались на образе Хьюза, а позднее — на образе Илона Маска.

В этом ответе есть спойлер. Кликните, чтобы открыть

— Точно так же мы взяли Пашу [Дурова] как прообраз [персонажа] Сергея Разумовского, который в комиксе — именно в комиксе — является Чумным Доктором. Он борется с людьми, которые откупаются от наказания с помощью денег и связей.

Сейчас опять идет очень много странных кивков в нашу сторону — мол, мы всё понимаем, вы зажимаете соцсети и свободу слова. Это абсолютно не так.

Всё проще: когда мы создавали комикс, нам было крайне важно, чтобы человек, который борется со всем этим, не был простым, бедным парнем. А был из этого же сословия, с такими же связями и деньгами. Чтобы показать, что даже в этой комиксной прогнившей структуре есть человек, который против.

А как сделать так, чтобы этот человек был богатым, но не был запятнан серыми схемами обогащения? Мы в то время не нашли ничего, кроме IT-сферы. Ведь как еще 25-летний человек может стать миллиардером? Сейчас, правда, есть TikTok, но тогда был только пример Паши Дурова и Марка Цукерберга.

Так получилось, что спустя полгода после того, как стал выходить комикс, у Паши Дурова случились проблемы с какими-то структурами — и он был вынужден уехать из страны. Так что здесь тоже нельзя сказать, что мы нашли какого-то мертвого льва, которого можно попинать.

Паша в курсе, что мы взяли его как прообраз такого персонажа, и он ничего не имеет против. Мы не закладывали никаких негативных коннотаций. Сейчас в комиксах он стал антигероем и продолжает бороться со злом.

Как создавали фильм и почему его пришлось перезапустить, убрав из сценария политику

— Там остались наши ребята: продюсер и один из соавторов сценария Рома Котков, я, композитор Рома Селиверстов. То есть часть команды сохранилась.

— А почему режиссер, операторы сменились?

— А когда должен был выйти полнометражный фильм, по изначальному плану? Перенос связан с пандемией коронавируса?

Я бы не сказал, что мы сильно пострадали на постпродакшене в пандемию, потому что у Олега [Трофима] отменилась куча рабочих поездок и он смог заняться фильмом.

— Опять же — это настолько тупо и нелепо, но — если посмотреть по дате выхода тизера, по новостям о блокировке телеграма и о призыве Паши Дурова запускать самолетики, — трейлер вышел сильно раньше этих событий.

Мы уже устали над этим смеяться и обращать на это внимание. Слишком много совпадений и каких-то вещей происходят не по нашей воле.

— При этом на перезапуск как-то повлиял этот тизер?

— В тизере было четко сказано о проблематике фильма: [главный злодей] Чумной Доктор говорит про коррупцию, про беззаконие и всё прочее. Когда мы выпустили ролик, то получили очень много негативной реакции: причем с обеих сторон сразу.

Провластные структуры и какие-то люди обвиняли нас в том, что мы раскачиваем лодку и льем воду на мельницу. А всякие блогеры, оппозиционные СМИ начали обвинять нас в том, что мы, наоборот, пропагандируем сторону власти.

Максимально нелепая ситуация, когда ты просто хочешь рассказать историю про вымышленный город. Но при этом две стороны сразу обвиняют тебя в том, что тебя купили. Согласись, невозможно работать на обе стороны, чтобы тебя купили и об этом не знали.

Мы решили абсолютно абстрагироваться от [политической] ситуации и переписать сценарий таким образом, чтобы политической повестки не было в принципе. У нас теперь история — только про беззаконие, богатых людей и классовую ненависть. У нас нет чиновников: ни мэра, ни губернатора. Только полиция, преступники, богачи и Чумной Доктор.

— Что изменили при перезапуске?

— Сценарий. Он был очень масштабный. Мы бы не сняли всё это, имея даже вдвое или втрое больший бюджет.

Но могу сказать, что так лучше. Потому что если бы мы остались в старой концепции, то не смогли бы доступно и адекватно объяснить людям в других странах, что происходит в этом фильме. Когда мы заменили одну проблематику на другую, вышло понятно: думаю, и в Америке, и в Европе, и в Азии, и в Африке все люди понимают ситуацию, когда есть богатый человек, которому закон не писан и который может подкупить всех. Мы надеемся, что у нас и зарубежный прокат будет хороший.

Откуда у Bubble деньги на фильм и как картину будут показывать за границей

— Вы говорили, что не сотрудничаете с министерством культуры РФ и Фондом кино. Можете раскрыть, откуда деньги на создание фильма и переписывание сценария?

— Ну, пусть так будет…

— Вы выходили за пределы этой суммы?

— Могу сказать так: мы остались в бюджете, который у нас был, и не тратили ничего сверх меры. Где-то чуть больше потратили, где-то ужались.

— Как вы будете выходить на зарубежный рынок?

— Мы сейчас закрыли несколько важных позиций в зарубежном прокате, но не можем об этом говорить. Позже обязательно расскажем.

— У вас должна была быть встреча с представителями Miramax Films Харви Вайнштейна?

Каким в фильме изобразили Петербург и как снимали сцены на улицах города

— Вы говорили, что Петербург в картине будет напоминать Готэм-Сити.

— Это неправильное цитирование. Я говорил, что наш Петербург — это как Готэм-Сити в Америке. Имея в виду, что это собирательный образ города: чуть-чуть необычного, но в котором угадываются черты Нью-Йорка и Чикаго.

Тоже самое с Санкт-Петербургом: он очень красивый, в фильме мы сохранили все интересные черты города. Но при этом добавили свое и скрыли какие-то вещи, которые нам не нравились. Получился еще один классный персонаж — сам город (панорам и уличных шотов в фильме очень много).

Мы все очень любим этот город. Продюсер Миша Китаев, режиссер-постановщик, художник-постановщик жили в Петербурге. Мы не могли снять фильм по-другому.

— У вас было 78 смен, из них 50 — в Петербурге. По трейлеру заметно, что в фильме много достопримечательностей. Расскажите, где вы снимали в Петербурге.

— Легче сказать, где мы не снимали. Почти по всему Питеру проехались. Снимали на Дворцовой, в Академии Штиглица, Академии художеств, куче арок и набережных, в порту. Бедные районы мы снимали на Апрашке. Начальную погоню, которая уже в ютьюбе лежит, мы снимали на пяти разных улицах.

Кажется, у нас очень хорошо получилось показать Санкт-Петербург не туристической открыткой, а каким-то интересным и необычным. Разводные мосты у нас при этом, конечно, есть, но мельком.

— Как вы можете описать Петербург, который показан в фильме? В чем отличия от реальности?

— Мне лично сложно ответить на этот вопрос, потому что я не местный и приезжал только как турист или по работе. Но мне кажется, что у нас в фильме в целом — Петербург Достоевского.

Мы видим Петербург как статный имперский город, который сохранил все свои здания, старые традиции. И полиция ему под стать, ее любят и уважают. Это город, в котором я хотел бы жить.

— Вы всё согласовывали?

— Да, через мэрию, все необходимые структуры.

— Проблематично согласовать съемки на Дворцовой?

С Дворцовой, правда, тоже было сложно. Потому что, с одной стороны, там сидели силовики [в здании ЗВО], а с другой — арка Генштаба, Эрмитаж. Разрешение нужно было получать и у одних, и у других. Но мы всё сняли.

Без ложной скромности скажу, что за последние лет десять никто лучше нас Петербург не показывал.

Каким будет будущее киновселенной Bubble

— Никакие не учитывали. У нас своя история. У них чистая супергероика, а у нас — экранизация комикса, в котором один человек обладает суперсилами только потому, что он в костюме.

Правда, до сих пор сложно побороть предубеждения людей о том, что экранизация комиксов — отстой, для детей или дебилов. С этим мы боремся, но у нас в целом не очень любят что-то новое и необычное.

— Вы планировали киновселенную. Уже есть планы, о которых вы можете говорить?

— Отмашкой будет 1,5 миллиарда рублей в прокате? Вы называли эту цифру.

— Да, думаю, это та цифра, которая вселит в нас железобетонную уверенность.

Нам хочется развивать вселенную. Могу сказать, что внимательные зрители-фанаты уже считают в фильме несколько отсылок и пасхалок на существование в нашей киновселенной других персонажей из комиксов. Мы ждем только хорошей кассы, чтобы развивать это дальше.

Посмотрите еще восемь комиксов, где действие происходит в Петербурге. Это фэнтези про ремонт, история про пробку на Шафировском и детектив из 90-х.

Тизер фильма действительно вышел раньше, 5 ноября 2017 года. Роскомнадзор начал блокировать IP-адреса, используемые Telegram, 16 апреля 2018 года. Павел Дуров предложил российским пользователям запустить бумажные самолетики в поддержку свободного интернета 22 апреля 2018 года.

Большое интервью с режиссёром Олегом Трофимом о съёмке первого русского кинокомикса.

Изменения в проекте, практические эффекты, холодный огонь

Предложение переросло во встречу с Артёмом [Габреляновым, основателем студии Bubble и продюсером фильм], в обсуждение видения проекта и так далее. В общем, решение принимали комплексно, в несколько этапов. Полагаю, что кандидатур было много и уверен, что это был непростой выбор для продюсеров.


На какой стадии это было? До контакта с американскими продюсерами или после?

В поисках решений я свободен, у меня нет ограничений в выборе инструментов, мне нравится меняться, пробовать взаимодействие с новыми людьми. Так и в данном случае, исходя из поставленной задачи и сценария, мы построили свой уникальный стиль. Такого мне ещё не приходилось делать, это чертовски вдохновляет.

Почему сценарий и тональность фильма изменились в сторону триллера и мрачности?

Почему решили снимать в центре Петербурга? С этим же было связано много проблем и скандалов.

Я — приверженец того, что всегда лучше снимать вживую. Где-то доработать, додекорировать, но в целом стараться не использовать компьютерную графику где ни попадя. Особенно мне не нравится идея создания цифровых пространств, — создавать декорации при помощи компьютерной графики слишком затратно и рискованно с токи зрения качества.

Больше двух месяцев мы изучали город, выясняя, какие нам нужны улицы, какие уголки и переулки подобрать для сцен, какой визуальный стиль города должен быть, какие архитектурные решения надо подчеркнуть. Существовал ли, например, Советский Союз в нашей архитектурной реальности? Я прожил в этом городе больше пяти лет, пока учился режиссуре СПБГУКиТ, а наш художник Дмитрий Онищенко, исполнительный продюсер, родом из Питера. Конечно, его знание города сильно нам помогло.


Была проделана очень большая административная работа: не так просто согласовать всё это с администрацией города, потому что ты не можешь просто взять и перекрыть Большую Морскую улицу, учитывая сложную транспортную ситуацию Питера. Для этого нужно подавать документы за два месяца до съемочного дня, расписать все действия, места размещения огромной автобазы, чтобы правительство города скорректировало дорожный план, план объезда для автомобилей и общественного транспорта. Это очень-очень большая работа, которая всегда остается за кадром, но имеет ключевое значение.


Петербуржские локейшн-менеджеры провели колоссальную работу по согласованию съёмок с администрацией Санкт-Петербурга, чтобы мы смогли осуществить всё задуманное. Часть Большой Морской ради фрагмента с погоней из трейлера мы закрывали практически на целый день, улицу Зодчего Росси почти на сутки, даже в какой-то момент оцепили часть Дворцовой Площади — дичь.

Снимать в центре города на живую — это чертовски сложно. Это одна большая проблема. Даже при информировании по существующим каналам администрации Петербурга всё равно не все местные жители были в курсе. Поэтому, когда люди выглядывали из окна своего дома и видели, как с открытыми дверьми по встречке несётся инкассатор, из него летят деньги, и в этот момент какой-то тип в кожаной куртке и в кепке пытается вскарабкаться на его крышу, они, очевидно, были несколько шокированы. Было много забавных казусов в процессе съемки. Глазеть на съёмки прохожим не запретишь, но и объяснить, что тут происходит, тоже возможности нет, — вот люди и шарахались.

Шороху они задали такого, что возникла антиволна, которая сильно усложняла нам жизнь: осуществлённые договоренности с администрацией города приходилось пересматривать, чиновники паниковали, день за днём напряжение скапливалось, и какие-то большие процессы к концу съёмочного периода на улицах города осуществить было всё сложнее. Приходилось ещё раз заново договариваться и объяснять что и как, что всё организовано, всё нормально, нет никаких пострадавших, никакого ущерба городу тоже нет, а огнемёты пусть и настоящие, но в надёжных руках.


В данном случае СМИ нам поднасолили немного, но при этом возник резонанс, и люди, которые интересовались съёмками, начали ориентироваться по заголовкам газет и даже втихаря преследовали нашу съемочную группу — попадали в ряды артистов массовых сцен и выкладывали фотографии. Хотя у нас царила строжайшая секретность, чтобы важные ключевые моменты из сюжета не просочились в сеть. Во время работы под пристальным вниманием всего города, сохранять тайну было непросто.

Почему вы сделали ставку на практические эффекты и в чём специфика таких съёмок?

Потому что мы — тру (смеётся).

Александр принимал активное участие в создании раскадровок экшен-сцен, работал над декорациями с художниками, чтобы все самые эффектные трюки и, скажем так, фаталити выглядели смертельными, но были безопасными в производстве. Мы использовали реальный огонь. 95 % кадров, которые есть в трейлере сняты с настоящим пламенем, только где-то мы добавляли искры, где-то увеличивали ширину огня, где-то чуть-чуть добавляли деталей.

Саша и его команда каскадеров — отбитые на голову, бесстрашные люди и мегапрофессионалы. Они делали такие вещи, от которых, как говорит Лапенко, волосы стынут в жилах. И всё вживую. Ну, и в постановке драк у Саши точно нет равных в этой стране.

Были проблемы и экстремальные ситуации, связанные с огнём?

Никаких проблем не было. Цена любой проблемы — человеческая жизнь или травма. Ошибок быть не могло и их не было.

Саша Стеценко — суперпсих в области безопасности. В тех удивительных и мощных трюках, которые он придумывает, всё серьезно рассчитано с точки зрения того, чтобы его команда, его люди, его каскадеры и съёмочная группа были целы и невредимы. Это всё расчеты, инженерия, математика, какие-то пробы-пробы,тесты-тесты и потом один конкретный дубль — всё получается, и мы идем дальше.

Как вы прорабатывали и продумывали такие экшен-сцены?


Конечно, мы рисуем раскадровки и аниматики, обсуждаем текущие результаты со всеми департаментами, потом переделываем и снова обсуждаем. У нас в фильме было несколько больших массовых драк, было очень много огня, горения и взрывов, которые мы прорабатывали заранее: делали тесты на специальных полигонах. Просчитывали всё так, чтобы к съёмочному дню у нас было конкретное понимание, что и как делать.

Богатый съемочный опыт Максима Жукова [оператор-постановщик] очень помог, у него множество суперспособностей, и одна из самых потрясающих — предвидение деталей и дотошность в работе со сценами. Максим, пожалуй, один из лучших операторов-постановщиков в нашей стране на сегодня, работать с ним было невероятно круто.

Некоторые сцены в раскадровках мы перерисовывали по 10–20 раз полностью, добивались результата, а потом, если вдруг по каким-то причинам нам приходилось менять локацию для съемок, всё приходилось делать заново. По-другому никак — хочешь сильный трюк в кадре — сиди, работай, пробуй, переделывай, проверяй и снова пробуй. Лишь бы рядом были сильные духом коллеги. Если честно, в какой-то момент эти процессы начинают сильно утомлять, ведь один специфический проезд авто со сложным движением камеры хронометражем в пять секунд можно снимать по 5–6 часов, пока не добьёшься идеального результата. А другой результат нас с Максом не интересовал.

При создании костюма Чумного доктора была очень специфическая задача: нужно было разработать суперкостюм-экзоскелет с действующими наручными огнемётами. И мы реально сделали это, они реально работают. Артист направляет руки в нужном направлении, разжимает пальцы рук, щелчок, — и бьёт поток пламени.

Для каких-то кадров мы использовали баллоны с газом, где-то отдельные огнемёты с уникальными видами какой-то пыльцы, которая горит, но не обжигает, температура пламени не поднимается выше 30°C. Этим огнём мы поливали и автомобили, и людей, когда было нужно. Эта технология помогла и во время работы в городской среде, потому что привычные виды топлива при горении дают жар и чёрную копоть.


Постановка экшена, референсы, Атомный узбек

На что вы ориентировались при постановке экшена?

На Bubble (смеётся). Не могу провести какие-то прямые аналогии. Потому что в нашем случае нет экшена ради экшена. В первую очередь наш фильм — это драматическая история, это сюжет, очень особенный, который держит тебя, и уже во вторую очередь — это яркие сцены.


Все действие происходит в Петербурге, по ходу действия разрушаются некоторые здания, похожие на исторические. Если б я лучше знала архитектуру Питера, я, думаю, разглядела бы больше пасхалочек (например, в одном кадре на набережной стоят строительные краны -- подозреваю, что в реальной жизни там некое здание, насчет которого ведутся споры; еще мне показалось, что там возведен Охта-центр, а не более далекий Лахта-центр, и проч.). Более того, мотивом одного из убийств прямо становится снос исторического здания ради казино.


Если вы "в теме", расскажите нам в комментариях. Я же просто перечислю то, что успела заметить на большом экране.

То, что действие происходит в альтернативной исторической ветке, заявлено с самого начала именно произведением искусства. В одной из самых первых сцен нам показывают полицейский участок, в котором трудится главный герой. Камера наезжает с улицы, и мы видим, что перед этим зданием (дворцом) стоит эта скульптура.


Кадр из фильма

Это конная статуя Александра III работы Паоло Трубецкого, которая стоит во дворе Мраморного дворца (знаменитый "на комоде бегемот").


В реальном мире Мраморный дворец принадлежит Русскому музею, в нем есть экспозиция и выставки. А вот в мире фильма -- нет, он в какой-то момент отошел МВД. (Интерьер полицейского участка, в холле дворца, снят в каком-то другом месте, с обшарпанными потолками. В Мраморном дворце такого большого пространства нет).

Бессмысленным оказалось искать, где находится шикарное окно в стиле модерн из квартиры Майора Грома.


Отдельное спасибо за сцены погромов и народных восстаниях на улицах Петербурга. Немножко окунает тебя в атмосферу 1917 года, за счет эстетического диссонанса с божественной петербургской архитектурой.

Про образ Чумного доктора отдельно писать не буду, про него есть много в сети: это традиционный образ, идущий со Средневековья и до сих пор популярная венецианская маска.


Вернемся к декорациям и объектам искусства внутри них.

Одна из сцен посвящена возмездию над банкиршей, обманувшей вкладчиков.
Она живет роскошно. По стенам развешены ее портреты, в которых по современной трешовой моде лицо человека вставлено в старинные картины методом фотошопа. Этот прием говорит тем, кто обратит внимание на сей реквизит, о том, что банкирша -- особа с крайне дурным вкусом и огромным самомнением.


Когда видишь такой портрет, первое, что приходит в голову -- мадам Помпадур.
Ее имидж выскочки и шопоголика действительно соответствует образу пострадавшей банкирши.

Помпадур портретировали так.


Худ. Франсуа Буше (1756)

Но в кинофильме сделан коллаж из портрета другой женщины, написанный похожим образом.


Александр Рослен. Портрет графини Пиньятелли-Эгмонт (1763)

Изображенная графиня была менее одиозным человеком, чем мадам Помпадур. Однако художнику-постановщику это явно было не важно, ее портрет использован именно для ассоциаций с Помпадур.

Напротив висит другой крупноформатный парадный женский портрет.


Это история совсем из другой оперы -- работа Карла Брюллова (я узнала его руку по блеску голубой ткани).


Карл Брюллов. Портрет княгини Елизаветы Салтыковой (1841)

Картину крупно не показывают, поэтому не ясно, вфотошоплено ли в нее лицо банкирши.
Зачем она в кадре -- менее ясно, разве что для симметрии и поддержания атмосферы роскоши. Быть может, это просто оказался первый хайрез с полноростовым портретом женщины в пышной юбке, который попался под руку создателям фильма.


Что за тотемный столб с римским орлом стоит посреди комнаты -- не знаю.

На столах и прочей мебели персонажей можно еще различить статуэтки, которые тоже могут что-то обозначать (кажется, мелькнула Фемида), но вдаваться в это не буду.

Обратимся к самой насыщенной произведениями искусства локации -- кабинету антагониста, компьютерного гения и миллионера.
Интерьер очень красивый и стильный.


Одна стена украшена "Рождением Венеры" кисти Боттичелли, которое в нашей реальности находится во флорентийском музее Уффици.
Гром, находясь в кабинете, кивает на нее и спрашивает "Настоящая?". Владелец кабинета, как его, Разумовский, не отвечает.
Очевидно, на этот вопрос каждый зритель может ответить себе в меру своей эрудиции.
Поскольку на экране изображена альтернативная ветка истории, теоретически можно предположить, что настоящая.

Однако мне трудно представить себе ситуацию, в которой это так.
Исходя из постулата, что мир "Майора Грома" почти такой же, как наш и отличается только немногим, отметаем предположение, что "Венеру" купил великий князь еще до революции, и с тех пор она ходила в России по частным коллекциям. Скорей всего, она оставалась в коллекции Уффици достаточно долго.

Итак, давайте прикинем. Как подлинник Боттичелли мог оказаться в кабинете русского миллионера?

Первый путь: в той линии истории фашисты забрали подлинную "Венеру" из Уффици, вывезли в Берлин, наша армия там ее нашла, увезла в СССР и не отдавала. Некий генерал, предположим, зажал ее, увез себе на дачу, там она завалялась, и вот недавно всплыла и поступила в свободную продажу. (Как это было с "Тарквинием и Лукрецией" Рубенса).

Однако, во-первых, наши доблестные искусствоведы в штатском, начиная с Антоновой, очень следили за тем, чтобы всемирно известные шедевры не рассеивались по дачам, а попадали именно в государственные музеи. Тем генералам, которые слишком наглели, давали по рукам ощутимо (см. "трофейное дело"). Версию, что "Венера" в СССР несколько десятилетий находилась в частных руках, и не была конфискована ради Эрмитажа и ГМИИ, я считаю полностью нереалистичной. Альтернативка альтернативкой, но даже у выдуманного мира должны быть законы реалистичности!

Впрочем, вспомним Мраморный музей в ведении полиции. Видимо, музеем в этой реальности немного нефартово. Но если б им было настолько плохо, что они продавали свои коллекции, это бы отразилось в ленте более явственным образом, не одним Боттичелли на стене!

Дополнение: см. кейс с упомянутым выше Рубенсом. Публичное владение трофейной картиной сильно бы осложнило бизнес ее владельца в цивилизованной Европе, а у Разумовского с ним все ок.


Рабочие в музее несут подлинник

Второй путь: миллионер Сергей Разумовский честно купил подлинник на мировом аукционе. Ну вдруг, наследники Медичи продали ее кому-то до 19 века (поступления в будущий госмузей Уффици). Тут еще проще сказать "нет". Сколько может стоить "Рождение Венеры" Боттичелли на мировом рынке? "Спаситель мира" Леонардо стоил 450 млн долл. (почти полмиллиарда). Эта картина больше, красивее и знаменитей. Но давайте для простоты прикинем, что она будет стоить всего в два раза дороже. 1 миллиард.

А каково состояние нашего вымышленного миллионера, владельца кабинета?
Для ориентации возьмем Павла Дурова, с которого он явно списан, хотя и цвет волос поменян.

В 2016 году его состояние было 600 млн. долл., в 2020 году - 3,4 млрд. (а в 2021 году уже 17,2, пишет Форбс). Давайте пренебрежем, что это экранизация комикса 2012 года (в этот период Дуров был еще беднее), и будем ориентироваться на даты создания фильма. Делать его начали в 2017 году, а сами съемки непосредственно начались в 2019 году. Предположим, что в 2019 году состояние Разумовского (псевдо-Дурова) было 3 миллиарда. Правдоподобно ли выглядит, что он отдаст треть всего своего состояния (1 миллиард) или даже одну шестую, если брать ровно по "Спасителю мира" (500 млн.) за подлинник Боттичелли? Честно говоря, он не выглядит таким фанатиком искусства, чтобы даже 100 миллионов отдать. Там есть в кадре момент, когда он смотрит на документацию по изготовления костюма (около 4 млн. долл.) и очень переживает -- а тут ведь дело о более полезной вещи, оружии-доспехе, а не о картине.

Так что на стене однозначно копия, и владелец кабинета знает об этом.
(Хотя создатели фильма, быть может, наоборот, подразумевали, что это подлинник, чтобы покзать крутость персонажа).


Быть может, создатели фильма подразумевали и совсем другое. Для меня, например, тема с репродукцией Боттичелли -- это продолжение линии с фотошопленной Помпадур на стенах у банкирши. Как та маленькая злодейка окружала себя дешевыми поделками на потеху своему самомнению, так и этот большой антигерой окружен подделками. Правда, без фотошопа, уровнем повыше. Он искренне наслаждается красотой картины, не спорю. Но дешевка.

То, что это именно копия, подтверждает оформление противополжной стены. Там -- тоже очень знаменитая вещь.


Это фрагмент эллинистического Пергамского алтаря (2 век до н.э.).
Причем очень маленький фрагмент -- всего он длиной 120 метров, а тут только пять кусков, метра на три.
Это скомпановано несколько эффектных кусков Большого фриза.

Подлинник находится в Берлине, где для него построили отдельный музей с гигантским залом.


Вернемся к тому же вопросу: мог ли подлинник оказаться у Сергея Разумовского в кабинете?


Фриз был вывезен из Германии советскими войсками. В 1950-е мы его вернули. (О реальной истории Пергамского алтаря очень рекомендую почитать книгу А. Штоля "Боги и гиганты".)

Если в той ветке реальности мы его не вернули, оставили себе, и Разумовский позже его купил, то возникает вопрос, куда он дел остальные сто с лишним метром фриза? Если его распродавали по частям, и он приобрел себе самые известные пару рельефов, то возникает вопрос: что он, как дурак, собрал головоломку не в том порядке? Кроме того, это не вяжется с его имиджем благотворителя (шедевры такого уровня надо жертвовать в Эрмитаж, или хотя бы устраивать открытое хранение на первом этаже своего небоскреба, чтобы любой петербуржец мог зайти и полюбоваться), а также с успешной международной карьерой бизнесмена (в нашей истории Германия закрывала шенген и возбуждала дела против российского бизнесмена, зажавшего их Рубенса).

Так что это однозначно слепки, тем более, что россияне привыкли к слепкам именно Пергамского алтаря. В ГМИИ есть несколько штук. А в Петербурге есть вообще все! Перед возвращением в Германию мы сняли слепки со всего фриза, и в 2002 году их передали из фондов Эрмитажа в Академию Штиглица, где их можно легко увидеть.

Почему Разумовский украсил себя Пергамским алтарем, с точки зрения подсказки о его характере?
В фейсбуке мне попалось где-то, что мол, у скульптур отбиты гениталии, и это нарочитый фрейдизм в кадре, который раскрывает нам персонажа.
Не согласна.
На мой взгляд, это больше про сильное гомоэротическое напряжение между Разумовским и его другом, которым постоянно наэлектризована атмосфера в кадре. (Другие люди в фейсбуке, кто в теме, пишут, что формат отношений между этими двумя "друзьями детства" совершенно однозначен).


Кроме того, темой фриза является Гигантомахия: битва хороших мудрых богов-олимпийцев с хтоническими гигантами, первозданным ужасом. В мифах (и на фризе), силы разума побеждают чудовищ. В истории Разумовского (что мы видим и в последнем кадре фильма прямо) -- наоборот. Так что, наверное, тот, кто придумал срифмовать его историю с этим мифом, подразумевал именно это.

В кабинете стоят еще несколько обломков древнегреческих скульптур, кажется, тоже эллинистических. Не знаменитые.
Еще две скульптуры обрамляют Боттичелли, они плохо различимы.


Мало какой российский фильм настолько поддерживали в сети.

Черновик 54

Комиксы Bubble и их вселенная

У Bubble Studios получился динамичный и стильный комедийный боевик, почти не имеющий отношения к их комиксам.

После премьеры короткометражки Артём Габрелянов оптимистично рассказывал, что команда приступает к съёмкам полного метра, который мог выйти уже в 2018 году. Более того, у студии был план на семь фильмов. Bubble планировала выйти и за рубеж, для чего общалась со студией Silver Pictures.

Ролик будущего кинокомикса от Bubble выглядит качественно. Но почему место действия похоже на Америку? Где тут Гром? И при чём здесь Навальный?

А потом фильм на несколько лет пропал с радаров.

Сам Артём Габрелянов не рассказывал, почему в команде случились перестановки. Лишь уточнил, что первоначальный сценарий кардинально поменяли.

Мы полностью переписали изначальный сценарий и провели тотальный рекаст — о причинах я говорить не буду, скажу лишь то, что я никогда не был уверен в успехе проекта так, как сейчас. С момента анонса фильма в 2017 году многое поменялось, неизменным осталось лишь наше желание сделать действительно выдающееся кино, которое запомнится людям. И Тихон, как никто другой, подходит на роль главного героя подобного фильма.

Артём Габрелянов, интервью 2019 года

Что посмотреть в кино в апреле 2021? Русский комикс, японская любовь, персидская ночь 1

Подготовка: Китаев присоединился к проекту

Начало производства: новые сроки и новая команда

Раз мы откровенны с нашими зрителями, — а часть наших зрителей и фанатов Bubble знает, что была замена режиссёра Владимира Беседина на Олега Трофима. Вот почему [это произошло]. В момент, когда мы начали производство, ребята находились в страшном творческом конфликте.

Есть два лагеря. Одни хотят одно, другие — другое. Этот гордиев узел мы никак не могли распутать. В какой-то момент я предложил его разрубить, что в итоге и произошло. При всём уважении ко всем [участникам команды], это оказалось лучше для всех, иначе мы не смогли бы снять этот фильм. Все тащили его в разные стороны, это была тяжёлая обстановка.

Михаил Китаев, кинопродюсер

Дальше проект рос и расширялся, команде удалось разрешить основные проблемы и приступить к съёмкам.

И в итоге фильм всё-таки увидел свет.

Александр Горбатов в роли Грома

Что дальше?

Уже в новом выпуске подкаста Артём Габрелянов рассказал о нескольких вариантах, как может развиваться франшиза. Всё упирается в деньги.

Авторы подчёркивают, что снимать продолжение планируют именно в виде фильма, не сериала. При этом договоры с артистами подписаны сразу на пять фильмов.

Читайте также: