Как сделать лыжи на колеса

Обновлено: 07.07.2024

Наибольшее распространение получили у нас именно лыжи для детской коляски, которые ставятся непосредственно на колеса. Оно и понятно. Не нужно долго мучиться со снятием и переустановкой колес. Вставил в полозья колесо, зажал его специальным зажимом и вперед, поехали.

Часто их устанавливают только спереди, так как задние колеса обычно имеют больший размер, чем передние. Они неплохо проезжают по снегу без посторонней помощи. В случае же, если вам на пути встретился полностью бесснежный участок, коляску можно катить только на задних колесах. В общем, вещь достаточно удобная.

Наиболее известные модели:

Лыжи Престиж для детской коляски имеют положительные отзывы. Однако люди отмечают дешевизну материалов и отсутствие комфорта в обращении с изделием. Есть короткое видео про них.

Швейцарские лыжи для коляски Wheelblades – это удобные, широкие лыжи с плотным, устойчивым креплением в виде плотного зажима. Изобрели их специально для инвалидных колясок, чтобы перемещаться на них зимой. Крепление очень надежное и довольно простое, чтобы люди с инвалидностью могли с ними справляться. Крепятся лыжи на передние колеса.

Отзывы на Wheelblades строго положительные, но цена сильно кусается. Смотрим видео про них.


Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что мотоцикл на большей части территории России — вещь сезонная. И как транспортное средство, и как снаряд для активного отдыха. Зимой байкеры вынуждены пересаживаться на автомобиль или общественный транспорт для повседневных разъездов, а порцию адреналина получать позволяет либо снегоход, либо, для особо отъявленных экстремалов, ATV. Между тем можно и по снегу ездить на мотоцикле, получая колоссальное удовольствие и не отказываясь от привычных двух колёс. Правда, на межсезонье их придётся сменить на лыжу и гусеницу, но, стараниями тюменских изобретателей, сделать это можно без серьёзных финансовых и временных потерь.


Так получилось, что буквально в последние дни лета 2017 года я открыл мотоциклетную категорию в правах, но ни собственный байк не купил, ни на школьном вдоволь как законопослушный гражданин покататься не успел. Каково же было моё удивление, когда мои друзья позвали в одни из январских выходных прокатиться… на мотоциклах! Будучи опытными кроссменами, летом они участвуют в различных соревнованиях, а зимой вынуждены отдыхать от двух колёс и тренировок. Но в какой-то момент скучать в межсезонье им надоело и они придумали для свои кроссовых KTM киты, позволяющие ездить по снегу. Впрочем, обо всём по порядку.


В последнее время сноубайки (термин, которым обозначают мотоциклы на лыжно-гусеничном ходу) активно набирают обороты. Нехитрый комплект для переоборудования любимого мотоцикла позволяет не тратиться на дорогостоящий снегоход и не закрывать сезон практически круглый год — помимо стоимости самого снегохода, он требует и места для хранения, тогда как комплект лыжи и гусеницы для мотоцикла весьма компактен и нехитр в установке. Почему же тогда сноубайки остаются экзотикой для России, где сами природно-климатические условия благоволят такому устройству? Всё дело в цене, поскольку мировым центром сноубайкостроения можно назвать США и Канаду, где базируются основные производители китов для мотоциклов. Естественно, в силу всем понятных причин, их стоимость в России никогда не была низкой, а в последние годы падение рубля сделало их и вовсе золотой. Оттого-то не набравшее обороты увлечение вовсе сошло на нет. Ситуация обещает измениться в ближайшее время и, что особенно приятно, благодаря Тюмени!

История началась несколько лет назад, когда тюменские мотоциклисты-энтузиасты начали открывать для себя мир зимней езды. Естественно, с помощью комплектов зарубежных производителей, ведь тогда, как, собственно, и сейчас в России никто массово не занимался выпуском подобных аксессуаров для мотоциклов. Речь не идёт о гаражных полукустарных решений, создающихся единичными экземплярами под конкретный заказ, а именно о серийном производстве. Идея разработать подобный кит для переделки мотоцикла под зимнюю езду родилась практически после первой же поездки на сноубайке, но постепенно замысел оформился в реальный кит-комплект. Всё потому, что спрос на такую продукцию рос, опыт эксплуатации американских и канадских деталей позволял отмечать слабые места и устранять их в своём изобретении, а настоящим катализатором организации производства стал рост спроса на российском рынке.



Рассказывая о своих комплектах, авторы кита отдельно подчёркивают, что готовы по желанию клиента адаптировать их под любой тип мотоцикла — хоть под чоппер Harley-Davidson (кстати, буквально на днях такой агрегат представила сама марка!), хоть под спортбайк Suzuki Hayabusa. Технически это реализуемо и этот чудо-агрегат сможет бороздить снежные просторы, хотя для максимальной эффективности использования мотоцикла и наибольшего удовольствия рекомендуется конвертировать кроссовую или эндуро технику. Именно мотоциклы этих категорий больше всего подходят на роль основы для сноубайка — достаточно лёгкие, весьма мощные, оптимальные по своей конструкции, рассчитанной на суровые условия эксплуатации. И действительно, представить себе закованный в пластик спортбайк, продирающийся сквозь лес сложно, а ещё сложнее в одиночку выбраться в снегу из-под завалившегося мотоцикла массой несколько сотен килограммов и вернуть его в вертикальное положение. С кроссовой техникой — проверено на собственном опыте — проблем таких нет. KTM безболезненно переносить падения и позволяет мчать особо не разбирая дороги, придавая поездкам особый кайф.



Универсальность сноубайка подтверждает и интерес со стороны охотников — на снегоходе по чащобе особо не поездишь, а на компактном мотоцикле вполне реально маневрировать между стволами, загоняя, допустим, зверя. Естественно, добычу вывозить придётся на снегоходе, но гнаться за ней — разве что пешком или на сноубайке. И это не какие-то домыслы, а реальные отзывы охотников. В общем, мотоцикл на гусеницах пришёлся по душе самой разной аудитории с разными потребностями!












Перевести мотоцикл с колёсного на лыжно-гусеничный ход можно в одиночку, обладая стандартным набором инструментов — уйдёт на всё про всё около часа. Приноровившись, процесс ускорится, хотя у тех, кто меняет колёса по несколько раз за лето, проблем не возникнет. Впрочем, проделывать все операции понадобится пару раз за сезон. Но всё равно разработаны подробные инструкции по процедуре и готовятся видеоролики для наглядности работ.


P. S. А в США тем временем гонки на сноубайках стали уже частью зимних X Games!

Снегоход несколько лет мы довольно интенсивно эксплуатировали, а затем отправили в железнодорожном контейнере в другую область к новому хозяину. Там он, компактный, проходимый ремонтопригодный и недорогой, приглянулся местным рыбакам и его стали тиражировать. Надо сказать что даже сейчас подобные снегоходы изготавливают в тех краях мелкими сериями!

Конструкция прототипа оказалась довольно удачной и была повторена с небольшими вариациями в десятках, а может быть, даже сотнях экземпляров по всей стране. Правда, об этом я узнал совсем недавно, благодаря Интернету. До сих пор живы самоделки из 1990-х и появляются новые варианты с импортными силовыми мотоагрегатами.

Гусеничный снегоход

Гусеничный снегоход:

Рама снегохода

Рама снегохода:

1 — лонжерон (уголок 45×45, 2 шт.); 2 — передняя балка-траверса (труба Ø33); 3 — передний портал (труба Ø21); 4 распорка (труба Ø21); 5 — втулка стойки поворотного кулака (труба Ø42×5, 2 шт.); 6 — ложемент топливного бака (труба Ø14); 7 — П-образная стойка с нижней поперечиной (труба Ø21, 3 шт.); 8 — поперечина: 9 — задний портал (труба Ø21); 10 — форкоп (сталь, круг 10); 11 — кронштейн-упор механизма натяжения гусеницы (сталь, уголок 30×30, 2 шт.); 12 — трапеция подвески опорной лыжи; 13 — подкос переднего портала (труба Ø21); 14—опорный кронштейн рулевого вала); 15 — проушины крепления поддерживающих лыж (сталь, лист s5, 2 шт.); 16 — проушины крепления опорной лыжи (сталь, лист s5, 2 шт.); 17 — ушки крепления обтекателя (сталь, лист s5, 9 шт.); 18 — подшипник скольжения (бронза, круг 33, 4 шт.), 19 — ушки крепления пола (сталь, лист s5, по потребности)

Гусеница

Гусеница:

1 — трак (березовый брус 45×25, комплект); 2 — несущая полоса (резинотканевая транспортёрная лента 40×10, 2 шт.); 3 —соединительная накладка (резинотканевая транспортёрная лента 40×10, 2 шт.); 4 -специальная шайба (количество по потребности); 5,6,7,— крепёжные детали (количество по потребности)

Описание конструкции

Расположение двигателя справа от сиденья целесообразно конструктивно, в этом случае можно обойтись без промежуточного вала, что значительно упрощает трансмиссию и повышает надёжность техники. Отличие же от предыдущих снегоходов в том, что приводная цепь со звёздочки выходного вала силового агрегата на ведомую звёздочку приводного вала гусеницы теперь проходит между лонжероном рамы и гусеницей, то есть правый конец приводного вала гусеницы теперь не выступает, как раньше, консольно за габариты снегохода, что значительно разгрузило ближайший подшипник. Правый же лонжерон при этом служит ещё и ограждением цепи.

Рама сварная. Она собрана из уголков 45×45 мм (лонжероны) и круглых труб различного диаметра (траверса, стойки, поперечины) при помощи бытового сварочного агрегата АДЗ-1 и электродов УОНИ. Гибка труб осуществлялась вручную простейшим втулочным трубогибом с длинной ручкой. Втулки поворотных кулаков, кронштейны-проушины крепления опорной лыжи, поддерживающих лыж и другие вспомогательные детали приваривались по месту при сборке на стапеле поэтому точное их месторасположение (привязкой размерами) на чертеже рамы не указывается.

Приводной узел гусеницы

Приводной узел гусеницы:

1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25, 2 шт.); 2- приводной вал (труба Ø42×5); 3- прижимной диск зубчатого колеса (стать, лист s5, 2 шт.); 4 — щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 -косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, круг Ø42, 2 шт.); 7—ступица приводной звёздочки (сталь, круг Ø60); 8— приводная звездочка (z = 13, t = 12,7); 9 — штифт (Ø8×60); 10 — соединение зубчатого колеса со щекой и диском (болт М8×46 с шайбой, 8 — комплектов); 11 — корпус подшипника (сталь, круг Ø48, 2 шт.); 12- основание корпуса подшипника (сталь, лист s5); 13 — подшипник 80203, 2 шт.)

Натяжной узел гусеницы

Натяжной узел гусеницы:

1 — каток (резина, шел s25, 2 шт.); 2 — ось (труба Ø42×5); 3 — прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5 — косынка (сталь, лист s5, 8 шт. ); 6 — наконечник оси (сталь, круг Ø42, 2 шт.); 7 — соединение катка со щекой и диском (болт М8×46 с шайбой, 8 комплектов); 8 — корпус подшипника (сталь, круг Ø48, 2 шт.); 9 — основание корпуса подшипника (сталь, лист s5); 10— подшипник 80203, (2 шт.)

Натяжение гусеницы производится перемещением её ведомого вала резьбовыми натяжителями. Здесь надо отметить, что в этой конструкции натяжные зубчатые колёса были заменены катками, что не только упростило конструкцию движителя, но и исключило такое неприятное явление, как наскакивание зуба натяжного колеса на трак при недостаточном натяжении гусеницы или попадании между ними кусков льда.

Опорная лыжа. Она выполняет несколько функции: обеспечивает распределение нагрузки на всю площадь контакта со снегом, служит направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков. Опорная лыжа изготовлена из берёзовой фанеры 10-мм толщины. Передний и задний концы лыжи загнуты. Снизу она подбита листовым полиэтиленом толщиной 5 мм

Отличным материалом для подбивки подошвы (нижней поверхности) опорной лыжи является листовой капрон, но в то время этот материал был очень дефицитным. При этом можно обшить и отдельными продольными полосками.

Опорная лыжа в сборе крепится к раме на осях через кронштейны с резиновыми втулками, что даёт ей возможность балансировать и гасить вибрацию при скольжении по тракам, а также смягчает удары от наледи, спасая деревянные траки от поломки.

Передние лыжи — разные по ширине. Правая (по ходу) на 20 мм шире левой для компенсации несимметричной развесовки — бокового расположения силового агрегата. Носок лыж укреплён трубчатой оттяжкой, к которой цепляется контрольная оттяжная пружина

Наклонное расположение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка позволяют легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Для амортизации лыж и защиты рамы от ударных воздействий на стойки поворотных кулаков надеты демпферные пружины сжатия.

Параллельность управляющих лыж — обязательное условие лёгкости управления. Регулировка такого их взаимного положения выполняется посредством резьбовых муфт на рулевых тягах. При этом лыжи не создают излишнего сопротивления движению и экономят топливо.

Для улучшения тяговых характеристик двигателя уменьшена камера сгорания, а механическое зажигание заменено на электронное.

Цилиндр двигателя снабжён самодельной системой принудительного воздушного охлаждения. Двухлопастная радиальная крыльчатка крепится непосредственно на удлинённый болтом ротор зажигания, что очень просто и надёжно! Прогретый воздух от цилиндра двигателя кожухом вентилятора направляется в область ног водителя.

Ветрового стекла нет (хотя ничто не мешает его установить), но за счёт подобранного угла обтекателя встречный воздух уходит вверх и почти не беспокоит.

Полозья управляющих лыж изготовлены из обыкновенной 10-мм фанеры. Изгиб носовой части достигается путем динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением водой и плавным подгибом в приспособлении. После остывания фанеры полозья пропитаны олифой, покрашены и подшиты листовым полиэтиленом. Опорная пластина, уголки и ушки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены заодно. Загнутые передние носки полозьев укреплены трубчатыми упорами, которые не только предохраняют их от поломки, но и служат удобными ручками для вытаскивания застрявшего снегохода и местом крепления оттяжных пружин. Оттяжные пружины спасают лыжи от клевков и врезаний в снег при переездах через сугробы и другие препятствия.

Гусеничный движитель состоит из переднего ведущего вала с резиновыми зубчатыми колёсами, заднего ведомого вала с резиновыми катками, опорной лыжи, двух поддерживающих лыж и гусеничной ленты.

Направляющая лыжа

Направляющая лыжа:

1 — полоз (фанера s10); 2 — подошва (капрон, лист s5); 3 — опора (сталь, лист s5); 4 — ушко (сталь, лист s5,2 шт.); 5 — подрез (уголок 35×35, 2 шт.); 6 — оттяжка (труба Ø10); 7 — заклёпка (алюминий, комплект); 8 — подкладная шайба (комплект)

Опорная лыжа

Опорная лыжа:

1 —полоз (фанера s10); 2 — подошва (полиэтилен, лист s5); 3 —опора кронштейна (сталь, лист s5, 4 шт.); 4 — втулка опорного кронштейна (сталь, труба Ø21,3,4 шт.); 5—стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — оттяжка (сталь, труба Ø12, 2 шт); 7 — заклёпка (алюминий, Ø3, комплект); 8 — подкладная шайба (сталь, комплект)

Поддерживающая лыжа

Поддерживающая лыжа:

1—полоз (дюралюминий, лист s10); 2 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 — втулка кронштейна (труба Ø21); 4—заклёпка (алюминий, Ø5,2 шт.); 5—амортизирующая втулка (резина, труба Ø16×5)

Рулевое управление

Рулевое управление:

1—двуплечий рулевой рычаг; 2 — рулевой вал; 3 — сошка; 4 — рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5 — регулируемая тяга (2 шт.); 6—регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контргайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10—подшипник скольжения поворотного кулака (бронза, 2 шт.); 11 —пружина сжатия (2 шт ); 12 — втулка поворотного кулака (труба Ø21,2 шт.); 13—опорный кронштейн рулевого вала; 14 — кронштейн фиксации рулевого вала к переднему порталу рамы: 15 — штифт (2 шт.), 16—траверса рамы (труба Ø33,5); 17 — втулка поворотного кулака (труба Ø42,3, 2 шт.)

Надстройка

Надстройка:

1 — дуга спинки сиденья; 2 — подкос дуги; 3 — ушко крепления подкоса к раме (сталь, лист s5, 2 шт.); 4 — подпятник душ (сталь, лист s5, 2 шт ); 5 — валик спинки сиденья (поролон), 6 — обшивка сиденья (кожзаменитель); 7 —инструментальный ящик (дюралюминий, лист s2); 8 — рамка инструментальною ящика (труба Ø12), 9 — ушко соединения рамки и стенок (сталь, лист s5, 10 шт.); 10 — заклёпка (алюминий, Ø3, 10 шт); 11 —засов замка инструментального ящика (приваренный болт М8); 12 — ушко замка (сталь, лист s5); 13 — вилка замка (сталь, лист s5); 14 — запор замка (барашковая гайка М8); 15 —основание сиденья (сталь, лист s2); 16 — зацеп (сталь, лист s3); 17—набивка валика сиденья (поролон); 18 —набивка сиденья (поролон); 19 -лонжерон рамы; 20 — пол (фанера s10); 21 —крепление инструментального ящика к полу (болт М6 с уширенными шайбами, комплект); 22- крепление дуги спинки к раме (болт М8 с пружинными шайбами)

Изготовление бонок возможно литьем в кокильную форму из алюминиевых обломков. Сверление отверстий в лентах и траках производилось по шаблонам.

Ведущий и ведомый валы свариваются с предварительной проверкой на биение и кривизну. Для нормальной работы особая точность не требуется. Кривизна наконечников вала и оси компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников.

Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины (можно из боковины автопокрышки от трактора К700 с поливкой водой в качестве смазки). Метод точного вырезания состоит в том, что сначала изготавливается шаблон звезды с отверстиями для крепления. Затем на вал надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.

На раме, в лонжеронах в первую очередь, размечаются и сверлятся отверстия для крепления корпусов подшипников ведущего вала. Затем по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления ведомого (натяжного) вала и пропиливаются пазы для возможности перемещения корпусов подшипников с целью натяжения гусеницы.

Ушки креплений опорной лыжи следует приваривать после установки на раму ведущего и ведомого вала и натяжки гусеничной ленты: выставить поровнее относительно рамы и направляющих бобышек и приварить.

Ушки крепления поддерживающих лыж также приварить по месту с небольшим понижением от линии верхней ветви гусеницы, а к полу над гусеницей желательно прикрепить две деревянные продольные рейки, которые будут предохранять фанеру от проедания резьбовой частью болтов.

Одно из важных условий сборки — параллельность опорной лыжи продольным уголкам рамы — лонжеронам и обязательное расположение её подошвы ниже наружного диаметра катков ведомого вала на 15 — 20 мм.

Двигатель в сборе с крепёжными щёками-кронштейнами точно выставляется по ведомой звездочке на приводном валу гусеничного движителя и щёки прихватываются сваркой. Окончательная проварка щек выполняется уже при снятом двигателе Натяжение цепи производится натяжным роликом.

Облицовка состоит из переднего щитка-обтекателя, пола и инструментального ящика под сиденьем. Обтекатель и пол изготовлены из берёзовой фанеры, а ящик — из листового дюралюминия Крепёжные ушки привариваются по месту.

Сиденье выполнено на основании из стального листа, наклеенной на него подушки из поролона, обтянутой прочным непромокаемым кожзаменителем. Сиденье устанавливается на рамку инструментального ящика, крепится здесь посредством зацепа и фиксируется (закрывается) на вилку болтом с барашковой гайкой.

Несколько рекомендаций тем, кто задумает построить такой же снегоход:

— хорошо служат и сосновые траки (не оправдали себя траки из капроновой трубы);

— на все лыжи можно применить 6-мм фанеру, но в два слоя;

— по новым законам от 1996 года самодельную технику с объёмом двигателя более 50 куб.см необходимо везти на экспертизу и ставить на учёт в технадзоре;

— пригодится форкоп для саней или волокуши:

— начинающим механикам лучше установить импортный двигатель сопоставимой мощности — с таким будет меньше хлопот.

Читайте также: