Как сделать лук из рогов

Обновлено: 02.07.2024

Изобретение лука, древнейшего метательного оружия дальнего действия, полностью перевернуло ранее существовавшие представления об охоте и войне. На первый взгляд, это очень простое по своей конструкции оружие. Но за тысячелетия своей истории лук неоднократно совершенствовался, пройдя путь от обычной деревянной палки с тетивой до довольно сложного устройства, изготовленного из различных материалов.

Появление и развитие

Принцип действия лука очень прост. Согнутая дугой гибкая палка стремится распрямиться. Если стянуть её концы тетивой, то при распрямлении она сообщает стреле энергию, достаточную, чтобы заставить её лететь на расстояние, существенно превышающее дальность броска дротика.

По своей конструкции луки делятся на:

  • простые, состоящие из цельного куска дерева;
  • усиленные, в которых цельная деревянная основа усиливается в определённых местах накладками из пластин дерева, рога или кости;
  • сложные, в которых древко лука состоит из более чем одного слоя материала, причём деревянная основа представляет собой цельный по всей длине лука кусок;
  • составные, в которых древко лука собирается из нескольких коротких частей, изготовленных из различных материалов, каждый из которых характеризуется особыми физическими свойствами.

Технология изготовления усиленных и сложносоставных луков появилась в глубокой древности на Ближнем Востоке, где всегда остро ощущался дефицит качественной древесины. Кочевники из Великой степи, со своей стороны, очень рано начали экспериментировать с использованием в конструкции лука различных материалов и достигли в этих поисках значительных успехов.

​Изображение амазонок, стреляющих из скифских луков - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Изображение амазонок, стреляющих из скифских луков


Дальнейшее развитие производственных технологий привело к появлению сначала лука кушано-сасанидского, а затем гуннского типа — более крупных и мощных, части которых изготавливались из различных пород древесины, сухожилий и роговых накладок. Чередуя при помощи накладок на деревянную основу жёсткие (рога и рукоять) и гибкие (плечи) части лука, степные народы достигали прекрасных результатов в лучной стрельбе.

Конструкция

Изучение остатков луков и находки в мастерских, где они изготавливались, позволяют выявить конструкцию, материал и воссоздать некоторые предварительные операции по их изготовлению.

На первой стадии из дерева изготавливалась основа лука, или кибить, к которой затем крепились остальные детали. Древесине для основы не обязательно следовало быть особенно крепкой, поскольку изготовленные из неё элементы испытывали минимальные нагрузки по сравнению с другими частями. Обычно в качестве материала использовались клён и берёза. Деревянную основу сначала около двух дней вымачивали в холодной воде, затем около двух часов размягчали на пару, придавали ей необходимую форму с помощью деревянных лекал и, наконец, высушивали на протяжении двух недель.

​Части деревянной основы сложносоставного лука - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Части деревянной основы сложносоставного лука

На втором этапе изготавливались концы лука. Чтобы сделать их максимально жёсткими, с обеих сторон их укрепляли парой костяных накладок. Затем концы лука под углом прикреплялись к основе, место соединения обматывалось кожаной нитью, и вся конструкция оставлялась в тёплом и сухом помещении примерно на год.

На следующем этапе производства ко внутренней стороне деревянной основы лука приклеивались части, изготовленные из рога. При натяжении лук подвергается нагрузкам, отличным в разных его частях. Внешняя сторона лука испытывала деформацию на растяжение, внутренняя — на сжатие. По сравнению с деревом, у которого лишь при 1 проценте сжатия происходит деформация формы, рог сжимается на 4 процента, прежде чем происходит его деформация. Чтобы добиться этого результата, следует приложить усилие примерно 13 кг/мм2. Кроме того, рог быстро восстанавливает исходную форму после того, как воздействующее на него усилие устраняется.

Для изготовления луков лучше всего подходили рога буйвола, длиннорогого быка или горного козла. В процессе обработки рог сначала обрезался до необходимой длины. Затем, если он был изогнут, его распаривали и выпрямляли, выдерживая в специальной деревянной форме. Поверхности соприкасающихся материалов обрабатывали зазубренным скребком, после чего на них наносился клей, и детали накрепко соединялись друг с другом. Полученному элементу придавали изгиб в требуемом направлении и в таком виде сушили два или более месяцев.

​На последней стадии изготовления лук выгибается рогами вперёд и сушится в таком виде на протяжении года - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

На последней стадии изготовления лук выгибается рогами вперёд и сушится в таком виде на протяжении года

Когда плечи лука полностью высыхали, к их наружной стороне крепились сухожилия. Этот материал характеризуется повышенной прочностью при силе растяжения около 20 кг/мм2. Для изготовления луков использовались спинные сухожилия коровы или оленя, которые высушивали, а затем разминали.

К деревянной основе сухожилия крепились при помощи клея, который варили из высушенных рыбьих пузырей. Такой клей был более влагоустойчив и эластичен по сравнению с казеиновым, который вываривали из шкур и костей животных. Перед проклеиванием концы лука связывались, и он натягивался в обратную сторону. На основу как можно большее число раз наносился клеевой состав, затем наклеивались сухожилия. Всё это высушивалось, и лук стягивался ещё сильней, затем прикреплялась еще часть волокон сухожилий, и так пока концы плеч не соединятся. В конечном итоге вес сухожилий составлял до половины от общей массы лука. Когда процесс завершался, мастер стягивал лук в кольцо и оставлял его сушиться ещё на год.

​Колчан для стрел и саадак турецкого лука XVII–XVIII веков - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Колчан для стрел и саадак турецкого лука XVII–XVIII веков

После полного высыхания клея лук для защиты от влаги обкладывали полосами вываренной бересты или тонкой кожи, а также могли лакировать и раскрашивать. Весь процесс изготовления лука занимал у мастера от одного года до трёх лет, причём отдельные детали должны были изготавливаться в определённое время года.

Результатом этих трудоёмких усилий был необычайно гибкий и мощный лук. Без тетивы он имел обратную кривизну, сухожилия были сильно напряжены. Такой лук сопротивлялся натяжению с первых же миллиметров. У полностью натянутого лука плечи изгибались концами наружу и действовали как рычаги, доводя натяжение тетивы до максимума. При натяжении рог работал на сжатие, а сухожилие — на растяжение. Оба материала стремились вернуться в исходное состояние и усиливали мощность лука и энергию, сообщаемую им тетиве. Кроме того, благодаря большей гибкости сложносоставной лук можно было натягивать очень сильно без риска сломать его. Это ещё более увеличивало энергию лука и начальную скорость стрелы.

​Колчан со стрелами и саадак русского производства XVII века - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Колчан со стрелами и саадак русского производства XVII века

При сравнении с простым, сложносоставной лук имел значительно большую прочность и долговечность, которая позволяла ему служить своему хозяину на протяжении нескольких десятилетий. Дело в том, что простой лук довольно недолговечен. В напряжённом состоянии дерево быстро теряло упругость и деформировалось, так что тетиву на лук натягивали лишь непосредственно перед боем.

Сложносоставной лук мог долгое время находиться в натянутом состоянии без риска потерять свои свойства. В походе это позволяло носить его почти постоянно в боеготовом состоянии, хотя, конечно, при длительном хранении тетива снималась и с таких луков. В бою натянутый лук обычно носили в саадаке — плоском футляре треугольной формы. Саадак подвешивали слева на том же поясе, на котором носили колчан со стрелами.

​Сложносоставной лук в ненатянутом виде, с натянутой тетивой и в положении перед выстрелом - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Сложносоставной лук в ненатянутом виде, с натянутой тетивой и в положении перед выстрелом

Тетива

Тетива при натяжении лука испытывала огромную нагрузку на разрыв, поэтому технология её изготовления была так же важна, как и технология изготовления самого лука. Как правило, тетивы для луков изготавливали из льняной, хлопковой или шёлковой пряжи, а также из выделанных особым образом овечьих кишок. Самые крепкие тетивы состояли примерно из 60 скрученных волокон и имели толщину до 3 мм.

Лучники всегда имели при себе одну или несколько штук в запасе, в том числе специальные виды тетивы, предназначенные для определённых погодных условий. Например, тетива из конского волоса была хороша в морозную погоду, но, в отличие от тетивы из кожи или сухожилия, легко впитывала влагу и растягивалась. Для крепления на лук тетиву на каждом конце завязывали сложным узлом с образованием отдельной петли из прочного и туго скрученного сухожилия. Такой способ крепления препятствовал её износу. Концы тетивы вставлялись в специальные зарубки на костяных рогах лука.

​Различные техники вязки тетивы и способ её закрепления на концах рогов лука - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Различные техники вязки тетивы и способ её закрепления на концах рогов лука

​Различные типы захвата тетивы: 1 – персидский; 2 – европейский; 3 – монгольский - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Различные типы захвата тетивы: 1 – персидский; 2 – европейский; 3 – монгольский

В Западной Европе и на Руси тетиву лука натягивали указательным и безымянным пальцами, а стрелу держали между указательным и средним пальцем. Стрела при этом располагалась слева от лука, поэтому левое предплечье легко травмировалось в случае неосторожного или неумелого обращением с оружием.

Стрелы

Стрелы для лука могли быть тростниковые, камышовые, берёзовые, тополиные, ореховые, ивовые. Из тополя делали тяжёлые стрелы для ближнего боя, из ивы – лёгкие стрелы для стрельбы на предельные дистанции. Тростниковые стрелы имели самую большую дальнобойность, но при этом были наиболее хрупкими и быстро ломались. Чтобы распрямить деревянную заготовку для древка, её нагревали на огне и выравнивали руками. Длина стрелы равнялась расстоянию от плеча до конца среднего пальца или от подмышки до конца среднего пальца, или от локтя до другого локтя, если кулаки упёрты друг в друга. Стрела имела оперение из двух или четырёх перьев, соединённых так, что она слегка подкручивалась в полёте. Для оперенья использовались перья гусей, лебедей, сов и других крупных птиц. Иногда оперенье могли изготавливать из тонких пластин пергамента.

​Стрелы и их наконечники различных типов - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Стрелы и их наконечники различных типов

Наконечники стрел имеют различные размеры и форму. Втульчатые наконечники крепились на древке посредством металлической втулки, черешковые вставлялись в кончик древка посредством тонкого шипа и закреплялись на месте клеем и волокнами сухожилий. Последние значительно преобладали над другими. Стрелы носили в колчане цилиндрической формы, изготавливался из дерева, бересты и кожи. В колчане могло размещаться около 20 стрел. Степные кочевники, как правило, носили стрелы наконечником вверх, так, чтобы лучник на ощупь мог выбрать нужный ему тип стрелы. Чтобы оперенье стрел не мялось в колчане, нижняя его часть делалась более широкой, чем верхняя.

Применение

Составной лук был грозным оружием, способным поражать противника на большом расстоянии. По дальности стрельбы он на треть превосходил простой лук, будучи способен посылать стрелы на расстояние 375 метров и даже далее. Однако дальность эффективной стрельбы композитного лука составляла 175 метров, а прицельная дальность — от 50 до 75 метров. На таком расстоянии стрела пробивала кольчугу. Хорошо тренированный лучник на этом расстоянии может попасть в центр мишени около метра диаметром.

​Индо-иранский лучник, XVII век - Сложносоставной лук: история и конструкция | Warspot.ru

Индо-иранский лучник, XVII век

Изучение источников показывает, что при стрельбе по скоплениям живой силы противника конные лучники стреляли с большой дистанции залпом, посылая стрелы с большой частотой, почти не целясь. Дождь стрел, сыпавшийся с неба, производил сильный психологический эффект на противника и наносил ему значительные потери. Поддерживая высокий темп стрельбы в течение какого-то времени, противника стремились принудить контратаковать на невыгодной для него позиции, или отступить.

Индивидуальная выучка лучников была весьма высока. Профессиональные лучники умели стрелять сидя в седле, стоя на ногах и на корточках. Они умели перебрасывать стрелу через крепостную стену и подпускать её под поднятые щиты. При нормальном темпе лучник должен был выпустить 12 выстрелов в минуту, а при необходимости и вдвое больше. Ожидалось, что хорошо обученный всадник, скача галопом, должен уметь выпустить пять стрел при сокращении дистанции с противником с 30 до 5 метров. Для поддержания высокого темпа стрельбы стрелы он удерживал наготове в левой руке.

Мастер на все луки: как из рогов и сухожилий делают оружие

Мастеров по изготовлению композитных, или сложносоставных, луков из натуральных материалов в мире немного. Слишком редкое знание, трудности в приобретении материалов, к тому же создание лука занимает много месяцев. Но, как говорят, мастера, получается почти живое оружие, которым пользовались еще в XV-XVII веках.

Признайтесь, вы стреляли из лука? Были Робин Гудом или метким индейцем? У меня луков было несколько. Сосед Шурка, к моему несчастью, стрелял лучше. После очередной ссадины в индейцев мне играть запретили.

Мариану Калдарару, одному из лучших мастеров по составным лукам в стране, играть и стрелять никто не запрещал. А потом детское увлечение переросло в дело и философию. Философию воина.

Мариан Калдарару во время работы над луком

Три года на первый лук

Вообще, Мариан — музыкант, объездил полмира с гастролями и сейчас один из самых востребованных перкуссионистов. Родился в Кишиневе, но давно живет в Москве. Кроме репетиций и участия в многочисленных проектах, все свободное время проводит в мастерской. Занимается изготовлением музыкальных инструментов, как для себя, так и для коллег. И еще — оружия, которым пользуются сейчас редкие любители.

— Один раз на даче у друзей пришлось помогать сжигать журналы "Наука и жизнь". Подборка была громадная, и лишнее надо было куда-то деть, чтобы освободить полки. И на одной из обложек журнала был изображен лук. Там же я прочитал небольшую статью про композитные луки и решил, что такой лук сделаю сам.

Как изготавливать лук, было непонятно: искал материалы, но большинство специалистов, пишущих на эти темы, сами плохо ориентировались в вопросе.

Советы из статей приводили к тому, что Мариан портил огромное количество материала.

Мариан Калдарару во время работы над луком

— Первый лук у меня получился через три года после того, как я начал этим заниматься. Нужно было найти гармонию для всех частей, чтобы они двигались слажено как, например, руки. Ведь в луке та же история — сплошная органика. Роговые пластины выполняют роль пружин, древесина связывает между собой роговые пластины и сухожилия, а сухожилия работают на растяжение.

По словам Марио, мастеров, которые изготавливают луки по всем технологиям, без использования синтетических материалов, очень мало.

— Мне приходилось разбирать луки, которые были проданы как натуральные. Стоимость такого лука в Европе около 1,5 тысяч евро. К сожалению, приходилось разочаровывать владельцев.

В среднем на один лук уходит четыре месяца с момента закладки. Для изготовления, например, турецкого лука нужны пять частей в одном варианте или семь частей в другом.

Дерево используется разное, в зависимости от конкретного типа лука: для турецкого — клен, монгольского — береза, корейского и китайского — бамбук. Нужно понимать, что дерево в луке — основа, на которую наклеиваются главные компоненты: роговые пластины и сухожилия.

Мариан Калдарару во время работы над луком

Первый этап изготовления лука — "плечи" (деревянные части) распариваются в горячей воде и сгибаются до определенной формы. Луки обязательно хранятся со спущенной тетивой, в этом положении его концы смотрят вперед. В отличие от того, что часто показывают в фильмах.

— Когда смотрю кино, где показывают луки, смеюсь, конечно. Был опыт работы в кино и у меня. Делал колчаны и налучи для фильма "Царь" режиссера Павла Лунгина. Три богатых боярских и пять попроще для опричников.

Вторым этапом "плечи" снимаются с форм. Прорезаются пазы, в них вставляются рукояти, это напоминает рыбий хвост. Все это собирается на клей.

Клей используется осетровый или сухожильный. Для его изготовления Мариан покупает сухожилия оленей у ненцев-кочевников. Секрета в составе нет, но есть нюансы в использовании: для разных климатических зон — разные рекомендации.

Мариан Калдарару во время работы над луком

— После снятия "плеч" с формы, сборки с рукоятью и концами, наступает время роговых пластин. Их вырезают из внешней, самой длинной части буйволиных или иных доступных мастеру рогов. После того как роговые пластины высохнут — обрабатывается профиль "плеч", и наносится первый и последующие слои сухожилий, вымоченных в рыбьем или сухожильном клее, — рассказывает Мариан.

Всем слоям необходима сушка — пока не высохнет предыдущий слой жил, не накладывается следующий. В прошлом процесс изготовления композитного лука мог занимать год, сейчас с появлением новых инструментов и условий работы, время удается сократить до 4 — 6 месяцев, большая часть этого времени — процесс сушки.

После того как лук окончательно высох, его концы сильно выдаются вперед, иногда почти загибаясь в кольцо. Поэтому такие луки называют еще и рефлексирующими.

Последним этапом лук обклеивается кожей и расписывается по желанию заказчика.

Делает Мариан композитные луки любой сложности и страны, кроме Японии. Главное — найти изображение и описание состава оружия. Луки могут не соответствовать оригинальным размерам, если такой информации по ним нет. Но все они сделаны из тех материалов, которые применялись в прошлом.

Лук, созданный Марианом Калдарару

В основном луки разъезжаются по России и ближайшему зарубежью. Мастер уже и не помнит, сколько всего луков изготовил на заказ.

За натуральным луком обязательно нужно ухаживать, подобрать правильное место хранения. В те времена, когда луки были актуальным оружием, воин занимался луком каждый день и практиковался тоже ежедневно.

"Тем, кто играет в воинов раз в месяц, с таким луком будут сложности, — говорит Мариан. — Разминать лук нужно как минимум раз в неделю".

В год по заказам мастер изготавливает всего несколько луков. Оружие такого плана и раньше было недоступным всем желающим.

— Подобные луки — оружие элиты, воинов из числа знати. Не каждый обладает необходимым ресурсом для владения подобным изделием, и речь не про деньги — просто нужен дух стрелка.

Сейчас такое оружие в основном покупают реконструкторы и коллекционеры.

— Это неудобная вещь. Надо понимать, зачем тебе именно такое оружие. Оно почти живое. А сейчас такое время, когда люди предпочитают "быстрее, дешевле, навороченнее", и еще, чтобы само и метко стреляло.

Мариан Калдарару во время работы над луком

Лук, стрела, мишень

Мариан считает, что лук был создан для эволюции человека.

— Дисциплина стрельбы из лука и все, что связано с лучным делом, развивало личные человеческие свойства. То есть человек, который метко стреляет из лука, это человек, который хорошо владеет собой.

Мастер признается, что создавать луки ему нравится больше, чем стрелять: "это рождение; каждый лук индивидуален".

Лук, созданный Марианом Калдарару

— Не все набираются смелости, чтобы сказать: "Хочу стрелять из лука". Боятся услышать в ответ, что это только для мальчишек, — считает мастер. — Но в этом есть волшебство. Возможность лучше понять себя. Каждый выстрел из лука — отражение твоего внутреннего состояния.

По словам мастера, есть одна особенность при стрельбе из лука: когда стреляют — не прицеливаются. Стреляют интуитивно.

— Стрельба — это медитация. Лук, стрела, мишень — визуализация достижения цели. Многим сейчас этого очень не хватает.


Возможно, кому-нибудь данный труд поможет.

Вытягивав у Ивана Годиновича

С колчана у его как ведь тугой лук,

А и берёт у его калену стрелу,

А и тугой лук он натягиват,

Калену стрелу все направливат,

Ён сымает эту стрелочку каленую,

Отпустил тетивочку шелковеньку.

А и свой тугой лук розрывчатой пристегивал

А и ко правому ко стремечки булатнёму,

Да и поехал он роздольицем чистым полем

А и ко славному ко городу ко Киеву.

О луках и лучниках.

Лук - это не просто оружие, это целый механизм. Устройство его говорит о том, что человек уже в эпоху мезолита познает некоторые законы механики. При раскопках мезолитовых стоянок найдены луки в высоту человеческого роста. Сделаны они из вяза - лучшего дерева для этих целей. Древки стрел в длину достигали одного метра.

Когда речь заходит об искусстве стрельбы из лука, почему-то всегда вспоминают так называемых английских лучников. Считалось, что они лучшие. Ну как же, нам с детства навязывалась эта мысль. В учебниках истории прославлялся герой-лучник Робин Гуд, другие английские асы стрельбы. Жаль развенчивать мифы, но все это, как говорится, притянуто за уши. Господа забугорники грешат против истины. Археологические раскопки и сохранившиеся письменные источники свидетельствуют: луки, бывшие в употреблении у славян, а также у арабов, персов, турок, монголо-татар и других народов Востока, значительно превосходили западноевропейские - скандинавские, немецкие, английские и иные - как по уровню своего технического совершенства, так и по боевой эффективности. Вот пример для тех, кто, возможно, сомневается. Предельное зафиксированное расстояние для бесприцельного (то есть просто на дальность) выстрела из английского лука составляло 557 метров. Стрела же турецкого султана Мурата-гази IV, увлекавшегося стрельбой из лука, улетела однажды на 878,5 метра.

Различались, соответственно, и дальности прицельной стрельбы. Отдельные английские рекордсмены (например, английский король Генрих VIII) поражали цель на расстоянии до 220 метров, но для рядовых стрелков предельная дистанция на поражение составляла, согласно подсчету, 92 метра. А на арабском Востоке расстояние прицельной стрельбы для ничем не выдающихся стрелков было около 150 метров!

Таким образом, многие результаты, которые для 'несравненных англицких' стрелков были рекордными, для их восточных и славянских современников были близки к рядовым, ординарным. Например, на Руси бытовала своеобразная мера длины - стрелище, или перестрел, - около 225 метров. 'Яка муж дострелит' - определяли ее в XII веке, причем речь шла о стрельбе на поражение. 'Перестрелить' означало также 'прострелить, пробить выстрелом'. С этого расстояния стрела все того же мужа пробивала 5-сантиметровую дубовую доску. При этом полет стрелы практически не отклонялся вниз. Воины советовали для стрельбы на такое расстояние, целится на мизинец выше цели. Судя по всему, наши пращуры не видели ничего особенного в том, чтобы 'дострелить' и 'перестрелять' на расстояние, рекордное для англичан.

Все дело в том, что техническая мысль Славян никогда не стояла на месте. В Европе были распространены длинные (в рост человека) деревянные однослойные или склеенные из нескольких слоев дерева (как фанера) луки.

На Руси же они годились только ребятишкам на потеху да учение. Все же остальные пользовались сложными, или как их еще называют ученые, композитными луками.

Далее будут рассматриваться два типа луков: простой, такой, какой был у так любимого всеми Робина Гуда и сложный Славянский лук. Описание простого лука дается здесь не столько потому, что он состоял на вооружении Русских дружин, столько для сравнения конструкций сих двух луков…

Простой (прямой) лук.

Здесь пойдет речь преимущественно о западноевропейских луках.

Простой, или как его еще называет специалисты, прямой, представляет собой согнутую дугой (потому - прямой, сложный лук имеет более сложную форму) деревянную планку без сучков. Для таких луков

Сложносоставной лук: технологический прорыв древности

По разным оценкам, первые луки появились несколько десятков тысяч лет назад. Впоследствии это оружие постоянно менялось, и его эволюция приводила к появлению новых разновидностей с теми или иными особенностями. Одним из главных результатов таких процессов стало появление т. н. сложносоставного лука. Отличаясь повышенной сложностью конструкции и изготовления, такое оружие показывало более высокие характеристики.

История и версии

Считается, что сложносоставной лук был изобретен кочевыми народами Великой степи. Первые археологические находки, имеющие черты сложносоставной конструкции, относятся к III тысячелетию до н.э. Другие находки, отличающиеся более совершенной конструкцией, относятся к более поздним периодам, вплоть до нашей эры.

Согласно одной из версий, появлению сложносоставной конструкции поспособствовал дефицит материалов. В степи было трудно найти подходящие деревья для изготовления простого лука, но оружейники нашли выход из такого положения. Новый вид лука был менее требователен к размерам деревянных заготовок, хотя и нуждался в иных материалах.


Получившаяся конструкция показывала преимущества перед существующими, что поспособствовало ее распространению по всей Евразии, а также в Северной Африке. Известно множество вариантов такого лука, созданных разными народами под свои нужды и с учетом потребностей. При всем этом, продолжалось совершенствование конструкции, и осуществлялся поиск новых эффективных технологий изготовления.

Конструкция и технологии

От других видов лука сложносоставной отличался конструкцией древка. Это изделие выполнялось не из единой деревянной заготовки и не из нескольких деревянных деталей, как на простых или составных луках. В разных вариантах сложносоставного лука рукоять и плечи могли состоять из множества деревянных и роговых деталей, скрепленных сухожилиями или кожаными полосками.

Общие технологии изготовления такого лука не претерпевали серьезных изменений на протяжении всей истории. Основа будущего древка выполнялась из подходящей древесины. В этом качестве рассматривались береза, клен и т.д. – в зависимости от местности изготовления. Заготовки вымачивались, размягчались на пару и формовались нужным образом. Затем их склеивали, усиливая соединения кожей или сухожилиями. На этих стадиях определялась форма будущего лука.


Графика Б.А. Литвинский "Сложносоставной лук в древней Средней Азии (К проблеме эволюции лука на Востоке)". // Советская археология. 1966. №4.

Отдельные части древка, такие как концы с выемками под тетиву, усиливали путем подклейки роговых пластин. Роговые или костяные пластинки также клеили на внутреннюю сторону лука. Система в виде нескольких слоев рога и дерева позволяла деформировать лук при натяжении тетивы и накапливать значительную энергию, но обеспечивала требуемую прочность. Готовое древко могли окрашивать, покрывать тонкой кожей или другими материалами.

В зависимости материалов, технологий и типа лука, процесс изготовления мог занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. На сроках работ негативно сказывалась необходимость длительной и качественной просушки клеевых соединений. Кроме того, для создания правильной формы древко на некоторых этапах сгибали в обратную сторону почти в кольцо – для закрепления такой деформации тоже требовалось время.

Сложносоставной лук отличался повышенным усилием натяжения, что предъявляло особые требования к тетиве. Ее делали из шелковой или льняной пряжи, из кишок животных, из волоса и т.д. Разные материалы обеспечивали отличающиеся характеристики. Кроме того, они по-разному вели себя при тех или иных внешних условиях. Обычно тетиву пряли из нескольких десятков отдельных нитей. На концах предусматривались специальные узлы, оставляющие петлю.


Среднеазиатский сложносоставной лук, XVI в. или позже. Экспонат музея Bibliothèque Sainte Geneviève. Фото Wikimedia Commons

Точный состав компонентов, размеры и технические характеристики зависели как от разновидности лука, так и от времени и места изготовления, навыков мастера, пожеланий заказчика и т.д. При этом большинство сложносоставных луков разных народов имело близкие формы и обводы.

Наиболее эффективным по соотношению габаритов и характеристик оказался сигмовидный лук, также известный как скифский. Его плечи имеют характерный круглый изгиб, переходящий в ровные концы. Скифский лук без тетивы изгибается вперед, вплоть до соприкосновения плеч. Высота оружия в боевом положении находилась в пределах 0,6-1 м.

Подобная конструкция имела важнейшее преимущество. Из-за нескольких изгибов и других особенностей древко представляло собой не одну пружину, а правильную комбинацию нескольких. За счет этого лук более эффективно запасал и отдавал энергию. С точки зрения энергетики сложносоставной лук примерно на треть превосходил даже самые удачные простые конструкции. Это позволяло уменьшить габариты оружия, увеличить дальность стрельбы и/или получить большее пробивное действие.


Другим важным преимуществом сложносоставной конструкции являлся высокий ресурс. Простые и составные луки по мере использования теряют упругость. Особое многокомпонентное древко сложносоставного лука сохраняло характеристики гораздо дольше. Среди прочего, это позволяло держать тетиву на луке почти все время – снимать ее приходилось только для длительного хранения.

Триумфальное шествие

Удачное сочетание основных характеристик поспособствовало быстрому и широкому распространению сложносоставного лука. Более того, всего за несколько веков это оружие успело попасть в самые отдаленные страны.

К примеру, в Египте сложносоставной лук появился во время войн с гиксосами – после XVIII в до н.э. В этот же период такое оружие появилось у хеттов, ассирийцев и других народов региона. Достаточно быстро новый вариант лука потеснил существующие. К середине II тысячелетия до н.э. с Ближнего Востока новый лук попадает в руки крито-микенской цивилизации. Через тысячу лет греки познакомились с сигмовидным луком – на этот раз оружие пришло с другой стороны света, от скифов.


"Дети боярские", гравюра к книге "Записки о Московии" С. фон Герберштейна. Ратник слева держит сложносоставной лук

Из Средней Азии сложносоставной лук попал на территорию современного Китая. Там оценили новое оружие, и достаточно быстро оно стало привычным атрибутом воинов. Лук с повышенными характеристиками продолжил свое шествие по Евразии, и попал в Индию. Как и в случае с некоторыми другими странами, в Индии сложносоставную конструкцию посчитали хорошим дополнением для уже имеющихся разновидностей лука.

По мере распространения по миру сложносоставной лук претерпевал существенные изменения. Использовались разные материалы, доступные в конкретных регионах, совершенствовались технологии и т.д. Большое внимание уделялось размерам и силе натяжения. Так, конные лучники кочевых народов предпочитали системы меньших габаритов, тогда как в Индии создавались луки размером почти в человеческий рост.

Со временем сложносоставной лук появился и в Европе, но не получил широкого распространения и не смог вытеснить другие разновидности метательного оружия. Считается, что в европейских землях такой лук появился благодаря римлянам, взявшим его у ближневосточных народов. Затем он вернулся в регион вместе с кочевниками.

Конец эпохи

Сложносоставной лук состоял на вооружении множества армий в течение нескольких тысячелетий. В некоторых случаях его дополняли луки других разновидностей, а в прочих армиях он был основным метательным оружием. Производство луков сопровождалось совершенствованием конструкции и появлением новых решений. Однако через много веков ситуация изменилась.


Древнерусский лучник. Рисунок из книги "Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ"

Первым ударом по всем лукам стало изобретение арбалета. Это оружие, используя схожие принципы, показывало очевидные преимущества. Впрочем, даже за несколько веков ему не удалось полностью вытеснить луки. Но в дальнейшем появилось и получило распространение огнестрельное оружие. Даже ранние несовершенные огнестрельные системы могли составить серьезную конкуренцию как лукам, так и арбалетам.

Соревнование вооружений закончилось убедительной победой пороха и пули, а метательные системы ушли из армий, хотя и сохранились в качестве охотничьего или спортивного оружия. Тем не менее, сложносоставной лук, в отличие от других разновидностей, к настоящему времени в основном вышел из обихода. Сейчас увидеть такое оружие можно только в музеях или на военно-исторических мероприятиях. Нишу сложного в изготовлении, но эффективного оружия с высокой энергетикой занял современный блочный лук.

Читайте также: