Как сделать логопедическое заключение

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

При определении характера речевого нарушения у детей школьного возраста рекомендуются те же формулировки логопедического заключения, что и для дошкольников. В случаях, когда у школьников имеются нарушения чтения и письма, в логопедическом заключении после определения вида нарушений устной речи вписывается нарушения письменной речи (форма дислексии и/или дисграфии).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети с сохранным интеллектом

В заключениях указываются:

1. Нарушения устной речи (если имеются)

2. Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, виды по Р.И. Лалаевой).

  • 1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.
  • 2 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.
  • 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.
  • 2 полугодия – Дисграфия, дислексия.

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Общее недоразвитие речи III уровня. Трудности в овладении чтением и письмом.
  • Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Нарушения процессов формирования чтения и письма
  • Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Дислексия; дисграфия (виды дислексии, дисграфии).

Дети с умственной отсталостью

Для обозначения несформированности речи как системы, у умственно отсталых детей рекомендуются иные формулировки логопедического заключения.

В заключениях указываются:

1. Нарушения устной речи:

  • Системное недоразвитие речи (указать степень: легкая, средняя, тяжелая).

2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта).

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Системное недоразвитие речи тяжёлой степени выраженности. Дизартрия. Трудности в овладении чтением и письмом.
  • Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
  • Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости; механическая дислалия. Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Дети с билингвизмом

В заключениях указываются:

1. Нарушения устной речи.

2. Нарушения письменной речи: (трудности в овладении чтением и письмом, нарушение процесса формирования чтения и письма, нарушения чтения и письма, обусловленные билингвизмом).

Информацию подготовила: Михайлова Н.В. – учитель-логопед РПМПК

Литература: Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968./; Волкова Л.С., "Логопедия", М "Просвещение"; Р.И. Лалаева, Л.Б. Венедиктова. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. С-Петербург, 2004; А.Б. Ястребова, Т.Б. Бессонова Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Москва, 1996.


























В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают некоторые сложности при формулировке логопедических заключений:

1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, образовательных организациях.

2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ.

4. Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ограниченными возможностями здоровья с задержанным и дефицитарным психическим развитием.

Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической.

Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций.

В логопедическом заключениирекомендуется указать характер нарушений речи на основе:

1. Психолого-педагогической классификации, которая ориентирована на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи.

1.1. Фонетическое нарушение речи.

1.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

1.3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, уровень речевого развития).

1.4. Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

1.5. Лексико-грамматическое недоразвитие речи.

2. Клинико-педагогической классификации, акцентирующей внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз-действия. В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.

2.2. Дизартрия или стертая форма дизартрии.

2.4. Расстройства голоса.

2.5. Моторная, сенсорная алалия.

2.6. Детская афазия.

Примерные формулировки логопедических заключенийдля детей дошкольного возраста:

- Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая форма дизартрии.

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дислалия.

- Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Заикание.

В логопедическом заключениидля детей школьного возраста указываются:

1. Нарушения устной речи (если есть).

2. Нарушения письменной речи (виды дисграфии, дислексии, (по Р. И. Лалаевой).

Нарушения процесса чтения:

- Фонематическая дислексия (нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия)

- Аграмматическая дислексия (недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений). Чаще всего у детей с ОНР и СНР.

- Мнестическая дислексия (трудности в усвоении букв, их недифференцированные замены, нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком).

- Семантическая дислексия (нарушение понимания прочитанных слов).

- Оптическая дислексия (сложности усвоения оптически сходных букв и их недифференцированных заменах).

Классификация дисграфии с учетом несформированности определенных операций письма, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И.Герцена:

- Артикуляторно-акустическая дисграфия (обусловлена неправильным произношением звуков речи или несформированностью кинестетических образов звуков).

- Акустическая дисграфия (обусловлена нарушениями фонемного распознавания дифференциации фонем).

- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (нарушения слухового и фонематического анализа и синтеза).

- Аграмматическая дисграфия (несформированность лексико-грамматического строя речи).

- Оптическая дисграфия (несфрмированность зрительно-пространственных функций).

Особую трудность в постановке логопедического заключения вызывают такие категории детей, как дети с билингвизмом и дети с нарушением слуха.

Примерные формулировки логопедических заключений для детей с билингвизмом.

- Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.

- Недостаточная сформированность средств русского языка, трудности в овладении чтением и письмом у ребенка с билингвизмом.

- Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушение процесса формирования чтения и письма у ребенка с билингвизмом.

- Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушения чтения и письма, у ребенка с билингвизмом.

Примерные формулировки логопедических заключений для детей с нарушением слуха.

- Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха.

- Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.

- Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.

- Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения чтения и письма, у ребенка с нарушением слуха.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений Способы и механизмы, используемые учителем для организации коррекции обучающимися выявленных затруднений. Как добиться наибольшей эффективности.

Наличие в настоящее время двух классификаций речевых нарушений (клинико-педагогической и психолого-педагогической) обусловливает трудности в формулировании логопедического диагноза, поэтому целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для этого необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).

Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

На основе клинико-педагогической классификации логопед определяет следующее.

  • 1. Механизм и форму речевого нарушения, т. е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсомоторная; дислалия органическая (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефальнодиэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферентная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематическая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).
  • 2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
  • 3. Речевую симптоматику. Например, нарушения звукопроизно-шения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губнозубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистящий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л’] или их искажения и другие.
  • 4. Состояние неречевых психических функций: слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-пространственных представлений, невербального интеллекта, сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников)

5. Объем нарушения.

На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии. Психолого-педагогический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае.

Г. А. Волкова считает, что в логопедическом заключении целесообразно отразить, прежде всего, механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы.

Таким образом, при анализе речевых нарушений речевую деятельность следует рассматривать как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга.

Примеры формулировок логопедических заключений представлены в Приложении В. Пример речевой карты дан в Приложении Г.

В первой части логопедического заключения указывается педагогический диагноз, который определяет структуру речевого дефекта (объем и характер нарушений структурных компонентов языка).

Вторая часть этого заключения отражает клиническую форму речевой патологии (нарушений устной и письменной речи) и ее особенности (вид, степень тяжести, период и др )

обусловливающие специфические затруднения ребенка, которые необходимо учитывать при организации индивидуального подхода как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях Примерами логопедического заключения могут быть следующие:

§ фонетическое недоразвитие речи, обусловленное артикуляторно-фонетической мономорфной дислалией;

§ фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное открытой формой ринолалии послеоперационного периода; артикуляционная форма дисграфии;

§ общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией выраженной степени: артикуляционно-фонематическая дисграфия в сочетании с оптической;

§ общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное моторной формой алалии, осложненной псевдобульбарной дизартрией легкой степени: и т.п.

Затем дается краткое обоснование логопедического заключения. Каждая часть логопедического заключения подтверждается конкретными данными, полученными в ходе логопедического обследования, на основе которых логопед сделал вывод о структуре речевого дефекта и форме речевой аномалии.

Читайте также: