Как сделать липовый техосмотр

Обновлено: 07.07.2024

Техосмотр то ужесточают, то обещают упростить, то вообще отменить, но при этом с марта следующего года отсутствие диагностической карты грозят фиксировать с помощью видеокамер и ввести повышенный штраф.

Мы опросили участников рынка и специалистов и выяснили, что они думают по этому поводу. Мнения разделились.

Нужно проходить техосмотр в 2021-м или нет?

Диагностическая карта — памятка для водителей

  • Если техосмотр закончился в период с 1.02.2021 по 1.04.2021, ТО нужно было пройти до 1 октября включительно.
  • Диагностическая карта закончилась в период с 1.04.2021 по 1.10.2021 года — прибавляем 6 месяцев к дате окончания. Например, 5 июня 2021 года истек техосмотр. В этом случае его нужно пройти до 5 декабря 2021 года.
  • Если срок действия диагностической карты закончился после 1.10.2021 года и позже, то техосмотр нужно пройти сразу после окончания действия диагностической карты.

Если купленный новым автомобиль достиг возраста четырех лет и техосмотр еще не проходил, то процедура обязательна без каких-либо мораториев.

Какой штраф за езду без диагностической карты в 2021-м?

Штраф за непройденный техосмотр составляет 500–800 рублей (ст. 12.1 часть 2 КоАП РФ). Как нам рассказали в РСА, пока такие штрафы оформляются в ручном режиме, видеокамеры ни наличие действующих полисов ОСАГО, ни диагностических карт пока фиксировать не научились.

Нюанс в том, что оштрафовать могут лишь перевозчиков (такси, перевозка пассажиров и грузов). Для частников такой штраф не предусмотрен. Он будет введен в марте 2022 года и составит 2000 рублей (конечно, если техосмотр не отменят).

Нужна ли диагностическая карта для покупки ОСАГО?

Как и ранее, страховая компания будет иметь право регрессного требования к лицу, причинившему вред, в размере выплаченного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая, произошедшего вследствие неисправности транспортного средства, истек срок действия диагностической карты.


Напомним, регрессный иск — требование страховщика вернуть денежную сумму, которую он уплатил за ущерб, нанесенный по вине страхователя.

Также закон предусматривает право страховщика предъявить регрессное требование к оператору техосмотра, оформившему диагностическую карту, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства, которая была выявлена или могла быть выявлена во время процедуры технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

Как проверить свою диагностическую карту?

Российский союз автостраховщиков (РСА) напоминает, что 1 октября истек срок продления диагностических карт, введенный постановлением правительства от 27 февраля 2021 года №275. Чтобы избежать конфликтных ситуаций автовладельцам рекомендуют проверить, когда заканчивает действие ваша диагностическая карта (с учетом продления ее на полгода), и при необходимости своевременно пройти техосмотр.Срок действия диагностической карты указан на ней самой в верхнем правом углу. Если у вас не сохранилась распечатка, то можно попробовать проверить ее онлайн.

  • На сайте ГИБДД
  • На сайтах страховщиков (например, Росгосстраха)

При этом, даже если вам удастся достучаться до одного из этих сервисов, помните, что полугодовой мораторий ни в одном из них не учтен.

Начиная с 22 августа 2021 года ОСАГО можно оформить без подтверждения прохождения технического осмотра, однако если ДТП произойдет по причине неисправности автомобиля, на который отсутствует действующая диагностическая карта (с учетом продления), страховая компания может предъявить к виновнику аварии регрессное требование. Хотя на практике доказать такую неисправность достаточно проблематично.

Техосмотр отменят или нет?

Техосмотр может стать необязательным для физлиц уже до конца 2021 года. Такой законопроект уже в середине сентября был внесен на рассмотрение в Госдуму. Профильный комитет Государственной Думы по транспорту и строительству до 30 октября 2021 года принимает отзывы, предложения и замечания, ну а потом последует какое-то решение. С большой долей вероятности — для частных владельцев легковых авто техосмотр все же отменят.

В РСА к полной отмене не готовы, но поддерживают предложение по упрощению процедуры для автовладельца. В первую очередь необходимо контролировать те системы автомобиля, которые реально влияют на безопасность дорожного движения. При этом бо́льший контроль необходим для более старой техники, подчеркивают в Союзе.

«По данным ГИБДД, сейчас активно работают и оформляют диагностические карты более 4700 пунктов техосмотра.

По мнению юриста Сергея Смирнова, отмена обязательной процедуры ровным счетом ничего не изменит. Сегодня техосмотр — это, по сути, дополнительный налог для автовладельцев. Чтобы они самостоятельно следили за исправностью своих автомобилей и регулярно проходили техническое обслуживание, нужен не кнут, а пряник. Он также полагает, что это может быть отдельный бонус при покупке ОСАГО.

Вот только рассчитывать на это не стоит. Страховые компании, уверен, воспользуются поводом и обязательно поднимут стоимость страховки в случае отмены обязательного ТО.

Что думают автомобилисты об отмене техосмотра?

  • 40% готовы подождать, так как это было предвыборным обещанием ведущей партии, а обещания нужно исполнять
  • 32% в отмену не верят, поэтому собираются пройти техосмотр по всем правилам
  • 16% и так прекрасно без него обходятся
  • 12% купят диагностическую карту для подстраховки.

Опрос проводили с 1 по 7 октября, в нем приняли участие более 2000 респондентов.

Статью 15 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; 2012, N 31, ст. 4319, 4320; 2020, N 14, ст. 2028; 2021, N 24, ст. 4188) дополнить частями 7-9 следующего содержания:

"7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.

8. Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

9. Владельцы транспортных средств, указанных в части 7 настоящей статьи, вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.".

Статья 2

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5076; 2019, N 31, ст. 4415) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) диагностическая карта, которая содержит заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, оформлена в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и срок действия которой на дату совершения регистрационных действий не истек, - в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство, или в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства.".

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Поддельный техосмотр: водителю — штраф с камеры, продавцу — тюрьма?

Правда, наказывать по Уголовному кодексу предполагается не автовладельцев, а операторов ТО, которые вносят в базу данных недостоверные сведения, а попросту говоря — продают диагностические карты без реальной технической инспекции или вообще не имеют аккредитации для того, чтобы проводить ТО.

Однако и для водителей Минэкономразвития предлагает новые санкции — штраф 800 рублей за управление автомобилем, данные о котором не содержатся в базе ЕАИСТО (Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра). Причем предполагается, что штрафы за это будут приходить в автоматическом режиме — с дорожных камер, которые для этого должны пробивать по ЕАИСТО все попадающие в объектив машины.

Новые административные штрафы предлагаются и для тех, кто недобросовестно оформляет техосмотр, но параллельно Минэкономразвития подготовило и второй законопроект, где речь уже идет об уголовной ответственности за подложный техосмотр.

Отдельно прописана ответственность тех, кто проводит ТО и выдает диагностические карты, не имея аккредитации. Для этого предлагается внести в УК статью 284.2, которая должна наказывать лжеоператоров ТО за ущерб гражданам, организациям или государству. По этой статье предусмотрен широкий ряд санкций — от штрафа (максимум 300 тысяч рублей) до тюремного заключения на пять лет.

Сейчас законопроект Минэкономразвития обсуждается и находится на второй стадии, когда кроме публичных обсуждений проводится и антикоррупционная экспертиза — она продлится до 12 сентября. При этом в случае одобрения и принятия вступить в силу он должен не сразу, а только через 360 дней после публикаций.

Сторонники нововведения считают, что ужесточение ответственности должно в итоге сократить количество ДТП с участием транспорта в ненадлежащем техническом состоянии. По статистике ГИБДД, на дорогах России с января по июль этого года, произошло 3204 дорожных происшествия, причиной которых была признана неисправность транспортного средства. Это 4% от общего количества ДТП. В результате погибло 445 человек (5% от всех погибших на дорогах).


Статистика ГИБДД (январь—июль 2017 года): дорожно-транспортные происшествия, случившиеся из-за неисправных транспортных средств

Пройти техосмотр нужно всем водителям, чтобы купить полис ОСАГО.

Это проверочная процедура, которая показывает техническое состояние транспортного средства. Она является обязательной для всех типов автомобилей. Без нее вам попросту не продадут страховку.

Сотрудники ГИБДД до недавнего времени могли требовать талон техобслуживания с водительским удостоверением на проверку, а водители рисковали получить штраф за отсутствие ТО. Штрафные санкции остались, но не для всех. Инспекторам ГИБДД запретили спрашивать о наличии техосмотра у большей части категорий водителей.

Для чего нужен техосмотр?

Существует две цели, которые преследует эта процедура:

  • подтверждение безопасности автомобиля — ТО выявляет неисправности и важен для их своевременного устранения;
  • получение ОСАГО — если автомобилю более 3 лет, без прохождения ТО полис не выдадут.

Если у вас есть страховка ОСАГО, но техосмотр вы не прошли, получить выплаты от страховой компании вы не сможете.

Техосмотр автомобиля

Как часто придется проходить?

Большая часть автовладельцев обязана проходить техосмотр не чаще одного раза в год. Но правила могут измениться. Иногда требуется прохождение процедуры по несколько раз в год.

Необходимость в техосмотре определяется для ТС категории В, мототранспортных средств, прицепов, полуприцепов, возраст которых превышает 3 года.

Срок действия техосмотра определяется типом ТС:

  • если вы владеете мототранспортным средством, полуприцепом, прицепом, автомобилем категории В, вам придется проходить процедуру через 3, 5, 7 лет после выпуска ТС, а затем — ежегодно;
  • автовладельцы транспорта категории С, автомобилей со спецсигналами, учебного транспорта проходят процедуру ежегодно;
  • такси, транспорт для перевозки пассажиров, опасных грузов должны проходить ТО каждые полгода.

Сколько стоит техосмотр?

Стоимость в 2018 году определяется:

Примерная цена для легковой машины составляет 300-700 руб., грузовиков — до 1 тыс. руб.

Деньги перечисляются на банковский счет организации, проводящей ТО. Уточнить цену в конкретном регионе РФ можно, позвонив оператору по телефону. Дополнительные пошлины не предусмотрены.

Узнав реквизиты, вы можете обратиться в банк или воспользоваться специальным платежным терминалом.

Пункт техосмотра, ближайший к дому, можно найти на сайте российского союза автостраховщиков.

Введите название города в строке поиска на странице сайта. Выберите город с отмеченными пунктами техосмотра. Чтобы просмотреть информацию о СТО, нажмите синюю метку на карте.

Техосмотр в 2018 году можно пройти в любом субъекте Федерации. Если вы проживаете на границе двух областей, можете выбрать пункт, в котором за процедуру просят меньше денег.

Что нужно для прохождения техосмотра?

Необходимо предоставить сотрудникам пункта ТО исправный автомобиль. Для понимания вопроса ознакомьтесь с перечнем неисправностей и условий, при наличии которых эксплуатация ТС запрещена. Документ подробно описывает, куда смотрят специалисты при проверке технического состояния авто.

Вот что проверят в пункте ТО:

К примеру, система торможения визуально осматривается на предмет коррозии, протеканий и трещин, проверяется исправность и работа гидроусилителя, его подвеска и люфт.

Также обратите дополнительное внимание на наличие:

  • аптечки — срок годности лекарств должен быть в пределах нормы;
  • огнетушителя — срок годности огнетушителя составляет 5 лет, он указан на корпусе. Необходимо заменить его в случае просрочки.

Если вы только что купили машину, наши специалисты рекомендуют приобрести универсальный набор автомобилиста:

  • аптечка;
  • огнетушитель;
  • знак аварийной остановки.

Если имеется трещина на лобовом стекле, автомобиль не пройдет техосмотр. Трещина, которая не позволит пройти ТО, располагается на половине стекла водителя в зоне очистки стеклоочистителя. При наличии трещины в другой зоне можно пройти ТО.

Какие документы необходимы?

Чтобы пройти технический осмотр автомобиля, водитель предоставляет:

  • паспорт или водительское удостоверение;
  • доверенность на представителя, если обращается не лично владелец;
  • свидетельство о регистрации или ПТС при отсутствии регистрации.

Диагностическая карта

Результаты проверки фиксируются в диагностической карте и выдаются водителю. Документ оформляется на обычном листе формата А4, заполняется с двух сторон, заверяется подписью и печатью оператора техосмотра. Если ваш автомобиль исправен, вам продадут на основании диагностической карты полис ОСАГО.

Если автомобиль не прошел ТО в связи с неисправностью, водителю предоставляется возможность повторного прохождения процедуры за соответствующую плату.

Подлинность диагностической карты можно проверить по базе ЕАИСТО.

Страховые компании проверяют подлинность диагностических карт при продаже полиса ОСАГО через базу автостраховщиков. Не следует пытаться подделать этот документ, поскольку обман раскроют сразу же.

Раньше после прохождения технического осмотра выдавались талоны. В 2018 году их не выдают.

Не стоит соглашаться на предложения мошенников купить карту. Поддельные бланки не помогают купить полис ОСАГО, поскольку такая бумага не пройдет проверку по базе ЕАИСТО.

Штраф за отсутствие техосмотра

Каждого водителя волнует вопрос: сколько придется заплатить, если наложат штраф за отсутствие ТО? Оказывается, оштрафовать за отсутствие техосмотра могут не всех. Отсутствие ТО перестало быть административным правонарушением для всех водителей, кроме тех, кто управляет:

  • учебными автомобилями;
  • грузовыми с массой выше 3,5 тонн;
  • автомобилями со специальными звуковыми и световыми сигналами.

Если такой автомобиль эксплуатируется без диагностической карты, штраф за езду на машине без ТО составит 500-800 руб.

Отсутствие диагностической карты, как правило, обходится водителям в 500 руб., просрочка — 800 руб.

Отсутствие полиса ОСАГО обойдется в 800 руб., истечение срока его действия — в такую же сумму. С каждым повторным нарушением нерадивый водитель будет нести более жесткое наказание.

Злостные неплательщики, предпочитающие игнорировать различные штрафы, сталкиваются со службами судебных приставов, имеющими широкие полномочия по взысканию долгов.

Обязательным является наличие карточки для водителей:

  • пассажирских автобусов;
  • транспорта, который перевозит опасные группы;
  • грузовых автомобилей с числом мест для пассажиров более восьми;
  • легковых такси.

Если нарушение совершено впервые, обычно накладывается штраф в минимальном размере. Он составит 500 руб. Иные размеры санкции за это правонарушение не предусмотрены.

Следует учитывать особенности работы инспекторов ГИБДД, которые любят квалифицировать нарушение по другой статье.

Часто случается, что водитель забыл страховку ОСАГО дома, а сотрудник ГИБДД выписывает штраф 800 руб. вместо 500 руб., снимает госномера, эвакуирует автомобиль.

В этом случае вместо штрафа 500 руб. водителю придется раскошелиться на оплату штрафстоянки и эвакуатора.

Во избежание недоразумений необходимо интересоваться изменениями ПДД и знать статьи КоАП РФ.

Резюме

Итак, если вы не возите пропан или людей, у вас нет повода волноваться о штрафе за не пройденный техосмотр. Но без него вам не купить полис ОСАГО. За езду без бланка ОСАГО последует административное наказание: предупреждение или штраф. Штраф налагается на лицо, которое управляет ТС: спецтранспортом, автобусом, грузовым автомобилем, такси. Он составляет 800 рублей. Не забывайте, что В 2017 и 2018 году можно получить скидку в размере 50 процентов при оплате штрафов за отсутствие ОСАГО. Для этого нужно внести деньги в течение 20 дней с того момента, как вам выписали штраф.

Если управление машиной осуществляется по доверенности, оплачивает взыскание не владелец, а лицо, которое фактически управляет автомобилем.

При покупке нового легкового авто, мотоцикла, грузовика до 3,5 тонн, если с года выпуска прошло менее 3 лет, ТО не нужно. Если возраст транспорта старше 2 лет, но меньше 7 лет, ТО проходят два раза в год. ТС старше 7 лет должны проходить технический осмотр ежегодно.

Новые правила технического осмотра вступают в силу в марте 2021 года.

Согласно нововведениям, оператор должен делать две фотографии автомобиля: спереди до начала осмотра и сзади по его окончании. При этом на изображениям должны быть видны марка машины, ее госномер и цвет. Помимо этого, файлы должны содержать дату и время проведения проверки, а также данные геолокации с погрешностью до 15 м. На модернизацию единой базы данных ЕАИСТО МВД потратит 80 млн рублей.

По теме

Впрочем, эксперты сомневаются, что ужесточение требований и усиление ответственности помогут полностью искоренить поддельные карты ТО.

По теме

Специалист в области уверен, что обязанность прохождения технического осмотра для личных автомобилей вовсе нужно отменить. С этим предложением согласен первый зампред думского комитета по законодательству Вячеслав Лысаков.

Когда начинают разбирать судебные дела, то у истца есть одно заключение о стоимости ремонта, другие данные у ответчика, а суд делает еще одну экспертизу. Зачастую сложно сказать, что послужило причиной аварии - неправильное обслуживание автомобиля, плохой ремонт или усталость металла.

Читайте также: