Как сделать льготную справку для пенсионного фонда

Обновлено: 07.07.2024

С 2020 года возраст выхода на пенсию начинает увеличиваться. В соответствии с поправками, принятыми в минувшем октябре, заслуженный отдых для россиян будет наступать все позже и позже. Однако при наличии особых условий выйти на пенсию можно и раньше. И подтвердить их поможет льготная справка.

Когда выходим обычно…

В этом году пенсионерами станут 56-летние женщины и 61-летние мужчины. К 2023 году требуемый для этого возраст составит 60 и 65 лет соответственно.

Для начала разберем, кто имеет право на досрочную пенсию. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013, трудовое пособие вообще может получить человек, отработавший не менее 15 лет и достигший указанного выше возраста.

…а когда досрочно

Статья 30 того же Федерального закона дает право получить такую привилегию еще раньше отдельным категориям граждан. Список ситуаций приведен в ней же. Каждый из них предусматривает особые условия:

  • сферу деятельности;
  • стаж работы;
  • соответствующий пенсионный возраст.

Так, к примеру, женщина, трудившаяся на морфлоте в сфере рыбной промышленности, может претендовать на пособие по истечении 20 лет трудовой деятельности. Таким образом, если она начала ее в 15 лет, то в 35 вполне может стать пенсионеркой.

Мужчине-спасателю, участвовавшему в ликвидации последствий катастроф, достаточно проработать в этой области 15 лет, чтобы в 40 лет выйти на заслуженный отдых.

Что должно быть в льготной справке

Этот документ должен подтверждать, что человек перечисленным в законе критериям соответствует. Выдает его отдел кадров по месту работы. Строгой формы не существует.

В тексте следует указать:

  • Ф.И.О. и год рождения гражданина;
  • его должность на настоящее время;
  • сведения о занятости, подтвержденные записями в трудовой книжке, со ссылками на приказы;
  • периоды, исключаемые из специального стажа (учебные и административные отпуска, простои, прогулы, уход за ребенком).


Подписи должны поставить руководитель, главный бухгалтер и начальник отдела кадров (если главбух не исполняет функции последнего). Фактическая дата выдачи справки крайне важна. Ведь именно по ней сотрудник ПФР оценит продолжительность стажа.

А если работник сменил профессию…

В идеале документ должна выдать организация, работа в которой и дает право на досрочную пенсию. Но предположим, что льготную должность человек занимал в молодости. К примеру, спасатель трудился с 20 до 35 лет (то есть получил нужный стаж), а на оставшиеся пять лет перешел на более спокойную работу.

В этом случае он может обратиться к своему бывшему работодателю. Но бывает, что организации уже не существует. Текущий начальник здесь тоже не поможет. Придется обратиться в архив, где собраны бумаги ликвидированной компании. Только на основании ее внутренних документов можно подтвердить этот стаж.

- Право на набор социальных услуг имеют льготные категории граждан, являющиеся получателями ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), поэтому при установлении ЕДВ одновременно возникает право на получение соцпакета, который предоставляется в натуральной форме. В состав НСУ входят три льготы. Это право на бесплатное получение лекарств, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, - комментирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

Следует помнить, что отказаться либо возобновить соцпакет можно как полностью, так и частично. Принять решение, в какой форме получать набор социальных услуг (НСУ) в следующем году, необходимо до 1 октября текущего года.

Заявление будет действовать с 1 января следующего года и до тех пор, пока получатель НСУ не изменит свой выбор. Подать соответствующее заявление в ПФР можно одним из следующих способов: в Личном кабинете гражданина на сайте Пенсионного фонда или на Едином портале государственных услуг, а также в офисах МФЦ и через клиентские службы Пенсионного фонда. Тем же льготникам, кто порядок не меняет, никаких заявлений подавать не нужно,- поясняет Александр Акименко.


У работников организации как бывших, так и работающих, может возникнуть необходимость подтвердить какие-либо сведения о трудовой деятельности для реализации своих пенсионных или иных прав. Если личное дело работника уже передано в архив организации, то подтвердить необходимую информацию может архивная справка.

Потребность в этом документе возникает, когда те или иные периоды работы не отражены в трудовой книжке или же записи о них вызвали нарекания работников Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР).

Организация выдает архивную справку в следующем порядке:

1) работник пишет заявление либо письмо-запрос на имя руководителя (пример 1);

2) письмо-запрос регистрируют и передают ответственному лицу для подготовки архивной справки;

3) ответственное лицо проверяет наличие всех необходимых сведений в запросе;

4) заявителю выдают соответствующую архивную справку.


Справки о трудовом стаже архивы выдают бесплатно, так как эта услуга относится к разряду социально значимых.

На подготовку архивной справки закон отводит 30 дней с момента получения запроса. Если этого времени оказалось недостаточно, архив уведомляет заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения с указанием причин и нового срока, в который даст ответ.

КАК СОСТАВИТЬ АРХИВНУЮ СПРАВКУ

Организация составляет архивную справку на своем бланке по установленной форме и включает в нее информацию о предмете запроса (пример 2).

В конце текста справки необходимо указать архивные шифры и номера листов единиц хранения документов, на основании которых она составлена. Ссылки на эти документы обязательны, так как без них архивная справка не имеет юридической силы.

Сведения о зарплате следует указывать отдельно по каждому месяцу начисления (среднегодовой и среднемесячный доход не рассчитывать). Не нужно делать и поправок на инфляцию — всю информацию необходимо предоставлять в ценах соответствующего периода, о чем можно сделать оговорку в тексте. Если сведений о зарплате конкретного бывшего работника нет, цифры следует взять из штатного расписания за интересующий период.

КАК ВЫДАТЬ ДОКУМЕНТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАБОТОЙ

Порядок выдачи работникам связанных с работой документов (их копий), их форм (справок, выписок и т. д.) должен быть зафиксирован в приложениях к локальным нормативным актам или прописан в соответствующем положении (пример 3).

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО ДЕЛАТЬ ЗАПРОС В ПФР

У работодателей, в том числе в архиве, не всегда есть необходимая работнику информация, поэтому работодателям приходится самостоятельно делать запросы в госорганы, например в ПФР.


Для направления запроса[*] (пример 4) необходимо иметь письменное согласие работника на получение его персональных данных.




Сведения о своей трудовой деятельности можно будет получать в центрах по предоставлению госуслуг. До сих пор за этой информацией приходилось обращаться либо к работодателю, либо в Пенсионный фонд России (ПФР).

Премьер-министр Михаил Мишустин расширил список государственных услуг, предоставляемых по принципу "единого" окна во многофункциональных центрах. Туда можно обращаться за сведениями о трудовом стаже, которые хранятся на индивидуальном лицевом счете в ПФР. Информация будет предоставляться по экстерриториальному принципу - получить ее можно в любом отделении Пенсионного фонда или МФЦ независимо от места жительства или пребывания.

При этом сведения о своих трудовых заслугах и передвижениях могут получить как люди, которые оставят у себя бумажные трудовые, так и те, которые сделают выбор в пользу электронных трудовых. Главное, чтобы сведения о работнике были сформированы в индивидуальном счете.

Фото: iStock

Напомним, что каждый работник до 31 декабря 2020 года включительно (за исключением тех, кто находится, например, в декрете или на больничном из-за серьезной болезни) должен подать письменное заявление в произвольной форме своему работодателю о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении бумажной трудовой. Если человек окончательно решит перевести свой стаж и трудовые заслуги в электронный формат, то тогда бумажную книжку отдел кадров ему отдаст на руки. Если же работник все-таки оставляет привычный формат, то работодатель продолжит вносить в нее сведения о трудовой деятельности. Но в то же время будет вести и электронную трудовую на работника. Если человек в течение 2020 года не определится с выбором, то работодатель продолжит вести трудовую книжку на бумаге. Но вот те люди, которые впервые будут устраиваться на работу в 2021 году, уже не смогут оформить бумажную книжку. Для них предусмотрен только вариант с электронной трудовой.

Выписки из трудовой обычно требуют в банках для получения кредита, в посольствах и консульствах при выдаче визы, в соцслужбах при оформлении пособий, в судах при отстаивании интересов. Если человек работает, то работодатель обязан предоставить выписку из трудовой по заявлению сотрудника в течение трех рабочих дней. А если человек временно не работает, то он может обратиться в Пенсионный фонд и ему также выдадут справку о его рабочих периодах.

Читайте также: