Как сделать левую запись в трудовой

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024


С 01.09.2021 порядок внесения данной записи урегулирован п. 35 Порядка ведения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда от 19.05.2021 № 320н), который предписывает:

Заверить эту запись нужно в обычном порядке — подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, и печатью работодателя при ее наличии.

Схожий порядок Минтруд рекомендовал ранее письмами от 16.03.2020 № 14-2/В-267, от 12.02.2020 № 14-2/В-150.

Образец такой записи вы можете увидеть в КонсультантПлюс, оформив пробный доступ:

Еще одну запись нужно сделать в книге учета движения трудовых книжек в качестве расписки работника в получении трудовой книжки. Например, такую:

И работник должен расписаться в получении трудовой.

Подробнее об электронных трудовых читайте здесь.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

7 марта 2021 года вступит в силу закон, который позволяет перевести все записи из трудовой книжки в электронный вид. Рассказываем, как это работает.

Что случилось

С 1 января 2020 года россияне получили право переходить на электронные трудовые книжки. С этого же времени работодатели обязаны передавать в Пенсионный фонд России (ПФР) все сведения о сотрудниках. Ранее в базу поступали неполные сведения. Например, там не было информации о должностях сотрудника на предыдущих местах работы. Принятые поправки устранили этот пробел. Они позволяют собрать в единую электронную базу сведения о трудовом стаже сотрудников всех российских компаний. Теперь данные в ПФР будут дублировать записи в трудовой книжке.


В документе будут две таблицы с данными о работе. В первой — сведения за период с 1 января 2020 года. Там обязательно указан работодатель, дата приёма на работу, дата увольнения, причины увольнения.


Во второй таблице — данные о работе до 2020 года. В ней всего четыре столбца:

  • порядковый номер;
  • наименование работодателя;
  • дата приёма на работу;
  • дата увольнения.


Новый закон позволяет сотрудникам дополнить сведения о своей работе за период до 2020 года информацией о должности, переводах, причинах увольнений. То есть привести вторую таблицу к тому же виду, что и первая.

Как сообщить в ПФР данные из своей трудовой

Закон ещё не вступил в силу, и точный порядок передачи сведений неизвестен. Возможно, сообщить данные о стаже можно будет через заявление в ПФР или через личный кабинет на сайте фонда, предполагают юристы.

Сколько времени потребуется сотрудникам ПФР на обновление базы и будут ли они сверять информацию от работника с данными из трудовой книжки — тоже вопрос пока открытый, добавляет руководитель департамента кадрового администрирования и сопровождения проектов кадровой компании UNITY Екатерина Киселёва.

Зачем сообщать информацию о работе ПФР

Благодаря новому закону:

  • работник, который сообщил ПФР сведения о стаже, сможет быстрее восстановить утерянную трудовую книжку;
  • работник сможет в любое время получить электронную или бумажную выписку из трудовой книжки;
  • работодатель получит доступ к полной информации о трудовой деятельности сотрудника;
  • работодателю будет проще производить налоговые и пенсионные отчисления.

Перейти на электронную трудовую книжку в России можно с 2020 года. Если человек согласен на новый формат, работодатель начинает вести учёт сведений о работе только в цифровом виде. Бумажную книжку отдаёт сотруднику на руки. Значит, документ проще потерять.

Кому нужно дополнить сведения о работе в первую очередь

В первую очередь нужно обратиться в ПФР сотрудникам с большим стажем, говорит Екатерина Киселёва. Им сложнее восстанавливать данные при утере трудовой, а значит, эти данные надо как можно скорее защитить.

Кому лучше не спешить с передачей сведений в ПФР

Тем, кто впервые устроился на работу в 2020 году или позже, вообще нет необходимости обращаться в ПФР. Все сведения о них уже есть в базе.

/img/plugs/sr/6.jpg

Напоминаем, что до 31.12.2020 тем работникам, которые изъявили желание вести трудовые книжки только в электронном виде, нужно будет выдать бумажные трудовые книжки на руки с соответствующей записью.

В письме от 12.02.2020 № 14-2/В-150 Минтруд рассказал, как отразить в трудовой книжке запись о получении от ее владельца заявления об электронном способе ее дальнейшего ведения. В такой ситуации, согласно ч. 3 ст. 2 закона № 439-ФЗ, работодатель обязан вернуть книжку сотруднику с отражением в ней факта ее выдачи.

При выдаче трудовой книжки в нее вносится запись о подаче работником заявления о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ.

В трудовой книжке записи осуществляются в следующем порядке.

  • В графе 4 проставляется дата подачи заявления с указанием числа, месяца, года.

Номер записи по порядку

Дата выдачи трудовой книжки

Подано письменное заявление (Ф.И.О.) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ)

Дата подачи заявления

В письме отмечено, что согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде вернуть книжку сотруднику нужно в день представления заявления. Однако в этой норме срок возврата документа не указан. Получается, что высказанный подход является частным мнением ведомства.

Заполнение трудовой книжки в 2021 году: правила и образец

Основные требования при оформлении трудовой книжки

Общие правила установлены в статьях 66 и 84.1 ТК РФ. Детализация этих норм содержится в двух документах. Первый — Правила ведения и хранения трудовых книжек (утв. постановлением правительства РФ от 16.04.03 № 225; далее — Правила). Второй документ — Инструкция по заполнению трудовых книжек (утв. постановлением Минтруда от 10.10.03 № 69; далее — Инструкция).

С 1 сентября 2021 года начнет действовать новый порядок ведения трудовых книжек (утв. приказ Минтруда от 19.05.21 № 320н; далее — Порядок). С этой же даты утратит силу Инструкция. Но основные положения (за некоторым исключением), сохранятся. Перечислим общие требования, которые нужно учитывать при заполнении трудовой книжки.

Справка

В-третьих, установлены единые правила отражения дат. Число и месяц указываются двузначными, а год — четырехзначными арабскими цифрами (например, 24.10.2020). Но есть исключение. На титульном листе дата заполнения трудовой книжки вносится иначе: число и год — арабскими цифрами, а месяц — прописью. Аналогичным словесно-цифровым способом допустимо вписать дату рождения сотрудника. Объясняется это тем, что титульный лист не является разделом трудовой книжки и общее правило указания дат на него не распространяется.

В-четвертых, в каждом из разделов записи нумеруются отдельно, сквозным методом (1, 2, 3 и т.д.). Если все страницы раздела заполнены, оформляется вкладыш, в котором нужно продолжить нумерацию соответствующего раздела из трудовой книжки (п. 38 Правил).

Внимание

Работайте с электронными трудовыми книжками и готовьте всю сопутствующую отчетность Попробовать бесплатно

Заполнение трудовой книжки впервые принятому на работу

До 31 декабря 2020 года работодатель был обязан оформить трудовую книжку человеку, который впервые принят на работу, в течение недели с момента трудоустройства (п. 8 Правил). Однако с 1 января 2021 года эти положения не применяются. Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 16.12.19 № 439-ФЗ, трудовые книжки на лиц, впервые поступающих на работу после 31.12.2020 г., не оформляются. Все сведения о трудовой деятельности таких работников формируются исключительно в электронном виде.

Изменение титульного листа

Данные на титульном листе нужно скорректировать, если изменились какие-то сведения о работнике (например, человек сменил фамилию, получил образование и т.п.). Делается это следующим образом.

Если речь идет о персональных данных (ФИО, дата рождения), то прежняя запись аккуратно зачеркивается одной чертой, а над ней (или рядом) вписываются новые сведения. Одновременно на внутренней стороне обложки указываются реквизиты документа, на основании которого внесены изменения. Запись на обложке заверяется подписью работодателя или лица, уполномоченного на ведение книжек, а также печатью организации (предпринимателя) или кадровой службы при наличии такой печати.

Сведения о приеме на работу

Сначала указываются данные о работодателе, к которому трудоустраивается владелец книжки. Их надо отразить в виде заголовка по центру графы 3 раздела. Вписывается полное и, при наличии, сокращенное наименование организации, либо ФИО предпринимателя. Как уже отмечалось, допустимо использовать штамп, содержащий сведения о работодателе. Порядковый номер этой записи не присваивается.

Под заголовком вносится непосредственно запись о приеме на работу. В графе 1 проставляется очередной порядковый номер (т.е. следующий за тем, который уже имеется в книжке). В графе 2 указывается дата издания приказа о приеме на работу (можно использовать унифицированную форму № Т-1; утв. постановлением Госкомстата от 05.01.04 № 1). В графу 3 вносятся данные о том, на какую должность и в какое подразделение (если оно указано в приказе) принят сотрудник. А в графе 4 отражаются данные о самом приказе: наименование документа, а также его дата и номер.

Внимание

Заполнение трудовой книжки при увольнении

В графе 1 указывается номер записи (следующий по порядку после номера, присвоенного предыдущей записи). В графу 2 вносится дата увольнения, указанная в соответствующем приказе (можно использовать унифицированную форму № Т-8). Отметим, в некоторых случаях дата увольнения может не совпадать с датой издания приказа. Например, такое возможно при отпуске с последующим увольнением или при увольнении за прогул .

В графу 3 нужно вписать причину и основание увольнения. Все данные переносятся из приказа. Основание увольнения вносится так, как оно записано в ТК РФ или ином федеральном законе со ссылкой на статью, часть статьи, пункт статьи (ч. 5 ст. 84.1 ТК РФ).

Важно

В графу 4 надо внести данные о реквизитах приказа об увольнении (наименование, номер и дату издания).

Примеры записей об увольнении

Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Трудовой договор прекращен по соглашению сторон, пункт 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Уволен в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Трудовой договор расторгнут по инициативе работника в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Трудовой договор прекращен в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора, пункт 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Уволен в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, пункт 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Уволен в связи с сокращением штата работников индивидуального предпринимателя, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации

Порядок исправления ошибки зависит от того, где именно она допущена. Так, если ошибка совершена при заполнении титульного листа, то неверная запись зачеркивается одной чертой, а рядом (сверху, снизу, сбоку) вносятся правильные данные. Реквизиты документа, ставшего основанием для этой правки, указываются слева, на внутренней стороне обложки. Данная запись на обложке заверяется подписью работодателя или уполномоченного им лица и печатью при ее наличии.

В графу 4 следует вписать данные о приказе или распоряжении, на основании которого в трудовую книжку внесены правильные сведения. Если новая запись только отменяет предыдущую, то графа 4 остается пустой.

Важно

Как заверить копию

Копия трудовой книжки выдается работнику на основании его письменного заявления. Сделать это нужно в течение трех рабочих дней после поступления заявления (ст. 62 ТК РФ).

Ведите табель и рассчитывайте зарплату в веб‑сервисе Попробовать бесплатно

Дубликат трудовой книжки

Он является официальным документом, который полностью заменяет первоначальную трудовую книжку. Дубликат — это оригинал документа, а не копия. Он оформляется в случае утраты трудовой книжки. Также его можно сделать, если первоначальная книжка физически не утрачена, но пришла в негодность (истрепалась, порвана, обгорела, залита жидкостью и т.п.).

Внимание

Записи нужно вносить точно так же, как они указаны в документе об образовании, без каких-либо сокращений.

Далее на титульном листе дубликата указывается дата заполнения (число и год цифрами, а месяц — прописью). После этого вносятся две подписи: работника и лица, ответственного за ведение трудовых книжек. Если работодатель использует печать, то нужно проставить ее оттиск.

Далее вносятся конкретные записи о работе — от старых к свежим. Здесь действуют те же правила, что и при внесении записей о работе в исходный вариант книжки: в графе 1 ведется последовательная нумерация, в графы 2 и 3 переносятся данные из соответствующих документов, а в графе 4 приводится информация о документах, на основании которых внесены записи.

После этого нужно сделать запись о текущей работе у того работодателя, который выдает дубликат. В итоге этот документ обретает ту же силу, что и первоначальная трудовая книжка, и его можно использовать в кадровом делопроизводстве.

Следование перечисленным выше требованиям позволит правильно заполнить трудовую книжку в 2021 году, составить ее копию или дубликат. А значит, в случае проверки работодателю не грозит штраф по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ. За нарушения, допущенные при заполнении трудовой книжки, или за ее отсутствие (в тех случаях, когда ее ведение обязательно) санкции могут составить: для организации — 50 000 руб., для ИП — 5 000 руб. Кроме того, корректное ведение трудовых книжек позволит избежать конфликтов с работниками, в том числе судебных разбирательств.

Составляйте локальные акты по готовым шаблонам и ведите кадровый учет в специальном сервисе Попробовать бесплатно

Читайте также: