Как сделать лекцию

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Если основную прибыль компании приносит интеллект сотрудников, закономерно желание удержать этих сотрудников. Яркий пример - сфера IT.

Программисты и продавцы софта избалованы столовыми, спортзалами, кинотеатрами и библиотеками на рабочем месте. Что еще можно сделать, чтобы сотрудники стали счастливыми и эффективными?

Как насчет лектория? Площадки, на которой смогут выступать приглашенные лекторы, популяризаторы наук или внутренние спикеры, сотрудники компании, которым есть, что рассказать остальным.

Недавно мы запустили проект - Лекторий Важно знать - который помогает организовать лекции прямо у вас в офисе, и решили поделиться опытом который накопили, работая с нашими клиентами.

Это не тренинг, не профильное обучение, зачем нужен лекторий в офисе?

Это повод наконец познакомиться работникам разных отделов, лучше узнать друг друга тем, кто работает вместе каждый день, легкий способ найти тему для общего разговора.

Лекции на рабочем месте могут стать фишкой вашей компании, если ее главная ценность – интеллект сотрудников.

Для работодателя это и способ выявить тех, кто не на словах стремится прокачивать свой интеллект, лидеров мнений. Это повышение ценности HR-бренда, создание имиджа умной передовой компании.

В двух словах. План организации

В качестве лектория подойдет любая ваша переговорная. Если компания большая и планируется организация лекции более, чем на 40 человек, то понадобится микрофон.

Можно попробовать вынести лекторий за пределы офиса, но это расходы, связанные с арендой. К тому же нужно организовать доставку сотрудников к месту лекций. Словом, это не лучшая идея для формата корпоративных лекций.

Убедитесь, что выбранная площадка свободна в запланированные под лекторий даты.

На площадке должны быть:

● Проектор и регулировка яркости света.

● Доска и маркеры для рисования.

Возможно, у вас в компании уже есть звезда, человек, обладающий интересными практическими знаниями или историями. Внутренний спикер замотивирован проявить себя, потренироваться выступать перед публикой.

Как выявить такого человека - это тема для отдельной статьи. В двух словах - это вдохновляющая идея и для самого внутреннего спикера и для сотрудников компании.

Ведь это здорово - почувствовать себя в роли лектора на TEDx.

Это будет запоминающийся опыт для сотрудника, прорыв, который он будет ассоциировать с вашей компанией.

Откройте сайты лекториев, которые занимаются организацией публичных лекций, выберите лектора с интересными темами, найдите его в соцсетях и договоритесь о гонораре и выступлении. Такие лекторы имеют опыт выступлений, у них есть ролики в интернете с примерами их работ. У некоторых есть собственный сайт.

Цена вопроса от 15 000 до 700 000 (уровень Андрей Курпатов)

Поищите лекторов в ВУЗах. Это профессиональные преподаватели с богатым опытом чтения лекций.

К тому же их финансовые запросы обычно скромнее, чем у профессиональных лекторов, популяризаторов науки, у которых есть райдеры и установленные тарифы.

Но здесь есть риск услышать скучную лекцию, не адаптированную под уставших взрослых людей после работы, которым не надо будет сдавать зачет после “занятия”.

Цена: от 3000 руб.

Создать сообщество для сотрудников в мессенджере - хорошая идея.

Сообщество позволит решить такие вопросы как:

● Кто хочет присутствовать на лекции? На сколько человек рассчитывать?

● В какой день, где и во сколько будет проходить лекция? И донести это до всех желающих.

● Собрать обратную связь: понравилось - не понравилось? Что хотелось бы услышать еще? Может быть, есть конкретные темы и лекторы, которых хочется послушать в рамках корпоративного лектория?

В целом пошаговая организация оповещения выглядит следующим образом:

1. Сделайте рассылку по почте и в других средствах коммуникаций о запуске лектория.

2. Создайте канал в телеграме для анонсов и прочей информации, добавьте туда тех, кто касается этой темы – начальников отдела, например.

3. Попросите ключевых сотрудников, лидеров мнений, рекомендовать канал для получения информации о лекциях.

4. Разработайте формат постов об анонсах и придерживайтесь этой концепции.

У каждого в жизни были мероприятия, которые он хотел бы посетить, но заматывался и забывал. Если вы хотите, чтобы на лекцию пришло максимум сотрудников, сделайте для этого все необходимое.

Надежная система рассылок выглядит так:

● За день до мероприятия напомните о нем на канале анонсов.

● В день мероприятия обойдите лично каждого руководителя отдела и попросите оповестить своих подчиненных.

● За полчаса до начала лекции напомните о ней на канале анонсов.

Убедитесь, что ваш лектор подготовил презентацию. Это нужно проконтролировать как минимум за 2 дня до мероприятия.

Организационные моменты в день лекции:

1. Перед началом необходимо проверить работу проектора.

2. Настроить съемку видео.

3. Организовать дополнительные посадочные места при необходимости.

4. Представить спикера и тему, передать ему слово.

5. Модерировать сессию “вопрос-ответ”.

Что следует сделать после лекции:

1. Выгрузить видео в общий доступ, запостить в канал анонсов.

2. Запустить опрос для сбора обратной связи по прошедшему мероприятию и пожеланий к следующему.

3. Выбрать из списка спикеров следующего выступающего, согласовать с ним тему, собрать тезисы.

4. Сделать анонс следующего мероприятия, посмотреть обратную связь по предложенному дню/времени и скорректировать дату при необходимости.

5. Повесить в канале ссылку на опрос, какую тему и какого спикера хотят послушать сотрудники.

Перед вами полный план организации лектория. Никто не застрахован от форс-мажоров, но если следовать нашим рекомендациям, вам удастся качественно провести это мероприятие.

Лекции на отвлеченные темы обязательно дадут результат, которого вы и не ожидали: сплочение умных сотрудников, вдохновение для работы, новые бизнес-идеи, на первый взгляд, не связанные с услышанным материалом.

Если же вам нравится идея лектория в офисе, но некогда заниматься организацией этого процесса, предоставьте это нам. Мы полностью возьмем на себя все организационные вопросы и форс-мажоры.

здесь рассматривается совокупность учебных материалов и организации учебного процесса в ходе обучения и повышения квалификации тьюторов по дистанционной технологии.

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Вот несколько рекомендаций относительно каждого шага этой логики.

Несколько практических советов преподавателю

Начать надо с анализа ситуации, в которой происходит подготовка к лекции и которая предшествует лекции. Для этого полезно задать себе примерно такие вопросы:
· почему потребовалась именно такая форма учебного занятия?
· каково место этой конкретной лекции в общей структуре учебной деятельности студентов?
· кто будут слушатели, сколько человек?
· сколько времени отведено на лекцию?
· каковы внешние условия – аудитория, оборудование и т.п.?
· каковы Ваши возможности и ограничения?

Следующий шаг - надо придумать замысел – основную организационную идею лекции.
Вот несколько примеров замыслов лекции:
· построить лекцию на своем собственном опыте;
· выстроить лекцию в форме вопросов;
· просто прочитать традиционную лекцию, собрав и выстроив в логике имеющийся в литературе материал;
· организовать коллективную работу студентов в малых группах по данной теме, а затем прочитать лекцию-обощение;
· предложить студентам видеофильм или кейс, выделить проблемы, а потом их проанализировать и обобщить и т.п.

Замысел рождается из анализа ситуации.
Замысел придуман, что делать дальше?

Следующий шаг - отбор содержания (что я буду говорить?).
Вам будут полезны несколько рекомендаций:
· Надо отбирать тот материал, которым Вы владеете хорошо (или освоить его перед лекцией, прочитывая, проговаривая, разъясняя его другим, включая предварительно маленькие фрагменты в беседы, консультации и др.) Короче, материал должен быть обкатан.
· Материал должен быть адекватен теме и целям лекции.
· Материал должен быть потенциально интересен слушателям.
· Содержание должно быть разнообразным (понятия, факты, опыт, явления, наблюдения, примеры и др.)
· Надо отобрать содержания в два раза больше, чем требуется для лекции (определить, сколько потребуется материала можно только приблизительно и посредством опыта: напечатайте страницу текста, прочтите этот текст в различных вариантах и заметьте время). Таким образом. Вы экспериментальным путем оцените объем и время.
· Можно отбирать материал, предварительно сформулировав вопросы, на которые (по Вашему предположению) слушатели хотели бы услышать ответы.

Какие методы и формы надо использовать в лекции?

Чаще всего используются следующие группы методов.
1. Объяснительно-иллюстративные методы основаны на том, что лектор сообщает специально отобранную информацию, организует ее восприятие слушателями, иногда показывает, как эти знания применяются на практике. При этом лектору важно помнить, что, выбирая данные методы он может рассчитывать на определенный результат, а именно - на появление у слушателей лишь первичных представлений об изучаемом объекте или процессе (но не умений или тем более навыков).
2. Репродуктивные методы. Само название говорит о сущности этих методов. Лектор для использования на лекции отбирает (создает сам) серии задач, заданий, упражнений на воспроизведение каких-либо действий, уже осознанных слушателями благодаря информационным методам. Репродуктивные методы целесообразно использовать вкраплениями, согласовывая их с информационными. Результат использования этих методов приводит к формированию у слушателей первичных умений.Указанным методам многие преподаватели отдают предпочтение часто потому, что они экономичны во времени, требуют менее напряженной предварительной подготовки.
3. Третью группу методов составляют проблемные методы, к ним в частности относится метод проблемного изложения. Наряду с методами проблемного обучения сегодня в ходе лекций используются фрагменты игровых методов (деловые, учебные, ролевые, оргдеятельностные и другие игры), а также коммуникативных методов обучения (дискуссия, “мозговой штурм” и др.). Итак, каким методам должен отдать предпочтение лектор?
Вы можете выбрать любой метод, но главным критерием является цель, которую Вы ставите перед собой, как это было описано ранее. К важным критерием выбора методов относятся также особенности обучающихся; специфика содержания обсуждаемого в лекции материала; особенности условий, в которых проходит лекция.

Как обеспечить понимание?
Чтобы установить понимание слушателем чего-либо, необходимо, прежде всего, выбрать показатели способности понимать изученное. Одним из таких показателей является преобразование (трансляция) материала из одной формы в другую, перевод его с одного языка на другой.
Желая проверить понимание студента, Вы можете, например, предложить ему перевести материал из словесной формы в образную или схематическую. Этот прием эффективный и простой в применении. Опробуйте его сами.
В качестве показателя понимания может служить также интерпретация материала студентом (объяснение, краткое изложение).
Другим эффективным инструментом, позволяющим проверить понимание студентов, является рефлексия.

Как обеспечить обратную связь?
Предложите слушателям дать краткую, анонимную неформальную обратную связь, которая будет для Вас информацией для размышлений.
Можно предложить слушателям зафиксировать:
· а) степень достижения их собственных целей на лекции, б) наиболее важные для них результаты;
· в) чтобы они хотели узнать, но чего не было на лекции;
· г) что им особенно не понравилось или что они считают особенно трудным.
Это можно сделать разными способами: Напишите на плакате коротко сформулированные вопросы, на которые студенты должны ответить после лекции на отдельных листочках. Подготовьте заранее персональные листочки с вопросами и раздайте их после лекции.

Многие начинающие, да и не только начинающие, лекторы часто сталкиваются с проблемой слишком понятного чтения лекций, особенно если их курсы не слишком сложны. Большинство из них не может спокойно смотреть на то, как многие студенты всего лишь за неделю или две могут разобраться в их лекциях. Они всячески пытаются усложнить курс, значительно увеличить число упражнений, но их попытки тщетны: студенты, понимающие лекции, никак не переводятся. В последние годы стало ясно, что без координирования действий по пресечению попыток отдельных наглых студентов научиться понимать лекции не обойтись. Этот фундаментальный труд должен помочь защитить современную науку от попыток проникновения в нее новых несознательных элементов и довести основы запутывания студентов до сведения большинства преподавателей.

Данное руководство содержит двадцать советов, каждый начинается с одной или нескольких цитат из видных специалистов по запутыванию студентов, все цитаты снабжены пояснениями, рекомендациями и различными примерами, позволяющими лучше усвоить идеи мастеров непонятного чтения лекций. Для использования большинства рекомендаций начинающему лектору необходимо знать основы своего предмета, хотя бы в пределах начальной школы.

При подготовке настоящего руководства были посещены более тысячи лекций, изучены самые передовые методы запутывания более полусотни преподавателей. Всем им я выражаю свою благодарность. Отдельное спасибо И. Б. Фесенко, чьи лекции подтолкнули меня к написанию этого руководства.

1. Верно общее топологическое утверждение, из которого в нужном случае всё следует.
И. Б. Фесенко, 25.10.93

Фактор по идеалу — это фактор по отношению эквивалентности, где a и b эквивалентны, если они действуют одинаково относительно того, как они действуют. И. Б. Фесенко, 13.02.93

Никогда не давайте никаких определений, поскольку, зная определения, студенты имеют значительно больше шансов разобраться и во всем остальном. Если же какой-нибудь вредный студент попросит Вас напомнить определение — сделайте вид, что Вы просто поражены его безграмотностью и необразованностью (у многих слушателей это надолго отобьет ж:елание задавать Вам какие-либо вопросы), а затем скажите что-нибудь как можно более путаное. В этом случае хороши определения, использующие сами себя, они помогут избавиться от вопросов даже самых любопытных студентов. Можно также при определении простых вещей ссылаться на более сложные. Например, говоря про многочлены Лежандра, просто несолидно вспомнить про какую нибудь ортогональность или рекуррентное соотношение, куда лучше сказать, что это полиномы Гегенбауэра с параметром 1/2, но наибольший успех будет, если Вы объясните, что это просто гипергеометрическая функция с какими-то параметрами, а гипергеометрическая функция — это просто решение гипергеометрического дифференциального уравнения.

Этот совет должен помочь читать лекции тем, кто иногда формулирует теоремы до начала доказательств (или того, что после долгих размышлений может быть преобразовано в нечто, отдаленно похожее на доказательство). Если в какой-то из сформулированных Вами теорем требуется доказать равносильность чего-либо, то доказательство лучше всего проводить по следующей схеме: нужно начать с нескольких слов на тему достаточности, плавно переходящих в обоснование необходимости, конечно, не намекая слушателям о смене направления обсуждаемой стрелочки. Завершать это доказательство можно, хотя и вовсе не обязательно, окончанием достаточности, опуская при необходимости значительные подробности. Также хорошо запутывает вывод утверждения из его же самого. Талантливый лектор может без особого труда разнообразить свои лекции, начиная доказывать равносильность то с необходимости, то с достаточности.

Употребляйте как можно чаще слова ясно, очевидно, элементарно, тривиально, бессодержательно, примитивно, тупо. Это правило несколько проще реализовать во время чтения лекций на английском языке, поскольку он для подобных отговорок лучше приспособлен — больше выбор синонимов. Например, evidently, triviаllу, рlаinlу, obviously, сlеаrlу, distinctly, explicitly.

7. Следующий параграф, номер которого я уже не помню, так как первый параграф я еще нумерую, а остальные уже нет. С. А. Виноградов, 23.09.93

Если Вам не по душе предыдущий совет, и Вы считаете нечестным скрывать от студентов все сложности своего курса лекций, а также сам этот курс, то Вам лучше всего брать студентов на испуг. Делайте вид, что даже самые элементарные Ваши действия используют новейшие достижения современной науки и техники, и понять это каким-то необразованным студентам просто невозможно, как бы они не старались. Если к экзамену это будет единственной мыслью, усвоенною студентами, то Вы — замечательный лектор.

10. Давайте добавим единицу и вычтем двойку, нет, давайте добавим единицу и вычтем минус двойку, нет, давайте добавим и вычтем единицу. А. Б. Александров, 26.10.95

Как можно более сложно проводите все выкладки, прибавляйте и вычитайте много раз одни и те же числа, почаще меняйте местами интегралы, особенно если эти действия весьма сомнительны, полезно лишний разок-другой применить преобразование Абеля или Фурье. Блестяще, если Вы можете применить еще и преобразования Гильберта, Коши и Меллина. Особого эффекта можно достичь при помощи применения преобразования Чирнгаузена. Старайтесь при помощи этих невероятно сложных вычислений получить какие-нибудь элементарные тождества, вроде теоремы о среднем для гармонической функции, более элементарные получать не рекомендуется — это легко может заметить даже не самый способный студент. Во время чтения лекций по математической физике подобными советами можно вовсе и не пользоваться, поскольку многие матфизические выкладки сложны и запутаны даже без дополнительных ухищрений.

11. Про коэффициенты пока забудьте, я пишу правильные, но это связано с выбором единиц. О. А. Якубовский, 13.10.95

12. Я буду писать в разных местах то х большое, то Х маленькое, в разных местах это будет иметь свой внутренний смысл, но я его уточнять не буду. И. Б. Фесенко, 6.09.93

Я использую соглашение о том, что частные производные можно обозначать так, как нам заблагорассудится. Н. Ю. Нецветаев, 9.09.93

Вводите как можно больше новых нестандартных обозначений, все хорошо известные обозначения используйте в других целях. Физикам здесь надо действовать осторожнее и не обозначать через h скорость света, а через с постоянную Планка, иначе даже школьники будут на Вас смотреть как на идиота. Пишите Xe и χЕ вперемешку, путайте lp, Lp, ℑp, lp, Lp, ℑp, делая вид, что в этом есть недоступный студентам внутренний смысл. Для обозначения меры Лебега используйте попеременно λ, μ, т и тes, в отдельных случаях добавляя s, v, σ, Σ или l. Употребляйте d или просто штрих для обозначения частных производных. Использовать ∂ для полных производных бесполезно — студенты легко могут заметить подвох.

Это Т — это не то Т, между ними нет ничего общего, кроме графического сходства. И. А. Ибрагимов, 22.10.94

Большинство советов начинающему лектору трудно применять уже на первой лекции, но в использовании новых, никому ранее не известных и не понятных обозначений он может легко перещеголять даже маститого лектора, поскольку даже самым изобретательным лекторам не удается в течение двадцати лет придумать свежие оригинальные обозначения. Они за столько лет, конечно, отличатся несколькими блестящими идеями, а некоторые даже шедеврами, по все эти замечательные ухищрения хороши лишь до первой расшифровки. Даже самая гениальная запись, вроде Р = ∫PdP может приносить пользу лишь пока какой-нибудь упорный студент не поймет, что же скрывал преподаватель, и мало того, что поймет, а еще и расскажет об этом своим сокурсникам. Тогда эту запись не смогут реанимировать даже некоторые усложнения, например, Р = ∫(P)PdP или Р = ∫supp PPdP

Однако талантливый новичок уже в течение первых пяти минут лекции может поставить студентов в тупик, использовав по умолчанию обозначение xi+1 − xi = Δti.

14. Если вы увидите в этой записи интегралы, то, значит, это я плохо стер с доски. К. П. Кохась, 19.03.93

Чаще переправляйте старые записи, используйте их в новом качестве, пишите между строк и между букв. Никогда полностью не стирайте с доски, в крайнем случае сотрите где-нибудь посредине, желательно с неодносвязной и даже несвязной части доски, причем ровно столько, сколько необходимо на две трети новой формулы или теоремы. Новые формулы пишите так, чтобы все индексы, степени и штрихи оказались поверх каких-то старых записей: студентам будет очень интересно переписывать их с доски, а потом очень увлекательно все это распутывать. Стремитесь к тому, чтобы к концу занятий на доске оставался бессвязный набор символов, по которому не только нельзя узнать о содержании лекции, но даже определить, по какому предмету она была.

16. Запись получилась очень короткой, а если еще и помнить, что она означает, то очень удобно. С. М. Шиморин, 14.10.93

Если Вы плохо освоили основные принципы стирания с доски или у Вас не получается воплотить их в жизнь, то Вам лучше поступать иначе. Перед началом лекции тщательно сотрите с доски, а дальше старайтесь оставить на ней как можно меньше следов, ведь на слух лекцию записывать намного сложнее. Если начинающему лектору стыдно заканчивать занятие, так и не притронувшись к доске, то можно рисовать много бесполезных комментирующих картинок, например, неплохо изобразить неизмеримое множество или ковер Серпинского сотого порядка. На лекциях по топологии лучше картинок не рисовать, поскольку даже самая глупая картинка случайно может помочь в понимании лекции. Однако если Вам удаются лишь одномерные картинки (если только нульмерные — еще лучше), то Вы можете спокойно рисовать их и во время лекций по топологии или римановой геометрии.

17. Подумаешь, поставил лишнюю палочку. Я бы в другом месте сэкономил и палочки бы не поставил. Ю. А. Ильин, 21.04.94

Пишите как можно чаще вместо плюса минус, вместо минуса знак равенства, вместо знака равенства импликацию, вместо импликации (она же сходимость по мере) равномерную сходимость, вместо равномерной сходимости поточечную, а вместо поточечной знак сложения. Особенно часто путайте знаки, но лучше в каждой выкладке по нечетному числу раз. Наибольшую пользу изменение знаков приносит матфизикам, да и простор для действий шире. Хорошо путать знаки в определении потенциалов простого и двойного слоя, В их граничных значениях, в формуле Грина, можно даже в интеграле Коши. Пропускайте постоянные множители, знаки суммирования, пределы интегрирования, да иногда и сами интегралы, но знайте меру: пропущенные символы в одной строке компенсируйте лишними в другой.

18. Где xk — решения уравнений Лагранжа, простите, корни полинома Лежандра, простите, корни полинома Лагерра. С. В. Керов, 14.09.95

Во время доказательств и вольных рассуждений употребляйте, в основном не по делу, как можно больше различных сложнопроизносимых фамилий, желательно похожих по звучанию. На слух они обычно записываются неправильно, а при переписывании вообще могут меняться до неузнаваемости. Однако следует избегать излишне примитивных вариантов: путанье Беппо Леви и Поля Леви, Марселя и Фридьеша Риссов, Эмми и Макса Нётер, Лорана и Германа Aмандyca Шварцев почти не имеет смысла. Также крайне не рекомендуется путать Вейерштрасса с Вермеером или Минковского с Маяковским. Но иногда полезно говорить про Гельмгольца вместо Герглотца или про Лагранжа вместо Лежандра. Хорошо действуют на студентов теоремы с невероятно большим числом авторов, например теорема Кальфа–Вальтера–Шминке–Саймона или теорема Харди–Литтлвуда–Пойя–Блекуэлла–Штейна–Шермана–Картье.

19. Эти знаки стоят в разные стороны. Это связано с тем, что эти знаки имеют разную национальную окраску. И. К. Даугавет, 5.09.95

Х будет положительным, потому что он положительный, видно же, что он положительный. К. П. Кохась, 14.05.93

Регулярно рассказывайте неверные доказательства, но делайте это как можно более правдоподобно, так, чтобы у большинства студентов не возникало никаких сомнений в правильности этих доказательств. Убеждайте слушателей в истинности неверных утверждений, придавайте им не математический, а, например, философский характер. Лекторы с утонченным вкусом могут попытаться придать своим рассуждениям лингвистический или историко-географический оттенок. Это, к сожалению, требует долгой тренировки и вряд ли будет доступно начинающим. Но почти любой лектор может придать своим рассуждениям характер бреда сумасшедшего.

20. Достаточные условия дифференцируемости интеграла, зависящего от параметра, под знаком интеграла по параметру. Я. Ю. Никитин, 21.03.96

Поля К1 и К2 не совпадают, следовательно, неверно, скажем, что К1 лежит в К2 или что К2 лежит в К1, но К1 может случайно лежать в К2, но мы тогда назовем К1 из них то, которое не лежит в К2. А. В. Яковлев, 4.10.96

Во время чтения лекций произносите длинные, как можно более запутанные и бессмысленные фразы. Стремитесь к тому, чтобы каждую Вашу фразу студенты слушали с раскрытым ртом и восторгались красотой и таинственностью. Это поможет Вам сохранить большую аудиторию слушателей при полном непонимании ими лекций.

Заключительные замечания

Изложенные в настоящем руководстве рекомендации не отвергают и не заменяют многолетнего опыта непонятного чтения лекций. Даже тщательное их соблюдение не может полностью защитить лекции от понимания. Следует также пoмнить, что лекция, непонятность которой не вызывает никаких сомнений, может быть случайно понята в случае несоблюдения очевидных мер предосторожности.

© А. И. Храбров, 1996

Данное руководство не может быть использовано в коммерческих целях. Категорически запрещается открытие платного обучения чтению лекций на основе идей руководства.

Лекция требует от студенческой аудитории максимальной моби­лиза­ции вни­мания, сосредоточения, терпения, мыслительной актив­ности и само­стоятель­ной познавательной деятельности[1].

Вторая заповедь– высшее учебное заведение – не место, где только учат, а место, где учатся и помогают учиться.

И третья заповедь–лекция – это подготовка будущего специа­листа выс­шей квалификации к осознанию необходимости самообра­зования как главного фактора в дальнейшем успешном профессио­нальном росте.

Определим сначала, что такое лекция. Лекция – это процесс, в котором лек­тор (преподаватель) и аудитория находятся в состоянии творческой ак­тивно­сти и непрерывной деятельности. Слушать вузов­скую лекцию – не столь легкое и про­стое дело. Это, скорее, искусство уметь слушать и воспри­нимать 90–180 минут подряд, не теряя нити повествования. При этом требу­ется запоминать, следить за ходом рас­суждений, быстро изучать демонстра­ционный материал (формулы, ри­сунки, графики) на доске или экране, вести необходимые записи и зарисовки.

Самое сложное и важное для студента-слушателя обязать себя, порой че­рез силу активно воспринимать устную речь лектора и уметь перестраиваться, так как у всех различная манера подачи материала, да и темы лекций тоже не­одно­значны.

Исходя из сказанного, формулируем сверхзадачу– овладеть при­емами пра­вописания вузовских лекций. Эту сверхзадачу разделим на две задачи:чего де­лать не следует и что обязательно следует делать.

Решаем первую задачу:

– не записывайте все подряд за лектором (преподавателем), не стеногра­фи­руйте его речь. Здесь можно упустить главное, а за­писать второстепенное; сложно разграничить важность выводов, фактов, аргументации. Учтите, что та­кое (до­словное) конспек­тирование крайне утомительно, а значит, малоэффек­тивно;

– не стремитесь отрывочно и дословно записывать отдельные по­ложе­ния лекции, которые, по вашему мнению, являются самы­ми важными. Такая (фраг­ментарная) запись не позволит уловить логическую последовательность мате­риала в целом и снизит уровень обоснованности фактов;

– не пишите небрежно, неряшливо и поспешно. Это в последующем при­несет вам много огорчений из-за неразборчивости почерка, непонятных или по­вторяющихся в разных темах сокращенных слов (цб., соц., эк., фун.); возмож­ность восстановить смысл от­дельных положений и даже содержания всей лекции сводится к минимуму. Конечно, сокращение написания эконо­мических терминов возможно, и даже необходимо. Но так как на лекциях по экономической теории вы знакомитесь с экономическими категориями и процессами, с которыми мо­жете изучать в течение всего срока обучения в институте, обозначьте их сокра­щениями, которыми можно пользоваться по­стоянно. И тогда вы будете знать, что КПВ – кривая производственных воз­можностей, К – это капитал, МЭ – ми­ровая экономика и пр;

– не оставляйте текст записей лекции неотработанным, неуточненным, осо­бенно если какие-то факты, выводы, высказывания или слова неполностью ясны;

– не ведите записи лекций отрывочно, от случая к случаю. Таким образом поступают откровенно нерадивые студенты либо те, кто надеется на свою от­личную память. Знайте, что при напи­сании конспектов лекций рабо­тает и слухо­вой, и зрительный, и мышечный анализаторы организма чело­века, т. е. информа­ция в мозг поступает сразу по трем каналам и эффектив­ность восприятия, запо­минания и переработки материала резко воз­растает. Используйте эти особенно­сти в своих интересах, для пользы дела.

Решаем вторую задачу:

– поставьте знак вопроса в том месте записи, которая на слух пока­за­лась не вполне понятной, и уточните смысл по окончании лек­ции или сразу, если это не нарушает хода работы;

– непонятные слова, символы, фразы не употребляйте, не разо­бравшись в их сути и содержании. Обратитесь для начала к сло­варю, справочнику, эн­цикло­педии; спросите у преподавателя – это самые верные решения, более того, это – самые полезные решения.

Произнося неизвестные слова, вы ставите себя в нелепое положе­ние, кото­рого можно избежать. Итак, задавайте вопросы, пытайтесь разобраться само­стоятельно, обучайте себя творчески, активно и интеллектуально.

Заведите для каждой дисциплины отдельную тетрадь. Ведите кон­спекты аккуратно: целесообразно каждую новую лекцию начинать записы­вать с новой страницы, это обеспечит ориентирование в запи­сях, особенно если их много.

Обязательно оставляйте широкие поля (до 1/3 страницы) в тет­ради; на них удобно делать пометки, дополнительные записи, вставки формул, цифр, мате­риалов статистики, уточнять категории, помещать интересные или но­вые факты.

Старайтесь обработать конспект каждой лекции: уточните цифры, тер­мины, формулы, выводы, сделанные на полях пометки. Такая дополнитель­ная работа позволяет глубже осмыслить и лучше воспри­нять и запомнить из­ложен­ное в тетради.

Вы сэкономите драгоценное время, так как уже готовитесь к контроль­ной работе, семинару или экзамену.

Храните конспекты лекций после сданных экзаменов, они содер­жат много ценной информации, необходимость в которой может воз­никнуть, так как порой для изучения родственной дисциплины пона­добится что-то вспом­нить или уточ­нить.

Помните на протяжении всей учебы в высшей школе, что творчес­кий по­тенциал студента изначально проявляется в его умении профес­сионально рабо­тать на лекциях.

Читайте также: