Как сделать легенду о животных

Обновлено: 04.07.2024

Медведь раньше был настоящим сыном бога, крепким богатырем. Любил отец-бог сына-силача. Из любопытства вопреки воле отца Медведь спустился на землю. За ослушание был наказан отцом-богом: покрыт шерстью и превращен медведя.

Барсук в лесу встретил Лисицу и говорит ей:

– Посмотри, какой я красивый, и шубка у меня меховая иная. Я полненький, умею хорошо ориентироваться в лесу, у меня нюх хороший.

– Хоть и красивый, а заботу-то о своих детях проявляешь, приносишь им что-нибудь поесть с охоты?

Барсук подумал: правильно, детей кормить надо, пойду ка я на охоту. Вышел на опушку леса, видит пасется марал. Барсук, оскалив зубы, нацелился на марала. Марал заметил Барсука и говорит:

– Что ты смеешься, что ты оскалил зубы на меня? Ты мной не шути. Игра всегда имеет плачевный конец.

Барсук не принял слова марала во внимание и решил продвинуться ближе к нему. Подойдя к зверю с оскаленными зубами, Барсук схватил за ноги марала. Марал ловко лягнул копытами барсука и попал прямо в лоб. После заживления раны на лбу Барсука осталось белое пятно. Вот почему Барсук имеет белую отметину на лбу.

ПОЧЕМУ КАБАРГА ОБИТАЕТ В СКАЛАХ (Тоорго)

Кабарга и Лось встретились и заспорили, у кого густой шерстный покров (у кого много шерсти). Стали считать друг у друга волосы шерстного покрова. Лось думал: коль он по величине больше, у него волос должно быть больше. Когда сосчитали, оказалось, что у Кабарги волос больше. Лось обиделся «что он проспорил зверьку величиной с большой пале и пустился бежать в поле, а кабарга убежала в скалы. С те пор кабарга живет в скалистой местности, а лось пасется на лугу в предгорье.

КОРОВА И ОЛЕНЬ (Нек ле Сыгын)

КОРОВА И ЗВЕЗДЫ (Нек ле шатан)

В старину корова и конь водились вместе, считались родственниками. Однажды паслись на лугу корова и конь. Спасаясь от оводов решили спуститься в тень в долину. Вдруг корова спросила:

– А что там лежит?

Конь повел взглядом и увидел на дне темного оврага спокойно паслось созвездие Юлгер (созвездие Плеяды).

– Не мычи, пока эти звезды спят, придавим их копытами к земле, – ответил конь.

– Я первая увидела, я первая наступлю, заспорила корова.

– Стой! Не глупи! Твои копыта меньше моих, твои мышцы слабее моих, ты эти звезды не удержишь. Но корова не послушалась коня и прыгнула на созвездие всеми четырьмя копытами. Встрепенулись звезды, зашипели. Пополам треснули копыта коровы и через эти щели созвездие Юлгер с тех пор взнеслось со дна оврага на дно неба.

Заржал конь и сказал:

– Взгляни на свои ноги, они как вилы. Мы теперь не родня. С того времени корова стала парнокопытной. А созвездие Юлгер с тех пор не сыщешь летом ни на небе, ни на земле. Летом это созвездие прячется от копытных животных в зыбком болоте.

Жила-была в лесу лиса. На макушке ивы заметила сорочье гнездо. Лиса стала приходить к ней и требовать от сороки птенцов, грозя, что заберется на иву и разорит гнездо. Вдруг появился медведь. Увидев сороку спрашивает:

– Почему плачешь, сестричка.

– Моих птенцов постоянно требует лиса. Двух птенцов уже съела. Говорит, что влезет на дерево и разорит гнездо

– Ты не верь лисе, она на дерево лазить не может, она только грозит, а ничего не сможет сделать. Не бойся лису, – сказал медведь и ушел. Лиса опять пришла, к сороке, а сорока лисы не испугалась. Лиса узнав, что подучил медведь, пошла искать его. Догнала медведя и спрашивает так ласково:

– Куда идешь, Миша?

– Да иду себе вперед, где ночь застанет, буду ночевать.

– Пойдем, я знаю хорошие места для ночлега, заночуем у костра, вдвоем веселее.

И пошли вдвоем. Нашли хорошее место на горе, на скалах, развели костер, легли по обеим сторонам костра: лиса легла подальше от края скалы, к. сторону горы, а медведя уложила у кромки скалы. Медведь заснул. Лиса встала, палкой расшуровала костер и закричала:

– Двигайся дальше, двигайся дальше, золотая шерсть твоя сгорает. Медведь подвинулся к краю скалы и слетел. Только загремело. Когда лиса утром встала, кругом мясо, кругом разбрызганный медвежий жир, кругом медвежье сало. Лиса всего этого наелась-напилась, насытившись пошла. Так отомстила медведю за то, что он дал добрый совет сороке. Так погиб доверчивый медведь. Как в человеческом обществе. За малейшее недовольство готовы друг другу горло перегрызать, умертвить и над ним же потешаться.

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКА ЖИВОТНЫЕ СЧИТАЮТ ЗЛЫМ

Волк хищное животное, людям он приносит зло, беды. Поэтому люди отзываются о нем самыми неприятными словами. Он даже за добро не умеет платить добром. Однажды к шалашу охотника прибежал волк и просил спасти его, что если он останется жив, то принесет охотнику пользу. Охотник волка – в мешок и подвесил на сук дерева. Прибежали гонцы за волком стали допытываться, куда девал волка. Охотник ответил, что не видел его.

– Ну, смотри, сказали охотники за волком, волк на тебя нападет, не обижайся.

Спаситель волка выпустил его из мешка он и говорит:

– Когда один делает добро, другой делает зло. Я тебя съем.

– Что ты, что ты, взмолился охотник, давай пойдем, спросим у людей, кто из нас сделал добро, а кто зло, если я сделал зло, тогда воля твоя. Вот отправились. Навстречу еще один охотник.

Спаситель волка спрашивает у встречного:

– Я спас волка. Я сделал добро или зло?

– Ты сделал зло, ты зачем волка спас? Он тебя сейчас задерет, его воля. Пошли дальше.

Встречается лошадь. Охотник, спасший волка, спрашивает у лошади:

– Я спас волка. Я сделал добро или зло?

– Люди злые, плохие. Пусть съест тебя волк. На мне ездили, ездили, а потом прогнали, я зимой хожу по полю без крова и пищи.

Дальше пошли. Навстречу корова. Охотник спрашивает:

– Я спас волка. Я сделал добро или зло?

– Пусть тебя ест волк. Хуже человека на земле никого нет. Мое молоко доили, кормились люди, а теперь прогнали со двора, вот хожу, ищу себе корм, зимой без крова, спрятаться от мороза негде.

Дальше пошли. Навстречу овца. Охотник спрашивает:

– Овца, скажи правду. Я спас волка. Я добро сделал или зло?

– Человек очень вредный, он делает зло. Мою шерсть всю остригли, а меня прогнали, я хожу в такую стужу без шубы, мерзну, пригреться негде. Человека пусть волк задирает.

Дальше пошли. Навстречу лиса. Охотник обращается лисе и говорит:

– Лиса, лиса скажи, кто из нас прав: я зло сделал или добро, спасая волка. Лиса и говорит:

– Человек самый вредный на земле, его надо съест волку. Я все время хожу, дрожу, боясь человека. Волк оскалил зубы и пошел на человека, чтоб схватить его и задрать

Однако лиса говорит: – Постойте, я спрошу одну вещь.

– Ты как волка спас, – спрашивает, обращаясь к охотнику.

– Я спрятал его в мешок, завязал его и повесил на дерево.

– Я не совсем поняла, покажи, как это ты сделал.

Охотник посадил волка в мешок.

– Ну, в мешок посадил, а мешок-то завязал?

– Завязал, – отвечает охотник.

– Показывай, как завязал. Лиса и говорит:

– Чего ты этого волка водишь за собой, искать правду бей его в мешке палкой, убей да шкуру сними. То что человек плохой, то он плохой, но дурака подобного тебе нет.

Лиса быстро поняла, что можно мясом полакомиться. Охотник убил волка, снял шкуру, а мясо досталось лисе. Так собратья и поедают друг друга, – подумал охотник. Так лиса из-за своей корысти спасла охотника.

ПОЧЕМУ У ЗАЙЦА ГЛАЗА КОСЫЕ

Заяц живет в лесу среди крупных и мелких зверей. Боится хищных зверей и птиц; волка, лису, беркута, филина и т. д. Зимой заяц на лугу имеет тропы, по этим тропам бегает ни один заяц, а сбегаются па игрища много зайцев. Зайцы трусливые хвастунишки. Как бы не резвился заяц в лесу или на лугу, всегда остерегается. Летом от хищников прячется в серой шубке в траве, а зимой в белой шубке прячется в снег. От того, что заяц постоянно в страхе бегает и смотрит в оба, v него оба глаза смотрят в разные стороны и постоянно крутятся. Поэтому у зайца глаза косые.

Сурок в древности был метким стрелком, соперничал с богом. Бог спросил сурка, попадет ли тот из лука в созвездие Плеяды. Стрелок с закрытыми глазами сбил все звезды, но бог незаметно поместил на место сбитой звезды новую и выиграл пари. От стыда стрелок покрылся шерстью и зарылся в землю. Появляется на свет только тогда, когда нет поблизости людей.

ПОЧЕМУ ДЪЕЛБЕГЕН НЕ ЖИВЕТ НА АЛТАЕ

Жил в лесной сторожке дед. Он жил один, охотой добывал себе пищу. Вдруг однажды к нему пришел Дьелбеген – лесное чудище.

– Здравствуй, старик, – поприветствовал Дьелбеген.

– Добрый день, добрый день, – приветливо ответил старик.

Старик начал разговор с гостем, приготовил чай, угостил его. Дьелбеген обрадовался гостеприимству и пригласил старика к себе в гости. Старик долго разгадывал, зачем приходил Дьелбеген к нему и для чего пригласил к себе. Но решил сходить в гости. Пришел старик к Дьелбегену. Тот обрадовался, пригласил старика в свой дом, угощает. Упросил старика остаться ночевать. Подумал старик и раскусил Дьелбегена, но ночевать остался. Уложил старика спать на пол, а сам Дьелбеген улегся на своей лежанке. Когда крепко заснул хозяин дома, старик поднялся, вышел на улицу, затащил еще днем присмотренный продолговатый большой камень и положил вместо себя и укрыл, а сам спрятался за печь.

– Как спал, старик? Какие сны видел?

– Особо и сны не видел, но ночью мне показалось, что кто-то меня коснулся или ударил, но я не обратил внимания и не поднимаясь спал. Дьелбеген промолчал, но вежливо проводил старика домой. Старик пригласил к себе в гости Дьелбегена. А сам старик, придя домой стал готовиться к встрече Дьелбегена нашел в лесу скрипучее дерево, срезал чурку и принес домой, сделал большую колотушку из дерева и ждет гостя. Явился1 гость. Старик сел на чурку из скрипучего дерева, рядом положил колотушку. Дьелбеген сел, завел разговор. Старик пошевелился на чурке, дерево заскрипело.

– Это я нащупываю сердце земли, оно так скрипит.

Дьелбеген идет к выходу. Старик опять пошевелился на чурке, дерево заскрипело.

– А это что? — спрашивает Дьелбеген.

– Это сердце земли скрипит, я силы набираюсь тебя побить.

– Нет, нет, я ухожу домой. Ты меня! не знаешь, я тебя не знаю, – говорит Дьелбеген, вышел и побежал. Старик вслед ему крикнул.

– Иди, иди да больше сюда не приходи, а то покалечу.

С тех пор Дьелбеген не живет на Алтае, покинул эти земли.

Заспорили между собой лошадь и змея: кто из них движется быстрее. Услыхала об этом Мать-Земля и сказала:

– Условия спора пусть будут таковыми, кто в течение семи дней выстоит на ногах, тот будет победителем.

Лошадь встала у коновязи и закрыла глаза. А змея выпрямилась, подняла голову, опершись на лопух, тоже замерла. Пошел отсчет времени. Солнце всходит и заходит, а лошадь все стоит, не шелохнувшись, а змея искривила свой стан, шелохнулась и повалилась на землю. Лошадь выстояла и выспорила пари, стала победителем.

С тех пор лошадь и змея затаили друг на друга неприязнь. Змея поклялась убить лошади своим ядом, а лошадь сказала, что змея получит смерть от ее копыт. Так и есть: от укуса змеи лошадь погибает, а если на змею наступит лошадь, змея не выживет, даже, если лошадь в быстром беге змею легко ударит копытом, для змеи – смерть.

Лошадь и змея так и живут, не примирившись, до сих пор.

Источник:

Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая / Екатерина Павловна Кандаракова. - г. Горно-Алтайск, 1994.

Мифы и легенды о животных у разных народов мира

№ слайда 1

Мифы и легенды о животных у разных народов мира

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ;Природа и мы- единое целое;Сказочные мифические животные;Ег

№ слайда 2

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ;Природа и мы- единое целое;Сказочные мифические животные;Египет;Крокодил;Змея;Тигр;Медведь;Охрана животных;Хорошо в лесу животным…Берегите природу. Список используемого материала.

ВВЕДЕНИЕ Написать работу на эту тему я решил после того, как на уроке риторики м

№ слайда 3

ВВЕДЕНИЕ Написать работу на эту тему я решил после того, как на уроке риторики мы прочитали текст о египтянах, которые очень ценили способность кошек уничтожать грызунов. Мне стало интересно, есть ли у других народов священные животные. Все, о чем узнал, я хочу рассказать в этой работе.

Природа и мы - единое целое На протяжении всей своей истории человек был самым т

№ слайда 4

Природа и мы - единое целое На протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в чем-то зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. Всё в природе взаимосвязано и люди не могут жить без окружающей их природы. Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны. Мифы о животных являются одними из древнейших. С самого начала обучения в школе мы знаем о почтительном отношении к животным, которое было и в древности. Древний человек почитал зверей, птиц, насекомых и наделял их сверхъестественными способностями. Во все времена индийцы с большой любовью относятся ко всему живому, поэтому многие виды животных чувствуют себя в этой стране свободно и являются священными.

СКАЗОЧНЫЕ МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ Иногда в воображении человека рождались образы фан

№ слайда 5

СКАЗОЧНЫЕ МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ Иногда в воображении человека рождались образы фантастических животных. Мы знаем о них из сказок, мифов и легенд. Единорог - сказочное животное, олицетворяющее чистоту и силу. Рог единорога способен обезвреживать яды, быстро исцелять раны.

Пегас - символ поэтического творчества. Волшебные крылатые кони встречаются во м

№ слайда 6

Пегас - символ поэтического творчества. Волшебные крылатые кони встречаются во многих сказках древнего мира.

Сфинкс - греческое название египетского фантастического существа. В виде сфинкса

№ слайда 7

Сфинкс - греческое название египетского фантастического существа. В виде сфинкса могли изображаться фараоны. Это символизировало их непобедимость. Женский сфинкс изображался крылатым. У сфинкса человеческая голова, тело быка и орлинные крылья.Что означает этот символ? Есть разные догадки, наиболее распространено следующее: Сфинкс изображает богиню Исиду (главную богиню Египта). Богиня символизировала природу в живом единстве различных ее царств. В соединении быка, льва, орла и человека отражено единство четырех составных (человека и природы): земли, воды, воздуха и огня.

ЕГИПЕТ Египет представляет собой пустынную страну и животный мир его беден. Може

№ слайда 8

ЕГИПЕТ Египет представляет собой пустынную страну и животный мир его беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных. Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису. В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Кошка в древнем Египте была посвящена богине Бастет, олицетворяла солнечное тепло и радость. При пожаре египтянин был обязан в первую очередь вынести кошку, смерть кошки сопровождалась трауром, в знак которого обрезали волосы на голове и сбривали брови. Даже случайное убийство кошки каралось смертной казнью.

Священные скарабеи В Древнем Египте жуки-скарабеи считались священными животными

№ слайда 9

Священные скарабеи В Древнем Египте жуки-скарабеи считались священными животными. Такой чести они удостоились за обычай сооружать шарики из навоза и откатывать их в сторону. Египтяне в этом усмотрели сходство с действием бога солнца Ра, который катит солнечный диск по небосводу, а жук повторяет его действия на земле. Изображения священного скарабея считались приносящими удачу и дошли до наших дней в большом количестве.

Крокодил В Древнем Египте к крокодилам отношение было самое почтительное. Бог Се

№ слайда 10

Крокодил В Древнем Египте к крокодилам отношение было самое почтительное. Бог Себек выступал именно в обличье этого животного. Он был богом покровителем рек. Ежегодные разливы Нила обеспечивали плодородие почвы, поэтому крокодил был символом бога, от которого зависит урожай. При многих храмах содержались священные крокодилы которых кормили жрецы, их необходимо было умилостивлять. Для этого содержащимся при храме этого бога священным крокодилам приносили ежегодно жертву. Пещеры с сотнями мумий крокодилов до сих пор находят в Египте.

Во все времена индийцы с большой любовью относятся ко всему живому, поэтому мног

№ слайда 11

Во все времена индийцы с большой любовью относятся ко всему живому, поэтому многие виды животных чувствуют себя в этой стране свободно и являются священными. Большое влияние имел культ змеи. При входе во многие храмы устанавливались каменные стеллы с изображением змей. Культ змеи насчитывает в Южной Азии более пяти тысяч лет. Его корни уходят в глубокие пласты доарийской культуры. Так, в сказаниях Кашмира есть упоминания о том, что рептилии властвовали над долиной, когда она еще представляла собой бескрайнее болото. Намеренное или случайное убийство змеи считается тягчайшим грехом. На юге страны над убитой змеей брахман произносит траурные мантры. Ее тело накрывают шелковой тканью, расшитой ритуальным узором, кладут на погребальный костер из поленьев сандалового дерева и сжигают.

Знаменитый символ медицины – сосуд со змеей, существует уже долго. Однако что же

№ слайда 12

Знаменитый символ медицины – сосуд со змеей, существует уже долго. Однако что же он символизировал? Раньше сосуд со змеей не был символом, но сама змея была частым спутником древних врачей и целителей. Существуют различные легенды, согласно которым змеи совершали различные положительные поступки, чем и заслуживали свое увековечивание. Эти существа во многих религиях являются священными. Долго люди искали лекарства от яда. В наше же время, на основе яда создано огромное количество лекарств, например, для быстрой остановки кровотечения. На основе змеиного яда создается противоядие от змеиного же укуса. Змеиный яд используют для приготовления компрессов, растираний, добавляют в мази и крема. Видимо, благодаря этим, и многим другим качествам, в начале ХХ в. и был создан символ медицины.

Тигр Это Белый Тигр. Он является хранителем Запада и по-китайски звучит, как Бай

№ слайда 13

Тигр Это Белый Тигр. Он является хранителем Запада и по-китайски звучит, как Бай-ху. Тигр является защитником от злых духов и символизирует небывалую силу и мощь. Тигр символизирует Осень. Белый цвет тигра объясняется тем, что Западная сторона света является в Китае символом потустороннего мира или страны мёртвых, а как известно, в Китае белый цвет является признаком траура. Очень много легенд и преданий о тигре известно в Китае. В китайской астрологии в честь тигра назван один из годов двенадцатилетнего цикла. Люди, родившиеся в год Тигра, любят приключения.

Медведь На протяжении многих столетий человек пытался понять медведя и изобразит

№ слайда 14

Медведь На протяжении многих столетий человек пытался понять медведя и изобразить его в своих картинах. На некоторых рисунках, обнаруженных в пещерах Европы, изображены похожие на медведей существа. Возможно, это предки настоящего. Нашим предкам представлялось присутствие мифических медведей в небесах (отсюда и названия Большой и Малой Медведицы). Некоторые американские народы относились к медведям как к своим духовным родственникам и называли их бабушка или брат. Было немало легенд о превращении людей в медведей и медведей в людей.

Мне посчастливилось жить в том месте, где большое количество медведей, и он очен

№ слайда 15

Мне посчастливилось жить в том месте, где большое количество медведей, и он очень давно является священным животным в наших местах. Коренные жители округа ХМАО-ЮГРА - это ханты и манси. Для хантов медведь - священное животное, убивая его они просили у духа медведя прощения, иначе может случиться непоправимая беда, поэтому ханты оберегают это священное для них животное и поклоняются ему. Обряды, включающие в себя праздник 'Медвежьи игрища' (так переводится с языка ханты 'Оволынгорт‘), должны показать Великому Духу медведя, как ханты уважают и покланяются ему. Данный обычай существует уже не одну сотню лет, и передаётся у народа ханты из поколения в поколение.В нашем городе ежегодно проводится этот празник.

Хорошо в лесу животным… …если этот лес свободный!

№ слайда 16

Хорошо в лесу животным… …если этот лес свободный!

Охрана животных Во все времена, после появления человека, на земле существовали

№ слайда 17

Охрана животных Во все времена, после появления человека, на земле существовали участки священной земли, на которой животные были неприкосновенны. В древние времена это называлось священная или святая земля, на которую люди под страхом смерти не должны были заходить. Сейчас такой землей, где животные и природа под охраной государства, являются природные заповедники. В месте, где я живу, такой заповедник называется “Природный парк Нумто”. Уничтожение участков дикой природы, гибель видов разных животных-неправильно и ведет к беде. Человек и животные являются одной семьей, а своих братьев и сестер надо любить и уважать. В последнее время в прессе и интернете можно прочитать о том, что появилось много домашних животных, выброшенных на улицу в связи с тем, что весь мир столкнулся с проблемой кризиса. Люди больше не могут содержать животных, так как это стало обходиться гораздо дороже.

Берегите природу. Человек от этого только выиграет.

№ слайда 18

Берегите природу. Человек от этого только выиграет.

Спасибо за внимание!

№ слайда 19

Спасибо за внимание!

Список используемого материала: Животные в мифах хантов и манси - Etnic_ru.mhtht

№ слайда 20

Я царь – я раб, я червь – я Бог.

Державин Г. Р.

Задолго до того, как люди научились читать и писать, они хранили народные предания и легенды, передавая их из уст в уста. И, конечно, каждый рассказчик вносил что-то свое: то новый персонаж появится, то сюжет повернется по-другому. Из этих постоянно менявшихся историй и родились мифы и легенды.

Мифы – это истории о вымышленных событиях, и в них действуют сверхъестественные существа. Мифы – это, конечно, выдумка, но они помогают объяснить местные обычаи и природные явления. Очень часто мифы повествуют о божествах, которые принимают облик животных.

Легенда очень похожа на миф. Разница состоит в том, что легенда может сложиться на основе события, которое произошло в действительности, или рассказать о человеке, существовавшем взаправду. Но это не значит, что со временем она не претерпевает изменений.

Мифы древних народов – это, пожалуй, одно из самых интересных культурных достояний цивилизаций. Каждый народ, каждая страна, каждая цивилизация слагала свои мифы и легенды о храбрых героях, о могущественных богах, о всесильных правителях древнего мира.

Миф о создании людей на Борнео

На острове Борнео существует миф, что люди были созданы двумя огромными птицами, причем в начале птицы сплели их из прутиков, как плетут они свои гнезда. Но люди очень легко ломались. Тогда птицы высекли людей из камня, но люди оказались так тяжелы, что не могли ни ходить, ни говорить. И, наконец, птицы слепили людей из глины, а в жилы людей налили красную смолу из особого дерева. Вначале люди не могли говорить, но когда птицы окликнули человека и стали клювами терзать его тело, тот закричал от боли, а из ран его потекла кровь. Так человек одновременно научился говорить, научился защищаться и понял, что жизнь – это боль.

Черепахи, крокодилы, ящерицы, змеи – это потомки динозавров, существ, господствовавших на планете в эпоху мезозоя. Есть люди, испытывающие перед рептилиями безотчетный страх, но большая часть человечества восхищается их красотой и грацией. В древних мифах рептилиям отводилась особая роль – мудрецов, которым известны недоступные человеческому пониманию тайны. К этим животным невозможно оставаться равнодушным, поэтому в современных квартирах можно увидеть многих представителей класса пресмыкающихся, и с каждым днем желающих обзавестись таким необычным домашним питомцем становится больше.

От составителя

Животные

Сказка о медведихе

(отрывок)


Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать.
Села медведиха под белой березою;
Стали медвежата промеж собой играть,
По муравушке валятися,
Боротися, кувыркатися…

Антилопа

В одном сибирском мифе у первой антилопы было шесть ног. При таком устройстве поймать её было очень трудно, а порой и невозможно.

Божественный охотник Тунг-пой смастерил особые коньки из священного дерева, которое непрерывно трещало и было ему указано лаем собаки. Так же трещали коньки, мчащиеся как стрела; чтобы управлять ими и тормозить их бег, ему приходилось вставлять в них клинья, сделанные из другого волшебного дерева.

Тунг-пой преследовал антилопу по всему небосводу. Изнемогшее животное упало на землю, и Тунг-пой отрезал антилопе заднюю пару ног.

– Люди, – сказал Тунг-пой, – становятся с каждым днём всё мельче и слабее. Как смогут они охотится за шестиногими антилопами, когда я сам с трудом её убил.

С тех пор антилопы стали четвероногими.

В мифах бушменов прародитель людей Цагн участвует в создании мира: он дал антилопе-сернобыку белого меда, сернобык выпил этот мед. И вот поэтому у сернобыка теперь светлая шкура.

А антилопе-каама Цагн дал сотового меда молодых пчел. Соты молодых пчел красные, и антилопа стала красной.

Антилопе-канна Цагн дал осиного меда, поэтому она темная – ведь она поела осиного меда.

Барс символ храбрости, чести и благородства. В Тибете сильны верования, что святые могут превращаться в снежного барса.

В Индии жители провинции Ладакх в Северной Индии считают, что снежный барс и сухопутное, и околоводное животное.

Еще в VII веке предки казанских татар – волжские булгары – считали крылатого барса символом богатства, плодородия, благородства и покровителем их государства. Барс считался священным животным, поэтому он изображался со знаком святости – крыльями.

У узбеков по преданию, когда был заложен город Самарканд, с Зеравшанских гор спустился барс – палянг. Он побродил вокруг стен, обернулся человеком, благословил его жителей на строительство города, будущего Самарканда, и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался барс.

Ирбис, снежный барс – главный герой, о котором повествуют легенды горного Алтая.

Это случилось в глубокой древности. Чудо-зверь Манны, подобно столетнему кедру, родила семерых сыновей-духов: кота, росомаху, барсука, рысь, барса, тигра и льва. В то время жила на Алтае девушка удивительной красоты, дочь вождя скифского племени. Люди звали ее Алтайской принцессой. Однажды она собирала в лесу целебные травы. Вдруг на поляну вышел юноша, его волосы были белыми, как снег, а глаза ясными, как горный хрусталь. На плечи юноши была наброшена белая шкура. Длинный пушистый хвост волочился по земле. Прошло несколько месяцев. Принцесса видела юношу почти каждый день. Они вместе гуляли в горах. Алтайская принцесса полюбила молодого человека с первого взгляда. Он рассказывал красавице о повадках животных, показывал неизвестные травы и скрытые тропы. Девушке казалось, что их кто-то сопровождает, стараясь оставаться незамеченным. Однажды она спросила об этом своего спутника. Юноша помрачнел и сказал, что никто не должен видеть это существо, что его приставила к нему мать Манны. Но девушка очень просила, и юноша решил ей довериться. Он повернулся в сторону чащи и промяукал по-кошачьи. Густые ветви всколыхнулись, и на поляну вышла огромная белоснежная кошка с крыльями за спиной. Именно она охраняла своего хозяина и его спутницу, то скрываясь за скалами, то взлетая к горным вершинам.

С каждым днем молодые люди все яснее понимали, что не могут больше жить друг без друга. Они дали друг другу клятву любви и верности. Тем временем, отец принцессы нашел ей жениха, знатного воина из соседнего племени. Но принцесса сказала, что у нее уже есть возлюбленный. Скифский вождь разгневался. Он решил выследить и убить суженого своей дочери. Девушку заперли, а на ее любимого устроили охоту. Однако юношу не смогли найти, только случайно убили двух барсов, а их шкуры принесли в деревню. Девушка с ужасом узнала одеяние, которое носил ее возлюбленный. В отчаянии принцесса убежала в горы. Ее долго искали, а когда нашли, стало понятно, что девушка лишилась рассудка. Много времени прошло, прежде чем принцесса пришла в себя. Она сказала, что обручена и больше никогда не выйдет замуж. Она закуталась в белую шкуру и ушла. Никто не знает, где она была и кого встретила на своем пути. Говорят, она долго училась у какого-то шамана-отшельника его странному искусству.

Прошли годы. В горах появилось странное существо – большая белая кошка. Люди назвали ее Ирбис. Говорили, что это и есть тот самый юноша, сын зверя Манны.

В другом варианте легенды духи помогли принцессе заколдовать родник. Девушка опустила в него шкуру возлюбленного, и он ожил. Но с тех пор не мог больше принимать человеческий облик. И навсегда остался барсом. А принцесса жила с ним в этих местах еще много лет. Люди признали ее своей главной шаманкой и, прежде чем осесть на очередное кочевье, просили договориться с духами гор, с духами кошек, которые охраняли перевалы. Кочевники не хотели, чтобы барсы нападали на их лошадей. Многие народности Алтая до сих пор верят, что их прародителем был снежный барс.

Барсук

На Алтае бытует такая легенда. У Зверя зверей (Панан-панысты) было семь сыновей. Карагула (лев), Бар (тигр), Айу (медведь), Барсук, Бёрю (волк), Шюлюзин (рысь) и Тюлкю (лиса).

Известно, что все братья жили в дружбе и согласии. Однажды, все семь братьев решили устроить охоту на марала (Сыгын). И вот, идя по тайге, они наткнулись на спящего марала.

Братья остановились и заспорили вдруг: кому идти на марала первому?

Тогда Барсук смело стал подходить к маралу, надеясь показать свою удаль перед братьями, каков он ловкий и сильный, и не боится большого зверя. И только подумал он об этом, как марал проснулся и встал на ноги.

Марал увидел подкрадывающегося барсука, да как его ударил задними копытами и был таков. От такого сильного и неожиданного удара барсук далеко улетел в кусты, а когда оправился и выполз оттуда, то на его голове не оказалось шкуры. Предстал он перед братьями совсем лысым и растерянным.

Видя, такую картину, все братья-звери дружно рассмеялись. Льву и тигру, медведю и волку, рыси и лисе стало досадно, что барсук упустил марала, да еще и сам сильно пострадал, вызвавшись идти на охоту первым.

Есть еще японская легенда о Кадзутоё и барсуке. Как-то раз Кадзутоё и его слуга отправились ловить рыбу. Удачно порыбачили и уже собирались возвращаться домой, как внезапно полил сильный дождь, и они были вынуждены искать убежища под ивой. Подождав некоторое время, они увидели, что ливень не прекращается и становится темно, и тогда вопреки ненастью они решили продолжить свой путь. Не успели рыбаки отойти далеко, как повстречали горько плачущую молодую девушку. Кадзутоё отнесся к ней с подозрением, но его слуга был очарован красотой девушки и спросил у нее, кто она такая и почему блуждает в такую ненастную ночь.

– Увы! Добрый господин, – отвечала девушка, все еще рыдая, – моя история очень печальная. Я долго терпела насмешки и жестокость злой мачехи, которая ненавидит меня. Сегодня вечером она оклеветала меня и побила. Я не могла больше терпеть такие горькие унижения и ушла к своей тетке – она живет вон в той деревне, – чтобы найти покой, защиту и кров, но меня внезапно поразил странный недуг, и я была вынуждена оставаться тут, пока боль не отступила.

Эти слова тронули добросердечного слугу, и он тотчас посочувствовал прекрасной девушке, но Кадзутоё, основательно поразмыслив обо всем, выхватил меч и отрубил ей голову.

– О, мой господин, – вскричал слуга, – что вы наделали! Как вы могли убить ни в чем неповинную девушку? Поверьте, вам придется дорого заплатить за свое безрассудство!

– Ты ничего не понимаешь, – отвечал Кадзутоё, – но я тебя прошу сохранить все это в тайне.

Когда они пришли домой, Кадзутоё вскоре уснул, но его слуга после размышлений об убийстве прекрасной девушки отправился к родителям своего господина и рассказал им эту печальную историю.

Отец Кадзутоё, когда услышал этот наводящий ужас рассказ, страшно разгневался. Он тотчас отправился в комнату сына, разбудил его и сказал:

– О, презренный убийца! Как ты мог убить невинную девушку без малейшей на то причины? Ты опозорил благородное имя самурая, имя, которое носят истинные воины, те, что защищают слабых и беспомощных. Ты принес позор в наш дом, и мой долг – лишить тебя жизни.

Произнеся эти слова, он вынул меч.

– Отец мой, – отвечал Кадзутоё, не дрогнув перед сверкающим оружием. – Вы, как и мой слуга, ничего не понимаете. Мне надо было разгадать загадку, и после того, как я ее разгадал, уверяю вас, я не виновен в столь грязном преступлении, как вы предполагаете, и я честно предан призванию самурая. Девушка, которой я мечом отрубил голову, не была смертной. Будьте добры, пойдите завтра со своими слугами на то место, где все это произошло. Если вы найдете труп убитой девушки, вам не надо будет лишать меня жизни, ибо я сам сделаю харакири.

На следующий день рано утром, когда солнце еще едва всходило, отец Кадзутоё вместе со своими слугами отправился в путь. Как только они добрались до места, где разыгралась трагедия, на краю дороги отец увидел обезглавленный труп, который так боялся обнаружить, но не прекрасной девушки, а огромного барсука.

Когда отец снова вернулся домой, то спросил сына:

– Как так случилось, что ты разглядел барсука под личиной прекрасной девушки?

– Господин, – отвечал Кадзутоё, – существо, которое я увидел прошлой ночью, вначале и мне показалось девушкой, но ее красота была странной, не похожей на ту, какая бывает у земной женщины. Более того, хотя в то время шел проливной дождь, я заметил, что одежда девушки нисколько не намокла, и, поразмыслив над этим странным явлением, я сразу же понял, что эта женщина не что иное, как какой-то злой дух. Это существо приняло облик прекрасной девушки, чтобы околдовать нас своими чарами в надежде, что она сможет получить весь наш улов.

Старого отца переполнило восхищение мудростью сына. Обнаружив в нем такой дар предвидения и осмотрительности, он решил отречься от престола и провозгласить Кадзутоё вместо себя правителем Тосы.

Существует легенда, почему барсук и лиса в норах живут. Когда-то, рассказывают, не было у зверей хвостов. Был он только у льва. Плохо жилось зверям без хвостов. Зимой еще кое-как, а подойдет лето – нету спасения от мух да мошкары. Чем их отгонишь? Не одного, бывало, за лето до смерти заедали оводы да слепни.

Прознал про такую беду звериный царь и дал указ, чтоб все звери шли к нему хвосты получать.

Кинулись царские гонцы во все концы зверей созывать. Увидали волка – передали ему царский указ. Увидали быка, барсука – тоже позвали. Лисице, кунице, зайцу, лосю, дикому кабану – всем сказали.

Остался один лишь медведь. Долго искали его гонцы, нашли наконец сонного в берлоге. Разбудили, растолкали и велели, чтоб за хвостом поспешал.

Да только неторопливый медведь не очень спешил за хвостом.

Плетется, да мед выискивает. Видит – пчелиное дупло на липе. Взобрался медведь на дерево, а там, в дупле, меду полным-полно. Ест мед, торопится.

Пошел медведь на речку, вымыл шубу да и прилег на пригорке сушиться. А солнышко так припекло, что не успел Мишка и оглянуться, как уже сладко захрапел.

Тем временем стали звери к царю собираться. Первой прибежала лиса. Огляделась по сторонам, а перед царским дворцом целая куча хвостов: и длинные, и короткие, и голые, и пушистые.

Поклонилась лиса царю и говорит:

– Ясновельможный господин царь! Я первая откликнулась на твой царский указ. Дозволь же мне за это выбрать себе хвост какой захочется.

Царю-то все равно, какой хвост дать лисе.

– Ладно, – говорит, – выбирай себе хвост по вкусу.

Разворошила хитрая лиса всю кучу хвостов, выбрала самый красивый – длинный, пушистый – и помчалась назад, пока царь не передумал.

За лисой прискакала белка, выбрала себе хвост тоже красивый, да только поменьше, чем у лисы. За нею – куница. И она с хорошим хвостом назад побежала.

Лось, тот выбрал себе хвост самый длинный, с густою метелкой на конце, чтоб было чем от оводов да слепней отмахиваться. А барсук схватил хвост широкий да толстый.

Лошадь взяла себе хвост из сплошного волоса. Прицепила, махнула по правому боку, по левому – хорошо машет.

– Теперь мухам смерть! – заржала она на радостях и поскакала на свой луг.

Последним прибежал зайчик.

– Где же ты был? – говорит царь. – Видишь, у меня один только маленький хвостик остался.

– А мне и этого хватит! – обрадовался зайчик. – Оно и лучше, чтоб налегке от волка и собаки убежать.

Прицепил себе зайчишка коротенький хвостишко куда полагается, скакнул раз, другой и побежал веселый домой. А звериный царь, все хвосты раздав, пошел спать.

Повернул Мишка назад и злой-презлой потопал в свой лес. Идет он, вдруг видит – на пне барсук вертится, ладным своим хвостом любуется.

– Послушай, барсук, – говорит медведь, – зачем тебе хвост? Отдай его мне!

– И что ты, медведь, выдумал! – удивляется барсук. – Разве можно такого красивого хвоста лишиться?

– А не дашь по доброй воле, силой отберу, – буркнул медведь и положил свою тяжелую лапу на барсука.

– Не дам! – закричал барсук и рванулся изо всех сил бежать.

Смотрит медведь, а у него в когтях кусок барсучьей шкуры остался да кончик хвоста. Бросил он шкуру прочь, а кончик хвоста себе прицепил и двинулся в дупле мед доедать.

А барсук от страха места себе не найдет. Куда ни спрячется, все ему мерещится, что вот-вот придет медведь, остаток хвоста отберет. Вырыл он тогда в земле большую нору, там и поселился. Рана на спине зажила, а осталась зато темная полоска. Так до сих пор она и не посветлела.

Бежит раз лиса, глядь – нора, а в ней кто-то храпит. Забралась она в нору, видит, там барсук спит.

– Что это тебе, соседушко, наверху тесно, что ты под землю забрался? – удивляется лиса.

– Да-а, лисичка, – вздохнул барсук, – правда твоя – тесно. Если б не еду искать, то и ночью бы не выходил отсюда.

И побежала она искать от медведя убежища. Пробегала целую ночь, нигде спрятаться не может. Наконец под утро вырыла себе нору, такую же, как у барсука, залезла в нее, прикрылась своим пушистым хвостом и спокойно уснула.

С той поры барсук и лиса живут в норах, а медведь так без хорошего хвоста и остался.

Волшебство и фантазии привлекают детей и взрослых. Мир сказок способен отразить реальную и воображаемую жизнь. Малыши с радостью ждут новую сказку, рисуют главных персонажей, включают их в свои игры. Придуманные сказки про животных, которые говорят и ведут себя как люди, - излюбленная тема для детей. Как самостоятельно сочинить сказку? Как сделать ее интересной и увлекательной?

Зачем нужны сказки?

Примерно с двух лет дети начинают интересоваться сказками. Они внимательно слушают волшебные истории, которые им рассказывают взрослые. С удовольствием разглядывают яркие картинки. Повторяют слова и целые предложения из понравившихся сказок.


Психологи утверждают, что такие волшебные истории помогают ребенку понять окружающий мир, взаимоотношения между людьми. Красочные образы героев побуждают детей к размышлениям. На примере сказочных персонажей малыши учатся различать элементарные понятия добра и зла. Недаром большой популярностью пользуется такое направление в психологии, как сказкотерапия. С ее помощью осуществляется развитие, коррекция личности ребенка.

Придуманные сказки про животных нравятся детям. Волшебные истории о зверятах, наделенных человеческими чертами характера, помогают понять систему взаимоотношений.

Сказки о животных

Реалистичные черты поведения животных и интересный сюжет увлекают детей в волшебный мир. Со временем сложились характеристики, которые стали присущи определенному зверю. Добрый и сильный медведь, хитрая лиса, простоватый и трусливый заяц. Очеловечивание животных придало им индивидуальные черты, которые легко запоминаются и узнаются детьми.


Придумать волшебную сказку про животных достаточно легко. Необходимо выбрать основного персонажа и несколько эпизодов, которые с ним приключились.

Дети с 5-6 лет могут самостоятельно сочинять сказки. На перовом этапе им помогает взрослый. Постепенно ребенок сам начинает выбирать главного героя и ситуации, случившиеся с ним.

Детские придуманные сказки про животных

Волшебные истории, придуманные детьми, отражают их действительность или переживания. Поэтому следует внимательно вслушиваться в сказки, которые дети придумывают самостоятельно, чтобы понять чувства ребенка.

С возрастом дети начинают абстрагироваться от выбранных персонажей. Они отделяют волшебную историю от реальной жизни. Сказки, придуманные детьми про животных, отличаются непосредственность и искренностью.

Сказки, придуманные детьми про животных, можно продолжить новым сюжетом. Если ребенку нравится персонаж, то можно сочинить несколько новых историй, случившихся с ним.

Возрастные усложнения для сказок

Сказка помогает развить эмоциональную сферу ребенка. Он учится сопереживать героям. Особенно нравятся детям сказки, придуманные родителями. Можно дать задание ребенку, придумать начало сказки, а продолжение сочиняет взрослый.

Для самых маленьких придуманные сказки про животных не должны содержать злых персонажей или страшных сюжетов. Это может быть сказка-путешествие о том, как герой шел и повстречал разных зверей. Малыши с удовольствием подражают голосам и движениям лесных (домашних) животных.


К 5 годам дети понимают, что такое волшебство. Им нравятся нереальные сказочные истории про заколдованных лисичек или волшебных попугайчиков. В этом возрасте можно добавить неприятного персонажа, который будет вредничать. Обязательно в конце сказки надо помирить всех животных. Такой финал помогает развить у детей доброту, отзывчивость.

В младшем школьном возрасте придуманные сказки про животных могут содержать сложные конфликтные ситуации, различных по характеру персонажей, элементы волшебства. Часто дети просят рассказать страшную сказку – это помогает им в преодолении собственных страхов, развивает фантазию и воображение.

Как придумать маленькую сказку о животных?


Чтобы сочинить историю, достаточно сделать несколько шагов.

Шаг 1. Выбрать главного героя. Можно придумать ему имя, наделить индивидуальными чертами характера или внешности.

Шаг 2. Определиться с местом действия. Если главный герой – домашнее животное, то и проживать он должен на скотном дворе или в доме. Лесной зверь обитает в лесу, имеет свою нору (берлогу). Можно вкратце описать его будни.

Шаг 4. Завершение сказки – подведение итогов. Герой возвращается в привычное состояние, но уже другим. Если был конфликт, персонаж осознал, помирился, подружился с другими животными. Если ездил в путешествие, узнал правила движения, побывал в разных странах, привез подарки для друзей. Если происходило волшебство, то стоит описать, как оно повлияло на героя или окружающий мир.

Рекомендации для взрослых

Придумать короткую сказку про животных можно вместе с ребенком. А после попросить малыша нарисовать героев или слепить их из пластилина. Такое напоминание о совместном творчестве будет радовать ребенка и взрослого. При сочинении сказок следует придерживаться простых правил.

Читайте также: