Как сделать ламповый телевизор

Обновлено: 05.07.2024

Лена Головач Мудрец (17229) Да там легкотня, десять лампочек и пару резисторов в кучу собрать.

Значит смотри. Берёшь телевизор, лампочку из фонарика и кусок изоленты.

Проще спиздить.. У бомжей.. Или в мусорном бачке отыскать..

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Всем привет.
Появилась идея следующего характера.
На чердаке есть старые ламповые телевизоры ("Березка 1"; "Весна 308"; "Горизонт 204"; "Кварц 303"), все они до последнего момента работали.
Просматривал мануалы, по отдельности мощность усилков небольшая.
Что то можно сделать из того хлама??
Хочется конечно что то двухканальное, на 25 -35 ватт.

Всем привет.
Появилась идея следующего характера.
На чердаке есть старые ламповые телевизоры ("Березка 1"; "Весна 308"; "Горизонт 204"; "Кварц 303"), все они до последнего момента работали.
Просматривал мануалы, по отдельности мощность усилков небольшая.
Что то можно сделать из того хлама??
Хочется конечно что то двухканальное, на 25 -35 ватт.

По законам бывшей Украины - вещь возрастом свыше 50 лет - является исторической ценностью государства .
Потерьпите , пока этот хлам станет музейными экспанатами .
Как то наткнулся на цену приёмника времён великой отечественной войны - впечатляет !

Современные строительные электроинструменты достигают высокой производительности и эргономичности благодаря использованию мощных бесщеточных электродвигателей и литий-ионных аккумуляторов. Для реализации сложных алгоритмов питания таких двигателей и управления ими компания Infineon предлагает микросхему интеллектуального драйвера управления трехфазным бесщеточным двигателем 6EDL7141, MOSFET BSC007N04LS6 из семейства OptiMOS 6, а также отладочную плату EVAL6EDL7141TRAP1SH.

Выходная лампа строчной развёртки 6П44С (по-моему). Двухтактный каскад на них даст около 18 вт. На 4 лампах - 36 вт.

Компания Mornsun выпустила три серии источников питания с креплением на DIN-рейку в форм-факторе Home Automation на популярные значения выходной мощности 30, 60 и 100 Вт (серии LI30-20/PR2, LI60-20/PR2, LI100-20/PR2). Эти источники питания относятся ко второму поколению продукции (R2) и характеризуются высокой надежностью и хорошей стоимостью.

сдать в утиль отдельно чермет, отдельно цветмет, отдельно драгметаллы.
на вырученные деньги купить задуманное

Выходная лампа строчной развёртки 6П44С (по-моему). Двухтактный каскад на них даст около 18 вт. На 4 лампах - 36 вт.

Выходная лампа строчной развёртки 6П44С (по-моему). Двухтактный каскад на них даст около 18 вт. На 4 лампах - 36 вт.

Было бы неплохо. только как их сделать? Ну типа с "0" все начинать или же готовые блоки через включение чепочкой? Чтоб с "0" делать все -недостаточно навыков и знаний(

Цепочкой не выйдет. Если знаний/навыков недостаточно, то два пути.
1. С помощью литературы/интернета/форума, обновив школьные знания физики, хотя бы в общих чертах понять работу собираемого устройства.
2. Отказаться от идеи.

Не надо ни каких утилей, если я не ошибаюсь у этих телевизоров выходной усилитель на отдельной платке стоит. На этой платке располагается сам усилитель, УПЧ и ЧМ детектор. Платки я видел двух типов, с транзисторами в предварительных каскадах или целиком на лампах. Вам надо выбрать две одинаковых платки, два одинаковых трансформатора ТВЗ. Далее отпаиваете конденсатор с выхода детектора, он там стоит маленького номинала, басов с ним не будет совсем, и отключаете питание с УПЧ. В итоге получаете неплохой однотактный усилитель мощностью 2Вт. Этой мощности вполне достаточно чтобы комфортно слушать хорошую музыку. В дальнейшем можно поэкспериментировать с данной схемой, например убрать оттуда транзисторы и на одной сдвоенной лампе сделать предварительный каскад. Схем в интернете полно.
Дерзайте.

Почему только УНЧ ? Особого качества всеравно не будет .Как вариант - приемник.Только ". хотя бы в общих чертах понять работу собираемого устройства. "

Тем не менее, вещи, которые я буду рассказывать в этом цикле статей, могут вполне пригодиться в нашей с вами практической деятельности.

Итак, сейчас мы разберемся, как же происходит передача видеосигнала. Рассматривать мы будем родную до боли систему SECAM, потому что в нашей стране ( а именно - Российской Федерации) официально принята именно эта система телевидения. Впрочем - обо всем по порядку.

Как работает телевизор?

Телевизор работает по 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Это понятно.
У него есть экран - 1шт и динамик - от 1 до бесконечности, в зависимости от "навороченности" агрегата. Еще у него есть антенна и пульт управления. Но нас сейчас интересует только экран. А переводя с языка домохозяек на язык мудрых котов - кинескоп (электронно-лучевая трубка - ЭЛТ).

Я прекрасно понимаю, что в наш век плазмы и жидкого кристалла, электронно-лучевой кинескоп кажется кому-то пережитком старины. Однако, понять принцип работы телевизора, проще всего именно разбираясь с ЭЛТ.

Электронно-лучевая трубка

Шо це таке. Причем здесь электроны? Причем здесь лучи?

Дело в том, что картинка на экране рисуется при помощи электронного луча. Электронный луч очень похож на световой. Но световой луч состоит из фотонов, а электронный - из электронов, и мы его увидеть не можем. Куча электронов несется с бешеной скоростью по прямой от пункта А - к пункту Б. Так образуется "луч".

Пункт Б - это анод. Он находится прямо на обратной стороне экрана. Также, экран (с обратной стороны) вымазан специальным веществом - люминофором. При столкновении электрона на бешеной скорости с люминофором, последний испускает видимый свет. Чем быстрее летел электрон до столкновения - тем свет будет ярче. То есть, люминофор - это преобразователь "света" электронного луча в свет, видимый для человеческого глаза.

С пунктом Б разобрались. А что же такое пункт "А"? А - это "электронная пушка". Название страшное. Но страшного в ней ничего нет. Она не предназначена для того, чтобы жестоко расстреливать пришельцев с Марса. Но "стрелять" она все же умеет - электронным лучем в экран.

Как это все устроено?

Вообще, ЭЛТ - это такая большая электронная лампа. Как? Вы не знаете что такое лампа? Ну ладно…

Электронные лампы - это такие же усилительные элементы как и любимые всеми нами транзисторы. Но лампы появились намного раньше их кремниевых "коллег", еще в первой половине прошлого века.

Электронная лампа

Лампа - это такой стеклянный баллон, из которого откачан воздух.
В самой простой лампе - 4 вывода: катод, анод и два вывода нити накала. Нить накала нужна для того, чтобы разогреть катод. А разогреть катод нужно для того, чтобы с него полетели электроны. А электроны должны полететь затем, чтоб возник электрический ток через лампу. Для этого обычно на нить накала подается напряжение - 6,3 или 12,6 В (в зависимости от типа лампы)

Кроме того, чтобы полетели электроны - нужно высокое напряжение между катодом и анодом. Оно зависит от расстояния между электродами и от мощности лампы. В обычных радиолампах это напряжение составляет несколько сотен вольт, расстояния от катода до анода в таких лампах не превышают нескольких миллиметров.
В кинескопе расстояние от катода, находящегося в электронной пушке до экрана может превышать несколько десятков сантиметров. Соответственно, и напряжение там нужно намного большее - 15…30 кВ.

Такие зверские напряжения создает специальный повышающий трансформатор. Его еще называют строчный трансформатор, поскольку он работает на строчной частоте. Но, об этом - чуть позже.

При ударении электрона об экран, кроме видимого света, "вышибаются" также и другие излучения. В частности - радиоактивное. Вот почему не рекомендуется смотреть телек ближе 1…2 метров от экрана.

ЭЛТ в разрезе. Вид сбоку

Итак, луч получили. И он так красивенько светит аккурат в центр экрана. Но нам-то надо, чтоб он "чертил" по экрану линии. То есть, нужно заставить его отклоняться от центра. И в этом вам помогут… электромагниты. Дело в том, что электронный луч, в отличие от светового, очень чувствителен к магнитному полю. Поэтому то он и используется в ЭЛТ.

Отклоняющие катушки

Нужно поставить две пары отклоняющих катушек. Одна пара будет отклонять по горизонтали, другая - по вертикали. Умело управляя ими, можно гонять луч по экрану куда угодно.

Вот отсюда мы и начинаем нашу повесть о строчках точках и крючочках…

Повесть о Строчках, Точках и Крючочках

Картинка на экране телевизора образуется в результате того, что луч с бешенной скоростью чертит слева-направо сверху-вниз по экрану. Такой метод последовательной прорисовки изображения называется "развертка".

развертка изображения

Поскольку развертка происходит очень быстро - для глаза все точки сливаются в строчки а строчки - в единый кадр.

В системах PAL и SECAM за одну секунду луч успевает пробежать весь экран 50 раз.
В американской системе NTSC - еще больше - аж 60 раз! Вообще говоря, системы PAL и SECAM отличаются лишь в передаче цвета. Все остальное у них - одинаково.

Картинка образуется за счет того, что во время "бега", луч изменяет свою яркость в соответствии с принимаемым видеосигналом. Как происходит управление яркостью?

А очень просто! Дело в том, что кроме рассмотренных электродов - анода и катода, в лампах бывает еще третий электрод - сетка. Сетка - это управляющий электрод. подавая на сетку сравнительно низкое напряжение, можно управлять током, протекающим через лампу. Иными словами, можно управлять интенсивностью потока электронов, "летящих" от катода к аноду.

В ЭЛТ сетка используется для изменения яркости луча.

ЭЛТ с сеткой

Подавая на сетку отрицательное напряжение (относительно катода), можно ослабить интенсивность потока электронов в луче, или вообще закрыть "дорогу" для электронов. Это бывает нужно, например, при перемещении луча от конца одной строки к началу другой.

Теперь поговорим поподробнее именно про принципы развертки.
Для начала, стоит запомнить несколько несложных чисел и терминов:

Растр - это одна "строчка", которую рисует луч на экране.
Поле - это все строчки, которые нарисовал луч за один вертикальный проход.
Кадр - это элементарная единица видеоряда. Каждый кадр состоит из двух полей - четного и нечетного.

Это стоит пояснить: изображение на экране телевизора разворачивается с частотой 50 полей в секунду. Однако, телевизионный стандарт равен 25 кадрам в секунду. Поэтому один кадр при передаче разбивается на два поля - четное и нечетное. В четном поле содержатся только четные строчки кадра (2,4,6,8…), в нечетном - только нечетные. Изображение на экране также "рисуется" через строку. Такая развертка называется " чересстрочная развертка ".

Чересстрочная развертка

Бывает еще "прогрессивная развертка" - когда весь кадр развертывается за один вертикальный ход луча. Она используется в компьютерных мониторах.

Итак, теперь сухие числа. Все приведенные числа справедливы для систем PAL и SECAM.

Кол-во полей в секунде - 50
Кол-во строк в кадре - 625
Количество эффективных строк в кадре - 576
Количество эффективных точек в строке - 720

А эти числа выводятся из вышеприведенных:

Кол-во строк в поле - 312,5
Строчная частота - 15625 Гц
Длительность одной строки - 64 мкС (вместе с обратным ходом луча)

Размеры изображения

Далее мы поговорим о параметрах видеосигнала и составим схему, синтезирующую импульсы синхронизации.

none Опубликована: 2006 г. 0 1


Вознаградить Я собрал 0 1

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Первым телевизором, который я запомнил, был "Вечер". Когда я родился, он уже стоял в квартире родителей. Это был прокатный телевизор, с очень красивым и необычным дизайном. А еще это был, наверное, первый советский телевизор с автоматической регулировкой яркости в зависимости от освещения: у телевизора был датчик, фоторезистор, и яркость экрана была тем больше, чем ярче в комнате.


1. Вот, тот самый "Вечер". Это год 1971й

Но я припоминаю, что уже где-то, накрытый одеялом, чтобы не пылился, стоял другой телевизор, примерно такого же размера, я откидывал одеяло и видел золотую полоску справа.


2. Тот самый "Огонек". Вообще, в этой фотографии много интересного. Декабрь 1973 - январь 1974

Я не помню, когда именно родители сдали "Вечер" и заменили его "Огоньком". Тогда внешне мне "Вечер" нравился больше. Размер экрана у обоих телевизоров был одинаковый: 47см по диагонали. С точки зрения схемотехники, "Огонек" был более прогрессивный. Это была унифицированная модель УНТ-47/59. У "Огонька" был старший брат - "Электрон", у которого был совсем большой по тем временам кинескоп - 59см. Но даже внешне "Электрон" был копией "Огонька", и схема там был та же, за исключением номинала пары резисторов.

По "Вечеру" я смотрел. понятно, что я смотрел много чего, и мультфильмы, наверное, какие-то, и еще что-то. Но, вот, помню, как смотрел репортаж о лунной миссии в конце 1972г, это была последняя на сегодняшний день высадка человека на Луну. На экране "Вечера" я впервые увидел Анджелу Дэвис,- она мне сразу очень понравилась, а позже она была для меня секс-символом. :-) Но это тема для другого рассказа.

В апреле 1974г мы переехали в другую квартиру, зал (большая комната) там был больше, и 47-сантиметровый экран казался маленьким. Мой отец служил в конце 50х в войсках связи, ламповую технику он знал хорошо. Отец где-то купил корпус от телевизора "Электрон-205" с кинескопом 61см. Кинескоп совместим по электрическим параметрам и с 47м, и с 59м. Отец просто переставил "калитку" (всю схему телевизора, она была на большой съемной панели, для удобства ремонта ее можно было повернуть, как дверь, поэтому ее и называли "калитка") с "Огонька" в корпус "Электрона". У "Электрона" ручки громкости, яркости и контраста спереди, а у "Огонька" они прямо на "калитке", вверху в задней части. Так получилось, что спереди теперь были просто пустышки - декоративные накладки регуляторов без самих регуляторов, а все регулировки оставались вверху. Но, как бы то ни было, телевизор прекрасно работал. И проработал он в таком виде вплоть до 1989 года, когда я заменил черно-белый "Электрон" цветным, и тоже ламповым.

Куда делся корпус того "Огонька", я не знаю. Но мне всегда хотелось иметь такой вот телевизор, именно в таком оформлении, непременно с 47см кинескопом. Чинить телевизоры я начал где-то в возрасте 11 лет. Вот эту схему - УНТ-47/59 - я знал наизусть. Я чистил ПТК (переключатель каналов, контакты часто окислялись, и прием ухудшался, или был не устойчивым), я менял панели ламп (частая неисправность: со временем нарушался контакт, вот почему постукивание могло привести телевизор в нормальный вид, на время, конечно), я настраивал геометрию изображения, я мог легко определить, какая лампа "села", я мог поменять пересохший электролитический конденсатор, и я даже менял строчный трансформатор. У меня было 2 "калитки" от УНТ-47/59, не считая той, что работала в корпусе "Электрона". Не помню, откуда я их заполучил, одну чуть ли не со свалки. Обе они работали, причем, одну из них я очень любил, она немного отличалась. Там в усилителе звука была 6П14П на выходе и штук 5 транзисторов (против 6Ф5П + 6Ж1П в классической схеме). А в кадровой развертке стоял тиратрон ТХ4БТ. Почему-то эта схема считалась не надежной, но у меня другой опыт на этот счет.

Примерно в 1990 году мне посчастливилось рублей за 10 купить неисправный "Огонек". У него была треснута рамка вокруг экрана, не было ножек, и сел кинескоп, схема вообще не работала, и еще и полировка повреждена. Но это меня остановить не могло.

Кинескоп я купил - 47ЛК2Б. Он немного отличался от классического, который я помнил. У него не было металлического бандажа, наползающего на экран. Где-то достал ножки, склеил рамку, вклеил недостающий кусок полировки, не помню, откуда я его содрал, но по цвету подошел. Поставил свою любимую "калитку" с 6П14П и тиратроном, заменил еще и динамики (родные хрипели, поставил такие же - 1ГД18, но хорошие), заменил переключатель каналов ПТК-5 на ПТК-11 (пришлось спаять кабель-переходник) - 11й был более чувствительный, там лучше работала схема АПЧГ, и уже был задуман для подключения селектора ДМВ.

Получил прекрасный небольшой телевизор. Этот телевизор жив и здоров и сейчас. Фотографии я сделал в 2009 году.


3. Вот, мой "Огонек". Внешне почти не отличается от того, что на картинке №2, ну, ножки немного другие. И та самая золотая полоска, что так запомнилась с детства


4. Старая (первая) эмблема Львовского радиозавода. И ручка переключателя. Увы, "это только для фото". Ручка пластмассовая, а ПТК весьма тугой, и ручка давно треснула и болталась. Это болезнь многих телевизоров выпуска середины-конца 60х. До того ставили бакелитовые, более крепкие, ручки. А позже - ручки с металлическими вставками. Вот, когда ручка совсем разваливалась, и приходилось переключать программы пассатижами. Благо, каналов было два, редко когда три (в Днепропетровске до 1980г было 2 канала, ЦТ-1 на 5м и УТ на 7м)


5. "Клитка", возможно, была экспортная, потому, что заглушки были с английскими надписями. Верхняя - заглушка ПДС - приставки двухречевого сопровождения, был такой эксперимент, вещание с переводом на национальный язык, и с помощью приставки можно было выбирать один из двух языков, без заглушки звука не было. Вторая, поменьше - заглушка дистанционного управления. Во всех других калитках этой заглушки не было, там было просто гнездо, никуда не подключенное. А тут все по-честному. Без заглушки звук и яркость не регулировались ручками на телевизоре. Ну, и гнездо - выход на магнитофон, не просто типа "розетка", как для наушников, а уже СГ-3


6. Кстати, пульт дистанционного управления я нашел. Так что яркость и громкость можно было регулировать, не вставая с дивана. Но программы так переключать не получалось, конечно


7. Телевизор нормально работает, правда, уже какой-то электролит в кадровой развертке подсел, и с прогревом изображение чуток снизу сжимается. Принимает 4 метровых канала, и еще у меня к нему есть внешняя приставка - конвертер ДМВ, так что можно смотреть и дециметровые каналы. И тут уже не родная, но работающая ручка ПТК, кстати, очень удобная

Вот такой "Огонёк".

Ссылки по теме (на сайт Валерия Харченко "Отечественная Радиотехника 20 века").

Читайте также: