Как сделать лабораторную работу по естествознанию 5 класс

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Данный учебный предмет имеет свой целью:

подвести учащихся 5 классов к изучению нового предмета, показать учащимся роль химии и физики в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии и физики в их повседневной жизни;

воспитать у учащихся ответственное отношения к учебе, гордость за отечественную науку;

развить мышление, повышение интереса к предметам.

и способствует решению следующих задач:

создать условия для развития устойчивого интереса к физике и химии, к решению задач;

сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

развить общеучебные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;

развить творческие способности учащихся;

развить коммуникативные умения работать в парах и группе;

показать практическое применение законов физики и химии через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

3. Результаты освоения курса

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

— воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

— формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

— освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

— формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

— освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

— формирование элементарных исследовательских умений;

— применение полученных знаний и умений для решения практических задач.

Существенных изменений в авторскую программу внесено не было. Только некоторые лабораторные работы, рассчитанные на 20-25 мин учебного времени были объединены в практические работы, время выполнения которых – 1 урок, что позволяет учащимся сконцентрироваться на эксперименте.

5. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект:

Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса, авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак (2012).

Сборник задач по физике. Автор В.И. Лукашик (2009).

    Рабочие программы. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 классы.

Справочник по физике и технике. Автор А.С. Енохович (2011).

6. Учебный предмет изучается в 5-6 классах. Курс рассчитан на 140 учебных часов (занятия по два урока в неделю).

Рабочая программа для 5 класса рассчитана на 70 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов. Контрольных работ – 4. Практических работ – 4. Лабораторных работ – 26.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение (6 ч)

Природа. Человек – часть природы. Явления природы. Влияние человека на природу. Охрана природы.

Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества.

Что изучает химия.

Методы исследования природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, штатив, держатель для пробирок. Нагревательные приборы, строение пламени. Правила нагревания вещества.

Измерения. Измерительные приборы: линейка, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерения, правила пользования).

Знакомство с лабораторным оборудованием

Тело и вещество (23 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объём, цвет, запах).

Твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса. Масса различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Строение вещества: молекулы, атомы, ионы.

Движение частиц вещества.

Взаимодействие частиц. Строение твёрдых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Диффузия в твёрдых телах, жидкостях и газах.

Химические элементы. Периодическая система Д.И. Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение в кислороде.

Водород. Воздух – смесь газов. Фотосинтез.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Растворы и взвеси.

Сравнение характеристик физических тел.

Наблюдение различных состояний вещества.

Измерение температуры воды и воздуха.

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

Наблюдение горения в кислороде.

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

Взаимодействие тел (20 ч)

Силы. Сила как характеристика взаимодействия.

Действие рождает противодействие. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Всемирное тяготение. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации.

Сила упругости. Зависимость силы упругости от деформации.

Условие равновесия тел.

Трение. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхности.

Электрические силы. Объяснение электрического взаимодействия. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит.

Задачи на вычисление давления

Давление в жидкостях и газах.

Давление на глубине.

Сообщающиеся сосуды. Закон Паскаля.

Плотность вещества. Задачи на вычисление плотности.

Определение плотности вещества.

От чего зависит выталкивающая сила. Изучение архимедовой силы.

Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

Измерение силы трения.

Наблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.

Наблюдение магнитного взаимодействия.

Определение давления тела на опору.

Выяснение условия плавания тел.

Физические и химические явления (13 ч)

Механические явления (6 ч)

Механическое движение в природе и технике.

Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Путь и время движения.

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное).

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Тепловые явления (7 ч)

Учет теплового расширения и использование его в технике.

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

Испарение жидкостей. Конденсация.

Изучение процесса испарения жидкостей.

Вычисление скорости движения.

Наблюдение относительности движения.

Наблюдение источников звука.

Наблюдение изменения объема жидкостей и газов при нагревании и охлаждении.

Задание рисунок 1

Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты.
1 . Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.
2 . Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.
3 . Перелейте часть мутной жидкости из ста кана в пробирку и капните в неё 2 — 3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет.
4 . Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2 — 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
5 . Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал (рис. 14 ).
6 . Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.
7 . Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги, вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.
8 . Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.

Рис. 14 . Крахмальные зёрна в клетках клубня картофеля

Решение

1 . Берем зерна пшеницы, растираем их в ступке в муку, добавляем несколько капель воды и готовим кусочек теста.
2 . Заворачиваем тесто в марлю, опускаем мешочек в стакан с водой и промываем его. Образуется мутная взвесь.
Крахмал из теста перешел в воду, вода при этом помутнела.
3 . Переливаем часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капаем в нее 2 – 3 капли раствора йода. Жидкость приобретет синий цвет.
Это происходит реакция крахмала с йодом.
4 . Берем на кончике пинцета крахмал и размешиваем в пробирке с водой. Капаем в эту пробирку 2 – 3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зернах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
При этом крахмал не растворяется в воде, а со временем оседает на дно, образуя взвесь.
5 . Капаем каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Убедимся, что в клубне картофеля тоже есть крахмал.
Место, куда попала капля йода, изменило свой цвет, стало сине−фиолетовым. Это значит, что в картофеле содержится большое количество крахмала, который и вступил в реакцию с йодом.
6 . Рассматриваем остаток теста на марле. Мы видим клейкую массу, ее называют клейковиной или растительным белком.
По составу эта клейкая масса схожа по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком. Это позволяет сделать вывод, что важнейшим компонентом семян растений, в нашем случае пшеницы, является белок.
7 . Берем несколько семян подсолнечника, снимаем с них кожуру и раздавливаем на листе бумаги. Мы видим жирные пятна. Это подтверждает, что в семенах подсолнечника содержится значительное количество жиров.
8 . Вывод:
В результате проведенных опытов мы можем сделать вывод, что в состав растений входят как органические, так и неорганические вещества. Из органических веществ это белки, углеводы, жиры и т.д. Из неорганических – вода и минеральные вещества.

Обучающиеся 5, 6 класса еще очень медленно пишут, поэтому на оформление лабораторных работ уходит много времени, драгоценного времени, при 1 часе биологии в неделю. Я нашла выход и хочу поделиться с коллегами. Предлагаю примеры шаблонов для лабораторных работ. Я их просто распечатываю каждому ребенку, они выполняют, сдают на проверку. Эти шаблоны нужно подшивать и хранить вместо тетрадей для лабораторных работ, т.к. при любой проверке их требуют предъявить.

ВложениеРазмер
laboratornye_raboty_5-6_klass.docx 31.1 КБ

Предварительный просмотр:

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Цель: научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты.

  1. Рассмотрите лупу. Назовите ее основные части. Подпишите эти части на рисунке.
  1. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть помидора. Сделайте рисунок.
  1. Рассмотрите мякоть помидора под лупой. Сделайте рисунок.

1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные его части. Подпишите эти части на рисунке.

2. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат. Зарисуйте увиденное.

  1. На стр. 18. Учебника прочитайте правила работы с микроскопом. Отработайте эти правила.
  2. Вывод по работе.

Лупа служит для______________________________________________________________

Микроскоп служит для_________________________________________________________

ФИ________________________________________________, 5 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, ткани плодов томата, арбуз.

Задание 1. Рассматривание кожицы лука.

  1. Приготовьте микропрепарат кожицы лука. (Правило прочитайте на стр. 23 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Зарисуйте клетки кожицы лука.
  1. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:________________________________________

Задание 2. Рассматривание клеток томата под микроскопом.

  1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода томата. (Правило прочитайте на стр. 24 учебника)
  2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом сначала на малом увеличении, затем на большом.
  3. Отметьте цвет клетки. Почему капля воды изменила свой цвет и от чего это произошло? Зарисуйте клетки мякоти томата.
  1. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:______________________________________

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №1

Цель : Изучить внешнее строение цветкового и спорового растения.

Оборудование. Лупа ручная, микроскоп, препаровальная игла, предметное стекло, белый лист бумаги. Растение пастушья сумка, папоротник, семена любого растения.

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

3.Определите, где находятся цветки и плоды.

4.Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды, определите их количество._______________

1.Рассмотрите лист папоротника.

2.Найдите на нижней поверхности листа коричневые бугорки.

3.Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Споры высыплются.

4.Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.

5.Сравните размеры спор с семенами редиса.

ФИ________________________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №2

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование : лупа ручная, микроскоп, пинцет, пипетка, предметное стекло, покровное стекло., бинт. Часть луковицы, томата (арбуза)

1.Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза) отделите препаровальной иглой маленький комочек мякоти плода и положите его в капельку воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой мякоть в капле воды и накройте покровным стеклом.

2.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки.

Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении. Зарисуйте

3.Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло.

4. Вывод. Клетки мякоти томата имеют:_____________________________

1.Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней стороны поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

2.Положите её в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

3.Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.

3.Рассмотрите клетку при большом увеличении.

4.Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите её части.

5. Вывод. Клетки кожицы лука имеют:_____________________________

ФИ________________________________, 6 класс. Дата:______________

Лабораторная работа №3

Цель. Изучить внешнее и внутренне строение семени двудольного растения

Оборудование : Лупа ручная, препаровальная игла. Боб фасоли с семенами. Набухшие семена фасоли.

1.Рассмотрите плоды фасоли -бобы. Расскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена -фасолины.

2.Рассмотритее внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.

3.Найдите рубчик и семявход.

4.Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру

5.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.

6.Определите, в какой части семени находятся запасные питательные вещества.

7.Зарисуйте семя и надпишите его части.

8.Сделайте выводы и запишите.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические указания по выполнению лабораторных работ VBA

В методических указаниях рассмотрены основы работы с VBA.Методические указания предназначены как для обучающихся основного общего (полного) образования., так и для студентов очно-заочной и заочной фор.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Методические указания к выполнению лабораторных работ для учащихся НПО для всех специальностей

В работе приведены основные правила и приемы безопасной работы в химической лаборатории, описание методик выполнения лабораторных работ по неорганической химии, список рекомендуемой литературы.Издание.


Инструкция для выполнения лабораторных работ в кабинете биология с использованием микроскопа

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа.


Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах

Инструкции безопасных условий труда при выполнении лабораторных работ по физике в 7- 9 классах. Предлагаю свою версию инструкций к лаб работам и в кабинет физики.


Исследовательская работа по самостоятельной деятельности ученика при выполнении лабораторной работы

Инструкция и критерии оценивания учащегося при выполнении лабораторной работы.

Памятка при выполнении лабораторной работы по биологии

Памятка при выполнении лабораторной работы по биологии.

Инструкционные карты, используемые учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе

В данном документе содержатся примеры инструкционных карт, которые используются учащимися при выполнении лабораторных работ по физике в 7 классе. Инструкционная карта содержит краткое описание методик.

Читайте также: