Как сделать орксэ 4 класс

Обновлено: 30.06.2024

У нас в этом году у ребёнка четыре новых предмета: финансовая грамотность, родной язык, родная литература и ОРКСЭ.

Когда я увидела этот предмет в расписании, то сразу же зашла в чат класса и спросила педагога, что это значит. Оказалось - Основы Религиозных Культур и Светской Этики.

Тогда мне возразили некоторые учителя, что наша страна многонациональная и многорелигиозная и нельзя всем детям рассказывать исключительно о христианстве. А многие вообще считали, что про религии в школе говорить не стоит.

Спустя несколько лет я и сама пришла к тому, что только о христианстве говорить в школах нельзя, но вот рассказать детям о многообразии религий, немного углубиться в каждую, рассказать о том, что их объединяет и чему они учат - это было бы здорово.

И вот в школьной программе сына появился такой предмет.

Естественно, я очень заинтересовалась.

Когда Матвей вернулся из школы, я первым делом поинтересовалась, что же было на уроке. Думала, что сейчас он мне расскажет о том, как много в России разных религий, про христианство, буддизм и ислам.

Но он рассказал мне совсем не об этом.

На уроке им почему-то говорили о Владимире Ильиче Ленине и о том, что его не хотели хоронить.

У сына в 4 классе начался новый предмет - ОРКСЭ. Первый урок меня очень удивил и заставил подробно изучить учебник.

Давно я не вспоминала дедушку Ленина. Думала, что в наше время детям о нем рассказывают только на уроках истории в классах постарше. Но нет. Оказалось, что и Основы религиозных культур каким-то образом связаны с Владимиром Ильичом.

Спросила учительницу, ничего ли мой сын не путает и действительно ли они говорили о Ленине. Оказалось, что правда. Педагог рассказывала детям об истории России, ставила все гимны нашей страны и затронула так же тему Ленина.

Но после рассказа о том, что Ленина так и не похоронили, сын был под таким впечатлением, что про гимны не особо запомнил.

Честно говоря, я немного напрягалась после такого начала.

А на выходных обнаружила у Матвея в рюкзаке учебник по новому предмету и в итоге целый день его читала и пыталась составить своё мнение.

У сына в 4 классе начался новый предмет - ОРКСЭ. Первый урок меня очень удивил и заставил подробно изучить учебник.

Программа состоит из трёх блоков.

Первый блок о национальностях народов России. Второй о многообразии культур и религий. А третий о человеческих ценностях.

Прочитав первый блок я порадовалась, что наших детей будут учить уважительному отношению к разным национальностям, населяющим территорию России.

В учебнике пишут о том, как разные племена и народы присоединялись к России, о дружбе наших народов, о том, что все мы единое государство, о том как переплетены наши культуры.

С большим уважением и симпатией написано и о казанских татарах, и о народах Кавказа, и о еврейском народе, и о народах Сибири.

Пока я читала разные главы учебника, то мечтала побывать и в Казани, и в Нальчике, и во Владикавказе, и на Кольском полуострове, и в Биробиджане.

Все народы описаны в таком позитивном ключе, что с ними действительно хочется дружить и они видятся братьями.

И я с грустью понимала, что мое поколение воспитано несколько иначе. На данный момент реальность такова, что межнациональная рознь для многих - обычное дело. Хочется верить, что наши дети вырастут все же более терпимыми по отношению друг к другу.

У сына в 4 классе начался новый предмет - ОРКСЭ. Первый урок меня очень удивил и заставил подробно изучить учебник.

Второй блок меня разочаровал.

В нем говорится о культурах разных народов, но освещается только тема одежды, постройки домов и национальной еды. Причём о еде рассказывается почему-то исключительно о еврейской. Конечно интересно было почитать про форшмак и цимес, но я бы с радостью узнала и о кухне других народов.

Про религии очень поверхностно. Хотя общее представление можно получить и о христианстве, и об иудаизме, и о буддизме, и об исламе. Но глубины явно не хватает.

В этом же блоке рассматриваются и праздники. Религиозные и светские. Но не называются даты ни одного из них. И если про Рождество, Пасху и Новый год я ещё поняла из описания, то про остальные, которые сама не праздную, вообще ничего не понятно.

У сына в 4 классе начался новый предмет - ОРКСЭ. Первый урок меня очень удивил и заставил подробно изучить учебник.

Идея последнего блока мне очень нравится. Все же о человеческих ценностях в школе говорить нужно обязательно.

Но вот насколько удачно будет детям преподнесён этот материал, думаю, зависит от учителя. Впрочем, это касается и остальных тем.

Ведь такой предмет можно вести очень по-разному. Педагог может отнестись к нему формально, и давать ученикам исключительно то, что есть в учебнике, а может из каждого урока сделать что-то особенное и заложить в детях основу для личных духовных поисков.

Пока что я увидела, как в теме про гимны России учитель добавил от себя информацию о забытом всеми дедушке Ленине. Надеюсь, что про Иисуса, Будду, Моисея и Мухаммеде наш педагог будет рассказывать не менее увлекательно и сможет потрясти детей так же, как непохороненным вождем мирового пролетариата.

В этом разделе представлены конспекты по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе.

Сертификат за публикацию

Авторскими правами на размещенную информацию обладают её авторы (создатели презентаций), которые также несут ответственность за её достоверность. Редакция сайта не отвечает за качество авторских продуктов. Все материалы доступны по лицензии Creative Commons.

Копирование материалов каталога с целью размещения на своём сайте разрешается только при наличии ссылки на каталог Презентации.

© 2015—2022 Все права защищены. Презентации
Разработка сайта - Griban

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А.В.Кураев. – М.: Просвещение, 2011. – 95с.: ил.

2. Общая характеристика учебного модуля.

Задачи учебного модуля:

знакомить с важнейшими священными страницами родной истории; именами и нравственными подвигами православного человека;

знакомство со всемирно известными памятниками православной культуры;

помочь усвоить основные духовно-нравственные понятия: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

формировать благожелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

2. Доступность. Содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий).

3. Принцип культуросообразности. В содержании модуля прослеживается взаимосвязь гражданской и церковной истории России.

3. Описание места учебного модуля в учебном плане.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного модуля.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного модуля.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку события.

Требования к предметным результатам:

раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России;

на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

Выпускник получит возможность научиться:

развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

6. Содержание тем учебного модуля.

Учебно-тематический план.

Название раздела

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1.

Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Проекты.

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2.

Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Проекты.

Основные задачи курса ОРКСЭ:

- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.

Вокруг нового, никому пока ещё не известного курса, уже начали ходить различные мифы. Большое распространение имеют эти мифы среди родителей. Хочется рассеять эти сомнения и неправильные высказывания.

Миф 1: новый предмет будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Это не так. В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы. Такое образование может вести религиозная организация. Но только такая организация, которая имеет документ, подтверждающий её существование как юридического лица на соответствующей территории на протяжении не менее 15 лет. Но это обучение религии. А курс, который вводится в образовательные учреждения, будет знакомить с религиозными культурами, а не обучать религии.

Миф 2: в школу придут священнослужители. Это тоже неверно. Новый предмет будут вести педагоги школы. Они для этого будут специально обучаться на курсах повышения квалификации. Это педагоги, которые имеют отношение к культурологическим основам. Рекомендуется, чтобы этот курс вели учителя истории или учителя русского языка и литературы. Представителей религиозных конфессий учителя могут привлекать во внеклассной работе по данному курсу. И сейчас в процессе подготовки к введению данного курса, при подготовке учителей проводятся встречи с представителями религиозных организаций. Также они привлекались к разработке учебников по некоторым модулям курса. В состав координирующей группы, которая будет создана в каждом муниципалитете, также будут входить представители религий. В рамках курса также возможно посещение религиозных организаций в целях знакомства с экспонатами духовной культуры, традициями. Возможно оно только при согласии родителей (законных представителей), а также при условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных организаций.

Помним о том, что задача курса – формировать у обучающихся знания, понимание и уважительное отношение к религии как национальной духовной традиции. Выбор веры – это частное дело гражданина. Об этом мы говорим за пределами школы.

Миф 3: учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. Это тоже только миф. Курс включает в себя модули. У обучающихся есть право на свободный выбор. И они выбирают тот модуль, который им хотелось бы изучать. А вот задача педагогов, сама сложная задача в этом курсе – дать детям знания об их мировоззрении, и научить уважать людей, пусть пока это будут одноклассники, с другими взглядами, ценностями, с другим мировоззрением. Поэтому образовательным учреждениям рекомендуется не разделять учеников одного класса на группы на первом и последних уроках. Содержание первого и последних уроков одинаковое для всех модулей.

Структура и содержание курса.

Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:

1)основы православной культуры,

2)основы исламской культуры,

3)основы буддийской культуры,

4)основы иудейской культуры,

5)основы мировых религиозных культур,

6)основы светской этики.

Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:

1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);

2. Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).

3. Традиционные религии и этика в России (13 ч.);

4. Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).

Предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

Содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:

- Культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская).

На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция —осуществляется воспитание детей в рамках нового предмета.

Новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

Читайте также: