Как сделать лабораторную работу по биологии 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Строение костей непосредственно связано с выполняемой функцией: бедро, голень, плечо — трубчатые кости (опорная функция), фаланги пальцев — губчатые кости (подвижность), лопасти, тазовые кости — плоские (находятся в полостях организма).

Ответьте на дополнительные вопросы

  1. Какие виды соединения костей преобладают в скелете чело­века?

Подвижное соединение, полуподвижное.

  1. В каких отделах скелета наибольшее число костей? Почему?

Скелет конечностей: разнообразие и сложность выполняемых функций.

  1. Какой палец кисти имеет наибольшую подвижность? Поче­му? Какие преимущества это дает?

Большой палец. Он противопоставлен всем остальным, что даёт возможность захватывать предметы.

  1. Если бы стопа состояла только из одной кости, как это отра­зилось бы на походке, беге, прыжках, способности сохранять равно­весие?

Это значительно бы усложнило движения, сделало бы их неуклюжими, было бы сложность сохранять равновесие.

Диагностика и первая помощь при повреждениях скелета

Виды нарушения Характерные признаки Первая помощь
Растяжение связок боль, отёк, опухоль приподнятое положение тела, холод, покой
Вывих неправильное положение в области суставов наложение фиксирующей повязки, обезболивающее
Закрытый перелом костей ильная боль, отёк, нарушение функций фиксирование конечности шиной, обезболивание
Открытый перелом костей нарушение целостности костей и мягких тканей остановка кровотечения, наложение повязки

По вертикали: 2. Основа скелета человека (позвоночник).

По горизонтали: 1. Вид соединения костей черепа (неподвижное). 3. Оболоч­ка костей, обеспечивающая их питание и рост в толщину (надкостница). 4. Прочные тяжи из соединительной ткани (связки). 5. Смещение концов костей, обра­зующих сустав (вывих). 6. Нарушение целостности кости (перелом). 7. Плоская грудная кость (грудина). 8. Основной элемент скелета (кость). 9. Слегка изогнутая кость пле­чевого пояса (ключица). 10. Смешанная кость (позвонок). 11. Кость мозгового отдела че­репа (височная). 12. Дефект в развитии стопы (плоскостопие).

Инструктивные карты с целями, оборудованием, описанием хода работы. Можно использовать по программа В.В. Пасечника.

Оценить 3184 0

Лабораторная работа №4

Тема. Изучение морфологического критерия

Цель: изучить критерии вида, конкретизировать знания о виде на основе изучения признаков морфологического критерия.

Материалы: живые растения или гербарные материалы (изображения) растений разных видов одного рода (например, клевер ползучий и клевер луговой).

Рассмотрите растения двух видов одного рода.

Клевер луговой Клевер ползучий

Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и других органов двух растений. Выявите сходство и различия между ними. Заполните таблицу (используя предложенные рисунки и дополнительную информацию)

Признак для сравнения

Тип корневой системы

Листья (простые, сложные)

Стебель (древесный, травянистый – прямостоячий, стелющийся, вьющийся)

Цветок или соцветие

Черты сходства двух видов: _________________________________________________________________

Черты различия двух видов: _________________________________________________________________

Дайте ответы на вопросы.

О чём свидетельствуют черты сходства и различия разных видов одного рода?

Можно ли на основании морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений?

По результатам работы сделайте вывод.

Дополнительная информация

Клевер ползучий — многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Лабораторная работа№5 Вариант 1

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание:1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Одно из наиболее обширных семейств короткоусых двукрылых, встречаются повсеместно, кроме пустынь и тундр и на всех материках, кроме Антарктиды. В мировой фауне — 6000 видов, в Палеарктике — 1600, в России — 800. Ископаемые журчалки описаны из эоцена. Похожи на ос, но на самом деле они безобидные. Очень быстро летают и машут крыльями

Некоторые виды журчалок связаны с общественными насекомыми. Например, члены некоторых родов обнаруживаются в гнёздах шмелей, муравьёв и термитов.

Лабораторная работа№5 Вариант 2

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание: 1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Медведка обыкновенная - насекомое, относящееся к семейству сверчковых . Тело толстое, 5-6 см длиною, сверху серовато-бурое, снизу темно-желтое, густо покрыто очень короткими волосками, так, что кажется бархатистым. Передние ноги укороченные, толстые, предназначены для копания земли. Надкрылья укороченные, с помощью них самцы могут стрекотать (петь); крылья большие, очень тонкие, в покое веерообразно сложены. Медведка распространена по всей Европе за исключением крайнего Севера; В естественных условиях медведка селится на увлажненных, рыхлых, богатых органикой почвах. Особенно любит унавоженную землю. Часто встречается на огородах и в садах, где приносит большой вред, повреждая корневую систему многих культурных растений. Роют многочисленные, довольно поверхностные ходы. Днем медведки держатся под землей, а вечером с наступлением темноты выходят на поверхность земли, причем иногда летят на свет.Особенно нравится медведкам селиться на высоких и теплых компостных грядах, где они зимуют и где весной делают в земле свои гнезда и откладывает яйца. А чтобы обеспечить тепло для своего потомства, они уничтожают растения, затеняющие почву от солнечных лучей вблизи их гнезд. Они подгрызают корни и стебли растений, опустошают грядку так, что приходится дополнительно подсеивать семена или подсаживать рассаду.

Лабораторная работа№5 Вариант 3

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание: 1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Красноклоп бескрылый

Иногда весной или в начале лета эти клопы появляются в огромном количестве. Их можно встретить под каждой корягой, под каждым камнем. Но вреда сельскому хозяйству они не наносят, так как питаются органическими остатками, семенами иногда нападают на других насекомых меньшего размера. Облик красноклопа очень хорошо запоминается. Тело клопа достигает длины 9-11 мм, чёрного цвета, а редуцированные надкрылья (клоп не летает) красного с двумя большими чёрными пятнами и ещё двумя маленькими. Переднегрудь красная с чёрным квадратом посередине, который занимает большую её часть. Голова и сяжки полностью чёрные. Брюшко сверху красное Оплодотворённая самка откладывает яички на сырую землю под гниющими листьями или под камни. Из них вскоре развиваются личинки, которые похожи на взрослых клопов, но не имеют надкрылий. Если личинку раздражать, то она выделит жидкость с запахом жира. Личинки зимуют в почве и ранней весной превращаются во взрослых насекомых. Ареал: Евразия. Несколько клопов имеют похожий облик, но в отличие от красноклопа бескрылого имеют красную голову и развитые надкрылья.

Лабораторная работа№5 Вариант 4

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание: 1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Березовая пяденица

Распространена по всей Европе, кроме севера. Обитает в лесах, на живых изгородях и в садах, обычна в городах. Кормовое растение гусениц - разнообразные листопадные деревья и кустарники. Лет бабочки в мае—августе. Зимует куколка.

Лабораторная работа№5 Вариант 5

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание: 1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Обыкновенный богомол.

Самки крупнее самцов (48—76 мм и 40—61 мм соответственно), при спаривании самка пожирает самца. При кладке яиц самка вместе с яйцами выделяет обволакивающую их клейкую жидкость, которая при застывании образует оотеку длиной ~ 3 см и шириной 1,5— 2 см, содержащую 100-300 яиц.

Лабораторная работа№5 Вариант 6

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание: 1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Род дневных бабочек семейства нимфалид. Верхняя сторона крыльев чёрная или бурая с белым рисунком; нижняя — ржаво-красная; задние крылья с зазубренным краем. Распространены в Северном полушарии, преимущественно в умеренной зоне и в субтропиках. Бабочки появляются в первой половине лета. Гусеницы питаются листьями деревьев и кустарников. Наиболее известны: тополевый, развивающийся на тополях и осине, а также малый и голубоватый, живущие на жимолости.

Размах крыльев до 8cm.. В год обычно дает одно поколение в июне-июле. Зимуют гусеницы младших возрастов. Кормовыми растениями гусениц являются ивы, осины, тополя. Бабочки никогда не посещают цветков, охотно присаживаются на влажную землю, на конский и коровий помет, очень пугливы и взлетают при малейшей опасности. Сильное влияние на численность оказывают паразитические насекомые, насекомоядные птицы, а также низкая среднесуточная температура в период размножения бабочек.

Лабораторная работа№5 Вариант 7

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Задание: 1.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Божья коровка.

Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Как взрослые божьи коровки, так и их личинки питаются тлями ; некоторые божьи коровки, равно как их личинки, питаются растениями. В случае опасности жуки поджимают сяжки под голову, а ноги под туловище, притворяются мёртвыми и выпускают желтоватый сок, прежде употреблявшийся против зубной боли. Виды, имеющие более длинные ноги, в таких случаях стараются спастись бегством. Жуки зимуют под корой деревьев, под корнями и т. п. Весной самки откладывают желтоватые яички на листьях; из яичек вылупляются удлиненные, сзади заострённые личинки. Личинки божьих коровок часто имеют яркую окраску, бывают усажены бородавками и шипами; сяжки их 3-членистые, на каждой стороне головы находится по 3-4 простых глазка; ноги их довольно длинны. Куколки прикрепляются к листьям задним концом тела. Большая часть божьих коровок весьма полезна тем, что потребляет множество тлей, вредящих растениям, только очень немногие из них (напр. Epilachna), питаясь растительной пищей, бывают вредны.

Лабораторная работа №6

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель работы: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере археоптерикса

Оборудование: учебник, рисунки, карточки с дополнительным материалом.

1. Прочтите текст, приложения.

2.Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3. Запишите в тетрадь определения ключевых понятий, приводя примеры переходных форм и филогенетических рядов.

4. Определите значения ископаемых остатков, как доказательств эволюции. Выпишите в тетрадь, главные из них.

5. Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

6. Используя алгоритм работы, приведенный в инструктивной карточке, и, отвечая на вопросы, заполните таблицу:

Характеристика археоптерикса

Части тела и жизненные процессы

Характеристика археоптерикса

Археоптерикс — ископаемое позвоночное, величиною с голубя, занимающее по морфологии промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами. В научном отношении археоптерикс представляет большой интерес. Необычная смесь качеств присущих и рептилиям и птицам проявляются у археоптериксаочень явно, поэтому некоторые ученые называют его промежутечным звеном между динозаврами и птицами. Археоптерикса еще называют самой первой птицей на Земле.

Голова археоптерикса:

Череп археоптерикса построен по типу птиц, но в отличии от них, у археоптерикса были длинные челюсти с загнутыми внутрь зубами (как у хищных динозавров). Зубы археоптерикса имели коническую форме и больше всего похожи на зубы крокодилов.

Строение археоптерикса:

Строение скелета археоптерикса сравнивним со строением скелетов современных птиц и динозавров теропод, которые, по мнению большинства палеонтологов, являются ближайшими родственниками птиц.
В отличие от современных птиц, которые не имеют зубов, предчелюстные, челюстные и зубные кости археоптерикса несли зубы.
Предчелюстные кости археоптерикса не срастались друг с другом, в отличии от птиц. Верхняя и нижняя челюсть были лишены рогового чехла (рамфотеки), таким образом, археоптерикс не обладал роговым клювом.
Большое затылочное отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом, у археоптерикса находится сзади черепа, аналогично положению у динозавров, в то время как у современных птиц оно смещено на дно черепа. Шейные позвонки археоптерикса являются двояковогнутыми спереди и сзади, как у динозавров.

Крестцовые позвонки археоптериксане срастались друг с другом, тогда как у современных птиц поясничные, крестцовые и часть хвостовых позвонков срастаются в единую кость - сложный крестец. Крестцовый отдел позвоночника археоптерикса состоит из 5 позвонков, что сопоставимо числу крестцовых позвонков динозавров. Крестцовый отдел позвоночника современных птиц включает 1 позвонок, входящий в состав сложного крестца. 21—23 несросшихся хвостовых позвонка археоптерикса образовывали длинный костистый хвост. У современных птиц, хвостовые позвонки срастаются в единую кость — пигостиль, служащую опорой для рулевых перьев.

Полет или планирование:

Асимметрия маховых перьев свидетельствует, что археоптерикс обладал аэродинамическими свойствами необходимыми для полёта. Но археоптерикс не обладал рядом других адаптивных особенностей, характерных для способных к полету птиц, современных и вымерших, поэтому механика его полета и сам полет были более примитивными, по сравнению с более поздними птицами. Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, был ли археоптериксспособен летать активно или только планировать.
Отсутствие у археоптерикса киля, надкоракоидного сухожилия, а также малый угол плечевого сустава и оцененная нагрузка на крыло, по мнению некоторых исследователей, свидетельствуют, что археоптерикс был способен только к планирующему полету. Боковая ориентация сустава между лопаткой, коракоидом и плечевой костью показывает, что археоптерикс не способен был поднимать крылья выше уровня спины — необходимое условие для замаха крыла у современных птиц. Была выдвинута гипотеза, что его планирующий полёт сопровождался небольшими движениями крыльев без замаха. Другие исследователи отмечают, что археоптерикс отличается от типичных преимущественно планирующих птиц в форме тела, а также в размере крыльев. Кроме того, они указывают, что костная грудина или бумерангообразная вилочка, или пластинообразный коракоид археоптерикса могли служить местом прикрепления мышц, двигавших крыло. Сторонники таких аргументов заключают, что археоптерикс был способен к некоторой форме примитивного машущего полета.
Хотя скелет археоптерикса востановлен, но полностью востановить функциональную модель крайне затруднительно. По этой причине вопрос о том летал ли археоптерикс или только планировал еще долго будет открыт.

Образ жизни археоптерикса:

Трудно реконструировать образ жизни археоптериксов. Относительно этого существует несколько теорий. Некоторыми исследователями было высказано предположение, что археоптериксы, в основном, были адаптированы к наземному образу жизни, тогда как другие предполагают, что образ жизни археоптериксов главным образом, древесный. Отсутствие деревьев не противоречит этому предположению — некоторые современные виды птиц живут исключительно в невысоких кустарниках. Разные аспекты морфологии археоптерикса указывают как на наземное, так и на древесное существование. Длина ног и удлинённые стопы позволили некоторым авторам придти к выводу об универсальности археоптерикса, который мог кормиться как в зарослях, так и на земле и даже вдоль побережья лагуны. Вероятнее всего добыча была небольшой, совсем маленьких жертв археоптерикс хватал челюстями, тех, кто побольше — когтями.

Наследственность - это свойство всех живых организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

2. Что такое изменчивость?

Изменчивость - свойство всех живых организмов приобретать в процессе индивидуального развития новые признаки.

Выполните лабораторную работу.

Выявление изменчивости организмов

Цель работы: выявить проявления модификационной изменчивости у организмов.

1. Рассмотрите предложенные вам объекты.

2. Изучите внешний вид (фенотип) каждого объекта (отметьте различия в размерах, форме, окраске и т. д.).

3. Результаты внесите в таблицу.

Модификационная изменчивость у организмов

1. Сделайте вывод.

У одуванчика, в зависимости от действия условий среды, проявляются разные модификационные изменения.

Вопросы

1. Какие типы изменчивости присущи организмам?

Различают наследственную и модификационную изменчивость.

2. Какая изменчивость называется модификационной? Приведите примеры.

Модификационная изменчивость — это изменение фенотипа под действием факторов окружающей среды, происходящее без изменения генотипа.

Например, длина листьев, высота растений, масса тела животных, удойность крупного рогатого скота, яйценоскость кур зависит от внешних факторов.

3. Какие признаки организма подвержены модификациям, а какие нет?

Чаще всего модификациям подвержены количественные признаки: рост, вес, плодовитость и т. п.

4. Что такое норма реакции?

Пределы модификационной изменчивости какого-либо признака называют нормой реакции.

Изменчивость признака иногда бывает очень большой, но она никогда не может выходить за пределы нормы реакции. Например, человек может пробежать 100 м за 11 с, 10 с, 9 с, а вот за 5 с не сможет никогда.

5. Каковы основные причины модификационной изменчивости организмов?

Причиной модификационной изменчивости организмов является действие факторов среды.

6. Каковы основные характеристики модификационной изменчивости?

Основные характеристики модификационной изменчивости:

1. Модификационные изменения не передаются из поколения в поколение.

2. Модификационные изменения проявляются у многих особей вида и зависят от действия на них условий среды.

3. Модификационные изменения возможны только в пределах нормы реакции, т. е. в конечном счёте они определяются генотипом.

Задания

Подумайте, какой организм лучше приспособлен к условиям существования - с широкой или узкой нормой реакции. Своё предположение подтвердите конкретными примерами.

Лучше всего приспособлен к условиям существования организм с широкой нормой реакции. Она расширяет пределы существования.

Возьмем условно два вида бактерий, у которых норма реакции на температуру равна: 1) 0 - 400С; 2) -20 - 600С.

Каждая из этих бактерий будет погибать при температурах ниже -20 и выше 600С. Первая же бактерия также погибнет и при температурах от -20 до 0 и от 40 до 600С.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В авторской программе линии УМК В.В. Пасечника (Пасечник В. В. Биология. Базовый уровень. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие - Москва. Дрофа., 2017 год ) рекомендован примерный перечень лабораторных и практических работ:

1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом.

2. Выявление изменчивости организмов.

3. Изучение морфологического критерия вида.

4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 9 КЛАССА

УМК В.В. Пасечник. Вертикаль.

Пермяковой Е.И. , учителем биологии

МБОУ СОШ №7 г. Георгиевска

Пояснительная записка

В авторской программе линии УМК В.В. Пасечника (Пасечник В. В. Биология. Базовый уровень. 5-9 классы: рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие - Москва. Дрофа., 2017 год ) рекомендован примерный перечень лабораторных и практических работ:

1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом.

2. Выявление изменчивости организмов.

3. Изучение морфологического критерия вида.

4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Лабораторная работа№1

Изучение клеток и тканей растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах

Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток и тканей растений и животных организмов, выявить черты сходства и отличия растительных и животных клеток, показать принципиальное единство их строения.

Материалы и оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений и животных: кожицы чешуи лука, эпителиальные клетки полости рта.

1. Повторим строение микроскопа и правила работы с ним.

Алгоритм работы с микроскопом

1. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой.

2. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола.

3. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.

4. Положить микропрепарат на предметный столик.

5. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта.

6. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа.

2. Рассмотрите готовые микропрепараты растительной и животной клетки под микроскопом.

Сравните по одной растительной и животной клетке. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставьте знаки “+” или “-”

Плотная клеточная стенка

3. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.



4. Что общего у животной и растительной клетки?

5. В чем отличие растительной клетки от животной?

6.Выберите верные утверждения!

Верно (+) / не верно (-)

1.Вакуоли растительной клетки содержат клеточный сок.

2.Ядро есть только в растительной клетке..

3. Цитоплазма есть и в растительной и в животной клетке.

4. Растительная и животная клетка имеют единый химический состав.

5. В растительной клетке плотная клеточная стенка из целлюлозы.

Верно (+) / не верно (-)

1.Пластиды – органоиды животной клетке.

2.Информация о строении и функциях клеток содержится в цитоплазме.

3.Клетки растений и животных одинаковы по размерам и форме.

4.Промежутки между клетками заполнены межклеточным веществом.

5.У клеток растений мембрана покрыта клеточной стенкой.

7.Сделайте вывод, сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы признаки их сходства и различия?

Лабораторная работа № 2

Изучение фенотипической изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.

Цель: познакомиться со статистическими закономерностями фенотипической изменчивости, научиться строить вариационный ряд и вариационную кривую.

Оборудование: калькулятор, карандаш.

Определите значения предложенного признака, запишите эти значения через запятую.

2. Постройте вариационный ряд. Для этого в первой строке указывайте значение признака от наименьшего к наибольшему (L), а во второй – частоту встречаемости признака (P).

3. Постройте вариационную кривую изменчивости признака, откладывая по оси X значение признака, а по оси Y частоту встречаемости признака.





4. Вычислите среднее значение признака, обозначьте его буквой M, обозначьте её на графике вариационной кривой.

5.Сделайте вывод о норме реакции данного признака. Какую закономерность отражает график?

Лабораторная работа№2

Выявление изменчивости организмов

Цель работы: ознакомиться с проявлением модификационной изменчивости у растений путем построения вариационной кривой изменения признаков / на примере размеров листьев, плодов или семян растений /

Материалы и оборудование: комплект листьев березы, лавра или других растений, плоды фасоли, бобов, линейка, карандаш.

1. Измерьте длину листьев с помощью линейки

2. Запишите значения длин листьев в порядке нарастания или убывания признака.

3. Возьмите, не выбирая подряд 20-25 листьев и определите частоту встречаемости различных вариант длины листьев.

4. Полученные результаты занесите в таблицу:

сначала по горизонтали расположите v - варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже частоты их встречаемости - p.

5. Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие редко.

6. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака. Отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике, вычислите среднюю величину признака:

где M – средняя величина признака

n - общее число вариант

7. Сделайте вывод: о чем свидетельствует наиболее высокая точка кривой изменчивости размеров листа?

Какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Найдите взаимосвязь с генотипическими проявлениями

8. Сделайте вывод о норме реакции данного признака.

Лабораторная работа № 3

Описание особей вида по морфологическому критерию

Цель: выявить отличительные признаки строения разных сортов растений одного вида, изучить влияние искусственного отбора на различные сорта одного вида.

Оборудование:живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).

Ход работы

1.Изучить особенности внешнего строения предложенных растений.

2. Прочесть описание разных видов растений одного рода.

3. Указать отличительные черты, заполнив таблицу.

ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ

прикрепление на стебле

травянистый или одревесневший

прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся


К левер ползучий .Относится к классу Двудольные, семейству Бобовые. Многолетнее травянистое растение. Корневая система стержневая, ветвящаяся. Стебель ползучий, стелющийся, укореняющийся в узлах, ветвистый, голый, часто полый. Листья длинночерешчатые, трёхраздельные, их листочки широкояйцевидные, на верхушке выемчатые. Черешки восходящие, до 30 см длиной. Соцветия головки -


пазушные, почти шаровидные, рыхлые, до 2 см в поперечнике. Венчик белый или розоватый, по отцветании буреют; цветки слегка ароматные. В цветке 10 тычинок, девять из них сросшиеся нитями в трубочку, одна — свободная. Пыльцевые зёрна жёлтого цвета. Плод — боб продолговатый, плоский, содержит от трёх до четырёх почковидных или сердцевидных семян серо-жёлтого или оранжевого цвета. Начало созревания семян — июнь — июль. Размножается как семенами, так и вегетативно.

Клевер луговой. Относится к классу Двудольные, семейству Бобовые. Двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки - рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.

4. На основе изученного материала сделать вывод о чертах сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений? Можно ли на основании только морфологического критерия судить о видовой принадлежности растений? Ответ поясните.

Лабораторная работа№4

Изучение палеонтологических доказательств эволюции

Цель: изучить палеонтологические доказательства эволюции на примере переходной формы - археоптерикса.

Материалы, оборудование: учебник по зоологии, иллюстрации археоптерикса, рельефная таблица.

1. Прочтите текст приложения, рассмотрите иллюстрацию археоптерикса.

2. Дайте определения ключевым понятиям: палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

3.Найдите признаки сходства с пресмыкающимися и птицами.

4.Заполните таблицу: Характеристика археоптерикса

Части тела и жизненные процессы


5 . Сформулируйте вывод о роли палеонтологических материалов в доказательстве эволюционных преобразований живых организмов.

Размеры: Длина: 35 см.; Масса: около 300-400 г.

Образ жизни: Среда обитания: тропические джунгли. Привычки: жил на земле, возможно - на деревьях, летал плохо или вообще не летал.

Классификация:
Класс: Птицы.
Подкласс: Ящерохвостые.
Отряд: Вымершие птицы.
Род/Вид: Archaeopteryx lithographica.

Археоптерикс - вымершее позвоночное позднего юрского периода, величиной с голубя, занимающее по морфологии промежуточное положение между пресмыкающимися и птицами, обитавшее около150 млн лет назад. Все находки археоптерикса относятся к окрестностям Зольнхофена на юге Германии Это древнейшее животное, больше всего напоминающее современных птиц. Окаменелости этой первоптицы показывают, что её тело было покрыто перьями, а длинные лапы были подобны птичьим. Большие челюсти археоптерикса были покрыты многочисленными острыми зубами. Они не были предназначены для измельчения растительного корма. Но археоптериксы не могли быть и хищниками, поскольку большинство животных того периода были очень большими и не могли быть для них добычей. Основу питания археоптериксов, вероятнее всего, составляли насекомые. У археоптерикса были сросшиеся ключицы и покрыто перьями тело. Считают, что он мог если не летать, то хотя бы планировать. Оперение археоптерикса помогало скорее всего поддерживать температуру, чем летать. Крылья могли служить сетями для ловли насекомых. Считается, что археоптерикс мог взбираться на деревья, используя когти на крыльях. Большую часть жизни он проводил на деревьях. Нет сомнений, что археоптерикс был теплокровным животным. Поэтому исследователи предполагают, что он, как и современные птицы, насиживал яйца, в отличие от своих ближайших родственников, динозавров Яйца археоптерикс, скорее всего, откладывал в свои устроенные гнезда, которые он размещал на скалах и деревьях, чтобы защитить их и птенцов от хищников. Детеныши, которые вылуплялись из яиц динозавров, сразу же могли позаботиться о себе. Они были похожи на родителей, только меньше размерами. Ученые считают, что птенцы археоптерикса, как и потомство у современных птиц, появлялись на свет без оперения. Следовательно, они в первые недели жизни, вероятно, не были самостоятельными и требовали опеки родителей. Это значит, что у архиоптериксов должна была существовать какая-то форма родительского инстинкта, в том числе - и обеспечения птенцов кормом.

Заполнение учащимися таблиц по вариантам (можно пользоваться учебниками зоологии и общей биологии).

Читайте также: