Как сделать лабораторную работу по биологии 6 класс строение листа

Обновлено: 03.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление о клеточном строении листа, о связи особенностей строения клеток с их функциями, углубить знания о растительных тканях; установить связь строения клеток и тканей листа с функциями, выполняемыми листом; продолжить фор­мирование умения самостоятельно готовить микропрепараты; отрабатывать навыки работы с микроскопом.

Ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (ме­зофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, прово­дящая ткань — ксилема (древесина), проводящая ткань — флоэма (луб), сосуды, ситовидные трубки.

Практическая работа СТРОЕНИЕ КОЖИЦЫ ЛИСТА ГЕРАНИ

Цели: познакомить со строением кожицы листа как покровной тканью; выявить связь строения кожицы листа с выполняемыми ею функциями.

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.


Приготовьте микропрепарат кожицы листа герани. Для это­го аккуратно надрежьте лист при помощи скальпеля и пинцетом снимите небольшой кусочек кожицы листа без мякоти. Капните на предметное стекло каплю водного раствора йода и положите в нее кожицу листа внутренней стороной вниз. Накройте микро­препарат покровным стеклом.

Рассмотрите приготовленный вами микропрепарат. Най­дите клетки покровной ткани. Какого они цвета? Какой в этом биологический смысл?

Найдите волоски на поверхности кожицы листа герани. Все ли они имеют одинаковое строение? Каково их значение?

Найдите устьица и замыкающие клетки. Какова их форма и окраска? Какова функция устьиц в кожице листа герани?

Зарисуйте строение кожицы листа герани, отдельно зари­суйте строение устьиц. Сделайте подписи к рисункам.

Сделайте вывод о связях строения кожицы листа с ее функ­циями.

Практическая работа. СТРОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ТКАНИ ЛИСТА ГЕРАНИ

Цели: познакомить со строением основной ткани листа, по­казать различия в строении столбчатой и губчатой тканей; вы­явить связь строения основной ткани листа с выполняемыми ею функциями.


Под верхней кожицей найдите клетки столбчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на их форму и окраску. С чем это связано?

Найдите клетки губчатой ткани. Рассмотрите их, обратите внимание на форму и окраску клеток, на размер межклетников. Как это связано с их функциями?

Найдите сосуды, ситовидные трубки, волокна. Каково их строение и функции?

Зарисуйте поперечный срез листа камелии, подпишите его основные части.

Сделайте вывод о связи строения основной ткани листа с выполняемыми ею функциями.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

На какой части листа расположены устьица у большинства растений?

Почему у водных растений устьица расположены на верхней части листа?

Почему у злаков и некоторых других растений устьица рас­положены на обеих частях листа?

Какую ткань листа называют фотосинтезирующей?

Какая ткань листа является основной тканью?

Почему у листьев, погруженных в воду или освещенных рав­номерно с двух сторон, нет четкой дифференциации на столбча­тую и губчатую ткани?

Почему клетки покровной ткани листа бесцветны?

Почему клетки столбчатой ткани имеют большее коли­чество хлоропластов, чем клетки губчатой ткани?

В чем различие функций столбчатой и губчатой тканей?

Решить задачу. На 1 мм2 листа кувшинки расположено около 600 устьиц. Сколько всего устьиц находится на одном листе кувшинки, если известно, что его площадь составляет 470 см2? На какой части листа будут расположены устьица и почему?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Как влияет восковой налет на поверхности листа на испарение воды этим ли­стом? Привести примеры приспособления листьев к уменьшению испарения воды. Для каких растений это характерно?

Внутреннее строение листа

"Лист. Внутреннее строение листа"

МЯКОТЬ ЛИСТА

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Используя данный или гербарный материал для предложенных растений выберите характеристики их листьев.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Название растений соотнесите с изображением:

  • Орешник
  • Осина
  • Клён
  • Дуб
  • Акация жёлтая
  • Шиповник
  • Каштан
  • Ландыш
  • Кукуруза
  • Сирень
Вопрос 2

Определите тип листа для каждого растения:


Тип листа

А. Простой цельный.

Б. Простой рассеченный.

  • 1А 2А 3Б 4Б 5В 6В 7Б 8В 9А 10Б
  • 1А 2Б 3А 4А 5А 6В 7А 8В 9В 10В
  • 1Б 2В 3А 4А 5Б 6А 7А 8Б 9Б 10В
Вопрос 3

Определите лист по форме листовой пластины для каждого растения:

Цели: познакомиться с особенностями строения простого листа растения на примере листа ивы козьей, выявить его основные части.

Оборудование: гербарии листа ивы.

1. Рассмотрите внешнее строение листа. Найдите его основные части.



2. Найдите листовую пластинку – расширенную часть листа. Найдите черешок – узкую стеблевидную часть листа, которой листовая пластинка соединяется со стеблем. Найдите основание листа – часть, которой черешок прикрепляется к стеблю. У основания листа найдите прилистники. На листовой пластинке найдите жилки – проводящие сосуды листа.



3. Зарисуйте внешнее строение листа и подпишите его основные части.

4. Сделайте вывод о наличие характерных черт строения у листьев различных растений.


Люди привыкли называть листом широкую зелёную пластинку. Однако внешнее строение листа более сложное. Рассмотрим разнообразие форм, расположение на стебле, жилкование листьев.

Части листа

Части листа

Определение

Характеристика

Основная, самая широкая часть листа

– Обладает ограниченным ростом;

– имеет двухстороннюю симметрию;

– живёт один вегетационный период;

– у хвойных живёт до 5-15 лет;

– у тропических растений вырастает до 15 м в длину (обычный размер – до 10 см)

Узкая часть листа, соединяющая листовую пластинку со стеблем

– Поворачиваясь, ориентирует лист к свету;

– смягчает удары (дождевые капли, посадка насекомых)

Место крепления листа

Удерживает лист на стебле

Выросты у основания в виде чешуек, маленьких листочков, колючек

– Образуют почку и защищают будущий лист;

– опадают после раскрытия почки;

– в некоторых случаях сохраняются и играют роль листа

Листья с черешками называются черешковыми. При отсутствии черешка листовая пластинка растёт из стебля. Такие листья называются сидячими. Пример – лён, пшеница, одуванчик.

Простые и сложные

Все листья разделяются на два вида:

  • простые– лист имеет одну листовую пластинку;
  • сложные– состоят из нескольких листочков, прикрепляющихся к общему черешку.

Осенью простые листья опадают полностью вместе с черешком. Пример – берёза, вяз, осина. Сложные листья распадаются на листочки, а общий черешок отделяется от побега. Примеры – рябина, клевер, шиповник.

По расположению на общем черешке сложные листья разделяются на три вида:

  • перистосложные– листочки лежат по бокам от черешка; подразделяются на парноперистые – чётное количество, каждый листочек имеет пару, и непарноперистые – нечётное количество, заканчиваются одним листиком;
  • пальчатосложные– листочки отходят от верхушки черешка в разные стороны;
  • тройчатые– состоят из трёх листочков.

Наиболее сложные листья – дважды или трижды перистые или пальчатые. В этих случаях общий черешок имеет ответвления.

Разнообразие форм

Листья отличаются формой листовой пластинки. Листья бывают:

  • округлые;
  • овальные;
  • игольчатые;
  • ланцетные;
  • сердцевидные;
  • яйцевидные;
  • линейные;
  • серповидные;
  • веерообразные;
  • и т.д.

Разные формы листьев

Рис. 1. Разные формы листьев.

Края листьев также разнообразны. Выделяют:

  • цельнокрайние (гладкие);
  • зубчатые;
  • двоякозубчатые;
  • пильчатые;
  • городчатые;
  • волнистые;
  • шиповатые;
  • выемчатые.

В зависимости от глубины выемки листья подразделяются на три вида:

  • цельные– глубина менее четверти 1/2 листа (берёза);
  • расчленённые– выемка не доходит до оси (дуб);
  • рассечённые– выемка доходит до центра (картофель).

Листорасположение

Листья могут по-разному располагаться на черешке. Выделяют четыре типа расположения:

Жилкование

Любая пластинка, вне зависимости от формы и сложности строения, имеет внутреннюю сеть жилок, проводящую питательные вещества к клеткам листа. Также жилки служат своеобразным скелетом – держат форму и придают листу прочность. Жилкование бывает трёх типов.

  • Сетчатое. Основные жилки разветвляются на более мелкие. Структура напоминает сеть. Сетчатое жилкование подразделяется на три вида – перисто-нервное (яблоня), радиальное (цеанотус), пальчатое (клён). Типично для двудольных растений.
  • Параллельное. Жилки идут параллельно от основания до верхушки листа. Встречается у однодольных растений.
  • Дуговое. Напоминает параллельное, но жилки повторяют округлую форму листа, начинаясь от основания и соединяясь в верхушке. Пример – подорожник, ландыш. Типично для однодольных растений.

Что мы узнали?

Из статьи по биологии 6 класса мы узнали о составных частях, разнообразии и формах листьев растений. Листья бывают простые и сложные, округлые и вытянутые с разными краями, расположением на побеге и типом жилкования.

Читайте также: