Как сделать культуру

Обновлено: 07.07.2024

Многие книги можно найти в аудиоформате. Их можно слушать в метро, автобусе, во время прогулки или уборки по дому.

Многие книги можно найти в аудиоформате. Их можно слушать в метро, автобусе, во время прогулки или уборки по дому.

Нужно популяризировать нашу отечественную и мировую классику, историю, науку, а также искусство. Если Вы не любите читать книги, то их можно слушать. Многие литературные произведения читаются профессиональными актерами, сопровождаются хорошей музыкой и звучанием, соответствующим содержанию.

Классические произведения являются не просто произведениями искусства. В них содержится еще и мудрость, уроки которой очень бы пригодились современному человеку.

Слушая их, погружаешься в ту далекую эпоху, которую описывают классики. Герои оживают, а книга перестает быть тем, чем была для многих в школе — ужасным предметом, осваивать который нужно лишь для получения хорошей оценки.

Заражайте других личным примером

Читая хорошие книги со своим ребенком и вместе размышляя над ними, Вы помогаете ему развивать воображение, хороший вкус и способность критически оценивать информацию

Читая хорошие книги со своим ребенком и вместе размышляя над ними, Вы помогаете ему развивать воображение, хороший вкус и способность критически оценивать информацию

Наш мир изобилует удивительными и очень красивыми явлениями, достойными самого пристального внимания и вечного исследования

Наш мир изобилует удивительными и очень красивыми явлениями, достойными самого пристального внимания и вечного исследования

Однако пытаться стоит. Как-то я был в обычной молодежной компании. Мы говорили о многом: работа, политика, цены, фильмы и так далее. Разговор был довольно вялый. Многие вещи обсуждали, лишь бы не создавать неловкого молчания.

Приобщение к науке, культуре, духовным и нравственным ценностям станет сильнейшим противоядием к воздействию аморального телевидения и других разлагающих явлений современности.

Но стоило заговорить о науке, космосе, истории, как началась бурная дискуссия. Мы вспомнили Джордано Бруно, Платона с его Атлантидой и других исторических персонажей. Поговорили и о современной нравственности… Это был тот вечер, когда я ушел действительно удовлетворенным.

Уважаемый читатель, а как Вы полагаете, что можно сделать для поднятия культурного уровня общества, кроме борьбы с низкопробными передачами? И в чем, по-Вашему, причина популярности откровенно циничного и низкопробного телевидения?

Если Вам понравилась статья и Вы хотите читать новые публикации, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал Путешествие в сказку .

Развитие культуры речи

Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.

Если вы желаете владеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи. В статье мы расскажем, как это сделать.

Элементы культуры речи

Культура речи – обширное понятие. Оно включает совокупность элементов, цель которых – наилучшим образом воздействовать на получателя информации.

Составляющие культурной речи:

  • содержательность;
  • обширный словарный запас;
  • соблюдение лексических норм;
  • логичность изложения мысли;
  • правильная композиция высказываний;
  • четкая дикция.

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Содержательность

Содержательная речь должна соответствовать критериям:

  • достоверности;
  • аргументированности;
  • новизны;
  • актуальности;
  • пользы.

Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.

Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.

Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.

Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.

Словарный запас

Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.

Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.

Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.

Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.

Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.

Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.

Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.

Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.

Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.

Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.

Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.

Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.

Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.

Лексические нормы

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

  1. Неверное использование паронима (слова, близкого по звучанию, но имеющего иной смысл).
  1. Тавтология (повтор однокоренных слов в одном предложении).
  1. Плеоназм (употребление идентичных по значению слов).
  1. Нарушение лексической сочетаемости (не все слова в русском языке могут сочетаться между собой).

Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.

Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:

  1. Читайте. Здесь важно соблюдать два условия. Первое: чтение должно быть регулярным. Одна книга в год грамотнее вас не сделает. Мозг запоминает только то, что часто повторяется. Второе: читайте исключительно грамотные тексты (классику). Форумы, паблики, посты блоггеров изобилуют ошибками, которые мозг при регулярном чтении воспринимает за норму.
  2. Погрузитесь в правильную языковую среду. Вы будете имитировать речь культурных и грамотных людей, общаясь с ними.
  3. Не спешите. Люди оправдывают свою безграмотность требованием времени. Многие считают, что скорость передачи информации – это главное. Соблюдать правила русского языка некогда. В корне неверный подход. Исковерканные слова, которые постоянно используются в общении, мозг фиксирует как правильные, и вы перестаете замечать речевые ошибки.
  4. Учите правила русского языка. Без них никуда.

Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.

Логичность

Логика – это умение последовательно излагать мысли, исключать противоречие между ними и строить связный текст. Чтобы каждое ваше высказывание было таковым, необходимо соблюдать 4 основных закона логики и не допускать логических ошибок.

Одно рассуждение – одна мысль.

В примере тема цунами 2004 года перетекает в рассказ о цунами, как явлении вообще. Появляются две нити повествования вместо одной.

Из двух взаимоисключающих высказываний одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.

Высказывания, противоположные по смыслу, одновременно истинными быть не могут.

Каждое утверждение должно быть подтверждено убедительными доказательствами.

Здесь вы найдете перечень полезной литературы, которая поможет вам не допускать ошибок логического типа.

Композиция

Неоспоримый признак культуры речи – четко продуманная композиция высказывания. Было бы некультурно приступить к повествованию, не поприветствовав аудиторию. Или начать речь с кульминации рассказа.

Возможно ли овладеть мастерством композиции? Да. Для этого нужно соблюдать несколько условий:

Правильно построенная композиция позволяет оратору владеть и управлять вниманием слушателей. Наращивать интерес, если аудитория остыла. Чтобы оживить речь, сделать ее эмоционально-привлекательной для слушателей, выполняйте упражнение древнегреческого философа и ритора Горгия.

Возьмите любой предмет. Например, горшок с кактусом. В течение минуты пойте ему дифирамбы. Припомните его положительные качества, пользу, опишите визуальную привлекательность предмета в самых ярких красках. Затем сразу же в течение минуты хулите его.

Старайтесь быть максимально категоричными, радикальными как в порицании, так и в рукоплескании. Обязательно выражайте свои эмоции невербально: мимикой, жестами, выражением глаз. Проявляйте свободу в интонационном выражении.

Дикция

Рекомендуем вам совершать 4 действия, которые сделают вашу дикцию четкой:

Чтобы наработать этот речевой навык, читайте вслух, артикулируя выразительнее, чем вы делаете это в повседневной жизни.

На нашем сайте вы найдете скороговорки для улучшения дикции.

Друзья, развивайте культуру речи. Повышайте общую культуру. Уважайте своих собеседников и русский язык в целом. Успехов вам!

Создание культуры высокой эффективности

Встречали ли вы когда-нибудь компании, которые все время демонстрируют потрясающие результаты? Знаете ли вы людей, которые говорят, что им нравится их работа, и им нравятся люди, с которыми они работают? Вы когда-нибудь хотели построить такую организацию?

В этой статье мы расскажем о том, как задать направление вашей организации, как создать культуру эффективного взаимодействия персонала, как организовать команду для поддержки созданной культуры, как управлять производительностью и ежедневно придерживаться культуры высокой эффективности.

Формирование культуры высокой эффективности

Культура высокой эффективности – это культура, в которой люди добиваются результатов благодаря правильному поведению. Они внедрили это поведение в свою повседневную жизнь. Людям из высокоэффективных культур требуется меньше контроля. Они уполномочены достигать целей, соответствующих направлению деятельности организации.

Как лидер вы должны понимать, как создать высокоэффективную культуру, а также понимать свои обязанности по ее реализации. Мы выделили шесть компонентов для создания высокопроизводительной культуры:

  • Во-первых, вы должны определить культуру. Что такое высокая эффективность? Какого желаемое поведение? Как вы узнаете, что достигли высокоэффективной культуры?
  • Во-вторых, задайте направление. Какое видение у организации? Какова цель организации? Вы должны уметь сформулировать это перед командой.
  • В-третьих, взаимодействие. Какие средства и методы коммуникации вы собираетесь использовать, чтобы день за днем укреплять культуру?
  • В-четвертых, как вы будете создавать команды ? Какие процессы вы собираетесь создать для набора и развития талантов?
  • В-пятых, управление производительностью. Каковы цели организации? Как вы собираетесь измерять эффективность людей? Как создать правильные поведенческие стимулы?
  • В-шестых, необходимость ежедневно придерживаться разработанной вами культуры. Как вы собираетесь контролировать и обеспечивать обратную связь с людьми, чтобы закрепить желаемое поведение и избавиться от поведения, которое противоречит культуре, которую вы пытаетесь создать?

Помните, что, укрепляя культуру, увеличивается вероятность лучших результатов, а производительность увеличивается. Но также стоит помнить и об обратной динамике. Плохое поведение порождает плохую работу, что приводит к еще большему плохому поведению и, в конечном счете, к плохой культуре.

Оценка вашей нынешней культуры дает вам понимание отправной точки вашего пути к созданию культуры высокой производительности. Эта оценка включает в себя оценку того, что означает ваша текущая культура, как люди ведут себя и какие у вас рычаги для стимулирования поведения. Определение того, ведут ли люди себя в соответствии с вашей культурой или, наоборот, отказываются ей следовать, является важным элементом оценки вашей культуры.

Давайте посмотрим, что входит в одну из этих культурных оценок. Вам нужно задать себе несколько вопросов:

  1. Какое описание лучше всего объясняет вашу культуру? Получите ответы от руководителей высшего звена, менеджеров и других руководителей, согласны ли они с описанием? Если это не так, у вас могут быть проблемы с культурой.
  2. Ясно ли направление организации? Знают ли люди, как это направление связано с культурой, которую вы пытаетесь создать?
  3. Ясны ли цели и ожидания? Поддерживает ли культура достижение этих целей?
  4. Какие существуют каналы связи для обсуждения и укрепления культуры? Эффективно ли вы используете эти каналы?
  5. Какие существуют процессы для поддержки и укрепления культуры? Эти процессы эффективны? Каких процессов или какой платформы вам не хватает для стимулирования культуры?
  6. Какое поведение людей соответствует культуре, а какое несовместимо? Связаны ли мотивация к позитивному поведению с культурой? Есть ли последствия у негативного поведения?

После того как вы пройдете эту культурную оценку, у вас будет более четкое представление о том, с чего вы должны начать и где основные пробелы, которые вам нужно решить, чтобы создать культуру высокой эффективности.

Чтобы создать культуру высокой эффективности, вы должны определить, что такое высокая производительность. Как вы собираетесь ее измерять? Насколько ваше определение зависит от жестких бизнес-показателей, таких как продажи, прибыльность и рост, по сравнению с качественными показателями, такими как моральный дух, вовлеченность и удовлетворенность клиентов?

То, как вы определяете и измеряете производительность, будет определять методы, которые вы применяете для ее достижения. Если вы определяете производительность с помощью жестких бизнес-показателей, вы получите поведение, ориентированное на управление этими показателями. Это не всегда дает желаемый результат с точки зрения построения культуры высокой эффективности.

Вот вам пример. В одной известной организации высокая эффективность определялась как продажи и удержание клиентов. Это были два жестких показателя, ориентированные на бизнес-результаты. Торговые представители и руководители филиалов сосредоточились на этих показателях и не тратили время на обучение и развитие . Они не инвестировали ни во что, что отвлекало бы время от продаж и удержания клиентов. Созданная ими культура была похожа на шлифовальную машину.

Лучшие сотрудники в скором времени выдохлись. Их так сильно подталкивали к достижению этих показателей продаж, что это уже их не мотивировало. Оставшиеся люди оказали негативное влияние на культуру компании. Это подорвало моральный дух. Это не была культура высокой эффективности.

Высокопроизводительная команда

То, как вы определяете высокую производительность, будет определять поведение. Так что помните о показателях, которым вы хотите следовать, потому что поведение будет следовать этим показателям.

Задаем направление развитию культуры высокой эффективности

Видение и миссия организации определяют направление. Они имеют прямое влияние на тип культуры, который вы собираетесь для себя избрать. Видение и миссия должны быть захватывающими, убедительными и давать команде четкое понимание их поведения, необходимого для реализации самой миссии и видения.

Одна важная вещь, которую вам необходимо сделать – это связать свою цель со своей культурой. Ваша миссия – это ваша цель, она объясняет, почему организация существует и как она вносит свой вклад в этот мир. Культура, которую вы создаете, способствует выполнению вашей миссии.

Культура высокой эффективности означает, что ваше видение и миссия представляют собой идеал или цель, которую люди могут реализовать. Иногда это определяется вашим положением по отношению к конкурентам или финансовыми показателями, но они не влияют на культуру.

Правильное видение и миссия описывают то, что вы делаете для клиентов. Они даже могут касаться вклада организации в само общество. Сотрудникам необходимо объяснить, как культура, которую они создают, связана с миссией, которую они пытаются выполнить.

Теперь попробуйте подумать о своем видении и своей миссии. Посмотрите на каждый элемент раздельно. Как каждый элемент связан с культурой, которую вы пытаетесь создать. Если связь четкая, то вы можете организовать встречу с командой, чтобы изложить свое видение и миссию. Если вы не можете найти связь, возможно, пришло время переформулировать свое видение и миссию.

Стратегия организации – это набор инициатив и действий, которые вы предпримете для реализации своего видения. Эти действия и общая стратегия должны поддерживать культуру высокой эффективности, которую вы пытаетесь создать.

Выбор инициатив, которые соответствуют этой культуре или укрепляют уже имеющуюся, помогают людям с энтузиазмом относится к той работе, которую они делают. Они знают, почему их конкретный проект – отличная идея как с точки зрения бизнес-результатов, так и, с точки зрения того, какую пользу он приносит культуре, которую вы создаете.

Как лидер, вы должны показать взаимосвязь между проектами, над которыми работают люди, и культурой, которую вы создаете. Вы должны пропускать их через стратегический фильтр, чтобы выбирать соответствующие инициативы. Это означает, что у вас будут критерии для выбора проекта и принятия решения о том, следует ли данный проект вашей стратегии или нет.

Взгляните на свой стратегический план. Какие инициативы вы преследуете? Как они связаны с культурой? Понимают ли ваши команды эту связь между инициативой и культурой, которую вы пытаетесь создать? Если нет, поясните связь. Если эта инициатива не соответствует культуре, которую вы пытаетесь создать, вам, вероятно, следует прекратить ее реализацию.

Чем теснее вы сможете связать свою стратегию с формированием культуры высокой эффективности, тем больше у ваших сотрудников будет энтузиазма реализовывать эти инициативы и тем быстрее вы будете формировать культуру, в которой заинтересованы.

Действия по усовершенствованию культуры

Если культура – это сумма наших повседневных действий, то люди и команды – истинные движущие силы культуры. Люди, которых вы выбираете в качестве лидеров, людей, которых вы продвигаете, а также то, как вы организовываете команды, и кого вы решаете нанять – все это ясно говорит о вашей культуре. Соответствие культуре организации должно являться критерием оценки при выборе руководителей или сотрудников.

Оценка сотрудников и руководителей

Есть несколько методов создания команд, которые будут поддерживать вашу культуру:

  1. Выбор руководящей роли. Выбирая кого-то на руководящую роль, оцените его предыдущие усилия и то, как они укрепили или ослабили культуру. Имейте в себе силу воли отказывать тем кандидатам, которые добились результатов, но не следовали вашей культуре. Для продвижения сделайте культуру критерием выбора. Когда вы это сделаете, люди поймут, что соответствие культуре явно способствует продвижению по службе.
  2. Во время процесса приема на работу, когда вы проводите обсуждение кандидата, четко обсудите его культурные особенности. Если есть серьезные сомнения по поводу этого соответствия, откажитесь от найма этого кандидата, независимо от того, насколько сильна его репутация в другом месте.
  3. Когда вы работаете над структурой команды, учитывайте состав команды, поскольку это связано с культурой. Смешивайте опытных работников с новыми членами команды. Наличие этих сильных исполнителей, работающих вместе с людьми, которые еще не знают культуру, или людьми, которые не соответствуют культуре, может ускорить изменение поведения, к которому вы стремитесь.

Разработка процессов для внедрения культуры – отличный способ систематизировать поведение в организации. Эти процессы включают набор, прием на работу, адаптацию, оценку эффективности и награждение.

Включите культуру в качестве критерия оценки приема на работу. Вы можете сделать культуру частью вашего процесса адаптации. Также, культура должна быть критерием оценки в ваших обзорах эффективности. Наконец, сделайте культуру категорией или, по крайней мере, предметом рассмотрения получения награждения.

Когда вы смотрите на свои процессы с точки зрения найма, адаптации, управления производительностью и вознаграждений, спросите себя, как вы можете изменить эти процессы, чтобы укрепить культуру, которую вы пытаетесь создать.

Управление эффективностью

Создавая высокоэффективную культуру, вы должны управлять производительностью всей организации. Это означает постановку целей и оценку результатов. Культура – это один из элементов высокой производительности, а другой – это результат. Сообщите команде, как вы будете оценивать их работу, и сообщать о ее результатах. Как хороших, так и плохих.

Сбалансированные системы показателей могут быть эффективным способом связать культуру с результатами и гарантировать, что результаты не принижают культуру. Эта связь рассматривается как возможности для улучшения общих показателей. Например, повышение качества обслуживания повышает удовлетворенность клиентов, что, как мы надеемся, улучшает финансовые результаты.

Найдите время, чтобы взглянуть на свои цели и на то, как вы их оцениваете. Есть ли соответствующий баланс между культурой и результатами? Если нет, подумайте, как вы можете изменить цели и показатели, чтобы стимулировать культуру и результаты, которых вы ищете.

Как большие, так и маленькие награды будут укреплять поведение сотрудников, соответствующее культуре, которую вы пытаетесь создать. Они также повысят эффективность, которую вы пытаетесь достичь. Если вы хотите, чтобы ваша команда приняла вашу культуру, вам нужно продемонстрировать, как эта культура связана с эффективностью и как она способствует ее достижению. Эти связи должны быть установлены как на уровне эффективности организации, так и на уровне отдельных лиц.

Начальник награждает сотрудника за следование культуре компании

Конечно, никто из нас не любит быть плохим руководителем, поэтому мы избегаем наказания, но иногда наказания оправданы. Некоторых людей нужно перевести на другие должности, понизить в должности, отстранить от руководящих должностей или даже уволить. Это случается нечасто, но, когда это необходимо, организация обращает на это внимание.

Когда люди видят, что за их нарушения нет никаких последствий, они приходят к выводу, что вас больше интересуют результаты, чем культура. Они будут считать, что проступки не имеют никаких последствий. Это может привести к еще большему проступку или к тому, что хорошие люди, поддерживающие культуру, уйдут из организации.

Если вы предпримете быстрые действия, когда это необходимо, это послужит убедительным сигналом и предотвратит дальнейшее плохое поведение. Люди узнают, что вы серьезно относитесь к культуре.

Придерживаемся созданной культуры высокой эффективности

Если культура – это сумма наших повседневных действий, то небольшое действие может дать довольно большой результат в ее построение или соблюдение. Регулярное укрепление вашей культуры и ценностей заразительно. Эти мелкие формы поведения укрепляют культуру, над созданием которой вы так много работали. Ваша демонстрация такого поведения показывает людям, что вы привержены ей.

Вот несколько вопросов, которые заставят вас задуматься о небольших действиях, которые вы можете ежедневно предпринимать, чтобы укрепить свою культуру:

  • Как вы собираетесь придерживаться данного поведения?
  • Какие возможности вы упустили и можете ли вы их использовать?
  • Какие небольшие действия вы можете предпринимать каждый день, чтобы укрепить свою культуру?

Предоставление конкретных и действенных отзывов – большая часть вашей работы как лидера. Вам необходимо предоставлять конкретную, регулярную обратную связь о поведении, которое демонстрируют ваши люди. Предлагайте обратную связь в тот момент, когда вы наблюдаете за поведением.

Убедитесь, что вы регулярно предоставляете обратную связь. Чем эффективнее вы будете предоставлять обратную связь конкретным и действенным образом, тем эффективнее вы будете повышать производительность и, в конечном счете, укреплять культуру, которую пытаетесь создать.

Заключение

Если вы серьезно относитесь к формированию культуры высокой эффективности, вам нужен план. Вы должны осознанно строить культуру. Следовательно, этот план должен включать в себя, во-первых, то, как вы будете оценивать и определять эту культуру. Потратьте время на создание своего стратегического плана и привязку своего видения и миссии к культуре, которую вы пытаетесь создать.

Затем спланируйте свои каналы связи. Выясните, о чем вы собираетесь общаться, какой канал вы собираетесь использовать и как часто вы будете общаться. Продумайте, как вы будете организовывать свои команды и какую работу они будут выполнять.

Интегрируйте культуру в свои процессы. Такие вещи, как набор, найм и адаптация, должны иметь очень сильные культурные элементы. Сделайте эти связи явными, чтобы люди знали, что именно здесь культура вписывается в ваш процесс адаптации, где она вписывается в набор или прием на работу.

Наконец, ставьте цели и управляйте производительностью. Подумайте об использовании сбалансированной системы показателей, когда у вас есть результаты и культура, и вы не можете получить хорошие оценки в своем обзоре, если не сосредоточитесь на обоих. Как только у вас будет план высокоэффективной культуры, внедрите его и живите в соответствии с этой культурой каждый день.


Мы с детства знаем, что брать без спроса вещи и сидеть с ногами на столе некультурно. Чтобы стать ближе к пониманию культуры, рассмотрим какие у нее бывают виды и формы.

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Понятие культуры

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Europa Universalis 4 / Европа Универсалис 4

Алексей Багинский

Алексей Багинский запись закреплена

Родион Артемьев


Родион Артемьев

Вадим Тагатуллин

20% от твоего общего дохода,и культура принята.
Ну а если ты извращенец,коих поискать,то предлагаю тебе перекинуть столицу в провинцию с интересующей,после ты увидишь решение,но я не помню сколько должно времени пройти,когда появится это решение.

Родион Артемьев


Родион Артемьев ответил Вадиму

Вадим, я так и сделал, когда столицу в Ольстер перенес)) ирландская культара стала воспринятой, когда еще одну прову с ирландской культурой захватил

Вадим Тагатуллин

Я 1 раз проделал такое,только с Румынией(Иллирией на тот момент).Венгерских пров много,а ты маленький.Удобно,но я считаю это всё же извращением.

Алексей Багинский

Вадим Тагатуллин

Алексей, в окне провинции есть такая кнопка,как "перенос столицы".Это что-то типа короны,ну или не знаю что пытались изобразить Парадоксы.Это дело стоит толи 200 ,толи 300 админки.А за кого играете?

Алексей Багинский

Вадим Тагатуллин

Алексей Багинский

Алексей Багинский

Алексей Багинский

Вадим Тагатуллин

Алексей, Да нет же.Если перенести столицу,то культура ,где находится столица,станет государственной.Я в этом немного знаю,но думаю ,если перекинуть столицу например в Москву,то Русская культура станет государственной,и в следствии украинская и белорусская культура станут терпимыми.А вот с литовской посложнее будет.Мало провинции,малый БН.Шанс принятия мал.Можно взять гуманистические идеи,там есть решение на принятие культур,по-моему на 50% легче это дело.Но это всё теория,сам я такого не пробовал,ну то есть в таких масштабах.Дерзайте, эксперементируите.Но сделайте сейв перед тем как это провернуть,ибо я за последствия не ручаюсь.

Читайте также: