Как сделать кухню кошерной

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

В кухне Израиля много правил, ограничений и табу. Но от этого она не стала менее вкусной и даже менее разнообразной. Наоборот, национальная кулинария приобрела свой узнаваемый и яркий колорит. Расскажем, что такое кашрут и как он применяется, какие еврейские традиционные блюда нужно обязательно попробовать, и что из кошерных блюд легко можно приготовить дома.

Еврейская кухня формировалась веками и вобрала в себя множество кулинарных традиций из мест, где в разное время проживали евреи. В ней можно встретить традиции выходцев из Восточной Европы, блюда традиционной сефардской кухни, влияние средиземноморской и восточной кухонь. И, конечно, трудно представить национальную кухню Израиля без следования законам Кашрута.

Исторические факты

После того, как 2000 лет назад евреи покинули Палестину и расселились по разным территориям, стали выделять две основные части народа – сефардскую и ашкеназскую. Сефарды попали в Испанию, Марокко и Йемен, а ашкенази поселились в европейских странах, в том числе, и в России.

Сефардская кулинария вобрала в себя традиции восточной и средиземноморской кухонь. А вот ашкеназская стала отличаться абсолютной простотой. Именно для ашкеназской хозяйки важно умение создать полный обед всего лишь из одной курицы.

Евреи попадали в чужие страны и старались приспособиться к новым для себя продуктам. При этом они берегли и традиции своей национальной кухни. Так, например, чтобы отличать еврейский хлеб в общей пекарне, на нем стали плести косы. Благодаря этому появились халы.

Шаббат

Кошерная еда

Традиционные блюда в Израиле готовятся только с учетом законов Кашрута. Эти ритуальные правила основаны на заповедях Торы. Они определяют не только вопросы приготовления пищи, но также юридические и многие бытовые аспекты.

В соответствии с этими правилами введены такие понятия, как кошерная и некошерная еда. Одни продукты признаются пригодными в пищу, а другие категорически есть нельзя. Также Кашрут определяет, как нужно забивать животных и готовить блюда.

  • В число кошерных животных попадают жвачные парнокопытные, питающиеся только травой. Это коровы, козы, овцы, лоси и т.д. А вот свиньи, верблюды, кролики обладают только одним из этих двух признаков. Поэтому их есть нельзя.
  • Кошерность птиц определяется исключительно традициями. Принято есть только одомашненные виды. Правило кошерности распространяется и на яйца. Они могут быть получены только от кошерных птиц. А еще повара внимательно следят за тем, чтобы в яйца не попадали сгустки крови.
  • Кошерная рыба обязательно должна иметь плавники и чешую. Осетровые, стерлядь, сом и другие рыбы чешуи не имеют, поэтому они кошерными не признаются. По этой же причине не годны в пищу и различные морепродукты.
  • Молочная и мясная пища никогда не смешиваются. Разделяется даже посуда, в которой готовятся мясные и молочные блюда. Так, одну и ту же кастрюлю нельзя брать для того, чтобы сварить мясо и молочную кашу.
  • Абсолютно запрещено в каком угодно виде употреблять кровь животных. Поэтому кроветворные органы животных также подготавливают особенным образом.
  • Запрещено использование желатина. Вместо него берут агар-агар.

Есть и другие правила, определяющие кошерность или некошерность того или иного продукта.

Блюда национальной кухни

Для национальной кухни Израиля характерно использование большого количества овощей и фруктов, рыбы, зелени, бобовых, оливкового масла.

Форшмак

В еврейской кухне много рецептов, которые широко известны. Например, форшмак. Эту закуску чаще всего готовят из рубленой сельди. Для форшмака нужно взять сельдь, батон, сливочное масло, яблоки, яйца, лук. Классический рецепт этого еврейского блюда можно посмотреть здесь. Форшмак можно подавать в отдельной емкости, а можно оформить для праздничного стола в виде роллов. Посмотреть, как сделать это правильно, можно в нашем видео-рецепте.

Хумус

В число блюд, которые обязательно нужно попробовать, входит хумус. Это паштет из отварного нута, приправленный различными специями. Традиционно в состав этой пасты входят нут, оливковое масло, тахини, лимонный сок, чеснок и паприка. У каждого мастера хумуса в Израиле свой секрет приготовления. Хумус прекрасно сочетается с теплой питой и солеными огурцами. Приготовить яркий и пикантный хумус можно и с добавлением запеченной свеклы. А здесь можно посмотреть пошаговую инструкцию приготовления этого блюда.

Фалафель

Другое очень вкусное и популярное блюдо из нута – это фалафель. Для него берут нут, зелень, обжаренный лук, чеснок и специи. Из измельченной массы формируют шарики и обжаривают во фритюре. Подают с различными овощными салатами. Есть фалафель можно как в горячем, так и в холодном виде. Попробуйте приготовить фалафель как в Израиле и удивить своих близких новым вкусом.

Хацелим

Еще одна очень известная еврейская закуска – хацелим. Пюре из баклажанов приобретает в ней неповторимый вкус. В Израиле она продается в магазинах, а дома для нее нужно взять баклажаны, кунжутную пасту или домашний майонез, лук, чеснок, лимон, оливковое масло, соль и перец по вкусу. Баклажаны для блюда нужно запечь, измельчить, смешать с жареным луком и чесноком, и слегка взбить в блендере. Тахини или майонез добавить в последнюю очередь.

Чолнт

Специально для праздничной Субботы готовят сытное блюдо чолнт. Для него нужны мясо, белая и красная фасоль, пшеничная крупа, яйца, картофель, лук, паприка, мед. Крупу и фасоль предварительно замачивают, лук и картофель обжаривают. Все ингредиенты в определенном порядке закладывают в толстостенную посуду и ставят томиться на медленный огонь.

Шакшука

Самое популярное блюдо на завтрак в Израиле – шакшука. Это глазунья с острым томатным соусом и зеленью. Особенность этой яичницы в том, что яйца не жарятся, а тушатся в овощном соусе. О том, как добиться насыщенного и яркого вкуса у знакомого блюда, можно почитать здесь.

Креплах

На праздники евреи часто готовят креплах – небольшие треугольные пельмени. Начинка этих пельменей зависит от праздника. В священные праздничные дни их принято начинять мясом и подавать в курином супе. На праздник Пурим их готовят с сухофруктами, а на Шавуот – с сыром.

Любят готовить евреи и сладкую выпечку. Тут можно отметить яблочный кугель, шоколадный пудинг с мацой, амановые ушки (песочное печенье с начинкой из шоколада или варенья) и многое другое. А самое известное сладкое блюдо – это цимес. Один из классических вариантов с морковью и фруктами. Также цимес делают на основе нута, фасоли и других ингредиентов. Это кушанье – один из символов еврейского Нового года.

Кошерная еда — что это означает?

Кашрут — это понятие из иудаизма, которое обозначает допустимость чего-либо с точки зрения традиционного иудейского права.

К этому своду правил относится не только еда, но и регламент относительно семейной, общественной и религиозной стороны жизни верующих евреев.

Конкретно в еде за качеством кошерности пищи устанавливается весьма строгий контроль. В Израиле работает примерно две сотни предприятий, которые этим занимаются. Каждое из них имеет свою печать. С ее помощью они обозначают кошерность того или иного продукта.

Правила относительно кошерности касаются в основном выращивания культур, убоя скота и предварительной обработки сырья, а также применяются к составу продуктов.

Подавляющая часть кошерной пищи исключает присутствие химических добавок, посторонних примесей и всего того, что произведено ненатуральным путем.

конфи из утки

Если раньше вас пугало это слово, то напрасно. Бояться тут нечего. По всему миру кошерная еда созвучна с ведением здорового образа жизни, потому что считается полезной для организма.

Также кошерными могут быть растения, животные и насекомые.

Мясо и рыба

Верующим евреям дозволяется употреблять в пищу млекопитающих, которые сразу подходят под два признака, — это жвачные и парнокопытные животные (коровы, овцы, козы, косули и олени). Поэтому нельзя есть свинину, зайчатину, конину и верблюжатину.

запеченная дорадо

Касаемо мяса птиц, евреям разрешается употреблять в пищу куриц, гусей и уток, а также индюшек.

Согласно кашруту нельзя есть 24 вида птиц. Большинство из них и так не в ходу у основной части населения планеты, к примеру, совы и вороны.

Строгим условием для получения отметки о кошерности мяса является отсутствие в нем крови.

! Рекомендую почитать пост по теме:

Забой делает специально обученный раввин, которого называют шойхет.

При этом он обязан знать, как сделать так, чтобы животное не чувствовало боли. Это одно из самых строгих правил при забое.

Кошерная рыба тоже должна иметь два отличия: плавники и чешую. В связи с этим нельзя есть угрей, осетров, сомов и все морепродукты. Так что раки и креветки тоже запрещаются.

Икра считается кошерной, если ее добыли из списка разрешенных рыб.

Под запретом к употреблению у евреев также находятся хищные животные, к примеру, тигры. Нельзя есть пресмыкающихся, насекомых и червей.

Разрешены некоторые виды саранчи. На пчел распространяется запрет, а вот на их мед — нет.

Овощи и фрукты

Овощи и фрукты не должны содержать насекомых.

Нельзя употреблять ядовитую растительную пищу, такую как ботва картофеля или сырые косточки слив.

Чтобы выявить, что в плодах не содержится насекомых, осуществляется специальная проверка продукции.

Большая часть овощей и фруктов признается кошерной. Существует только несколько правил для обработки почвы и высадке растений.

Молоко и молочные продукты

С молоком и молочными продуктами дело обстоит достаточно просто. Можно есть все, что добывается от кошерных животных.

Получается, что нет категоричных запретов ни на молоко, ни на яйца. Главное — отсутствие в составе запрещенных добавок.

Под строгим запретом находится смешивание мясных и молочных продуктов питания.

Напитки

Самые сильные ограничения касаются алкогольных напитков. Кошерными считаются только те вина, которые были произведены в Израиле.

Это связано с требованиями к выращиванию и сбору урожая винограда. К примеру, для работы нельзя брать его четвертый урожай.

Многие вина, произведенные в Израиле, пастеризуют. Тогда, даже если бутылка будет открыта не евреем, напиток не потеряет статуса кошерного.

Еще в запрещенный список внесены спиртные напитки, которые были выдержаны в винных бочках. К ним относится виски и коньяк. Также нельзя употреблять алкогольную продукцию, в которой содержатся некошерные добавки.

Разрешена большая часть сортов пива. Не вызывают нареканий водка, текила, ром и джин . Кофе, чай и большинство соков, которые не содержат молочных или винных компонентов, — также считаются кошерными.

Чем отличается кошерная еда от халяльной

фаршированный перец

В основном мы можем слышать это понятие в связке с правильно приготовленной и дозволенной пищи для мусульман.

Отчасти требования к халяльной еде и напиткам такие же, как и к кошерной. С другой стороны, есть существенные различия.

Мусульмане тоже не едят свинину. Они применяют примерно те же правила для забоя скота. Однако у них нет специального человека, который бы наблюдал на правильностью соблюдения запретов и ограничений.

В исламе есть только одно ограничение, которого нет в иудаизме. Оно касается употребления спиртных напитков. В исламе они под строгим запретом, а в иудаизме в этом не видят ничего плохого. Еще одно отличие — в исламе можно есть конину и верблюжатину. Это непозволительно с точки зрения кашрута.

Ислам разрешает употреблять в пищу молочное и мясное одновременно. В иудаизме это под строгим запретом.

Можно сказать, что кашрут на порядок строже, чем халяль. Это также наблюдается на примере рыбы.

В исламе можно есть любую рыбу, которую убили во время ловли. Нельзя употреблять только ту, что умерла собственной смертью от неизвестных причин.

При этом морепродукты также находятся под запретом.

И в исламе и в иудаизме нельзя есть и пить кровь животного. Считается, что в ней содержится его душа.

В исламе есть свой обряд забоя скота, но он отличается от правил кошерного забоя.

Кошерная и халяльная пища полюбилась всем сторонникам здорового образа жизни, потому что отвечает большинству запросов о правильном и полезном питании.

Халяль допускает больше свободы по части еды, но тоже не приемлет жестокое обращение с животными.

По исламским традициям забивать скот нужно максимально быстро и безболезненно.

Уверен, что теперь вы больше узнали про халяльную и кошерную еду. У каждой религии существуют свои правила, которые работники общепита должны знать и уважать.

Если вам есть что добавить или появились вопросы, пишите в комментарии, постараюсь дать ответ.


Кошерной пищей называют любую еду, которая приготовлена с соблюдением строгих правил иудейской религии. Свод этих правил называют кашрутом — это довольно точные предписания, касающиеся выбора и приготовления продуктов…

Понятие кошерности имеет под собой религиозный фундамент, однако при ближайшем рассмотрении такой подход к делу оказывается весьма оптимальной и здоровой диетой, соблюдать которую будет полезно даже далекому от религии человеку.

Запреты и допущения

Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет кошерным, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Рыбу можно есть только с чешуей — кальмары и другие морепродукты не являются кошерными. Категорически запрещена свинина, в пищу пригодно только мясо жвачных парнокопытных. Запрет на смешение мясных и молочных продуктов настолько строг, что на ортодоксальных еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы и посуда.

Мясо и молоко хранится отдельно друг от друга, а перерыв между ними должен составлять не менее трех часов.


Птица и животные, употребляемые в пищу, должны быть зарезаны специальным человеком — шойхетом, который должен убить животное особым ножом, с молитвой и с минимумом страданий. Мясо обязательно обескровливают — в кашруте присутствует строгий запрет на употребление в пищу крови.


Магшиах проводит строгий отбор пищи, которую можно подать на стол. Как правило, почти половина продуктов не проходят отбор магшиаха, поэтому в кошерных ресторанах и магазинах всегда крайне строгий контроль качества.

Кошерная соль


Своему названию кошерная соль обязана процессу кашерования мяса. После того, как животное или птица проходят процедуру закалывания, их мясо необходимо промыть, вымочить в воде, обсыпать крупнозернистой солью и оставить в таком виде на час. За это время соль вытянет из мяса остатки крови и мясо станет кошерным. В рецептах словосочетание используется для обозначения крупно и среднезернистой соли. С подачи распространения технологии обескровливания мяса и в среде неевреев — любая натуральная средне- и крупнозернистая соль без добавок стала называться кошерной.


by рав Нахман Лейб Злотник 1.8k Views 0 Votes

То, к какому из этих двух способов кошерования следует прибегнуть, зависит от процесса готовки, при котором посуда стала запрещённой. Если запрещённый продукт впитался в стенки посуды во время варки, т.е. такого вида готовки, при котором пользуются водой или другой жидкостью, то впитывание происходит более слабо и для того, чтобы откошеровать посуду, достаточно агалы.

В случае, когда запрещённый продукт попал в стенки посуды в результате жарки или печения, т.е. процессов готовки без использования жидкостей, впитывание происходит более основательно и посуда без того, чтобы из неё не был выжжен запрещённый продукт, не становится кошерной. Для этого посуду прокаливают до такого состояния, что от неё начинают лететь искры. Если удаётся нагреть посуду до такой температуры, то можно быть уверенным, что всё то, что в неё впиталось, сгорело.



Для того, чтобы изъять из посуды впитавшийся в неё разрешённый продукт, даже если он впитался в стенки посуды без участия влаги, достаточно агалы. Поэтому для того, чтобы посуду, в которой жарили или пекли только мясные или только молочные продукты, сделать нейтральной — не мясной и не молочной, парве — можно ограничиться агалой.

Посуду, которой иногда пользуются для холодного, а иногда — для горячего, или посуду, в которой иногда готовят с использованием жидкости, а иногда — без, согласно сефардской традиции кошеруют, исходя из вида более частого использования. Так, например, если посуду используют для варки больше, чем для жарения без жидкости, достаточна агала. Если чаще используют посуду для холодной еды, чем для горячей, нет необходимости делать агалу, такую посуду достаточно хорошо промыть. Ашкеназы следуют руководству Рамо, согласно которому даже если один раз пользовались посудой для горячего, ей необходима агала, а если в ней готовили хотя бы один раз без жидкости — либун.

На кошерование посуды не произносится благословение.

Для того, чтобы правильно произвести агалу, необходимо знать, как правильно подготовить посуду к агале: какая вода используется для агалы, как правильно осуществить агалу. Среди этих законов есть такие, которые желательно учесть изначально, а есть и такие, без выполнения которых агала не происходит и посуда остаётся некошерной.

Одно из самых важных условий в кошеровании посуды — не допустить, чтобы запрещённый продукт как таковой оставался на или в посуде к моменту агалы. Агала помогает избавляться только от того продукта, который впитался в посуду. Продукт как таковой, не впитавшийся в стенки посуды, не теряет свою эффективность от того, что побывал в горячей воде. Если в посуде во время агалы находился продукт, такое кошерование не засчитывается.

cacherisation-pessah

Поэтому до того, как приступать к кошерованию, необходимо тщательно помыть посуду и проверить, не осталось ли на ней еды или грязи. Те места, которые невозможно вычистить, необходимо прокалить на огне для того, чтобы продукт, который там находится, полностью сгорел. Если удалось нагреть это место до такой температуры, что поднесённая к этому месту соломинка загорается, можно быть уверенным, что всё, что там находилось, сгорело. Как поступать с посудой, которую не получается полностью очистить и вместе с тем не представляется возможным прокалить на огне без того, чтобы она испортилась, необходимо выяснить у раввина.

Агалу следует осуществлять исключительно с помощью воды. Другие жидкости для этого непригодны. Воду для агалы необходимо вскипятить так, чтобы она интенсивно пузырилась. Это условие необходимо и для посуды, в которую впитался продукт, и при более низкой температуре (начиная с йад соледэт бо).

Вода, которой осуществляют агалу, должна быть нагрета либо на огне, либо электричеством. Другие средства, предназначенные для подогрева — солнечные батареи, микроволновые печи — не являются пригодными для нагревания воды, которой делают агалу.

Посуда, которой делают агалу, должна быть сухой. Посуду необходимо опускать в кипящую бурлящую воду. Если из-за того, что в воду попала холодная посуда, она охладилась и перестала бурлить, то следует продержать посуду в воде с тем, чтобы возобновить бурление.

Когда нужно сделать агалу сразу нескольким предметам, желательно кошеровать каждый отдельно. В случае, когда это невозможно, и по какой-то причине необходимо сделать агалу сразу нескольким предметам, необходимо проследить за тем, чтобы они не соприкасались во время агалы, т.к. если кипящая вода не может проникнуть в место соприкосновения предметов, они не полностью кошеруются. Готовить в такой посуде запрещено. Поэтому в случае, когда производится агала сразу некоторому количеству посуды, следует её перемещать в кипящей воде для того, чтобы вся площадь была откошерована. Для того, чтобы окунуть посуду в кипяток и при этом не обжечься, пользуются либо перчатками с термоизоляцией либо инструментами типа щипцов. Во время агалы необходимо перехватить кастрюлю в другом месте для того, чтобы и туда, где её держали перчатками или щипцами, попала вода.

Желательно во время агалы не оставлять предмет в воде надолго, а также не окунать его несколько раз.

Если производят агалу большого количества посуды, вода может стать мутной из-за выходящих из стенок посуды продуктов. В таком случае необходимо сменить воду на чистую.

Водой, которой осуществляли агалу, не принято пользоваться.

Принято промывать посуду после агалы. Постфактум, если этого не сделали, а также в случае, когда по какой-то причине нет возможности отмыть посуду после агалы, разрешено ею пользоваться и без этого.

В ситуации, когда посуда впитала запрещающий её продукт при степени внедрения эруй ше-нифсак а-килуах, то и кошеровать её достаточно кипятком, который при наливании не связан с содержимым чайника, из которого его льют. Такую посуду до кошерования также необходимо тщательно очистить и подождать 24 часа со времени попадания запрещающего её продукта. Постфактум или в случае необходимости разрешено такую посуду кошеровать, не выждав сутки, и даже если соотношение объёма воды, которой пользуются для кошерования к объёму самого тонкого слоя посуды, не достигает 60 к 1, агала засчитывается. Объяснение этому таково: эруй ше-нифсак а-килуах не имеет достаточной силы, чтобы вытянуть из посуды запрещённый продукт и сразу же ввести его обратно в посуду, как это происходит в случае с кли ришон и эруй ше-ло нифсак а-килуах. Поэтому кипяток вытягивает запрещённый продукт, вода, которой кошеруют, становится запрещённой, но в посуду не впитывается. Воду необходимо вылить, а посуда становится кошерной.

Посуда, в которую запрещённый продукт впитался при силе воздействия кли шени, кошеруется в кли шени, эруй кли шени — с помощью эруй кли шени и т.д., исходя из принципов, приведённых выше. Однако, начиная со степени внедрения кли шени и далее, нет надобности выжидать сутки со времени внедрения запрещающего посуду продукта, а можно кошеровать её сразу.

Крышки следует кошеровать таким же образом, как и ту посуду, которую ими накрывают, т.к. статус впитывания паров соответствует статусу впитывания еды.

Какой бы статус посуда не имела до агалы, в любом случае принято её промывать после агалы.

Тора, говоря о том, что посуду, впитавшую запрещённый продукт, можно откошеровать с помощью агалы, упоминает следующие материалы, из которых изготовлена эта посуда: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец. Позже, когда начали изготовлять посуду из других видов металла, как, например, алюминий, нержавеющая сталь, раввины постановили, что и посуде, изготовленной из этих материалов, помогает агала.

Общее правило для любой посуды, которой помогает агала, но которая может испортиться от соприкосновения с горячей водой: запрещено ей делать агалу из-за того, что человек, опасаясь испортить посуду, не сделает агалу как положено. В таких случаях желательно проконсультироваться у знающего раввина, как следует поступать.

Выше уже упоминалось, что либун — это накаливание посуды. В законах кошерования посуды разделяют два вида либуналибун каль — более слабое и либун хамур или либун каше — более сильное прокаливание посуды.

Всякий раз, когда посуду можно откошеровать с помощью агалы, т.е. если запретивший её продукт впитался в посуду, будучи жидким, или при варке с участием жидкости, помогает либун каль.

Либун каль — это прогревание кошеруемой посуды до такой температуры, что прикоснувшаяся к ней соломинка сможет загореться. Прокаливание осуществляется с помощью огня. Если огонь касался всей площади предмета, то его нет необходимости вычищать до кошерования, т.к. вся грязь и прилипшая к нему еда сгорает. В случае, когда нагревают предмет в одном месте и он накаляется до нужного состояния без того, чтобы пламя касалось всего предмета, все места, к которым огонь не прикасался, необходимо предварительно очистить, как при агале.

Существует возможность проделать либун каль и без огня. Для этого необходимо тщательно очистить посуду, как перед агалой, поставить её в духовку и нагреть до такой температуры, что поднесённая к кошеруемой посуде соломинка загорается. В случае, когда под рукой нет соломы для проверки, можно воспользоваться ниткой, — натянуть её с внешней стороны, а затем — с внутренней стороны посуды. Если она рвётся от воздействия температуры стенок посуды, — посуда кошерна. Перед осуществлением либуна в духовке желательно не пользоваться посудой в течение суток. Ту посуду, которая не подлежит кошерованию с помощью агалы, невозможно откошеровать посредством либун каль. Правило о том, что если из-за агалы посуда может испортиться, её запрещено кошеровать с помощью агалы, справедливо и в случае либун каль — если из-за сильного нагревания посуда может испортиться, она не подлежит кошерованию с помощью либун каль.

В случае, когда запрещённый продукт впитался в посуду при жарке, печении или других процессах готовки без использования жидкости, посуда не подлежит кошерованию с помощью агалы. Такую посуду можно откошеровать только посредством либун хамур. Процесс готовки без использования жидкости подразумевает и ситуации, когда продукт или посуда были смазаны маслом или маргарином, чтобы еда не подгорела. Если продукт жарят в большом количестве масла или другой жидкости, данный процесс приравнивается к варке и в таком случае помогает агала. Глиняную посуду, которая не поддаётся кошерованию с помощью агалы, можно откошеровать с помощью либуна. Но подобно другой посуде и другим видам кошерования — только в том случае, когда от либуна она не сможет испортиться.

В современном быту весьма непросто осуществить либун хамур, тем более, что и посуда сегодня такова, что может испортиться от такого вида кошерования. Поэтому в случае, когда посуде необходим либун, следует обратиться к опытному раввину.

Выше уже были упомянуты ситуации, при которых, несмотря на то, что продукт впитался без участия жидкости, посуде достаточно агалы:

2) в случае, когда запрещающий посуду продукт впитался в то время, когда посуда не стояла на огне.

Духовке, в которой пекли или жарили запрещённый продукт и продукт не соприкасался со стенками духовки, достаточно сделать либун каль, т.к. она впитала только запрещённые пары или жидкость, которая стекала с продукта, что расценивается как варка, после которой достаточно сделать агалу или либун каль.

Если в посуде, в которой кипятили молоко, было приготовлено мясо без использования жидкости, то такой посуде необходимо произвести либун хамур — во время жарки мясо впиталось в стенки, смешалось с молоком, и запрещённая смесь продолжала печься. Такую смесь необходимо выжигать с помощью либун хамур, а агала и либун каль не помогает.

Посуда, в которой происходило заквашивание.

Посуду, в которую впитался продукт посредством заквашивания, можно откошеровать с помощью агалы. Для этого можно использовать кли ришон, который не стоит на огне.

Выше говорилось, что посуда, изготовленная из глины, в которую впитался горячий продукт, не подлежит агале. Однако, если продукт впитался посредством заквашивания, даже глиняную посуду можно откошеровать вышеприведёнными способами.

Новая посуда.

Покупая новую посуду, не всегда можно быть уверенным, что она абсолютно кошерна. Некоторые виды металлической посуды смазывают некошерными жирами и маслами. Иногда это происходит при большой температуре. Поэтому до того, как пользоваться новыми кастрюлями, сковородками, противнями и т.д. (перед тем, как окунать в микву, когда это необходимо), принято их тщательно вымыть, наполнить до краёв водой и вскипятить так, чтобы во время бурления вода переливалась через края.

Посудой, которую необходимо кошеровать, запрещено пользоваться. Однако, если её хорошо помыли и очистили, разрешено в случае необходимости в неё положить холодные продукты в виде исключения. Постоянное использование и в таком случае запрещено.

В случае, когда приобрели у человека, не соблюдающего законов кашрута такую посуду, которой он пользовался, то даже если в неё клали только холодную еду и ею собираются продолжать пользоваться исключительно для холодной еды, эту посуду желательно откошеровать с помощью агалы (до того, как её окунуть в микву).

Читайте также: