Как сделать круг циркулем
Обновлено: 07.07.2024
В данный момент мне это нужно для построения ионического ордера, размер модуля очень маленький. Никак не получается сделать ровно.. Каким циркулем лучше? Или есть какие-то другие способы.
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Очень многие из нас, учась в школе, думали, что очень многие предметы школьной программы в жизни нам никогда не понадобятся. Я так думала про геометрию. Однако жизнь сложилась так, что именно геометрия мне оказалась и нужна.
Эту глобальную проблему симметричного деления окружности на равное количество частей можно решить просто при помощи циркуля, линейки, листа бумаги и геометрии.
Деление окружности на 3 равных сектора.
Для начала нам понадобиться сама окружность. Рисуем ее при помощи циркуля
Выбираем на поверхности окружности любую точку, отмечаем ее карандашиком. Далее циркулем отмеряем радиус нашей окружности (кто забыл - это расстояние от центра окружности до любой ее точки)
Ставим наш циркуль с набранным радиусом в точку, которую мы на окружности отметили и проводим дугу до пересечения с нашей основной окружностью.
Через точку на окружности и центр окружность проводим линию до пересечения с гранью.
Таким образом мы получили 3 точки на нашей окружности.
Теперь из центра проводим линии, соединяя центр с этими точками и у нас образовались 3 одинаковых сектора.
Деление окружности на 4 равных сектора.
Начинаем опять с окружности, необходимого нам диаметра. Назову ее окружность 1.
Через центр окружности 1 проводим линию до пересечения с обеими сторонами окружности 1.
Из центра окружность 1 при помощи циркуля рисуем окружность больше диаметра - окружность 2.
Ставим ножку циркуля в точку на пересечении наше прямой линии и окружности 2 и из нее проводим дугу. Расстояние от точки на окружности до дуги равно диаметру окружности 1. (диаметр = 2 радиусам). Ту же процедуру повторяем с точкой на другой стороны окружности.
У нас есть 2 новые точки, появившиеся на пересечении дуг. Соединяем их и получаем окружность, разбитую на 4 ровных сектора.
Деление окружности на 5 равных секторов.
Начало работы с делением окружности на 5 частей очень схожа с делением окружности на 4 части, поэтому я начну уже с разделенного круга на 4 части.
Циркулем набираем радиус нашей окружности и ставим ножку в одну из имеющихся у нас точек. В моем случае это левая точка. Проводим дугу до пересечения ее с основной линии окружности.
Соединяем получившиеся точки при помощи линейки и находим новую точку пересечения (точка Н)
Циркулем набираем расстояние от верхний точки на окружности до точки Н. Ставим ножку в точку Н и проводим дугу и получаем еще одну точку (точка М)
Ставим ножку циркуля в верхнюю точку окружности и набираем расстояние до точки М.
Ставим ножку циркуля в верхнюю точку и откладываем набранное нами расстояние на нашей окружности.
Ставим циркуль в получившуюся точку и еще раз откладываем это расстояние. Таким же образом ставим еще 2 точки.
У нас получилось 4 отложенных точки и 1 верхняя точка окружности. Соединяем центр окружности с этими точками и получаем 5 равных секторов.
Деление окружности на 6 равных секторов.
Нам снова нужна окружность.
Берем любую точку на этой окружности, ставим в нее ножку циркуля с набранным расстоянием радиуса и проводим дугу до пересечения с нашей окружностью.
Далее соединяем выбранную нами точку с центром окружности и находим еще одну точку с противоположной стороны.
Из этой точки таким же расстоянием проводим еще одну дугу.
Мы получили 6 точек - 2 мы шали при помощи дуг, 1- наша выбранная и 1 найденная при помощи линейки. Соединяем их с центром и получаем 6 равных секторов.
Деление окружности на 7 равных секторов.
Чтобы не повторяться и не описывать уже знакомые алгоритмы, берем за основу момент нахождения точки Н для разбития окружности на 5 частей.
Отмеряем циркулем расстояние от точки Н до точки на окружности.
Ставим ножку циркуля в верхнюю точку и набранным на циркуле расстоянием откладываем точки, аналогично как мы делали в случае разбивки окружности на 5 частей
Соединяем наши новые точки с центром и получаем 7 равных секторов.
Используя эти простые приемы можно создавать геометрические орнаменты различной сложности
Хоть деление круга на несколько равных частей входит в школьную программу, но со временем основы забываются. А строителям, сантехникам, жестянщикам и другим представителям рабочих специальностей эти знания необходимы. Рассмотрим, как разделить круг на 3, 6 и 12 частей.
Диаметр круга не имеет значения. Если нужен очень большой размер – вместо циркуля используют веревку и карандаш.
Чертим произвольный круг.
Радиус окружности делит ее на 6 равных частей. Поэтому выбираем любую позицию на периметре круга, устанавливаем острие циркуля и находим с двух сторон от нее точки, расстояние до которых равно радиусу.
Затем грифель оставляем на одной из этих точек, а острие перемещаем на такую же длину.
С этой позиции определяем следующую точку.
На окружности получится 3 засечки.
Соединяем засечки с центральной точкой фигуры.
Каждая из трех частей имеет внутренний угол 120°.
Для деления на 6 частей делаем засечки на окружности, не через одну позицию, а последовательно.
Получаем 6 точек на окружности.
Соединяем точки с центром и параллельной засечкой и получаем 6 частей.
Чтобы разбить на 12 есть, как минимум, 2 способа. Первый способ – расчеты проводятся из круга, деленного на 6 частей.
Для этого из двух ближайших точек окружности проводим 2 дуги за пределы фигуры, навстречу друг другу.
Точку пересечения дуг соединяем с центральной точкой окружности.
Так мы делим 1/6 на 2 части.
Циркулем измеряем длину получившегося сегмента.
Эту длину откладываем на других частях.
Затем новые засечки соединяем прямыми с центром, получаем деление на 12 частей.
Второй способ – рисуем 2 перпендикулярные прямые через центр окружности, тем самым делим ее на 4 сегмента.
От каждой точки пересечения прямой и окружности в 2 стороны отмеряем расстояние, равное радиусу, намечаем. Так мы получаем снова 12 частей.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Автор: Мурнаева Валентина,
учащаяся 5б класса
Руководитель: Яшина Н.М.,
вручную сделать практические и творческие задачи на построение циркулем.
изучить сведения по этому вопросу в школьном учебнике математики,
сделать самостоятельно рисунки циркулем,
найти новые способы создания рисунков с помощью различных источников информации,
сделать мультимедийную презентацию о создании простейшего орнамента циркулем.
Гипотеза: я предположила, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно.
Начав с копирования рисунка из учебника, я стала, затем придумывать свои и выполнять рисунки в цвете. Мне очень нравился этот процесс. Мне нравилось, что учитель меня хвалит и поддерживает. Затем мы стали усложнять рисунки, придумывая целые композиции, например: животное, цветок, какой-нибудь сюжет, а затем стали придумывать орнаменты. Это было уже непросто, не все получалось. Я стала искать рисунки в интернете, в библиотеке. Оказывается, что существуют целые программы на компьютере, чтобы рисовать циркулем не вручную, а с помощью машины, т.е. техники.
Таким образом, я поняла, что очень сложные и красивые рисунки не так легко создать, что человек позвал на помощь себе машину.
Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: во-первых, что в 5 классе не изучается, как с помощью циркуля делить отрезок пополам и многие другие задачи на построение, во-вторых, способы составления рисунка, которые я нашла в интернете, не так легко повторить, надо много времени и терпения, чтобы разобраться.
Мне удалось достичь цели проекта, потому что мне нравится рисовать, мне нравится получать удивительные, красивые композиции и орнаменты. Мне удалось изучить возможности циркуля, этого чудо-устройства.
В моей работе присутствует коллекция лучших рисунков циркулем моих одноклассников. Мне удалось в течение нескольких месяцев заниматься творчеством, создавая необычные рисунки, окрашивать их в различные цветовые гаммы. Не все рисунки получились, какие хотелось бы. Не смотря на это, я получила большое эстетическое удовольствие в процессе выполнения этого проекта. Я также рада, что выбрала такой проект, который соединил мое любимое занятие с математикой.
Совершенствование техник работы с циркулем-------------------------------18
вручную сделать практические и творческие задачи на построение циркулем.
изучить сведения по этому вопросу в школьном учебнике математики,
сделать самостоятельно рисунки циркулем,
найти новые способы создания рисунков с помощью различных источников информации,
сделать мультимедийную презентацию о создании простейшего орнамента циркулем.
Гипотеза: я предположила, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно.
Основная часть:
Историческая справка
Ци́ркуль (от лат. circulus — круг, окружность) — инструмент для черчения окружностей и дуг окружностей , также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Может быть использован в геометрии, черчении, для навигации и других целей.
Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединённых шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой — пишущий предмет, например грифель карандаша, рейсфедер или специальный держатель для рапидографа. У измерительного циркуля иглы на обеих ножках.
Специальный набор, содержащий помимо циркуля дополнительные принадлежности (такие как сменные стержни, иглы) и инструменты (кронциркуль, измерительный циркуль, рейсфедер ), а также футляр с соответствующими углублениями для них называется готовальней .
Рисование орнаментов
Я поразилась очень красивым узорам в кругах. Оказывается, что они нарисованы при помощи циркуля. Сначала легонько рисуются лепестки (сколько нужно), а потом это обводится фломастерами или красками. Круговой орнамент. Как рисовать циркулем?
Я разработала простую пошаговую инструкцию кругового орнамента.
Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.
2.Не меняя радиуса циркуля (!) , втыкаем его в любую точку на окружности
3. Из этой точки проводим циркулем внутри круга (линия должна пройти через центр круга)
4. Втыкаем циркуль в новое место пересечения
5. Опять рисуем часть окружности
6. Продолжаем, и вот он –первый лепесток.
7. Рисуем круги из всех точек пересечения, и получаем цветок
8. Теперь можно все повторить , начиная из другой точки
9. Больше повторов – больше красоты!
10. Можно ограничить область рисования дополнительным кружочком
В процессе может понадобиться транспортир, чтобы найти промежуточные точки на окружности. Первоначальный цветок состоит из 6-ти лепестков. Значит, угол между лепестками равен 360 / 6 = 60 градусов. Красиво начинать от дополнительных точек под кратными углами. Например, 15, 30, 45, 60°. Или 20, 40, 60°. Можно обойтись только циркулем, если умеешь находить середину отрезка: Делим отрезок пополам с помощью циркуля.
Делим отрезок пополам с помощью циркуля:
• Из концов отрезка рисуем две одинаковые окружности
• Проводим прямую через их пересечение.
Таким образом можно поделить отрезок (а в нашем случае — дугу окружности) на 2, 4 и более частей .
Ловкий циркуль
Начав с копирования рисунка из учебника, я стала, затем придумывать свои и выполнять рисунки в цвете.
Мне очень нравился этот процесс. Мне нравилось, что учитель меня хвалит и поддерживает. Затем мы стали усложнять рисунки, придумывая целые композиции, например: животное, цветок, какой-нибудь сюжет, а затем стали придумывать орнаменты. Это было уже непросто, не все получалось. Я стала искать рисунки в интернете, в библиотеке.
Удивительный по красоте цветок можно нарисовать при помощи циркуля, а затем заполнить цветом, если захочется. С чего следует начинать? Для начала нужно сходить в магазин, чтобы купить циркуль, альбом или ватман. Для раскрашивания пригодится все, чем можно раскрашивать: краски, мелки, карандаши или фломастеры.
Нарисуем циркулем окружность (я буду называть ее центральной). Сохраняя этот радиус, поставим острие циркуля на полученную окружность в любом месте и нарисуем еще одну окружность. Двигаясь по часовой стрелке, установим о стрие циркуля в точке пересечения последней окружности с центральной и начертим еще одну окружность. Снова поставим острие в точку пересечения предыдущей окружности с центральной и проведите окружность. Двигаясь таким образом, мы получим окружность с шестью окружностями-лепестками. Теперь опустим перпендикуляр из точки пересечения двух окружностей-лепестков на отрезок, соединяющий две соседние точки пересечения окружностей-лепестков с основной окружностью. Если есть линейка, просто можно измерить расстояние между этими точками и отметить середину отрезка. Перпендикуляр из этой точки пересечет основную окружность в точке, куда нужно установить острие циркуля и провести окружность. Затем, двигаясь по часовой стрелке, как и в первом круге окружностей, нужно начертить еще шесть. В конечном итоге у нас получится цветок с двенадцатью лепестками-окружностями.
Сказать, что рисование оного – завораживающий процесс, значит, вообще ничего не сказать.
Рисование яблока циркулем
Я ни один раз, начинала этот процесс заново. Но когда я смола нарисовать свое яблоко, моему восторгу не было предела. Хотя сам процесс рисования не сложный, но захватывающий, т.к. грифель циркуля, рисуя все новые окружности, преображает рисунок в затейливые формы.
Ч тобы получить такое яблоко, я нарисовала основную окружность - не очень большую. Карандашом разбила ее на маленькие, равные части (дуги). Зафиксировала одну точку - сделала ее поярче (на моем рисунке это точка А). Ножку циркуля ставлю в ближайшую точку А 1 и провожу окружность радиусом равным А 1 А, затем ножку циркуля в точку А 2 и провожу окружность радиусом равным А 2 А и продолжаю пока не дойду до точки А n -провожу окружность радиусом равным А n А. Когда начинаешь строить, то понимаешь принцип построения рисунка – все окружности должны пройти через одну точку. А дальше как - подскажет фантазия. Конечно, умные люди давно уже разработали специальные программы, с помощью которых не менее умные машины без особого труда нарисуют нам эту красоту и этот процесс иллюстрируют приведенные ниже картинки.
Т еперь меня отделяет от создания шедевра один маленький шаг - делаю толщину линии побольше и раскрашиваю каждый четный круг в желтый цвет, а нечетный в черный. И получаем шедевр поп-арта, которому позавидовал бы сам Малевич.
Моя гипотеза о том, что рисование циркулем – это просто и увлекательно и это занятие кому-нибудь нужно, оказалась верна. Простые рисунки нетрудно рисовать, а сложные - труднее. Но если знаешь шаги, как рисовать простые орнаменты, то разберешься и с трудными. Можно рисовать яблоко и другие замечательные вещи.
Я узнала, что орнаменты применяются в строительстве, для украшения, в раскраске стекол для различных целей, для раскраски тканей и т.д.
В ходе работы я столкнулась с такими проблемами: во-первых, что в 5 классе не изучается, как с помощью циркуля делить отрезок пополам и многие другие задачи на построение, во-вторых, способы составления рисунка, которые я нашла в интернете, не так легко повторить, надо много времени и терпения, чтобы разобраться.
Мне удалось достичь цели проекта, потому что мне нравится рисовать, мне нравится получать удивительные, красивые композиции и орнаменты. Мне удалось изучить возможности циркуля, этого чудо-устройства.
В моей работе присутствует коллекция лучших рисунков циркулем моих одноклассников. Мне удалось в течение нескольких месяцев заниматься творчеством, создавая необычные рисунки, окрашивать их в различные цветовые гаммы. Не все рисунки получились, какие хотелось бы. Не смотря на это, я получила большое эстетическое удовольствие в процессе выполнения этого проекта. Я также рада, что выбрала такой проект, который соединил мое любимое занятие с математикой.
Я вручную сделала то, что сейчас обычно рассчитывается на компьютере.
Оказывается, что существуют целые программы на компьютере, чтобы рисовать циркулем не вручную, а с помощью машины, т.е. техники.
Таким образом, я поняла, что очень сложные и красивые рисунки не так легко создать, что человек позвал на помощь себе машину.
Читайте также: