Как сделать крученый удар в бильярде

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Многие удары в бильярде неожиданно идут мимо цели, когда игрок использует винт или наносит сильный удар. Без таких ударов в хорошей игре не обойтись. Однако, чем больше вы закручиваете биток, и чем сильнее вы бьете, тем больше шар отклоняется от точки прицеливания. Это случается регулярно и выглядит как неизбежное явление.

Возможно, вы должны делать поправку при нанесении удара или делать компенсацию при выборе точки прицеливания? Но как это сделать со требуемой точностью? И надо ли это делать вообще, или причина больших неожиданных отклонений битка кроется в чем-то другом, и устранять ее надо другими методами? Попробуем разобраться. Это важнейший вопрос. Чем меньше будет отклонений битка, тем точнее станет ваша игра

Суть понятия "отклонение битка"

Термин "отклонение" был введен примерно лет 30 назад и употреблялся, в основном, среди профессиональных игроков и специалистов. Теперь он широко используется в популярной бильярдной литературе, но в различных и порой неправильных толкованиях. Для начала разберемся с терминологией.

Прежде всего - термин "отклонение" надлежит применять только к ситуации, когда биток движется до соударения с прицельным шаром по траектории, которая не совпадает с точкой прицеливания. Другие виды ошибок, такие как уход прицельных шаров с их предполагаемой траектории, или особенности траектории закрученного битка после соударения - не имеют отношения к термину "отклонение". Все, кто говорит об отклонении применительно к прицельным шарам или к битку, отскакивающему от борта, вносят путаницу.

Существует несколько принципиально разных физических процессов, внешне проявляющихся в отклонении битка от предполагаемой точки прицеливания и искажении его траектории до соударения с прицельным шаром. Основные из них:

Девиация — искривление траектории сильно завинченного битка за счет "кориолисовой силы". Это явление было изучено еще в прошлом веке. По этой же самой причине отклоняется пуля, пущенная из нарезного оружия в далекую мишень. Все хорошие стрелки знают об этом и умеют делать поправки. В бильярде это физическое явление используется при ударах "массе", с помощью которых изощренный игрок может сыграть "из за маски", пустив биток по параболической траектории. При выполнении же обычных винтов, т.е. - ударов закрученным битком по шарам, точка прицеливания на которых открыта, это явление вредит, однако величина искажения траектории за счет девиации стабильна и легко прогнозируется опытным игроком в любых условиях.

Девиация не имеет отношения к "настоящему" отклонению, тайну которого мы здесь обсуждаем, хотя бы потому, что ее результаты всегда предсказуемы и постоянны, они одинаковы у всех игроков, играющих в разной манере и разными киями. При девиации траектория битка искривляется, тогда как при истинном отклонении она остается прямой, то есть биток попросту оправляется "не туда", хотя и движется прямо. Вообще говоря, девиация - полезное явление (для тех, кто умеет ею пользоваться). Кстати, Кориолис открыл свои знаменитые законы, изучая карамболь.

Аномальные отклонения — это непредсказуемые и неповторяющиеся события, вызванные асимметрией, физическими дефектами оборудования или неверными действиями игрока. Грязь на сукне стола, уклон в одном из углов стола, незаметный глазу бугорок плиты, скрытая полость в дешевой наклейке из прессованных опилок кожи, трещина в шафте, зерно некачественного мела, прилипшее к битку - все эти вещи могут изменить траекторию битка при движении или изначально исказить его заданное направление.

Некоторые аномальные отклонения сильнее заметны, если биток пущен тихо, другие происходят при ударе любой силы, но регулярности при этом не наблюдается. Ясно, что такие вещи случаются довольно редко, особенно при должном уходе за оборудованием. Также ясно, как с ними бороться. Если игрок не умеет делать правильный надежный упор, то при соударении кия с битком точка нанесения удара или его направление могут непредсказуемо измениться - вплоть до "кикса". Преодолению проблемы неправильной игровой техники посвящены другие статьи на этом сервере.

Существует также эффект, проявляющийся в различной степени искривления траектории битка из за особенностей залегания ворса на новом, рыхлом сукне. Все эти разного рода промахи, вызванные случайными причинами, не имеют отношения к "настоящему" отклонению, в отличие от них — "настоящее" случается регулярно, на всех столах, с любыми игроками — стоит им лишь посильнее ударить.

В результате многолетних научных исследований, изучавших удар бильярдного кия с использованием скоростной фотографии, была получена достоверная информация о причинах отклонения битка, и уточнен сам термин, являющийся теперь "промышленным стандартом".

Отклонение битка происходит, когда удар приходится не по центру битка, а левее или правее, а также при сильном ударе без винта. Шар отклоняется всегда в направлении, противоположном стороне, куда была смещена от центра точка нанесения удара по битку (в случае с сильным центральным ударом - биток отклоняется в любую сторону).

Причиной отклонения является то, что вектор импульса, посылающего биток вперед (с винтом или без) не совпадает с вектором движения кия, создающего этот импульс. Иными словами - реальный удар происходит не в том направлении, куда игрок послал свой кий.

Ударьте биток слева от центра, и он отклонится вправо от направления, куда смотрело древко кия. Ударьте справа - биток отклонится влево. Величина отклонения битка варьируется от очень небольшого (1/8 дюйма на расстоянии 8 футов) до впечатляющих полутора дюймов на том же самом промежутке.

Установлено несколько фактов, которые в сумме составляют достаточно полную картину явления, называемого "отклонением битка":

чем выше твердость поверхности, ударяющей шар (жесткость этого соударения определяют наклейка и наконечник кия) - тем больше отклонение.

при отклонении биток имеет прямую траекторию, т.е. изначально движется не туда, куда прицеливался игрок.

Изучение фактов позволило, наконец, обратить внимание на истинную причину систематических отклонений битка, причина найдена - это неправильно сконструированный кий, деформирующийся при соударении с битком так, что реальный вектор удара оказывается направленным вовсе не туда, куда прицелился игрок. Сравнение киев различных конструкций поставило все на свои места.

Для достижения максимального отклонения (что, конечно же, является крайне нежелательным в реальной игре), нужно взять для эксперимента кий с сильно сужающимся конусовидным древком и твердой наклейкой (диаметром 13,5 мм или больше). Кий должен также иметь очень твердый наконечник, например, из слоновой кости или материала типа фенолопласта, сделанный с глухим донышком (так наз. "стакан"), и жесткий соединительный узел - из стали, к примеру. Ударьте таким кием биток на 3/8 дюйма от центра, нанесите сильный удар, и вы получите максимальное отклонение. Биток уйдет с дорожки, указываемой древком, на 1-2 дюйма за 8 футов, возможно даже миновав прицельный шар!

Очевидно, что любой игрок, даже играя таким ужасным кием, но имея достаточно времени, сможет запрограммировать свой "умственный компьютер" так, чтобы делать поправки на все возможные отклонения в соответствии с условиями и силой удара. Это возможно, если он играет регулярно и находится в прекрасной спортивной форме. Правильно ли это? В действительности, это означает ,что игрок невольно ограничивает себя, прибегая к таким ухищрениям, и становится рабом своей постоянной практики. Нет ли способа перестать держать в голове все заботы, связанные с компенсацией отклонений, и потратить тренировочное время на более важные вещи?

Развиваясь путем проб и ошибок, игроки прошлого обнаружили, что они могли играть лучше с наклейкой меньшего диаметра. Они не смогли этого объяснить, но просто приняли как факт. Они имели дело с плохо разработанными киями, снабженными наконечниками из слоновой кости, стальными соединительными узлами и неправильной конусностью, снижавшей размер древка до 11-12mm, еще они делали некоторую поправку на неравномерный изгиб древка и этим неосознанным путем действительно снижали отклонение. К сожалению, в то же самое время они потеряли способность делать дальние удары из-за меньшей поверхности наклейки и меньшего контроля траекторий битка, которые был бы возможен только при использовании больших наклеек.

Если вы стремитесь к минимальному отклонению битка, то потребуется кий с "мягким", упругим наконечником и шафтом, который мгновенно бы "поглотил" удар, точнее, принял бы часть его энергии в строго симметричный волнообразный изгиб, и затем постепенно вернул бы ее назад, не позволив наклейке скользнуть поперек шара. Кий должен иметь для этого гибкий упругий шафт с постоянным диаметром в первой трети длины и "мягкий" соединительный узел (пластиковый или по схеме "дерево в дерево").

Все должно служить достижению двух целей: "Принять" ударную волну от наклейки по древку и не пропустить в турник кия сильный импульс отдачи, чтобы не возникла встречная волна от вибрации. При таком мягком соударении частицы мела на наклейке останутся в контакте с поверхностью битка дольше, чем при жестком соударении, обеспечив больший контроль битка и уменьшая возможность кикса.

"Отдать" энергию удара из волнообразно сжатого шафта обратно в биток, в процессе распрямления шафта, при этом направление импульса возвращаемой энергии должно быть противоположным. Это возможно лишь когда шафт сжимается и распрямляется волнами, идущими строго вдоль оси шафта - без боковой деформации (на практике эти волны имеют микроскопические размеры, и они существуют тысячные доли секунды, по сравнению с ними нежелательная боковая деформация кия даже на полмиллиметра будет выглядеть огромной).

Таким образом - кий правильной конструкции позволяет наносить удары с винтами и удары большой силы без отклонения реального вектора силы, передаваемой битку, от прицельной оси. Для сохранения энергии удара в виде волны упругого сжатия и возврата ее без искажения - кий должен иметь лишь небольшую конусность передней трети шафта или не иметь ее вовсе.

Естественно, что материал шафта должен обеспечивать совершенно равную степень упругости при поперечном изгибе в любом направлении. Насадка, стык и турник кия должны как можно меньше реагировать на удары по битку своей ответной вибрацией. Волна упругого сжатия шафта не должна искажаться помехами от таких вибраций. Рука игрока, пославшего биток сильным ударом, должна ощущать лишь отдачу при ударе, но не вибрацию кия. Если кий соответствует всем этим условиям - размер наклейки не имеет никакого значения, главное, чтобы она не была бы экстремально твердой и скользкой.

Теперь вы полностью контролируете ситуацию и не думаете больше о непредсказуемых отклонениях, случавшихся прежде с ужасной регулярностью.

Первым этапом в ходе обучения игры в бильярд являются постановка самого удара, тренировка точности прицела, отработка движения руки. Техническая отработка удара вполне легкая, но стоит сразу научиться правильно его выполнять. Большинство новичков игнорируют это, ставя себе сразу же неверную цель. Вашей задачей является не вбить шар в лузу. Задача - осмыслить удар, исполнив его так, чтобы два шара минуя стычку прибыли в то место, где вы пожелаете. Прорабатывать основополагающие умения желательно на обычных колебаниях "в лоб": выбивать по битку по центровой точке шара. Когда же ваше техническое умение уже находится на сравнительно приемлемом уровне, наступает пора больше узнать о разных видах ударов, и приступить уже к их совершенствованию. Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Подобных направлений 9 и каждая из них служит названием тому или иному удару.

Виды ударов кием по битку

Сделать касание кием для бильярда по битковой области можно по-всякому. Элементарнее всего определиться с различными направлениями поможет схема ударов в бильярде. Итак, виды ударов:

Удары кием в бильярде славятся именно оттяжкой, ведь она наиболее красивая и сложная из биений. Ее применение довольно-таки обширно. Огромным значением тут наделено наличие наклейки для кия. Лишь надлежащим образом обработанная мелом, закругленная, упругая и шершавая ее поверхность позволит точно исполнить биение.

4. Правый боковик - удар в область исключительно вправо от центровой отметки битка. При подобном ударе биток обретает, помимо медленного толчка вперед, вращательное движение вокруг оси по вертикале, проходящей сквозь центр шара, вопреки часовой стрелки, и, столкнувшись с обыгрываемым шаром, отдав ему поступательное движение, закрутившись волчком и увлекаемый своим колебательным вращением, сдвинется только вправо.

5. Левый боковик - удар в зону строго в левую сторону от центра битка. Воздействие подобного колебания схоже с предыдущим, только биение выходит вертикальным оборотом по часовой стрелке и после столкновения с иным шаром двинется влево.

Дальнейшие четыре схемы ударов в бильярде признаны особенно сложными и именуются комбинированными толчками, поскольку включают в себя разом компоненты боковых ударов, также накат или оттяжку.

6. Верхний правый боковик либо накат вправо - удар в точку вправо и вверх от центра битка. Такой толчок производится, если нужно, дабы шар после прохождения стычки с направленным шаром скатился в правую сторону и вперед. Удар посредством кия приходится на верхнюю правую область шара неспешно и протяжно. Приведенный удар сообщает шару три разновидности движения:

- некоторое, едва приметно взору, отклонение в правую область вследствие бокового колебания шара около вертикальной оси.

7. Верхний левый боковик либо накат влево – толчок в область слева и вверх от центральной отметки битка. Итоги приведённого битка подобны предыдущему, лишь шар движется влево и вперед.

8. Нижний правый боковик или оттяжка вправо - биение в зону вправо и вниз от середины битка. Здесь шарк после столкновения "оттягивается" чуть назад и вправо.

Типы ударов битком по прицельному шару


"Прямыми" шарами именуется такое расположение шаров на столе, когда биток и мишень с лузой располагаются на ровной линии, приводя к соединению их центровые точки.

Особо усложненным толчком в бильярдном состязании называется "прямой", наносящийся сквозь весь бильярдный стол, "свой" шар отдален от мишени на внушительное расстояние.

"Резаный" удар


Разработаны дополнительно такие удары, когда прицельный шар не идет тут же в лузу, а отскакивает от бортика, и после уже падает:

· круазе (обратный удар; биток после контакта с прицельным шаром , пересекет траекторию его хода к лузе)

Дуплет


Шар находится, вплотную соприкоснувшись к любому из бортов. Классические удары кием здесь не помогут.

Если искусственные линии начерченные мысленно от битка к шару-цели и от него к лузе, формируют равнобедренный треугольник, угол падения будет равен углу отражения. Шар-мишень поражают четко "в лоб", в непосредственную сердцевину шара, и он впадает в лузу. Подобный дуплет считают прямым. Он признан наиболее облегченным ударом из разряда дуплетов.

Дуплет в среднюю лузу рекомендуется бить плавно. При заданном условии, даже в случае не совсем точного удара, шар-мишень, ударившись в губку лузы, отобьётся от нее и столкнется с другой ее губкой. Далее, поколебавшись, упадет. В случае крайне неточного удара, шар, соприкоснувшись с губкой, отойдет от лузы на определенное расстояние и подставки не выйдет.

Резаный дуплет

Резаный дуплет, отличается от прямого, сложным ударом. Здесь мишень не удастся обыграть "в лобовую". Шар необходимо "резать". От такого действия при малом углу падения значительно увеличивается угол отображения. Резаным дуплетом удается класть шары придельной сложности.

Круазе-оборотный

Если шар расположен под чрезмерно тупым углом, да так, что его нереально сыграть ни прямым, ни резаным дуплетом, то задействуют дуплет, именуемый круазе, или, попросту, оборотный.


Хорошая амортизация и плавное сопровождение позволяют сохранить контакт наклейки с битком – при передаче подкрутки эти факторы важны вдвойне. Причем расслабление кистевого сустава и кистевое сопровождение играют особую роль. Почему именно кистевое? Каждый из нас хоть раз в жизни раскручивал велосипедное колесо: все знают, что импульс прилагают не к центру, а в сторону от него (то есть децентрированно). Попробуйте сильно раскрутить колесо ударом кулака – ничего не получится. Если же подключить кисть и повторить то же самое движение, эффект будет совсем другим. При передаче подкрутки – аналогичная ситуация.

Коррекция ударов от борта

Во всех вышеперечисленных методах точку прицеливания мы находили в соответствии с законами геометрии. На практике же при определении точки прицеливания необходимо учитывать такие факторы, как упругость борта, точка нанесения удара по битку и, следовательно, его вращение, скорость шара и т. д. Рассмотрим эти факторы более подробно.

Борта не обладают такой же отражающей способностью, как зеркало в случае со светом. Таким образом, закон о равенстве угла падения и угла отражения не всегда применим в бильярде. Шар после удара о борт приобретает вращательное движение и немного отклоняется от предполагаемой траектории движения, что необходимо учитывать, то есть целиться в точку, находящуюся чуть ближе к битку.

Точка нанесения удара по битку

Если придать битку поступательное, вращательное или комбинированное движение, он отразится от борта под разным углом. При исполнении абриколя обычно используют легкий накат, чтобы шар катился естественным образом, а не был закручен или подрезан, иначе при ударе о борт угол отражения не будет естественным. Сильный накат увеличит отклонение от траектории, что можно скомпенсировать более близким прицелом. Оттяжка отклонит шар после удара о борт в сторону игрока – это можно скомпенсировать, перенеся точку прицела чуть дальше. Любой боковик наиболее заметен при ударах от борта. Абриколь сложнее дуплета хотя бы из-за того, что при его исполнении шар получает боковое вращательное движение случайно. Боковик накатом (верхний правый боковик и линия вращения против часовой стрелки вокруг битка на рис. 24) – это естественное вращение, получаемое битком при угловом ударе о борт. Такой боковик хорош при исполнении триплета и труабана. В нашем случае шар после удара уходит дальше вдоль борта – этот эффект можно скомпенсировать более близким прицелом.

Левый боковик (рис. 25) придает шару неестественное вращение: после удара о борт он уходит ближе к игроку. Соответственно, положение изменит дальний прицел.

Скорость шара

Как уже было сказано, при исполнении абриколя обычно используют легкий накат. Более сильный удар уменьшит угол отражения (как оттяжка и левый боковик в приведенных выше примерах), так как с момента удара до момента соприкосновения с бортом биток скользит по сукну и не приобретает естественного вращения. В момент удара о борт последний не только отражает биток, но и сжимается (в нашем случае, вправо). Выпрямляясь, борт сообщает битку обратное движение (рис. 26).

Техника прицеливания

Для начала определяем предполагаемый путь прицельного шара в лузу, затем – точку прицела.

Для этого необходимо:

– знать (или измерить) диаметр шара (стандартные шары в русском бильярде имеют диаметр 60 и 68 мм, в американском – 57 мм);

– отложить вдоль линии предполагаемого пути прицельного шара У диаметра в сторону, противоположную заказанной лузе, – это и будет точка прицела.

Все, что вам остается, – это прицелиться в данную точку и совершить удар по битку.

Выполнение удара

Натирайте наклейку мелом перед каждым ударом.

– Держите руку, которой вы собираетесь произвести удар, на достаточно близком расстоянии от корпуса, но не допуская касания кием корпуса, бедер, краев одежды и т. п.

– Не оттопыривайте локоть правой руки в сторону и не прижимайте его к корпусу.

– Добивайтесь, чтобы ваши локоть и кисть двигались легко и расслабленно.

– При ударе направляйте кий вперед по идеально прямой, горизонтальной (или почти горизонтальной) линии.

– Прежде чем выполнить удар, произведите несколько мягких движений, имитирующих удар, и при необходимости откорректируйте точку прицела или стойку.

– При правильном выполнении удара игрок должен быть абсолютно неподвижен, за исключением подобного маятнику движения участка правой руки от локтевого сустава до запястья (некоторые игроки едва заметно опускают локоть после удара кия по битку, обычно это не вредит игре). Кисть и запястье расслаблены, они работают как шарнир и на траекторию движения кия или силу удара влиять не должны. В очень редких случаях применяется короткий кистевой удар (локоть неподвижен, а кий приводится в движение только кистью), начинающие не должны применять его, пока не освоят основную технику удара.

– Старайтесь не дергать кий, не останавливать сразу же после его соударения с битком: дайте кию мягко пройти вперед и остановиться без вашего дополнительного усилия.

– Прослеживая путь битка, замрите в стойке после выполнения удара, как минимум до тех пор, пока биток не встретится с шаром. Не спешите выпрямляться или поднимать кий сразу после удара.

Самая распространенная ошибка начинающих игроков в пул – слишком сильный удар. Обычным несильным ударом в пуле считается удар, при котором биток, пущенный на пустом столе в противоположный борт (вдоль стола), проходит путь примерно в две длины стола, отражаясь от бортов один или два раза. Удар такой силы применяется опытными игроками в 90 % случаев. Потренируйте прямой центральный удар битком в борт на пустом столе так, чтобы контролировать силу удара, не напрягаясь.

Разбиваем пирамиду

Наклейка вашего кия после удара остановится приблизительно на центральной отметке. Некоторые игроки при таком разбое используют накат. Вероятность результативного удара достаточно высока, поскольку пирамида наверняка полностью разобьется и один из шаров, скорее всего, попадет в лузу (лучше, если это будет не биток или восьмой шар). Однако планировать далее такую партию вы вряд ли сможете, особенно, если ни один шар не окажется в лузе.

Как же сыграть первый удар с максимальной пользой? Большинство опытных игроков сходятся в том, что при разбое пирамиды следует использовать удар такой силы, который, в зависимости от вашего уровня, позволит сохранить контроль над столом. Не желательно применять явный боковой удар и удар накатом по битку.

Запрещенные удары

В бильярдной игре, как в любом другом виде спорта, существуют удары, на применение которых наложено табу. К числу подобных ударов относятся: пропих, нажим и двойной удар.

Пропих выполняют, когда биток и прицельный шар находятся близко друг к другу и к лузе. В основном, начинающие игроки стараются положить прицельный шар в лузу, не отрывая при этом кий от битка (рис. 29), за что и получают штрафные очки.

На рис. 30 показано правильное выполнение удара по шарам, расположенным определенным образом: в такой игровой ситуации лучше всего применять резку.

Как правило, нажим выполняют новички в ситуации, когда играемый шар и биток находятся в устье лузы. Кий при этом держат параллельно плоскости шара, располагая его вдоль длинного борта, и пропихивающим движением загоняют чужой шар в лузу (рис. 32). Такой удар на казывается штрафом. Сыгрывать шары, находящиеся в описанной выше позиции, необходимо, как и в предыдущем случае, резкой (рис. 31).

Двойной удар

Двойной удар наносится в случае, когда при прицеливании наклейкой кия касаются битка. Двойной удар так же наказывается штрафным очком.

Бриллиантовая система

Обратите внимание на прямую линию, соединяющую исходную точку 5 с прицельной точкой 3 на первом борту. Если биток расположен на этой линии, то любой ее точке, независимо от конкретного положения битка, приписывается исходное число 5.

При прицеливании необходимо целиться непосредственно в бриллиант, а не в точку на борту напротив бриллианта.

Поскольку все столы имеют разное качество, разную силу отскока от борта и разную жесткость бортов, то на каждом конкретном столе нужно слегка корректировать удар и расчет точки прицеливания.

Как правильно тренироваться

Упражнения по освоению удара

Все первоначальные удары наносятся только клапштосом, то есть в центр шара. За время прохождения начального курса тренировок, состоящего из 10 упражнений, обучающийся должен освоить правильную постановку корпуса, рук и отработать удар в центр шара.

Упражнение 1. Простой удар по битку без прицеливания.

Упражнение 2. Попадание битком прямо в точку.

Упражнение 3. Подкатка шара.

Биток, стоящий на первой точке, подкатывается попеременно ко второй и третьей точкам; к противоположному короткому борту, но не касаясь его; затем к различным местам на выбор. Данное упражнение является особенно важным, поскольку позволяет приступить к освоению так называемого размера удара, включающего в себя силу, точность и направление. Примером высшего мастерства во владении размером удара можно считать подкатку своего шара, стоящего на первой точке таким образом, чтобы биток подкатился вплотную к другому шару, находящемуся на третьей точке, тушуя (касаясь) его, но не сдвигая с места. Размером удара нельзя овладеть за определенное количество уроков – это достигается годами серьезной и настойчивой работы.

Упражнение 4. Кладка битка в лузу.

Биток, стоящий в первой точке, положить сначала в правый, затем в левый угол; в правую и левую середину; отработать все эти покладки в лузы с различных точек стола, но при свободном ударе, то есть не от борта.

Упражнение 5. Подкатка шара от одного борта.

Упражнение 6. Подкатка шара от двух бортов.

Проделать все подкатки предыдущего упражнения, но от двух бортов.

Упражнение 7. Удары в биток с прицеливанием.

Упражнение 8. Попадание в шар.

Упражнение 9. Дуплетирование бортовых шаров.

Упражнение 10. Комплексная тренировка пройденных упражнений.

Вводятся несколько шаров; создаются различные комбинации их взаимного расположения. Обучающийся производит удары на выбор по различным шарам с целью постановки их в определенное место, выполнения дуплетов в угол и в середину, а также сыгрывания шаров в лузы.

В связи с тем, что отработка в течение полутора-двух часов одного и того же приема утомительна, в ходе занятий рекомендуется варьировать элементы разных упражнений. Это вносит разнообразие и повышает интерес к тренировкам.

В процессе самообучения кроме одиночных занятий полезно проводить совместные тренировки, объединяясь по 2—3 новичка в группе и соревнуясь между собой: кто из 10 ударов положит больше шаров в определенную лузу, ближе подкатит биток к намеченной точке и т. д.

Дальнейшее повышение квалификации – на тренировочных парных играх. Следует также использовать любую возможность для приглашения в качестве инструкторов опытных игроков, которые могли бы дать хорошие советы и продемонстрировать отдельные приемы игры.

ПРИМЕЧАНИЕ. Угол отражения, так же как и для зеркала, отсчитывается от перпендикуляра. Поэтому угол между направлением движения отраженного битка и бортом становится, наоборот, шире.

Обратный винт широко используется также в русском бильярде при СЫГРЫВАНИИ БИТКА под углом к лузе, когда биток перед падением неизбежно задевает одну из губок. При этом в подавляющем большинстве случаев для ВВИНЧИВАНИЯ БИТКА в лузу за счет БЕГУЩЕГО ВИНТА промежуточное соударение битка с прицельным шаром должно произойти с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ. Именно к этому игровому решению приводит большинство реальных позиций. В любом случае после соударения биток сохраняет приданное направление бокового вращения. Трение между шарами может лишь слегка притормозить его.

Рис. 22. ОБРАТНЫЙ ВИНТ. Соударение с прицельным шаром

Особенности соударения с ОБРАТНЫМ ВИНТОМ обусловлены небольшим тормозящим импульсом в направлении касательной к точке соударения (см. рис. 22).
Трение между шарами относительно невелико, поэтому перечисленные ниже эффекты проявляются в гораздо меньшей степени, чем бортовые, однако их необходимо учитывать при выполнении многих ударов.
1. Обратный винт сужает УГОЛ ПРОКАТКИ при выполнении НАКАТА и УГОЛ ОТКАТА при выполнении ОТТЯЖКИ.
2. Обратный винт уменьшает протяженность ОТСКОКА и увеличивает крутизну дуги наката и оттяжки (см. рис. 29).
3. Обратный винт отбрасывает прицельный шар в сторону уменьшения УГЛА РЕЗКИ.

ПРИМЕЧАНИЕ. Следует также иметь в виду, что придание битку бокового вращения требует внесения поправки в прицел (см. БОКОВИК). В противном случае соударение с обратным винтом происходит, как правило, на чуть более тонкой резке.

Некоторые типичные примеры использования обратного винта в пуле и русском бильярде показаны на рис. 23–26. При выполнении выходов и отыгрышей необходимо учитывать, что обратный винт уменьшает РАЗМЕР УДАРА.

ОСТАНОВКА – удар, при котором биток останавливается сразу же после ЛОБОВОГО СОУДАРЕНИЯ с прицельным шаром. Для остановки необходимо, чтобы биток к моменту соударения сохранял лишь скользящее поступательное движение без верхнего и нижнего вращения. Таким образом, лобовая остановка – это не что иное, как лобовой ПЛОСКИЙ УДАР (см.). Следует различать плотную и мягкую остановку.
При ПЛОТНОЙ остановке наносится достаточно сильный удар чуть ниже центра битка в расчете на то, что за счет силы удара биток не успеет раскрутиться о сукно и вплоть до соударения сохранит скользящее поступательное движение. Прицельному шару при этом сообщается максимальная поступательная скорость. В русском бильярде плотная остановка, как правило, используется при прямом ударе в угловую лузу, когда расстояние между битком и прицельным шаром не слишком велико.
При выполнении МЯГКОЙ остановки по битку наносится практически такой же удар, как и при оттяжке (с приданием нижнего вращения). Силу удара, однако, рассчитывают таким образом, чтобы за счет трения о сукно биток утратил приданное ему нижнее вращение к моменту соударения с прицельным шаром, не раньше и не позже. Как правило, профессиональные игроки предпочитают мягкую остановку ударом под самый низ битка. Ее называют также остановкой на ПОЛЗУНКЕ, так как ей предшествует сильное торможение битка о сукно.

Особой разновидностью остановки является ОСТАНОВКА НА ПОДКАТКЕ (см.).
Остановка – один из основных технических приемов КОНТРОЛЯ БИТКА. Она используется как при выходе, так и при отыгрыше, когда необходимо остановить биток в месте соударения с прицельным шаром (рис. 27–28).

ОСТАНОВКА НА ПОДКАТКЕ – остановка битка на предельно тихом естественном лобовом накате, когда все поступательное движение передается прицельному шару, а оставшееся у битка вращение гасится за счет трения между шарами. Будучи наиболее простым способом остановки битка, часто используется в практической игре.

ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ – скользящее движение битка после соударения с прицельным шаром при выполнении удара на резке (см. рис. 29). Начальный участок остаточного скольжения носит название ОТСКОК (см.). Независимо от характера остаточного вращения отскок происходит вдоль линии скольжения. Чем сильнее удар и чем тоньше резка, тем больше протяженность прямолинейного участка остаточного скольжения. Другими словами, тем сильнее отскок. При ПЛОСКОМ УДАРЕ биток продолжает прямолинейное движение строго вдоль линии скольжения. При НАКАТЕ биток сохраняет приданное верхнее вращение под углом к линии скольжения. В результате поперечной пробуксовки траектория искривляется и биток движется по выпуклой дуге. За счет трения о сукно движение неизбежно переходит в финальное качение вперед – ПРОКАТКУ. Механизм искривления траектории при ОТТЯЖКЕ тот же самый. За счет сочетания остаточного скольжения с остаточным нижним вращением биток движется по вогнутой дуге, после чего движение переходит в финальное качение назад – ОТКАТ.

ОТДАЧА – обратное воздействие битка на кий при выполнении удара в полном соответствии с третьим законом Ньютона. Применительно к бильярдной игре его можно сформулировать так: сила воздействия кия на биток равна силе воздействия битка на кий. При выполнении сильного, но ЖЕСТКОГО УДАРА отдача через кий передается крепко сжимающей его руке. От этого дергается локоть, плечо. В итоге страдает точность.

Рис. 29. ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ

ОТКАТ – естественное качение битка за счет остаточного нижнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении ОТТЯЖКИ. Контролируемый откат является необходимым условием выхода и отыгрыша (см. также УГОЛ ОТКАТА).

ОТКРЫТОЕ РАЗБИТИЕ (пул) – специальное требование, относящееся лишь к начальному удару (разбитию) и предусматривающее обязательное доведение до борта как минимум четырех прицельных шаров или падение хотя бы одного в лузу.

ОТСКОК – начальный участок скользящего движения битка вдоль линии скольжения после соударения с прицельным шаром на резке. Чем сильнее удар и чем тоньше резка, тем большее расстояние проходит биток на отскоке. Отскок часто используют в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу. (См. также ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ, ЛИНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ.)

ОТЫГРЫШ – один из основных тактических приемов ведения ПОЗИЦИОННОЙ ИГРЫ во всех разновидностях мирового бильярда. Отыгрыш сводит к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар и/или на ответный отыгрыш (см. также УДАР ПО ОТЫГРЫШУ). Его смысл, таким образом, заключается в передаче удара сопернику в невыгодной для него позиции. Активный отыгрыш, как правило, сочетают с другими тактическими приемами, например НАИГРЫШЕМ или постановкой МАСКИ (рис. 14). При этом используют различные технические приемы КОНТРОЛЯ БИТКА и ПРИЦЕЛЬНОГО ШАРА.

ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту. Передняя линия не является частью дома. Если центр шара располагается в точности на передней линии, то считается, что он находится вне дома.

ПЕРЕДНЯЯ ОТМЕТКА – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

ПЕРЕСКОК (пул) – удар, при котором биток отрывается от игровой поверхности стола и перескакивает через маскирующий прицельный шар. Используется в пуле для выхода из маски. Способ выполнения правильного перескока оговорен правилами. Основное требование – нанесение удара наклоненным кием в верхнюю половину битка. Получив сверху ударный импульс от кия, а снизу практически такой же импульс от плиты, биток сжимается и подпрыгивает, как мячик. Перескок, как правило, выполняется специальным облегченным кием и полностью расслабленной кистью с таким расчетом, чтобы под действием отдачи кий сразу же отскочил назад, не сталкиваясь повторно с подпрыгнувшим битком. Естественно, что это очень сложный технический прием, который нужно специально отрабатывать.

ПИРАМИДА – 1) начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке, используемая во многих лузных бильярдных играх; 2) термин, используемый в последнее время в России и за рубежом в качестве синонима русского бильярда.

ПЛОСКИЙ УДАР – скользящий нижний удар, при выполнении которого биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего или нижнего вращения. Плоский удар обеспечивает ПЛОСКОЕ СОУДАРЕНИЕ битка с прицельным шаром. Он занимает промежуточное (нейтральное) положение между НАКАТОМ и ОТТЯЖКОЙ. Понятие плоского удара представляет собой, по существу, обобщение понятия лобового удара с ОСТАНОВКОЙ битка для случая удара на резке. С точки зрения техники нанесения удара по битку остановка и плоский удар выполняются совершенно одинаково. Так же как и при выполнении остановки, удар наносится ниже центра битка в расчете на то, что к моменту соударения биток за счет трения о сукно (см. РАСКРУТКА) утратит приданное ему нижнее вращение. Таким образом, лобовая остановка есть не что иное, как лобовой плоский удар. Подобно остановке, плоский удар может быть плотным и мягким. При плоском ударе действует ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ (см.). Он применяется в случае, когда необходимо отразить биток от прицельного шара по прямой траектории (без дуги) в направлении касательной к точке соударения, то есть вдоль линии скольжения (см. рис. 29). Такая необходимость часто возникает в русском бильярде при сыгрывании битка в лузу или при нанесении сильного прицельного удара по отыгрышу с постановкой битка на борт и т. п. В пуле плоский удар используется, в частности, при подбивке (разбитии) кластеров, а также в случаях, когда необходимо сыграть прицельный шар и предотвратить падение в лузу битка (см. рис. 32–35).

ПЛОСКОЕ СОУДАРЕНИЕ – соударение битка с неподвижным прицельным шаром в случае, если биток к моменту соударения сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего и нижнего вращения. Плоское лобовое соударение приводит к остановке битка. При плоском соударении на резке (ПЛОСКОМ УДАРЕ) биток и прицельный шар расходятся под углом 90 градусов (см. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ).

ПЛОТНАЯ ОСТАНОВКА – разновидность лобовой ОСТАНОВКИ битка (см.).

ПЛОТНЫЙ НАКАТ – разновидность СКОЛЬЗЯЩЕГО НАКАТА (см.).

ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА – совокупность тактических приемов, призванных облегчить игру себе и затруднить игру сопернику. Позиционная игра строится таким образом, чтобы обеспечить себе вступление в игру в более выгодной (простой) позиции и, напротив, передать удар сопернику в невыгодной (сложной) позиции. Результативные тактические приемы (например, ВЫХОД, ПОДБИВКА) позволяют в более выгодной позиции продолжить свою серию. Тактические приемы, не сопровождающиеся падением в лузу шара (например, ОТЫГРЫШ, постановка МАСКИ), рассчитаны на то, чтобы передать удар сопернику в более выгодной для себя и менее выгодной для него позиции. В этом смысле бильярд больше всего похож на шахматы. Идея активной позиционной стратегии состоит в построении таких позиций, которые не дают сопернику возможности удовлетворительно отыграться и вынуждают его либо нарушить правила, либо поставить биток в такое положение, откуда удобно начать свою серию результативных ударов. Возможности для позиционной игры в различных бильярдных играх далеко не одинаковы. Соответственно, различен и набор используемых тактических приемов. Однако главное в любой позиционной игре – ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ и КОНТРОЛЬ БИТКА.

ПОЛНАЯ ОСТАНОВКА – прекращение всякого движения шара, включая боковое вращение на месте (см. также ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА).

ПОПУТНЫЙ ВИНТ – см. БЕГУЩИЙ ВИНТ.

ПОРУЧЕНЬ – не покрытая сукном верхняя часть борта.

ПОСТАНОВКА УДАРА – развитие устойчивого двигательного навыка правильного выполнения УДАРНО-МАХОВОГО ДВИЖЕНИЯ.

ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ – правило, согласно которому при плоском соударении на резке (когда биток к моменту соударения с неподвижным прицельным шаром сохраняет лишь скользящее поступательное движение без верхнего и нижнего вращения) биток и прицельный шар расходятся под углом 90 градусов (рис. 36). (См. также УГОЛ РАСХОЖДЕНИЯ.)

Рис. 36. ПРАВИЛО ПЛОСКОГО СОУДАРЕНИЯ

ПРАВИЛЬНО ЗАВЕРШЕННЫЙ УДАР (русский бильярд, пул) – удар, удовлетворяющий оговоренным в правилах требованиям к тому, что должно произойти с шарами после соударения битка с прицельным шаром. Он может быть как результативным, так и нерезультативным. Правильно завершенный нерезультативный удар в пуле предусматривает ДОВЕДЕНИЕ ДО БОРТА хотя бы одного (любого) шара. Спортивные правила русского бильярда (пирамиды) требуют в этом случае, чтобы хотя бы один из шаров (1), отразившись от одного борта, коснулся другого, или (2), отразившись от борта, пересек центральную линию стола, или (3) пересек центральную линию, а затем коснулся любого борта (см. правила игр). Следует особо подчеркнуть, что указанные требования относятся в равной мере к любому удару, будь то попытка забить шар в лузу (удавшаяся или неудавшаяся), будь то преднамеренный ОТЫГРЫШ (удавшийся или неудавшийся) или любой другой тактический прием. В противном случае – штраф.

ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР – любой шар на игровой поверхности стола, кроме битка.

ПРОКАТ (русский бильярд) – сыгрывание битка в лузу тихим и умеренным естественным накатом на резке в полшара и толще (см. также СКАТ). Прокат, как правило, сочетают с бегущим или обратным винтом (в зависимости от позиции).

ПРОКАТКА – естественное качение битка вперед за счет остаточного верхнего вращения после соударения с прицельным шаром при выполнении НАКАТА. Контролируемая прокатка является необходимым условием выхода и отыгрыша. (См. также УГОЛ ПРОКАТКИ, КОНТРОЛЬ БИТКА, РАЗМЕР УДАРА, ОСТАТОЧНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ.)

ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ – неудачный прицельный удар по лузе. После промаха по лузе серия играющего заканчивается, однако штраф не налагается.

ПРОМАХ ПО ШАРУ (ШАРАМ) – неудачный удар, когда биток (1) не коснулся ни одного прицельного шара (русский бильярд) или (2) не коснулся (первым касанием) ОЧЕРЕДНОГО (ЛЕГАЛЬНОГО) шара (пул, снукер). За промах по шару налагается штраф, оговоренный правилами конкретных бильярдных игр.

ПРОПИХ – запрещенный удар, при котором чрезмерно затягивается время соприкосновения наклейки кия с битком. До настоящего времени нет единой трактовки пропиха. В пуле пропих трактуется как ТОЛЧОК, при котором СОПРОВОЖДЕНИЕ битка затягивается несоразмерно УДАРНО-МАХОВОМУ ДВИЖЕНИЮ руки. В русском бильярде пропих трактуется как затягивание контакта наклейки кия с битком вплоть до его соударения с прицельным шаром. Правила снукера допускают и ту и другую трактовку. (См. правила игр.)

ПРЯМОЙ УДАР (по лузе) – прицельный лобовой удар в сторону лузы, когда биток, прицельный шар и центр лузы расположены на одной прямой.

ПРЯМОЙ УДАР (по шару) – прямое попадание битка в прицельный шар по прямолинейной траектории без предварительного касания бортов и других прицельных шаров (см. МАСКА).

РАЗМЕР УДАРА – путь, пройденный битком до полной остановки. Умение регулировать СИЛУ и, соответственно, размер удара лежит в основе КОНТРОЛЯ БИТКА.

РАСКАТ – способность бильярдного стола (игровой поверхности, сукна и бортов) сохранять приданное шарам поступательное движение – СКОЛЬЖЕНИЕ и ЕСТЕСТВЕННОЕ КАЧЕНИЕ.

Читайте также: