Как сделать кроссфейд в cubase

Обновлено: 08.07.2024

Steinberg Cubase для начинающих

Cubase — это цифровая рабочая станция (DAW) с широкими возможностями работы с аудио- и MIDI-сигналами.

Она предназначена для записи и сведения различных музыкальных жанров и даже написания звуковых дорожек в кино.

Первая версия программы вышла в 1989 году, а актуальная на сегодня — одиннадцатая. Также Cubase выпускается в нескольких модификациях:

Cubase AI и Cubase LE — идут в комплекте с музыкальным оборудованием, имеют ограниченный функционал, достаточный для начала работы с программой и небольших проектов.

Cubase EE (Education Edition) — созданы для образовательного процесса, для студентов и преподавателей профильных учебных заведений.

Cubase Elements — базовая версия программы с основными, необходимыми инструментами и библиотекой для записи, редактирования и сведения.

Cubase Artist — стандартная версия с большим набором инструментов, эффектов и библиотек. Подходит для небольших студий.

Cubase Pro — полная версия программы. Оснащена 90 эффектами, 8 виртуальными инструментами и полной библиотекой звуков, позволяющей реализовать любые творческие идеи.

Cubase Pro и Cubase Artist хранят ключ регистрации на внешнем eLicenser, что позволяет работать с программой на любом компьютере где она установлена. Другие версии устанавливаются на один компьютер и работают без eLicenser.

Как установить

Процесс установки программы Cubase не сложный, но требует соблюдения определенной последовательности действий. Для начала нужно зайти на сайт Steinberg в раздел Support —> Downloads —> скачать и установить Steinberg Download Assistant (установщик включает последние версии eLicenser Control Center, Steinberg Library Manager). Создаем аккаунт SteinbergID в MySteinberg или заходим в систему, если он уже был создан ранее.

Установка при помощи Download Access Code. Если с вашим оборудованием в комплекте поставлялся Download Access Code, вводим его на странице MyProducts в аккаунте MySteinberg или в программе Steinberg Download Assistant, нажав Enter Download Access Code. И вы получите код активации для программного обеспечения. Далее нажимаем Activate и активируем лицензию. Ждем окончания процесса активации. Устанавливаем программное обеспечение Cubase при помощи Steinberg Download Assistant.

Как создать и настроить проект

При запуске Cubase откроется окно Steinberg Hub, в котором можно выбрать преднастроенные проекты для записи, сведения или мастеринга, а также создать новый. Там же можно выбрать где будет располагаться проект: в папке по умолчанию, либо выбрать другое расположение.

После нажатия кнопки Create появится окно проекта. При первом запуске проверяем и устанавливаем основные настройки программы. Для этого в меню выбираем Studio, далее Studio Setup. В открывшемся окне в разделе Audio System проверяем правильно ли указан наш аудиоинтерфейс и устанавливаем необходимый. Ниже отображена информация о задержке и частоте дискретизации. В дополнительных опциях параметр Processing Precision можно изменить c 32 бит (по умолчанию) до 64 бит, что позволит точнее обрабатывать аудио, но увеличит использование памяти. Multi Processing и ASIO-Guard оставляем активными, они отвечают за разделение нагрузки между процессорами и уменьшают нагрузку на компьютер.

Большую задержку при записи можно снизить, уменьшив размер буфера в разделе настроек звуковой карты. Кнопка Control Panel позволяет установить необходимый уровень буфера: чем меньше, тем меньше задержка, но больше нагрузка на компьютер. Здесь же можно установить функцию мониторинга без задержки Direct Monitoring, если ее поддерживает аудиоинтерфейс.

Выбрав настройку Project Setup в меню Project можно установить записываемый формат файла, частоту дискретизации и разрядность. Рекомендуется устанавливать разрядность 24 бит, более низкие значения отрицательно влияют на динамический диапазон записи. Для частоты дискретизации можно установить 44.1 кГц или 48 кГц, этого будет достаточно (чем больше значение, тем больше нагрузка на систему).

Маршрутизация сигнала

Следующим шагом после основных настроек проекта важно настроить входящие и исходящие каналы, иными словами – правильную маршрутизацию.

Во вкладке Outputs создаются и отображаются исходящие каналы. Если аудиоинтерфейс позволяет, то добавляем и назначаем дополнительные выходы, например, для второй пары мониторов или для настройки звука для музыканта. Настраивается по тому же принципу, что и входящие.

Для добавления дорожки нажимаем правой кнопкой мыши в поле отображения каналов и выбираем Add Audio Track (или в меню Project –> Add Track –> Audio). Тут же указываем конфигурацию канала, входящий и исходящий, название дорожки. На самом канале есть включение и отключение режима записи и мониторинга, переименование дорожки, настройки цвета, мьютирования, солирования и тд.

В главном меню настроек Preferences во вкладке VST можно выбрать режим включения автомониторинга. По порядку располагаются: ручное включение мониторинга, включение мониторинга при включении режима записи, включение мониторинга только во время записи и отключение мониторинга во время прослушивания, но включение во время записи (Tapemachine Style).

Как работать с DSP-эффектами (для серии UR)

Чтобы настроить DSP-эффекты, открываем в меню Studio вкладку MixConsole. Во вкладке Rack выбираем Hardware. И у каждого канала, к которому доступно DSP появится вкладка с цепочкой эффектов. Можно настроить мониторинг эффектов, запись эффектов, либо отключить их вовсе. Из эффектов доступны настраиваемые компрессор и эквалайзер, различные виды гитарных усилителей, продвинутая реверберация с множеством пресетов. А также можно настроить выходы для наушников, например, если их несколько.

Как настроить метроном

Метроном — полезная вспомогательная функция при записи, позволяющая музыканту сохранять необходимый темп во время исполнения. Включить и настроить его в Cubase можно нажав на соответствующие иконки в правом нижнем углу программы. В основных настройках метронома можно выбрать тип метронома: аудио или MIDI. Выходные каналы, на которые пойдет сигнал. Во второй вкладке (Click Sounds) находятся аудионастройки звука и MIDI-настройки метронома. Последняя вкладка Click Patterns содержит настройки ударов метронома. Темп можно изменить на транспортной панели внизу, указав необходимое значение.

Как записать аудио в Cubase

Для записи аудиосигнала на созданной аудиодорожке выбираем канал записи, активируем режим записи и режим мониторинга, нажав соответствующие кнопки. При необходимости устанавливаем режим записи для DSP-эффектов. При нажатии кнопки записи Record на транспортной панели начнется процесс. По окончании записи останавливаем процесс, нажав Stop на транспортной панели. Отключаем мониторинг и запись на дорожке, и прослушиваем записанный трек.

Автоматизация

Функция автоматизации важна и необходима в процессе сведения. Она предназначена для автоматического изменения таких параметров, как громкость, панорама, настройки эффектов и многое другое. Для отображения автоматизации открываем ее, нажав в нижний левый угол панели дорожки (часть, где отображается цвет дорожки). Автоматизация можно установить вручную, расстановкой точек в необходимых местах на дорожке автоматизации. Или при записи в реальном времени с активной функцией Write Automation, при этом будут сохранены все изменения параметров во время процесса записи.

Как использовать Cubase Groove Agent

Groove Agent — это виртуальный инструмент, предназначенный для создания ритмических партий различных жанров с широкими выбором инструментов, настроек параметров и характера звучания.

Для использования плагина, создаем инструментальную дорожку, в инструментах выбираем Groove Agent и нажимаем Add Track. В появившемся окне откроется виртуальный инструмент. В левой части находятся 16 пэдов на которые загружаются сэмплы, выше – переключение между паттернами и отдельными инструментами. В правой части сверху можно выбрать четыре разных установки. Ниже расположены кнопки Load, Edit, Mixer, Perform и Options. В Load можно загрузить типы барабанных установок и драм-машин.

Меню Edit в режиме Pattern позволяет менять характер исполнения партии: динамику, свинг, добавление пауз и сбивок. Можно активировать режим проигрывания, установив необходимый параметр Play Mode: Hold – партия воспроизводится при нажатом пэде, Toggle – партия запускается нажатием пэда и зацикливается до повторного нажатия, One Shot – нажатие на пэд воспроизводит партию с начала и до конца. Изменение положения ручки в параметре Complexity/Intensity меняет характер партии от более простой до более сложной, от мягкой до агрессивной. Ручка Swing меняет соответствующий параметр, изменяя ритмический рисунок. А включение функции AF каждый раз изменяет окончание партии на разные. Функция AC выставляет акценты с возможностью выбора акцентированных долей.

А в режиме Instrument меню Edit позволяет настраивать отдельные звуки (тональность, атаку, спад, применять фильтр и т.д.). На пэды можно добавить несколько сэмплов, которые будут воспроизводится в зависимости от силы нажатия (режим Velocity) или вместе (режим Layer).

В меню Mixer можно настроить уровни, панораму, эквализацию, компрессию и многое другое.

Дополнительно Groove Agent позволяет создавать собственные наборы звуков, сэмплированные от внешних инструментов. В общих настройках указываются входящие каналы с инструментами, затем в Groove Agent слева вверху активируется функция Side-Chain, а справа от нее указывается входящий канал инструмента. Далее выбираем формат записи и основные настройки воспроизведения MIDI для записи.

В зависимости от версии Groove Agent некоторые функции инструмента могут отличаться.

Мониторинг сигнала с помощью Cubase Control Room

Функция Control Room необходима для разделения пространства студии на исполнительскую зону и продюсерскую (Control Room). Она доступна только для версии Pro. Для включения функции нужно нажать меню Studio и перейти в Audio Connections, далее пройти во вкладку Control Room и активировать ее. Помимо основных мониторов здесь можно добавить Cue-миксы. В столбце Device Port назначаются выходы для Cue-миксов.

Также в окне Control Room можно переключаться между основным и Cue-миксами, включать/отключать метроном, понижать уровень (Dim) и производить другие настройки.

Работа с MIDI

Работа с MIDI не менее важна в процессе продакшена, чем работа с аудио. Поэтому Cubase оснащен различными функциональными редакторами для работы с MIDI. In-Place Editor в меню MIDI открывает окно редактирования прямо на дорожке, Key Editor открывает отдельное окно редактора, Score Editor – редактор нот, List Editor отображает все данные в виде списка, а Drum Editor подходит для редактирования перкуссионных и барабанных партий. В левой части редакторов находятся параметры квантизации и другие, в зависимости от вида редактора. В нижней части можно настроить Velocity для каждой ноты.


* Edit > Select > Left Selection Side to Cursor (клавиша ) — оставить выделенной только ту часть выделенной области, что находится слева от указателя текущей позиции;
* Edit > Select > Right Selection Side to Cursor (клавиша ) — оставить выделенной только ту часть выделенной области, что находится справа от указателя текущей позиции.

* Cut Time (клавиши + + ) — вырезать все, что оказалось в выделенной области, в буфер обмена; передвинуть все, что оказалось справа от вырезанной области, так", чтобы заполнить образовавшийся пробел;
* Delete Time * ( + ) — команда похожа на предыдущую, но происходит не вырезание, а удаление выделенной области;
* Paste Time * ( + + ) — вставить фрагмент проекта из буфера обмена; вставка осуществляется начиная с левой границы выделенной области; все, что находится на месте вставки, сдвигается вправо (чтобы освободить место под вставляемый фрагмент);
* Paste Time at Original * — команда аналогична предыдущей, но вставка фрагмента проекта из буфера происходит начиная с той позиции, в которой данный фрагмент находился прежде, чем попасть в буфер;
* Split ( + ) — разрезать объекты по границам выделенной области;
* Crop — передвинуть границы объектов, частично попавших в выделенную область, таким образом, чтобы их границы совпадали с границами выделенной области;
* Insert Silence * ( + + ) — освободить выделенную область за счет перемещения вправо всех объектов, попавших в нее.




* Fades (рис. 4.51, а) — параметры функций Fade In и Auto Fade Out;
* Crossfades (рис. 4.51, б) — параметры функции Auto Crossfades.


Рис. 4.51. Диалоговое окно Auto Fades

  • подготовка материала к сведению
  • определение расстояния до инструмента (баланс инструментов по громкости)

Подготовка материала к сведению

Мы подготовили каналы микшера к конвертации, теперь нам нужно преобразовать каждую дорожку в отдельный WAV файл. Я объясню как это сделать на примере FL Studio и Cubase.

image

Зачем это все?

image

Балансировка и начальные уровни

Балансировка — регулировка громкости инструментов в миксе. Это то, с чего начинается сведение.

image

Балансировка осуществляется исходя из того, что громкость инструмента задает первоначальное расстояние до него, хотя, конечно, более весомый вклад в определение расстояния cделают эффекты реверберации и задержки (Delay), но на чальном этапе все инструменты должны быть в балансе по громкости. Следите за выходным уровнем на мастер-шине: не допускайте клипирования сигнала (превышение порога 0 дБ), а лучше сохраняйте дистанцию до порога (-2, -3 дБ). Ни в коем случае не используете лимитеры в процессе сведения!

Имейте ввиду, что в процессе микширования Вы еще не раз вернетесь к фейдеру громкости. Эта балансировка предварительна и потребует корректировки после эквализации, компрессии и применения эффектов (как разрыва, так и посыла).

Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все, описанное здесь, не аксиома и имеет познавательный характер.


Настоящую статью я посвящаю начинающим композиторам и аранжировщикам, которые уже работали в различных музыкальных программах, но которые только начинают или только учатся пользоваться Cubase5. Поэтому в эту статью я включу как элементарные технические правила, так и советы для достижения аранжировки высокого качества. Говоря о качественной оркестровой аранжировке, я изначально подразумеваю, что мы не будем использовать стандартные звуки из банка цифрового синтезатора, а к вашему компьютеру должен быть подключен миди-синтезатор, к тому же у вас, кроме стандартных, должны стоять ещё такие VST-инструменты как Miroslav Philharmonik.

Итак, перейдём непосредственно к использованию Halione. Жмём на ромб в верхней панели управления левой кнопкой мыши и нажимаем load preset. В выплывающем окне перед нами появляется огромный выбор различных инструментов для всех видов аранжировок. Заранее хочу предупредить, что самой распространённой ошибкой при написании оркестровой аранжировки является то, что аранжировщик не знает, в каком диапазоне может играть тот или иной инструмент. В отличие от Philharmonik, Halione не предусматривает этого и выстраивает звучание тех или иных инструментов на весь диапазон вашей миди-клавиатуры. В Halione прекрасные духовые инструменты, такие как tenor sax. Но классическими духовыми и струнными из Halione мы пользоваться не будем, так как в Philharmonik они, всё же, звучат гораздо красивее. Если вы хотите использовать в вашей аранжировке рояль, то советую также брать его из Philharmonik. Из Halione мы вне всяких сомнений берём бас, желательно acoustic bass. Для фоновой подкладки выбираем draw-орган. Обыкновенная гитара, опять же, есть и в Philharmonik, и там она звучит лучше и живее. Но если нам нужны гитары с примочками, например distortion guitar, то такие есть только в Halione. Distortion guitar здесь имеется целых два вида. Хоры из Halione я брать не рекомендую, так как там они не имеют ничего общего со звучанием живых голосов, в отличие от Philharmonik. В чём же заключается искусственность этого хора? Дело в том, что хор здесь охватывает весь диапазон клавиатуры, а Philharmonik действительно учитывает, в рамках какой октавы звучит голос или инструмент. Тем не менее, хоры из Halione хороши для электронной аранжировки, которую мы рассмотрим в другой статье.

Структура программы Miroslav Philharmonik несколько другая. Вместо стандартной кнопки load preset, которая имеется в каждой подобной программе, здесь даётся несколько разделов и подразделы к ним. В каждом подразделе даётся определённый перечень однородных звуков. В этом его различие, например, с Halione, где выбор инструментов гораздо больше, но их разновидностей дано крайне мало. Мы остановимся на этой программе более подробно, так как инструменты из неё и есть ядро вашей оркестровой аранжировки. Philharmonik как раз и специализируется на разновидностях инструментов и включает в себя десятки тембров каждого оркестрового сольного инструмента или ансамбля инструментов. Подразделы, как правило, как раз и делятся на ensemble (ансамбль) и solo (сольные инструменты). Рояль мы можем найти в разделе other instruments, которая делится на classical keys, classical guitars и classical harps. В опции classical keys мы выбираем любое Steinway piano. Рядом с classical keys имеется и опция classical guitars. Гитары здесь всего две, они самые стандартные, но звучат полностью как живые и очень похожи на те, что мы можем найти в стандартном банке realstrat. В том же разделе other instruments мы видим опцию classical harps, где имеются различные звуки арфы. Также здесь мы можем найти уже готовое арпеджио арфы в миноре и мажоре. Перейдём к другому разделу этой программы – к разделу brass, где содержится огромное количество оркестровых духовых инструментов. Здесь имеются трубы, тромбоны, тубы. Я бы обратил особое внимание, на французский горн (French horn), который весьма уместно можно использовать как дополнение в подкладке (органу). Особое место в данной программе занимают хоры, которые расположены в соседнем разделе choirs. Здесь есть не только чисто мужские (male) и женские (female) хоры, но и хоры смешанные (mixed). Однако с хорами следует быть осторожными, т.к. не все голоса похожи на живые. Женские хоры наиболее популярны в использовании у оркестровых аранжировщиков. Я рекомендую использовать Female Ah, female do portato. Мужские хоры переданы лучше, и выбор тембров и способов пения здесь несколько больше. Из последнего раздела strings (струнные) я особенно рекомендую использование ансамблевых скрипок, пиццикато виолончели (pizzicato cello) и сольную виолончель (solo cello).

Если вам необходимо среди миди-дорожек вставить ещё и простой аудиофайл, нажмите в верхней панели инструментов project-add track-audio. Тогда в проекте появится аудиодорожка, куда вы можете записать стандартные звуки с синтезатора или просто скопировать в проект нужный вам файл в любом аудио-формате.

Перейдём к самой распространённой проблеме, которая возникает у аранжировщиков при работе с миди-файлами. Эта проблема – отставание звуков клавиатуры. Это серьёзно мешает работе и не позволяет сыграть ровно. Бороться с этим, увы, очень сложно, поэтому существует другой способ бороться с отстающей клавиатурой. Для начала нужно убедиться, что идёт звук из выбранного нами VST-инструмента. Затем мы нажимаем mute (отключить) на дорожке с этим миди-файлом и то же самое на появившейся дополнительной дорожке к нему. Тогда миди-файл всё равно будет записываться, но слышать мы его не будем. Затем нужно включить диспетчер realtek и подключить синтезатор с линейного входа. В этом случае мы будем слышать звуки из стандартного банка синтезатора, но запись будет идти с выбранного vst-инструмента.

Следующая проблема, возникающая у почти любого нового пользователя Cubase, связана с экспортом миди-файлов в аудиоформат. Для начала нужно обратить внимание на линейку под верхней панелью инструментов и выделить синим цветом нужное нам количество тактов для экспорта. Про эту линейку обязательно нужно помнить, иначе Cubase сэкспортирует произвольный кусок записи. Затем в верхней панели управления нажимаем File-export-audio mixdown. В левой части выплывающего окна, в опции channel selection нужно обязательно поставить галочку в окошке output channels, иначе экспорт не начнётся. Но это ещё не всё. Для экспорта необходимо указать имя файла (префикс) и выбрать конечную папку, куда этот файл будет экспортирован (path).

Cubase изначально создан для аранжировщиков, но сведение гораздо удобнее выполнять в Samplitude. Поэтому я советую каждый midi-файл, созданный в Cubase экспортировать в wav-формат и загружать его в Samplitude, где подравнивать, обрабатывать нужными эффектами и примочками. Если мы говорим об оркестровой аранжировке, то следует показать и некоторые эффекты из Samplitude, которые будет целесообразно использовать. В верхней панели инструментов присутствует опция effects. Сначала нужно зайти в опцию frequency/filters и найти там parametric equalizer, который позволит выровнять частоты каждого инструмента во избежание конфликтов между ними. В опции delay/reverb мы можем добавить нужную реверберацию к нашей аудиодорожке. Variverb в этом же меню содержит банк различных эффектов холла и реверберации специально для разных инструментов. Популярный оркестровый приём – использование вокодера. Vocoder мы можем найти в тех же effects в меню modulation/special. Здесь, в поле carrier, даже есть специальный vocoder для струнных или для хора, который хорошо подходит как к сольной партии, так и к сочетанию нескольких инструментов. После обработки и сведения в Samplitude готовый файл можно экспортировать.

Читайте также: