Как сделать крем поэтов истоки блоки

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

О художественном вкусе, сильной и слабой рифме и о том, почему технически идеальные строки — это не гарантия отклика в душе читателя.

Сильно — это так, чтобы в голове читателя потом эти строки вертелись. Чтобы стихи учили наизусть и ими спасались. Чтобы каждое стихотворение для читателя было микроозарением, зацепкой на пути к чему-то высокому.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес.

Что необходимо для создания хороших стихов

1. Использовать богатую рифму

Не глагольную, не морфемную.

В идеале рифмующиеся слова должны быть разными частями речи. Если это существительные, то они должны находиться в разных падежах.

2. Всегда считать слоги

Да, существует много примеров удачного использования свободного размера. Но это могут позволить себе лишь опытные поэты.

он в ботинках, она на цыпочках, босиком

у неё в руке босоножка со сломанным каблуком

он хохочет так, что едва не давится кадыком

Обычно сразу понятно, кто использует свободный стихотворный размер осознанно, а кто — по неопытности. Художники-абстракционисты владели академической школой. Если всё же хочется писать концептуальные стихотворения, сначала нужно освоить классические приёмы.

3. Придумывать честные метафоры

4. Подружить язык и замысел

Понятно, для какого слова гарнитура подходит, а для какого стоит её поменять. То же самое со смыслом и формой.

Подружить язык и мысль поможет умение интуитивно пропускать через себя слова. Надо визуализировать ту музыку, что остаётся в ушах во время прочтения стихотворения вслух, и сравнить со смыслом.

Имеет значение и размер (философский дактиль, оставляющий послевкусие, или уверенный яркий хорей), и фонетика, и даже места, в которых можно сделать вдох при прочтении. И здесь же стоит проверить, нет ли в стихотворении нелепых, выпадающих слов.

Как развивать художественный вкус

Как обычно бывает в жизни, вышеперечисленные правила неоднозначны, имеют границы применения и множество исключений, и просто вызубрить их не получится. Чтобы применять стихотворные законы на практике, необходимо обладать художественным вкусом. Как его развить?

1. Не пренебрегайте образованием

Это самый простой способ. Хорошие вузы обычно так прокачивают мозг, что даже далёкий от творчества человек может легко отличить настоящее искусство от китча.

2. Читайте хорошие книги

Проникнитесь философией русских и зарубежных классиков. Впитайте в себя язык. Прикиньте, как глубоко вам придётся нырять.

3. Смотрите и слушайте

Знание живописи и музыки не менее важно. Если вы вдохновитесь и впоследствии напишете стихи по впечатлениям о картине или симфонии, это не будет плагиатом. А если будете ориентироваться на известных поэтов, читатель легко это заметит.

4. Общайтесь с интересными людьми

Харизматичные и сильные люди помогают своему кругу общения развиваться. В том числе это касается и художественного вкуса.

Ещё 6 советов из личного опыта

1. Изучайте музыкальную грамоту

Учитесь чувствовать разные стихотворные размеры, проживайте паузы, дирижируйте собственными строками. Тогда вы вправе будете сказать, что у ваших стихотворений есть мелодия.

2. Учите иностранные языки

3. Не пишите так, как уже написали до вас

Не делайте открытие Америки из того, что и так чувствует каждый адекватный человек. Подумайте дважды, когда, налив себе какао и закутавшись в плед, сядете писать про осень. Мыслите уникально, так, как никто в мире. Ни Пушкин, ни Цветаева, ни Полозкова.

4. Продвигайтесь искренне и ненавязчиво

Не печатайтесь в платных коллективных сборниках: их никто не читает, кроме опубликовавшихся поэтов. Не участвуйте в сомнительных квартирниках, где участников больше, чем зрителей. Не кичитесь членством в литературных союзах: всё равно туда сейчас берут всех. Не пишите нарочито хвалебные рецензии другим поэтам в надежде, что в ответ похвалят и вас.

5. Живите в гармонии с миром

Случается, что и вкус у поэта хороший, и слоги он посчитал, но пресловутых мурашек у читателя нет. Я считаю, каждое стихотворение на какую-то долю написано высшими силами, космосом. И с этим самым космосом автору необходимо наладить связь. Здесь, к сожалению, нет универсальных рецептов. По опыту — нужно жить в гармонии с собой и окружающим миром, быть восприимчивым и внимательным.

6. Проверяйте, ценна ли высказанная вами мысль

Будет ли она так же важна в прозе, а не в стихах? Если убрать форму, останется ли содержание?

Советы получились предостерегающими. На самом деле, если и ум, и сердце работают в полную силу, то всё получится.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

Образ Прекрасной Дамы

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.


Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии. По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. Данный видеоурок посвящён судьбе и творчестве Александра Блока. Мы узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии. Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм"

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о судьбе и творчестве Александра Блока.

· Узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии.

· Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.

Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии.

По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. И закат Серебряного века русской литературы связывают с закатом жизни Александра Блока. Можно сказать, что символист Александр Блок сам превратился в символ.

Поэт появился на свет 28 ноября 1880 года в Петербурге. Семью поэта можно без преувеличения назвать выдающейся.

Отец, Александр Львович Блок, получил прекрасное юридическое образование, увлекался историей и философией, был великолепным пианистом. Он возглавил кафедру государственного права в Варшавском университете, стал профессором и написал несколько фундаментальных научных трудов.

Мать поэта, Александра Андреевна Бекетова была отличным переводчиком. Многие её переводы французской поэзии и прозы издаются и в наше время. Кроме того, Александра Андреевна писала стихи и статьи для нескольких журналов.

Брак родителей поэта распался вскоре после рождения сына из-за тяжёлого характера Александра Львовича. Женщина не могла выносить постоянных вспышек гнева своего супруга, который мог ударить её за ошибку в рукописи или недостаточно тонкое понимание музыки. Александр Львович уехал в Варшавский университет. А мать поэта вместе с маленьким сыном вернулась в дом отца – знаменитого профессора ботаники, учёного и популяризатора науки Андрея Николаевича Бекетова.

Здесь и прошли детство и юность поэта. В доме Бекетова, который был ректором Санкт-Петербургского Императорского университета, собирался весь цвет русской интеллигенции: учёные, писатели, художники. Поэтому Александр Блок практически с рождения жил в атмосфере служения искусству. И своё предназначение он осознал очень рано.

В 1889 году Блок начал учиться во Введенской гимназии. После завершения гимназического курса, поэт решил поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вскоре юриспруденция ему наскучила. Поэтому на третий год обучения Блок перевёлся на историко-филологический.

В студенческие годы Александр Блок познакомился с видными поэтами-символистами. Среди его новых знакомых были Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Андрей Белый и Сергей Городецкий. С Андреем Белым Александра Блока связала тесная дружба, в которой было место и абсолютному взаимопониманию, и любовному соперничеству, и даже двум вызовам на дуэль.

Будущей невестой Блока была дочь знаменитого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В одном из спектаклей она играла роль Офелии, а Александр Блок был Гамлетом.

В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились. К сожалению, этот брак нельзя назвать гармоничным и счастливым. А виной тому было ещё одно всепоглощающее увлечение поэта – философия Владимира Соловьёва.

Любовь Дмитриевна была вполне практичной и приземлённой девушкой, мечтающей о семье. А её муж видел в ней не просто жену и музу. Блок и его единомышленники считали Любовь Дмитриевну воплощением Вечной Женственности, Вселенской мудрости и гармонии. Той самой Софией из соловьёвских трудов. Каждое движение, любая перемена настроения, даже детали одежды Любови Дмитриевны воспринимались как особый знак, мистическую сущность которого нужно уловить и растолковать. И сама свадьба воспринималась, как мистическое событие, которое должно изменить мир. Поэт соединялся с воплощением Мировой Души.

Вхожу я в тёмные храмы.

Свершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Сегодня шла Ты одиноко,

Я не видал Твоих чудес.

Там, над горой Твоей высокой,

Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно,

И эти горные пути

Мешали слиться с неизвестным,

Твоей лазурью процвести.

Поэт утверждал, что всё его творчество представляет собой единый роман в стихах. Этот роман Александр Блок разделил на три тома. И каждый том соответствовал определённому творческому и жизненному этапу. Условно эти этапы можно назвать мистическим, антимистическим и синтетическим.

В первый период творчества задачу поэта Александр Блок видел в служении Вечной Женственности.

Светить в преддверьи Идеала

Туманным факелом своим.

Мистический период творчества Блока закончился в 1905 году. С чем это связано? С революционными потрясениями 1905 года.

Обратите внимание, что это заявление противоречит убеждениям старших символистов, которые считали, что поэт исследует мистическую суть мира, а до социальной жизни ему нет дела. Блока не зря называли сейсмографом эпохи. Все потрясения начала двадцатого века находили отклик в его лирике.

Популярность поэта росла, но радости в его жизни было мало. В 1909 году умер отец поэта. Александр Блок ехал в Варшаву, чтобы навестить его, но в живых уже не застал. В этом же году умер сын Любови Дмитриевны Менделеевой, прожив чуть более недели. Смерть приёмного сына поэт очень остро переживал.

Я подавлю глухую злобу,

Тоску забвению предам.

Святому маленькому гробу

Молиться буду по ночам.

Но – быть коленопреклонённым,

Тебя благодарить, скорбя? –

Нет. Над младенцем, над блаженным,

Скорбеть я буду без Тебя.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Последние годы жизни поэта были тяжёлыми. Блок страдал от голода, обострились болезни лёгких и сердца, давал о себе знать изнурительный труд. Поэт разочаровался в революции, надежды на её очистительный огонь и быстрое переустройство мира оказались наивными. Блок погружался в депрессию. Многие современники отмечали, что внутренне поэт был мёртв задолго до своей физической кончины 7 августа 1921 года. Вскоре после его смерти стало известно о расстреле Николая Гумилёва. Так закончился Серебряный век русской литературы.

В стихотворении “Фабрика” отражены страдания простого народа во время перехода к капитализму. Произведение, хоть и написанное в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества Блока мотивами. Понять их поможет краткий анализ “Фабрика” по плану, который может использоваться для подготовки к уроку литературы в 11 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фабрика.

История создания – стихотворение написано в 1903 году, известен даже точный день – 24 ноября. Позже оно вошло в цикл “Распутья”.

Тема стихотворения – город и жизнь в нём простых людей.

Композиция – одночастная.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты – “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”.

История создания

Блок написал “Фабрику” в 1903 году, 24 ноября. Для понимания её смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда ещё не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.

Эти проблемы волновали и Александра Александровича, который обратился к ним ещё в раннем творчестве. “Фабрика” считается первым его произведением, которое наполнено предчувствием революции. Впоследствии оно вошло в сборник под названием “Распутья”. Молодой поэт был пленён революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.

Своё стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведёт к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

Композиция

Композиционно это стихотворение достаточно несложно. Автор показывает отдельные картины быта рабочих, которые появляются перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они ещё затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает их звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и всё, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Написано стихотворение чётким четырёхстопным ямбом.

Жанр этого произведения определяется как лирическое стихотворение: в нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя. Оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.

Средства выразительности

Чтобы не отвлекать читателя от богатства символики, Блок использует всего несколько тропов, это – эпитеты: “в жёлтых окнах” , “ измученные спины”, “медный голос” , метафоры: “скрипят задумчивые болты” , “ глухо заперты ворота”, “навалят на спины кули” .

Этих средств выразительности достаточно для того, чтобы показать печальное и негативное отношение лирического героя к созерцаемой им картине. Лексические повторы (“по вечерам – по вечерам”, “а на стене – а на стене”) помогают передать трагизм ситуации.

Читайте также: