Как сделать краткую запись к задаче

Обновлено: 07.07.2024

1. Памятка по оформлению краткой записи к задачам 1-2 класс

2. Содержание

Содержание
Простые задачи
Нахождение суммы 1 2 3
Увеличение числа на
несколько единиц 4
Уменьшение числа на
несколько единиц 5
Нахождение неизвестного
слагаемого 6 7
Нахождение остатка 8
Нахождение неизвестного
вычитаемого 9
Нахождение неизвестного
уменьшаемого 10
Разностное сравнение 11 12
Составные задачи
Нахождение суммы 13 14 15
16
Нахождение остатка 17 18
Нахождение неизвестного
слагаемого 19 20
Нахождение неизвестного
вычитаемого 21 22 23
Нахождение третьего
слагаемого 24
Нахождение неизвестного
уменьшаемого 25 26
Разностное сравнение 27 28
29

3. Задача 1 Нахождение суммы

Ася вымыла 5 тарелок, а Маша вымыла 4
тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?
Ася – 5 т.
? Т.
Маша – 4 т.
Решение
5 + 4 = 9 (т.)
Ответ: 9 тарелок вымыли дети.

4. Задача 2 Нахождение суммы

На стоянке было 2 машины. Вечером приехало
ещё 5 машин. Сколько всего машин на стоянке?
Было – 2 м.
Приехало – 5 м.
Стало – ? м.
Решение
2 + 5 = 7 (м.)
Ответ: 7 машин всего на стоянке.

5. Задача 3 Нахождение суммы

На опушке леса росло 5 клёнов и 4 тополя, а
сосен росло столько, сколько клёнов и тополей
вместе. Сколько сосен росло на опушке леса?
Клёнов – 5 д.
Тополей – 4 д.
Сосен – ? д., К. + Т.
Решение
5 + 4 = 9 (д.)
Ответ: 9 сосен росло на опушке леса.

6. Задача 4 Увеличение числа на несколько единиц

У Васи 7 марок, а у Егора на 3 марки
больше. Сколько марок у Егора?
Вася – 7 м.
Егор – ? м., на 3 м. б.
Решение
7 + 3 = 10 (м.)
Ответ: 10 марок у Егора.

7. Задача 5 Уменьшение числа на несколько единиц

В первой группе 10 учеников, а во второй
на 3 ученика меньше. Сколько учеников во
второй группе?
В I г. – 10 уч.
Во II г. – ? уч., на 3 уч. м.
Решение
10 – 3 = 7 (уч.)
Ответ: 7 учеников во второй группе.

8. Задача 6 Нахождение неизвестного слагаемого

У Дины было 9 роз. 5 розовых, остальные
белые. Сколько белых роз было у Дины?
Розовые – 5 р.
9 р.
Белые – ? р.
Решение
9 – 5 = 4 (р.)
Ответ: 4 белые розы были у Дины.

9. Задача 7 Нахождение неизвестного слагаемого

Дед Мазай вёз на своей лодке 5 зайцев. Он
подобрал ещё несколько зайцев, и их стало 8.
Сколько зайцев подобрал дед Мазай?
Было – 5 з.
Подобрал – ? з.
Стало – 8 з.
Решение
8 – 5 = 3 (з.)
Ответ: 3 зайца подобрал дед Мазай.

10. Задача 8 Нахождение остатка

На проводах сидели 9 ворон. 5 ворон улетели.
Сколько ворон осталось?
Было – 9 в.
Улетели – 5 в.
Осталось – ? в.
Решение
9 – 5 = 4 (в.)
Ответ: 4 вороны осталось.

11. Задача 9 Нахождение неизвестного вычитаемого

На кустике висело 7 ягод клубники. Когда
несколько ягод созрело и упало, осталось 5
ягод. Сколько ягод созрело и упало?
Было – 7 яг.
Упало – ? яг.
Осталось – 5 яг.
Решение
7 – 5 = 2 (яг.)
Ответ: 2 ягоды созрело и упало.

12. Задача 10 Нахождение неизвестного уменьшаемого

В зоопарке несколько медведей. Когда трёх
медведей перевезли в другой зоопарк, осталось 6
медведей. Сколько медведей было в зоопарке
первоначально?
Было – ? м.
Перевезли – 3 м.
Осталось – 6 м.
Решение
3 + 6 = 9 (м.)
Ответ: 9 медведей было в зоопарке первоначально.

13. Задача 11 Разностное сравнение

Один мальчик поймал 8 крабов, а другой 3
краба. На сколько крабов первый мальчик
поймал больше второго?
I м. – 8 к.

В памятке дано 5 видов задач, а также вид краткой записи. Эта памятка поможет родителям контролировать правильное решение задач ребёнком в домашних условиях.

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ В 1 КЛАССЕ

для родителей


Для данного вида задач характерны слова: пришли, приехали, добавили и т.д.

В вопросе спрашивается: Сколько всего ? Сколько стало ? Вместе и т.д. Этих слов может и не быть, но они подразумеваются по смыслу.

Например: В группе было 7 мальчиков и 3 девочки. Сколько всего детей в группе? Краткая запись: Мальчиков – 7 Девочек - 3 ? 7+3=10(д.) Ответ: 10 детей всего в группе. (Чтобы написать ответ, надо перечитать вопрос и дать на него полный ответ, а не отвечать одним словом, в данном случае -10 детей)

В задаче даётся какое-то число, которое уменьшается и надо найти остаток.

Для задач такого вида характерны слова: ушли, забрали, уехали и тому подобное. В вопросе спрашивается сколько осталось или подразумевается это слово.

Например: На дереве росло 10 груш. Садовник сорвал 3 груши. Сколько груш осталось на дереве? Краткая запись: Было – 10 г. Сорвали – 3 г. Осталось - ? 10 – 3 = 7(г.) Ответ : 7 груш осталось на дереве.


В условии задачи даётся какое-либо число , второе число неизвестно, но оно увеличивается на несколько единиц. Это второе число и надо найти . Например: В группе было 7 мальчиков, а девочек - на 3 больше. Сколько девочек было в группе? Краткая запись: Мальчиков – 7 Девочек - ? на 3 б 7+3=10(д.) Ответ : 10 девочек было в группе.

В условии задачи даётся какое-либо число , второе число неизвестно , но оно уменьшается на несколько единиц. Это второе число и надо найти. Например: В группе было 10 девочек, а мальчиков – на 3 меньше . Сколько мальчиков было в группе?


Краткая запись: Девочек – 10 Мальчиков - ? на 3 м 10 – 3 = 7 (м.) Ответ:7 мальчиков было в группе.

В условии задачи даны два числа, которые надо сравнить, узнать на сколько одно число больше или меньше другого. Вопрос данного вида задач всегда начинается со слов На сколько… Например: В классе учатся 10 мальчиков и 9 девочек. На сколько мальчиков больше, чем девочек? Краткая запись: Мальчиков – 10 Девочек-9 на ?

(в данном случае стрелка заменяет слово больше, а вниз – меньше)

10-9=1(м) Ответ: на 1 мальчика в классе больше. Этапы решения задач дома: 1.Ребёнок читает задачу целиком. 2.Читает условие задачи.(Это вся задача без вопроса). 3.Читает только вопрос. 4.Определяет вид задачи. Доказывает, почему он так думает. Какие слова из задачи ему помогли определить вид задачи. (слова выделены в памятке) 5.Составляет краткую запись ( см. в памятку) 6.Записывает решение задачи. 7.Перечитывает вопрос и записывает полный ответ задачи.

На этом занятии мы познакомимся с краткой записью задачи в виде таблицы, научимся строить таблицу по условию и требованию задачи.

Вспомним, из чего состоит текст задачи. Текст задачи состоит из условия и требования. Условие – это часть текста задачи, в которой предложены данные (известное). Требование – это часть текста задачи, в которой сформулировано искомое задачи (неизвестное). Краткую запись задачи (условие и требование) можно оформить в виде таблицы.

Рассмотрим такую таблицу.


Эта таблица состоит из двух строк и четырех столбцов. В ней записаны условие и требование задачи. Составим по краткой записи текст задачи: в одном букете – 5 роз, в другом – 9. Сколько роз в двух букетах?

А теперь составим краткую запись в виде таблицы для следующей задачи: в первый день бригада рабочих отремонтировала 2000 метров дороги, во второй день – 1570 м дороги, в третий день – 1400 м. Сколько метров дороги отремонтировали рабочие за три дня?

Рассмотрим условие. Известно, что бригада работала 3 дня, также известно, сколько метров дороги отремонтировали рабочие за каждый день. Для записи условия нам понадобится 4 столбика таблицы: один для названия единиц измерения расстояния (метры) и три для значений расстояния отремонтированных частей дороги за каждый день работы. Для записи требования задачи добавим еще один столбик. Строк в таблице достаточно двух. В итоге получим:


Давайте запишем кратко в виде таблицы задачу другого вида: на стоянке было 15 грузовых автомобилей, а легковых – в два раза больше. Сколько всего автомобилей было на стоянке?

В задаче говорится об автомобилях. Автомобили грузовые и легковые. Известно, что грузовых автомобилей - 15, а легковых - в 2 раза больше. Нужно узнать, сколько всего автомобилей на стоянке. Для таблицы необходимо 4 столбика и две строки. Заполним таблицу:


Можно записать в таблицу и задачи на разностное сравнение. Например, задача: мальчиков в классе – 13, а девочек – 15. На сколько девочек больше, чем мальчиков? Запишем в таблицу кратко так:


Краткая запись задачи в виде таблицы помогает подробнее рассмотреть условие и требование задачи, правильно выбрать порядок решения и действия. Таблицу можно чертить с помощью линейки простым карандашом, а можно и от руки на тетрадном листе в клеточку, это очень удобно.


На этом уроке Плюс и Минус находят в задаче опорные слова и с их помощью составляют краткое условие задач. А используя умение чертить отрезки, составляют схематические чертежи этих задач.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Краткая запись задачи и её схематический чертёж"


- Охо-хо-хо-хо… И куда этот Плюс подевался? Я один с этим заданием не справлюсь. Ну, царица! Каждый раз какое-нибудь новенькое задание подкинет.


- Добрый день, Минус! Прости, я задержался - на природу загляделся. Уж такой сегодня день красивый! Я набрал целую охапку листьев - здесь листья клёна и каштана.


- А что ты с ними делать собираешься?

- Как что - составлю осенний букет. А еще, они помогут нам разобраться в том задании, которое дала нам царица-Математика - научиться выполнять краткую запись задачи и её схематический чертёж.

- Давай скорее начнём, а то ты и так опоздал.

- Ну что же, приступим. Вот смотри - у меня несколько листьев клёна. 5 из них я поставлю в вазу и осталось ещё 4 листа.

- Да-да, я знаю. Если задать вопрос, то получится вот такая задача:

Плюс собрал несколько листьев клёна. 5 из них он поставил в вазу. После этого осталось ещё 4 листа. Сколько всего листьев собрал Плюс?

Ну, и что дальше?

- А дальше составляем краткую запись.

- И как мы это сделаем?

- Выбираем главные, опорные слова. Что происходило в задаче?

- Сначала ты собрал листья, а потом 5 из них поставил в вазу. И у тебя остались 4 листа.

- Вот именно - собрал, поставил, осталось. Вот они, опорные слова. Запишем их:


- Да, но, сколько собрал, в задаче неизвестно. В ней сказано, что собрал несколько листьев.

Ну, вот. У нас получилась краткая запись задачи. Глядя на неё мы можем вспомнить всё условие задачи.

- Но ведь нам еще надо сделать и схематический чертёж!

- Ну что же. В этом нам помогут отрезки. Мы ведь их уже отлично рисовать научились. Итак, вот первый отрезок.


Он показывает, сколько листьев я поставил в вазу. Второй отрезок мы начнем рисовать от той точки, которая является концом первого отрезка.


Этот отрезок показывает, сколько листьев у меня осталось. То есть, нам известна та часть листьев, которую я поставил в вазу и та часть листьев, которая осталась. А вот, если объединить все листья вместе, то получится уже не часть, а все листья, то есть целое.


Когда мы объединяем, то есть собираем что-то вместе, находим целое, то, конечно, используем действие сложения. И без меня, Плюса, здесь не обойтись!


Записываю ответ задачи: Плюс собрал 9 листьев клёна.

- Так, отлично, с этой задачей мы справились. Но ведь есть и ещё одна задача.

- Что еще за задача?

- А вот она: На лесной поляне росло 7 мухоморов. Несколько мухоморов съел лось. После этого на поляне осталось 2 мухомора. Сколько мухоморов съел лось?

Теперь моя очередь составлять краткое условие и схематический чертёж. Итак, выделяю числа и опорные слова. Что в задаче происходило? Росло 7 мухоморов. Несколько мухоморов съел лось. Раз несколько, значит, мы не знаем сколько. Дальше написано, что осталось 2 мухомора.


Ну вот, с кратким условием я справился. Так ведь, Плюсик?

- Теперь надо выполнить схематический чертёж.

Росло 7 мухоморов. Рисуем отрезок:


Лось съел, это неизвестно. Пока рисовать не буду, осталось 2 мухомора. Как мне их нарисовать? Откуда начинать? С конца первого отрезка?

Не-е-ет. Ведь семь - это все мухоморы, то есть целое, а два - это часть этих семи. Поэтому откладываем отрезок, обозначающий эти два мухомора от начала первого отрезка. Мы как бы отделим оставшиеся мухоморы от съеденных. А вот тот отрезок, который является второй частью целого отрезка и будет съеденными мухоморами.


Как известно, часть чего-то целого находим действием вычитания. Так что, теперь моя очередь встать в действие:


Ответ: 5 мухоморов съел лось.

- Это у тебя отлично получилось, Минус. Лихо ты справился с такой трудной задачей.

- И ничего трудного тут нет. Чтобы решить любую задачу, надо сначала представить себе все, что в ней происходит. Затем составить краткое условие, выделив опорные слова, которые нам подскажут, что именно происходит в задаче. А потом нарисовать схематический чертёж. Только надо очень внимательно разобраться, что в задаче целое, а что части.

- Если мы находим наибольшее число, то есть целое, из известных частей, то отрезки рисуем так: сначала первый отрезок, затем второй. При этом, конец первого отрезка одновременно является началом второго отрезка. И такую задачу решаем действием сложения. То есть используем знак плюс.


- А если в задаче надо узнать часть чего либо, то сначала рисуем отрезок, обозначающий самое большое число, то есть целое. Затем от начала первого отрезка рисуем второй отрезок, обозначающий меньшее известное число. Мы как бы разрезаем больший отрезок на части, одна из которых известна, а вторую нужно узнать. И, конечно, если надо узнать часть, то задачу решаем действием вычитания. То есть используем знак минус.

Читайте также: