Как сделать краску тверже

Обновлено: 07.07.2024

Масляные краски - это главный материал для масляной живописи. И если сегодня практически все предпочитают покупать готовые наборы, то в прошлом изготавливать масляные краски для себя каждый художник должен был сам. Составы и секреты смешивания во многом обуславливали то, как выглядят картины разных мастеров после высыхания.

Масляные краски высыхают с разной скоростью, поэтому используются дополнительные ингридиенты

  • Как сделать самому масляные краски
  • Как высушить масляные краски
  • Как разбавлять масляные краски
  • Пигменты, растворитель, масло, лак, керамические или стеклянные сосуды для смешивания

Посуда для смешивания красок не должна быть металлической, потому что многие пигменты химически активны, они прореагируют с металлической поверхностью. Для смешивания следует выбрать емкости из химически нейтрального материала. То же касается и палочек, которыми краски будут размешиваться.

Для того чтобы связать пигмент в масляных красках, потребуется масло. Используются следующие его виды: льняное, ореховое, маковое или конопляное. Очень редко и в особых целях используют подсолнечное или оливковое масла. Также пригодятся растворители – летучие жидкости, способные растворять смолы растительного происхождения.

Красящее вещество или пигмент обуславливает цвет готовой масляной краски. Масло и растворитель испаряются, твердеют, а краска высыхает. Пигменты влияют на способность растворителей высыхать, поэтому разные краски сохнут с разной скоростью. Чтобы контролировать этот процесс, нужны различные масла, имеющие разные скорости высыхания.

Чтобы сделать масляные краски самостоятельно, нужно взять пигмент, используемый для получения краски определенного цвета и добавить в него масла и растворители. Для пигментов используются различные вещества, среди которых есть и токсичные. Натуральные пигменты бывают очень редкие и дорогие, часто их заменяют наиболее похожими или синтезируют. Перед тем как смешать масляные краски, следует выяснить пропорции пигмента, растворителя и масла.

Различные художники при написании картин желают получить свои собственные эффекты, поэтому добавляют особые вещества в краски. Например, пчелиный воск способствует тому, чтобы краска при высыхании не расслаивалась на сухой и влажный слой, а становилась более эластичной. Еще воск придает краске матовость. Смолы позволяют сделать поверхность живописного слоя более гладкой и глянцевой, а сама краска становится тверже. Скипидар, хорошо очищенный керосин и лаки разжижают краски, но быстро высыхают.

Как делаются краски?

Немногим известно, что для большинства видов красок, к примеру, акварельных, масляных, гуашевых, темперных – применяется одна и та же материальная основа, не меняющаяся долгие века.

Все мы, наверное, запомнили наши первые краски на акварельных основах в округлых формочках и длиной кистью. Многие пробовали акварельные краски на вкус и ничего не могли поделать с привычкой пробовать кисть на язык, как карандаш. Но, акварельную краску, увы, кушать нельзя, несмотря на то, что в её составе содержится некоторое количество мёда.

Основными компонентами всех красок являются пигментированные частицы и связующие вещества.

Первые краски

Смотря на то, на каком основном составляющем будет замешиваться краска, можно сказать какой она в результате окажется, гуашью или акварелью. Хотя пигментированные частицы у всех видов красок одинаковы, как капли воды. Краски изобрели в такой глубокой древности, что имя изобретателя попросту растворилось в потоке времени.

Наши древние предки перетирали сажу с пережженной глиной, смешивали с животным клеем и создавали с помощью полученного красочного состава свою бессмертную наскальную живопись. Глиняными и охряными красками они разрисовывали стены своих пещер, и эти рисунки сохранились до наших дней!

С течением времени составы красок усложнялись. Человек стал добавлять в них минеральные, каменные, глиняные порошки, изобрёл множество химических добавок. Несмотря на прогресс, есть художники, предпочитающие работать с красками, изготовленными по древним технологиям. Это современные иконописцы и реставраторы. Для воссоздания старых икон и картин им нужны краски по старым рецептам.

Они перетирают краски руками, в их мастерских стоит свинцовая ступка, в которой для прозрачного зелёного цвета растираются в пыль малахиты, для чёрного цвета перетирают виноградную косточку, красная краска добывается из ртутной минеральной киновари, а из лазурита – голубая.

Цветовое разнообразие красок росло и множилось с изобретением новых технологий.

Как делали первые краски

Как делали первые краски

Люди занимаются живописью не первое тысячелетие. В этом можно убедиться, сходив на любую выставку античного искусства или изучив каталог древних наскальных рисунков.

Если есть рисунок, то должна быть и краска, которой он был нарисован. Но, как древние люди, решившие запечатлеть свою сложную, первобытную жизнь, добыли её? Впрочем, ответ лежит на поверхности. Наверняка древние люди замечали, что многие ягодные культуры имеют хорошую красящую способность, и они решили использовать это качество. Помимо растительной палитры, первобытный человек научился использовать глину, сажу и несколько доступных ему минеральных пигментов для своих творческих потребностей.

Экспериментировал первый в человеческой истории живописец с размахом. Его первая и главная цель состояла в том, чтобы его работы сохранялись подольше. Следовательно, краска должна обладать стойкостью и долговечностью. А для этого необходимо связующее вещество. Эту роль можно возложить на глину, клеи животных происхождений, либо на яйцо. Кстати, яичные желтки и поныне применяются в изготовлении красок как одно из связующих звеньев красочной системы.

Чтобы разнообразить цветовую гамму первых красок, люди использовали охру и умбру.

Компоненты красок

Компоненты красок

Любая краска состоит из четырёх основополагающих компонентов. Это:

  • Красящие пигментированные частицы.
  • Основное связующее вещество.
  • Растворительные добавления.
  • Наполнительные материалы.

Все перечисленные компоненты оказывают своё уникальное влияние на различные параметры краски. О пигментированных частицах уж было много сказано, так что сразу переходим к связующему веществу.

В роли связующего вещества часто применяются:

  • натуральный либо животный клей,
  • природная смола,
  • углеводородные соединения растворимые в жидких средах,
  • твёрдые масляные продукты,
  • полимерные добавления.

Весь этот джентльменский набор служит в красках плёнкообразователем. Именно они, по мере высыхания красочного материала, из-за своих связующих характеристик, покрывают обрабатываемую поверхность прочным слоем, сохраняющим в красящем материале пигментированные частицы и наполнительные вещества.

Растворительные добавления необходимы для уменьшения вязкости краски, что упрощает работу с кистью и делает удобным нанесение краски на рабочую плоскость. Растворители выбирают в связке со связующими веществами, использованными в определённом виде краски. В основном это:

  • водные,
  • масляные,
  • спиртовые,
  • кетоновые,
  • эфирные,
  • другие углеводородные соединения.

Наполнительные материалы добавляются в красочные составы, чтобы модифицировать текстуру и усилить матовость. Невозможно представить без наполнительных материалов производство термоустойчивой краски, применяемой в гончарных мастерских и при различных росписях.

Темперная краска

В её основе использована водорастворимая эмульсия, которая заменила желтковую смесь, применявшуюся в старые времена в традиционных иконописных работах. При больших объёмах производства темперной краски используются казеиновые добавления в сочетании с искусственными поливинилацетатными смолами.

Акварельная краска

Краски на темперной основе отличаются тем, сохнут крайне быстрыми темпами, меняя при этом изначальные тоновые и цветовые параметры. Однако, её прочность и долговечность не подлежат никаким сомнениям. Картины, написанные темперной краской, это искусство, созданное не на один век.

Акварельная краска

Одна из самых распространённых красочных систем. Её производят уже на протяжении нескольких десятков веков, ведь акварельную краску придумали как делать китайцы одновременно с бумагой. Европейцы же узнали о ней лишь в начале второго тысячелетия нашей эры.

Основу акварельных красок составляют:

  • Природный гуммиарабик.
  • Растительные смолы.
  • Пластифицирующие вещества.
  • Мёд.
  • Глицерин либо сахарный песок.

Такие основополагающие материалы придают акварельным краскам неповторимую лёгкость и прозрачность. Помимо этих основных компонентов в акварель в непременном порядке включают антисептические вещества, тот же фенол, и именно поэтому акварельная краска всё не должна входить в состав нашего меню.

Гуашевая краска

По своим составляющим компонентам гуашевая краска родственна акварели. В гуаши главную скрипку также играют пигментированные частицы и водорастворимое составляющее на клеевой основе. Но в отличии от акварели, гуашь обогащена натуральными белилами. Это делает её немного плотнее. К тому же по мере высыхания краска высветляется и придаёт поверхности нежную бархатистость. Картины, написанные гуашью или акварелью, отличаются особенной живостью и трепетностью.

Масляная краска

Масляная краска

Такая краска замешивается на сохнущем масле, в основном на прошедшем уникальную технологическую переработку льняном масле. В состав масляной краски входят также алкидные смоляные добавления и сиккативные растворительные вещества, обеспечивающие краске максимально быстрое высыхание. Краска на масляной основе появилась на европейском континенте в самой середине средневековья, однако имя человека, которому удалось её изобрести, установить невозможно.

Остатки рисунков сделанных масляной краской основой которой были маковое и ореховые масла обнаружены на стенах пещер, в которых обитали первые буддийские монахи, а масляная варёная олифа применялась ещё жителями в Древнем Риме. Краски на масляных основах не меняют цветовые характеристики по мере высыхания, и обладают удивительной глубиной и яркостью цвета.

Если спрессовать пигменты льняного масла, можно получить масляный мел. Если тот же процесс прессования проделать с краской на восковой основе, получим прекрасный восковый мел.

Пастельная краска тоже изготавливается методом прессования, но масла в неё не добавляются. Новые технологические разработки позволили значительно расширить ассортимент производимой красочной продукции.

Также разнообразился цветовой выбор красок, сегодня насчитывается несколько тысяч оттенков всех цветов, чего при старых способах производства добиться было невозможно. Тем не менее, пигментированная система на минеральной и органической основах, выработанной много веков назад, осталась практически неизменной даже в условиях бурно развивающегося технологического прогресса.

материалы по теме

Производство кремния будет размещено на территории Южного Урала

Производство кремния будет размещено на территории Южного Урала

На Ташкентском ЛКЗ появится новое производство красок

На Ташкентском ЛКЗ появится новое производство красок

К сожалению, запланированным мероприятиям по модернизации производственных линий на Ташкентском лакокрасочном заводе не суждено сбыться.

Новые технологии с использованием датчиков могут улучшить производство красок и лаков

Новые технологии с использованием датчиков могут улучшить производство красок и лаков

Современные производители сталкиваются с большой проблемой при разработке малярной лакокрасочной продукции, и одной из причин может быть то, что образцы красок просто дают им возможность оценить протекание дисперсии в реакционной емкости. Теперь исследователи из Fraunhofer сотрудничают с Потсдамским PDW Analytics GmbH впервые для постоянного наблюдения за производством лаков, красок и клеев в реальном времени и таким образом проектирования более эффективного метода для разработки красок.

В последнее время крашеные стены снова стали фаворитами. Но обычная краска — это уже не интересно. Есть сейчас составы с разными эффектами. Они называются декоративной краской для стен. Могут применяться как в жилых комнатах, так и в технических помещениях. Разные составы, разные свойства.

Что такое декоративная краска для стен и методы ее нанесения

Декоративной называют краску, которая создает некоторые визуальные эффекты. К этой группе не относятся обычные укрывистые однотонные составы. Только те, которые от них хоть чем-то отличаются. Эти составы воспроизводят разные природные материалы. Шелк, бархат, плюш, песок, натуральный камень, кожу, велюр и т.д. Их называют иногда декор-красками, так как это не просто фон, а самостоятельный декоративный элемент.

Декор краска - для создания необычной окраски стен

Декоративная краска для стен с эффектом шелка — сама по себе элемент декора

Использование валиков при нанесении декоративной краски

Валики с выбитым рельефом — легко и просто получить необычный декор стен

Чтобы получить более интересные поверхности, используют специальные техники нанесения. Самые простые — рельефные валики. Они разбивают монотонность краски, добавляя рельеф. Есть и другие приемы.

В общем, вариантов масса. Этот процесс полностью творческий и вариаций масса. И результат может быть очень разным, даже если использовать одну и ту же краску.

Эффекты декор-краски

  • Под старину, патинирование.
  • Шелк, шелковые нити.
  • Бархат и велюр.
  • Песчаная поверхность.

Как видите, уже только перечень впечатляет. А еще у разных красок смотреться один и тот же эффект будет по-разному. Связано это с тем, что отличаются компоненты и заполнители. И разница, порой, существенная. В общем, определиться обычно сложно. Но знайте, что бы вы ни выбрали, будет интересно.

Декоративная краска для стен с эффектом шелка и шелковых нитей

При выборе обращайте внимание на основу. Для жилья важна безопасность. Самый оптимальный вариант — краска с эффектом шелка на основе водной акриловой дисперсии. Она относительно недорогая (если сравнивать с силиконовой, например), моется, не выцветает и окрашивается во все цвета. Многие декоративные краски сделаны на такой основе. Для получения краски с эффектом шелка в нее добавляют особого вида перламутр и пигмент.

Декоративное окрашивание стен: эффект шелка

Так выглядит интерьерная шелковая краска на стене

Расход краски — средний, красить придется в два слоя минимум. Это при невысокой впитываемости или предварительной грунтовке. Для впитывающей поверхности потребуется три слоя точно. А краска недешевая, так что лучше грунтовать. Если краска на основе акриловой дисперсии, то и грунт берем акриловый. Но лучше той же фирмы, что и краска. Не будет проблем по совместимости продуктов.

Так выглядит покрытие декоративной краской с эффектом шелковой поверхности

У каждой фирмы, которая производит декоративную краску с шелковым эффектом, внешний вид покрытия немного отличается. У некоторых есть несколько вариантов. И не цветов, а именно фактур

Если вы думаете, что краска с эффектом шелка у всех производителей выглядит одинаково, вы ошибаетесь. Они используют разные добавки, в результате получают слегка отличающиеся поверхности. Этот вид декоративных красок популярен, так что у некоторых есть по нескольку красок, которые дают различную фактуру. А еще есть разные техники нанесения. С их помощью можно получить разную по виду поверхность: классический, мокрый и жатый шелк.

Эффект песка или песчаных дюн на стенах

В состав краски с эффектом песка входят связующие, растворители, антисептики, хрустальные дисперсии. При нанесении получаем переливы, после высыхания проявляется фактура. При разных техниках нанесения получаем разный вид — дюны, барханы, песчаные переливы.

Краска для стен с эффектом песка

Эффект песка и песчаных дюн создается при помощи специальной декоративной краски для стен

Наносится краска легко, никаких особых техник не требуется. За счет ярко выраженной фактуры прячутся незначительные дефекты стен. Так что требования к поверхности не такие жесткие.

Нанесение и эксплуатация


Мыть краску с эффектом песка щеткой не получится. Щадящая уборка мягкими насадками на пылесос. И учтите, если задевать стену, окрашенную краской с эффектом песка, то рельеф осыпается. Но это незаметно и на внешний вид не влияет. Поверхность изначально неоднородная, просто слегка меняется рельеф. Вид от этого не страдает. Срок службы — до 10 лет, что совсем неплохо для краски.

Обратите внимание на наличие гигиенических сертификатов этого типа красок. Связующее далеко не всегда безобидное. Так что наличие сертификации и справки от санинспекции о количестве выделяемых веществ просто необходимо.

Структурная краска с песком под декоративную штукатурку

Этот тип покрытий похож на декоративную штукатурку. Но у краски более жидкая консистенция, поэтому она наносится тонким слоем валиком или кистью, иногда используют и шпатели. Но это не обязательно, а еще их используют для получения рельефа на поверхности. В основе структурных красок с песком лежит акриловая водная дисперсия с наполнителями различной крупности.

Декоративная краска для стен с эффектом штукатурки

Структурная краска для внутренних работ дает поверхность, которая похожа на декоративную штукатурку

Бархат и велюр — очередные эффекты

Декор краска велюровая

Краски с эффектом велюра — приглушенный блеск и кажущаяся бархатистость

Декоративная краска для стен с перламутром: особенности нанесения

Краску с эффектом перламутра обычно делают на основе акрилового водорастворимого сополимера. Это значит, что она безопасна. Легкий своеобразный блеск перламутра ни с чем не спутаешь.

Легкий блеск перламутра смягчает цвета

Основное — техника нанесения

Цвета и добавки

Оттенков и цветов декоративной краски с эффектом перламутра достаточно. Продают обычно концентрат, который разводят водой. На одну часть концентрата берут 6-8 частей воды. От количества воды зависит интенсивность блеска.

В краски добавляют блестки, глиттеры, флоки, волокна

Если добавить микроволокна, можно скрыть дефекты стен

В базовый состав могут добавлять еще флоки и глиттеры — белые или цветные вкрапления, мелкие волокна, песок, разноцветные кристаллы, блестки. Такие варианты есть у Candis, San Marco. Есть еще лаки с перламутром. Ими можно покрывать базовую краску и получать стойкую к истиранию перламутровую поверхность.

Особенности нанесения

Вот только работать с перламутровой краской непросто. Особенно сложно получить равномерный перламутровый блеск по всей поверхности. Это задача не из простых. Даже мастера не все справятся, а самому лучше и не браться. Только дорогой продукт изведете.

Зато если вы хотите получить перламутровые полосы, волны, разводы — без вопросов. Правда, надо потренироваться для начала, так как техника нанесения сильно влияет на внешний вид. Влияет и инструмент, которым наносится перламутровая краска. Некоторые виды наносятся в один слой, другие в два. Читайте описание.

Эту краску можно нанести вторым слоем на структурную. Если использовать полупрозрачную, можно получить только легкое осветление цвета на фактуре и характерный блеск. А можно взять на несколько тонов темнее/светлее или, вообще, легкими штрихами нанести краску другого цвета.

Краска с эффектом камня

Еще одна декоративная краска, по внешнему виду очень напоминающая декоративную штукатурку. Это краска с эффектом камня. Она безопасна, так как сделана на основе акриловой эмульсии. В нее добавлены декоративные элементы, которые и создают требуемый вид и рельеф. Например, Rust Oleum Multispec Stone Accents, Siberia Rock`n`Wall. Эта краска имеет 10 оттенков — от очень светлых до вполне ярких. Может применяться даже в кухнях на рабочих фартуках.

Декоративная краска для стен с эффектом камня

Обе краски с эффектом натурального камня выглядят примерно одинаково

В эксплуатации эта краска имитирующая камень удобна, долговечна. Ее даже можно мыть щеткой. Для Rust Oleum нанесения дополнительной защиты (в виде лака) не требуется, а Siberia в зонах сильного загрязнения лучше покрыть лаком. Краска ремонтопригодна. Если где-то получилась проплешина или скол, нужно кусок губки смочить водой, отжать и окунуть в краску, нанести на нужное место и выждать пока высохнет.

Есть еще краски под камень в баллончиках. Но их использовать для покраски стен вряд ли будете. Разве что для панно, какой-нибудь отделки. Слишком уж дорого получается.

Декоративная краска для стен в интерьере: фото

Видеть как выглядит краска с эффектом на куске картона или на экране — это одно. А представить как она будет смотреться в интерьере — совсем другое. Чтобы облегчить задачу мы собрали несколько фото интересных интерьерных решений. В качестве рекомендации: если собираетесь покрывать все стены, смотрите в сторону очень светлых оттенков. Яркие и темные идут для оформления акцентов. Это акцентные стены, выделенные зоны. В общем, смотрите сами.

Использование серой декоративной краски с песком

А кто-то серый цвет называет скучным. Надо правильно его обыграть

Использование краски с эффектом песка

Яркий цвет — только на одной стене. Еще он повторяется в некоторых мелких деталях или имеет цвет-компаньон. В данном случае выбран второй вариант — цвет пола

Техника нанесения декоративной краски - частичное снятие шпателем

Разные техники нанесения дают разный вид. Тут использованы хаотичные движения нешироким шпателем по свежеокрашенной поверхности

Потресканная краска - еще один эффект декор-краски

Эффект растресканной старой краски. Очень интересно, но требует соответствующего интерьера

Видимо, использовали пучок проволоки для снятия краски

Упорядоченный хаос. Так можно назвать принцип нанесения этих линий

Сложная обработка

Тройной эффект: шелк, два цвета и полосатость

Необычное нанесение обычных, в общем-то красок

Так можно сделать из краски с перламутром, шелковым эффектом или бархатом/велюром, металликом

Даже новичку известно, что все оттенки можно сделать, имея в наличии всего три базовых цвета – синий, красный и желтый. Необходимо только знать правила соединения красок и нужные пропорции. Но на практике все может оказаться сложнее, и вместо требующегося цвета получается сероватый, ахроматический тон. Также трудно перемешиванием красок найти верный способ, как получить черный цвет. Готовые краски будут похожими на него, но не на 100 %.

Особенности черного цвета

Черная краска для живописи

Черный краситель делают из различных углеродов, именно эти вещества позволяют получать все виды красок нужного тона. Чаще всего применяют сажу, графит. Раньше художники получали матовый черный из жженой кости, и темнее тона не существовало. Сегодня производство из минералов поставлено на поток, потому в любом художественном магазине можно купить краску, карандаш, пластилин или фломастер темного тона.

Цветовые модели и синтез цветов

  1. RGB, или аддитивная. Подразумевает наложение световых лучей друг на друга в определенном порядке, с установленной интенсивностью. Основной диапазон цветов вписывается в стандартные (базовые) – красный, синий и желтый. Аддитивный синтез применяется в мониторах, но сделать черный цвет тем же способом, что и остальные, не получится. Черным, согласно RGB, является отсутствие отражения.
  2. CMYK, или субтрактивная. Все тона получаются при смешивании красок физическим способом. Черный создается путем сложения всех остальных тонов, а белый в данной системе – отсутствие цвета. Эта модель применяется в типографии, ее основные тона – циан (голубой), желтый, маджента (пурпурный).

Субтрактивный метод смешивания

Данный метод сложения цветов подразумевает создание меньшего числа тонов, нежели это возможно при использовании RGB. В теории такая модель предполагает получение черного цвета, если смешать ряд других красок. Но при фактическом смешивании пигментов выходит не черный тон, а темно-бурый, с коричневым отсветом, что будет сильно заметно при разбавлении.

Получение черного тона смешением цветов

Поэтому в типографии, где применяется субтрактивный метод, к данной смеси добавляют ключевой тон – настоящий черный в готовом виде. Ни одна краска, полученная путем смешивания цветов, не заменит истинно черный пигмент, что давно известно типографам.

Соединение красок для получения угольного

Если почитать пособия для начинающих художников, везде можно найти указание: ни одна комбинация красок не даст на 100 % черный тон. Но существуют таблицы с информацией, какие краски нужно смешивать, чтобы создать максимально темный оттенок, близкий к черному.

Самый простой способ подразумевает соединение красной, синей и желтой красок. Лучше всего подходят гуашь, масло, а акварель будет слишком прозрачной, не даст необходимой глубины. Годится любой базовый набор красок, хотя художники чаще берут циан, пурпурный, желтый кадмий, королевский синий и ализариновый красный.

  • выложить на белую палитру по капле каждой краски (брать равное количество всех цветов) на небольшом расстоянии друг от друга,
  • аккуратно перемешать колеры кисточкой, шпателем,
  • смешивать материалы надо не менее 15 секунд, чтобы отсутствовали прожилки, используя круговые движения.

Получение угольного цвета в живописи

Если потребуется немного осветлить черный, в него вводят каплю белой краски. Для придания тона натурального неба добавляют по капле синего или фиолетового пигмента. Чтобы нарисовать ночной лес, в черный добавляют немного зеленого, а для прорисовывания лучей солнца на темной поверхности – чуть оранжевого. Конечно, выразительность такой черноты будет меньше, для насыщенного тона лучше купить готовый колер в магазине.

Есть и другие методы получения нужного цвета:

  • красный + зеленый,
  • фиолетовый + коричневый,
  • синий + оранжевый,
  • фиолетовый + желтый,
  • синий + коричневый.

Оттенки черного

Профессионалы выделяют массу оттенков самого мрачного красителя. Не так давно художники обозначали такие тона:

  • аспидный (с примесью серого),
  • антрацитовый (с блеском),
  • бычья кровь (смешанный с красным).

Сейчас колористы и художники создают совсем иные цвета, их гамма серьезно расширилась. При введении разных красок угольный будет не таким темным, а коричневатым, голубоватым или с отсветом фиолетового. Многие оттенки получают путем введения белил. Вот интересные вариации темного тона:

  • мягкий угольный – для его создания смешивают бирюзовый, розовый, желтый, добавляют капельку готового черного,
  • средний угольный – соединяют ультрамарин, красноватый, светло-желтый, добавляют немного черноты,
  • черно-синий – комбинируют коричневый и синий, причем второго колера должно быть в 2 раза больше.

Оттенки черного цвета

Смешивать краски несложно, а экспериментировать — всегда увлекательно. Можно на практике подобрать необходимые пропорции, чтобы сделать требующийся вариант колера для рисунка – это под силу даже школьнику.

Читайте также: