Как сделать краску из киновари

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Красная киноварь, горная, вермильон, циннобер, зинзифра, стертая, шашар, зендшафар, цинабри, вермильон, китайская, французская, английская, голландская, фильд, ртутная обманка, cinabari. Киноварь - самый распространенный ртутный минерал. По гречески - Kivvapapi, по латыни - cinober. Химический состав - сульфид ртути HgS (86,2% ртути и 13,8% серы). Обычные спутники киновари - антимонит, марказит, пирит, реальгар, халцедон, кварц, кальцит, барит. На некоторых месторождениях (Джижикрут в Таджикистане, Стимбот-Спринте в штате Невада, США) она выделяется из вод щелочных горячих источников с температурой около 80°С.

В русской иконописи киноварь широко использовалась с XII в. и в масляной живописи с XVIII в. Издавна киноварь добывалась на Никитовском (Донбасс) руднике, а с 1886 года началась промышленная разработка этого крупнейшего в России месторождения киновари.

Сульфид ртути существует в двух кристаллических модификациях, первая — киноварь, вторая - ртутная чернь. При нагревании до температуры 400°С (в закрытой емкости) первая переходит во вторую (быстро и полностью), а обратный переход - при 250 - 300°С (медленно и неполно). Этим можно проверить качество киновари - зольный остаток будет указывать на степень ее загрязнения.

Обладает хорошей укрывистостью и красящей способностью, невысокой термо- и светостойкостью. Нерастворима в кислотах и щелочах (растворима только в царской водке). При нагревании до 200°С полностью разлагается на пары ртути и сернистый ангидрид, а без доступа воздуха возгоняется. Токсична.

Искусственную киноварь можно получить обработкой ртути смесью серы и щелочи или сернистыми соединениями. Существуют два современных способа: сухой и мокрый. Первый был открыт еще в XIII веке алхимиком Альбертом Великим, а второй в 1687 году в Германии.

Но еще в начале I тысячелетия н.э. западноевропейцы умели приготовлять ртутную киноварь соединением серы и ртути (Луккский манускрипт, II в. н.э.).

Твердость по шкале Мооса 2 — 2,5

Плотность, кг/м 3 8090 — 8200

Маслоемкость, г/100 г 15-20

Показатель преломления, п d° 2,854

Яркий цвет киновари со временем тускнеет. При соприкосновении со свинцовыми и медными пигментами и с маслом, содержащим свинцовую окись, киноварь чернеет.

С пленкообразующими веществами киноварь проявляет различную стойкость - в эмульсионном и клеевом связующем сохраняется хорошо, в масле и в присутствии смол и воска значительно хуже. Есть упоминания о применении древнерусскими живописцами киновари на растительных клеях, что эти клеи совершенно не действуют на цвет и в то же время дают достаточно прочное сцепление красочного слоя с поверхностью левкаса.

Г. Бакенгуз, посвятивший 15 лет изучению киновари, в 1911 г. писал, что киноварь с различными связующими веществами имеет различную прочность. Хуже всего на нее действует копайский бальзам, затем следуют смолы и различные жирные масла. Лучше всего киноварь сохраняется в темпере и акварели. Общим свойством киновари из различных месторождений является увеличение ее яркости при длительном растирании.

На Руси, при отсутствии натуральной киновари, художники ее фальсифицировали, растирая сурик с селитрой на скипидаре с добавкой воды. До 90-х годов XX века в продажу поступал искусственный аналог киновари не самого высокого качества.

На крупнейшем ртутно-сурьмяном месторождении Хайдаркан в Кыргызстане киноварь встречается в виде вкраплений в породе размерами до 3 - 5 см. Месторождение было открыто по следам древней добычи киновари и антимонита. Чаувай, расположенный в том же регионе, славится прекрасными штуфами с кристаллами киновари размером до 1,5-2 см в сочетании с кристаллами кварца и флюорита. В Никитовке (Донбасс) встречаются двойники киновари величиной до 5 - 8 мм. Известны также месторождения в Закарпатье - Вышковское, в Западной Сибири - Акташское, республике Алтай, в Туве - Терлиг-Хай, в Магаданской области - Западно- Полянское и др.

Крупнейшее зарубежное месторождение киновари Альмаден находится в Испании. Это едва ли не единственное в мире месторождение, остающееся в эксплуатации уже более двух тысячелетий - испанскую киноварь римляне добывали и употребляли как краску еще в VII в. до н.э. Другое крупное месторождение, расположенное близ г. Идрия в Словении, разрабатывается с XV столетия. Лучшие коллекционные образцы киновари с кристаллами до 2 - 3 см величиной происходят из Китая (провинция Хунань).

Химические анализы красочного слоя древнерусских стенописей показали, что киноварь применялась во многих росписях. Обычно она употреблялась при живописи по сухому левкасу. В качестве связующего вещества брали растительные клеи - пшеничный или пшеничноячменный.

Чернила из крови делаются с помощью добавления киновари.


Алхимики знали в этом толк.

Делались такие чернила с древних веков. Ватикан, кстати, хранит эти рецепты и ноу-хау технологий изготовления. . (я просто ЭТО ЗНАЮ от моей мамы) .


Кровь примешивалась по особому рецепту. Не всякая кровь подходит.

Киноварь была нужна обязательно, а кровь использовалась только мужская.

Либо, если бралась от животных, то тоже от животных мужского пола. Но без сульфида ртути кровь выгорала, теряла цвет - даже при спец. обработке (становилась грязно коричневой, грязно-серой, затем блекла.

Многие древние манускрипты, рукописи, гримуары, священные тексты имели алые заглавные буквы в начале каждой главы (красная строка) .

Чернила (краски) изготавливались на основе данных соединений.

Подробнее, чтобы далеко не ходить, приведу справку.

Киноварь — HgS — минерал, сульфид ртути (II). Самый распространённый ртутный
минерал.

Имеет ярко-алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тонкой плёнкой (HgО) .

Киноварью также называют неорганический пигмент (краску) , получаемый из данного минерала.

Для частных расписок и договоров в мистике достаточно просто крови с добавлениями против её "загустения".

Пришлось слегка углубиться, потом закопаться, а что делать? Раз с синим пока не сложилось пока, может с красным получится).
Про киноварь, пигмент и минерал, сначала.



The Legation of the Czar of Muscovy on its way to the Meeting of the States-General in The Hague, 4 November 1631, Sybrand van Beest (attributed to), 1631 - 1674
Rm
Картинку сходу не нашла подходящую, потому пусть будет эта, тут красных оттенков много).

Назывался по-разному, то минимом, то корицей. Возможно, называли этим словом неясного происхождения тоже разное.
Кроме персов и китайцев его еще и ольмеки открыли с ацтеками. Независимо.

ЭСБЕ называло цвет киновари " кошенильно-красный, переходящий в алый и свинцово-серый " и сообщало, что пигмент используется искусственный, а не натуральный, хотя это " одна из давно известных красных минеральных красок, встречается в природе в готовом виде ".

Ну то есть сначала из руды получали ртуть и серу, а потом смешивали их обратно для получения краски. И уже очень давно.

" Технология получения искусственной киновари, получаемой сплавлением ртути и серы, стала известна в древние времена. Впервые искусственную киноварь таким способом получили, вероятно, в Китае. На востоке арабский алхимик Джабир говорит о получении искусственной киновари уже в VIII—IX веках. В Европе, судя по трактатам Ченнини, итальянские художники в XV веке использовали уже не минеральную киноварь, а искусственную ."

А как можно получить краску из твердого минерала, никто не сообщает, по крайней мере, мне не попались эта информация.
Химико-технологические подробности я пропущу, хотя мне так и не удалось уяснить, как варили ртуть с серой в 8 веке, например.

На сайте, посвященном иконописи, приводятся следующие занимательные сведения:

Во-первых, тут непонятно, если искусственную киноварь изобрели давно, то почему привозили натуральную (и как ее все-таки производили?).
Во-вторых, тут приводится совершенно чудесное разнообразие наименований, среди которых встречается, например, кармин и переход "скарлет" в "экарлет" .
В-третьих, непонятно, чем милос у Плиния отличался от цинобера.
В-четвертых, появляется идея, почему в терминах красное путали с черным, может, потому как цинобер превращается из красного в черный, иногда обратимо, иногда нет (это из химических описаний уже)?

Я лично здесь, кроме путаницы, ничего не вижу((
Непонятно, например, почему киноварь от греческого, а цинобровый - от немецкого.
Неясно, из чего же делали киноварь в Китае - из руды или сока ядовитого дерева.
Зато тут появляется червь-вермис-вермильон, как параллель русским словам "чермный" и "червонный". При чем никто не объясняет, почему червь-то.
Ну и кошениль опять мелькает, да.

Текст автореферата не очень хорошо передает чужеродные символы, поэтому я не знаю, как некоторые корни пишутся на самом деле. Но в нем (тексте) просто масса всякого увлекательного.
Про исходное руд-ред занятно, потому что в другом источнике есть тому параллель, если не забуду, напишу. Потом)).
Еще одну цитату приведу и насильственно себя ограничу).

Поскольку, видимо, вся тема в один заход не уместится, про остальное будет в следующей серии, а тут тогда еще про киноварь и Дао, если кто не в курсе)):

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ приготавление экологически чистых красок в домашних условиях..docx

Я очень люблю рисовать разными красками. Эти краски можно купить в любом магазине. Но ведь раньше магазинов не было, а художники рисовали удивительные картины. В те далёкие времена, не было заводов по производству красок, и, наверное, их делали вручную. Даже сейчас многие красят яйца натуральными продуктами, луковичной шелухой. Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски. Возможно ли их сделать в домашних условиях.

Изучив состав красок, пришла к выводу, что в настоящее время краски делают из химических элементов. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Нас заинтересовал вопрос, возможно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?

Цель: приготовление экологически чистых красок.

Объект: краски

Предмет : возможность изготовления красок в домашних условиях

Гипотеза: предположим, что в домашних условиях можно приготовить краски и нарисовать ими рисунок

Задачи исследования:

Изучить историю красок и их состав.

Провести эксперименты и сравнить полученные краски

Выявить преимущества и недостатки экологически чистых красок.

- наблюдение и сравнение;

- анализ полученных данных.

Глава 1. Обзор литературы.

1.1. История возникновения красок

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. Древние

художники за много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на

скалах и даже на собственной коже! Пещерные жители обычно рисовали то,

что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок, датированные XVI тысячелетием до н. э., обнаружены в пещерах Южной Франции (Ласко, Нио), Испании (Альтамира) и Южной Африки. Это были чистые масляные краски, изготовленные из смеси животного жира и природных пигментов, таких как охра, марганцевая руда, оксид железа и мел.

Самой первой краской была глина: красная, белая, жёлтая и голубая. С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные.

Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко её растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево – голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин . Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию, чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры(более светлые и жёлтые).

У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную. Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привести можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно - зелёная) является смертельно - опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. В древности, украшенная красками ткань являлась признаком богатства и такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь, краски стали частью повседневной жизни. Их проще достать и делать наш мир более ярким.

В России историю красок изучают по иконам. Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

1.2.Виды красок

Гуашь – краски, состоящие из тонко растёртых пигментов с водно – клеевым связующим и примесью белил. Обладает хорошим кроющим свойством. Благодаря этому можно наносить один цвет на другой. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шёлку, кости. Возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водяным краскам начали примешивать белила. Подобно темпере гуашь наносится ровным плотным непрозрачным слоем.

Акварель - краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличительная особенность акварели – прозрачность красок, наносимых, как правило, на светлую основу(бумага, реже картон, шёлк, слоновая кость), плавность цветовых и тональных переходов. Живопись акварелью бывает многослойная и в один приём; она может выполнятся по - сухому и по - мокрому, когда бумага увлажняется. Для получения специальных эффектов в акварель вводят воск, эфирные разбавители и др.вещества.

Живопись водяными красками на растительном клее была известна уже в Древнем Египте во 2 в. До н.э. Чистая акварель распространилась в Европе с начала 15 в. И до 17 в. Имела вспомогательное значение, однако, начиная с А. Дюрера, превратилась в самостоятельный вид искусства.

Миниатюра портретная, расцвет которой приходится в России на 2- ю пол. 19 в, выполнялась преимущественно акварелью и гуашью на кости.

Масляные краски - это густые пасты, сделанные путем растирания пигмента и связывающего вещества, в состав которого входит масло. От качества используемого вещества значительно зависит прочность и сохранность произведений изобразительного искусства.

1.3.Состав красок

Изучив виды красок, мы нашли их в магазинах и начали изучать состав (приложение 1). Рассмотрев все краски, пришли к выводу, что они состоят из пигмента и связующего вещества.

Пигменты — это тонкоизмельченные цветные порошкообразные материалы минерального или органического происхождения. Они не растворяются в воде, олифе, клеях и т. п., а находятся в них во взвешенном состоянии.

Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску-массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Мы предположили, изучив разные связующие, какие краски могут получится на их основе (приложение 2).

Клей входит в состав акварели и гуаши. Акварель легкая, полупрозрачная краска, которая требует разбавления водой. Само название говорит об этом.

Была еще одна краска, очень стойкая, но рецепт ее приготовления утерян. Это энкаустика – краска, замешанная на воске. На рисунке 1 изображен Фаюмский портрет. Этой картине около двух тысяч лет, она найдена в могиле, мы видим выразительный и яркий взгляд.

В настоящее время не удалось приготовить краску на основе воска.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.

Именно поэтому мы решили приготовить краски в домашних условиях с использованием природных пигментов.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Приготовление красок и описание эксперимента

Для приготовления красок в домашних условиях необходимо иметь все составляющие, а именно: связующее и сырьё.

Проанализировав литературу, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина – любой природный материал. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Всё это можно сделать в домашних условиях. Затем сырьё нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сам.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие, как клей, мёд, яйцо и вода. Один и тот же цвет могут давать разные виды сырья(Приложение 3). Но мы использовали морковь, свёклу, хну, мел, уголь, апельсин, кофе, клюкву, желток, голубику и черемшу. Я составила общий план для всех экспериментов.

План эксперимента

Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.

Измельчить сырьё в порошок, если это необходимо.

Просеять порошок, или выжать сок.

Смешать сырьё со связующим веществом.

2.2.Результаты экспериментов

Прежде чем приступить к смешиванию мы измельчили сырьё – это мел , уголь, остальное сырьё мы тёрли на тёрке и выжимали сок – свёкла, морковь и другие.

Каждый вид сырья я смешивала с водой, мёдом, клеем и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски (приложение 4).

Нами было произведено 44 смешивания, все эксперименты прошли успешно. Результаты приведены в таблице (приложение 5)

Полученные краски отличались по тягучести и качествам:

- смешивая жидкое сырьё мы увидели, что яркие цвета получаются при соединении с клеем, мёдом, и в редких случаях с водой( свёкла, клюква).

- при смешивании с сыпучим сырьём частички лучше соединялись с мёдом и водой, в случае с кофе частички соединились со всем связующими.

Мы подтвердили предположение о том, что от связующих зависит какой вид краски получается, на основе воды мы получили краску, похожую на акварель, из меда и клея – на гуашь, из яйца – на темперу.

Тяжелее всего набиралась на кисточку краска из яйца, так была очень вязкая, и плохо соединялась с сырьём.

После высыхания через день краска из клея плохо смачивалась, а на основе воды и сыпучего сырья засохла, и пришлось разбавлять заново.

После эксперимента мы решили посмотреть, можно ли нарисовать нашими природными красками рисунки, и вот, что у нас получилось. Краска из яйца и воды сохла дольше при рисовании на бумаге. Кроме того, мы выполнили рисунок на ткани на основе мёда, эта картина сохла дольше всего. После высыхания некоторые краски меняли цвет (клюква, голубика)

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественные цвета, но трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

Итак, чтобы приготовить краску, нужно смешать пигмент (мел, уголь, глину, малахит, лазурит) со связующим веществом (масло, яйцо, вода)

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

Состав разных цветов


А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.

Читайте также: