Как сделать ковер самолет из геометрических фигур

Обновлено: 03.07.2024

✿ РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети запись закреплена

ТАНГРАМ И СХЕМЫ К НЕМУ
Танграм - замечательное игра-пособие, развивающее у ребенка мышление и фантазию. Из нескольких кусочков картона разных геометрических форм, оказывается, можно сложить невероятное количество фигур - цифры, животные, буквы и т.д. Маленьким детям для начала можно предлагать просто повторять за картинками сборку танграма в ту или иную фигуру. Примеры фигур можете распечатать из прилагаемых файлов, так же как и основу - геометрические фигуры для танграма.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, закреплять знание прямого и обратного счёта;

Образовательные

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах. Упражнять детей в классификации геометрических фигур по признакам - цвет , форма, размер. Упражнять в порядковом и обратном счете.

Развивающие:

Развивать мыслительную и речевую деятельность.

Воспитательные:

Воспитывать активность, познавательный интерес, самостоятельность, навыки сотрудничества .

Ход образовательной деятельности :

1. Введение в игровую ситуацию (организация детей).

Звучит сигнал смс, детей это заинтересовывает, и они подходят к воспитателю. Воспитатель объясняет, что пришла смс-ка для детей средней группы. ( Дорогие ребята! Я- королева геометрических фигур и мои подданные ,приглашают вас в наше сказочное королевство)

2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

Воспитатель: - Скажите как оно может называться? Кто догадался как королевство может называться?

-Как вы думаете, кто там живет?

Дети: геометрические фигуры

-Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети: о геометрических фигурах. ( Садятся на стульчики)

- А как же нам попасть в эту страну, ведь страна -то сказочная?

-Она далеко и пешком не дойти?

-На чем мы сможем туда добраться,

Воспитатель: -Если страна сказочная, то и транспорт мы выберем сказочный – ковер-самолет!

Воспитатель достаёт из волшебного сундучка ковер.

-Сможем ли мы на нём полететь? - Что же нам делать?

Дети: (предлагают способы выхода из ситуации)

Воспитатель: - Правильно, давайте подберём заплатки.

- Посмотрите, у меня есть заплатки. -Все ли они одинаковы?

Дети: (нет разные) .

-Чем они отличаются?

Дети: (Цветом, размером, формой).

Воспитатель:- Ваша задача подобрать только, те которые подходя для нашего ковра самолета.

Проверь правильно ли ты по добрал заплатку.

(Дети на липучки крепят заплатки к ковру).

-Почему эти заплатки остались у нас?

Дети: Не подошли по цвету, форме.

Воспитатель: Молодцы. С этим затруднением вы справились. Можно отправляться в полет.

(Дети размещаются на ковре с воспитателем- минусовка).

Воспитатель: Внимание, посадка. Мы летели далеко, устали, давайте не много отдохнем и ноги разомнем.

Физкультминутка (движения выполняются по тексту):

Мы взлетели высоко,

Полетим мы далеко.

Вправо, влево посмотри,

Наклонись вперед слегка,

Не задень за облака.

На посадку мы идем,

Ноги тоже разомнем

Все, закончен наш полет.

Воспитатель: - А вот и сказочное королевство.

Воспитатель: А где же королева и ее жители? Ребята , смотрите какое-то письмо.( Письмо от злого волшебника).Давайте его прочтём .

Дети садятся на стульчики, воспитатель читает письмо.

Здравствуйте дети! Вы удивлены, что вас не встречают жители сказочного королевства? Ха-ха-ха!

А чтобы освободить жителей сказочного королевства, вам необходимо открыть все замки в подземелье и выполнить все мои задания. С которыми вы никогда не справитесь.

Ха-ха-ха! Задания найдетё в конверте.

Воспитатель: Ребята, поможем жителя сказочного королевства?

-Чтобы открыть замок дверей в подземелье надо отгадать загадки.

1.Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи они, как родные сестренки

2.Нет углов у меня,

И похож на солнце я,

На бабулины блины

И на желтый диск луны

3. Он похож на крышу дома

И на шапочку у гнома.

Три угла, три стороны,

Могут разной быть длины

4.Если взял бы я кружок,

С двух сторон немного сжал,

Дети отгадывают загадки.

-Молодцы! С первым заданием справились отгадали загадки.

О чем были загадки?

Дети: - о геометрических фигурах. ( выставляются на мольберте открытый замок) Давайте ещё раз назовем их имена.

Вам нужно спуститься в подземелье и сосчитать ступени лестницы и вернуться обратно правильно называя все числа в обратном порядке

-Молодцы! Справились с заданием открыли ещё один замок.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а следующее задание в коробке.

- На какую геометрическую фигуру похожа коробка?

-Что же с ней мы будем делать?

Дети: откроем. В коробке квадрат Воскобовтча.

Дети проходят за столы. Воспитатель знакомит с пособием-( квадратом Воскобовича)

-Грустно жителям страны

В подземелье быть одним.

Ты фигуркам помоги,

Каждой друга ты найди.

Воспитатель: Ребята найдите друга этой геометрической фигуре (выставляю фигуры на доске - прямоугольник, треугольник ; - показываю на геометрическую фигуру не называя её.

- Как можно из квадрата получить прямоугольник, затем треугольник.

-Что нужно сделать?

Дети : сложить по полам.

- Назовите мне геометрическую фигуру.

Дети выполняют задание за столом.

Молодцы! Справились с заданиями открыли все замки подземелья и освободили жителей сказочного королевства.

Дети: их нужно раскрасить.

Воспитатель: Давайте соберём из ваших камней бусы и подарим нашей королеве.( выставляются работы детей и картинка королевы)

Воспитатель: Какой формы, цвета твой камень?

Воспитатель : молодцы! Королева и её жители вас благодарят и говорят вам большое спасибо.

Воспитатель: (Королева)

- Где мы сегодня побывали?

-Кому мы помогли?

- Что больше всего вам понравилось?

-Какое задание было самое трудное?

Ребята, жители сказочной страны оставили на память вам свои портреты.

Воспитатель выкладывает смайлики с улыбками.

-Если вам было грустно и неинтересно, то возьмите себе на память смайлик с

грустной улыбкой. А если вам понравилось наше путешествие, то с веселой улыбкой.

-Подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться в детский сад.

Дети прощаются и вместе с воспитателем на ковре-самолете возвращаются в детский сад.

Цель: закрепление представлений детей посредством игры-путешествия.

Задачи:

  • закреплять знания о словах-антонимах;
  • формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи приема мнемотехники;
  • совершенствовать знания о геометрических фигурах, умение составлять из них последовательность.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.

Материалы и оборудование: ковер–самолет, посылка, конверт с письмом, мнемотаблица по сказке, раздаточный материал: геометрические фигуры, шарики, шерстяной шарф, проектор, экран, звукозапись Г. Гладков "Ковер-самолет", фрагмент мультфильма "Новый Аладдин" (1979 г).

Ход образовательной деятельности

Орг. момент. Приветствие

(Воспитатель и дети стоят полукругом)
Воспитатель:
Придумано кем–то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Приветливым лицам!

И каждый становится
Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!
Доброе утро, мои дорогие друзья.

Вводная часть. Мотивационный момент

- Сегодня нам рано утром принесли посылку (показывает детям посылку) и письмо. Давайте прочитаем письмо.
"Дорогие друзья. Приглашаем вас в сказочное путешествие. Совершить его вам поможет предмет, находящийся в посылке"
- Ребята, давайте скорее откроем посылку и посмотрим, что же там внутри. (открывают посылку, достают оттуда ковер-самолет)

- Ребята, знаком ли вам этот предмет? (ответ детей)
- Правильно, ребята, это волшебный ковер самолет.
- Где встречается это предмет? (в волшебных сказках)

- Для чего он нужен? (ответ: необходим для того, чтобы быстро перелететь с одного места с другое)
- Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент мультфильма "Новый Аладдин", где главный герой совершает полет на ковре-самолете. (просмотр фрагмента мультфильма)

"На сказочном ковре-самолете вы сможете совершить путешествие по волшебным странам. В каждой стране вы будете получать букву, всего их нужно собрать 6; в конце путешествия из букв вы должны сложить слово и узнать, без чего вам никак не обойтись в школе. Жители волшебных стран"

Основная часть

- Вот мы и прилетели в одну из стран. (на экране изображение: замки, башни, буквы в форме человечек)
- Ребята, мы попали в страну Правильной речи.

- Вы догадались, кто здесь живет? (ответ детей)
- Правильно, здесь живут буквы, слова, предложения. Говорят здесь только правильно.
- Итак, первое задание от жителей страны. (достает конверт с заданием, читает)

Дидактическая игра "Назови противоположное слово"

"Дорогие ребята, в нашей стране произошла неприятность: поссорились слова, противоположные по смыслу: например, слово "низкий" не хочет дружить со словом "высокий". Помогите их помирить. Подберите слова, противоположные по смыслу". (воспитатель называет слово, дети подбирают слово, противоположное ему по смыслу)

Большой (маленький), мало (много), сытый (голодный), тупой (острый), горячий (холодный), белый (черный), сухой (мокрый), чистый (грязный), полный (пустой).
- Молодцы, ребята, благодаря вам слова помирились и больше не будет путаницы.

Работа с мнемотаблицей по сказке "Лисичка-сестричка и серый волк"

Лисичка-сестричка и серый волк

Лисичка-сестричка и серый волк

- В стране Правильной речи буквы дружат со словами, слова с словосочетаниями и предложениями. Все ходят друг к друг другу пить чай с малиновым вареньем и читать сказки. Но совсем недавно здесь поселился злой волшебник Буквоед. Он заколдовал все сказки. И теперь они выглядят вот так. (на экране появляются мнемотаблица по сказке "Лисичка-сестричка и серый волк")

- Посмотрите на схему и попробуйте отгадать сказку (дети рассматривают мнемотаблицу по сказке "Лисичка-сестричка и серый волк", отгадывают сказку)
- Давайте попробуем рассказать сказку, пользуясь опорной схемой.
- Перед этим, вспомним всех героев этой сказки (дед, баба, лиса, волк)

(дети по очереди пересказывают сказку, опираясь на мнемотаблицу)
- Молодцы, ребята. Вы сумели расколдовать сказки.
- За вашу помощь жители дарят вам 2 медальки с буквами. Назовите их. ("А" и "З")
- Давайте попрощаемся с гостеприимными жителями, нас ждут уже в другой стране. Встаем на ковер-самолет и в путь! (Под песню Г. Гладкова "Ковер-самолет" дети продолжают полет)

Мультзарядка "Если хочешь быть здоров!"

- Перед нами страна "Физкультурия! (на экране появляется изображение спортивных площадок, нарисованные человечки, занимающиеся физкультурой)
- Все жители этой страны следят за своим здоровьем, занимаются зарядкой, много времени проводят на свежем воздухе. Давайте вместе с ними сделаем зарядку. (На экране видео "Веселая мультзарядка" (дети под музыку повторяют движения за героями)

- Молодцы, ребята, за вашу активность жители страны Физкультурии дарят вам медальку с очередной буквой.
- Назовите ее. (буква "Н")
- А нам снова пора в путь. Занимайте места на волшебном ковре–самолете. (на экране меняется изображение: появляется лес, дома, цифры в форме человечек, речка, через речку перекинут мост)

Дидактическая игра "Почини мост"

- Ребята, мы прилетели в страну, где правит царица Математика. Но вот беда, чтобы попасть в страну, нам нужно перейти через речку по мосту, только некоторые дощечки сломались. Давайте его починим. Мост – волшебный, на каждой доске числа.

- Что напоминают вам эти доски? (числовой ряд от 1 до 10)
- Если вы правильно вставите числа, то почините мост. (дети по очереди называют пропущенные числа, каждый раз на экране появляется недостающая дощечка с числа)

Дидактическая игра "Гирлянды из геометрических фигур"

- Сегодня у царицы Математики день рождения. Жители решили сделать ей подарок: развесить по всей площади гирлянды из геометрических фигур (на экране изображение гирлянды из геометрических фигур: синий прямоугольник, красный треугольник, зеленый круг, голубая трапеция, желтый квадрат; синий прямоугольник, красный треугольник…)

- Только у них это не получается. Поможем им? (ответ детей)
- Тогда садимся за столы. (дети садятс, на столах лежат листы с нарисованной ниткой; на нитке последовательность из геометрических фигур)
- Ребята, из каких геометрических фигур состоит гирлянда?

- Какую геометрическую фигуру вы поставите после красного треугольника? (зеленый круг)
- После зеленого круга? (голубую трапецию)
- Продолжите последовательность самостоятельно. (дети выполняют работу)

- Проверьте правильность выполнения работы у соседа.
- Молодцы, ребята, вы помогли украсить город гирляндами. Теперь у всех жителей и царицы Математики праздничное настроение. (на экране появляется изображение царицы Математики)

- За ваш труд царица дарит вам 2 медали-буквы.
- Назовите, что это за буквы ("Н" и "Я")

Познавательно-исследовательская деятельность "Статистическое электричество"

- Мы прилетели в волшебную страну Эксперименталию. Ее жители очень любят проводить опыты, исследования. Хотите тоже превратиться в ученых? Тогда повторяйте за мной.
(воспитатель говорит и показывает движения, дети повторяют)

Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в ученого превратись!

- Теперь вы ученые. Итак, перед вами задание.
- Как с помощью шерстяного шарфа повесить шарик на стену? (дети делают предположения, приходят к выводу, что нужно потереть шарик о шарф, вешают шарики)

- Почему, потерев шарик о шарф, мы смогли его повесит на стену. (шарик наэлектризовался, получил электрический заряд, стена тоже имеет заряд, но другой. Заряды могут быть положительными и отрицательными. Разные заряды притягиваются друг к другу. Это и произошло между шариком и стеной)
- Молодцы, ребята, вы справились с очень сложным заданием, которое по плечу только ученым. Молодцы! Вы получаете медаль с буквой. Назовите эту букву (буква "И")

- Ребята, вы собрали все буквы. Давайте составим слово и узнаем, без чего нам не обойтись в школе. (дети составляют слово "ЗНАНИЯ")
- Действительно, в школе не обойтись без знаний. А сегодня, путешествуя на ковре–самолете, вы показали, что у вас богатый багаж знаний. А чтобы он стал еще больше, жители тех стран, где вы побывали дарят вам книгу–энциклопедию для всезнаек.

- А нам пора возвращаться домой, в детский сад. Вставайте на ковер-самолет. (на фоне песни Г. Гладкова "Ковер-самолет" на кране появляется изображение детского сада)
- Вот мы и дома. Давайте спрячем наш ковер-самолет. Если кому-то понадобится наша помощь, мы достанем его.

В Европе летающая метла появилась в рассказах о магах и колдунах только в Средние века, но в восточных сказках и легендах герои издревле летали на ковре-самолете. Кстати говоря, всегда считалось, что летающий ковер — один из главных символов волшебного мира — впервые появился в сказках Шахерезады, которые она рассказывала султану на протяжении тысячи и одной ночи. Тем не менее исторические источники развенчали этот популярный миф.

Древние потерянные манускрипты раскрывают тайну волшебного транспортного средства. Чем вдохновлялись рассказчики? Когда впервые появился летающий ковер? Подробнее об этом мы расскажем в данной статье.

Летающие ковры в забытых рассказах

Профессор кафедры языков и культуры стран Ближнего Востока американского государственного Университета Огайо и член Библиотеки арабской литературы (LAL) доктор Шон Энтони опубликовал в Твиттере серию фотографий, которая рассказывает о том, как ковер-самолет появился в восточных сказках.

Пропавшие древние рукописи

Исаак ибн Шарира пишет, что последний волшебный ковер был соткан и продан в конце XIII века нашей эры. Более того, он утверждает, что местные власти преследовали ткачей и торговцев, поскольку они считали существование волшебных ковров святотатством. По словам Исаака ибн Шарира, после монгольского нашествия производство волшебных ковров сошло на нет, а затем и вовсе бесследно исчезло.

В рукописи говорится, что дворцовые алхимики изобрели небольшие коврики, способные парить в нескольких футах над землей. Они представили свое творение на инаугурации царицы Савской в 977 году до нашей эры. Много лет спустя царица Савская в знак любви послала царю Соломону летающий ковер небывалой красоты. Он был зеленого цвета, инкрустирован драгоценными камнями и вышит золотыми и серебряными нитями. К сожалению, царь Соломон был занят государственными делами и не смог получить подарок лично, поэтому он отдал его своим придворным. Когда царица Савская об этом узнала, ее сердце было разбито. Она изгнала всех своих мастеров и ремесленников, которые долго не могли найти себе новое место жительства, но в конечном итоге они поселились неподалеку от города Багдад в 934 году до нашей эры.

Как был изготовлен ковер-самолет?

Кем был соткан ковер-самолет?

Согласно рукописи Исаака ибн Шарира, Александрийская библиотека хранила большой запас летающих ковров, которые помогали читателям перемещаться между полками с древними книгами и рукописями. Хотя библиотека была повреждена в гражданской войне древнеримским императором Аврелианом, ее окончательное уничтожение приписывается некоему мусульманскому генералу. Он приказал сжечь свитки папируса и использовать их для нагрева ванн, а также уничтожить волшебные ковры, которые напугали его арабских солдат-бедуинов.

Исаак ибн Шарира горько комментирует, что знания Александрии спустились вниз по водосточной трубе, смывая грязь обывателей.

Вполне вероятно, что причина, по которой изготовление летающих ковров держалось в тайне, заключается в том, что мусульманские правители боролись со всеми, кто говорил об этом или утверждал, что соткал волшебный ковер. Это объясняется двумя причинами: во-первых, мусульманские правители были убеждены, что человеку не нужно летать, поскольку он не создан для этого и, во-вторых, они боялись, что изготовление ковров-самолетов повлияет на экономику страны, так как они заменят верблюдов и лошадей в качестве средства передвижения. Влиятельные арабские семьи вкладывали значительные средства в торговлю лошадьми, поэтому летающие ковры представляли для них угрозу. То же самое касается верблюдов. Некоторые богатые семьи пользовались полной монополией на торговлю верблюдами. Ни одна из этих влиятельных семей не хотела, чтобы их привилегии узурпировались небольшой группой низких ремесленников, которые могли потенциально разрушить их рынки, сделав популярными летающие ковры. Таким образом, борьба против ковров-самолетов велась по всем фронтам, согласно исследованию Азхара Абиди.

Кроме двух вышеупомянутых причин была еще и третья — страх населения. Исаак ибн Шарира утверждает, что растущее влияние духовенства в середине VIII века нашей эры привело к тому, что зажиточные мусульмане боялись летающих ковров, поэтому использовали верблюдов и лошадей в качестве стандартного средства передвижения.

Исаак ибн Шарира упоминает о странном происшествии в Багдаде, которое окончательно испортило репутацию летающего ковра. В один прекрасный день на рынке собралось множество людей, желающих купить фрукты и ткани, а также посмотреть на аукцион белых рабов. Внезапно появился человек в тюрбане, летящий на ковре-самолете к самой высокой башне царского дворца. Ранее он служил во дворце, но был арестован и избит евнухами за то, что посмел взять за руку младшую дочь царя. Когда царь узнал о случившимся, то разозлился и запер младшую царевну в самой высокой башне дворца. Он решил выдать ее замуж за черного раба из Занзибара. Но стражник, курд по имени Мустафа, был очень умен. Он подлетел к башне на ковре-самолете и помог царевне выбраться через окно. Под жадные взгляды толпы, заполнившей рынок, двое молодых влюбленных сбежали на волшебном ковре.

Королевские стражники приготовились пуститься за ними в погоню на черных лошадях, но ковер-самолет исчез в облаках. Вот такая история была рассказана в рукописи Исаака ибн Шарира!

Кстати говоря, царь арестовал всех мастеров по изготовлению волшебных ковров, а именно 30 человек. Они работали в ткацких и красильных мастерских вместе со своими семьями. Всех арестованных вывели на городскую площадь, обвинили в заговоре, а затем им отрубили голову. После казни царь послал шпионов в каждый уголок страны, чтобы уничтожить все ковры-самолеты, а самих мастеров арестовать и привезти в Багдад.

Небольшая группа ремесленников, которая веками жила у реки Тигр, собрала свои вещи и бежала. После нескольких месяцев скитания по болотам Ирана она достигла города Бухара, где правил принц, который не подчинялся царю в Багдаде.

Повелитель джиннов в популярных рассказах и Коране

Волшебный ковер и Коран

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: