Как сделать костюм крестьянина

Обновлено: 03.07.2024

Крестьяне были самой крупной группой населения России. Одежда, которую они носили, стала характерной для образа русского народа, и костюм формировался в зависимости от образа жизни и характера труда народа.

В целом, покрой и форма костюма крестьян были схожи, однако, имелось множество отличительных особенностей, характерных для одежды каждой губернии, уезда и даже села. Основными же видами костюма был северный и южный, которые в своих областях делились по областным различиям.

Одежда различалась по назначению, возрасту, семейному положению. Обычно отличительными особенностями были не покрой и вид костюма, а ткань, количество декора, основные цвета.

Ткани, цвет, орнамент

Домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения являлись основными тканями крестьянской одежды. Финансовое положение не позволяло крестьянам покупать для себя дорогие виды тканей, поэтому они производили материал прямо у себя дома, то есть шили и ткали для самих себя.

Как правило, вся одежда хоть немного, но украшалась. Количество украшений также зависело от социального статуса и зажиточности того или иного крестьянина.

Основными способами декорирования домашних тканей были:

  • узорное ткачество;
  • вышивка;
  • набойка.

Вид узоров зависел от местности, где шилась одежда, и мастерства рукодельницы. Базовыми типами узоров были полосатые и клетчатые, которые различались по форме и колориту. Прямолинейные геометрические формы, отсутствие округлых очертаний в узоре были обусловлены техникой народного узорного ткачества. Таким образом, самыми популярными фигурами в орнаменте были: ромбы, треугольники, восьмиугольные звезды, косые кресты, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры людей, птиц, лошадей, оленей и других животных

Готовые работы на аналогичную тему

Вышитые и тканые узоры потом дополнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые были окрашены всевозможными красителями. Наиболее распространенными цветами были белый, красный, желтый, черный, зеленый, коричневый. Зачастую сочетали белый, красный и синий (иногда черный) цвета.

Женский костюм

Женский костюм в разных районах отличался отдельными деталями и расположением отделки, сам же костюм обычно был многослоен.

Основными частями женского народного костюма были:

  • рубаха;
  • передник (занавеска);
  • сарафан;
  • понева;
  • нагрудник;
  • шушпан.

Женская рубаха была длинной, с поясом, ее рукава были собраны внизу, а от горловины шел разрез, застегивавшийся на пуговицу. Традиционно рубаха шилась из белого полотна, а по низу этой одежды проходила вышивка, которая могла быть представлена многофигурным рисунком шириной до 30 см.

Поверх рубашки в южных областях надевалась понева – юбка, состоявшая из трех несшитых прямоугольных полотнищ, закрепленных на поясном ремне. Спереди полы поневы расходились, а длина ее была меньше, чем рубахи. Как правило, ткань для поневы выбиралась не однотонная, а с пестрым (ромбовидным, клетчатым) декором.

С белыми рубахами и передниками носили сарафан, что обычно было характерно для северных областей. Сарафаны делали из однотонной ткани, украшая узорной красочной вышивкой. Самый популярным был вид сарафана с декорированной полосой посередине. Со временем крой сарафана усложнялся и приобретал новые формы.

Зачастую поверх рубашки находился нагрудник, представляющий собой распашную или накладную одежду из шерсти или холщовой ткани.

Верхней одеждой являлась запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Ее носили с поясом и скалывали снизу.

В южных областях был более сложный покрой рубахи, а вот декор, наоборот, скуднее. Передник у женщин был самой украшенной частью костюма. Его обычно делали из холщовой ткани и декорировали вышивкой, цветными вставками, тканым узором, оборками, белым либо цветным кружевом, бахромой и пр.

Сверху одежды мог надеваться шушпан – недлинный холщовый кафтан с оторочкой или вышивкой.

Мужской костюм

Основа мужского костюма состояла из:

  • рубахи-косоворотки либо с невысокой стойкой, либо без нее;
  • нешироких штанов из холста или крашенины.

Рубаху делали из белой или цветной холщовой ткани и носили поверх штанов, подпоясывая ремнем. Рубаха украшалась вышивкой – узором по низу изделия, рукавов, по горловине.

В качестве верхней одежды носили зипун или кафтан из домотканого сукна, который запахивался на левую стороны и застегивался на крючки или пуговицы. Зимой надевали овчинные нагольные шубы.

Значительную роль в крестьянском костюме играл пояс. Он был и обязательным элементом одежды, и украшением. Появится на людях без пояса было просто неприлично, так что подпоясывалась вся одежды. На миниатюрах без поясов изображаются нищие или казненные. Пояс сначала играл роль оберега, позже же он утратил это значение, превратившись в стандартную деталь костюма.

Обувь и головной убор

В теплое время года большая часть крестьян носила лапти, которые были просты в изготовлении и удобны в использовании. К лаптям надевали на ноги онучи – куски ткани, которые обматывались вокруг ног. В зимнее время года носили валенки – теплые войлочные сапоги, также бывшие универсальной обувью.

Замужние женщины должны были прикрывать голову и волосы, поэтому носили повойники, сверху которых повязывали платок. Незамужние девушки носили широкую вышитую повязку, иногда с лентами сзади.

Вообще, вся одежда была подчинена той деятельностью, которой занимался человек. Отсюда одежда крестьян достаточно простая и скромная, ибо в ней было легче заниматься физическим трудом. Разумеется, положение крестьян также было разным – некоторые были бедные, некоторые – зажиточные, отсюда и вариативность в одежде. Таким образом, крестьянский костюм представлял собой комплекс одежды, имевший яркие отличительные черты, характерные для этого сословия. Несмотря на региональные различия, общим в одежде была ее многослойность и простой покрой. Многослойность создавала видимость расширения фигуры. Понятия моды тогда особо не существовало, поэтому такой костюм существовал в течение столетий.

МК, выкройки, интересные элементы одежды и т.д. для исторических и национальных костюмов

Исторические и национальные костюмы для кукол

ссылки на источник, пожалуйста, указывайте. и желательно вставить фотографию, чтобы понять, о чём идёт речь.

Галина Афанасьева

Галина Афанасьева

Галина Афанасьева

Исторические и национальные костюмы для кукол

Крестьяне были самой крупной группой населения России. Одежда, которую они носили, стала характерной для образа русского народа, и костюм формировался в зависимости от образа жизни и характера труда народа.

В целом, покрой и форма костюма крестьян были схожи, однако, имелось множество отличительных особенностей, характерных для одежды каждой губернии, уезда и даже села. Основными же видами костюма был северный и южный, которые в своих областях делились по областным различиям.

Одежда различалась по назначению, возрасту, семейному положению. Обычно отличительными особенностями были не покрой и вид костюма, а ткань, количество декора, основные цвета.

Ткани, цвет, орнамент

Домотканый холст и шерсть простого полотняного переплетения являлись основными тканями крестьянской одежды. Финансовое положение не позволяло крестьянам покупать для себя дорогие виды тканей, поэтому они производили материал прямо у себя дома, то есть шили и ткали для самих себя.

Как правило, вся одежда хоть немного, но украшалась. Количество украшений также зависело от социального статуса и зажиточности того или иного крестьянина.

Основными способами декорирования домашних тканей были:

  • узорное ткачество;
  • вышивка;
  • набойка.

Вид узоров зависел от местности, где шилась одежда, и мастерства рукодельницы. Базовыми типами узоров были полосатые и клетчатые, которые различались по форме и колориту. Прямолинейные геометрические формы, отсутствие округлых очертаний в узоре были обусловлены техникой народного узорного ткачества. Таким образом, самыми популярными фигурами в орнаменте были: ромбы, треугольники, восьмиугольные звезды, косые кресты, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры людей, птиц, лошадей, оленей и других животных

Готовые работы на аналогичную тему

Вышитые и тканые узоры потом дополнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, которые были окрашены всевозможными красителями. Наиболее распространенными цветами были белый, красный, желтый, черный, зеленый, коричневый. Зачастую сочетали белый, красный и синий (иногда черный) цвета.

Женский костюм

Женский костюм в разных районах отличался отдельными деталями и расположением отделки, сам же костюм обычно был многослоен.

Основными частями женского народного костюма были:

  • рубаха;
  • передник (занавеска);
  • сарафан;
  • понева;
  • нагрудник;
  • шушпан.

Женская рубаха была длинной, с поясом, ее рукава были собраны внизу, а от горловины шел разрез, застегивавшийся на пуговицу. Традиционно рубаха шилась из белого полотна, а по низу этой одежды проходила вышивка, которая могла быть представлена многофигурным рисунком шириной до 30 см.

Поверх рубашки в южных областях надевалась понева – юбка, состоявшая из трех несшитых прямоугольных полотнищ, закрепленных на поясном ремне. Спереди полы поневы расходились, а длина ее была меньше, чем рубахи. Как правило, ткань для поневы выбиралась не однотонная, а с пестрым (ромбовидным, клетчатым) декором.

С белыми рубахами и передниками носили сарафан, что обычно было характерно для северных областей. Сарафаны делали из однотонной ткани, украшая узорной красочной вышивкой. Самый популярным был вид сарафана с декорированной полосой посередине. Со временем крой сарафана усложнялся и приобретал новые формы.

Зачастую поверх рубашки находился нагрудник, представляющий собой распашную или накладную одежду из шерсти или холщовой ткани.

Верхней одеждой являлась запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Ее носили с поясом и скалывали снизу.

В южных областях был более сложный покрой рубахи, а вот декор, наоборот, скуднее. Передник у женщин был самой украшенной частью костюма. Его обычно делали из холщовой ткани и декорировали вышивкой, цветными вставками, тканым узором, оборками, белым либо цветным кружевом, бахромой и пр.

Сверху одежды мог надеваться шушпан – недлинный холщовый кафтан с оторочкой или вышивкой.

Мужской костюм

Основа мужского костюма состояла из:

  • рубахи-косоворотки либо с невысокой стойкой, либо без нее;
  • нешироких штанов из холста или крашенины.

Рубаху делали из белой или цветной холщовой ткани и носили поверх штанов, подпоясывая ремнем. Рубаха украшалась вышивкой – узором по низу изделия, рукавов, по горловине.

В качестве верхней одежды носили зипун или кафтан из домотканого сукна, который запахивался на левую стороны и застегивался на крючки или пуговицы. Зимой надевали овчинные нагольные шубы.

Значительную роль в крестьянском костюме играл пояс. Он был и обязательным элементом одежды, и украшением. Появится на людях без пояса было просто неприлично, так что подпоясывалась вся одежды. На миниатюрах без поясов изображаются нищие или казненные. Пояс сначала играл роль оберега, позже же он утратил это значение, превратившись в стандартную деталь костюма.

Обувь и головной убор

В теплое время года большая часть крестьян носила лапти, которые были просты в изготовлении и удобны в использовании. К лаптям надевали на ноги онучи – куски ткани, которые обматывались вокруг ног. В зимнее время года носили валенки – теплые войлочные сапоги, также бывшие универсальной обувью.

Замужние женщины должны были прикрывать голову и волосы, поэтому носили повойники, сверху которых повязывали платок. Незамужние девушки носили широкую вышитую повязку, иногда с лентами сзади.

Вообще, вся одежда была подчинена той деятельностью, которой занимался человек. Отсюда одежда крестьян достаточно простая и скромная, ибо в ней было легче заниматься физическим трудом. Разумеется, положение крестьян также было разным – некоторые были бедные, некоторые – зажиточные, отсюда и вариативность в одежде. Таким образом, крестьянский костюм представлял собой комплекс одежды, имевший яркие отличительные черты, характерные для этого сословия. Несмотря на региональные различия, общим в одежде была ее многослойность и простой покрой. Многослойность создавала видимость расширения фигуры. Понятия моды тогда особо не существовало, поэтому такой костюм существовал в течение столетий.


В разгар осени во многих детских садах и школах ребята то и дело подготавливают небольшие постановки самодеятельности. Зачастую учебное заведение не предоставляет костюмов своим юным актерам, поэтому родителям приходится придумывать и шить наряды самостоятельно. Однако даже если вы не обладаете навыками шитья и кройки, рекомендуем вам попробовать изготовить наряд своими руками из подручных материалов. Сегодня расскажем, как сделать костюм Емели из популярной русской народной сказки "По щучьему велению".

Герой любимой сказки: какой он?

Прежде чем приступать к изготовлению костюма, вспомните мультфильм советского производства или иллюстрацию к книге. И в первом и во втором случае образ Емели предполагает слегка неряшливый внешний вид молодого человека, лежащего целыми сутками на печи. Соответственно, о своих внешних данных и одежде он мало заботился. Отсюда телогрейка из согревающей ткани, шапка, заплатки на брюках, расписная рубаха и, как водится, лапти.

Емеля на печке

Также обратите внимание на общую расслабленность образа. Одежда широкая и просторная, теплая, чтобы не было зябко. Исходя из изображения и примерной характеристики образа, попробуйте сшить костюм Емели на Новый год.

Простой наряд Емели из сказки

Чтобы сделать костюм для детского утренника или постановки, вовсе не обязательно обладать навыками шитья на швейной машине. Достаточно уметь делать ровный шов и обработку краев материала. Однако зачастую можно обойтись и вовсе без шитья. Для костюма Емели вам понадобятся: блузка из легкой ткани с крупным принтом, контрастная тесьма, разноцветные обрывки ткани, искусственный мех, старые хлопковые (можно пижамные) штаны, шапка.

Прежде всего нужно отметить, что большинство составляющих этого наряда можно сделать из уже готовой одежды. Стоит лишь слегка ее подкорректировать для угадывания образа Емели. Поэтому найдите в своем гардеробе ненужную блузку с крупным принтом и прямой формой. Примерив ее на мальчика, подверните рукава и подметайте их нитками до нужной длины.

Наряд Емеля

Теперь нашейте на воротник и низ блузы яркую тесьму. Здесь лучше воспользоваться машинкой для экономии времени.

Из кусочков ткани сделайте несколько квадратов и неровным швом нашейте их на штаны.

Из серого меха вырежьте прямоугольник длиной, равной обхвату головы ребенка, и шириной 8 см. Нашейте его на нижнюю часть шапки. В целом детский костюм Емели готов. При желании дополните его безрукавкой с меховой отделкой. Подойдет старая и поношенная вещь. Именно такие и делают образ Емели реалистичным.

Второй вариант костюма

Несмотря на то что костюм Емели для мальчика подразумевает определенные цвета и элементы, можно добиться узнаваемости, не используя некоторые из них. Поэтому мы рассмотрим разные варианты нарядов для детской театральной постановки.

костюм Емели детский

Для костюма Емели для мальчика понадобятся:

  • широкая тесьма с народным узором;
  • красные брюки;
  • узорчатая блузка;
  • черная кепка;
  • красная и белая ткань;
  • черная тонкая атласная лента.

Начните изготовление наряда с обшивки воротника блузы тесьмой и укорачивания рукавов. По возможности пришейте ее и на рукава и по низу рубахи. В качестве пояса возьмите не толстый шнурок.

Из белой ткани нужно сшить нечто напоминающее подштанники. Для этого измерьте обхват голенища ребенка и длину от щиколотки до колена. Вырежьте два прямоугольника из ткани, добавив по ширине еще около 10 см. Сшейте концы материала между собой, чтобы получилась труба. Примерьте их на мальчика. Ткань не должна сдавливать икру ноги ребенка, напротив, должна быть свободной и даже спадать с нее. Для поддержания элемента образа на ногах воспользуйтесь черной ленточкой, просто обмотав ею ноги.

Как сделать цветок из ткани?

Для украшения кепки можно воспользоваться уже готовым цветком на булавке. А можно сделать его самостоятельно. Для того чтобы изготовить алый цветок из ткани, вырежьте лепестки из красной ткани. Сами лепестки должны быть каплеобразной формы. Сложите две лепестка с нахлестом друг на друга, делая сердцевину цветка. Склейте их клеевым пистолетом, по боковым сторонам. Затем добавьте еще один лепесток. Таким образом, друг за другом наклеивая лепестки, вы получите красивую алую розу. Завершив цветок, вы сможете приделать его к кепке новогоднего костюма Емели.

Как сшить косоворотку своими руками?

Если в вашем гардеробе не нашлось подходящей блузки прямого кроя, которая служит рубашкой в наряде Емели, то можете сшить ее своими руками. Для косоворотки вам понадобится хлопковая ткань и широкая расписная тесьма, а также швейная машина. Ткань лучше всего выбирать тонкую, чтобы ребенку не было жарко в рубашке.

косоворотка выкройка

Измерив ребенка и записав нужные замеры, начертите на ткани нужные детали, указанные на выкройке, и сшейте их на машинке. Делая замеры мальчика, не забудьте о том, что косоворотка предполагает широкий свободный фасон. Поэтому к получившимся сантиметрам в поясе и рукавах смело прибавляйте еще половину. Косоворотка из костюма Емели своими руками сделана.

Чем украсить рубаху?

Для украшения косоворотки обычно используют декоративные ленты с узорами и разнообразную тесьму. Ею можно обшить как изделие по низу, так и рукава с горловиной.

тесьма с узором

К тому же из красивой ленты можно сделать и пояс для рубашки в русском народном стиле. Отмерьте нужное количество сантиметров ленты и обработайте на машинке ее края. После чего примерьте на косоворотку.

Костюм из старой одежды

А вот еще одна идея того, как можно сделать костюм Емели из подручных материалов и старых вещей. Такой вариант наряда подразумевает использование ненужных пижамных или хлопковых брюк и лонгслива яркого цвета, которые было бы не жалко украсить заплатками и прочим декором. На фото - костюм Емели из сказки.

Наряд ленивого Емели

Итак, чтобы сделать наряд Емели, вам понадобятся одежда, кусочки яркой ткани, шапка-ушанка и искусственный серый мех.

Первым делом нужно начать украшение с брюк и кофты. Вырежьте из яркой ткани овал 10 на 12 см со срезанным верхом. С помощью швейной машины пришейте карман к брюкам, не обрабатывая края. Торчащие нитки и не очень ровные края придадут наряду особенный вид. Как раз такой, какого требует образ ленивого Емели, лежащего целыми днями на печке.

Вырежьте разные заплатки из других тканей и пришейте их в хаотичном порядке к лонгсливу.

Для большей схожести можете разбавить наряд торчащими из-под брюк носками или гетрами.

Шапку-ушанку обшейте серым мехом и слегка причешите его в разные стороны, чтобы создать эффект потрепанности. Также можно нанести на мех крошку белого меха и растереть. Или же выстричь несколько клоков из мехового головного убора.

Как сделать жилетку Емели?

Практически в каждом из предложенных выше вариантов костюма Емели присутствует жилет с меховыми вставками. В целом именно эта деталь является одной из характерных для героя русской народной сказки. Вы можете обшить мехом края и воротниковую зону уже готовой жилетки, а можете сшить ее самостоятельно. Для изготовления вам понадобится коричневая или серая достаточно плотная ткань и короткий мех, внешне напоминающий бараний.

Для начала нужно измерить мальчика. Вы можете использовать в качестве примера одну из его вещей, которая ему в пору. Например, взяв свитер ребенка, измерьте обхват рукава в его верхней части, длину изделия, а также ширину. Исходя из этих данных, сделайте примерный расчет ткани, которая понадобится вам для жилетки. Помните, что жилет представляет собой свободную вещь и не должен быть в обтяжку.

Разложите ткань на ровной плоской поверхности. Используя замеры свитера мальчика или самого ребенка, начертите на ткани выкройку. Перед вами - самый простой вариант жилетки, без пуговиц и сложных конструкций.

выкройка жилета

Сделав чертеж на ткани, вырежьте его и аккуратно сшейте детали друг с другом на швейной машине. Обработайте края изделия и примерьте на ребенка. Теперь дело за декором. Возьмите подготовленный мех и нарежьте его на полосы шириной около 3-4 см и длиной, равной длине жилетки. Теперь наметайте от руки на края жилета, после чего прошейте на машинке. Готовый жилет можно украсить цветком на булавке или небольшой заплаткой из красочной ткани.

Читайте также: