Как сделать косой стежок

Обновлено: 28.06.2024

Для первого стежка (1-2) наклонного ряда, который шьют снизу вверх, от края контура узора, т.е. места закрепления рабочей нити (1), отсчитывают слева направо по горизонтали четыре нити ткани и две вверх по вертикали. Вводят иглу с лица в ткань (2) и выводят с изнанки справа налево через две нити (3). Второй стежок (3-4), делают снова слева направо на две нити выше первого, третий (5-6) – на две нити выше второго и т.д. (рис. Б). Для начала второго ряда, который шьют сверху вниз, последний стежок первого (или предыдущего нечетного) ряда на изнанке заканчивают слева направо (6-7), а косой стежок кладут сверху вниз, справа налево, вводя иголку в верхние проколы стежков предыдущего ряда (рис. В, Г). При желании можно изменить направление стежков, делая крестообразный поворот и переходя на правую сторону (рис. Д).

Аватар

Конечно , быстрее строчить на машинке. Но не всегда это удобно. Тому , кто хочет научиться шить , просто необходимо освоить основные ручные стежки.

Аватар

Основные ручные стежки


2. Сметочный косой шов

Применяется в тех случаях, когда скрепляемые слои ткани не должны сдвигаться ни в продольном, ни в поперечном направлении.
Шов направлен сверху вниз или снизу вверх. Место выхода иглы находится слева, рядом с местом входа иглы в ткань (см. рис. 2).

Основные ручные стежки

Шов короткими стежками с небольшим интервалом между ними прочно скрепляет слои ткани, например воротника с лацканами. Когда же сметывают всего два слоя (ткань с объемной прокладкой волюменфлиз или с подкладочной тканью), то стежки могут быть длиннее, а интервал больше.

Самый прочный из ручных стежков, который применяется для выполнения очень коротких швов, для исправления машинных швов, в том случае, когда нет смысла использовать швейную машину.
Первоначально ввести иглу в ткань и вывести ее через 5 мм, затем снова ввести иглу, отступив назад от точки вывода иглы примерно 3 мм и вывести иглу на расстоянии ок. 6 мм (= двойная длина стежка). Теперь ввести иглу в точку первого вывода иглы и снова вывести ее на расстоянии, равном двойной длине стежка, продолжать так же справа налево (см. рис. 3).

Основные ручные стежки

4. Потайной шов

Почти невидим и применяется при подшивании подкладки, а также для сшивания завернутых на изнаночную сторону срезов основной ткани или для починки разошедшегося шва, который недоступен для стачивания на швейной машине с изнаночной стороны.
Шов выполняется справа налево (см. рис. 4).

Основные ручные стежки

Основные ручные стежки

На фото: картина Эжена-де Блааса, итальянского художника конца XIX- начала ХХ века. Рисунки: burdastyle.
Материал подготовила Елена Карпова

Высокая прочность ниток позволяет использовать их для украшения вещей, предназначенных для повседневной носки – сумок, одежды, кухонных полотенец. Чтобы научиться работать в разных техниках, рекомендуется освоить швы для вышивания нитками мулине.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Есть простой шов и с перевивом. Первый выполняется поочередными проколами с изнанки на лицевую сторону, соблюдая длину стежка.

Для выполнения перевива нужно сначала сделать строчку обычного шва, затем взять другой цвет нити и прошить между первыми стежками.


Это самые простые стежки в вышивке, подходят для обучения детей азам рукоделия, а также используются для выполнения контуров узора.



Вариант до выполнения бэкстич и после него:


Необходимо научиться делать ровные стежки. Для этого лучше использовать канву с равномерным распределением нитей.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов используется в растительных мотивах для создания стеблей. Подходит также для окантовки изделия по периметру, например, салфеток или подушек. Важно добиться равномерных стежков, чтобы вышивка выглядела аккуратно.


Расщепляющий нитку стежок

Расщепляющий стежок выполняется похожим образом со стебельчатым, но при этом игла должна прокалывать нить предыдущего стежка. Используется для контуров, но получается более широким, чем швы назад или вперед иголку.

  1. Прокалывается ткань с изнанки и выводится на лицо.
  2. Делается стежок определенной длины, например, 0,5 см.
  3. Игла выводится на изнанку.
  4. С изнанки иголка должна войти в середину нитки предыдущего стежка, расщепив ее надвое.

Вышивка гладью

Гладьевой стежок предназначен для заполнения контуров узора. Это различной длины параллельные стежки каким-либо цветом. Его можно выполнить так, что лицевая и изнаночная сторона будут выглядеть одинаково ярко.


Важно, чтобы нитки ложились очень близко друг к другу, иначе будет видна ткань-основа.

Чтобы сделать узор выпуклым, используется гладь с настилом. Для этого выполняется два слоя стежков в горизонтальном и вертикальном направлениях.


Для плавного перехода цветов используется теневая гладь. Это стежки разной длины, которые чередуются, чтобы между ними можно было уложить стежки другого цвета.


Французский узелок

Французский узелок позволяет выполнить выпуклые мелкие детали, например, нераспустившиеся бутоны или фрукты на дереве.

Выполняется с помощью обвития иглы нитью. Чем больше витков, тем объемнее узелок. После обвития игла должна пройти через витки. Для этого их придерживают пальцами. Прокол делается рядом с местом предыдущего прокола.


Петля с прикрепом

Петля с прикрепом – прием, позволяющий сделать мелкие детали, в основном лепестки. Выполняется так:

  1. Иглу вывести на лицевую сторону.
  2. Сделать петлю, после чего игла должна лечь поверх нити.
  3. Сделать прокол на изнанку рядом с первым, затянуть нить.
  4. Сделать маленький прикреп.

Рассыпной

Рассыпной шов – это несколько стежков, расположенных в хаотичном порядке. Выполняются путем поочередного прокола. Их длина может быть разной. Шов используется для заполнения контуров простой вышивки или для придания оттенка небу, озеру, вышитых в технике лицевой глади.


Тамбурный

Тамбурный – один из видов петельных швов. Выполняется двумя способами – с проколом и без него.


Гольбейн



Петельный или обкидной

Вариант простого обкидного шва.

Есть также двойной обкидной шов или шов по шву. Он заключается в том, чтобы в первом ряду сделать расстояния между стежками шире, а во втором заполнить их стежками другого цвета.

Косая гладь

При вышивании косой гладью стежки укладываются по диагонали в квадратах. Квадрат может состоять из 4 ниток или более, в зависимости от толщины. Важно, чтобы через шов не просвечивалась ткань основа.


Косая гладь в вышивке чаще всего используется для выполнения орнаментов.


Этот шов двойной. Пользоваться им нужно, когда есть необходимость выделить какой-то элемент узора, например, середину цветка, глаза, листья.

  1. Прошить контур швом вперед иголку.
  2. Гладьевым стежком, не касаясь контура, вышить середину.
  3. Второй слой прошить сверху, захватывая контурную нить.

Алжирский переплетающийся

Владимирский

По внешнему виду владимирская гладь или верхошов напоминает обычную вышивку гладью. Разница в том, чтобы сэкономить нити: при обычной глади изнанка выглядит так же, как лицевая сторона. Если использовать владимирский шов, ниток уйдет в 2 раза меньше за счет того, что изнанка не прошивается.

Секрет в том, что по контуру проколы делаются совсем близко друг к другу, чтобы нитка ложилась рядом параллельно, как это видно на рисунке верхней и нижней иголкой.


Таким образом закрытой будет только лицевая сторона вышивки. На обратной стороне – пунктирные стежки.

Полукрест или роспись, гобеленовый

Полукрест (роспись) – это двухсторонний шов, который может применяться как самостоятельный или в сочетании с другими. Прошивается узор через 1 стежок. На обратном пути заполняются все промежутки. В результате получается одинаковая линия с изнанки и лица.

Внешне гобеленовый стежок выглядит как полукрест, но разница заключается в технике шва. Начинается он с верхнего правого квадрата с изнанки на лицевую сторону, затем прокол в левом нижнем углу на изнанку, и снова иголка выводится в левом верхнем углу уже следующего квадрата.




Вышивка крестом

Вышивать крестом можно двумя способами:

  • Прошивая полукрест в одну, затем в другую сторону.
  • Выполняя сразу две диагонали.

Удлиненный крест

Удлинить крест можно по вертикали или горизонтали. Для этого выбирается мотив, состоящий из одной клетки по горизонтали и нескольким – по вертикали.


Такие швы больше подходят для окантовки изделий, где между стежками можно использовать другой шов с другим цветом нити.

Венгерский шов

Венгерские стежки для вышивания образуют ромбики. Их несколько – фоновый, двойной фоновый, алмазный.

Ромбики образуются гладьевыми стежками разной длины. Зигзаги, которые получаются между ромбами, можно прошить нитями другого цвета. Шов хорошо подходит для заполнения фона.


Болгарский крест

Болгарский крест выполняется на крупной канве и применяется для изделий большого размера – ковров, пледов, картин. Крест прокладывается дважды в разных направлениях, образуя звездочку. Поэтому болгарский крест еще называют двойным.


Козлик

Шов козлик используется для создания контурных линий, разделения узоров. Одинарный козлик выглядит ажурно, двойной, тройной создают плотный узор на ткани. Сначала необходимо освоить простой козлик. Делается он так.


Для двойного козлика выполняется вышивка нитками мулине разного цвета. После первого ряда второй выполняется в промежутках. Необходимо следить, чтобы расстояние между стежками было одинаковым.


Козлик в 3 ряда выполняется со сдвигом узора вправо на 1 клетку. Этот узор почти всегда выполняется нитями нескольких цветов.

Сложный козлик


Сложный козлик состоит из двух рядов тройного козлика, расположенных друг над другом. В третьем ряду выполняется закрепление нитей:

  1. Сделав стежок третьего ряда, игла с изнанки выводится на лицевую сторону посредине.
  2. Делается обвитие всех трех ниток и игла уходит на изнанку.
  3. Далее делается прокол для нижних рядов козлика и также выполняется скрепление ниток. Если есть только один ряд, следующий прокол выполняется правее или левее внизу.

Сложным козликом обычно обшивают край салфетки или скатерти, так как он образует декоративную ажурную кайму.

Ёлочка вверху

Если ткань тонкая, то "узелок", будет виден на поверхности и как следствие, прямая строчка будет с наклоном.

Более длинный стежок также выглядит ровнее, чем короткий.

Разная толщина нити

Натяжение нити

Кроме качества самой нити важно и правильно настроенное натяжение как верхней, так и нижней нити. Увеличивая или ослабляя натяжение "узелок" можно завести вглубь ткани (или даже на изнаночную сторону) и даже с более толстой нитью добиться визуально прямой строчки.

Натяжение нити увеличивается

Существует мнение, что конструкция челнока также влияет на качество прямой строчки. Суть в том, что горизонтальный (ротационный) вращающийся челнок при образовании стежка сильнее перекручивает нитку, чем вертикальный (качающийся) челнок и поэтому в первом случае строчка должна быть ровнее. Однако практически это не оказывает значимого влияния, если швейная машина изготовлена качественно и правильно подобраны остальные параметры.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Итак,
8. Е Жачева. Чувашская вышивка. Чебоксары, 2006.


Конечно, шов "косая стёжка" там нашёлся, правда под названием "косая мелкая стёжка". Но поскольку косой, но не мелкой стёжки нет, полагаю возможным так считать. Тем более, что сама я косой стёжкой всю дорогу считала( вследствие сложного стечения обстоятельств) именно этот шов:



Несколько напрягает, что в заголовке шов назван "чан хантас", а далее в тексте всё время идёт просто "хантас". Надо было оговорить, что полное название шва сокращают до "хантас", а означает это то же самое. Либо объяснить это как-то иначе, ( если я поняла неправильно). Такие недосказанности всегда снижают уровень книги.
Оставляя в стороне это не слишком значащее обстоятельство, резюмируем. На схеме I изображён вариант косой стёжки с диагональными рядами. Знакомый. Ортодоксальный.
На схеме III изображён вариант с диагональными рядами, но стежки на изнанке делаются по горизонтали. Этот вариант можно спокойно считать прямой роднёй варианту I. Горизонтальность-вертикальность относительна, потому как при повороте работы на 90 градусов они обращаются друг в друга. Ещё одно отличие - пропорции шва. Если в случае I это 2 : 4, то в случае III это 4 : 1. Различие не сущностное, а параметрическое.
Чего не скажешь о "варианте" II.
Методологически, логически шов II никак нельзя назвать "вариантом" шва I.
В самом деле, рассмотрим первые два стежка. Пока иголка не появилась на поверхности ткани в точке 5, мы можем рассматривать шов как так называемую одностороннюю гладь. Это некий законченный блок. И на косую стёжку он уже не похож. Потом происходит переход к следующему такому же блоку( стежок 4-5 ), смещённому по диагонали вправо-наверх от первого блока. Это весьма сложно организованный шов и сходство его в ортодоксальной косой стёжкой ровно такое же, как и у прочих весьма многочисленных швов, на лицевой стороне которых мы видим заполнение поверхности диагональными стежками. Это не повод называть его вариантом косой стёжки, даже если в чувашском названии шва есть общие слова (хантас). Возможно, я пропустила, но я так и не поняла, что означает именно это слово - "хантас".
Попутно заметим, что нумерация вколов-выколов числами в кружках КРАЙНЕ неудачна - понять, к каким точкам относятся номера практически невозможно. Я догадалась лишь после того, как внимательно прочла текст. А такие вещи должны облегчать понимание текста.

Как видим, среди вариантов косой стёжки ( ну да, мелкой) НЕТ вариантов, в которых ряды косых стежков идут горизонтально и вертикально. Тех самых вариантов, которые были в предыдущих книгах и так сильно различались между собой. Это внушает надежду на решение терминологической проблемы.
Надежда эта крепнет по мере того, как мы знакомимся с описаниями других швов.
Очень приятно - шулам:






Мне становится гораздо легче! И это несмотря на жгучую зависть к чувашам - у них есть название этого шва. Да при том короткое и легкозапоминающееся! Вряд ли они могут понять, каким образом это вроде бы ничтожное обстоятельство может быть поводом для ярко выраженных эмоций. Однако , может! И ещё как может. Я уже писала о том, что наука "наша" не снисходит до изучения вышивки на уровне "как это сделано" ( http://tradtextil.livejournal.com/83709.html). В результате - терминологии просто НЕТ, как это хорошо видно хотя бы по моим разборам некоторых тривиальных швов, встреченных у зубово-полянской мордвы, например. Ну кто мне скажет, как назвать шов "шулам" по-русски? Нет, не надо придумывать на ходу своё название, надо сказать, существует ли ОБЩЕупотребительный и ОБЩЕпризнанный термин для этого шва? Я не знаю. Разве что очень стыдливо иногда называют его "двусторонней гладью". Хотя, конечно, никакая она не двусторонняя - на изнанке наклон стежков круче, сами стежки короче, вышивка выглядит прореженной, полулысой. Но ведь этот шов и у нас встречается очень часто, это не экзотика какая-нибудь! Так что мычим. Слов-то, терминов-то нет! А так хочется по-человечески разговаривать. Вот и задумаешься, а не подумать ли о том, чтобы как-то в меру своих слабых сил поспособствовать тому, чтобы "шулам" стал НАУЧНЫМ (независящим от места, где он бытовал и от воли отдельных авторов) термином для обозначения этого шва. ПризнАюсь, не думаю, что это идеальный выбор. Ну так выбора-то, похоже, нет. А тут хотя бы краткость, запоминаемость, и, главное, ОДНОЗНАЧНОСТЬ толкования.
Рассмотрим варианты шва, представленные в книге. Очень мешает непродуманная нумерация проколов ткани.
Вариант I - ортодоксальный.
Вариант II - отличие "мягкое", параметрическое. Нормально.
Вариант III - собственно, это не вариант. Это способ соединения вертикальных полос, вышитых вариантом I. То есть шов сложный, сложный - не в смысле трудный, в смысле "композитный".
Варианты VI и VII - никакие не варианты, а приёмы приспособления ортодоксального варианта для решения частных задач, то бишь банальному обходу угла.
А вот "варианты" IV и V вызывают недоумение - а что , собственно у них общего с I - III, VI,VII ??
Совершенно непонятно. Да ничего общего. На изнанке стежки вертикальные, да к тому же с примесью других факторов - в VI в понятие шва предлагают включать группировку стежков парами, а "вариант" VII содержит в себе элементы петельного шва - ну это уж просто финиш!
Однако ж, несмотря на явные несуразности в "вариантах", всё-таки становится легче.

А теперь ещё один шов. Название его мне становится всё милее по мере того, как я понимаю, что нашла решение давно и неотступно терзавшего меня вопроса:
как следует называть этот распространённейший шов русской народной вышивки.
http://tradtextil.livejournal.com/32012.html
Ужели
ОДНОСТОРОННЯЯ ГЛАДЬ С НАКЛОННЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ СТЕЖКОВ, ОРГАНИЗОВАННЫХ В ПОЛОСУ .
Я уже и на это согласна, но мне кажется, что мы гораздо быстрее выучим, привыкнем к и полюбим название
ХАНТАСЛА ШЫВЛАМ.
А если любовно сократим его до уменьшительного
ШЫВЛАМ,
так и покончено будет с позорной проблемой. Причём очень эффективно - термин краткий, легко запоминается, обладает индивидуальностью да ещё ОДНОЗНАЧНЫЙ!
ЕСТЬ ТЕРМИН - это же праздник!
Правда и это решение имеет минусы - в понятие и этого шва автор книги необдуманно включила такие варианты, которые сильно озадачивают. Если это - вариант, то что же означает слово "вариант" в русском языке?




Вариант I - ортодоксальный. Одобрямс. Это то же самое, о чём я писала в анализе моего пудожского раритета -
Да что там говорить - вышивка северных губерний немыслима без этого шва! А названия нет. Мычите, граждане, мычите!
Варианты II и III вызвают большое недоумение. Ничего себе "варианты". Действительно, элементы петельного шва заметны в этих "вариантах" гораздо более, чем сомнительное сходство с I. Нет нельзя нам принимать в качестве научного термина для варианта I "шывлам" . С однозначностью возникнут всё-таки большие проблемы. Пусть остаётся в местных терминах.
И мы остаёмся со своей проблемой поиска адекватных научных терминов.
Но зато в решении вопроса о косой стёжке продвинулись. Меня это радует. В конце тоннеля забрезжил неуверенный, но свет!

Читайте также: