Как сделать короткометражку

Обновлено: 05.07.2024

Съемка короткометражных фильмов – это, прежде всего, увлекательный творческий процесс и если Вы решились на съемку первой в жизни короткометражки, то должны больше узнать об этапах создания малобюджетного фильма.

Как снять короткометражку?

По большому счету съемочный процесс короткометражного кино практически не отличается от создания полноценного фильма . Съемка фильма, который, как правило, не длится более 40 минут с учетом полных титров, всегда начинается с идеи, как и любое великое кино. В основе короткометражки может лежать идея, которая является выводом из одной глобальной и обширной темы. Идея короткометражного фильма обязательно должна гармонично сочетаться с выбранным жанром. Если Вы решите снимать в жанре документального кино, то вполне сможете обойтись без участия актеров, а вот художественный короткометражный фильм, как правило, нуждается в минимальном актерском составе.

Идея фильма должна быть подкреплена интересными подробностями и впечатляющими деталями, которые лягут в основу сценария. Точно так же как и сценарий полнометражного кино, сценарий короткометражки состоит из трех основных частей:

  • Завязка
  • Кульминация
  • Развязка

Без соблюдения этой структуры короткометражный фильм просто превратится в имиджевый видеоролик, а креативная идея не будет раскрыта в полной мере. Создавать сценарий можно с учетом доступного места для проведения съемки для того чтобы в дальнейшем не тратить время на поиски необходимой локации.

Технические детали и подбор актеров

Должное внимание так же следует уделить созданию раскадровки и описанию действий в каждой сцене будущего короткометражного фильма.

Воплотить идею короткометражного фильма помогут правильно подобранные актеры, среди которых могут оказаться даже профессионалы, которым придется по душе сценарий картины. Можно провести специальный кастинг, по итогам которого лучшие актеры сыграют свои роли в короткометражном фильме.

Актеры так же могут помочь с выбором реквизита, который необходим при съемке короткометражки. Чтобы подготовить реквизит для съемки следует определиться с перечнем необходимых вещей, а сам перечень оформить в виде инвентарного списка.

Выбор аппаратуры

Грамотный и профессиональный видеоператор (Одесса), цены за работу которого зависят от множества факторов, может помочь с выбором профессиональной аппаратуры для съемки короткометражного фильма. Но вот как снять короткометражку без использования профессиональной техники? Если Вы не располагаете большим бюджетом, то можете ограничиться только самым необходимым, а именно:

  • Камерой с объективом
  • Штативом
  • Микрофоном

Для съемки короткометражки подойдут такие камеры, как, например, BM Pocket camera, объективы Samyang 24, 35 и 85mm, Nikon 50mm f1.4 AIS, а так же Metabones Speedbooster. Вы можете использовать любую другую подходящую технику, выбрать которую можно, используя многочисленные интернет-советы. Короткометражный фильм так же нуждается в монтаже, который можно осуществить в программе Adobe Premier Pro или VideoPad VideoEditor.

Коротко о главном

  • Выбрать идею фильма
  • Определиться с жанром фильма
  • Создать оригинальный сценарий
  • Найти подходящую локацию
  • Подобрать актеров
  • Выбрать подходящую аппаратуру
  • Осуществить монтаж

После завершения съемок и проведения финального монтажа короткометражку можно разместить в социальных сетях, для того чтобы услышать отзывы о проделанной работе.


Короткометражный фильм – это проект, длительность которого не превышает 40 минут. Короткометражки могут как художественными, так и документальными. С одной стороны, при написании игровой короткий метр мало чем отличается от полнометражных фильмов или серии сериала.

Но все же короткий метр имеет свои особенности на каждом из этапов разработки. Ниже мы расскажем про то, как написать актуальный и качественный короткометражный фильм и как он может пригодиться начинающему сценаристу.

Зачем сценаристу короткометражный фильм

Сценарий для короткого метра – это чаще всего некоммерческая работа. За него не платят. Логичный вопрос: зачем он нужен начинающему сценаристу, мечтающему писать часовые драмы для телевидения или комедии для большого экрана?

Во-первых, это опыт. Одна основная сюжетная линия в полнометражном фильме как раз может занимать около 40 минут хронометража. Если вы вынашиваете замысел полнометражки, то попробуйте написать одну основную линию, хотя бы в виде синопсиса и получите на выходе короткометражный фильм.

Это в разы сэкономит ваше время, если вы вдруг поймете, что хотите расстаться с идеей, ведь в полном метре предстоит прописать не одну линию. Так что только писать, писать и писать.

Коммуникация

Если у вас есть запрос на сценарий короткого метра, то это отличный шанс научиться работать на заказ и получить опыт общения с режиссёрами и продюсерами.

Билет в индустрию

Начинающие режиссёры нередко берут курс на фестивали короткометражных фильмов, чтобы быть замеченными. Обычно бюджет на сценарий у режиссёра отсутствует. Но зато для начинающего сценариста это шанс предложить свой сценарий бесплатно, получить первый титр и начать портфолио.

Более того наличие хотя бы короткометражного фильма за плечами уже повлияет на восприятие ваших заявок продюсерами.

На просторах интернета можно найти немало историй опытных сценаристов и режиссёров, начинавших именно с короткометражного кино.

Полезный навык писать “недорого”

Короткий метр – это всегда бюджетное и даже почти бесплатное творение, так как их обычно снимают независимые режиссёры. При написании сценария вам придётся учитывать всё, что может увеличить расходы производства, а это отличный опыт поиска бюджетных решений сцен.

Поэтому, начиная свой сценарий для короткометражного фильма:

  • количество главных героев;
  • массовка;
  • групповка;
  • сцены драк;
  • количество одноразового реквизита и костюмов
  • особенности погоды и времени суток (закат поймать сложно, а искусственный дождь дорогой);
  • локации, требующие транспортировки за пределы города съёмок.

Навык писать “недорого”, но интересно пригодится не только на независимых проектах, но и на крупных фильмах или сериалах, так как всегда и везде есть финансовые ограничения.

Какие стандарты в коротком метре?

Давайте разберемся, в чём существенные отличия короткометражного фильма от других проектов, и что нужно учитывать, когда вы пишите или снимаете такой.

Формат

40 минут для короткометражного фильма это даже много. Например, Американская киноакадемия искусств, в эти 40 минут включает ещё и титры, то есть само действие, по их мнению, не должно превышать и получаса.

Но на самом деле, чем короче будет написан и снят фильм, тем выигрышнее он будет смотреться на фестивале, конкурсе и перед продюсером. Вероятность того, что уставшее от десятого за день проекта жюри досмотрит короткий фильм до конца, не отвлекаясь, гораздо выше.

Да и крупному продюсеру в поисках талантов проще найти пять-десять минут в своём графике, чем те же полчаса, чтобы посмотреть фильм или прочитать сценарий.

Если уж совсем откровенно, на десяти страницах текста сценарист не успеет выдать все свои слабости, зато сможет плотнее наполнить историю своими сильными фишками. На тридцати страницах придётся более изощрённо удерживать внимание читателя. Так что используйте хронометраж себе на пользу.

Поэтому главное правило короткого метра исходит из его названия – чем короче, тем лучше.

Бюджет

Как мы уже написали выше, короткометражные фильмы практически не представляют коммерческого интереса. По телевизору их не показывают, да и платформы стараются предлагать зрителю хорошие долгоиграющие сериалы, чтобы зрители оплачивали подписку ежемесячно. Короткий метр они либо берут бесплатно, либо платят совсем ничтожные деньги.

Поэтому режиссёры самостоятельно ищут бюджет или снимают, целиком за свой счёт. Соответственно при написании сценарист должен это учитывать.

Выбор тем

Жанры и темы короткометражных фильмов никак не ограничиваются. Тот же полнометражный фильм несвободен в выборе жанре. Так как он нацелен на массовую аудиторию, которая окупает огромный бюджет полного метра, продюсеры ищут, что любит большинство: комедии, мелодрамы, триллеры, боевики и другие.

Но короткий метр должен сильнее удивлять и цеплять. Нет ни хронометража, ни бюджета, чтобы несколько минут показывать погони, шокировать технологичными придумками или крутой графикой. А значит удивлять надо только персонажем и историей. Найдите острую тему, которая зацепит зрителей, оригинальные решения сцен. Поиграйте с композицией или создайте загадку.

Структура короткометражного фильма

Всё, что мы писали в предыдущих материалах про структуру фильма можно применить и к короткому метру. Выбирайте, что вам ближе: по Снайдеру, по Труби или классическую трёхактную структуру. Ниже вариант того, как вы можете применить трёхактную структуру к своему сценария для короткометражного фильма.

Любая история должна имеет начало, развитие и концовку.

В первый акт поместите краткую экспозицию и катализатор. Катализатор – это событие, окунающее персонажа в его проблемы. Герой не может не решать эти проблемы после наступления катализатора.

Во втором акте герой должен активно решать эту проблему. В третьем – мы наблюдаем, удачно или неудачно герой разрешил проблему.

Хронометраж такой структуры будет зависеть от количества решаемых героем проблем. В полном метре, например, герой уже в конце первого акта должен находится в по шею в трудностях. Часто есть одна основная проблема и несколько сопутствующих. Пытаясь решить одну большую основную проблему, (или достичь глобальную цель), герою приходится разделить её на несколько маленьких. Поэтому от того, сколько испытаний предстоит вашему герою, и будет зависеть объём сценария.

В вопросе хронометража важно то, как будут написаны сцены. В коротком метре нет времени на долгие раскачки и малозначительные детали. Но жёстких правил и ГОСТов по длине диалогов и сцен пока не изобрели и никогда не изобретут. Вам придётся самим принимать решения о длине сцен и ключевой информации в них, исходя из опыта существующих проектов. Например, в современных полнометражных фильмах практически невозможно найти сцену больше трёх минут. А в эпизоде сериала длинной может считаться сцена дольше минуты.

Смело адаптируйте под себя структуры, упомянутые выше. Короткометражные фильмы больше открыты авторскому взгляду, чем массовое кино. Но не забывайте, что короткометражное кино должно оставаться единой завершенной историей.

Последовательность создания сценария короткометражного фильма

Будет большим преувеличением сказать, что разработка короткого метра имеет глобальные отличия от других проектов. Это все те же истории, которые зрители должны захотеть смотреть.

Честно сказать, короткометражный фильм разработать быстрее и проще, чем полный метр или сериал. В нем обычно только одна линия, всего один или два персонажа и скорее всего у героя одна проблема. Ниже мы рекомендуем вам алгоритм, который поможет в разработке.

Замысел

Что такое замысел и как его проработать мы уже разбирали в одном из наших материалов. Чем качественнее изначальный замысел, тем проще пойдёт дальнейшая работа. На уровне замысла вы должны сформулировать логлайн и высказывание своего проекта.

Высказывание тоже стоит продумать заранее – это важнейшая часть замысла. Несмотря на то, что короткий метр не предъявляет творческих ограничений автору, всё же отсутствие посыла – это некое неуважение к зрителю. Всё показанное должно быть направлено на трансляцию конкретной авторской мысли.

Поворотные пункты

Далее пропишите самые главные и самые крупные поворотные пункты, исходя из своей структуры. Вам как минимум нужно зафиксировать катализатор, основные препятствия героя и кульминацию.

Не забывайте, что по рекомендациям сценарных теоретиков накануне кульминации герой должен находиться в самом тяжёлом и мрачном положении, а в ней ярко и впечатляюще выйти из него.

Впрочем, отходить от правил никто не запрещает. Если это продуманное решение.

Синопсис

К поворотным пунктам добавьте путь героя между ними, его активные действия по решению проблемы, – и получите первый синопсис. Что такое синопсис и как его писать мы разбирали здесь.

В синопсисе предусмотрите все эмоциональные биты фильма, которые отразят трансформацию главного героя. При этом не утруждайте себя слишком подробными сюжетными событиями. “Герой снял номер в отеле, выпил и проснулся ограбленный в переулке в другом городе. В полиции ему не помогли, и теперь герой без денег пытается добраться до дома” – это всё набор событий, в котором нет конфликта и эмоциональных битов. Куда герой пойдет, кто ему встретиться, что он купит или кто его побьет – оставьте это на поэпизодник.

Поэпизодник

В зависимости от объёма истории, количества линий и ваших ощущений вам может потребоваться расширенный синопсис или битшит. Подразумевается, что в них вы начнёте прописывать не только основную линию, но и второстепенные линии, если они у вас есть, пересечёте их между собой, а также чуть более подробно распишите поворотные пункты.

Но если объём истории позволяет, после синопсиса можно сразу, же переходить к поэпизоднику. В поэпизоднике пора решать, в каких локациях будут происходить действия, а также продумывать наполнение сцены. В каком состоянии герои вошли в эпизод? Какую цель преследует каждый из них? С какими эмоциями они выходит из эпизода? Достигли ли они своей цели?

Что нужно для хорошей истории?

Как уже упоминалось, короткометражные фильмы дают больше творческого пространства личному взгляду и позволяют творить по своему усмотрению. Но всё же есть аспекты, на которые точно обратят внимание жюри фестиваля или продюсеры.

Острая тема

Расскажите то, что волнует лично вас или может задеть окружающих. Но не просто упомяните тему, а раскройте её, детально проработайте. Не стесняйтесь писать так, чтобы выразить своё отношение к этой теме.

Конфликт

Конфликт лежит в том, что мешает достичь герою его цели. Конфликт – это противоборство несопоставимого. Найдите две стороны одной темы и столкните лбами.

Противоречивый герой

Рафинированный красавец с безупречным воспитанием, раздающий хлеб нищим по воскресеньям, — это скучно. Такому герою некуда расти. Слабый, порочный, но заслуживающий сочувствия герой – это базовый набор персонажа современного кинематографа.

Сильный антагонист

Если вы смогли заставить зрителя сочувствовать вашему главному герою, то мощный антагонист удвоит эмоциональное напряжение и точно заставит смотреть до конца.

Антагонист – это персонаж, преследующий ту же цель, что и главный герой, тогда как цель может быть достигнута только одним из них. Или же их цели как-то противоречат друг другу. Антагонистом может выступить и группа людей (команда соревнуется с другой командной), и как животное (акула, пираньи), и как неодушевлённая сила (шторм, снег, скалы).

Примеры хороших сценариев короткометражных фильмов

Каждый день снимается и выходит в свет множество короткометражных фильмов, как начинающих, так и опытных режиссёров и сценаристов. На этот раз, чтобы найти для вас лучшие примеры, мы решили обратиться к кинопремиям. Так как важно быть в курсе какие проекты пользуются успехом, в том формате в котором вы пишите или снимаете.

В 2009-ом году лауреатом премии “Оскар” за лучший игровой короткометражный фильм стал немецкая картина “Страна игрушек”. Этот фильм отличный пример оригинального взгляда на известную тему. Действие происходит во время Второй Мировой войны в маленьком городе Германии. Два мальчика Генрих и Давид дружат, но Давид еврей. Его семью и его самого ждёт концлагерь. Мать Генриха убеждает сына, что семья Давида отправляется в Страну игрушек, чтобы не травмировать ребёнка.

“Сейчас или никогда” (2012, США) Шона Кристенсена ещё один лауреат премии “Оскар”. Фильм рассказывает о том, как племянница, спасает героя-неудачника от суицида.

“Кожа” (США) режиссера Гая Наттива стала лауреатом премии “Оскар” как “Лучший короткометражный игровой фильм” в 2019-ом году. Джеффри – нацист, получающий возмездие за то, что избивает чернокожего парня, улыбнувшегося его сыну в супермаркете.

Приз конкурса “Кинотавр. Короткий метр” в 2021 году получил фильм “Хорошая девочка Лида” режиссёра Антона Елисеева. Фильм рассказывает о парне и девушке, начинающих свою молодую жизнь в условиях российской провинции.

Можно найти одну общую черту у вышеперечисленных фильмов – все они находят острые и важные социальные темы, способные сыграть на струнах души любого человека. Либо же раскрывают проблемы, о которых зритель никогда не знал до этого, но явно захочет узнать. Ну и про высказывание сценаристы не забывают.

Короткометражных фильмов без наград, но получивших высокие оценки жюри и внимание зрителей тоже не мало. Поэтому обязательно ищите хорошие примеры в сети и смотрите. Благо, чаще всего эти фильмы доступны бесплатно.

7 правил написания сценария короткометражного фильма

Существует 7 правил написания сценариев для короткометражного фильма:

1. Чем короче, тем лучше

Это 4-минутный анимационный ролик о кукле Вуду, которая должна пронзить иглой свое собственное сердце, чтобы спасти своего друга, и это абсолютно душераздирающая история.

2. Не забывайте о практических аспектах сценарного ремесла

В написании короткометражных сценариев есть позитивный момент: вы можете написать все, что угодно, т.к. у вас над головой не висит какая-нибудь студия и какие-либо обязательства. Тем не менее, не забывайте о практических вопросах в этом деле. Я часто читаю сценарии, в которых присутствуют сцены погони, аварий машин и пр. И многие сценаристы, похоже, не понимают, сколько времени уйдет на подобные сцены. Лучше воспринимайте написание сценария для короткометражки как возможность оценивать и рассчитывать, сколько времени и денег уйдет на каждую строчку, написанную вами на бумаге. Конечно, вы можете вообразить великолепную сцену с белыми лошадьми, скачущими в лунную ночь, но задумайтесь, так ли много у вас знакомых ковбоев или специалистов по компьютерной графике. Если у вас скромные ресурсы, мыслите менее масштабно.

Пишите о локациях интересных, но в то же время практичных, думайте о доступности, контролируйте сюжет, избегайте удаленных локаций, которые находятся за многие километры от вас.

3. Визуализируйте

4. Найдите отдельные моменты

5. Расскажите историю

6. Вовлеките зрителя

У вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление и увлечь аудиторию. Одна страница короткометражки - это 10 страниц полнометражного фильма. Каков окружающий мир? Должны ли мы сопереживать главному герою? Выглядит ли мир и история достаточно реалистичными? Концовка также крайне важна: трудно по-настоящему прочувствовать хорошее завершение истории, поэтому уделите особое внимание значимой, удовлетворяющей ожидания концовке.

7. Избегайте клише

В этой короткометражке два сбитых с толку наемника хотят убить, казалось бы, невинного ребенка, и один из них испытывает настоящий страх, осознав, что ребенок обладает сверхъестественными способностями, чем и приводил в ужас свою мать.

Пишите о том, что вам близко по духу, что вызывает у вас эмоции, а не о том, что вы заимствовали из других фильмов. Не уходите от коротких историй, придерживайтесь малого формата - идеального средства для них и для вас, возможности рассказать небольшие истории как профессиональные сценаристы.

Последнее, но не менее важное: смотрите как можно больше короткометражных фильмов. Знания о том, что смотрят люди, нельзя ничем заменить, и вы как зритель (а также как автор) должны думать и чувствовать это.

Кино на коленке

Создание кино кажется затратным и долгим процессом. Можно годами копить или искать финансовую поддержку для своего фильма, а можно просто взять и снять. В кино количество потраченных денег далеко не всегда равно качеству. Короткий метр – хорошая возможность попробовать себя и попасть в индустрию. Вот что для этого нужно.

О чем

О чем

Придумайте короткую и понятную, но эффектную историю. Опробуйте ее на знакомых. Посмотрите на их реакцию. Они внимательно слушали до самого конца или предсказали сюжет с первых слов? Так вы увидите слабые места в сценарии.

Технология у вас в кармане

Технология у вас в кармане

Локации

Удобнее всего снимать в студии: есть специальное оборудование, случайные прохожие не лезут в кадр. Бюджетными вариантами будут квартиры друзей. Только осторожнее с освещением. Тусклый желтый свет люстр создает сложности при съемке. Также подмечайте интересные места во время прогулок по городу. Они могут пригодиться.

В фильме снимались

В фильме снимались

Не бойтесь работать с непрофессиональными актерами. Главное, чтобы человек смотрелся в кадре естественно. Объясните ему состояние персонажа и попросите вспомнить аналогичные ситуации из жизни. Это наведет на нужные эмоции. Интересные типажи ваших знакомых могут смотреться в кадре выигрышнее заштампованных актеров. И еще, чем меньше реплик, тем незаметнее, что актер непрофессионал.

Человеческий ресурс очень важен в самостоятельном кино. Одни знакомые подскажут места, у других окажется нужный реквизит, а два-три надежных друга помогут во время съемок. Снять короткометражное кино не так сложно. Главное – очень захотеть и начать делать. Хорошее освещение, интересный сюжет, необычные места и ракурсы компенсируют отсутствие масштабного производства. Пробуйте, ищите, снимайте.

Как снять короткометражный фильм

Предподготовительный период посвящен написанию сценария, определению изобразительного, монтажного, звукового решения фильма и составлению лимита затрат. Формирование замысла, идеи, выбор жанра, обозначение конфликта, строительство драматической структуры, работа над характерами и мотивировками, поиск изобразительных референсов, составление режиссерской экспликации фильма, формулирование изобразительного и звукового решение фильма – вот основные творческие задачи. Курсы режиссуры уделяют этому этапу пристальное внимание, т.к. крепкая история – залог успеха фильма.

Период подготовки и съемок

Подготовительный период связан с активацией всех киноцехов и кропотливой работой по созданию условий для съемок: кастинг, репетиции, набор съемочной группы, выбор натуры (локаций), составление раскадровок и план-схем к фильму, постановка задач перед киноцехами, составление комплекта документации для производства фильма (поэпизодник, график занятости актеров, КПП, режиссерский сценарий и пр.), заказ съемочной техники, отладка финансового и юридического сопровождения проекта. Непосредственно режиссура кино начинается со второго этапа. Наиболее важные аспекты работы связаны с подбором актеров, репетициями и составлением режиссерского сценария. Режиссерский сценарий разрабатывается основным творческим составом съемочной группы под руководством режиссёра-постановщика, на основе литературного сценария (киносценария). Именно здесь режиссер наиболее полно раскрывает свой талант и применяет навыки, полученные в ходе обучения на курсах режиссуры. Это документ, необходимый всем киноцехам для того, чтобы в максимальной точности с режиссерским замыслом осуществить постановку фильма.

Основная творческая работа по режиссуре кино должна проводиться в подготовительном периоде, съемочный же процесс – это лишь реализация того, что было тщательно продуманно, распланировано и прописано в подготовительном периоде. Основные векторы работы режиссера в съемочном периоде: работа с актером, работа с оператором, работа со звуком. Режиссерские курсы дают основы знаний о профессиях актер, оператор и звукорежиссер, учат принципам и правилам которым они следуют в своей работе. Благодаря этому режиссер может успешно работать в команде с другими профессионалами, понимать их и доносить им сои идеи. В период съемок также важно следить за своим авторитетом и быть готовым и уметь с честью выходить из непредвиденных обстоятельств.

Завершающий этап

Монтажно-тонировочный период – завершающий этап в создании фильма. Обучению монтажу и приобретению монтажного мышления на режиссерских курсах отводят особое место и внимание. Следует помнить, что монтаж начинается задолго до съемок, т.к. нужно заранее понимать, что с чем будет монтироваться и, исходя из этого, планировать расстановку света, декорации, движение в кадре и т.д. Монтажно-тонировочный период также включает в себя цветокоррекцию, работу над спецэффектами, работу со звуком, запись музыки и работу с композитором, работу над титрами, получение исходных файлов видео и звука. Итог этого периода – готовый фильм

© 2006–2017 Свободное кино.
Копирование информации допускается при условии размещения активной обратной ссылки.

Читайте также: