Как сделать корабль 17 века

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 04.10.2024

Шестая часть посвящена кораблям Русского Флота, построенным в 1625-1635 годах. Основой для описания кораблей и их характеристик послужили как реальные факты из истории русского флота, оптимизированные в альтернативный вариант, так и иностранные корабли первой трети XVII века. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения событий, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. Для разработки изображений кораблей использованы картины того времени, современные рисунки и фотографии реконструкций кораблей первой трети XVII века. При этом прототипы соответствуют годам разработки описываемых кораблей. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке рисунков мною акцентировано внимание на расположение артиллерии, поэтому возможны неточности в парусном вооружении и других деталях. Таким образом, приведенные рисунки являются только иллюстрациями, а не точными чертежами кораблей. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Русский Флот в XVI–XVII веках

VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

1. Галеоны

Галеон (исп. galeon) – большое многопалубное парусное судно XVI-XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Первое упоминание о галеоне относится к 1535 году. Основной причиной его создания стало возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Испанский галеон XVI-XVII веков представлял собой парусный двухпалубный корабль с высокой кормой. Длина – 40 м, ширина – 16 м. Водоизмещение галеона могло быть 500 тонн (у манильских галеонов достигало 2 000 тонн). Вооружение 50-80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. В дальнейшем галеон стал основой испанского и английского флотов. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

Корпус галеона обычно строился из дуба и других твердых пород дерева, рангоут – из сосны. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус – блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем. Надстройка высокая и узкая, размещалась на срезанной корме, имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров, пассажиров или отряда солдат. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами. тогда как в высокой надстройке было достаточно места для размещения пассажиров. В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Орудийная палуба использовалась как платформа для мощной батареи, а высокий ют давал преимущество при абордаже. Под орудийной палубой находился вместительный трюм. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе – завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние – косое (латинское). Типичный галеон имел бушприт, фок-мачту, грот-мачту и бизань-мачту. На мачтах стояло прямое парусное вооружение. Самые большие галеоны водоизмещением более 800 испанских тонн, могли нести вторую бизань, так называемую бонавентура-бизань. На бушприте стоял прямоугольный шпринтовый парус, тогда как на фок- и грот-мачте стояло по три прямых паруса: грот (фок), марсель и брамсель. На бизани стоял косой парус, если имелась бонавентура-бизань, то косой парус стоял и на ней. Небольшие размеры галеонов позволяли им двигаться не только под парусами, но и на веслах. Использование весел было возможно только при плавании в тихих прибрежных водах, а также при попадании в штиль в океане. Размеры галеона непрерывно росли.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

36-пушечный голландский галеон начала XVII века в составе Русского Флота

В XVII столетии для дальних плаваний на Восток был создан новый тип судна, предназначенный для перевозки грузов. Водоизмещение достигло 600 тонн. Такие корабли поначалу не имели в истории кораблестроения отдельного наименования. Их можно считать модернизированными галеонами. Отношение длины корпуса к ширине этих судов стало ещё большим, чем у галеонов. Кормовые и носовые надстройки были уменьшены по высоте. Украшения, скульптуры и орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, стали проще и больше гармонировали с общим обликом судна. Корабли несли три основные мачты и на конце бушприта дополнительную маленькую мачту с прямым парусом. В своих основных чертах эти корабли не менялись на протяжении более ста лет. Их шпангоуты изготавливали составными и располагали на небольшом расстоянии друг от друга, особенно в местах больших нагрузок. В районе установки мачт шпангоуты изготавливались двойными. Набор подкреплялся горизонтальным и вертикальными кницами. Как и набор, так и обшивка корпуса выполняются из дуба, причём так, чтобы форма древесины соответствовала форме детали и, следовательно, изгиб волокон соответствовал её изгибу.

В результате уменьшался отход древесины и получались чрезвычайно прочные детали. К шпангоутам дубовые доски крепили при помощи деревянных шипов, стараясь не применять железные гвозди, которые быстро ржавели. Внешняя обшивка корпусов имела толщину 10-15 сантиметров, внутренняя – до 10 сантиметров, поэтому общая толщина, включая шпангоуты, была более полуметра. Швы обшивки проконопачивали паклей, пропитанной смолой. Для защиты от древоточцев, разрушающих подводную часть корпуса, дуб покрывали досками из вяза, предварительно их просмолив. Доски вяза прибивали железными гвоздями так, чтобы их шляпки, касаясь друг друга, создали сплошную металлическую полосу. Всего для постройки требовалось около двух тысяч хорошо высушенных дубов. В зависимости от размерений судна, его внутреннюю часть делили так, чтобы получаемые объёмы можно было использовать наиболее целесообразно.

Начиная сверху, палубы парусного военного корабля имели следующие наименования: квартердек, или открытая палуба для управления кораблем; опердек (опер-дек), или верхняя батарейная; мидельдек (мидель-дек), или средняя палуба, где размещалась главная артиллерия; орлопдек (орлоп-дек), или кубрик; трюм. Кроме того, можно встретить и другие, менее распространенные наименования палуб: на некоторых трехдечных линейных кораблях (от 80 до 120 пушек) верхняя палуба именовалась оверлоп, вторая – вердек, а третья – бувенет. На двухпалубных галеонах батарейная палуба называлась гондек, а закрытая часть верхней палубы, предшествующая кормовой надстройке – фордек.

Для русского флота галеоны строились в 1630-1635 годах в качестве линейных кораблей, активно использовались мобилизованные суда частных торговых кампаний (а также трофейные и реквезированные) в качестве больших транспортных судов для перевозки войск (включая артиллерию и кавалерию) и грузов.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 40,2 м, ширина по мидельшпангоуту – 10,5 м. Экипаж – 240 человек. Вооружение – 40 пушек (24 12-фунтовых пушки на гондеке, 8 6-фунтовых на фордеке и 8 3-фунтовых на баке). Водоизмещение достигло 800 тонн.

2. Флейты

Голландский флейт – (нидерланд. vliet) морское парусное транспортное судно Нидерландов XVI-XVIII веков. Первый флейт был построен в 1595 году в городе Хорне, центре судостроения Голландии, в заливе Зейдер-Зе.

Длина этих судов в 4-6 и более раз превышала их ширину, что позволяло им ходить под парусами уже довольно круто к ветру. Флейты начала XVII века имели длину около 40 м, ширину около 6,5 м, осадку 3-3,5 м, грузоподъемность 350-400 т. Для самообороны на них устанавливали 10-20 пушек. Экипаж состоял из 60-65 человек.

В рангоуте были введены изобретённые в 1570 году стеньги. Увеличение длины мачт за счет изготовления их составными упростило их замену при ремонте, а реи стали укороченными, что позволило сделать узкие и удобные в обслуживании паруса и сократить общее число верхней команды. Его борта делались слегка заваленными в сторону палубы для того, чтобы пошлина с судна была меньше. Парусное вооружение фок- и грот-мачт состояло из фока и грота и соответствующих марселей, а позже на больших флейтах и брамселей. На бизань-мачте выше обычного косого паруса поднимали прямой парус крюйсель. На бушприте ставили прямоугольный парус блинд, иногда бом-блинд. На флейтах впервые появился штурвал, что облегчило перекладку руля.

На протяжении XVI-XVIII веков флейты занимали господствующее положение на всех морях. Суда этого типа отличались хорошими мореходными качествами, высокой скоростью, большой вместимостью и использовались, главным образом, в качестве военно-транспортных. В составе русского флота находились как флейты, специально построенные для флота, так и суда, купленные для нужд флота у судовладельцев. Так, к 1635 году флот Русско-Голландской компании насчитывал уже более 40 кораблей, основным типом которых являлись флейты.

Длина кораблей составляла от 26 до 28 м, ширина – от 6,2 до 6,7 м, осадка – от 2,7 до 2,9 м. Вооружение кораблей включало 28 орудий (16 восьмифунтовых на гондеке, 8 шестифунтовых на фордеке, 4 трёхфунтовые пушки на баке), экипаж состоял из 120 человек. Водоизмещение – 400-450 тонн.

3. Баркалоны

Баркалон (от итал. barca longo) – парусно-гребное военное судно схожее с галеасом, предназначенное для дальних морских путешествий. Изначально баркалоны использовалось в испанском флоте, позже в английском и французском флотах. К концу XVII века корабли этого типа уже вышли из употребления в европейских флотах.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Размеры: длина – от 38,2 до 38,7 м, ширина – от 8,2 до 8,23 м, осадка – от 3,1 до 3,15 м. Вооружение – 42 пушки (24 6-фунтовых пушек на гондеке, 12 3-фунтовых пушек на фордеке и 6 2-фунтовых пушек на баке). В ходе ремонта 2-фунтовые пушки демонтированы. Экипаж – 180 человек. Водоизмещение – 500-550 тонн.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Баркалоны имели в длину 34,7 до 34,75 м и в ширину от 7,3 до 7,35 м при осадке от 2,6 до 2,65 м. Вооружение – 36 пушек (18 6-фунтовых пушек на гондеке, 12 3-фунтовых пушек на фордеке и 6 2-фунтовых пушек на баке). В ходе ремонта 2-фунтовые пушки демонтированы. Экипаж – 135 человек. Водоизмещение – 500-550 тонн.

4. Пинасы

B начале XVII века на севере Европы появился пинас, напоминавший флейт, но значительно отличавшийся от него менее вогнутыми шпангоутами и транцевой кормой. Передняя часть корабля заканчивалась почти прямоугольной поперечной переборкой, простирающейся по высоте от палубы до полубака. Такая форма передней части судна просуществовала до начала XVIII века. Пинас был длиной до 44 м, имел три мачты и мощный бушприт. На грот- и фок-мачтах поднимали прямые паруса, на бизань-мачте – бизань и над нею крюйсель, а на бушприте – блинд и бом-блинд. Водоизмещение пинасов – 150-800 тонн.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Водоизмещение корабля достигло 250 тонн. Основные размерения составили: длина между перпендикулярами – 24,5 м, ширина по мидельшпангоуту – 6,5 м, осадка – 1,5 м. Экипаж насчитывал 58 человек (23 матроса и 35 стрельцов). Вооружение корабля включало 22 пушки (18 6-фунтовых и 4 3-фунтовых), 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Строительство корабля обошлось казне в 2221 рубль.

Корабли несли службу в составе Каспийского отряда кораблей Морской Стражи (порт Астрахань). Исключены из состава флота в 1638 году.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

5. Галеасы

От галеры отличался, в первую очередь, большими размерами и улучшенной мореходностью, в частности – возможностью плавать в зимнее время года. Кроме того, галеасы, в отличие от галер, несли орудийную палубу, расположенную над или под банками гребцов.

Длина галеаса составляла до 70-80 метров, ширина – до 9 метров. Соотношение длины и ширины корпуса было промежуточным между галерой и парусником, составляя порядка 6:1. Борта делали высокими, что улучшало мореходность и сильно затрудняло абордаж. На корабле был один ряд вёсел, обычно по 32 банки на борт.

Классический средиземноморский галеас нёс три мачты с косыми парусами, испанские же галеасы, как и английские, обычно имели смешанное парусное вооружение для плаваний в Атлантике.

Вооружение галеаса состояло из пушек (до 70 орудий различных калибров – от самых мощных и тяжёлых куршейных, установленных продольно в носу, до лёгких фальшбортных фальконетов, стреляющих с установленной на борту вилки) и надводного тарана (шпирона), который служил для абордажа. Тяжёлые орудия устанавливались в кормовой и носовой надстройках (форкастеле и ахтеркастеле) выполненных в виде башен, а также на батарейной палубе, причём последняя могла располагаться как над, так и под палубой для гребцов. В первом случае на неё могли устанавливаться лишь лёгкие орудия, во втором же – более низкое расположение палубы позволяло ставить на ней тяжёлые орудия без опасения опрокидывания корабля, однако при стрельбе требовалась слаженная работа гребцов, которые перед залпом должны были одновременно поднять все вёсла. Корабль мог вместить экипаж численностью до полутора тысяч человек, включая десант.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

6. Галеры и скампавеи

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Галеры Азовского флота в бою под Азовом 15 июня 1634 года

Скампавея – военное быстроходное судно русского галерного флота в XVII веке. Название произошло от итальянских слов scampare – спасаться, исчезать и via – путь, прочь (scappare via). Первые скампавеи были построены на Олонецкой верфи в 1633 году и применялись до конца XVIII века. Скампавея предназначалась для перевозки войск, высадки и огневой поддержки десантов, разведки и охранения при действиях в шхерах. Длина корабля составляла до 30 метров, ширина до 5,5 метров, осадка не превышала 1 метр. Скампавея приводилась в движение 12-18 парами вёсел, одной-двумя мачтами с косыми парусами. Вооружение составляло одну-две пушки малого калибра, обычно расположенными в носовой части корабля. Могла принимать до 150 солдат для ведения абордажного боя.

Для Балтийского флота были построены: в 1633 году – 13, в 1635 году – 10, в 1639 году – 13, в 1641 году – 50, в 1642 году – 60 скампавей. Число галер в отдельные годы достигало более 200 единиц. Царь Пётр I также успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в войне 1642-1645 годов в шхерных районах Финского и Ботнического залива.

7. Бригантины

Бригантины (итал. brigante, итал. briganol – разбойник) представляли собой небольшие парусно-гребные и парусные суда, в XVI-XIX веках распространённые по всему миру – от Средиземного моря до Тихого океана. Фактически в разное время существовало два типа судов, называвшихся бригантинами: первые представляли собой небольшие галеры с латинским парусным вооружением, вторые – парусные суда со смешанным парусным вооружением – прямыми парусами на фок-мачта и косыми на грот-мачте, эти суда также могли быть оснащены вёслами.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

8. Шнявы

Шнява (нидерл. snauw, нем. schnau) или шнава – небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII века до конца XIX века в северных странах Европы и в России. Шнявы имели две мачты с прямыми парусами и бушприт, стаксель и кливер. Также шнявы имели третью мачту (так называемую шняв-мачту, трисель-мачту) стоящую непосредственно вплотную за грот-мачтой с небольшим зазором, на которой несли трисель с гиком, пришнурованный передней шкаториной к этой мачте. Иногда эта мачта заменялась специальным тросом (джек-штагом), к которому кольцами присоединялась шкаторина паруса. Военные шнявы вооружались 12-18 пушками малого калибра. Среднее водоизмещение шнявы было около 150 тонн, длина 25-30 метров, ширина 6-8 метров, экипаж до 80 человек. Шнявы хорошо зарекомендовали себя в качестве универсальных военных судов. Использовались для ведения разведки, прикрытия на морских переходах гребных флотилий, охраны транспортных судов, участия в крейсерских операциях, захвата каперов и транспортных судов неприятеля.

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Примечание:

Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.

Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.


kotbayun

опытный

3.0.3


shaman-1956

втянувшийся

7.0

Capt(N)

Старожил

7.0


shaman-1956

втянувшийся

Я всмысле файлы чересчур тжелые. Замаешься качать.

7.0


kotbayun

опытный

Привет shaman-1956! Благодарю за подсказку.Это т. с. проба пера.БУду редактировать.
В правилах форума(цитата):
13. [Правило на счёт больших картинок в ссылках удалено за отсутствием в нём надобности с новыми техническими средствами форума].
Прочел и руководствовался вышеприведенным пунктом.Прошу ответить: если мне будет Что то неясно, то смогу ли я обратиться к Вам за подсказкой.
Как вариант- могу скинуть в архиве по эл. почте
kotbayun

3.0.3


shaman-1956

втянувшийся

kotbayun>>>
Спасибо, уже скачал. С вопросами по форуму лучше наверное к Capt(N) .
Я сам начинающий. За большие файлы меня уже попинали.

7.0


Gustav

втянувшийся

Вернусь ещё к Парисови.

В ГДР когда - то издали три следующие книги Париса:

- Die Grosse Zeit der Galeeren und Galeassen – Hinstorff Verlag 1973
(Из неё чертежи выставленные уважаемым Gluk)

- Segelkriegscchiffe des 17. Jahrhuderets (Von der „Couronne“ zur „Royal Louis“) – Hinstorff Verlag 1975
Часть для французской галеоны "La Courrone -1636" была переведена на русский язык и выставлена здесь: Верфь на столе - Главы из книги PÁRIS. 'SEGELKRIEGSSCHIFFE DES 17. JAHRHUNDERTS' (Перис. Парусные военные корабли 17 века). La Couronne Часть 1

- Segelkriegscchiffe des 18. Jahrhuderets (К сожалению её у меня нет.)

Эти книги в сущности представляют комментированые выборы из вышеуказанной коллекции чертежей Париса Souvenirs de marine, дополненные изображениями взятыми также и из других манускриптов.


И здесь есть на дополнение несколько чертежей "La Courrone“ -1636, которых нет во вышеукзаных ссылках, но, к сожалению, в значительно худшим качествe:

3.0.3


Gustav

втянувшийся

3.0.3


kotbayun

опытный

kotbayun>>>>
shaman-1956> Спасибо, уже скачал. С вопросами по форуму лучше наверное к Capt(N) .
shaman-1956> Я сам начинающий. За большие файлы меня уже попинали.

Уважаемый shaman-1956! По этому я и остановился на РАДИКАЛе, чтобы не было проблем.Прочел Вашу ссылку- Фотошопа у меня нет.Лицензия- дорого, а ставить взломанный не хочу.Это против моих правил, уж не взыщите.
Изобр. от 5 до 8 метров у меня скачивается ок. 50-ти сек.-считал.Заранее приношу Вам свои извинения за "простыни" в будующем.

3.0.3


Gustav

втянувшийся

Прошу извините если я вам нарушиль ваш замысел с галеоном "San Маrtin". Еще раз прошу, извините.

А не думаете, что простейше бы было дать только ссылку на Верфь на столе, модели кораблей, Сборные модели, судомоделизм, чертежи кораблей, модели парусников или 404 Not Found ? Всё что вы выложил есть из этой страницы „Верфь настоле“

И ещё немного. Имена судов не переводится!! Возникла бы огромная суматоха и неполадки.

И наконец ещё. Осторожнее с форматом *.tiff. много людей здесь на форуме с ним имеет трудности. Загляните на реакции, когда я начал (21.9.2008) выкладывать чертежи итальянских парусных лодок или сюда Ищу чертежи ЛКр типа "Derflinger". .

Конечно я сам должен непрерывно много учиться, например в ответе по галеоне "San Маrtin", я хотель только выписать ссылки и нет начитать изображение чертежей. Ну что, случилось.

С уважением Gustav

3.0.3


kotbayun

опытный

kotbayun>>>>
shaman-1956> Спасибо, уже скачал. С вопросами по форуму лучше наверное к Capt(N) .
shaman-1956> Я сам начинающий. За большие файлы меня уже попинали.

Уважаемый shaman-1956! По этому я и остановился на РАДИКАЛе, чтобы не было проблем.Прочел ссылку, кот. Вы мне указали.все дело в т. ч. у меня нет Фотошопа.Лицензия - дорого, а взломанный ставить не буду, т.к. это м. быть себе дороже.Да и незаконно.Поэтому, заранее приношу Вам и всем на форуме извинения за будущие неудобства при скачивании "простыней" весом 5-10 метров.

3.0.3


GOLF_stream

опытный


shaman-1956

втянувшийся

Здравствуйте Gustav! Еще раз спасибо за чертежи и раазъяснения про Souvenirs de marine.
Файлы формата tiff РАДИКАЛ не показывает картинки, сразу идет закачка.

Souvenirs de marine Париса оказывается в 2 томах 270 страиц. Я думал в одном.

7.0


kotbayun

опытный

Gustav> Kotbayun
Gustav> Прошу извините если я вам нарушиль ваш замысел с галеоном "San Маrtin". Еще раз прошу, извините.
Gustav> А не думаете, что простейше бы было дать только ссылку на Верфь на столе, модели кораблей, Сборные модели, судомоделизм, чертежи кораблей, модели парусников или 404 Not Found ? Всё что вы выложил есть из этой страницы „Верфь настоле“
Gustav> И ещё немного. Имена судов не переводится!! Возникла бы огромная суматоха и неполадки.
Gustav> И наконец ещё. Осторожнее с форматом *.tiff. много людей здесь на форуме с ним имеет трудности. Загляните на реакции, когда я начал (21.9.2008) выкладывать чертежи итальянских парусных лодок или сюда Ищу чертежи ЛКр типа "Derflinger". .
Gustav> Конечно я сам должен непрерывно много учиться, например в ответе по галеоне "San Маrtin", я хотель только выписать ссылки и нет начитать изображение чертежей. Ну что, случилось.
Gustav> С уважением Gustav

Привет Gustav! Не нужно извиняться- Вы помогли как смогли людям.А кто первый, кто 21-й, думаю это неважно. Если я не прав , то поправьте.
Адресов на графику у меня нет и небыло. Собираю графику на диск всего 4 года. Источники разные, в т. ч. и из инета.
Проблемы с файлами TIFF и файлами вообще -это для меня открытие. Говорю серьезно. ЗА Италию Большое Мерси-Спасибо.
За замечания по названиям кораблей и судов еще раз Спасибо. Извини, спешил.

Геннадий Уваров

Дорогие Друзья и Коллеги!
Подобная тема была начата Геннадием Уваровым и подхвачена Олегом Шерстневым несколько лет назад но, к сожалению, заглохла - сменились приоритеты, изменились обстоятельства и все такое. Но подобные вопросы продолжают волновать наших коллег - особенно начинающих. Чтобы им помочь и облегчить самые первые шаги в парусном судомоделизме, я возобновляю эту тему, но уже на новом материале.
В работу будут взяты 32-пушечный фрегат "Поллукс" (1811) и 66-пушечный линейный корабль "Изяслав" (1779). Обе модели будут строиться по архивным чертежам из фондов РГА ВМФ: "Поллукс" - строитель Стоке, "Изяслав" - строитель Портнов.
Масштабы моделей:
- "Поллукс" - 1:60;
- "Изяслав" - 1:72.

Геннадий Уваров

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ хочу предупредить - я ВСЕГДА изготавливаю "бюджетный вариант" корпуса - т.е., с наименьшими трудовыми и финансовыми затратами. Кроме того, я работаю, как правило, дома, модели строю "на коленке" и потому всякие модные и причудливые варианты изготовления корпуса отвергаю изначально. Технология - классическая: рама,шпангоуты, два слоя обшивки.

Итак - что мы видим на фото?
1. АДАПТАЦИЯ АРХИВНЫХ ЧЕРТЕЖЕЙ. Ну, это я так называю данный процесс. Распечатываем два экземпляра чертежей: рабочий и "парадный" С рабочим - работаем, с "парадным" - сверяемся. Как работаем? Вначале соотносим линии на теории шпангоутов с теми же линиями шпангоутов на чертеже бокового вида - если по количеству совпадают (а они всегда совпадают), то обозначаем их любым способом, который исключает последующую путаницу. Затем прямо на чертеже бокового вида рисуем необходимые технологические линии - контур килевой рамы с вырезами под трапы и под шпангоуты ну и с другими какими-то указаниями -типа, где палуба и трапы, где штурвал, где рустер, где битенг, где руслень. и проч. Кое-что не лишне выделить маркером или просто цветным карандашом.

2. Килевую раму склеиваю из реек соответствующей толщины - напилил их на циркулярке в мастерской из липового полка. Кстати, можно и из простой ровной сосны - липа не обязательна. Просто в мастерской в тот момент не было ровной сосновой доски, но был "халявный" липовый полок - так чего мелочиться? Тем более, что оставшиеся липовые планки будет распилены на рейки для черновой обшивки. Для меня это удобнее и приятнее, чем исполнять ее из фанеры - особенно если модель больше полуметра в корпусе. В процессе изготовления постоянно сверяюсь с рабочим чертежом методом простого "накладывания" рамы на чертеж.

3. подготовка шпангоутов. На этом фото - шпангоуты "Кастора" . Шпангоуты всегда делаю с помощью несложного графического редактора в виде вертикально зеркальных половин - "полушпангоутов", затем эти половины соединяю в обычном Word и задаю нужный размер. Получив таким образом цельные шпангоуты "в нос" и "в корму" от мидель-шпангоута, распечатываем их в нужном количестве копий.
На фото шпангоуты вычерчены по соответствующей линии контура, соответственно обозначены. Вычерчены посадочные пазы и линии палуб. Линии палуб были предварительно прочерчены на рабочем чертеже, но - чуть ниже реального уровня палубы - с учетом предполагаемой толщины нашего планируемого палубного настила. Для вычерчивания линии палубы на шпангоутах полезно изготовить специальный картонный шаблон с центральной вертикальной осью - тогда все линии будут совершенно одинаково выпуклыми.
ОТДЕЛЬНОЕ МОЕ ЛИЧНОЕ НОУХАУ - на каждом шпангоуте обозначена горизонтальная линия нижней кромки главного бархоута - увеличьте фото и посмотрите. На каждом шпангоуте она пролегает на разном уровне - этот уровень берем с бокового вида. Всем рекомендую! Это вам потом ОЧЕНЬ пригодится и ОЧЕНЬ облегчит работу.

4. Материал для изготовления шпангоутов - обычная ДВП. Легко достать, легко обрабатывать, хорошо клеится.
И еще - предполагая наклеивать шпангоуты, не надо их предварительно вырезать строго по контуру. Это недопустимо, ибо в данном случае при наклейке форма шпангоута обязательно деформируется. Особенно это касается верхних "ветвей", обозначающих сечение фальшборта (так называемых топтимберсов). Вырезайте с запасом и ОБЯЗАТЕЛЬНО - без каких-либо углублений во внутреннюю часть.
Ну - пока все.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

В яхтенному порту "Геркулес" находится судостроительная верфь, где реализуется грандиозный проект по строительству с нуля (можно сказать, по историческому воссозданию) одного из величайших кораблей в истории Российского военно-морского флота "Полтавы". На экскурсию сюда может прийти любой желающий, стоимость 300 рублей для взрослого и 200 за ребенка, но если вы приходите всей семьей, то общая стоимость составит 500 за всех.


Проект "Полтава" сложный, хотя бы из-за того, что доступной подробной документации, полных чертежей или изображения в цвете, не сохранилось. Изыскания в архивах ведутся до сих пор. В 2013 году была сделана теоретическая модель судна, на основании данных о похожих кораблях.


На входе нас встречает план комплекса - все можно изучить, где что находится.


Вначале идем в домик корабельного мастера, где ждем экскурсовода и заодно греемся, т.к. на улице не май месяц, и все уже довольно сильно замерзли.
Здесь наверняка будет интересно детям - им можно принять участие в мастерклассах по литографии, шитью парусов и изготовлению тематических сувениров.


Наш экскурсовод Оксана проводит предварительный инструктаж - детей взять за руку, всем ходить только за экскурсоводом, не отбиваться, не расходиться, на тяжелые и кажущиеся прочными деревяшки не вставать.


"Полтава" строится из дубов, а деревья определенной толщины и кривизны ищутся чуть ли не по всей России. Для строительства идут деревья возрастом 100-200 лет, но, как нам сказали, вместо одного срубленного дуба, высаживается 4 новых.


На входе в огромный ангар - памятка, как завязывать различные узлы.


А вот и первый взгляд от входа на оголенный остов будущего корабля. Первое впечатление - вау, размеры впечатляют. Второе - какой прекрасный запах дерева тут стоит. Третье - как же тут дико холодно! Да, так как мы были тут в выходной день, когда мастера не работают, отопление отключено. Поэтому, забегая заранее, скажу, несмотря на то, что все были довольны и под впечатлением, дико продрогли.



Говорят, сюда не пускают туристические группы. Нам же разрешили забраться внутрь. Было ощущение, словно ты внутри огромной рыбины, и видишь ее скелет.
На строительство "Полтавы", кстати, будет потрачено 1800 дубов.



Мы с интересом разглядывали всякие интересные мелкие детали. Вот, например, странная "Баксовая штука".


Чертеж настоящий, ему надо верить.


А это специальное место на полу, где вычерчивается нужная деталь.
Собственно, сама деталь нависает сверху.


Интересно, за что этого мастера так?


История про мастера Кузьму вообще трогательная. Он тут нежно просит деталь не трогать, ибо трудился над ней несколько дней.



Скелетик.


Поднимаемся на балкон дока. Тут на стенах развешены плакаты с историческими фактами.
Вот, например, 2 абсолютно разных вида и цвета кормы "Полтавы". Вам какой нравится больше? Мне синенький. Хотя историки больше склоняются к варианту справа.


Полный внешний вид корабля есть только на черно-белой гравюре Пикарта 1717 года.



Здесь же фотографии всяких интересных исторических документов, которые можно долго разглядывать, если бы не было так холодно.


А вот такие чертежи получились, после нескольких лет изысканий.


Медведик Кузя решил заделать селфи совместно с pink_mathilda на фоне будущего корабля-музея.


Нам еще предстояло выйти на улицу и окончательно замерзнуть, чтобы сделать залп из пушки. Вид тут красивый.


Здеь стоит памятник с корабельной рындой. А вы видите белочку? А она есть.


А так?
О чем думал художник, помещая белку на корабельный колокол, видимо, знает только он. Может, это муза?


Пушки цельнолитые. Сначала их отливали на Кировском заводе, но сейчас заказ перенесли на Ижорские заводы. Собственно, всю технологию литья пушек пришлось придумывать заново - в XXI веке - отливать пушки все-таки уникальное занятие.


А потом мы наконец пошли в тепло! :) Это мачты, реи, стеньги, бомбранстенги и еще куча всяких других плохо запоминаемых названий. Для меня было открытием, что они делаются не полностью из сосны, и собираются по кусочкам с внутренним полым пространством. Оказывается, обычная физика - сломать "трубку" намного сложнее, чем просто палку. А сверху - заглушка.

Этажом выше шьются паруса, но нас туда не пустили, так как слишком опасно :) Паруса там разложены на полу, и их можно очень легко повредить.

Кстати, в парусник не планируют ставить мотор, чтобы судно было максимально приближено к реалиям XVIII века. Но тогда я плохо понимаю, как оно будет плавать по Неве в ночь Алых Парусов - есть планы, что шведский парусник заменят на патриотичную "Полтаву".

За экскурсию хочется выразить благодарность руководителю экскурсионной службы верфи "Полтава" Оксане Роде, за то, что мерзли вместе с нами и показали столько всего интересного.

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.


Обладая небольшой осадкой и великолепными ходовыми качествами, шлюп представляет собой высокоэффективный разведывательный корабль, пригодный для берегового патрулирования и торговли.


Бриг — двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте — грота-гаф-триселем.Бриг часто используется как торговое судно, но еще чаще - как военный корабль. Высокая скорость и маневренность делают его одним из самых гармоничных судов.


Корвет — в XVIII—XIX вв. трёхмачтовый корабль водоизмещением 400—600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий.

Корвет был спроектирован как судно, имеющее мощное вооружение, но при этом максимально быстрое и легкое. Как следствие, корветы обладают слабым корпусом, но способны догнать более легкие суда и вести успешный бой с более тяжелыми. Как правило, корвет использовался в качестве патрульного судна, а так же как вспомогательный военный корабль.


Фрегат — военный трёхмачтовый корабль с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами.

Фрегат отличался от парусных линейных кораблей меньшими размерами и артиллерийским вооружением и предназначался как для дальней разведки, так и крейсерской службы — самостоятельных боевых действий на морских и океанских коммуникациях с целью защиты торговли или захвата и уничтожения торговых судов противника. В этом смысле фрегаты являются предшественниками крейсеров.


Линейный корабль — класс парусных трёхмачтовых деревянных военных кораблей. Парусные линейные корабли характеризовались следующими особенностями: полным водоизмещением от 500 до 5500 тонн, вооружением, включающим от 30—50 до 135 орудий в бортовых портах, численность экипажа составляла от 300 до 800 человек при полном укомплектовании. Линейные корабли строились и применялись с XVII века и до начала 1860-х годов для морских боёв с использованием линейной тактики. Парусные линейные корабли линкорами не назывались.Линейный корабль представляет собой грозную силу. Вооруженный самыми мощными и дальнобойными орудиями, с очень прочным корпусом, он способен успешно противостоять любому кораблю в море и уничтожать береговые укрепления.


Мановар (Man of war) — военный (боевой) морской корабль, вооружённый пушками и приводимый в движение парусами — в отличие от галеры, в основном двигавшейся с помощью вёсел. Такие корабли впервые стали использоваться в Атлантике в XVI веке.

Часто так называли наиболее крупные из линейных кораблей. Орудия на них располагались в 3 ряда вдоль бортов, на специальных орудийных палубах. Строились по подобию галеонов, но имели водоизмещение до 5000 тонн и несли до 120 орудий.

Мнение, что Man of war является каким-либо определенным классом корабля, ошибочно, так как мановарами чаще всего называли обычные военные корабли[1], будь то линейный корабль или разведывательный шлюп.Но впервые сам термин начали использовать по отношению к испанским галеонам времен Великой армады.К сожалению, огромные размеры и водоизмещение ман-о-вара ограничивают его применение большими морскими сражениям и бомбардировкой фортов.

Читайте также: