Как сделать копию фигурки из гипса

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие творческих способностей детей посредством использования росписи гипсовой фигуры собаки.

1. развитие художественно – эстетического вкуса, творческих способностей;

2. формирование навыков ручного труда;

3. совершенствовать навыки работы с сыпучими материалами;

4. развитие мелкой моторики рук.

Назначение: Работа послужит прекрасным украшением интерьера, выставочной поделкой и замечательным подарком. Выполнение работы и покраска доступны даже старшим дошкольникам.

1) Гипс.

2) Материал для изготовления.

Форма для фигурок, вода, ПВА.

Краски гуашевые и акварельные, кисточки – тонкая, средняя, плоская с жестким ворсом, стаканчик с водой, блестки, акриловый лак и широкая мягкая кисть.

1. Готовим гипсовый раствор, заливаем формы, получаем барельеф.

Для этого в уже приготовленную ёмкость наливаем воды и постепенно высыпаем гипс, постоянно помешивая ложкой или палочкой до однородной массы. Готовый раствор должен напоминать жидкую сметану.

Затем аккуратно заливаем этот раствор в чистые, сухие формочки. Предварительно ровно установив их на поверхности. Для того, чтобы в формочках не осталось воздуха и раствор попал во все выпуклости, форму нужно осторожно потрясти около 1 минуты. Примерно через час, если форма мелкая, или 2-3 часа, если форма глубокая, аккуратно вынимаем отливку из формы. Для этого нужно слегка растянуть форму за края, а потом, перевернув, снять форму с отливки. Если всё сделано правильно, отливка должна получиться гладкой и твёрдой.

2. Раскрашивание готовых форм (барельефов).

К самому интересному – раскрашиванию – можно приступить уже на следующий день. Когда гипсовый барельеф полностью высохнет. Если ваш барельеф белого цвета – значит он готов к раскрашиванию, если – серый, значит он ещё сырой, нужно подождать. Раскрашивать гипсовые фигурки можно и акварелью, и гуашью.

Когда фигурки раскрашены, на них можно нанести тонкий слой бесцветного лака или лака для волос, чтобы цвета стали более яркими, насыщенными и получившиеся барельефы не пачкались.

Роспись гипсовых фигурок – очень полезное занятие для детей, потому что с помощью такого увлекательного и интересного развлечения, малыш учится быть более аккуратным и точным. Гипсовые фигурки бывают разными по сложности и размерам, поэтому даже самый маленький кроха, может смело рисовать вместе с родителями.

Расписывая фигурки из гипса, дети не только развлекаются, но и готовят руку к овладению письмом, формируют свои навыки, координацию движений, мышечную память. Занимаясь постоянно росписью, дети учатся быть аккуратными, а их движения становятся более четкими.

Кроме того, ребенок формирует свое воображение, работает с красками. Творческое воображение ребенка следует формировать с самого детства, чтобы он мог гармонично сочетать разные оттенки, ориентироваться в пространстве и иметь понятие об объемном мышлении.

Роспись фигурок станет интересным занятием не только для старших детей, но и самых маленьких. Уже начиная с 18 месяцев малышу можно давать в руки кисточку и вместе с ним рисовать и расписывать фигурки, которые станут замечательными игрушками. Такое занятие понравится и взрослым, которые любят заниматься творчеством.

Настроение было отличным, все ребята старались работать аккуратно, помогая друг другу. Занятие привлекло и понравилось не только детям, но и их родителям.

На празднике царила атмосфера добра и радости, а готовые поделки участники с удовольствием забрали с собой в качестве памятного презента!

Барельефная живопись (гипсовые фигурки). Кружковая работа с детьми 2–6 лет

Барельефная живопись (гипсовые фигурки). Кружковая работа с детьми 2–6 лет Сегодня хочу вам рассказать о барельефной живописи. Я работаю в разновозрастной группе от 2 до 6 лет,в моей голове зародилась мысль о кружке.

Мастер-моделью называют образцовую деталь или изделие, которая используется для последующего ее копирования.

Например, вы решили украсить дом десятью фигурками. Можно десять раз вырезать их из дерева или слепить из пластилина, но, во-первых, это долго, во-вторых, крайне сложно сделать десять одинаковых фигурок. Гораздо проще сделать одну и затем скопировать ее.

Варианты использования мастер модели в гипсовой отрасли

Гипс простой в обработке, удобный и распространенный материал, замены которому пока не существует.

Он используется в строительстве, ювелирной и керамической отраслях, архитектуре, скульптуре и медицине..

Понадобятся мастер-модели для создания украшений, купажа, при производстве керамики или предметов интерьера: ваз, подставок. Скульптур и даже лепного декора.

Мастер модель своими руками

Существует много различных вариантов материала для мастер-модели, если вы намерены сделать ее самостоятельно.

Самые распространенные: пластилин или воск, глина, дерево или металл.

Тем не менее именно это свойство многие мастера считают также и недостатком материалов: материал податлив и любая дополнительная обработка или неосторожность может испортить модель.

При работе с такими материалами используются наборы для ручной работы: напильники, лобзики, бормашины.

После завершения работы, пластилин и некоторые виды глины оставляют на несколько дней для затвердевания. Глина в основном обжигается в керамической печи (в домашних условиях иногда используются духовые плиты). И для пластилина, и для глины, и для воска нужно учитывать усадку материала после затвердевания или обжига.

С деревом работать немного сложнее. Для сложных или массивных форм нередко нужно использовать станки или создавать модель из нескольких частей при помощи инструментов, склеивая их между собой, обязательно подбирая клей и учитывая его особенности. Финальная обработка поверхности перед заливкой формы с одной стороны проще благодаря прочности материала, с другой – дольше по времени.

Металл особенно в домашних условиях требует обязательного использования специальных инструментов, нужен прокат материала, обработка на станке, отлив. Однако многие специалисты предпочитают работать именно с металлом из-за прочности изделий и минимальной внешней обработки.

Мастер модель на 3д принтере

В обоих случаях перед работой понадобится 3D-модель изделия, то есть нужно или найти подходящую форму, или создать ее самому, или заказать у специалистов. Разумеется, такой способ дороже описанных выше.

Работа с 3D принтерами становится все популярнее благодаря скорости, простоте и высокой точности моделей, не требующих последующей обработки поверхности.

Для 3D печати используются воск, пластик, полимеры (гипсополимер, фотополимерная смола) или металлы. Выбор материала важен и зависит от ваших целей.

Например, воск или гипсополимер достаточно хрупкие, но позволяют делать очень точные модели. Эти материалы подходят для изготовления предметов искусства, маленьких фигурок, архитектурных элементов.

Пластик или фотополимерная смола прочнее, можно создавать более крупные модели, обычно используются для изготовления сувениров или прототипов каких-нибудь деталей, чтобы проверить их гибкость/прочность.

К металлу же прибегают, когда требуется крайне прочный или сложный по виду образец. Потому металл используется в инженерии или медицинском протезировании.

Почти все компании, занимающиеся 3D печатью, предлагают также и предварительное моделирование или помощь в нем.

Мастер модель из готового изделия

Гипс — доступный и легкий в обработке материал. С доисторических времен литье из гипса наравне с лепкой из глины использовалось для изготовления различных поделок, игрушек и ритуальных фигурок.

Фигурка мальчика методом литья из гипса

И в наши дни гипс сохраняет свою популярность как поделочный материал. Из него делают также украшения и детали масштабных моделей техники.

Процесс литья из гипса

Процесс литья из гипса состоит из нескольких этапов. Само литье в гипсовые формы занимает минуты, гораздо больше времени уходит на подготовительные и завершающие операции. К подготовительным относятся:

  • Изготовление модели изделия.
  • Проектирование и изготовление формы, или опоки.
  • Подготовка материалов для литья смазывания формы.

Процесс литья из гипса

Процесс литья из гипса

Проверьте, чтобы все необходимые материалы, оборудование и инструменты были под рукой, отмыты и очищены после прошлого раза. Счет при отливке идет на минуты.

Непосредственно перед литьем в гипс следует произвести смазывание опоки и смешивание раствора для литья. Заливать растров в отверстие следует тонкой струйкой, обязательно давая воздуху возможность выйти. После заливки форму надо повращать и слегка потрясти, чтобы добиться максимального прилегания раствора к мелким деталям рельефа.

Завершающие операции не менее важны. Они так же определяют качество изделия. К ним относятся

  • Сушка (при естественной температуре или на радиаторе). Слишком быстрая сушка может привести к растрескиванию отливки.
  • Разборка формы. Если она плохо отходит от изделия, можно легонько обстучать ее деревянным или резиновым молоточком.
  • Удаление литников и доработка деталей готового изделия.
  • Очистка опоки (если планируется еще одна или несколько отливок).

Литье в гипсовые формы немного отличается от литья в формы из силикона. Силикон не нуждается в смазке, он упруг и из него легче извлекать отливку, к тому же он дает больше возможностей для проработки деталей.

Необходимое оборудование и материалы

Для отливки изделий из гипса не требуется высокопрофессиональное оборудование. Процесс вполне доступен в любительской домашней мастерской.

Важно: подготовка, сам процесс литья и завершающие операции связаны с появлением большого количества пыли. Обязательно должна быть обеспечена качественная вентиляция и уборка помещения. Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики. Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской.

Формы для отливки из гипса

Формы для отливки из гипса

Основным оборудование является форма для отливки. Для ее изготовления сначала следует подготовить модель изделия. Для этого подходит пластилин, полимерная глина, любой пластичный материал. Если делают копию, то моделью является сам оригинал. Обязательно нужно наметить на модели линию стыка половинок будущей формы.

Важно правильно подобрать материал для опоки. Если готовится маленькая формочка для литья кулона или деталей масштабной модели техники — подойдет жесткий картон. Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса.

Опока из жесткого картона для литья из гипса

Опока из жесткого картона для литья из гипса

  • Емкость для смешивания гипса с водой.
  • Стакан с носиком для заливки гипса.
  • Резинки для стягивания частей формы.
  • Кисточки для смазки.
  • Дрель для сверления отверстий.
  • Шпатели и ножи.
  • Картон и скотч.

Смазка формы для литья из гипса

Смазка формы для литья из гипса

Смазку для формы можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно из натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла.

Изготовление форм для литья из гипса

Наиболее используемыми материалами являются сам гипс и силикон.

Формы из гипса являются традиционными и привычными для многих поколений мастеров. Они более требовательны к уровню мастерства при изготовлении. В последние десятилетия их все больше теснят формы из силикона.

Формы, которые сделаны из силикона, отличаются высокой точностью, возможностью проработки мелких деталей, легкостью изготовления и снятия ее с отливки. Несколько дороже обходится исходный состав, но это компенсируется повышенной технологичностью и долговечностью.

При проектировании и изготовлении формы важно обращать внимание на:

  • Тщательность проработки деталей.
  • Способ соединения половинок формы и их последующей разборки
  • Способ фиксации половинок друг относительно друга
  • Расположение отверстий для литья. Оно должно позволить жидкому гипсу проникать во все уголки формы и полностью заполнять ее.
  • Конфигурация опоки должна давать пузырькам воздуха свободный выход.

Для фиксации частей опоки друг относительно друга обычно используют резиновые ленты. Для маленьких изделий подходят резинки для денег, для более крупных их вырезают из велосипедных или автомобильных камер.

Изготовление гипсовых форм для литья

Литье в гипсовые формы требует определенного навыка, хорошего планирования и точной координации действий мастера. Как сделать форму для литья из гипса?

Сначала вокруг модели будущего изделия строится опока — ящичек из картона, обклеенного скотчем, или жесткого пластика. Щели между основанием и стенками помазываются пластилином. Модель покрывается смазкой и размещается внутри опоки на равных расстояниях от дна и стенок. В качестве подпорки используют кусочки пластика, картона. Иногда просто подвешивают модель на нитках.

Гипс разводят до консистенции сметаны

Гипс разводят до консистенции сметаны

Гипс разводят до консистенции сметаны, кисточкой наносят на сложные элементы рельефа модели — углы, впадины и т.п. Все готово к литью. Потом заливают модель до линии стыка половинок опоки и оставляют гипс загустевать.

Гипсовая форма для литья

Гипсовая форма для литья

После загустевания проверяют, насколько хорошо модель отделяется от нижней половинки, смазывают ее и модель и заливают верхнюю половину формы. После загустевания верхней половинки по углам сверлят отверстия для штифтов, которые будут фиксировать половинки при отливке. После этого верхнюю половинку снимают, модель удаляют. Опока готова к отливке. Если вы начинающий мастер, запланируйте достаточно времени на приобретение опыта и наработку навыков. Литье в гипс может получиться не с первого раза.

Область применения литья из гипса

Литье из гипса применяется как на промышленных предприятиях для изготовления деталей отделки помещений, так и в авторских мастерских. Мастера льют из гипса весьма широкий ассортимент

  • Авторские элементы декора помещений
  • Статуэтки и даже большие статуи, вплоть до моделей для последующего литья из металлов
  • Небольшие украшения
  • Игрушки
  • Детали для масштабных моделей техники

Небольшие украшения из гипса Игрушки из гипса Статуэтки из гипса Авторские элементы декора помещений

Этим перечнем область применения не ограничивается. Мастера придумывают все новые и новые области применения литья из гипса — везде, где нужно создать детали со сложными поверхностями и рельефом, а требования к прочности и износостойкости не являются критически важными.

Как это сделано, как это работает, как это устроено

Самое познавательное сообщество Живого Журнала

Сегодня будем копировать фигурку лошадки.

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Из основного нам понадобится :
1) Двух компонентный силикон.
2) Двух компонентный пластик или смола.
3) Точные электронные весы.
4) Материал для создания короба.
5) Клеевой пистолет (удобней всего).
6) Одноразовая посуда для смешивания.

Вырезаем форму под размеры фигурки. Стараемся что бы оставалось меньше пустого места, для экономии силикона.
В местах фигурки где может образоваться пузырь, добавляем литники.
Располагаем так что бы, когда будем заливать пластик в силикон, он заполнил все пустоты. В данном случае лить пластик будем снизу.


Форму удобно склеивать термоклеем. Быстро схватывает и не пахнет.

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Тщательно наносим клей, чтобы не осталось зазоров и щелей.

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Замешиваем силикон.
В моём случаи это "Platset 20" на платине. Силикон бывает 4х видов по жёсткости (цифра это твёрдость по Шору) и 2х видов по отвердителю (на платине - проще смешивать 1:1, гигиеничен, прозрачный но дороже, и на олове - сложная пропорция 100:2, не прозрачный, зато дешевле).
Стараемся смешивать аккуратно что бы не занести пузырей и тщательно. Можно и в стеклянной посуде тк он потом легко снимается.
Время на смешивание и заливку 20-30 мин "Время жизни".
Время до застывания 1-2 часа.
Время до полной полимеризации 16 часов.
Видимо не очень старался.

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Заливаем. Большие пузыри со временем всплывают, а мелкие особо не мешают конечному результату.


Через пару часов, пришло время отколупать пенопласт!

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Наступает интересная задачка, как правильно разрезать форму. В любом случаи рез должен быть зигзагом. Чтобы половинки не смещались.

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Лично я формы стягиваю нитками, главное не перетянуть, что бы не деформировалась форма.
Ну и наконец смешиваем и заливаем 2х компонентный пластик. Форму нужно покачать что бы все пузырьки вышли.
В такой силикон можно заливать также эпоксидку, гипс и другие застывающие составы, подойдёт даже карамель (только форму надо попроще).

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Ждём когда застынет и достаём фигурку.

Копируем фигурку фигурка, силикон, Литье, эпоксидная смола, своими руками, акрил, рукоделие с процессом, длиннопост

Осталось срезать излишки и готово!


В ушах остались пузырьки, поэтому они не пролились. Если заметили сразу, то их удаляем проткнув форму иголкой от шприца.
На этом всё! Спасибо за внимание!


Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Читайте также: