Как сделать конструктор js

Обновлено: 07.07.2024

Всем привет. В сегодняшней статье мы разберём, что такое Объекты, конструкторы и прототипы в JavaScript. JavaScript очень отличается от других объектно-ориентированных языков программирования, как, например, C++, Java, PHP и т.д. В этих языках используются классы, на основе которых потом создаются объекты. В JavaScript же классов нет, но есть объекты. Всё кроме null, undefined, string, number, boolean в JavaScript является объектом, поэтому очень важно знать, как они работают. Что же, давайте начнём.

Объект - это набор свойств и методов. Рассмотрим пример:

var person = <>;
var person = new Object();

Здесь мы создали пустой объект. 1 и 2 случай идентичны, но первый короче и поэтому используется чаще. Давайте заполним наш объект какими-то свойствами

var person = name: 'Alex',
age: 27
>;

Слева указывается название свойства, а через двоеточие его значение. Свойства отделяются друг от друга запятой. Теперь мы можем узнать значение свойства, изменить его или добавить новое.

console.log(person.name); // выводит в консоль имя
console.log(person['name']); // аналогично первому случаю
person.age = 30; // изменили свойство age с 27 на 30
person.gender = 'male'; // добавили новое свойство gender со значением male

Здесь всё понятно, но поясню второй способ обращения к свойству. Он используется обычно, когда нужно обратиться к свойству, имя которого записано в переменной. Такое бывает, например, в циклах. Там мы не можем обратиться к свойству через точку, будет ошибка, поэтому мы используем квадратные скобки.

var k = 'name';
console.log(person.k); // Ошибка!
console.log(person[k]); // выведет значение

Если мы попытаемся обратиться к несуществующему свойству, то получим undefined.

console.log(person.height); // Такого свойства нет - undefined

Теперь разберём, что же такое методы.
Методы - это просто функции в объекте.

var person = name: 'Alex',
greet: function() console.log("Hello! My name is " + this.name);
>
>;

В объекте person мы создали метод greet, который выводит в консоль приветствие. This в коде означает текущий объект, т.е. мы могли бы написать person.name и это также прекрасно работало бы, но что если нам нужно, например, поменять имя объекта? Тогда нам пришлось везде бы менять person на новое имя. С использованием this таких проблем нет.

Что такое объект разобрались. Давайте теперь поговорим, что же такое конструктор?
Конструктор - это просто функция, вызывая которую с ключевым словом new, мы получим новый объект. Рассмотрим пример:

var Person = function(name, age) this.name = name;
this.age = age;
>;
var human = new Person('Alex', 27);

Интепретатор JavaScript видит ключевое слово new и запускает функцию, которая создаёт пустой объект, на который ссылается this. Дальше функция просто присваивает свойствам name и age переданные значения, а затем отдаёт новый объект, на который и передаётся ссылка в переменную human. Да-да! Я не случайно написал ссылка. Дело в том, что все объекты хранятся где-то в памяти, а в переменную попадает лишь ссылка на него, но не он сам.

var a = 5;
var b = 7;
a = b;
console.log(a, b);

В данном примере мы переменной a присваиваем значение переменной b, поэтому в консоль выведется "7 7". Теперь давайте попробуем сделать так же и с объектами

b.name = "John";
console.log(a.name);

Если вы запустите данный пример, то увидите John, т.к. переменная a и b ссылаются на один и тот же объект.

Теперь давайте поговорим о прототипах. Практически любой объект в JavaScript имеет другой, связанный с ним объект, который и называется прототипом. Объект наследует свойства своего прототипа, или проще говоря, все свойства и методы, которые есть у прототипа будут доступны через наш дочерний объект. Создать их очень просто

var person = name: 'Alex'
>;
var object = Object.create(person);
console.log(object.name);

В данном примере мы создаём новый объект object, который наследует все свойства от его прототипа person с помощью функции create.

Теперь поговорим о том, зачем нам всё это нужно? Допустим, в вашей программе вам нужно создавать много однотипных объектов

var person = name: 'Alex',
age: 27,
greet: function() console.log("My name is " + this.name);
>
>;

var person2 = name: 'John',
age: 17,
greet: function() console.log("My name is " + this.name);
>
>;

var person3 = name: 'Jessica',
age: 37,
greet: function() console.log("My name is " + this.name);
>
>;

Прописывать все свойства и одинаковые методы в данном случае глупо. Это очень сильно усложнит ваш код и понизит его производительность. Рассмотрим, как сделать правильно

var Person = constructor: function(name, age) this.name = name;
this.age = age;
return this;
>,

greet: function() console.log("My name is " + this.name);
>
>;

var person, person2, person3;

person = Object.create(Person).constructor("Alex", 27);
person2 = Object.create(Person).constructor("John", 17);
person3 = Object.create(Person).constructor("Jessica", 37);

Наш код стал короче и более производительным. Давайте теперь разберёмся, что же мы сделали. Для начала мы вынесли общий для всех объектов метод greet в прототип Person. Теперь у нас не 3 функции, а только одна, что хорошо скажется на производительности. Значения name и age у нас для всех объектов разные, поэтому мы создали метод constructor, в котором просто написали функцию, которая инициализирует новый объект и возвращает его. Дальше мы создаём новый объект при помощи Object.create() и сразу вызываем его метод constructor, куда передаём данные. Так мы можем создавать сколько угодно новых объектов, обращаться к их свойствам и вызывать их методы.

console.log(person.name); // Alex
console.log(person2.age); // 17
console.log(person3.name); // Jessica


person.greet(); // My name is Alex
person2.greet(); // My name is John
person3.greet(); // My name is Jessica

Класс в языке JavaScript это чисто условное понятие и под классом понимают всего лишь множество всех объектов, которые наследуют свои свойства от одного прототипа. Т.е. в нашем случае эти 3 объекта(person, person2, person3) имеют один класс, потому что они наследуют свойства от одного прототипа.

Для того, чтобы определить является ли объект прототипом другого объекта, есть метод isPrototypeOf

Итак, сегодня вы узнали такие основные вещи, как объекты, конструкторы и прототипы. Надеюсь, вы всё поняли, но если всё-таки остались вопросы - оставляйте их в комментариях. До скорого!


Если Вы не хотите пропустить новые материалы на сайте,
то Вы можете подписаться на обновления: Подписаться на обновления

Если у Вас остались какие-либо вопросы, либо у Вас есть желание высказаться по поводу этой статьи, то Вы можете оставить свой комментарий внизу страницы.

Порекомендуйте эту статью друзьям:

Если Вам понравился сайт, то разместите ссылку на него (у себя на сайте, на форуме, в контакте):

Она выглядит вот так:

Комментарии ( 6 ):

String, Number и Boolean также являются объектами. Например: var x = new Number(55.888); console.log(x.toFixed(1)); // 55.9 console.log(x.toString()); // "55.888"

Михаил, поставьте на комментарии nl2br(), а то лепится все в одну строчку

String, Number и Boolean не являются объектами. Это простые типы: строка, число, логический тип. То, что Вы показали, это так называемые объекты-обёртки, которые облегчают нам некоторые задачи. Например, если Вы напишите вот так: var str = "привет"; str = str.toUpperCase(); document.write(str); То интерпретатор, увидев метод toUpperCase() на лету сделает из простого типа объект, применит данный метод, т.е. приведёт все буквы к верхнему регистру, а потом обратно преобразует в ПРОСТОЙ ТИП строка. Данные понятия путать не стоит.

Не простой тип, а примитив. String, Number и Boolean являются примитивом без использования new, а с new это уже объект. Number(), String(), Boolean() - это лишь функции обертки. А то что без new это примитив доказывает этот код: var str = ‘str’; str.test = ‘test’; //ошибки не будет, программа продолжит работать, но console.log(str.test); //undefined

Простой тип и примитив - это синонимы. А то, что вы описали дальше, следует из моего комментария.

А что такое console.log? Вы об этом не писали, объясните пожалуйста подробнее или напишите статью.

Статья, в которой познакомимся с понятием объекта и прототипа. Рассмотрим, как осуществляется наследование в JavaScript и создание собственных объектов. Разберём массив объектов и приёмы работы с ним.

Объект и его литеральный способ создания

Создавать объекты в JavaScript можно разными способами. Одним из них является использование литерала объекта, т.е. фигурных скобок <. >.

Литерал объекта – это один из самых простых способов создания объектов в JavaScript. Обычно он используется, когда необходимо создать только один объект.

В объекте имя свойства отделяется от его значения посредством двоеточия.

Например, создадим объект point , состоящий из двух свойств и одного метода:

В этом объекте x и y – это свойства, а getCoordinates – метод.

Кстати создать метод можно также ещё с использованием ключевого слова function :

Свойства – это практически тоже самое что и переменные, но в составе объекта. Обращение к ним выполняется через точку или посредством квадратных скобок.

Например, получим значения свойств x и y :

Но свойства можно не только получить, но и присвоить им новые значения:

Добавление свойства к объекту:

В качестве значений свойств объектов можно использовать любой тип данных, в том числе и объекты (ссылочный тип данных).

Удаление свойства у объекта осуществляется с помощью оператора delete :

Проверить есть ли свойство у объекта можно с помощью оператора in:

Методы можно сравнить с функциями. Они, как функции используются для выполнения каких-либо действий, но уже в контексте этого объекта.

Обращение к методам осуществляется также как к свойствам:

К методу getCoordinates можно также обратиться через [] :

Вызов метода выполняется также как функция, т.е. с использованием круглых скобок.

Имена свойств в JavaScript являются строками. Но их можно указывать без кавычек, как мы это сделали в примере выше. Но, только, когда они составлены по правилам именования переменных.

Если свойство составлено не по правилам, то в этом случае его обязательно нужно заключать в кавычки. Кроме этого не рекомендуется использовать в качестве названия свойств зарезервированные слова JavaScript.

Обращение к свойству или методу с помощью квадратных скобок обычно используется, когда название свойства находится в переменной.

Кроме этого использование квадратных скобок является единственным способом доступом к свойствам объекта, когда их имена составлены не по правилам именования переменных.

Например, обратиться к свойству, имя которого представляет пустую строку можно только с помощью [] :

Объекты в программировании сходны объектам реальной жизни .

JavaScript - Понятие объекта

Прототипы и наследование

В JavaScript каждый объект кроме свойств и методов имеет ещё внутреннюю ссылку ( __proto__ ). Данная ссылка определяет связанный с данным объектом прототип . Прототип – это некоторый объект (отличный от данного) или же null .

Если прототипом является null , то это означает, что данный объект не имеет прототипа .

В результате того, что в JavaScript каждый объект имеет прототип , между ними (объектами) образовываются соответствующие связи . Например, если взять некоторый объект, то от него посредством этой связи можно перейти к его прототипу, а от него к его прототипу и так далее до конца цепочки. Цепочка заканчивается тогда, когда прототипом является null . Данную цепочку ещё называют цепочкой прототипов .

JavaScript - Цепочка прототипов

Прототипы используются в JavaScript для организации наследования .

Например , когда необходимо получить доступ к некоторому свойству объекта интерпретатор JavaScript сначала ищет его в этом объекте. Если данного свойства в нём нет, то он переходит к прототипу и пытается найти его там. Если его там нет, то он пытается найти его в прототипе этого прототипа и так далее пока это свойство не найдётся или не завершится цепочка прототипов этого объекта. Если свойство не будет найдено, то будет возвращено значение undefined.

Кстати, наследование, основанное на прототипах - это единственный тип наследования, который есть в JavaScript.

Как организовано наследование стандартных объектов

В JavaScript всё (функции, массивы, регулярные выражения и т.д.) является объектами за исключением шести примитивных типов данных (string, number, boolean, null, undefined, symbol). Все объекты в JavaScript имеют в самой верхней точке прототипной цепи наследования Object.prototype . Объект Object.prototype не имеет прототипа.

Object.prototype имеет в качестве конструктора функцию Object .

Конструктор (функция-конструктор) – это функция , посредством которой в JavaScript можно создавать объекты . Функция-конструктор вызывается с использованием ключевого слова new . Чтобы данную функцию можно было отличить от обычной функции, ей назначают имя, начинающееся с большой буквы .

При создании объектов с помощью функции-конструктора JavaScript добавляет к функции свойство prototype . Свойство prototype функции-конструктора – это объект , который будет являться прототипом, для каждого объекта, создаваемого с помощью этой функции-конструктора .

В тоже время объект ( свойство prototype функции-конструктора) имеет свойство constructor по умолчанию. Свойство constructor указывает на функцию-конструктор , для которой объект является свойством prototype .

JavaScript - Object.prototype

Теперь рассмотрим, как в JavaScript организован некоторый тип данных (стандартный объект), например дата .

Создание даты (объект типа Date) осуществляется с помощью функции-конструктора Date .

Дата , хранящаяся в переменной nowDate , имеет в качестве прототипа объект Date.prototype . А объект Date.prototype имеет в качестве прототипа Object.prototype .

JavaScript - Date.prototype

В результате созданный объект типа Date , ссылка на который присвоена переменной nowDate , имеет доступ к методам getDate , getHours , isPrototypeOf и др. Всех этих методов нет в текущем объекте , но они доступны в нём из-за наследования .

Методы getDate и getHours находятся в прототипе Date.prototype , а метод isPrototypeOf – в Object.prototype .

Создание объектов

Кроме литерала объекты в JavaScript можно создать также ещё другими способами. Среди них:

  • Object.create ;
  • функции-конструктора;
  • ключевого слова class .

Создание объекта с использованием функции-конструктора

Ещё один способ создания объектов в JavaScript заключается в использовании функции-конструктора . Данный способ отличается от других тем, что он позволяет очень просто создавать при необходимости множество однотипных объектов .

В JavaScript принято имя функции-конструктора начинать с прописной буквы . Это рекомендуемая условность позволяет отличить функцию-конструктора от обычной функции .

Вызов функции-конструктора осуществляется через оператор new .

В функции-конструкторе ключевое слово this указывает на создаваемый новый объект .

В JavaScript имеется встроенная функция-конструктор Object . Данная функция позволяет создать пустой объект , который будет иметь в качестве прототипа стандартный прототип объекта Object.prototype .

К сведению, благодаря этому стандартному прототипу , у пустого объекта будут доступны такие стандартные методы как toString , valueOf и др.

При вызове функции-конструктора без аргументов скобки можно не указывать. Это разрешение стандартом, но делать так не рекомендуется.

Ещё пример создания объектов через функцию-конструктор:

При создании объектов через функцию-конструктор можно использовать локальные переменные и функции . Эти переменные и функции будут видны только внутри объекта , и не будут доступны вне его.

Обычно в функции-конструкторе не используется return . Функция-конструктор в качестве результата автоматически возвращает this . Но если в качестве результата функции-конструктора вернуть некоторый объект (с помощью return ), то в этом случае он станет результатом , а не this .

Создать объект с использованием функции-конструктора можно сразу.

Этот способ позволяет создать только один объект. Но он также применяется когда внутри функции необходимо использовать локальные переменные и функции.

Создание объекта с использованием Object.create

Object.create - это ещё один способ создания нового объекта в JavaScript. Данный способ отличается от других тем, что он позволяет указать прототип для создаваемого объекта.

В качестве прототипа можно указывать не только объект, но и специальное значение null .

Если указать null , то это будет означать, что объект не будет иметь прототипа.

Создание объектов посредством ключевого слова class

Классы в JavaScript появились, начиная с ECMAScript 2015 (ES6). Представляют они собой просто специальные функции, предназначенные для более простого создания объектов и организации существующего в языке прототипного наследования. Классы не представляют собой новую объектно-ориентированную модель, это просто синтаксический сахар, предназначенный упростить конструирование объектов.

Более просто представить себе класс можно как форму или шаблон, на основании которого создаются объекты. А объект как экземпляр, созданный по этому шаблону и имеющий в соответствии с ним определенные свойства и методы.

Создание классов выполняется с помощью ключевого слова class, после которого указывают его название (имя). Содержимое класса, т.е. его тело, указывается в фигурных скобках.

  • constructor - это особый метод (конструктор), в котором описываются свойства и методы, которые будут иметь непосредственно каждый экземпляр объекта, созданный на базе этого класса.
  • methods – это секция для описания методов, которые должны находиться не в самих объектах, созданных на основе этого класса, а в их прототипе (т.е. в объекте НазваниеКласса.prototype).

Пример создания класса:

Создание объектов выполняется с помощью ключевого слова new и названия класса. В круглых скобках при необходимости указываются аргументы, которые может использовать constructor при создании объекта. Ключевое слово this в классе указывает на создаваемый (новый) объект. В классе может находиться только один конструктор. Если в классе не указать конструктор, то JavaScript создаст его автоматически.

Статические свойства и методы

Статические свойства – это свойства, которые принадлежат самому классу, а не объектам, созданным на его основе. Они обычно переменяются для хранения различной вспомогательной информации.

Создание статических свойств выполняется после создания класса. Осуществляется это посредством добавления к нему свойства. Это возможность существует благодаря тому, что функции в JavaScript – это объекты.

Статические методы – это методы, которые принадлежат самому классу, а не объектам, созданным на его основе. Они обычно используются для создания различных вспомогательных функций. Добавление в класс статического метода выполняется с использованием ключевого слова static.

Массив объектов и приёмы работы с ним

Массив объектов - это массив, элементами которого являются объекты.

Пример создания массива, имеющего в качестве элементов объекты:

Добавление к массиву, приведённому выше ещё одного объекта:

Пример динамического создания массива объектов:

Пример, в котором показано как можно организовать поиск в массиве объектов.

Ещё один вариант выполнения поиска в массиве объектов (с использованием метода find):

Пример кода, в котором показано как можно выполнить сортировку массива объектов (в данном случае arrArticles по полю title).

Этот способ заключается в создании собственной функции сравнения и указания её в качестве параметра методу sort.

Пример кода, в котором показано как можно создать функцию сравнения для сортировки массива объектов по нескольким полям:

Пример, в котором показан способ удаления объекта из массива по его индексу:

Пример, в котором показано несколько способов того, как можно удалить множество объектов из массива в JavaScript:

Как преобразовать объект в массив

Пример, в котором рассмотрим как в JavaScript можно преобразовать объект в массив.

Как проверить является ли объект пустым

Несколько решений как можно проверить объект на пустоту:

Инструкция с использованием функции isEmptyObject "если пришел пустой объект javascript" будет выглядеть так:


Язык JavaScript использует прототипное наследование, то есть любой объект наследует свойства и методы своего объекта-прототипа. Традиционных классов, как шаблонов для создания объектов , которые используются в Java или Swift, в JavaScript не существует.

Напомним, что прототипный тип наследования имеет дело только с объектами. И прототипное наследование может лишь эмулировать классическое наследование классов. Для того, чтобы наконец реализовать традиционные классы в JavaScript, стандарт ES2015 ввёл синтаксис класса, однако он по сути является своеобразным синтаксическим сахаром над прототипным наследованием.

Этот пост познакомит вас с классами JavaScript: как определить класс, инициализировать новый экземпляр класса, определить его поля и методы, дадим понятие о реализации приватных и публичных полей, а также статических полей и методов.

1. Определение: ключевое слово класса

В примере ниже определяется класс User . Фигурные скобки < >отделяют код с телом класса. Обратите внимание, что этот синтаксис называется объявлением класса ( class declaration ).

При этом вам не обязательно указывать имя класса. Используя выражение класса ( class expression ), вы можете присвоить имя класса любой переменной:

Так же вы можете легко экспортировать класс как часть модуля ES2015.

Синтаксис экспорта по умолчанию default export :

А вот именованная форма экспорта класса named export :

Использование класса становится действительно полезным, если вы можете создавать экземпляры класса. Экземпляр — это объект, содержащий данные и поведение, описанные классом.


В языке JavaScript оператор new создает экземпляр класса с использованием синтаксиса вида:

Например, вы можете создать экземпляр класса User с помощью оператора new следующим образом:

2. Инициализация: constructor()

Конструктор constructor(param1, param2, . ) — это специальный метод определяемый классом, который инициализирует его экземпляр. И это то, самое место в вашем коде, где вы можете установить любые начальные значения для полей экземпляра класса или можете выполнить любую настройку его свойств.

В следующем примере конструктор устанавливает начальное значение для поля name :

Конструктор класса User принимает единственный параметр name , который используется для инициализации начального значения поля this.name .

Внутри конструктора значение ключевого слова this эквивалентно вновь созданному экземпляру (а точнее представляет собой ссылку на него).

Аргументы, используемые для создания экземпляра класса, являются параметрами его конструктора:

Параметр name внутри конструктора получает значение Jon Snow .

Если вы не определяете конструктор для класса, то создается конструктор по умолчанию. Конструктор по умолчанию является пустой функцией, которая при создании экземпляра никак его не изменяет.

В то же время класс JavaScript может иметь только один конструктор.

3. Поля

Поля класса являются его внутренними переменными, которые содержат его внутреннюю информацию. Поля могут быть привязаны к сущностям двух видов:

  1. Поля собственно экземпляра класса.
  2. Поля в объявлении класса (то есть статические поля).

Также поля имеют два уровня доступности:

  1. Публичное поле: поле доступное везде.
  2. Приватное поле: поле доступное только внутри тела класса.

3.1 Публичные поля экземпляра класса

Давайте снова взглянем на предыдущий фрагмент кода:

Выражение this.name = name создает поле в экземпляре класса и присваивает ему начальное значение.

Позже вы можете получить доступ к полю name с помощью метода доступа к свойству:

Поле name является публичным public field и поэтому вы можете получить к нему доступ вне тела класса User .

Когда поля создаются неявно внутри конструктора, как в предыдущем случае, то может быть трудно определить весь список полей, содержащихся в классе. Вы можете сделать только исходя из содержимого кода конструктора.

Наилучшим подходом является явное объявление полей класса. Независимо от того, что делает конструктор, экземпляр всегда имеет одинаковый набор полей.

Метод предложения полей класса class fields proposal позволяет очень наглядно определять поля внутри тела класса. Кроме того, вы можете сразу указать начальное значение:

Давайте изменим наш класс User и объявим публичное поле name :

Инструкция name; внутри тела класса объявляет name публичное поле.

Объявление публичных полей таким образом очень наглядно: достаточно быстрого просмотра объявлений полей, чтобы понять структуру данных класса.

Более того, поле класса может быть инициализировано сразу при его объявлении.

Инструкция name = 'Unknown' помещенная внутри тела класса, объявляет поле name и инициализирует его значением 'Unknown' .

На доступ или обновление публичных полей ограничений нет. Вы можете читать и присваивать значения публичным полям внутри конструктора класса, его методов, так же вне класса (после инициализации его экземпляра).

3.2 Приватные поля экземпляра класса

Инкапсуляция — это важная концепция, которая позволяет скрыть внутренние детали реализации класса. Тот, кто в последствии будет использовать инкапсулированный класс при разработке своего приложения, может взаимодействовать только с открытым интерфейсом, который предоставляет ваш класс, и никак не связан с его деталями реализации.

Основным достоинством инкапсуляции является то, что классы, разработанные с ее использованием, легче обновлять при изменении деталей реализации.

Использовать приватные поля — хороший способ скрыть внутренние данные вашего объекта. Напомню, что эти поля могут быть прочитаны или изменены только в пределах класса, к которому они принадлежат. Вне класса вы никак не можете напрямую изменять значения приватных полей.

Приватные поля private fields доступны только внутри тела класса.

Внимание! Эта новая возможность была добавлена в язык недавно. В движках Javascript пока поддерживается частично и поэтому для её использования нужен соответствующий полифил.

3.3 Публичные статические поля

Внутри класса вы можете определять статические поля static fields . Этот тип полей полезен для определения констант класса или хранения информации, специфичной для него.

Для создания статических полей в классе JavaScript, используется специальное ключевое слово , static за которой следует имя поля: static myStaticField .

Давайте добавим новое поле, type которое будет указывать на тип пользователя сайта: администратор или обычный (гость). Статические поля TYPE_ADMIN и TYPE_REGULAR удобно использовать в качестве констант для обозначения типа пользователя следующим образом:

В примере кода выше мы внутри класса User определяем статические поля static TYPE_ADMIN и static TYPE_REGULAR . Теперь для получения доступа к их значениям, мы можем использовать имя класса, за которым после точки следует имя поля: User.TYPE_ADMIN и User.TYPE_REGULAR .

Использование значений статических полей класса возможно без его предварительной инициализации.

3.4 Приватные статические поля

Иногда даже статические поля могут стать деталями реализации вашего класса, которые вы хотели бы скрыть. Принимая это во внимание вы можете сделать статические поля приватными.

Допустим, что вы хотите ограничить количество создаваемых экземпляров вашего класса User . Чтобы скрыть информацию об ограничении их числа, вы можете использовать приватные статические поля:

Приватные статические поля доступны только внутри класса User . И ничто из внешнего мира не может помешать, только что рассмотренному нами, механизму ограничений: это еще одно преимущество использования концепции инкапсуляции в вашем коде.

4. Методы

Как нам уже известно поля класса содержат его данные. Возможность их модифицировать выполняют специальные функции, которые являются неотъемлемой его частью: методы methods .

Классы JavaScript поддерживают как создание и инициализацию начальными значениями их экземпляров, так и методы, которые обрабатывают значения их полей.

Например, давайте определим метод getName() , который возвращает значение поля name , уже знакомого нам по прошлым экспериментам, класса User :

getName () <. >— это метод класса User .

user.getName () — инструкция вызова метода. Она выполняет код метода и может возвращать некоторое вычисленное значение.

В методе класса, как и в конструкторе используется информация, которая хранится в текущем экземпляре для того, чтобы выполнить с ней какие-либо действия. Для этого используется ключевое слово this , которое эквивалентно ссылке на текущий экземпляр класса. Используйте this для доступа к данным полей внутри экземпляра класса: this.field , а также для вызова других его методов внутри кода класса: this.method() .

Давайте добавим к нашему классу User новый метод nameContains(str) , который будет принимать один параметр и вызывает другой его метод:

nameContains(str) <. >— это метод класса User , который принимает параметр str . Затем он выполняет другой метод текущего экземпляра this.getName() , чтобы получить имя пользователя.

Давайте сделаем метод getName() приватным:

4.2 Геттеры (getters) и сеттеры (setters)

Как известно из общей теории разработки программного обеспечения, геттер и сеттер имитируют обычное поле класса, но с большим контролем разработчика над тем, как впоследствии содержимое поля будет доступно, а также каким образом модифицироваться.

Соответственно, геттер выполняется при попытке получить значение поля, а сеттер при попытке установить его новое значение.

Геттер get name() <. >выполняется, когда вы хотите получить доступ к содержимому поля: user.name . Когда выполняется сеттер set name(name) <. >значение поля обновляется user.name = 'Jon White' . Если новое значение для поля задается пустой строкой, то сеттер возвращает ошибку (возбуждается исключение).

4.3 Статические методы

Статические методы — это функции, прикрепленные непосредственно к классу, в котором они объявлены. И содержат логику, связанную с классом, а не с конкретным его экземпляром.

Для объявления статического метода используйте специальное ключевое слово static , за которым следует обычный синтаксис метода: static myStaticMethod () <. >.

При работе со статическими методами нужно помнить два простых правила:

  1. Статический метод может получить доступ к статическим полям.
  2. Статический метод не может получить доступ к полям экземпляра класса.

Например, давайте создадим статический метод, который определяет, был ли уже выбран пользователь с заданным именем.

5. Наследование: extends

Классы в JavaScript поддерживают наследование одним только способом: с использованием ключевого слова extends .

В выражении class Child extends Parent <. >, класс Child автоматически наследует от родительского класса Parent его конструктор, поля и методы.

Например, давайте создадим новый дочерний класс ContentWriter , который расширяет функционал нашего родительского класса User .

Обратите внимание, что приватные члены родительского класса не наследуются дочерним классом.

5.1 Конструктор родителя: super() в constructor()

Если вы захотите вызвать родительский конструктор в дочернем классе, то вам нужно использовать специальный метод super() , доступный в конструкторе дочернего класса.

Например, давайте сделаем так, чтобы конструктор класса ContentWriter вызывал родительский конструктор нашего класса User , а затем инициализировал новое поле posts :

При вызове метода super(name) внутри дочернего класса ContentWriter выполняется конструктор родительского класса User . А за ним вы помещаете код вашего конструктора дочернего класса.

Обратите внимание на следующий ниже пример кода. Внутри конструктора дочернего класса мы сначала должны выполнить метод super() перед использованием ключевого слова this . Вызов метода super() гарантирует то, что конструктор родительского класса заблаговременно инициализирует в экземпляре дочернего, поля и методы класса-родителя.

5.2 Родительские методы в экземпляре дочернего класса: super в методах

Для того, чтобы получить доступ к методу родительского класса внутри метода дочернего, вы должны использовать специальную ссылку на экземпляр родительского класса: super .

Как видно из примера выше, метод getName() дочернего класса ContentWriter обращается к методу super.getName() , который был реализован в родительского классе User . То есть в дочернем классе мы заменяем родительский метод getName() на свой с тем же именем. Этот механизм объектно-ориентированного программирования называется переопределением метода .

Обратите внимание, вы можете использовать ссылку super со статическими методами, то есть получаете доступ к статическим методам родителя.

6. Проверка типа объекта: instanceof

Инструкция вида object instanceof Class определяет, является ли object экземпляром Class .

Давайте посмотрим на оператор instanceof в действии:

Как видим, объект user является экземпляром класса User , поэтому результат выполнения инструкции user instanceof User определяется как true .

Пустой объект <> не является экземпляром User , соответственно , obj instanceof User возвращает false .

Оператор instanceof является полиморфным: он определяет экземпляр дочернего класса как экземпляр родительского.

writer является экземпляром дочернего класса ContentWriter . Поэтому инструкция writer instanceof ContentWriter возвращает true .

В то же время ContentWriter это дочерний класс User . Поэтому writer instanceof User также возвращает true .

Как же быть если вы хотите определить точно экземпляром какого класса является ваш объект? Для этого вы можете использовать свойство constructor вашего экземпляра класса, значение которого вы сравнивается с именем класса:

7. Классы и прототипы

Как мы могли уже убедиться, синтаксис класса в JavaScript отлично справляется с абстрагированием от прототипного наследования. Для описания синтаксиса определения классов с использованием ключевого слова class я даже не использовал термин прототип .

Но тем не менее, как нам известно, классы в Javascript все таки построены на основе прототипного наследования. То есть каждый класс по сути является функцией и создает его экземпляр при вызове в качестве конструктора.

Следующие два фрагмента кода эквивалентны.

Версия класса с использованием ключевого слова class :

Версия кода выше, переписанная с использованием прототипного наследования:

Резюмируя, делаем следующие вывод: синтаксис класса значительно проще для понимания работы кода если вы знакомы только с классическим механизмом наследования, реализованным в таких языках Java или Swift. Поэтому даже если вы используете синтаксис класса для разработки кода в соответствии концепцией объектно-ориентированного программирования в JavaScript, в любом случае, я рекомендую вам хорошенько разобраться в наследовании прототипов .

8. Доступность использования возможностей классов

Новые возможности использования классов, представленные в этом посте, отражены в стандарте ES2015 и предложениям, закладываемым в него на 3 этапе.

В конце 2019 года все, рассмотренные нами в посте, функциональные возможности классов представлены:

  • Публичные и приватные поля экземпляра класса являются частью Class fields proposal ;
  • Приватные методы экземпляра, а также средства доступа ( геттеры и сеттеры ) являются частью Class private methods proposal ;
  • Публичные и приватные статические поля, а также приватные статические методы являются частью Class static features proposal ;
  • Все остальное является частью стандарта ES2015.

9. Выводы

Классы JavaScript инициализируют свои экземпляры конструкторами, определяя их методы, поля, а также их начальные значения. Вы можете прикрепить поля и методы к объявлению класса, используя ключевое слово static .

Механизм наследования реализуется с использованием ключевого слова extends , с помощью которого вы можете легко создать дочерний класс от родительского. Ключевое слово super используется для доступа к полям и методам родительского класса из дочернего.

Тем не менее классы в JavaScript становятся все более удобными в использовании. И в первую очередь это достигается повышением наглядности вашего кода для понимания его работы в случае командной разработки больших приложений.

Существует объект который содержит объекты . В этом объекте есть метод который является конструктором при вызове которого просто добавляет еще объект.

В результате этого "кода") создаются свойства текущего объекта.

Как мне реализовать вызов конструктора и создать новый объект в obj


Не вполне понятно, какой результат Вы хотите получить. Возможно, что-то вроде такого: obj.list3 = new obj.addObj('Kitty','Max','2014-06-03','14:34','bla bla'); ?

@Yaant я имею ввиду в тех объектах которые созданы конструктором ! ` addObj ` А в объектах list1 list2 нету adobj Я ничего против не имею) Я просто учусь и хотелось бы знать.Спасибо!

Да нет, не появляется. Вон внизу два ответа, нажмите "Выполнить код" и убедитесь, что никакого addObj в свежесозданных объектах нет. :)

Читайте также: