Как сделать константу в паскале

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

В данной секции располагаются определенные пользователем константы. Синтаксис объявления констант выглядит так:

Данная секция предназначена для переменных и массивов. Переменные объявляются так:

Тип строка - это тип переменных, который позволяет хранить в переменной любой текст. Объявление строковой переменной:

Операция Описание
s1 + s2 Объединение строк
s1*n Дублирование строки n раз

Операция Описание
a + b Сложение чисел
a - b Разность чисел
a * b Произведение чисел
a div b Целочисленное деление
a mod b Остаток от деления

Декларация переменной типа real:

Пример присваивания переменной данного типа:

Операция Описание
a + b Сложение чисел
a - b Разность чисел
a * b Произведение чисел
a / b Частное чисел

Данный раздел программы содержит все команды, выполняемые при ее запуске. Данная секция программы выглядит так:

Комментарий - это часть кода, которую игнорирует компилятор. Он создается следующим образом:

Массивы - это именованный список элементов одного типа.

P. S. Для работы с массивами существует учебный модуль Arrays.

Статические массивы имеют фиксированный размер. Общий синтаксис объявления данных массивов выглядит так:

, где N - длина массива.

Матрица - это n-мерный список значений, имеющий свой тип и ограниченный некоторыми значениями. Пока будем рассматривать только статические двухмерные и трехмерные матрицы. Перед тем, как перейти к их изучению вспомни таблицы в Excel. Каждая таблица имеет свой размер - ширину и длину. Возьмем за правило ассоциировать двухмерные матрицы с таблицами. Объявление матрицы:

, где N, M количество строчек и столбцов соответственно.

Трехмерный матрицы обладают третьим измерением:

Декларация N-мерной матрицы:

, где A..Z означают количество элементов в соответствующем измерении.

Динамические массивы позволяют управлять количеством элементом в каждом из их измерений во время выполнения программы.

Индекс массива - это номер элемента массива. Индекс может принимать значения [0, N - 1], где N - количество элементов некоторой размерности. Обращение к элементу одномерного массива с некоторым индексом:

Составим таблицу, которую следует запомнить:

Где i, j, k - индексы.

Индексом может быть значение элемента массива:

Вывести текст - это значит отобразить текст на экране. Общий синтаксис для вывода текста выглядит так:

Вывод значений произвольного количества переменных:

Для перехода на новую строку после вывода последнего значения используйте Writeln вместо Write.

Чтение с клавиатуры - это процесс ввода данных с клавиатуры и запись в соответствующий элемент программы этих данных. Элементами программы являются как переменные, так и элементы массивов. Тип данных, вводимых с клавиатуры, должен соответствовать типу элемента, в который записываются данные с клавиатуры. Использование Readln для чтения с клавиатуры и перехода на новую строку:

Общий синтаксис условного оператора if:

Команды . будут выполнены только при истинности условия.

Условные обозначения в программировании операций сравнения приведены в таблице:

Операция Эквивалент в Паскале
≤ (меньше или равно)
≥ (больше или равно) >=
> (больше) >
= (равно) =
≠ (не равно) <>

Общий синтаксис сравнения двух величин:

Оператор case используется для сопоставления значения некоторого выражения с константными значениями:

Если некоторое i-тое константное выражение совпадает с значением выражения, то i-ая группа операторов будет выполнена. Группа операторов после else будет выполнена, если значение выражения не совпало ни с одной из констант. begin - end не нужны, если после двоеточия только один оператор.

Оператор цикла позволяет выполнять группу операторов (или один) циклически пока условие является истинным.

Если второе значение меньше первого - используйте downto вместо to.

Для выхода из цикла можно использовать break:

Для завершения текущей итерации цикла и начала другой используйте оператор continue.

Общий синтаксис описания функции:

Можно устанавливать значение переменной Result для указания возвращаемого значения.

Константы в паскале

На ряду с переменной в паскале существует понятие константы. Что такое константа и в чем её отличие.

Константа это та же переменная за исключением того , что она не меняет своего значения по хожу выполнения программы.

Все константы объявляются в блоке "const" , который следует после названия программы. Константы объявляются подобным образом : Pi = 3.14 ( число пи ). Так как мы знаем , что число пи постоянное и никогда не меняется , то это значение можно занести в константу.

Константы имеют некоторое отличие от переменных в своем объявлении.

Во-первых , тип константы задавать не нужно , так как он задается автоматически исходя из вида записи значения ( Число пи будет вещественным , так как есть запятая ).

Во-вторых , значение константы задается заранее и больше никогда не меняется ( в ходе выполнения программы ). Если мы попробуем изменить значение константы , то получим такую ошибку :

В-третьих , знак = заменяет знак := ( присвоить ). Отличие переменных от констант вы можете рассмотреть ниже

Отличие переменных от констант

Пример использования констант в решении задачи "найти длину окружности".

writeln('Введите радиус круга :');
readln(r);
writeln('Длина окружности = ',2*Pi*r);

На заметку : число Пи также можно получить с помощью функции Pi. ( Подробнее про функции )

HelloWorl

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal.

Виды величин

Обычно, изучение любого языка программирования начинается с программы Hello, world! Но мы с вами займемся этим чуть попозже, потому что сейчас я хочу рассказать вам о величинах и типах данных в Pascal. Что такое величина? Величина — это отдельный информационный объект, хранящийся в памяти компьютера. Существуют две классификации величин. Мы рассмотрим каждую в отдельности.

величины

Более подробно мы поговорим о них в последующих уроках.

В свою очередь числовой делится на два типа.

числовые

Привожу сразу обозначение этого типа в Паскаль

символьные

Символьные тоже делятся на два типа.

величины

Вторая классификация величин.Константа — значение неизменно. Переменная — значение может меняться в течение работы программы. Переменные обозначаются символическими именами, которые называются идентификаторами. Как присвоить значение какой либо переменной? С помощью команды присваивания! Команда присваивания в Паскаль: :=

Первая программа на Pascal

Структура программы в Паскаль

Заголовок

Объявление переменных и констант

Раздел операторов

Ввод и вывод в Паскаль

Для ввода:

И для вывода:

Hello, World на Pascal

Теперь вы готовы написать первую программу.

Ну, тут все понятно. Чтобы разнообразить решение предлагаю решить несколько задачек этого типа.

PascalABC.Net


P.S. Давайте выделим две особенности Pascal:

  1. Паскаль НЕ чувствителен к регистру, то есть и program, и Program, и PrOgRaM для него ничем не отличаются. А потому с самого начала привыкайте писать в нижнем регистре, чтобы при переходе на другой язык программирования не испытывать никаких проблем с этим;
  2. Имя программы в Pascal не играет никакого значения, оно не несет в себе никаких полезных функций. Если хотите вы можете просто не писать ЕГО!

P.P.S. В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux, Mac OS и Windows. А если у вас не Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N.

После компилирования программа закрывается как только выполнит задачу. Нужно чтобы она дождалась нажатия кнопки. Пробовал пару вариантов, но не работает. Подскажите, пожалуйста.

Если вы используете Turbo Pascal, то поставьте после program uses crt; и перед end. readkey;

program aaa;
uses crt;
var a: integer;
read(a);
writeln(a);
readkey;
end.

После begin двоеточие не ставиться.

В объявлении константы есть ошибка: значение не надо присваивать, у константы оно просто равно

P.P.S. В мире наиболее популярны три операционные системы: Linux, Mac OS и Windows. А если у вас не Windows? Какой компилятор выбрать тогда? Об этом мы с вами поговорим в уроке номер N.

Так что же делать обладателям отличных от Windows ОС?

Вообще у вас есть три более-менее простых варианта:

Есть ещё Lazarus

есть wine, virtualbox, online pascalabc. чего надо еще?

WriteLn(‘Текст’) или Write(‘Текст’)
Внутри обычных скобок когда обозначаем текст (НЕ переменную) то ставим ‘ перед и после текста

Спасибо, я создал программу которая общается с пользователем, объединив эти две задачи.
Получилось вот так:

Что делать если установил ABC Pascal, а после запуска не хочет открываться и нормально работать?

А мне не понравилось, что программа не чувствительна к числам, которые заканчиваются на 1,2,3,4. Получилось немного громоздко, но как сократить пока не придумала)

Подскажите, пожалуйста, возможно ли с помощью линейного алгоритма сделать так, что работала команда ввода read(surname)?
Использую PascalABCNET.
После написания такого кода программа не делает того, с чем прошу мне подсказать:

var
name,surname:string;
begin
writeln(‘Введите, пожалуйста, ваше имя: ‘);
readln(name);
writeln(‘Введите, пожалуйста, вашу фамилию: ‘);
readln(surname);
end.

А вы уверены в том, что она не делает?) У вас ведь нигде и вывода нет.

Вы правы, работает. Вчера ночью почему-то не работало. После перезагрузки компьютера заработало. Наверно, что-то не так пошло, потому что тот же самый код запускал. Хорошо, что работает. Думал, что я не понимаю чего-то.

Вспомнил. Дело не только в этом было. Суть в том, что не работал общий код, который был изначально. Именно это там не работало. Эти 2 ввода игнорировались. После вопроса, где нужно ввести 1 или 2 программа переходила на вопрос о возрасте.

var
name, surname: string;
a, age: integer;

writeln (‘Connection…’);
writeln(‘Доброго времени суток, пользователь программы!’);
writeln(‘Вы находитесь в программной среде высшего интеллектуального творчества человечества.’);
writeln(‘Просьба вести себя осторожно, дышать ровно, следовать инструкциям и быть готовым нести ответственность за принятие своих решений.’);
writeln(‘Вы готовы? 1 — Yes/2 — No’);
writeln(‘Введите число:’);
read(a);

case a of
1:writeln(‘Решение о вашем действии записано в информационное пространство Вселенной. Отмена действий невозможна.’);
0:write(‘Большие решения требуют серьёзной ответственности. Когда будете к этому готовы, можете в любой момент обратиться к программной среде.’);
else writeln(‘У вас только одно право на ошибку. Попробуйте ещё раз ввести 1 или 0.’);
end;

writeln(‘Введите, пожалуйста, ваше имя, чтобы программа вам рассказала о его значении: ‘);
read(name);
writeln(‘Введите, пожалуйста, вашу фамилию, чтобы программа вам рассказала о её значении: ‘);
readln(surname);
writeln(‘Сколько вам лет, ‘,name,’?’);
readln(age);

case age of
2..4,22..24,32..34,42..44,52..54,62..64,72..74,82..84,92..94,102..104,122..124:writeln(‘Вам ‘,age,’ года.’);
1,21,31,41,51,61,71,81,91,101,121:writeln(‘Вам ‘,age,’ год.’);
5..20,25..30,35..40,45..50,55..60,65..70,75..80,85..90,95..100,105..120,125,126:writeln(‘Вам ‘,age,’ лет.’);
else write(‘В настоящее время человечеством не доказано, что человек может столько лет жить на планете Земля.’);
end;
END.

Очень здорово, что программа запустилась. Но на будущее: когда вы просите помощи, лучше прикреплять полный код программы/подпрограммы. Иначе такая помощь выполняется почти вслепую.

writeln(‘Введите, пожалуйста, ваше имя, чтобы программа вам рассказала о его значении: ‘);
readln(name);
нужно писать не read, а readln

Язык:
Русский
English

Объявление константы содержит идентификатор , который обозначает константу внутри блока, в котором происходит объявление. Идентификатор константы не может быть включён в своё собственное объявление.

Синтаксис

const идентификатор = значение;
. = .
идентификатор = значение;

Замечания

Выражение "значение", используемое в описании константы, должно быть написано так, чтобы компилятор смог оценить его значение во время компиляции.

В Borland Pascal позволяются постоянные выражения в качестве расширения стандартного Pascal.

Для объявления инициализированной переменной можно использовать типизированные константы . В отличие от нетипизированных констант, при объявлении типизированной константы можно задать и тип , и значение константы. Типизированные константы могут изменяться при работе программы точно так же, как и переменные .

Примеры

(* Описания констант *)
const MaxData = 1024 * 64 - 16;
NumChars = Ord('Z') - Ord('A') + 1;
Message = 'Привет, мир!';

Константы в языке Ада различают на численные и типизированные. Объявление константы без указания типа объявляет численную константу.

Two_Pi : constant := 2.0 * Pi; -- вещественное число
Max : constant := 500; -- целое число
Max_Line_Size : constant := Max / 6; -- целое число 83
Power_16 : constant := 2**16; -- целое число 65_536
One, Un, Eins : constant := 1; -- три разных имени для 1

Численные константы в Аде аналогичны бестиповым константам Borland Pascal, но не могут быть строковыми. Строковые константы в языке Ада должны быть типизированными .

Читайте также: