Как сделать конспект урока по русскому языку

Обновлено: 07.07.2024

Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Цель: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Планируемые результаты:

сформировано умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова

проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (соседу по парте)

понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

выполняет задание по алгоритму;

делает самооценку деятельности на уроке

познавательные

формулирует правило на основе выделения существенных признаков

проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение

составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

слушает и понимает речь других;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Основное содержание темы, понятия и термины. Парные звонкие и глухие согласные звуки, проверочное и проверяемое слово

Образовательные ресурсы:

ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи: литературное чтение – чтение пословиц, русский язык – правописание парных звонких и глухих согласных букв.

Демонстрационный материал: интерактивная доска , учебник русского языка, карточки для индивидуальной, парной работы, картинки (облачко и солнышко) для рефлексии

I этап. Мотивация к деятельности

1.Организационный

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать.

- Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.

Начинаем наш урок.

2.Чистописание

Ребята посмотрите на карту, это не простая карта. На ней изображена страна букв, а каких букв, кто догадался?

Что вы можете об этих буквах? Как они различаются - по звонкости и глухости. Назовите звонкие звуки, глухие. Слайд 2.

Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки звонкие, а мальчики – глухих: б в г д з ж п ф к т с ш

III . Постановка учебной задачи.

1. Проблемная ситуация

- Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать

Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал.

(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)

/Ситуация затруднения/

-Чем эти слова похожи? На конце парный согласный звук

Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем

- Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?

Прослушав стихотворение, вы определите тему урока

В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

-Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)

II этап. Построение проекта выхода из затруднения.

1-Работа в учебнике. Слайд 4. 5.

Посмотрите внимательно на слова, что заметили?

Сравним произношение согласных звуков и букв.

-Как произносятся согласные на конце?

Согласные на конце слов произносятся глухо.

Можно ли им доверять?

-Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице.

- Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.

Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова

- Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово? (Правило написания слова).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд- на льды-

Будешь грамотным и ты.

2. Ребята, а давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.

(плуг, мороз, нос, флаг, стог , лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф)

3. Закрепление изученного материала Слайд 9

Работа с предложением

Начался сильный дож…ь . Вставить букву

- В слове дождь надо писать на конце парную согласную д, потому что…

/Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова/

6. Работа с деформированными пословицами

Где снег, там и след.

Был бы пирог, будет и едок.

Кто ленив, тот и сонлив.

III этап. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.

-Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.

Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег

Взаимопроверка

-Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова?/ Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов/

IV этап. Рефлексия

-Какая была цель урока? /Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова./

-Достигли мы ее? /Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять/

-Оцените свою работу на уроке.

Если вы уходите с урока с хорошим настроением поднимите солнышко. Если настроение не очень, то облачко.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Предлагаемая методическая разработка содержит подробное описание урока с использованием компьютерной презентации. Она поможет учителю проверить теоретические и практические знания обучающихся по данной теме, позволит создать атмосферу активного творческого труда, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся к предмету. Данный материал надолго остается в памяти.

  • Обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;
  • Развивать культуры речи: обогатить лексический запас новыми словами, речевыми конструкциями.
  • Способствовать воспитанию эмоционально чутких людей.

Вопросы будут задавать родители, ученики, учителя. За правильный ответ знатоки получают по жетону.(Учитель достает из конверта текст задания и карточки).

- сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

- проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

- совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

- развивать внимание, мышление, речь учащихся.

- воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ:

1. Обогащение словарного запаса.

2. Формирование навыков монологической и диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма.

3. Повторить признаки текста.

ТИП УРОКА : изучение нового материала

Использованы педагогические технологии :

- технология групповой работы;

Методы урока : интерактивный: взаимодействие в режиме диалога.

Форма организации учебной деятельности : коллективная, групповая, индивидуальная, работ в парах .

Средства наглядности : раздаточный материал (карточки с текстами), презентация.

Оборудование : проектор, экран, карточки.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята!

На прошлом уроке мы вспоминали с вами правила постановки гласной в безударном окончании глагола. Дома вы должны были составить карточку. Покажите, пожалуйста.

Сейчас проверим, как вы усвоили материал. Подпишите листочки. Я буду диктовать текст, вам нужно будет вставить пропущенную букву, выделить окончания, определить спряжение.

К концу зимы в еловых шишках семена созрева..т. Чешуйки у шишек приподнима..тся, и семена высыпа..тся на снег. Там их уже не соб..р..шь. А вот пока семена из шишек еще не высып..лись, соб..рать их самое время .

Давайте проверим, поменяйтесь листочками.

(слайд с проверкой на доске).

  1. Мотивация обучающихся и целеполагание.

Что мы сейчас анализировали? Предложения?

Учитель: при помощи чего слова в предложениях связываются?

Дети: при помощи смысла.

Учитель: какая часть слова помогает согласовывать слова друг с другом?

Дети: ок ончание.

Учитель: слова соединяются при помощи окончаний в предложений, а из нескольких предложений, объединенных одной темой получается?

  1. Учитель: что такое текст? Какую тему мы будем сегодня повторять?

Дети: текст – это одно или несколько предложений, которые связанны друг с другом по смыслу.

  1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных знаний и выработке новых умений.

Учитель: откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока.

Учитель: молодцы! Сегодня нам необходимо не только узнать, что такое текст, но и познакомиться с его составляющими. Для этого давайте перенесёмся в страну текстология. Для путешествия в это стране нам необходим путеводитель. Из-за сильного урагана названия городов рассыпались по всей стране, нам нужно будет вернуть эти названия на свои места. (Раздаю цветок). Для заполнения цветка нам необходимо будет пройти испытания.

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

Всё хорошо в природе, но вода — красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему.

Учитель: прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?

Учитель: поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?

Дети: запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о ком нам рассказывают.

-Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы.

Учитель: какой признак имеет текст?

Учитель: что такое тема текста?

Дети: это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Учитель: о чем говорится в тексте? Как описана вода? Какая тема данного текста?

-В тексте говорится о воде.

Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.

Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.

Признаки текста. Первый признак : предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью . Рисуем.

Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.

Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность. Рисуем.

Учитель: в стране текстология тоже есть школы, в которых учатся ученики. С одним из учеников случилась неприятная история, чтобы помочь ему разобраться в случившемся, давайте послушаем его рассказ.

Я забежал в кабинет, все уже сидели на местах. Я вскочил с кровати и понял, что проспал. Мои одноклассники уже ломали голову над задачками. Услышав надоедливый звонок, я решил посмотреть на часы. Всю дорогу я бежал и думал о том, что сегодня самая важная контрольная по алгебре. Надев на себя разные носки, я еще долго искал по всей комнате свитер.

Учитель: что перепутано в его речи?

Учитель: на каждые две парты у вас есть эти предложения. Составьте из них текст. Работают в мини группах. Читают текст .

Третьим признаком текста является последовательность изложения. Рисуем.

Учитель: можем ли мы подобрать к тексту заголовок? Какой? А что выражает этот заголовок?

Четвертым признаком текста является наличие заголовка, в котором выражается основная мысль. Рисуем.

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста?

Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?

Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль. ( Запись в тетрадь)

Учитель: Давайте мы немного отдохнем.

Когда я буду говорить слово заголовок, покажите над собой домик.

Когда я буду говорить последовательность изложения, покрутите руками.

Когда я скажу тема, обнимите себя.

Когда я буду говорить смысловая законченность, хлопните один раз.

  1. Первичное закрепление умений по использованию на практике новых знаний. Работа с текстом.

Учитель: прослушайте небольшой отрывок из произведения, с которым мы познакомились в прошлом году.

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное для Васютки. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина и, сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное.

Учитель: из какого произведения этот фрагмент? Кто автор?

Учитель: докажите, что это текст. Найдите признаки текста.

Учитель: Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.

  1. Первичная проверка уровня освоенности новых знаний.

Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: я прочитаю 7 утверждений, если вы считает, что на утверждение можно ответить да, то поднимайте зелёную ладошку, если нет, то поднимайте красную.

1. Текст состоит из предложений.

2. К тексту нельзя придумать заглавие.

3. Все предложения в тексте имеют границы.

4. Предложения в тексте не имеют последовательности.

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.

6. Текст нельзя разделить на части

7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.

Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, и мне хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились. Для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому поставлю оценки.

алгоритмы на уроках русского языка в гимназии 56

Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.

Работу над составлением алгоритмов обычно провожу на уроке после знакомства с правилом. Иногда даю готовый алгоритм целиком, иногда постепенно, шаг за шагом, путем наводящих вопросов вывожу учеников на самостоятельные составления алгоритма. Это способствует развитию логического мышления ребят. Поэтому им понятен ход рассуждений и многие простые алгоритмы они могут составлять сами. Составление алгоритма заставляет ученика думать, а не получать готовый результат. Затем я провожу работу по закреплению на многократном повторении действий. Вначале проводится устная работа, а затем письменные упражнения.

Таким образом, использование алгоритмов на уроках русского языка способствует повышению качества знаний учащихся по русскому языку, совершенствованию орфографической грамотности, а это приводит к повышению качества знаний по предмету.

В своей работе я использую алгоритмы уже в 5-м классе. Учащиеся заводят тетради для правил, которые постепенно заполняются таблицами, схемами, алгоритмами, примерами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.

Читайте также: