Как сделать конспект по обществознанию 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Что такое общество, какие существуют сферы общественной жизни, есть ли нормы поведения в обществе?

Урок 6: Неравенство в обществе

Проживая в обществе, люди занимают в нем неодинаковое положение, которое делает их жизнь различной

Урок 7: Духовная сфера жизни

Духовная сфера общества ответственна за сохранение и передачу духовных и других ценностей

Урок 8: Что такое гуманизм

Умение сострадать, понимать других людей и видеть в них равных - вот, что значит человечность

Урок 9: О государстве

Когда появились первые государства, какие государства существуют сегодня и для чего?

Урок 10: Власть государства

Особое влияние на развитие общества оказывает власть государства. Что это такое и как она функционирует?

\u041f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430\u00a0- \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0443\u0436\u043d\u044b \u0432 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c. \u042d\u0442\u043e \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0431\u044b\u0442\u044c \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438, \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c, \u043a\u0430\u043a\u0438\u0435-\u0442\u043e \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u044b, \u043b\u044e\u0434\u0438, \u0431\u0435\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0445 \u0436\u0438\u0437\u043d\u044c \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0434\u0438\u0441\u043a\u043e\u043c\u0444\u043e\u0440\u0442\u043d\u043e\u0439.

\u041f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0443\u043d\u0438\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b \u0442\u0435\u043c, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e \u0438\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u0438\u043a \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0436\u0438\u0432\u044b\u0445 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432. \u041f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0437\u0430\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u0434\u043b\u044f \u0442\u043e\u0433\u043e, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u043f\u0438\u0449\u0443 - \u043e\u0445\u043e\u0442\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f, \u0432\u044b\u0440\u0430\u0449\u0438\u0432\u0430\u0442\u044c, \u0441\u043e\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u044c \u043f\u043b\u043e\u0434\u044b, \u0438\u0434\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u0432 \u0441\u0443\u043f\u0435\u0440\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0440\u044b\u043d\u043a\u0435 \u0438 \u0442\u0430\u043a \u0434\u0430\u043b\u0435\u0435.

\u041f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0435\u0441\u0442\u044c \u043d\u0435 \u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0443 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430, \u043d\u043e \u0438 \u0443 \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u0445, \u0432\u0435\u0434\u044c \u044d\u0442\u043e \u0433\u0435\u043d\u0435\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u044b, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u044b \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0432\u043e\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u044b.

\u0421\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f, \u0447\u0442\u043e \u0435\u0441\u043b\u0438 \u0443 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439, \u0442\u043e \u043e\u043d \u0438 \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u0435\u0435. \u0410 \u0447\u0435\u043c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0439, \u0442\u0435\u043c \u0432\u044b\u0448\u0435 \u0435\u0433\u043e \u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0435\u043d\u0442\u043e\u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0431\u043e\u0440\u044c\u0431\u0435 \u0437\u0430 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435.

\u041a\u043e\u043d\u0435\u0447\u043d\u043e \u043f\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0432\u044b\u0438\u0433\u0440\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442 \u0432\u0441\u0435\u0445 \u0436\u0438\u0432\u044b\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u043c\u043e\u0432, \u043e\u0431\u0438\u0442\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430 \u0417\u0435\u043c\u043b\u0435.

\u0412 \u0447\u0435\u043c \u0435\u0449\u0435 \u043e\u0441\u043e\u0431\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439?

\u0410) \u043e\u043d\u0438 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u044b \u0441 \u043d\u0430\u043b\u0438\u0447\u0438\u0435\u043c \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0435\u0443\u0434\u043e\u0432\u043b\u0435\u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438.

\u0411) \u043e\u043d\u0438 \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432\u043e\u0441\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u044f \u043c\u0438\u0440\u0430 (\u0444\u0438\u043a\u0441\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442 \u0432\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0445 \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0430\u0445, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043c\u043e\u0433\u0443\u0442 \u0443\u0442\u043e\u043b\u0438\u0442\u044c \u0435\u0433\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0447\u0435\u043c-\u0442\u043e).

\u0412) \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u043e\u043f\u0440\u043e\u0432\u043e\u0436\u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u044d\u043c\u043e\u0446\u0438\u044f\u043c\u0438.

\u0413) \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0432\u043e\u0437\u0440\u0430\u0441\u0442\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441 \u044d\u0432\u043e\u043b\u044e\u0446\u0438\u0435\u0439.

\u0414) \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0443\u044e\u0442 \u0438\u0435\u0440\u0430\u0440\u0445\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0443\u044e \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0443, \u0438 \u043a\u0430\u0436\u0434\u0430\u044f \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438.


В начале урока надо обсудить феномен детей-маугли (3-4) - можно ли их назвать людьми в полном смысле? Далее разбираем два понятия личность (5-10) и индивидуальность человека (11-16). Важно объяснить детям разницу между ними: индивидуальность дается человеку с рождения, личностью человек становится в процессе жизни в обществе. В задании на закрепление ребята могут проверить, как они хорошо в этом разобрались. Далее обсуждаем, какой должна быть сильная личность и как самому стать сильнее духом (17-20).


Человек и его деятельность.

Начинаем урок с обсуждения, чем деятельность человека отличается от активности животных, приводим определение понятия (3-6). Далее можно рассказать детям об этапах деятельности: мотив --> цель --> средства --> результат (7-11) и показать их на примере профессиональной деятельности. Какая, например, цель у повара? И какими средствами он ее добивается? Каков результат? (таблица, слайд 11) Далее говорим о видах деятельности и приводим красочные примеры (13-15). В конце урока можно предложить ученикам решить кроссворд.


Потребности человека.

С помощью забавных заданий на слайдах повторим д.з. (3-5). Далее переходим к определению понятия "потребность" и видам потребностей (7-12). Обсудим, какие потребности отличают современного человека (13-14), как потребности толкают человека на поступки (15-16). Очень непросто объяснить ученикам такие категории духовного мира, как суждения (1 мысль), умозаключения (вывод из нескольких мыслей), разницу в оттенке понятий "чувство" и "эмоция" (слайды 17-20).


Человек познает мир.


На пути к жизненному успеху.

На этом уроке мы с детьми говорим о том, что такое счастье и как его достичь. Начинаем с философских ноток (3-5). Дальше ученикам предлагаются слайды, на которых предложены варианты жизненного успеха и пути к нему (6-7). Большой интерес представляет таблица (8), заполняя которую ученики могут представить разные типы личности. Например, жизненный успех карьериста связан только с работой, а у семьянина все мысли сосредоточены на близких и их благе. Оставшуюся часть урока обсуждаем с детьми, как правильно выбрать профессию, чтобы она помогал в достижении успеха в жизни (9-21). В конце урока предложите ребятам психологический тест, который выявит, к какой роли в коллективе они тяготеют.


Межличностные отношения.

Тема очень объемная, ее можно давать 2 урока. Сначала определяем понятие "межличностные отношения" и их виды (4-5). Далее говорим о чувствах, которые возникают у людей в процессе взаимодействия (таблица 6, 7-8, 15-16). Очень интересная страничка урока посвящена понятию "стереотип" (9-14). Надо показать ребятам, как ложный, заведомо созданный образ мешает нам узнать настоящего человека. Далее обсуждаем формы отношений, т.е. степень близости отноешний людей: приятельство или дружба (17-22). Далее поговорим о стиле отношений - деловой или личный (23-25). На эту тему ребятам предлагается много интересных заданий и информации к размышлению (26-38).

Цель урока: проверить степень усвоения учащимися учебного материала по четырем сферам общественной жизни, обобщить и структурировать изученный ими ранее материал.

Планируемые результаты:
На уроке учащиеся смогут:

А) в области знаний:
1. называть 4 сферы общественной жизни и раскрывать смысл каждой из них;
2. характеризовать Российскую Федерацию как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское государство;
3. оперировать понятиями, относящимися к экономической и социальной жизни общества
4. раскрыть значимость духовной сферы общественной жизни;
2. структурировать имеющиеся знания об организации общественной жизни.

Б) в области умений и навыков проявить:
1. умение работать в малых группах;
2. умение соотносить изображения с той или иной сферой общественной жизни, к которым они относятся;
3. умение исследовать, систематизировать имеющийся материал и выделять главное;
4. умение высказывать собственное мнение;
5. умение переводить словесную информацию в символический вид.

Оформление: ватманы, цветные карандаши, ручки, клей, правила, конституции, раздаточный материал (картинки для распределения их по сферам общественной жизни и оформления рабочего листа), презентация, кроссворды на каждую команду, карточки с терминами, цветные листы для выполнения заданий, магниты для закрепления ватманов на доске в конце урока.

План урока:
1. Организационный момент (3 мин)
2. Мотивация к работе в малых группах (2 мин)

1. Организационный момент
Приветствие.
К началу урока парты уже сдвинуты и образованы рабочие места на 5 малых групп, в каждой по 6-7 человек. Разделение ребят на малые группы. Учащиеся садятся по своему выбору.

2. Мотивация к работе в малых группах
Сегодня нас ждет необычное и очень увлекательное путешествие, мы погрузимся в жизнь общества, неотъемлемой частью которого является каждый из нас. А пролагать тропы мы будем не каждый в одиночку, а небольшими группами и та группа, которая быстрее и более правильным путем пройдет всю дистанцию, намеченную на сегодня, будет признана победителем.

Ваши работы будет оценивать жюри. У вас на столах лежит Кодекс команды, за нарушение которого будут снижаться заработанные баллы.
Учитель читает правила:

Кодекс команды
1. Каждый стремится создать дружескую атмосферу.
2. Никто ничего не выкрикивает просто так, если возникает вопрос, то нужно поднять руку!
3. Когда выступает другая команда, необходимо внимательно слушать, о чем она говорит, ни в коем случае не перебивать.

P.s. За несоблюдение командой этих несложных правил, будут сниматься заработанные баллы.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам: подсказывает, рекомендует, одобряет, советует.

Подсказка – некоторые из данных прилагательных мы называли на позапрошлом уроке обществознания

(демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское)

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

Во время выполнения задания учащимися учитель подходит ко всем командам.

Каждая команда выходит к доске, ребята вместе с учителем закрепляют ватманы на доске, каждая команда говорит свое название, а учитель вместе с жюри, подсчитывает количество правильно выполненных заданий.

4. Подведение итогов, рефлексия.
В зависимости от успешности выполнения заданий учитель оценивает работы групп. Учащиеся делятся впечатлениями.

5. Домашнее задание
Составить развернутую схему "Сферы общественной жизни".
Возможен следующий вариант – если в ходе урока обнаруживается, что учащиеся не успевают выполнить задание по духовной сфере, то можно предложить им выполнить данное задание дома.

Читайте также: