Как сделать конспект по географии

Обновлено: 05.07.2024

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Представленная тема не новая, но актуальная. Актуальность обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов сокращается, а программа остается прежней, и все мы испытываем катастрофическую нехватку времени на уроках.

В методике географии накоплен значительный опыт применения различных технологий обучения одна из них технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов) – ЛОС или ЛОК.

Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы. Учителями-практиками эта технология хорошо разработана, опубликовано немало статей и даже книг для учителя, где представлены опорные конспекты по целым курсам (например, 7 и 8 кл.).

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предлагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

  • Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
  • Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
  • Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
  • Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал.

Рассмотрев определение опорного конспекта, выделим основные Принципы составления ОК:

  • лаконичность (не более 80-100знаков)
  • структурность (должен состоять из блоков)
  • акцентирование основного смысла (цвет, шрифт)
  • унификация условных знаков
  • оригинальность
  • разнообразность - монотонность "выключает" внимание;
  • Связь с текстом учебника (можно указывать и страницы)

В хорошей символической схеме учебный материал так подан, что повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и стройность.

  • Сжимает информацию
  • Облегчает понимание новой информации
  • Активизирует учащихся
  • Экономит время
  • Упрощает процесс запоминания новых терминов
  • Наглядно демонстрирует связи между природными компонентами
  • Помогает выделять главное
  • Благотворно действует на психологический климат урока

Виды опорных сигналов

  • Смысловые
  • Ассоциативные
  • Аббревиатурные
  • Графические

Формы опорных сигналов

  • Схемы
  • Таблицы
  • Диаграммы
  • Ассоциативное поле
  • Опорный конспект
  • Алгоритмы

При построении опорных конспектов целесообразно соблюдать ряд условий:

  • Определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися.
  • Разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации.
  • Общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта.
  • Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.
  • Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.
  • При построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании опорных сигналов (ОС) и условных обозначений (УО). Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.
  • Цвета при раскраске ОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам.
  • Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.

Опорные материалы помогают преподавателю:

Использование опорного конспекта помогает учащимся:

  • освоить основные знания по географии.
  • процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания,
  • вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала,
  • многократно повторять его.
  • регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки, полезные для дальнейшего обучения.

Важно научить школьников работать с опорным конспектом.

Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.

Виды работы с ОК

- поэтапное объяснение нового материала учителем;

- самостоятельная расшифровка ОК при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

- создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;

- фронтальное закрепление по блокам.

- фронтальный контроль усвоения конспекта;

  • Второе повторение (обобщение и систематизация):

- индивидуальный устный, письменный контроль;

- взаимоопрос и взаимопомощь;

При работе с ОК возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:

1. Подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ОК, который является дидактической карточкой.

2. Поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям.

4. Самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.

Методика опорных конспектов - перспективный метод ,т.к. развивает логическое мышление, память ,монологическую речь, вырабатывает навыки анализ, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности учеников.

Применение опорного конспекта позволяет сгладить отрицательные стороны традиционного обучения, т.к. обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.

Учебный процесс, построенный с использованием опорных конспектов, предполагает возможность ответа ученика (на первом этапе обучения) по опоре (читает ответ), когда школьник испытывает меньше страха, скованности, дает лучшие результаты. Опора становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминания или воспроизведение заданного, а на суть размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Данная система опроса и оценивания знаний исключает двойку как оценку.

По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.

Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.

Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

Опыт моей работы по данной методики показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Сегодня появились новые веские аргументы в защиту опорного конспекта.

  1. Заметно изменилась психология нашего восприятия информации. Едва ли не ежеминутно мы убеждаемся в том, что за небольшим по объему, но выразительным, умело составленным текстом – будущее. А ведь по большому счету ОК – это реклама учебного материала.
  2. Все более широкое применение в обучении находят компьютеры. Компактная опора весьма органична на экране монитора. Ее легко можно создавать и изменять в современных текстовых процессорах. С ней можно работать, применяя самые передовые информационные технологии. Компьютер дал возможность организовать информацию, преподносимую ученику как гипертекст. Информация может быть избыточна на несколько порядков, но не захлестнет ученика. Тот, пустившись в свободное плавание, при помощи ссылок выбирает свой путь, по которому ему продвигаться вперед хочется и нравится. Отправной точкой в этом путешествии может служить опорный конспект - идеальная Главная страница раздела или темы. Вызывает удивление, что составители электронных наглядных пособий не обратили внимания на эту уникальную возможность ОК.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества на технологическом уровне.

Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним - это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система. Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.

Хочу поделиться своим опытом работы по данной технологии.

В курсе 6 класса, мною используются готовые опорные конспекты, которые я составляю сама и предлагаю учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учитывая сокращение часов отведенных на изучение географии в 6 классе и на большой объем изучаемого материала, данная технология помогает решить проблему. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.

В 7 классе при изучении материков, начинаем строить опорные схемы сначала совместно, затем самостоятельно. При этом каждый вправе сам подобрать необходимые условные знаки для своей схемы. При изучении первого материка – Африки – составляем схему вместе, затем кто усвоил, продолжает самостоятельно. Порядок выполнения работы: рисуем контур материка схематически (от руки, глядя на карту); затем наносим и подписываем все компоненты соответствующие географическому положению: условные линии (экватор, 0 меридиан, тропики, полярный круг); океаны, крайние точки, полуострова, заливы, проливы и т.д. На следующий урок схема дополняется: тектоническое строение, рельеф, климатические особенности, внутренние воды. Тема природные зоны оформляется таблицей. Народы и страны – опорный конспект.

Уже на протяжении многих лет я использую в преподавании географии ЛОС и ЛОК. Опыт работы показывает, что обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учеников.

Обучение приемам графического конспектирования имеет определенное практическое значение, так как находит применение в работе учеников с различными источниками знаний, как по географии, так и по другим предметам.


Выпиши только, основное, то что после каждого подпункта.


Короче то, что жирным шрифтом написано)).


Помогите написать конспект по географии на тему ИНТЕРЕСНОЕ СОБЫТИЕ?

Помогите написать конспект по географии на тему ИНТЕРЕСНОЕ СОБЫТИЕ.


Как хорошо учить конспект тексиы и?

Как хорошо учить конспект тексиы и.

Дайте нормальный ответ от отличника пожалуйста у меня здесь проблема никак не могу выучить конспект по географии(.


Мини конспект по географии на тему как древние люди представляли себе Вселенную?

Мини конспект по географии на тему как древние люди представляли себе Вселенную.


Краткий конспект по географии про Украину, помогите пожалуйста?

Краткий конспект по географии про Украину, помогите пожалуйста.


Нужен конспект по географии срочно?

Нужен конспект по географии срочно.

На тему топлевная промышленность.


Слои земли география конспект?

Слои земли география конспект.


Основные факторы формирования почв?

Основные факторы формирования почв.

Подробный конспект по географии.


Сделайте пожалуйста конспект по географии по теме "Географическая оболочка"?

Сделайте пожалуйста конспект по географии по теме "Географическая оболочка".


Развёрнутый Конспект по Географии на тему : "Строение земли?

Развёрнутый Конспект по Географии на тему : "Строение земли.


Конспект по географии 6 класса по теме Природный комплекс?

Конспект по географии 6 класса по теме Природный комплекс.


На острове Врангеля ровно 21 00. 100%.


На острове Врангеля 20 : 00.


1) Найти разницу давлений : 760 - 650 = 110 мм рт ст 2) Давление падает на 100 метров на 10 мм рт ст 3) Следовательно : (110х100) / 10 = 1100 метров высота горы.


Попробую Первый сосед - Турция Второй сосед - Армения Третий сосед - Россия Четвертый сосед - Грузия Сама страна - Азербайджан Президент - Гейдар Алиев.


Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и мореплавателей, ученых - географов постепенно создавалась обобщенная картина совреме..


Эта граница называется : атмосферный фронт.


1)Россия 2)Китай 3) США 4) Германия 5) Великобритания но это не точно.


В 2 или в 8 часовом поясе.


Првильный ответ будет А.


Не очень понял Ваше задание, но думаю что решается так : градус / 24 часа = 75 / 24 = 3, 12 (3 часа, 12 минут)? Надеюсь помог, удачи : ).

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Хороший конспект – палочка-выручалочка для любого студента. Он незаменим при подготовке к докладу, семинару или зачетам и экзаменам, когда надо быстро восстановить в памяти всё изученное в течение семестра или в рамках модуля. Существует множество вариантов ведения записей, план-конспект – один из наиболее эффективных способов работы с литературой.

Что такое конспект-план

План-конспект – это краткий пересказ прочитанного, сделанный в форме плана. Его отличают лаконичность, высокая скорость и простота составления. В результате из текста выбирается главное, информация четко структурируется, а запоминание большей части материала происходит еще на этапе знакомства с ним.

План-конспект незаменим, когда необходимо быстро и эффективно подготовиться к докладу или выступлению.

Чаще всего его используют в изучении и преподавании гуманитарных дисциплин.

Как составлять

Конспект

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Причины Первой мировой войны

Пример плана-конспекта

Конспект-плана

  1. Важность письменности для человечества.
  2. Государства, в которых впервые появилось письмо.
  3. Развитие в средние века.
  4. Значение для науки.
  5. Письменность в современном обществе.
  6. Выводы.

В процессе работы полученные пункты становятся подзаголовками и обрастают материалом, раскрывающим их суть. Например:

И так – до полного заполнения подзаголовков соответствующей информацией.

Освоение техники составления плана-конспекта позволяет отточить мастерство и эффективность самостоятельной работы с текстом, уменьшить потери времени и сил на подготовку к занятиям.

Читайте также: