Как сделать конспект по биологии 6 класс

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Автор: Бубновская Татьяна Владимировна, учитель биологии ГБОУ СОШ №355 г.Санкт-Петербурга

Данная разработка урока составлена для 6 класса УМК В.В.Пасечника, но может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Для закрепления материала используются загадки о плодах, которые рассматриваются с точки зрения биологических знаний и позволяют формировать устойчивый интерес к предмету. На уроке используется мультимедийный проектор с видеорядом различных плодов растений и способами их распространения.

Цели:

- Сформировать представления о разнообразии плодов и способах их распространения;

- Формировать устойчивый интерес к предмету;

- Развивать познавательную активность учащихся;

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (карточки с загадками, иллюстрации плодов, коллекции семян.

План урока:

1. Повторение (с использованием видеоряда растений)

- На какие систематические группы можно разделить все покрытосеменные растения? (Класс Двудольные и Класс Однодольные)

- Органы цветковых растений. (Корень, стебель, лист, цветок, плод)

- Признаки двудольных и однодольных растений.(Запас питательных веществ находится в 2 семядолях или в эндосперме, жилкование листьев сетчатое или дуговое, параллельное, корневая система стержневая или мочковатая)

- Особенности строения семян двудольных растений. (Семенная кожура, зародыш- 2 семядоли, корешок, стебелек почечка с листочками)

- Особенности строения семян однодольных растений. (Околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, эндосперм, зародыш - 1 семядоля, корешок, стебелек, почечка с листочками)

Новый материал.

1. Многообразие плодов.

Плод – это генеративный орган, характерный для покрытосеменных растений. Он служит для формирования, защиты и распространения семян. Выделяют плоды сочные и сухие, односемянные и многосемянные.

(смотри таблицу в приложении)

2) Приведите примеры таких типов плодов.

- Костянка (сочный односемянный плод) - слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.

- Ягода (сочный многосемянный плод) - черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.

- Яблоко (сочный многосемянный) - яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.

- Померанец (сочный многосемянный) - цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).

- Тыквина (сочный многосемянный) - тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.

- Семянка (сухой односемянный плод) - подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.

- Зерновка (сухой односемянный ) - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).

- Орех (сухой односемянный) - кокос, лещина, фундук.

- Крылатка (сухой односемянный) - клен, липа, ясень, вяз.

- Боб (сухой многосемянный плод) - бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)

- Стручок (сухой многосемянный ) - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).

- Коробочка (сухой многосемянный ) - белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.

3) Распространение плодов и семян (демонстрация с использованием мультимедийного проектора)

Основные способы распространения семян: водой, ветром, насекомыми, птицами, животными, саморазбрасыванием.

Плоды и семена имеют приспособления, которые помогают при распространении тем или иным способом (например, парашютик у одуванчика помогает распространению ветром).

Проверка полученных знаний в форме теста.

Признаки плодов и семян

1. Плоды имеют сочную мякоть

2. Плоды имеют перистые волоски

3. Плоды и семена мелкие, легкие

4. Плоды имеют крючочки

5. Плоды имеют плавательные (воздушные) мешочки

(Ответ: 1 - 3; 2 - 1; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 2 )

4) Закрепление материала (Загадки)

- В золотой клубочек

- В сенокос - горька,

А в мороз - сладка.

- Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него,

И не будет ничего.

- Выпускает он листы

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдешь,

На себе их все найдешь.

(Лопух, репей – семянка)

- В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

- На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…

- В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только жаркие лучи

У него не горячи.

- Кафтан на мне зеленый,

А сердце – как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

(Арбуз – тыквина, ягода)

- На сучках висят шары –

Потемнели от жары.

- Круглое, румяное, я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

- Голова - на ножке,

В голове – горошки.

- Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце потемнела я,

И вот теперь я спелая.

- Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

- Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

- Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком

Ну-ка, кто со мной знаком?

- Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина – сложный плод (соплодие). Тип плода – костянка.)

5) Д/з: параграф 30, 31. Загадки, пословицы, поговорки о плодах. Придумать примеры растений, имеющих перечисленные типы плодов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии на тему "Введение" составлен для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115) по учебникам "Биология" под редакциями Р. Алимкулова и К.Жунусова. Учащиеся работают индивидуально, фронтально, в парах и группах на разных этапах урока, выполняя задания разного характера,способствующие развитию логического мышления, творческой и познавательной активности школьников. Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Поурочный план

Класс ____6 -ые____

Предмет: биология

Тема урока Введение

Тип урока изучение нового материала с первичным закреплением.

Цель урока познакомить учащихся с наукой о живых организмах – биологии, наукой о растениях - ботаникой.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о новой науке - ботанике, организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний, придать занятию творческий характер;

Развивающие: развивать представление о растении как живом организме, логическое мышление; создать условия для развития у учащихся высокой концентрации внимания, скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, способности анализировать информацию с позиции логики;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, в парах и в группах.

Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.

Содержание учебного материала

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

II . Зна II . Знакомство с

IV . Физминутка для глаз (музыкальная).

VI . Подведение итогов урока.

Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам

Рассмотреть учебник, познакомиться с его структурой, с тетрадью.

А). Общие сведения о биологии (слайд 1).

Учебники 6-8 классов все называются "биология" (демонстрация учебников).

Но оказывается, каждый из них посвящен изучению разных объектов:

в 6 классе - растения, бактерии, грибы;

в 7 классе - животных,

в 8 классе - организм человека.

Ребята, как вы думаете, с какого раздела мы начнем изучать биологию?

Правильно, в 6 классе мы будем изучать раздел биологии - ботанику,

в 7 классе - зоологию, а в 8 классе - анатомию.

А в 9 -11 классах мы будем с вами изучать общую биологию, рассматривающие общебиологические закономерности.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

Вспомните, какие царства существуют на Земле?

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

Б). Характеристика царства растений (слайд 5).

Каждый из нас привык к тому, что его окружают растения. Это цветы на клумбах, разнообразные растения в саду и огородах, деревья и кустарники в лесу и парках.

Скажите, ребята, а какая наука занимается изучением растений?

Все растения изучает наука, которая называется ботаника. Ботаника- слово греческого происхождения, ботане - трава, растение (запись в тетради).

Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам -

Карл Линней – основоположник систематики растений и животных.

Как вы понимаете такое название?

В. Общие признаки живых организмов.

Какими бы разнообразными ни были живые организмы, они имеют общие признаки.

Работа в парах по заданиям:

Используя свои знания из курса естествознания, перечислите и запишите их в тетради.

(дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост и развитие).

2. Используя учебник 6 класса на странице 4 под редакцией Р.Алимкулова, выпишите,

- что еще объединяет живые организмы? (клеточное строение).

- На какие группы делятся живые организмы по количеству клеток? (одноклеточные или простейшие и многоклеточные) (слайд 7).

Г). Черты различия растений и животных (слайд 8).

Работа в группах по заданию:

Д). Роль растений в природе и жизни человека (слайды 9 – 14).

Как вы думаете, давно человек знаком с миром растений?

(Учащиеся высказывают свои предположения о применении растений в Древнем Египте, Древней Греции, о земледелии древних ацтеков).

Работа в группах:

Используя материал учебника на стр. 4 – 5 под редакцией Р.Алимкулова, в виде кластера составьте

1 и 3 группы - значение растений в природе;

2 и 4 группы – значение растений в жизни человека.

Дают пищу животным

Задерживают рост оврагов и движение песков

Участвуют в поддержании полноводия рек

Хвойные выделяют фитонциды

Для человека

Дикорастущие – резерв для получения новых сортов

Познавательное значение (ботанические сады)

Д). Охрана растений (слайды 15 – 19).

После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:

Знаете ли вы, что такое Красная книга?

Для чего она создана? Какие растения охраняются в Казахстане?

Сколько заповедников в РК?

1. Работа в группах по заданию (слайд 21):

2.Откуда растения получают питательные вещества?

3.Как отличить растение от других живых организмов?

4. Какова роль растений в природе?

5. Как называют растения, которые выращивает человек?

6. Какова роль растений в жизни человека?

7. Почему растения считают источником здоровья?

8. Как называют растения, растущие без участия человека?

Биология – наука о живых организмах. Ботаника – наука о растениях. Живые организмы делятся на одноклеточные и многоклеточные. Чтобы сохранить нормальные условия для жизни человека, приходится восстанавливать разрушенную природную среду. Сделать это могут лишь люди, хорошо знающие законы природы. Знание биологии помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Творческие задания по выбору:

Какие растения выращивают для того, чтобы иметь натуральные ткани и нитки для пошива рубашек, джинсов, курток и другой одежды? Расскажи о них. (электронная презентация приветствуется)

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

- Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?

5.1. Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфатической системы стр.

5.2. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека

5.3. Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека

5.4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой

5.5. Анализаторы. Органы чувств. Высшая нервная деятельность

Раздел 6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

6.2. Развитие эволюционных идей. Движущие силы, элементарные факторы эволюции. Синтетическая теория эволюции


На этом уроке вы изучите буквально все вокруг - небо, землю, моря и океаны, животных и растения, поймете суть предметов и явления природы.



Урок
Клетка- основа жизни

В этом уроке вы узнаете как устроены клетки животных и растений, в чем их различия, а также познакомитесь с интересными фактами.

Яркая графика и интересные картинки не оставят тебя равнодушным!



Урок
Ткани растений

В этом уроке мы узнаем какие бывают ткани растений, познакомимся с их функциями и поговорим об особенностях клеток растений



Урок
Ткани животных

Сегодня мы поговорим о многоклеточных животных, которые состоят из миллиардов клеток.



Урок
Вирусы

Сейчас ты узнаешь о маленьких и опасных существах- вирусах! :)



Урок
Бактерии

Сегодня мы поговорим о самых многочисленных обитателях нашей планеты!



Урок
Грибы

Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным



Урок
Водоросли. Мхи. Лишайники

Эти растения можно назвать самыми ленивыми, ведь пока их сородичи эволюционировали, они миллионы лет спокойно оставались в своей изначальной форме.



Урок
Плауны. Хвощи. Папоротники

Плауны и хвощи - многолетние вечнозеленые травянистые растения!



Урок
Строение семени. Плод

Семя - структура растения, которая служит для его размножения и расселения. Плод защищает семена от повреждений, питает их и помогает расселяться.



Урок
Голосеменные

Растения, которые выживают в суровых условиях, при отрицательных температурах и с минимальным количеством влаги!



Урок
Корень. Побеги. Стебель и почки

Сегодня мы узнаем, что такое корень, побеги , стебель, почки. А также о том, что усики у гороха - это видоизмененные сложные листочки!



Урок
Строение листа

Лист - это видоизмененный побег. Лист очень важный орган растения, например, любой комнатный цветок может погибнуть, если большая часть листьев у него пострадала.



Урок
Цветок и соцветие

Сегодня вы узнаете, что такое цветок и зачем он нужен растению.



Урок
Химический состав растений

А вы знаете, что некоторые растения способны накапливать разные химические элементы? Такие растения есть, например, морская капуста, в которой содержится йод.



Урок
Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях

Даже одноклеточные растения, такие как водоросль хлорелла, дышат, хотя и живут в воде.



Урок
Систематика растений. Классы цветковых

В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.



Урок
Семейство Крестоцветных и Розоцветных

В этом уроке мы поговорим о наиболее часто встречающихся классах Крестоцветных и Розоцветных. Крестоцветные также называют капустные, а Розоцветные - это фрукты и ягоды.



Урок
Семейство Бобовых, Пасленовых и Астровых

Сейчас мы познакомимся с очень важными для человека растениями! Достаточно назвать такие культуры, как подсолнечник, горох, фасоль, соя, картофель, томат и т. д.



Урок
Семейство Лилейных и Злаковых

Сегодня мы узнаем о представителях, характеристиках семейства Злаковых и Лилейных.



Урок
Растительные сообщества

Сегодня мы узнаем о том, почему в природе растения не растут изолированно, о взаимодействиях растений в сообществе, также о смене растительных сообществ.



Урок
Экофакторы и группы

В этом уроке вы познакомитесь с экологией - наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой.



Урок
Размножение растений и животных

В этом уроке мы узнаем как разные организмы воспроизводят себе подобных


Лэйдл предлагает пройти онлайн-уроки биологии за 6 класс. Мы тщательно изучили школьную программу, выбрали самые ценные сведения и структурировали их по темам. Вам остается лишь выделить время и начать обучение в режиме онлайн.

Темы уроков по биологии охватывают весь растительный и животный мир, знакомят ребенка с окружающим миром, строением и особенностями его обитателей. Ребенку предстоит узнать о природе вирусов и бактерий, цветах и деревьях, подводных растениях.

3 причины выбрать Лэйдл

  • Четкий план.
    Все занятия имеют четкую структуру, благодаря чему ребенок не запутается в изложенной информации и с легкостью освоит школьную программу за 6 класс. Опытные преподаватели Лэйдл также заполнили некоторые пробелы и добавили в курс множество интересных фактов.
  • Дополнительные материалы.
    Нам удалось упростить процесс обучения, сделать его интересным и занимательным. Для этого мы снабдили уроки фото- и видеоматериалами.
  • Доступные знания.
    С этого момента вам не нужно тратить время на поиск информации в Интернете. Все самые важные сведения по биологии собраны в тематических уроках – просто читайте и запоминайте.

Зарегистрируйтесь на нашем сервисе сегодня, и уже завтра ваш ребенок начнет свое онлайн-обучение по биологии!

Читайте также: