Как сделать конспект 5 класс биология

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

План-конспект открытого урока по биологии в 5 классе на тему "Три среды обитания живых организмов".

Содержимое разработки

МБОУ Воронцовская ОШ

Учитель биологии Пеперева З.А.

План-конспект урока биологии в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Три среды обитания живых организмов.

Тип урока: урок изучения нового материала (формирование новых знаний).

Вид урока: урок – исследование; постановка и решение учебной задачи.

Формы работы: индивидуальная (в классе одна ученица).

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, преобразования информации.

Технология: проблемного обучения, развивающего обучения, здоровьесбережения.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать воображение учащейся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в паре с учителем.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьницы положительные личностные качества, любовь к природе, самостоятельность, дисциплинированность.

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Учебные задачи:

1. Познакомить обучающуюся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.

2. Выявить особенности каждой среды обитания.

3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

4. Определить уровень усвоения школьницей учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с учителем в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре с учителем; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по фото, чучелам, коллекциям и рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Оборудование к уроку:

3. Чучела птиц, коллекции насекомых, фото животных (стрекоза, ворона, гепард, дельфин, щука, стриж, окунь, кит, крот, медведка, страус, кенгуру, летучая мышь).

4. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).

5.Карточки с названиями животных.

5. Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.

1.Организационный момент (приветствие).

Учитель: Добрый день, Лера. Я рада тебя видеть, и так начнём наш урок.

2. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение.

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.

Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Учитель: Лера, о чём это стихотворение? (о разнообразии живых организмов).

Учитель: Мир живых организмов многообразен.

ГРАЧ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ  окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ  окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ  живут в почве (окружает почва).

3. Установление темы и целей урока (постановка проблемного вопроса).

На слайдах представлены фотографии животных из разных сред обитания (презентация – слайды 1-3).

Ученица выдвигает предположение и называет тему урока – Три среды обитания живых организмов.

Записывают тему в тетради.

Учитель: хорошо, давай определим цели нашего занятия.

Учащаяся: сама ставит цели по аналогии с прошлой темой.

1.Узнать, какие среды обитания организмов выделяют учёные.

2.Познакомиться с особенностями разных сред обитания организмов.

3. Выяснить, как живые организмы приспособились к жизни в разных средах обитания.

4. Изучения нового материала.

Далее просмотр презентации слайды (4-6).

У тебя на столе лежит информационный лист, с тремя текстами, возьми лист с текстами и поработай над следующим заданием:

Прочитай первый абзац каждого текста, выдели основную информацию о средах обитания и характерных для них условиях, закончи заполнение таблицы в тетради.

Учащаяся: читает текст, анализирует его, оценивает свойства сред обитания (наличие кислорода, количество воды (влаги) и света и пр.), преобразует текст в таблицу:

Не всегда достаточно

Изменения температуры

Значительные

Вывод: среды обитания отличаются своими свойствами.

Учитель: проводит проверку выполнения задания, поэтапно открывает готовую схему в презентации (слайды 7, 8,10, 11, 14, 15,17).

-Скажите, а условия жизни в каждой среде одинаковы? (Нет, в одной много воды, в другой мало, в одной достаточно света, в другой света. Учащаяся перечисляет особенности каждой среды, после чего все выше перечисленное мы объединяем в экологические понятия факторы среды или экологические факторы).

- Как ты считаешь, живые организмы связаны со своей средой обитания? (Да)

- А связаны они друг с другом? (Да)

Взаимосвязь организмов друг с другом и со средой обитания изучает наука экология (слайд 18).

Условия среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды или экологическими факторами.

5. Первичная проверка понимания.

Ученица называют животное и его среду обитания.

6. Физкультминутка. (Цель: предупреждение утомления, активизация внимания обучающейся).

7. Продолжение изучения нового материала.

Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней.

Проблема - выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.

Учитель: Лера, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.

Я предлагаю тебе выполнить следующее задание: Найди в предложенных текстах информационного листа (второй абзац текстов или в тексте §23 учебника) примеры приспособлений живых организмов к средам обитания (по 1-2 примера) и занеси их в свою таблицу. Можешь предложить свои примеры.

Ученица находит нужную информацию и заносит её в таблицу своей тетради.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ

Приспособление к обитанию в данной среде

Показ слайдов презентации (9, 12, 13, 16).

8. Информация о домашнем задании:

Параграф 23 – работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

9. Минутка экологической культуры.

Мы выяснили, что на живые организмы влияют такие условия как свет, вода (влага), количество кислорода, а как вы думаете, человек может влиять на другие живые организмы? Каким образом?

Ученица приводит примеры воздействия человека, высказывает своё мнение и отношение к этому.

Учитель зачитывает стихотворение:

Любите родную природу:

Озера, леса и моря,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Давайте же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей.

Вывод: Уважай и береги всё то, что тебя окружает – родную природу.

10. Обобщение и систематизация материала.

Учитель: Лера, какова тема нашего урока? Как ты считаешь, мы достигли поставленных целей? Что нового ты сегодня узнала?

Ученица и учитель обобщают и оценивают полученные знания. Делают выводы.

11. Закрепление и контроль усвоения нового материала.

Учащаяся выполняет тест.

1.Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2.Чтобы легче передвигаться в толще воды, большинство рыб имеет обтекаемую форму.

3.Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.

4.Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живёт это животное в воздушной среде.

5.Дельфины, как и водные жуки поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.

12. Рефлексия.

Учитель: Лера, сегодня на уроке мы хорошо поработали, узнали много нового.

Оцени, пожалуйста, наше занятие с помощью карточек разного цвета:

Красная – я узнала много нового, мне было интересно.

Жёлтая – я не всё поняла, мне было трудно.

Зелёная – я ничего не узнала, мне было не интересно.

Спасибо, урок окончен.

Информационный лист по теме: Среды жизни на планете Земля.

Наземно-воздушная среда жизни

Организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, называют аэробионтами. По экологическим условиям она самая сложная и разнообразная. Наземно-воздушная среда характеризуется следующими условиями: а) достаточное количество света, б) высокое содержание кислорода, в) недостаток влаги, г) значительные колебания температуры.

Приспособления к наземно-воздушной среде у животных разнообразны – они активно передвигаются, в зависимости от способа передвижения имеют разные виды конечностей (ноги, крылья), покровы тела (перья, шерсть), приспособления для экономного расходования влаги, приспособления для опыления растений.

Водная среда жизни

Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Условия жизни организмов, водной среде характеризуются следующими чертами: а) большая плотность, б) неравномерное распределение света, в) низкое содержание кислорода, г) сглаженные перепады температуры, д) избыток воды, е) наличие растворённых солей и газов.

Приспособление к водной среде обитания у животных: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле. Передвигаются с помощью плавников, ласт, имеют подкожный слой жира, защищающий организм от переохлаждения.

Почвенная среда жизни

Организмы, населяющие почву, называют эдафобионтами. Почва имеет очень плотную структуру, поэтому в неё не проникает свет. Для почвы, как среды жизни, характерны следующие условия: а) низкое содержание кислорода, б) отсутствие света, в)неравномерное распределение воды, г) сглаженные перепады температуры, д) значительное сопротивление при движении.

Приспособления у животных к почвенной среде обитания: роющие конечности, мощные передние зубы – для рытья и перекусывания корней, слаборазвитые глаза и ушные раковины, компактное тело (у крота овальное тело с короткой шеей и коротким хвостом – для удобного передвижения по подземным ходам, короткий мех – для меньшего трения с повой). Выделение слизи на теле у дождевых червей способствует лучшему передвижению в почве.

Разработка урока биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Цель урока: изучить химический состав клеток живых организмов, используя экспериментальный метод.

Оборудование: пробирки в штативе.

Реактивы: перманганат калия, уксусная кислота, гидрокарбонат натрия, перекись водорода (все вещества – в растворе).

Тип урока: комбинированный.

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ресурсы: учебник, презентация, дидактический материал, компьютер, проектор.

Свитедельство о публикации для учителей

Школьные тесты по предметам

Подготовка к ЕГЭ

Задачи по математике

Методическая копилка для педагогов

Как быстро выучить таблицу умножения

Все материалы, представленные на сайте, присланы авторами для публикации, либо взяты из открытых источников в сети интернет и опубликованы исключительно в ознакомительных целях. При копировании материалов прямая ссылка на сайт Конспект.ру обязательна!

Биология – наука о жизни во всех её проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.

Биосфера – оболочка Земли, в которой существует жизнь.

Обязательная и дополнительная литература по теме

  1. Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
  2. Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
  3. Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
  4. Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
  5. Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
  6. Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
  7. Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сегодня мы приступаем к изучению биологии. Человек всегда взаимодействовал с природой. Рождённый самой природой на первых этапах своего развития, древний человек испытывал большие сложности ну, представьте себе, первобытные люди были совершенно не защищены: дикие животные, стихийные бедствия, ядовитые растения, укусы ядовитых животных – были для них опасны и избежать контакта с такой агрессивной природой было практически невозможно, именно поэтому древние люди были вынуждены начать изучение природы.

Однако в древности системного изучения природы не было. Знания, накопленные древними людьми, были оформлены в научные учения гораздо позже.

Кстати говоря, о том, что изучает биология, Вы, конечно же, догадываетесь или уверенно знаете, что биология – это наука о живом.

Совокупность живых организмов на Земле составляет органический мир, или живую природу. Изучением всех проявлений жизни занимается наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе.

На нашей планете сложились уникальные условия, необходимые для развития на ней жизни.

Во-первых, температура на поверхности Земли обеспечивает возможность наличия большого количества воды в жидком состоянии.

Во-вторых, озоновый слой атмосферы Земли защищает от ультрафиолетового излучения, губительного для живых организмов.

В-третьих, солнечные лучи приносят на Землю световую энергию, растения преобразуют её в химическую, которая по пищевой цепи передаётся другим обитателям планеты

Живые организмы на нашей планете очень разнообразны и многочисленны. Они живут на суше, в воде, в почве, в воздухе. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – биосферу (от греч. биос и сфера – шар).

Значение биологии. Биология – очень сложная наука. Биологические знания лежат в основе медицинских и сельскохозяйственных наук. Биология решает важнейшие практические задачи. Одна из них – производство продовольствия. Для того чтобы обеспечить питанием растущую численность населения нашей планеты, необходимо иметь высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных растений и породы животных, а также совершенные методы их выращивания. Эти проблемы нельзя решить, не зная законов биологии.

Очень важна задача разработки методов предупреждения и лечения болезней человека, особенно таких тяжёлых, как сердечнососудистые, рак, СПИД. Решение этой задачи требует глубокого исследования жизненных процессов и механизмов, ими управляющих, как в отдельных клетках, так и в организмах и сообществах.

Благодаря достижениям биологической науки в промышленности широко применяются современные биотехнологии. Например, кефир, простокваша, йогурты, сыры, квас и многие другие продукты человек получает благодаря деятельности определённых видов грибов и бактерий. С помощью современных биотехнологий промышленные предприятия выпускают высокоэффективные лекарства, витамины, кормовые добавки для сельскохозяйственных животных, средства защиты растений от вредителей и болезней, бактериальные удобрения, а также препараты для нужд пищевой, текстильной, химической и других отраслей промышленности и для научных целей.

Важнейшая задача нашего времени, которая встала перед человечеством, – охрана природы и приумножение её богатств. Человек своей хозяйственной деятельностью активно загрязняет окружающую среду, вследствие чего происходит сокращение численности и даже гибель видов животных и растений. Загрязнение окружающей среды отрицательно влияет и на здоровье человека. Остановить развитие промышленности и рост городов невозможно. Но совершенно необходимо предотвратить угрозу, которую несёт этот процесс природе и самому человеку, что также требует глубокого знания законов биологии.

Таким образом, биология изучает не только строение и жизнедеятельность живых организмов, их многообразие и развитие, но и помогает решить проблему сохранения и улучшения условий жизни на нашей планете.

Разбор типового тренировочного задания:

Тип задания: Выбор элемента из выпадающего списка;

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в таблице;

Текст вопроса: Распределите характеристики растительных и животных клеток.

Конспект урока по биологии для 5 класса

Цель урока: создать условия для активизации познавательной активности учащихся; для формирования умений самостоятельно приобретать знания, работать с источниками информации.

· Образовательные - сформировать представление о происхождении жизни, о живых организмах существовавших в разные периоды развития жизни на Земле.

· Коррекционно - развивающие –развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умения анализировать, обобщать материал, делать выводы, сравнивать

· Воспитательные – прививать навыки коммуникативного общения, формировать уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле, к природе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

1. Организационный момент .

2. Актуализация знаний.

Постановка цели урока совместно с учащимися. Где возникла жизнь, как она развивалась, животные прошлого.

3. Изучение нового материала.

Мне в руки попала записка палеонтолога. А вы знаете кто такой палеонтолог? Но в этой записке не хватает слов. Ваша задача прослушать и вставить недостающие слова..

550 млн. лет назад

Развитие жизни на Земле началось 3,5 млр. лет назад, в океане, где для этого были благоприятные условия. Самыми древними ископаемыми живыми организмами считаются строматолиты- скопления синезеленых водорослей. Строматолиты обогатили атмосферу Земли кислородом. Жизнь в древних океанах Земли была сосредоточена у самого дна. Здесь обитали разнообразные многоклеточные животные, питавшиеся органическими остатками. Одни из них неподвижно прикреплялись к грунту, другие неторопливо перемещались по дну или плавали в нескольких сантиметрах над ним. Их общей чертой были мягкие покровы и отсутствие твердого скелета .Примерно 5оо млн. лет назад в океане уже водились разнообразные водоросли и всевозможные животные: медузы, кораллы, морские лилии. Особенно много было трилобитов.2-75 см. жили у дна, где медленно плавали и ползали. Древние рыбы-динихтисы.Первые наземные растения- псилофиты появились на Земле 420 млн. лет назад. Они заселили участки суши по берегам водоемах. Первые растения не имели листьев, а их стебли были покрыты чешуйками.

Закрепление: Текст записки: «Жизнь на Земле зародилась ________________. Это произошло _______ млр. лет назад. 500 млн. лет назад в океане водились ________________________________________________________ .По дну ползали дальние родственники раков _______________________ . В воде плавали хищные рыбы ____________ .проверка – один читает, читаем по цепочке. остальные проверяют. Подсчет баллов.

А сейчас мы с вами перенесемся в следующий период развития жизни на 350 млн. лет назад и узнаем какие же изменения произошли на нашей Земле. А поможет нам в этом наш помощник – учебник. Чтение текста на стр. 96 4 абз.

Закрепление: беседа по вопросам

1. Какой климат был на Земле 350 млн. лет назад? (влажным и теплым, а значит было много болот)

2. Какие растения росли на Земле? (были пышные леса из хвощей, плаунов, папоротников. Слайда 8). А сейчас они есть на Земле? Они видоизменилисьПоказ соврем. Хвощей из гербария.

3. Как называется этот период в истории Земли? (Каменноугольный)

4. А почему он так называется?

5. Какие животные жили в лесах?(пауки, скорпионы, стрекозы).

6. Какие животные жили в многочисленных болотах? (стегоцефалы, произошли от рыб).

Стегоцефалы- это древние пресмыкающиеся, родственники лягушек.

Шло время… На смену земноводным пришли произошедшие от них пресмыкающиеся, которых называют древними ящерами. Это период в развитии земли называют Юрским периодом. Поначалу они были невелики и напоминали современных ящериц. Их сухая кожа, покрытая плотными роговыми чешуйками, препятствовала испарению влаги. Именно это позволило пресмыкающимся прочно обосноваться на суше. 130 миллионов лет назад на Земле царствовали настоящие гиганты- динозавры, бродили стада диплодоков. Динозавры это одна из групп древних наземных пресмыкающихся. Существующие в то время летающие и морские ящеры к динозаврам не относятся. А можем ли мы сейчас в зоопарке увидеть динозавра? Они вымерли 65 млн. лет назад. Ученые выдвигают разные гипотезы (падение метеорита, изменение климата, нехватка пищи, появление млекопитающих), но гипотезы – это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров – так и останется тайной.

Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек… Первые млекопитающие появились примерно 170 млн лет назад. Они были невелики и внешне напоминали современных грызунов. Примерно 150 млн лет назад на Земле появились первые птицы. Самой древней из них считается археоптерикс. Внешне он больше всего напоминал покрытого перьями маленького динозавра. Его челюсти были вооружены острыми зубами. А на каждом крыле было развито по три пальца с сильными когтями. Ученые предполагают, что он использовал их, залезая на стволы и ветви деревьев, с которых планировал на землю.Первые растения с цветами появились примерно 130—125 млн лет назад. Яркие цветки привлекали различных насекомых, которые обеспечили надежную транспортировку пыльцы с одного растения на другое

Зрительная гимнастика.

Быстро или медленно развивалась жизнь на Земле? (очень медленно, миллиарды лет). Ребята, а как вы думаете, развитие жизни на земле закончилось?

Жизнь продолжает развиваться, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных. А некоторые оказались под угрозой исчезновения, в том числе по вине человека, и наша задача – не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

Читайте также: