Как сделать композицию из геометрических фигур

Обновлено: 07.07.2024

Рис. Плоскостные композиции из геометрических фигур.jpg

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять". Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция" означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция" и "компоновка" носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции - это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции - это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: "Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей". Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного - это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом - везде.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Но есть еще один важный элемент в композиции – геометрия. Геометрия в фотографии — это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии.

Геометрические объекты обычно вспомогательные, они усиливают восприятие и могут объединять отдельные элементы фотографии в единое целое. Выбирая ту или иную геометрическую форму в фотографии, автор может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата оказываются очень активными зонами, а для круга или овала – это центр. Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале. Углы не отвлекали внимание от главного — изображения лица. Наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент – это линии. Более подробно о них читайте в нашей отдельной статье.

Фактически, любой объект окружающей среды можно сравнить с какой-либо геометрической фигурой, но все они пробуждают у зрителя разные эмоции и чувства. Простые геометрические формы, такие как круг и квадрат, намного быстрее фиксируются нашим глазом и воспринимаются мозгом, а следовательно и лучше запоминаются, нежели сложные и неправильные. Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, эллипс, ромб всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и (не удивляйтесь) эмоционально.

КВАДРАТ В КОМПОЗИЦИИ

Квадрат - это самая устойчивая, законченная форма, готовая вызывать утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Robertino Nikolic. “Свет играет с геометрией или геометрия со светом?”. Победитель конкурса Black & White Spider Awards, 2007.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: G. Diaz Deleon

ПРЯМОУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Guerel Sahin

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Guerel Sahin

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Joe McNally

ТРЕУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Josh Johnson

КРУГ В КОМПОЗИЦИИ

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Steve McCurry

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Georgios Karamanis

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Elia Locardi

Как и треугольник, круг - очень эффектная геометрическая фигура, которую можно с пользой применить в композиции кадра, хотя и с другим смыслом. В отличие от диагоналей, заряжающих кадр динамикой и напряжением, кривые линии создают гармонию. Таким образом, можно создавать выразительные и информативные композиции, основанные на простых геометрических фигурах.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: William Morris Kahn

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Joe McNally

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Joe McNally

Геометрические объекты можно условно разделить на три группы по их функциям: направляющие линии, разделители пространства и обрамление. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Вадим Докторов

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя. Обрамляющий элемент должен иметь интересный цвет, форму, текстуру или иные примечательные характеристики, но стоит помнить, что обрамляющие элементы должны направлять, а не отвлекать. Особенно хорошо в этом плане работают треугольники или арки. Арка способна создать интересную динамичную композицию.

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Фото: Guerel Sahin

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии - PhotoDzen.com

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометричских фигур для построения композиции.


На рис. 6.1 изображены простые геометрические тела, из которых должна состоять экзаменационная композиция. Кроме уже знакомых вам тел здесь представлены плашки и палочки. Плашки – дополнительные плоские квадратные, круглые и шестиугольные элементы, высота которых равна одной восьмой ребра куба. Палочки – линейные элементы композиции, длина которых равна ребру куба. Кроме того в композиции могут быть использованы тела одних пропорций, но разных размеров. Это так называемые композиции с масштабированием (поскольку на листе в таком случае присутствуют одинаковые тела, но как бы взятые в разном масштабе). Рассмотрите композиции, выполненные абитуриентами в последние годы (рис. 6.2-6.20).

Форма экзаменационной композиции, ее размер, размещение на листе, степень и характер взаимодействия геометрических тел уже давно сложились. Все эти позиции в той или иной степени отражены в экзаменационном задании. Конечно, следует сразу оговориться, что речь пойдет о том экзаменационном задании, которое существует на сегодняшний день – оно, возможно, будет изменено на тот момент, когда вы будете читать этот раздел пособия. Однако будем надеяться, что суть задания будет сохранена, и вы сможете воспользоваться нашими советами и рекомендациями.

Прежде всего, перечислим те критерии, по которым будут оценивать ваши композиции:

• соответствие выполненного рисунка заданию;

• композиционная идея в целом, гармоничность композиционного решения и сложность композиции;

• грамотное изображение отдельных элементов композиции, правильность перспективы и врезок;

• графика, тональное решение;

Теперь остановимся подробнее на каждой из перечисленных позиций. Казалось бы, обязательность соответствия композиции экзаменационному заданию несомненна. Однако порой в процессе подготовки к экзамену в работах учеников случаются не только ошибки в пропорциях и относительных размерах геометрических тел, но и осознанное их изменение. Это, как правило, объясняют тем, что заданные условиями экзамена геометрические тела имеют некрасивые пропорции и соотношения – шестигранник, мол, слишком длинный, а шар маловат. Это верно, но вы уже знаете, что в экзаменационном задании пропорции и соотношения выражаются простыми пропорциями 1:1 или 1:1,5 – и это неслучайно -их просто изобразить и просто проверить. Изменять их нельзя. Это – задание, если вы изменили задание – вы сдаете какой-то другой экзамен. Для большей убедительности этого утверждения представьте, что на экзамене по математике вы умножаете не 2 на 2, как этого требует задание, а 3 на 3, потому что это гармоничнее, интереснее и выразительнее.

Если рассуждать об общем композиционном замысле, то экзамен в традиционно сложился таким образом, что от абитуриента не требуют составить композицию, отвечающую каким-то условиям, девизам (статика, динамика, погашенное движение, тяжесть, устойчивость и пр.), как это делается в некоторых других архитектурных вузах нашей страны. Хорошо это или плохо – это совершенно другой разговор. Важно то, что такая свобода многими абитуриентами воспринимается как узаконенный произвол, когда можно игнорировать все законы композиции, законы гармонии. Зачастую экзаменационные работы превращаются в навал предметов, которые хотя и взаимодействуют друг с другом, но не создают ничего, кроме некоего сложного хаоса. Из всех возможных путей составления композиции этот представляется наихудшим. Архитектурная композиция – вещь многообразная, точнее, может быть таковой, поскольку путей обретения гармонии множество. Но композиция – не хаос. Гармония может быть парадоксальной, но никогда она не возникает из хаоса. Хаос – энтропия, рассеяние, смешение всего. Гармония всегда закономерна, упорядочена, она противостоит энтропии, борется с ней, и цель человека разумного – победа гармонии над хаосом. Композиция там, где гармония.

В своей работе выберите сами близкую вам тему. Это может быть массивная устойчивость или легкое, устремленное в некую условную даль или ввысь движение. Движение может быть закольцовано или погашено, остановлено. Масса может быть плотной или разряженной. Композиция может строиться на метрических, равномерных закономерностях или же, наоборот – на простом или сложном ритме. В ней может присутствовать равномерное распространение массы или резкие, выделенные акценты. Перечисленные свойства могут комбинироваться (кроме тех, конечно, которые исключают друг друга в одной работе). Следует помнить, что ощущение сложности композиции возникает от восприятия сложной гармонии некоего нетривиального замысла, а не только от сложности врезок и уж точно не от нагромождения множества тел.

Еще один вопрос, который часто волнует абитуриента – вопрос о врезках: какие врезки стоит делать, насколько сложными они должны быть, и даже стоит ли их делать вообще? Начнем с того, что врезки в экзаменационной композиции можно и не делать – в экзаменационном задании использование врезок лишь рекомендовано и не является обязательным условием, однако следует понимать, что композиция без врезок значительно уступает в сложности и художественной выразительности. Не забывайте, что вашу композицию будут оценивать в ряду других, а следовательно, делая композицию без врезок, вы заведомо снижаете конкурентоспособность собственной (заботы. Конечно, год от года уровень экзаменационной композиции растет, и это диктует включение в композицию сложных врезок, которые делают экзаменационную работу выразительнее и интереснее. Однако их выполнение требует дополнительного времени, которое в условиях экзамена ограничено. В этой ситуации все зависит от вашего опыта – если вы усердно готовились к экзамену по композиции, скорее всего у вас уже есть свои любимые врезки, которые могут быть достаточно сложными, но, обрисованные много раз, они изображаются легко и, следовательно, быстро. Но не стоит увлекаться сложными врезками, переусложнить работу – помните, что даже композиция, выполненная с применением простых врезок, может быть достаточно сложной и выразительной. Важно также сказать о том, насколько геометрические тела должны врезаться друг в друга. Порой в композициях геометрические тела врезаны так незначительно, что создается ощущение, будто они не врезаны друг в друга, а лишь едва соприкасаются. Такие композиции, как правило, вызывают ощущение нестабильности, неустойчивости и незавершенности. У зрителя появляется непреодолимое желание сделать такую композицию плотнее, глубже врезать друг в друга геометрические тела. Анализируя такую работу, трудно говорить о ней как о композиции – группе гармонично соподчиненных объемов. В других композициях тела так глубоко врезаны друг в друга, что уже непонятно – какие же это тела? Такая композиция, как правило, похожа на сложную массу с торчащими из нее частями геометрических тел и не создает у зрителя ощущения гармонии. Тела в ней перестают существовать как самостоятельные объекты, превращаясь в геометрическую смесь. Если не рассматривать такие крайние случаи (когда геометрические тела почти не врезаются друг в друга или когда они превращаются в единую плотную массу), для создания композиции средней плотности следует придерживаться следующего правила: геометрическое тело должно врезаться в другое (или другие) геометрические тела не более чем наполовину, лучше – на одну треть. Кроме того, желательно, чтобы зритель всегда мог определить основные размеры геометрического тела по его видимой части. Иными словами, если в какое-либо тело врезается конус, на рисунке должна остаться видимой его вершина, значительная часть боковой поверхности и окружности основания. Если в какое-либо тело врезается цилиндр, то видимыми должны остаться части боковой поверхности цилиндра и окружностей его оснований. Особо следует сказать о врезках кубов и четырехгранников – в композиции эти геометрические тела составляют фон или, своего рода, каркас для расположения и врезки других, более сложных в построении геометрических тел. Поэтому допускаются врезки, когда видимые части кубов и четырехгранников составляют менее половины их объемов.

Сложность композиции, конечно же, связана не только с вопросом врезок, но и с вопросом количества геометрических тел. Как правило, условия экзаменационного задания особо оговаривают это количество – не менее 5 и не более 12. Как видите, даже этот диапазон достаточно широк для творчества. Определяя количество геометрических тел в композиции, помните, что чем меньше тел в композиции, тем крупнее они должны быть, тем сложнее их организовать по законам гармонии и красоты, так как каждая связка должна быть обрисована очень точно. Когда количество тел возрастает и уменьшаются их размеры, значительно упрощается задача создания красивых и гармоничных сочетаний геометрических тел вследствие больших возможностей по перемещению отдельных элементов относительно друг друга. Особую роль могут сыграть в композиции плашки. Композиция, в которую включены плашки, выглядит сложнее, интереснее и богаче по сравнению с композицией, где плашек нет. Плашки могут выполнять в композиции самые разнообразные функции. Так, при помощи плашек можно создавать различные объемы. Например, когда необходимо дополнить композицию каким-нибудь геометрическим телом, но все предлагаемые кубы, шестигранники, цилиндры и пр. либо слишком крупны и массивны для этого, либо слишком сложны и нарушают композиционный замысел, привлекая к себе излишнее внимание. В этом случае следует использовать плашки. Одинарная плашка является наименьшим объемом, участвующим в композиции – варьируя количество плашек и их взаимное расположение, можно создавать объемы, самые разные по массе, конфигурации, плотности и сложности.

Плашки могут организовать движение геометрических масс в композиции. Так, например, квадратные плашки останавливают движение, создают на листе ощущение стабильности и завершенности. Квадратные плашки, лежащие в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, активно подчеркивают пространственную структуру композиции, фиксируют ее в плоскости листа. Круглые плашки, особенно вертикальные – похожи на колеса создают ощущение движения, неустойчивости, а иногда просто растаскивают композицию в разные стороны.

Плашками можно усилить в композиции какую-либо плоскость. Например, если композиция почти фронтально, т. е. в ней практически не выражена глубина пространства, развернутую на зрителя поверхность хорошо поддержат дополнительные фронтальные плашки. Если есть необходимость усилить движение в глубину композиции, с этим хорошо справятся включенные в композицию парные плашки, перпендикулярные фронтальной плоскости.

Плашки могут создать красивый, динамичный абрис композиции. Выразительность контура композиции является важным моментом в процессе восприятия композиции зрителем. Иногда на край композиции выходит длинное ребро призмы или образующая цилиндра. Плашки, врезанные в геометрическое тело, могут усложнить объем и разрушить монотонность абриса в данном месте композиции.

В хороших композициях плашки выполняют сразу несколько функций. Умело включенные в вашу работу, плашки способны сделать ее яркой и выразительной, что, безусловно, очень важно. Однако всегда следует помнить о второстепенной роли плашек по отношению к крупной геометрии. Не стоит создавать при помощи плашек слишком значительные объемы. Помните, что основная масса композиции должна набираться из больших геометрических тел (кубов, четырехгранных и шестигранных призм, пирамид, конусов и т. д.), а плашки выступают только как дополнительные элементы.

Создавая композицию, внимательно следите за красивым балансом крупных объемов и плашек. Плашек не должно быть очень много (тем более, что их количество входит в общее число геометрических тел), иначе такая композиция будет напоминать семейство опят на старом пне или изоляторы на линии высоковольтных передач.

Не включайте в композицию большое количество разных плашек, ограничьтесь одним, максимум, двумя видами. В противном случае плашки будут не объединять, а наоборот вносить в вашу композицию хаос.

В тот год, когда эта книга была почти завершена, на экзамене по рисунку композиции плашек не было вовсе. Таким образом, задание значительно усложнилось. Создать красивую и гармоничную композицию только из больших геометрических тел не так просто. Вместо плашек в экзаменационное задание были введены геометрические тела двух разных размеров. Наряду с уже известными вам телами (кубом, четырехгранной и шестигранной призмами, цилиндром, конусом и шаром), в композиции можно было использовать те же геометрические тела в полтора раза большего (или меньшего) размера. При этом пропорции тел сохраняются прежними (1:1,5).

Еще несколько слов необходимо сказать об эскизе экзаменационной композиции. В эскизе можно решить основные композиционные вопросы: найти общие пропорции будущего изображения, размеры отдельных его частей и их место на листе, определить положение линии горизонта, а также направления горизонтальных линий, уходящих в точки схода. Однако найденную в небольшом эскизе гармонию не всегда удается полностью сохранить при переносе замысла на полный лист – так стоит ли вообще делать эскиз композиции?

Ответ на этот вопрос зависит от задачи, которую ставит перед собой рисовальщик, и от его опыта. Упорной работой, желанием и трудолюбием приобретается опыт, следовательно, возрастает сложность задачи. В своих первых работах, когда необходимо просто создать на листе перспективное изображение объема из врезанных друг в друга геометрических тел, занять геометрией весь лист и, по возможности, не допустить серьезных ошибок, вы можете обойтись и без эскиза. Когда опыт позволит вам не только грамотно и стабильно изображать геометрические тела и сложные врезки, но и размышлять о сложной пространственной структуре, движении масс, общем композиционном замысле, эскиз станет необходимым. В эскизе уже на первом этапе работы вы можете сформулировать основную идею, отобрать то, что необходимо включить в композицию, отбросив все лишнее. Постепенно рисовальщик формирует свои собственные представления о том, как должна выглядеть композиция, выявляет и определяет любимые связки геометрических тел, наиболее выразительные и эффектные врезки и композиционные приемы. Тогда опыт позволяет обходиться и без стадии предварительного эскизирования. Рисовальщик, достигший такого уровня, получив исходное экзаменационное задание, строит композицию, опираясь на многократно отработанные блоки и элементы.

Для исправления композиционных недостатков удобно пользоваться калькой. Отрежьте лист кальки на несколько сантиметров больше чем размер вашего рисунка. Положите кальку на уже нарисованную композицию и перенесите на неё те геометрические тела и связки, место которых вы хотели бы сохранить. Другие тела перемещайте в соответствии с вашим замыслом, двигая кальку по композиции, или же меняйте их на другие. Если за один раз вам не удастся внести в композицию все задуманные изменения, возьмите следующий лист кальки. Так продолжайте до тех пор, пока вы не будете удовлетворены результатом. Окончательный вариант изобразите на листе бумаги, предварительно перенеся на него с кальки место и основные габариты всех геометрических тел. Такая последовательная работа очень похожа на процесс архитектурного проектирования, когда архитектор шаг за шагом улучшает, уточняет, совершенствует свой замысел, пока не достигнет идеала. Так и вы улучшайте и совершенствуйте свою композицию, не бросая ее, разрабатывая тему до конца, как золотую жилу пока она не иссякнет. Скорее всего, в этот момент у вас появится новая идея. Она появится сама, рожденная вашими усердием, прилежанием и опытом. Со временем новые идеи потекут потоком, одна интереснее другой. Вы едва будете успевать выбирать лучшие композиции, чтобы их нарисовать. Тогда и вступительный экзамен не застанет вас врасплох, у вас сразу найдется достойный ответ на экзаменационное задание – красивый и выразительный. Но помните, чтобы это было именно так, необходимо упорно и старательно готовиться.

Поделки из геометрических фигур, сделанные из бумаги, покоряют четкостью, строгостью линий. Выглядят некоторые из них не просто оригинально, а шикарно. И, кажется, что делать их невероятно трудно.


В действительности ничего сложного. Достаточно иметь под рукой клей карандаш, лист бумаги и шаговую инструкцию по созданию. И вы сами удивитесь тому, как довольно быстро сделаете прекрасный декор для дома.


Краткое содержимое обзора:

Аппликация

Чтобы понять всю прелесть геометрических поделок своими руками, надо начинать с малого. Самым идеальным решением является геометрическая аппликация.


Самое главное, к созданию этой красоты вы можете привлечь своих деток. Это увлекательное занятие поможет вашему ребенку выработать усидчивость, развить глазомер, пространственное мышление.

Кроме того, во время рабочего процесса он научится совмещать оттенки, узнает, какие геометрические фигуры бывают. И, что немаловажно, разовьет фантазию.








С чего начать?

Самой простой вариацией декоративно-прикладной техники из геометрических фигурок является составление узоров на бумажной полосе.


После того, как набьете руку, можно начать конструировать разнообразные предметы, животных, растения.


Божья коровка

Самый простой вариант геометрической наклеенной картинки. Возьмите белый, красный, черный, зеленый, желтый лист, клей карандаш, ножницы.

Рекомендуем прочитать:


Вырезаем небольшой круг из желтой бумаги – это будет голова. Еще один большего размера из красного полотна, который разрезать пополам. Это крылья насекомого. Из черного листа сделать кругляши (два для глазок, другие пять-шесть для крапинок на крылышках), две полоски (усики).


Начинаем собирать аппликацию

На фото геометрических поделок можно посмотреть, как выглядит насекомое, сделанное таким образом. Итак, сначала приклеиваем на белый лист бумаги голову, к ней, с небольшим заходом, крылья. Они должны быть немного раздвинутыми, имитируя полет.


Далее фиксируем глазки, усики и пятнышки на крыльях. Божья коровка готова. Теперь вырезаем удлиненные треугольники, которые будут служить травкой. Наклеиваем ее по сторонам и снизу.


Все, яркая аппликационная картина, которую можно повесить на стену в детской, готова.


Оригами

Объемные геометрические поделки смотрятся шикарно. Делать их могут как взрослые, так дети. Однако не стоит пытаться сделать сразу сложную фигуру. Здесь, как и в аппликации, лучше начинать с чего-то попроще.

Рекомендуем прочитать:


Такие изделия обязательно понравятся детям, скучать с ними не получится. Вовлеките свое любимое чадо в увлекательный мир занимательной геометрии.


Давайте попробуем сделать куб. Предварительно подготовьте бумагу, клей, ножницы, линейку. Не забудьте распечатать схему (можно нарисовать самостоятельно). И обязательно запаситесь терпением, потому что первый раз самый сложный.


Поделка из бумаги в виде геометрической фигуры куб, является самым простым в исполнении многогранником. Здесь каждая сторона квадратная. Определяемся с размерами граней. Важно, чтобы ширина полотна была не меньше трех сторон квадрата, длина – не более пяти.


Рисуем в длину 4 квадрата (боковые стороны куба должны быть вплотную по одной линии). Под квадратом и над ним изобразить еще по одному. Потом дорисовываются полоски, которыми стороны будут склеиваться.


Если что-то непонятно, можно посмотреть пошаговую инструкцию. Поделки из геометрических фигур из шаблонов, делать совершенно несложно. Все, куб готов.

Рекомендуем прочитать:


Более сложная фигура

Чуть труднее делается конус. Сначала начертить чертежным инструментом окружность и вырезать из нее сектор. Острота конуса будет зависеть от размера вырезанного сектора.


Теперь склеиваем боковую поверхность. После этого измеряется диаметр основания конуса. Далее циркулем чертим окружность, дорисовываем треугольники, чтобы склеить основу с боковой частью. Вырезаем, затем приклеиваем основание. Фигурка в виде конуса готова.







Теперь стало понятно, как сделать поделку из геометрических фигур. Главное – не бояться. Красивыми яркими фигурками можно украшать комнаты для праздников.


В наши дни геометрические фигуры можно встретить в интерьере без каких-либо намеков на стилистику. Просто они способны внести изюминку, наполнив помещение яркими пятнами.


Фото геометрических поделок


























Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Афанасьева Мария

Методические рекомендации по рисунку для самостоятельной работы студентов 1 курса по теме:

Вид СРС: рисунок композиции из геометрических тел по представлению.

Цель: получить начальные навыки в рисунке композиции из геометрических тел, научиться рисовать геометрические тела в соответствии с раскрытием их горизонтальных и вертикальных граней .

Методические рекомендации. На выполнение практической работы отводится 20 часов.

Рисунок композиции из геометрических тел по представлению ставит перед рисовальщиком целый ряд задач различной сложности. Композиция объединяет отдельные геометрические тела в единую систему, гармонично подчиняет их друг другу.

Композиции из геометрических тел, сочлененных друг с другом, которые иначе принято называть врезками, являются важной переходной ступенью от простейших геометрических тел к сложным рукотворным и природным объектам при изучении академического рисунка. Без понимания правил встраивания тел друг в друга в зависимости от их конструктивных особенностей, невозможно верно и реалистично нарисовать здания, автомобили и любую другую технику, а также растения или живых существ, включая человека.

Связки — это объемно-пространственные композиции разной сложности, которые составлены из сочлененных между собой, то есть частично входящих одно в другое, геометрических тел. Отличительной особенностью подобных изображений является то, что их рисуют не с натуры, а создают по воображению, для чего необходимо досконально понимать конструктивные особенности входящих в связку тел. Основная задача при работе над рисунком связки — четко представить конструкцию составляющих композицию тел, а затем изобразить формы и их сочленения с учетом перспективного сокращения. Столь сложную работу невозможно сделать без базовых художественных знаний и значительного объема предыдущей практической работы сначала над геометрическими телами, а после — над постановками. Задания по выполнению связок способствуют тренировке навыков объемно-пространственного мышления. Полученные в ходе изучения врезок навыки служат рисовальщику хорошую службу уже на этапе работы над натюрмортами, а при изображении сложных рукотворных и живых объектов являются абсолютно необходимыми. Приступая к работе над врезанными геометрическими телами, необходимо хорошо понимать свойства основных фигур, которыми обусловлены конструктивные особенности объемных тел, а также уверенно владеть и использовать в работе законы геометрической и воздушной перспективы и светотени. Кроме того, необходимы начальные навыки работы не только с натурными объектами, но и некоторый опыт изображения по представлению и воображению. И, конечно, необходимо уверенно владеть главным инструментом художника — карандашом, потому что все этапы работы ведут без использования линейки, циркуля и других вспомогательных инструментов. За основу для работы чаще всего берут куб или четырехгранник, поскольку в них удобнее всего врезать более сложные геометрические тела — конусы, цилиндры, шары. Использование специальной сетки помогает избежать ошибок в перспективных построениях. Чем многочисленнее и разнообразнее геометрические тела, которые вы включаете в придуманную вами композицию, тем сложнее избегать искажений и ошибок – даже если основа построена качественно. Построение сетки необходимо изучать отдельно, так как это довольно сложная задача, которая занимает определенное время даже у опытного рисовальщика. Однако если сетка построена верно, впоследствии она сэкономит время при работе над композицией. Точно выполненные построения — основа изображения, от которой напрямую зависит результат. Ошибиться на этом этапе недопустимо, именно поэтому при изучении врезанных тел большое значение уделяют методам сочленения различных тел друг с другом. Существуют связки разной степени сложности. К наиболее простым относятся тела с плоскими гранями — кубы и четырехгранные призмы, и изучение темы начинают именно с них.
Видимая часть врезанного геометрического тела должна позволять определить его размеры, для чего видимые части должны составлять половину и более его общего объема. Так, при сочленении с цилиндром необходимо показать окружности его оснований и значительную часть боковой поверхности, при сочленении с конусом — вершину, основание и боковую поверхность. Универсальный способ выбора линии, по которой будет врезано тело, — ориентироваться на оси симметрии, высоты и другие линии, и членения, заложенные в конструкции тел. Тела должны врезаться друг в друга не менее чем на одну треть и не более чем наполовину. Если пренебречь этим принципом, композиции окажутся либо слишком разреженными, вызывающими ощущение, что тела едва касаются друг друга, либо до такой степени плотными, что уже сложно определить, из каких именно тел они составлены. И то, и другое вызывает чувство дисгармонии и является нарушением композиционных законов, а следовательно, ошибкой.

Принципы организации композиции.

1.Структурный каркас композиции - упорядоченная совокупность элементов и связей. Форма и масса имеют структуру. Существует функциональная структура, конструктивная структура, структура членений , ритмическая структура и т. д.

2.Принцип иерархии масс элементов .

Главный элемент формы - композиционный центр , который находится на пересечении всех её осей. Способ вычисления центра - противопоставление центра окружающим элементам по величине, сложности. Дополнительные элементы - фоновые части композиции.

3. Использование повтора сходных структур .

Принцип повтора сходных структур: повторяться могут все признаки формы (размеры, геометрический вид, ориентация в пространстве, способы врезки, соединения и усечения и т. д.).

4. Соблюдение соразмерности частей и целого (пропорционирование).

Соотношение общих размеров формы и её частей - масштабность . Для абстрактной объёмной композиции используют геометрические тела и их элементы разных размеров. Осевая и зеркальная симметрия ассоциируется со статичными формами. Смещение, изменение размеров, пропорций, очертаний элементов организуют скрытую динамику формы. Нарушения симметрии формы гармонично воспринимаются при сохранении зрительного равновесия (баланса) между ее элементами. Нарушение порядка может привести к хаотичности формы и утрате целостности, неоправданному усложнению структуры.

Композиционные средства

1- Ритм - повторение подобных элементов с постепенным изменением размера, конфигурации повторяемых форм и интервалов между ними.

2. Метр – ритм без изменений размеров в композиции нежелателен. Одинаковые геометрические тела используются в одной композиции разных размеров.

3. Пропорции организуют метр и ритм. Пропорции - числовое отношение размеров (длина, ширина, высота) элементов композиции и размеров самой композиции. D.

4. Контраст - противопоставление элементов композиции по какому-либо признаку: величине, пропорциям, направлению, геометрии, сложности и т. д.

5. Нюанс - едва заметные изменения формы.

Использование принципов и средств в разных соотношениях придает композиции разные свойства выразительности:

1. Статичность композиции - отсутствие развития. Для этого используют симметрию, равновесие, нюансы, статические композиционные оси (горизонтальные и вертикальные). Статичность делает форму строгой и величественной.

2. Динамичность - развитие композиции с использованием криволинейных осей, смещения и усложнения центра композиции, асимметрией и нарушением баланса, контрастом элементов формы. Динамичные формы вызывают ассоциации энергии, импульса, роста, развития.

3. Массивность композиции - крупное членение, высокая плотность элементов. Контраст между крупными и мелкими элементами выявляет массивность. Массивность статична, так как тяжеловесна.

4. Лёгкость структуры - использование мелких членений, вытянутых элементов, увеличение интервалов. Лёгкие структуры динамичны, воздушны, ажурны.

5. Устойчивость на горизонтальной плоскости - невысокое положение центра тяжести. Тектоникой называется выявленная при помощи средств художественной выразительности работа элементов композиции, направленная на сопротивление силе тяжести. Неустойчивые структуры вызывают чувство нестабильности.

Из нескольких тел получается сложная геометрическая структура, которая существует как одно тело. Граница между такими телами – линия врезки, которые бывают простыми и сложными.

Работу можно начинать с копирования врезок, а затем, переходить к композиции по представлению.

Осмысленное копирование построения врезок - базовое упражнение по развитию пространственного мышления. При копировании нужно строить все вспомогательные линии.

Начинают работу с врезок простых геометрических тел- кубов и прямоугольных параллелепипедов.

hello_html_355119d1.jpg
hello_html_764655ce.jpg

Затем вводятся гранёные геометрические тела – призмы и пирамиды.

hello_html_m158a6b24.jpg
hello_html_581ee8b1.jpg

На следующем этапе добавляются тела вращения – цилиндры, конусы, шары.

hello_html_m2fd02bad.jpg
hello_html_14ba8ca9.jpg

hello_html_1f3240ba.jpg
hello_html_ma6a87de.jpg

hello_html_1e2bc289.jpg


Итоговая работа – композиция по представлению, состоящая из 6-8 врезанных друг в друга геометрических тел (без линейки и циркуля).

hello_html_m548def29.jpg
hello_html_14366b0d.jpg

Критерии оценки

Грамотное перспективное изображение и построение линий врезок. Качество графической проработки объемной модели.

Есть недочёты в перспективном изображении и построении линий врезок. Достаточно качественная графическая проработка объемной модели.

Есть недочёты в перспективном изображении и построении линий врезок. Не достаточно качественная графическая проработка объемной модели.

Рекомендуемая литература/Интернет-ресурс:

1. Станьер Питер, Розенберг Терри. Практический курс рисования. Минск, 2005

2. Ростовцев Н. Н., Соловьев С. А. Техническое рисование. Пособие для студентов худож. - графич.факультетов. М., 1979

3. Джовани Чиварди. Техника рисунка. М., 2002 6. Материалы и техники рисунка. Под ред. Королева В. А. М., 1987

Читайте также: