Как сделать клятву себе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.

Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.

Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.

Клятва

  • Клятва Библейская энциклопедия
  • Клятва Богословская энциклопедия
  • На тех, которые часто клянутся свт. Григорий Богослов
  • Правило 29. О клятве свт. Василий Великий
  • Клятва М. Олесницкий
  • Клятва проф. И.М. Андреевский
  • О клятве А.Г. Долженко
  • О клятвах Е. Попов
  • О клятве митр. Сергий (Ляпидевский)

Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.

Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).

Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.

Чем угрожает клятва православному человеку

В разговорах часто можно услышать, как человек чем-то клянется в желании переубедить собеседника. Порой это делается настолько легкомысленно, что человек даже не задумывается о последствиях. Но слово – это сила, с помощью которого Господь сотворил мир, небо, землю и всех тварей. Оно может как поднять человека, так и убить. Ведь не зря дети просят благословение родителей. А проклятие матери считается самым убийственным выражением.

Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.

Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.

Что делать при нарушении клятвы?

Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.

Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].

Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].

Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].

Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.

Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].

Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.

Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].

Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.

Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?

Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.

В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).

Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).

Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

Это наставление обусловлено рядом причин.

Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).

Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.

Каждый Новый год многие из нас в очередной раз обещают себе похудеть, выучить иностранный язык или заработать миллион. Но к середине февраля уже забывают о поставленной перед собой цели. Чтобы осуществить задуманное, нужно переложить бизнес-практики на личную жизнь

Пришло время подводить итоги уходящего года и строить планы на новый. А как подводить эти итоги, если большинство из нас уже и не помнят, что обещали себе за праздничным столом. А те, кто смутно помнит, уж лучше бы забыли и не портили себе настроение нулевым прогрессом. Рассмотрим, как принципы классического проектного менеджмента помогут материализоваться новогоднему волшебству.

Новогодняя клятва

Новый год традиционно ассоциируется с обновлением: календарного года, финансового цикла (для тех, кто закрывает финансовый год 31 декабря), ну и, конечно, жизненного отрезка длинною в 365(6) дней. Это время, когда принято ставить цели и в очередной раз обещать себе похудеть, сдать на права, заработать миллион, записаться в спортзал (выбрать актуальное из списка) и прочее. Другое дело, что большая часть новогодних клятв нарушается или забывается уже ко второй неделе февраля.

В бизнес-среде такое колоссальное невыполнение плана обернулось бы для большинства из нас в лучшем случае потерей премии. А по факту беспощадно бьет по нашей самооценке. Так как же, говоря деловым языком, оптимизировать процесс не только постановки, но и выполнения новогодних обещаний? Сделать так, чтобы в конце года был повод похвалить себя и отметить достижение запланированных под бой курантов не только рабочих, но и личных целей?

К данной задаче необходимо подойти именно с деловой стороны и взять на вооружение бизнес-практики, которыми мы пользуемся в повседневной профессиональной деятельности.

Формируем задачу

Оценить ресурсы

Ни один толковый менеджер не надеется на новогоднюю фею при планировании ресурсной составляющей проекта. Еще на предпроектной стадии ведется кропотливая работа по оценке необходимых ресурсов и их распределении во времени. Так и с новогодними желаниями: не кривя душой, следует реалистично оценить, хватит ли у вас личного резерва на исполнение вашего же желания. При этом резерв может принимать различные форматы: время, деньги и энергия.

Разделить на этапы

Ну и наконец большинство из нас — прокрастинаторы со стажем, и неудивительно, что в основном пик рабочего ажиотажа приходится именно на последние пару недель квартала. Поэтому при отсутствии промежуточных этапов в течение года мы просто рискуем подзабыть к последней неделе уходящего года, а что же мы, собственно, загадали в самом его начале.

Мотивационная система

Новый год — это время, когда всем нам хочется верить в сказку. Можно оставить свои желания на волю чуда и волшебства. А можно подстраховаться и снизить риски сказки не стать былью посредством применения хорошо проверенных приемов проектного менеджмента.

Видео

Чем угрожает клятва православному человеку

В разговорах часто можно услышать, как человек чем-то клянется в желании переубедить собеседника. Порой это делается настолько легкомысленно, что человек даже не задумывается о последствиях. Но слово – это сила, с помощью которого Господь сотворил мир, небо, землю и всех тварей. Оно может как поднять человека, так и убить. Ведь не зря дети просят благословение родителей. А проклятие матери считается самым убийственным выражением.

Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.

Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.

Отношение к клятве в христианстве

Если обратиться к Ветхому Завету, то там можно увидеть наставление клясться именем Бога:

Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и к Нему прилепись и Его именем клянись.

Обычай этот был закреплен законом Моисея. В Ветхом Завете можно найти немало примеров различных клятв. Если же обратиться к тексту Нового Завета, можно заметить, как сильно изменилось отношение к клятвам. В Нагорной Проповеди Иисус отменяет обряд клясться именем Бога.

С этого момента, главным свидетелем человеческих д

С этого момента, главным свидетелем человеческих деяний становилась совесть, а совесть — это голос Бога в человеке. Иисус Христос, налагая запрет на клятвы, произносит следующие слова:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

Так почему нельзя клясться в православии? Иисус говорит о том, что во время клятвы человек говорит о чем-то ценном: небе, Родине, собственной жизни. Однако ничему из этого он не является хозяином, ничем из этого он не владеет. Владеет и управляет всем сам Бог. Следовательно, права распоряжаться тем, чем человек не владеет, он не имеет. Вот почему нельзя клясться Богом, жизнью или чем-либо еще.

Клятва

  • Клятва Библейская энциклопедия
  • Клятва Богословская энциклопедия
  • На тех, которые часто клянутся свт. Григорий Богослов
  • Правило 29. О клятве свт. Василий Великий
  • Клятва М. Олесницкий
  • Клятва проф. И.М. Андреевский
  • О клятве А.Г. Долженко
  • О клятвах Е. Попов
  • О клятве митр. Сергий (Ляпидевский)

Что делать при нарушении клятвы?

Клятвой называют обещание данное для выполнения чего-либо, или невыполнения. При отсутствии крайней необходимости не следует давать клятву. Необходимо также оберегать свой язык от привычки постоянной клятвы. Иногда мы попадаем в такие ситуации когда необходимо подкреплять наши слова клятвой, в таких ситуациях когда наши являются истинной давать клятву можно.

Существует три вида клятв:

1. Клятва данная непреднамеренно.

Непреднамеренная клятва, произнесенная непроизвольно не может считаться полноценной клятвой. Так как эта клятва делается не для того, чтобы подтвердить правильность чего-либо. Эта клятва состоит из слов, случайно слетевших с языка. Искуплением за такие клятвы, является избегание их впредь.

3. Клятвы, направленные на то, что произойдет в будущем.

Искупая ложную клятву необходимо накормить или одеть десять бедняков.

Человек волен выбрать любой из этих видов искупления. Если же человек не в состоянии выполнить ничего из этого, то за каждую нарушенную или ложную клятву следует соблюдать трехдневный пост.

Читайте также: